Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Город Орёл в творческой лаборатории Н.С. Лескова Ашихмина Елена Николаевна

Город Орёл в творческой лаборатории Н.С. Лескова
<
Город Орёл в творческой лаборатории Н.С. Лескова Город Орёл в творческой лаборатории Н.С. Лескова Город Орёл в творческой лаборатории Н.С. Лескова Город Орёл в творческой лаборатории Н.С. Лескова Город Орёл в творческой лаборатории Н.С. Лескова
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ашихмина Елена Николаевна. Город Орёл в творческой лаборатории Н.С. Лескова : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Ашихмина Елена Николаевна; [Место защиты: Орлов. гос. ун-т].- Орел, 2010.- 243 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-10/1161

Введение к работе

Литературное краеведение – одна из самых интенсивно развивающихся областей современной филологической науки. Интерес к региональной литературе связан, прежде всего, с тем, что в обществе возникли потребность в осознании национальной идентичности и необходимость формирования национальной идеи. Об активности научного поиска в этой области свидетельствуют конференции по проблемам литературного краеведения, регулярно проходящие в Москве, Твери, Курске, Екатеринбурге, Ельце, Орле, многочисленные сборники научных статей, книги, монографии.

В современной науке существуют четыре термина, характеризующие основной объект литературного краеведения: «культурное гнездо», «региональная литература», «областная литература» и «локальный текст». Термин «культурное гнездо» связан с культурно-историческими исследованиями Н. К. Пиксанова, П. Н. Сакулина, А. М. Путинцева. Теория регионального изучения литературы, которая стала складываться во второй половине ХХ века, – с научными изысканиями Н. С. Травушкина, П. В. Куприяновского, Н. А. Милонова. Специфические особенности областной литературы и методики ее изучения рассматривались К. Г. Бронниковым и Н. А. Соболевым.

Наиболее востребованным в литературоведении последних десятилетий является термин «локальный текст» в его конкретных проявлениях: «петербургский текст», «московский текст», «пермский текст», «тверской текст», «орловский текст». Город, в таком контексте, воспринимается как культурный топос, «приуроченный к определенному месту <…> замкнутый границами локального сообщества».

Исследования локального текста способны пролить свет на творческую историю художественных произведений. Проблемы возникновения писательского замысла, формирования сюжета и композиции литературного произведения, источники художественных образов часто оказываются непосредственно связанными с местом создания произведения или с местом, изображенным в нем. Поэтому именно локус является неотъемлемой составляющей изучения творческой истории художественного текста, раскрывающей «объективно-художественный смысл». Восстановление процесса создания литературного произведения, установление источников художественных образов, выявление прототипов являются продуктивной составляющей научной деятельности. К началу 70-х годов XX века насчитывалось уже более 3500 печатных трудов этого типа (в том числе книги Н. К. Пиксанова о А. С. Грибоедове, В. А. Жданова и Э. Е. Зайденшнур о Л. Н. Толстом, Н. П. Белкиной о А. М. Горьком). Изучение творческой истории остается актуальным и для современной науки. Так, за последние годы были защищены диссертации, посвященные творческой истории произведений Л. Н. Толстого (Т. Н. Архангельская), Ю. Н. Тынянова (А. Б. Блюмбаум), Ю. В. Трифонова (Н. А. Бугрова), И. С. Тургенева (В. А. Лукина и И. В. Чуприна), И. С. Шмелева (Л. Ю. Суровова), Ф. М. Достоевского (Н. А. Тарасова) и др.

Анализ характера художественного обобщения, принципов типизации реальных лиц и жизненных ситуаций неминуемо включает в себя интерес к прототипическому материалу. Знание реальных фактов, вошедших в художественную ткань произведения, позволяет наглядно выявить связь литературного творчества писателей с жизнью. Еще Н. Г. Чернышевский утверждал, что сюжеты, взятые из действительно случившихся событий, обладают явными и неоспоримыми преимуществами перед сюжетами вымышленными. Н. С. Лесков неоднократно указывал на реальную действительность («правда, но сшивная») как источник сюжета и главную задачу творца видел в том, чтобы достоверно изобразить время, картину нравов. «… Я большею частью списывал живые лица и передавал действительные истории, – признавался Лесков. – <…> я всегда нуждался в живых лицах, которые могли заинтересовать своим духовным содержанием. Они мною овладевали, и я старался воплощать их в рассказах, в основу которых тоже весьма часто клал действительное событие». Большая часть произведений писателя «не вымысел – это свод событий одного времени и одной природы».

Исследователи литературного творчества Лескова и его мемуаристы, как правило, соотносили жизненные вехи писателя с историей создания его произведений. Многие рассказы и повести Лескова содержали в себе события, происходившие во времена детства и юности, на что указывал сам автор. Поэтому большинство исследователей отмечает особую ценность «орловских впечатлений» для понимания творчества великого бытописателя.

Поскольку существовали прямые ссылки Лескова на те или иные ситуации и обстоятельства, имевшие место в Орловской губернии, архивные источники долгое время не привлекались исследователями его творчества, и начальные годы жизни писателя оказывались в поле зрения авторов в наименьшей степени. Это объясняет, почему даже биографические данные писателя ранних лет его жизни не всегда передавались точно и не анализировались.

Значимость орловских впечатлений Лескова подчеркивали современники писателя А. И. Фаресов и П. В. Быков. Однако, лишь труд А. Н. Лескова, являющийся уникальным явлением в лескововедении, как одновременно представляющий собой и скрупулезное исследование, и мемуарные свидетельства, позволил поднять лескововедение на новый уровень.

Связь малой родины Лескова с его последующим творчеством отмечали такие исследователи, как И. Я. Айзеншток, А. И. Белецкий, П. П. Громов, В. А. Лебедев, И. З. Серман, Б. М. Эйхенбаум и др. Одними из первых советских литературоведов, занявшихся разработкой архивов Лескова до издания «советского» собрания его сочинений, стали В. А. Гебель, Л. П. Гроссман и Б. М. Другов. Исследование Гебель было посвящено моментам возникновения и разработки сюжетов в творчестве Лескова, многие из которых возникли из впечатлений, полученных на родине. Гроссман в книге «Н. С. Лесков. Жизнь – творчество – поэтика» обозначил особую значимость ранних впечатлений Лескова, назвал орловских знакомых писателя, ставших впоследствии героями его произведений. Однако сведения о ранних годах жизни Лескова Гебель и Гроссману удалось дать лишь в рамках имевшейся источниковой базы.

Б. М. Другов также опирается на свидетельства Лескова и воспоминания современников писателя. Годы жизни писателя в Орле не описывались автором подробно; исследователь лишь отметил, что в 1847 году будущий писатель служил в местной Уголовной палате.

Биографические материалы были представлены и в одиннадцатитомном собрании сочинений Н. С. Лескова (1956-1958). Авторы работы «Н. С. Лесков. Очерк творчества» П. П. Громов и Б. М. Эйхенбаум не отрицают влияния малой родины на писателя, указывая, что «без него наша литература второй половины XIX века была бы очень неполной: не была бы раскрыта с такой убедительной силой и такой проникновенностью жизнь русского захолустья с его “праведниками”, “однодумами” и “очарованными странниками”, с его бурными страстями и житейскими бедами, с его своеобразным бытом и языком».

Более детально рассматривали соотношение жизненных впечатлений Лескова с его литературными замыслами И. Я. Айзеншток, И. З. Серман, А. И. Батюто и Л. В. Домановский.

Важную работу в исследовании биографии Лескова и ее влиянии на творчество писателя провели орловские литературоведы Л. Н. Афонин, В. А. Громов и А. И. Понятовский, которые высоко оценивали значимость детских и юношеских лет Лескова, проведенных в Орловской губернии. Хотя эти исследователи не ставили перед собой цель детального изучения биографии писателя, однако, оценивая творчество писателей-земляков и их вклад в развитие русской и мировой литературы, они акцентировали внимание на годах, проведенных великими литераторами на их малой родине. Отдавая должное писательскому мастерству Лескова, эти советские литературоведы, тем не менее, рассматривали события в жизни писателя с позиций господствующей в обществе идеологии. Так, в описании дореволюционного Орла авторы фактически опускали положительные моменты, духовенство, как правило, характеризовалось ими негативно, недооценивалась роль Орловской гимназии в становлении личности Лескова.

Не отрицали влияния внешней среды на творчество Лескова и иностранные авторы, в частности, исследовавший «Соборян» Томас Икман, В. С. Притчет, Уолтер Бенджамин, Хью Маклин, а также Томас Л. Аман. Сравнивая Голована и Жильята, Лари Р. Эндрюс указывает, что отец и бабушка писателя изображены в повести «Несмертельный Голован» «как они есть». Зарубежные исследователи, как правило, не анализируют начальный период жизни Лескова, сообщая лишь общие биографические данные.

Изучение жизненной первоосновы произведений Лескова стало предметом исследования таких отечественных литературоведов и историков, как Р. М. Алексина, Л. А. Аннинский, А. А. Горелов, В. В. Ефремова, А. В. Михайлов, Н. И. Озерова и др. В течение 1980-х –2010 годов ими были написаны десятки статей, посвященных «орловской» биографии Лескова, влиянию детских и юношеских лет писателя на его творчество. Исследовались сюжеты произведений Лескова, рассматривались достоверность вымысла и особенности мировоззрения писателя. Р. А. Алексина и А. А. Горелов ввели в научный оборот новые материалы о родителях и близких родственниках Лескова, о пребывании будущего писателя в гимназии и Орловской Палате Уголовного суда. При всей значимости и новизне материала, внесенного в лесковиану Алексиной и Гореловым, в силу объективных обстоятельств авторы не в полной мере подвергли изучению имеющиеся источники, а потому от их внимания укрылись важные моменты биографии писателя, выходящие на творческую историю создания его литературных произведений и на прототипы его персонажей.

Каждый писатель является носителем и представителем культуры локуса (города), в котором он формировался как личность, поэтому жизненные впечатления, зафиксированные как на сознательном, так и бессознательном уровнях, не могут не находить своего отражения в творческой деятельности. Именно потому в художественной картине мира Лескова существенным является изображение Орла, города, который занимает важное место в культурно-духовном пространстве России.

В науке сложились основные принципы изучения города как объекта литературоведческого анализа. Впервые к проблеме методики анализа города исследователи обратились в 20-е годы ХХ века, когда обострился интерес к литературному краеведению. И. М. Гревсом и Н. П. Анциферовым были разработаны основные положения изучения города в системе художественного творчества как внутренне целостного «субъекта», «собирательную личность, живое существо, в «лицо которого мы должны вглядеться, понять его «душу». На человека, живущего в конкретной местности, влияет «естественное окружение» – «геология, рельеф, воды, климат, флора и фауна», картина города (панорама, пейзаж), исторические памятники и «люди, сложившиеся в нем». Можно считать, что эти условия создают социокультурное поле, погружение в которое оказывает комплексное воздействие на личность.

Феномен социокультурного пространства (поля) последнее время изучается исследователями разных отраслей знаний. Наиболее важными для понимания проблемы стали идеи, предложенные философами. В первую очередь это касается самого определения социокультурного поля. В числе наиболее значимых публикаций можно назвать работы В. И. Ильина, который считает, что «социокультурное поле – это ситуация взаимодействия, порождающая новое надындивидуальное (системное) качество. В результате не отдельные элементы, а социальное поле предопределяет поведение человека, которое в свою очередь превращается в элемент поля, размывая границу между причиной и следствием, субъектом и средой». Осмысление социокультурного поля нашло отражение в монографиях П. Бурдье, Н. И Лубашовой, П. А. Сорокина, О. П. Мамоновой, Э. Г. Истоминой, Е. В. Листвиной и др. Авторы оценивают социокультурное поле как важнейший фактор, относящийся к числу тех, что способствуют «идентификации места индивида или группы в социуме», оказывают влияние не только на макро-, но и на микроуровне.

Орел, как и каждый населенный пункт, имел определенное социокультурное поле, которое складывалось на протяжении целого ряда столетий. Оно оказало влияние на формирование творческой личности Лескова, опосредованно проявившись в художественном творчестве писателя. К факторам, перечисленным И. М. Гревсом и называемым им «естественным окружением», на наш взгляд, необходимо добавить ряд условий, определяющих специфику социокультурного поля. В статье «Социокультурное поле как фактор развития духа творчества в Орловском крае (к постановке проблемы)» автор данного диссертационного исследования включил в понятие социокультурного поля социально-экономическую реальность, различающуюся на каждом определенном этапе исторического развития, этнокультурную, бытовую и духовную среду. Рассматривая влияние Орла на формирование личности Лескова, необходимо оценить этот город во всем многообразии его экономического, социально-политического и историко-культурного развития.

Несмотря на достаточно большое количество исследований, касающихся различных сторон творчества Лескова, рассматривающих проблему прототипов и творческую историю создания его произведений, не существует ни одного системного исследования, которое могло бы в полной мере дать ответ на вопрос о комплексном влиянии социокультурного поля Орла на Лескова. Именно этим обусловлена актуальность настоящего исследования.

Объектом диссертационного исследования является жизненный путь и творческая биография Н. С. Лескова.

Предмет исследования – годы жизни Н. С. Лескова в Орле и влияние, которое оказал «орловский период» на формирование творчества писателя.

Целью нашего диссертационного исследования является выявление и фиксация факторов влияния города Орла на личность и творчество Лескова.

Цель определяет следующие задачи:

изучение орловского культурного ландшафта и городской среды 1831 – 1849 годов;

рассмотрение городских реалий в «орловских» произведениях писателя;

выявление орловских личных и семейных связей Лескова, их влияния на формирование личности писателя;

- уточнение роли Орловской гимназии в формировании личности Лескова;

оценка периода службы Лескова в Орловской Палате Уголовного суда;

выявление новых «орловских» прототипов персонажей Лескова; расширение и уточнение данных о лесковском окружении;

выявление особенностей реализации личных впечатлений писателя «орловского периода» в его художественном творчестве;

разработка типологии «орловских» прототипов персонажей и сюжетов Лескова.

Источниковой базой данной диссертационной работы послужили в первую очередь тексты Николая Семеновича Лескова, а также документы Государственного архива Орловской области, а именно: фонд 580 «Канцелярия Орловского губернатора», фонд 588 «Канцелярия Орловского губернского прокурора», фонд 593 «Орловская городская дума», фонд 475 «Орловский городовой магистрат», фонд 5 «Орловская палата Уголовного суда», фонд 760 «Уездные временные ревизские комиссии всероссийских народных переписей населения», фонд 78 «Орловская Дирекция народных училищ», фонд 64 «Орловская губернская мужская гимназия», фонд 704 «Орловский комитет помощи пострадавшим от пожара жителям города Орла 26 мая 1848 года», фонд 101 «Церкви Орловской епархии»; фонд 22 «Документы Орловской губернской строительной и дорожной комиссии, строительного отделения Орловского губернского правления и Орловской городской управы». В фондах 64 и 78 содержится важный материал об Орловской гимназии и Дирекции училищ Орловской губернии: о преподавательском и гимназическом составе, о методах управления учебными заведениями, о характере поощрений и наказаний учеников, о ротации кадрового состава и учащихся. В них также имеются формулярные списки учителей, личные дела гимназистов, классные журналы, дающие возможность анализировать образовательный процесс и успеваемость Николая Лескова. В фондах Канцелярии Орловского губернатора и губернского прокурора содержится достаточно большое количество документов, касающихся пребывания Н. С. Лескова на службе в Орловской палате Уголовного суда; фонды Городской думы и Орловского городового магистрата позволяют анализировать свидетельства экономической, социальной и политической жизни Орла середины XIX века. Изучая фонд церквей Орловской епархии, можно оценить важные особенности духовной жизни города. Самым незначительным по объему является фонд 5 «Орловская Уголовная палата». По разным причинам материалы фонда во многом оказались утраченными. Однако этот пробел восполняется за счет документов Канцелярии Орловского губернатора, куда доставлялись рапорты по наиболее важным направлениям деятельности Уголовной палаты, а также списки совершивших преступления дворян с изложением существа их преступных деяний.

Важным источником при написании диссертационного исследования стали мемуарные свидетельства современников, прежде всего, Андрея Лескова. Особую группу источников составляет периодическая печать, в частности, газета «Орловские губернские ведомости» 1840 – 1852 годов, в которой помещались материалы, касающиеся различных аспектов жизни губернии и ее центра. Наконец, еще одну группу источников составили различные документальные и статистические издания – орловские Адрес-календари, списки владельцев усадебных мест города Орла, списки населенных мест губернии, карты и планы Орла и окрестностей, которые помогали уточнять местонахождение государственных учреждений, учебных заведений, торговых предприятий и частных владений. Все эти документы и материалы позволили воссоздать общую картину жизни города Орла середины XIX века.

Методы исследования. Методологической основой исследования стал комплексный подход, который позволил произвести текстологический анализ художественных текстов с использованием документальных источников как необходимой основы изучения творческой истории произведений и биографии писателя.

В работе учитываются основные положения современного отечественного лескововедения, разработанные Л. А. Аннинским, Б. Я. Бухштабом, И. П. Видуэцкой, А. А. Гореловым, Б. С. Дыхановой, О. В. Евдокимовой, Н. Н. Старыгиной, И. В. Столяровой, Н. И. Озеровой, В. Ю. Троицким.

В процессе реконструкции отдельных событий биографии Лескова применялись биографический и историко-литературный подходы, в поиске прототипов персонажей писателя – типологический и историко-функциональный методы.

Научная новизна работы заключается в том, что впервые на основе неизвестных и малоизученных архивных документов и источников сделана попытка комплексно оценить место и роль орловского периода жизни Лескова; открыты ранее неизвестные факты его биографии, уточнены подробности пребывания писателя в Орловской гимназии и в Уголовной палате, найдены неизвестные прототипы персонажей, расширена уже имевшаяся информация о людях, ставших прототипами его произведений. Это позволило во многом переосмыслить значение орловского периода для формирования творческой лаборатории писателя.

Выделяется ранее мало признаваемый лескововедами «орловский» период жизни писателя.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Формирование Николая Семеновича Лескова как личности и как писателя проходило под непосредственным влиянием социокультурного поля Орловской губернии середины XIX века и в частности, города Орла. Детали городского быта времен детства писателя, общезначимые орловские события, обстоятельства жизни семьи Лесковых, зафиксированные в его произведениях, являются важным свидетельством воздействия социокультурной среды на создание художественного мира писателя.

2. В противовес устоявшейся в лескововедении точке зрения о незначительности влияния Орловской гимназии на формирование личности Н. С. Лескова анализ архивных материалов и художественного творчества позволяют утверждать, что учителя и время обучения в гимназии оставили существенный след в биографии писателя и отразились в его творчестве.

3. Служба в Орловской Уголовной палате явилась источником части сюжетов произведений Лескова. Наблюдение за жизнью через следственные дела оказало серьезное воздействие на будущего писателя.

4. Значительность влияния социокультурного поля Орла на Лескова позволяет выделить «орловский период» как особый этап жизни писателя.

Теоретическая значимость диссертации заключается во введении в научный оборот термина «орловский период» жизни Н. С. Лескова, обосновании термина, установлении его границ, а также в разработке типологии героев Лескова, имеющих орловские прототипы, и сюжетов, восходящих к орловским событиям.

Практическая значимость исследования состоит в том, что основные положения диссертационной работы могут быть использованы в корректировке научной биографии Лескова, в дальнейшем историко-литературном исследовании его творчества, а также в практике школьного и вузовского преподавания русской литературы XIX века, литературного и исторического краеведения.

Апробация работы. Основные положения работы были изложены в докладах на международных конференциях, посвященных творчеству Лескова (Орел, 2006 – 2009), международной конференции «Творчество писателей-орловцев в истории мировой литературы. (Орел, 2004), всероссийских конференциях в Москве, Орле, Туле.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений, в которых представлены статья автора диссертации «Орловские культурно-исторические реалии середины XIX века их влияние на формирование личности Н. С. Лескова», информация об архипастырях Орловско-Севской епархии, описанных в произведениях Лескова. Объем диссертации составляет 203 страницы.