Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественная картина мира в прозе С. Н. Терпигорева Сухоруков Алексей Львович

Художественная картина мира в прозе С. Н. Терпигорева
<
Художественная картина мира в прозе С. Н. Терпигорева Художественная картина мира в прозе С. Н. Терпигорева Художественная картина мира в прозе С. Н. Терпигорева Художественная картина мира в прозе С. Н. Терпигорева Художественная картина мира в прозе С. Н. Терпигорева Художественная картина мира в прозе С. Н. Терпигорева Художественная картина мира в прозе С. Н. Терпигорева Художественная картина мира в прозе С. Н. Терпигорева Художественная картина мира в прозе С. Н. Терпигорева
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сухоруков Алексей Львович. Художественная картина мира в прозе С. Н. Терпигорева : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 Тамбов, 2005 155 с. РГБ ОД, 61:06-10/25

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. "Кроме нас самих, нас никто не спасет и спасти не может..."Картины социального и нравственного "оскудения" человека в изображении Терпигорева . 14

Глава 2. Гуманистический пафос цикла очерков и рассказов С.Н.Терпигорева "Потревоженные тени" 53

Глава 3. Жорж и другие: новый герой С.Н.Терпигорева в условиях пореформенной российской действительности 94

Заключение 127

Примечания 137

Список использованной литературы 143

Введение к работе

Сергей Николаевич Терпигорев (1841 - 1895) принадлежит к авторам, творчество которых в целом мало исследовано. Последняя работа о нем датирована 1990 годом, да и та является лишь послесловием к сборнику избранных произведений писателя. А между тем его творческая индивидуальность настолько интересна, что заслуживает более внимательного и детального изучения. Во-первых, Терпигорев, несмотря на то, что является продолжателем сложившейся литературной традиции XIX века, - тем не менее писатель особого склада. С одной стороны, он усвоил лучшие черты своих великих предшественников - психологизм, реалистичность, мастерство бытописания. С другой, ему не чуждыми оказались очерковость и публицистичность литературы демократического лагеря. Во-вторых, творчество Терпигорева может быть интересно для литературного краеведения: его произведения носят в большинстве своем автобиографический характер и рисуют достоверные картины быта и общественного уклада преимущественно Тамбовской губернии.

"Обыкновенные таланты необходимы для богатства литературы и чем больше их, тем лучше для литературы"[1], - писал в одной из своих статей В.Г.Белинский. В ряду таких "обыкновенных талантов" Сергею Николаевичу Терпигореву принадлежит не последнее место. Будучи по происхождению довольно родовитым дворянином (родословная писателя восходит к XV столетию) и разделяя мироощущение своей среды, писатель тем не менее приобрел у многих исследователей литературы XIX века славу создателя "антидворянских и антикрепостнических"[2] очерков и рассказов "Оскудение" (1880) и "Потревоженные тени" (1888 - 1894).

С.Н.Терпигорев в литературе известен также под псевдонимом Сергей Атава. Именно так он подписывал очерки "Оскудение", опубликованные впервые в "Отечественных записках". История возникновения псевдонима достойна внимания, потому что она соотносится с ролью писателя в истории русской литературы, ролью, отводимую им самому себе. "Я случайный и сторонний человек в литературе, - писал он. - Я несколько раз приходил и уходил из нее"[3].

И в то же время Терпигорев не мог не сознавать огромной роли своего творчества в условиях действительности того времени, когда нельзя было оставаться равнодушным к переменам в общественной жизни. В другом месте он признается: "Я радовался, что я, человек без всяких средств, без всякого положения, не знающий, что с собой делать, убегающий от угнетавшей меня скуки и окружающей пошлости в поле, в деревню к мужикам, куда попало, куда глаза глядят, - тем не менее своего рода сила, которая вызывает непримиримую ненависть ко мне у тех, которых я считал пошляками, и самое живое и горячее участие и даже благодарность у других, к которым хоть сколько-нибудь у меня лежало сердце" [4].

Что же касается псевдонима, то он был подсказан Терпигореву Н.А.Некрасовым, заметившему в ответ на слова писателя о том, что ему поздно начинать серьезную творческую деятельность, что "и по отаве иногда трава хорошо растет"[5]. Отава - это остатки травы на пастбище, подснежная трава, выросшая после покоса, оттаявшая по первой весне [6]. Атава - вариант произношения слова в устной речи.

Основными достоинствами прозы С.Н.Терпигорева являются прежде всего яркость и достоверность воспроизводимых писателем картин жизни. По справедливым словам Б.Илешина, "ценность произведений Терпигорева заклю-

чается в том, что в них описана правда" [7]. Эта правда порой граничит с документальностью: писатель иногда опирается на статистику, публикации и документальные свидетельства того времени. Однако созданные им образы и типы настолько неповторимы и оригинальны, мироощущение автора и художественное обобщение им реальной действительности имеют характер настолько индивидуальный, что мы вправе говорить именно о художественной картине мира,

созданной писателем.

Материалом исследования является художественная проза Терпигорева
с привлечением авторской публицистики, исторических свидетельств и доку
ментов того времени. В основном работа написана на материале циклов
С.Н.Терпигорева "Оскудение", "Потревоженные тени" и рассказов петербург
ского периода как произведений, в достаточной степени отражающих основные
концепции и особенности индивидуального почерка этого художника. Разуме-
| ется, этими произведениями творчество художника отнюдь не ограничивается,

но, к сожалению, допустимый объем диссертации не позволяет обратиться к прочим образцам литературной и публицистической деятельности Терпигорева. Кроме того, в представленных в диссертации произведениях в достаточной степени отражены основные концепции авторского мировоззрения и представлены особенности индивидуального стиля писателя.

Предметом исследования стали историческое, нравственно-

. философское содержание и поэтика прозы Терпигорева, их художественно-

историческая обусловленность.

Произведения Терпигорева появились на страницах печати в то время, когда никто не мог оставаться равнодушным к общественным проблемам: настолько сильны и радикальны были социальные изменения периода реформа-

ции 1861 года. Следует учитывать также и то, что сам Терпигорев принадлежал к классу, теряющему свои вековые привилегии, причем теряющему, по оценке писателя, вполне заслуженно. Отец писателя "оскудел" как раз к эпохе реформ, к 1860-м годам. Сам Терпигорев, говорил об автобиографичности своих произведений. Так, относительно семейного "оскудения" он писал в книге "Мои воспоминания": "У отца моего средства были уже самые маленькие. Большое имение его было несколько лет перед тем продано за его или дедовские долги... Мы жили в это время в маленьком именьице, купленном на собственные крохи от продажи остатков прежнего величия. Именьице это... заключалось в ста двадцати десятинах земли и тридцати душах, маленьком садике, маленькой полуразвалившейся усадьбе, с маленьким, совсем почти что развалившимся домиком" [8]. Неудивительно, что нарисованные автором картины жизни в художественных произведениях столь достоверны и реалистичны.

Объект исследования - идейно-художественная структура произведений писателя, характер его литературного героя.

В формировании эстетической концепции Терпигорева большую роль сыграло его ближайшее литературное окружение. Помимо жизненного опыта, важным фактором творческого роста Терпигорева стала его близость к редакции "Современника" (выходил в 1836 - 1866 годы), самого радикального и демократического издания тех лет. Он с искренней симпатией относился к Н.А.Некрасову, Н.Г.Чернышевскому. Немаловажным фактом является то, что большинство очерков "Оскудения" сопровождаются эпиграфами из произведений Некрасова. С "Современником" Терпигорев сблизился благодаря своему родственнику, Ф.И.Рахманинову, который, будучи государственным цензором, контролировал журнал[9].

Долгое время Терпигорев сотрудничал с "Отечественными записка-ми"(выходил в 1839 - 1884 годы) и с М.Е.Салтыковым-Щедриным. Близость идейного содержания произведений и творческой манеры обоих писателей послужила поводом к тому, что "Оскудение", первый очерк которого появился в редакции журнала в октябре 1879 года[10], приписали перу великого сатирика. М.Горький прямо говорил о Терпигореве как об одном из подражателей Салтыкову-Щедрину [1 1]. И все же вряд ли правомерно говорить о подражании, поскольку творческой манере Терпигорева присущи совершенно индивидуальные черты: мемуарность прозы, взгляд через призму детского восприятия, особая динамика повествования, которая достигается своеобразным взаимодействием времени и пространства, стилистическая лирическая окраска. Эти черты придают прозе С.Н.Терпигорева особое очарование.

В исследовании творчества писателя остается не до конца раскрытым вопрос о принадлежности его к определенному литературно-общественному лагерю. В пореформенной России среди сколько-нибудь заметных творческих личностей не было социально индифферентных людей. Такое было время. Наличие определенной общественной позиции прививалось самими жизненными обстоятельствами.

Что касается Терпигорева, то многие исследователи, например, А.А.Шелаева, Ю.Л.Болдырев, справедливо сближают его с демократическим лагерем в литературе той эпохи. Но не меньшее число исследователей, в том числе Н.И.Соколов, считает, что Терпигорев с самого начала "был совершенно чужд устремлениям писателей революционно-демократических убежде-ний"[12].

Наличие таких столь диаметрально противоположных друг другу точек зрения, бесспорно, обусловлено действительно особой социальной и идейной позицией писателя. С одной стороны, Терпигорев принадлежал дворянскому классу и не мог не испытывать симпатии и сочувствия к его представителям. С другой, он не мог не видеть недостатков, присущих дворянству. Более близкой Терпигореву оказывается все-таки позиция либерального направления. Поэтому в 1881 году он переходит к сотрудничеству с газетами "Порядок" и "Новое вре-мя"[13], и в этот период его творческими единомышленниками становятся Н.С.Лесков и А.П.Чехов.

В целом резонно утверждать, что в идеологической борьбе общественных и литературных направлений Терпигорев стоял особняком. В опровержение того, что "в идейном отношении Терпигорев совершенно безоружен"[14], можно сказать, что особая позиция писателя заключалась как раз в том, что он трезво, без намеренных политических и социальных акцентов попытался отобразить реалии тогдашней действительности с позиции очевидца и участника событий. С течением времени оценка этой действительности Терпигоревым претерпевала определенные изменения, что и нашло отражение в поэтике прозы писателя.

Цель исследования заключается в осмыслении художественной картины мира прозы Терпигорева через анализ его индивидуальной характерологии и поэтики. При этом под "картиной мира" подразумевается "понимание бытия как единого, упорядоченного, гармоничного, имеющего незыблемые константы и смысл, а человека - как сущностно и органически причастного этому бытию, в него вовлеченного"[15]. Сделана попытка проследить эволюцию художественного метода Терпигорева и его оценки исторических реалий современности, а

также осознать место писателя в литературной среде второй половины XIX века.

С целью связаны задачи работы:

изучить взаимосвязь художественной манеры писателя и его мировоззренческой и общественной позиций;

проследить эволюцию воззрений писателя на общественные преобразования в России, на роль дворянства и крестьянства в этих преобразованиях и соответственно проанализировать развитие эстетических систем художника;

раскрыть творческую индивидуальность путем исследования жанровой специфики, стиля и языка произведений, устойчивых мотивов его творчества, наиболее распространенных способов создания литературных характеров.

Цели и задачи обусловили выбор метода исследования, в основе которого

- синтез системного, сравнительно-типологического, структурно-поэтического,
семантического подходов.

Теоретико-методологическая база диссертационного исследования создавалась с учетом различных научных концепций и литературоведческих школ. Привлечены идеи М.М.Бахтина, В.В.Виноградова, И.Ф.Волкова, А.К.Воронского, Л.С.Выготского, Н.А.Гуляева, В.М.Жирмунского, В.А.Келдыша, Д.С.Лихачева, Ю.М.Лотмана, Б.В.Михайловского, А.А.Потебни, В.Е. Хализева и других. Использованы философские труды русских мыслителей: Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, А.Ф.Лосева, Н.О.Лосского, В.В.Розанова, С.М.Соловьева, В.С.Соловьева, П.А.Флоренского и других. Учтен опыт работы исследователей творчества С.Н.Терпигорева - Г.Т.Андреевой, Ю.Л.Болдырева, Б.Илешина, Н.И.Соколова, А.М.Терпигорева, А.А.Шелаевой и других, а также работа коллектива кафедры истории русской литературы Тамбовского государ-

ственного университета им. Г.Р.Державина над литературно-краеведческой проблематикой.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Циклы очерков и рассказов С.Н.Терпигорева "Оскудение", "Потревоженные тени" и петербургские рассказы представляют собой художественное единство. Идейный замысел писателя, заключающийся в освидетельствовании и осмыслении упадка бывшего привилегированного сословия, раскрывается постепенно и имеет внутреннюю логическую структуру, обусловленную содержанием. Путь развития дворянства от таких типов, как Скурлятов и тетенька Клавдия Васильевна, до Жоржа и Митеньки представляет собой закономерный процесс формирования нового сословия.

  2. Художественная картина мира в творчестве писателя претерпевает определенную эволюцию, которую можно проследить на уровне постоянных мотивов, системы образов, жанров и роли автора в рассказах, а также в плане эмоционального колорита произведений. "Оскудение" имеет характер в большей степени очерковый и документальный, в "Потревоженных тенях" сильнее выражен лирический компонент, что обусловлено детскими воспоминаниями автора, положенными в основу содержания. Петербургские рассказы - это своего рода обобщение, подведение итогов. В этих рассказах Терпигорев обращает внимание прежде всего на представителей нового поколения, тогда как в предыдущих очерках и рассказах предметом его рассмотрения была жизнь прежних дворян и помещиков.

  3. С.Н.Терпигорев работал в русле традиционного «критического реализма», воспринял наиболее характерные черты отечественной литературы. Однако в литературе конца XIX века писатель стоит особняком, поскольку, восприняв в

полной мере эстетическую концепцию демократической литературы с ее достоверностью, критичностью, документальностью и социальной направленностью, Терпигорев вместе с тем остался представителем дворянства и носителем моральных ценностей своего сословия.

  1. С.Н.Терпигорев прекрасно понял исторические причины оскудения своего класса, осознал закономерности зарождения представителей новой общественной формации и показал эти причины и закономерности в соответствии со своим мировоззрением. Для него в причинах и последствиях этого упадка важна была не столько историческая и экономическая, сколько нравственная сторона проблемы. Оскудение, по его мнению, - это не только упадок правящего класса, но и разрушение особого ментального слоя, сформированного веками крепостничества и состоящего не только из дворян, но и из других слоев населения. Яркими примерами такого распада могут служить Илья Игнатьевич, по- лучивший свободу, но продолжающий служить бывшей хозяйке; бывшие крепостные Филипп и живописец, каждый из которых по-разному воспринял освобождение; многочисленные дворяне из "Оскудения", пытающиеся найти новое место в изменившейся жизни.

  2. Взгляд Терпигорева на российскую действительность весьма критичен. Он подвергает строгому анализу различные сферы жизни не только пореформенной России, но общие закономерности бытия, сформированные веками. Писатель осмысливает тему интеллигенции и ее роли в развитии страны, причем сближает понятия "интеллигенция" и "дворянство", подчеркивает ответственность этого слоя перед другими и отмечает, что социальная мечтательность и недальновидность господствующего и прогрессивного сословия явились одной из главных причин упадка дворян.

6. Ярким достижением Терпигорева является его обращение к различным типам человеческого характера, порожденным эпохой. Он демонстрирует эти неповторимые типы на примере своих героев, таких, как, например, тетенька Клавдия Васильевна, Мутовкина, дядя Михаил, отец автора. В то же время писатель делает попытку осознать единый характер национального героя новой эпохи. Отсутствие целостности такого героя, по его мнению, порождена разобщенностью практицизма и духовности в русской жизни. Поэтому представители нового времени - это либо Костенька или Жорж, "приспособившиеся" к условиям нового времени, либо новые хозяева Подугольников и Сладкопевцев, либо многочисленные "оскудевшие" дворяне, тихо доживающие свой век.

Научная новизна данного исследования состоит в попытке целостного взгляда на художественную эволюцию Терпигорева, осмыслении его творчества в контексте истории и литературы XIX века, анализе роли писателя в обновлении и обогащении жанров очерка и рассказа.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в возможности использования его положений и выводов о творческой индивидуальности художника и его поэтическом мастерстве, при разработке теоретических вопросов истории русской литературы XX - начала XXI веков, например, периодизации, в процессе интерпретации отдельных произведений не только Терпигорева. Поэтическое достоинство художника на страницах диссертации раскрывается в разработке оригинальной системы образов, в совершенствовании жанров рассказа и очерка, в мастерстве диалогической речи персонажей.

Практическое значение работы. Отдельные наблюдения диссертанта могут быть привлечены в практике преподавания истории литературы в вузе и

школе, при составлении комментариев к отдельным произведениям С.Н. Терпи-горева, в пособиях по литературному краеведению.

Апробация исследования осуществлялась на международных конференциях "Русское литературоведение третьего тысячелетия" (Москва, 2005), "Русская словесность в контексте современных интеграционных процессов" (Волгоград, 2005), на Всероссийской научно-практической конференции "Славяно-русские духовные традиции в культурном сознании народов Рос-сии"(Тюмень, 2005), на заседаниях кафедры истории русской литературы ТГУ им. Г.Р.Державина, в студенческой аудитории, на аспирантских семинарах. По теме диссертации опубликованы 4 работы.

Структура работы включает введение, три главы, заключение. Приложен список использованной литературы.

"Кроме нас самих, нас никто не спасет и спасти не может..."Картины социального и нравственного "оскудения" человека в изображении Терпигорева

Крестьянская реформа 1861 года была переломной вехой не только в экономическом и политическом развитии России. Она явилась свидетельством вступления страны на новый путь развития. В истории литературы известны писатели, произведения которых и документально, и художественно запечатлели пореформенную действительность со всеми ее сложностями, противоречиями, недостатками и достоинствами, свойственными переломным эпохам. Такими писателями были Н.Г.Помяловский, Ф.М.Решетников, В.А.Слепцов, Г.И.Успенский. Среди них особое место занимает Сергей Николаевич Терпиго-рев. В его прозе удивительным образом сочетаются романтизация уходящих в прошлое "дворянских гнезд" и антикрепостнический пафос.

Правда, это сочетание можно заметить исключительно на протяжении всего творчества писателя, наблюдая его художественную картину мира в целом. Эту особенность творчества писателя, его склонность двигаться в постижении реальности от частного к общему пишут такие исследователи, как Г.Т.Андреева, АА.Шелаева: "Полная картина дворянского оскудения... возникает по мере накопления иллюстративного материала к этапам этого постепенного процесса" [1].

Говоря о картине мира в прозе Терпигорева, следует заметить, что присущее ему миропонимание близко к осознанию гармонии в качестве основы мирового, космического закона. Иными словами, это классическая картина ми-ра[2]. Подлинно трагическим в осмыслении писателя является хаос грядущей эпохи, предающей забвению нравственные ценности прежних времен. Но динамичность бытия у Терпигорева даже в самые переломные моменты обусловлена историческими и природными закономерностями, а значит, подчинена общему причинно-следственному закону. В этом и состоит гармоничность его взгляда на мир.

Помимо того, что в очерках и рассказах Терпигорева преломляется бытие как целое, важными составляющими его картины мира являются система образов, пространственно-временной континуум и авторское присутствие. Эти составляющие авторской картины мира закономерны. Ведь, по словам В.Е.Хализева, "понятие "картина мира" насущно для понимания не только эстетического, но также таких феноменов искусства и литературы, как автор, персонаж и лирический герой, сюжет и композиция"[3].

Система образов у автора всегда предельно выверена. Ярчайшим образцом может служить вторая часть "Оскудения" - "Матери", - в которой Терпиго-рев выводит наиболее характерные типы помещиц. Названия очерков говорят сами за себя: "Бабушка", "Кукушка", "Шалая", "Овца". Персонажи рассказов и очерков не бывают случайными. И центральные, и второстепенные герои несут определенную смысловую нагрузку. Для раскрытия характера самодура-помещика важен не только он сам (например, Скурлятов), но и единожды появляющийся в рассказе лакей, прислуживающий за обедом и дрожащий от взгляда хозяина. Характеры персонажей обусловлены историческими закономерностями их появления, они органично вписаны в эпоху. Французы-гувернеры из "Потревоженных теней" не могут вести себя иначе, чем показано в произведении. Воспитанные в республиканской стране, они возмущены помещичьим произволом в России. Характер садовника Егора, или крепостного дядьки Филиппа, или рабские характеры скурлятовской дворни породила эпоха крепостного права. Совершенно очевидно, что в представлении Терпигорева человек неотделим от мира, а мир от человека.

Цикл "Оскудение" (1880), конечно, далек от какой-либо идеализации дворянства. Напротив, автор беспристрастно рисует картины ужасающего разложения господствующего сословия. "Оскудение" представляет собой "очерки, заметки и размышления тамбовского помещика" [4]. Вначале эти "очерки, заметки и размышления" были объединены названием "Наше оскудение", но, по совету М.Е.Салтыкова-Щедрина, Терпигорев оставил более лаконичное название, вошедшее в историю литературы [5]. По-видимому, великий сатирик, редактор "Отечественных записок" и литературный покровитель Терпигорева был прав, так как "Оскудение" звучит более обобщенно и символично. А ведь в цикле речь идет не об одном разорении помещиков, но и об их нравственном обеднении и - еще шире - о нравственном оскудении целой страны, вставшей на путь денежных отношений.

Интерес к этой проблеме, которая является центральной в "Оскудении", возник у Терпигорева, скорее всего, еще в отроческие годы. Свидетельством этому является его гимназическое сочинение, посвященное разбору романа И.А.Гончарова "Обломов"[6]. Потом, в силу жизненных обстоятельств, писатель вынужден был заниматься частным предпринимательством: торговал лошадьми, брался за поставку дров, за внедрение изобретений в электротехнике. Все это было безуспешно, и Терпигорева постигла та же судьба, что и многих его героев-помещиков, решивших уйти "на промысел". Он разорился окончательно. Так что, создавая свои очерки, писатель во многом опирался на собственный опыт[7].

Автобиографичность прозы Терпигорева не подлежит сомнению. Он сам никогда не скрывал главного источника своего жизненного и творческого опыта. Уже в XX веке родственник писателя академик А.М.Терпигорев также подтверждает автобиографизм "Оскудения". "Нет сомнения, что это лучшее произведение писателя носило в своей основе автобиографический характер"[8], пишет он. И еще: "В основе цикла очерков С.Н.Терпигорева лежат реальные факты из жизни нашей семьи" [9]. Само собой разумеется, то же суждение можно еще в большей степени отнести к "Потревоженным теням". И в то же время этот автобиографизм следует рассматривать скорее как художественную особенность, как метод. Ведь за семейными историями стоят обобщенные картины действительности того времени. Получается, что в создании художественной картины мира Терпигорев использует сочетание, с одной стороны, конкретных реалий действительности, с другой стороны - типизации. Ф Говоря о произведении, принесшему автору заслуженную славу, следует отметить прежде всего его актуальность для того времени, в которое оно было создано. В предисловии к "Оскудению" Терпигорев пишет: "Я вовсе не писатель. Я до известной степени грамотный и наблюдательный человек"[10]. Художественные достоинства своего цикла Терпигорев оценивает весьма строго. "Меня... ужасно удивляет, когда ко мне обращаются с какими-то художественными требованиями... какой я художник? Мне дороже всего, чтобы мои картинки были как можно более верны действительности и чтобы освещение их было тоже самое настоящее, верное"(с.З). Тем не менее произведения Терпигорева имеют ряд индивидуальных художественных особенностей, на основании которых можно говорить об особом авторском стиле. Названия отдельных очерков в "Оскудении" представляют собой ироническое осмысление экономических терминов: "Поземельный кредит", "Отхожие промыслы", "Кустарная промышленность", "Рациональные хозяева". В результате создается впечатление авторской игры, в основе которой - двойной смысл одного и того же названия.

Заслуживает внимания тот факт, что эпиграфами к очеркам взяты строки из стихов Некрасова. Не является исключением и первое произведение этого цикла, "Увертюра", которое предваряют строки "Плакала Саша, как лес вырубали...". Помещичье хозяйство, как правило, славилось, помимо прочего, еще и богатым лесом. Вырубка леса свидетельствовала о трудном положении хозяина, ведь лес продавали в самом крайнем случае. Из дальнейшего повествования мы узнаем не только о вырубке леса, но и о продаже усадебных построек, о закладе целых имений и прочих свидетельствах бедственного положения помещиков.

Гуманистический пафос цикла очерков и рассказов С.Н.Терпигорева "Потревоженные тени"

"Потревоженные тени" создавались Терпигоревым в период с 1888 по 1894 год. Они являются естественным продолжением "Оскудения".

А.А.Шелаева назвала "Потревоженные тени" "антидворянскими и антикрепостническими по своей направленности" [1]. Следует, пожалуй, согласиться с исследователем в том плане, что некоторые ужасающие картины крепостничества, безусловно, порождают протест против существовавшего порядка. И все же, думается, основная цель этого произведения не ограничивается протестом против крепостного права. Рассказы проникнуты лирическими воспоминаниями автора, в которых огромное место занимают образы крепостных и дворян, причем те и другие, по воспоминаниям писателя, были разными. Образцы благородных помещиков, настоящих хозяев встречались не реже самодуров и угнетателей. Вековое рабство порождало разные типы дворовых людей. На первое место автором ставится нравственный облик человека, а не его социальное положение, причем одно не ставится в зависимость от другого.

Проблема крепостничества в "Потревоженных тенях" решается в соответствии с общим замыслом автора, присутствующим почти во всех его произведениях. Это положение крестьян и помещиков в России после реформы. И если в "Оскудении" Терпигорев показал обнищание помещиков, процесс постепенного и окончательного упадка, то в "Потревоженных тенях" автором сделана попытка осознать более долговременные и глубинные причины этого упадка. В пользу того, что "Оскудение" и "Потревоженные тени" представляют собой художественное единство, свидетельствует и сам автор. В предисловии к "Оскудению" он пишет: "Тем, что я уже написал, то есть вот этими первыми двумя томами очерков, - я, пожалуй что и доволен. Но если бы мне удались очерки дворни и потом - моя заветная мечта - очерки мужичьего оскудения, - я ж был бы счастливейший человек" [2]. Как видим, автору это удалось, и "Потре воженные тени" явились как раз последующими произведениями, продолжившими замысел автора. Заслуживает отдельного рассмотрения вопрос о жанре "Потревоженных теней". Если "Оскудение" — это цикл очерков, то "Потревоженные тени" - цикл очерков и рассказов [3]. Как известно, очерк и рассказ являются разновидностями малой формы эпической литературы. У этих жанров много общего. Однако с появлением и распространением в демократической литературе очерковых про w изведений сложилось мнение, что очерк всегда документален, рассказ же создан на основе творческого воображения и вымысла. По другому мнению, рассказ отличается от очерка конфликтностью сюжета, очерк же - произведение в основном описательное [4].

Здесь уместно обратиться к терминологии, согласно которой очерк "затрагивает не столько проблемы становления характера личности в ее конфликте с устоявшейся общественной средой, сколько проблемы гражданского и нравст ш венного состояния среды и обладает большим познавательным разнообразием".

Рядом справедливо замечено, что "расцвет очеркового творчества в истории национальной литературы обычно возникает тогда, когда в обществе, в связи с кризисом старых общественных отношений, возникновением нового уклада жизни резко усиливаются нравоописательные интересы"[5]. Таким образом, произведения, составляющие цикл "Потревоженные тени" действительно содержат в своей основе большую конфликтность по сравнению с "Оскудением". И хотя нравоописанию здесь уделяется такое же пристальное внимание, думается, для автора не на последнем месте находилось становление личности его героя, формирование его взглядов и мировоззрения. Поэтому определение "Потревоженных теней" как цикла очерков и рассказов вполне уместно.

"Потревоженные тени" и в самом деле проникнуты ощущением близкого конца "дворянских гнезд" и сочувствием к судьбам бесправных крепостных крестьян. Не будем забывать о том, что перед глазами писателя проходила жизнь России до, во время и после реформы 1861 года. Его не могла не волновать судьба народа в условиях принципиально новой жизни и возникшие в связи с этим проблемы. Содержание и проблематика его творчества в этом отношении близки творчеству М.Е.Салтыкова-Щедрина, а также его современников: Ф.М.Решетникова, В.А.Слепцова, Г.И.Успенского. Терпигорев стоит особняком в этом ряду, пожалуй, по той причине, что его интересует скорее судьба отдельного человека, того же самого "дядьки" Филиппа или крепостного живописца ("Две жизни - поконченная и призванная"), горничной Марфуши и ее ребеночка ("Иуда"), слепой вышивальщицы Даши и ее сестры ("В раю"), чем судьба целого класса крестьянства.

Творческая манера Терпигорева подвергалась критике столь же противоречивой и неоднозначной, как и его идейная позиция. Так, П.Полевой писал, что у него "такой верный, определенный, здравый взгляд и такая во всем естественная, своеобразная, чисто русская точка зрения"[6]. Другие называли его "анекдотистом", "протоколистом"[7] и "талантом средней руки"[8]. Такое количество противоречивых откликов тем более интересно, что идейная позиция писателя была весьма определенной, а творческая манера достаточно устоявшейся.

Творчество Терпигорева, в частности, "Потревоженные тени", пронизано не столько антикрепостническим пафосом, сколько пафосом гуманистическим. Писателя не так уж сильно волнует проблема крепостничества как социального зла, общественного устройства, уродующего природу людей и формирующего, с одной стороны, тиранов и самодуров - дядю Яшу ("Бабушка Аграфена Нилов-на"), тетеньку Клавдию Васильевну ("Илья Игнатьевич, богатый человек", "Проданные дети"), дядю Петра Васильевича Скурлятова ("Первая охота", "Дядина любовь"), а с другой стороны, жалких личностей, паразитирующих на чужой милости. Среди последних - захудалая помещица Мутовкина, чиновник Василий Прокофьич, разорившийся дворянин Евстигней Чарыков, над которым публично смеются.

Заметим, что рабского именно в натуре, подхалимского, жалкого очень мало в природе крепостных, которых рисует Терпигорев в своих очерках. Конечно, они все, как один, кланяются хозяевам и снимают шапки, в чужих поместьях "ловят ручку" молодого барина, чтобы поцеловать (в имении родителей самого героя-рассказчика это не принято), вздрагивают и бледнеют под взглядом сурового хозяина, боясь наказания. Но в своих поступках они редко выказывают рабскую сущность. Так, няньки имеют гораздо более правильные представления о чести, чем маленькая дворяночка Клавденька Мутовкина, которая во время прогулки "идет с няньками и все у них выспрашивает" [9], и за эту привычку постоянно все выведывать няньки совершенно справедливо ее осуждают. А с каким достоинством кланяется тетеньке Клавдии Васильевне горничная, купленная на любовную потеху ее слуге! И есть ведь различие между тем, как "прикладываются к ручке" крепостные, действиями которых движет вековое смирение перед судьбой, и как то же самое делают дети Мутовкиной (дворяне!) и она сама: "они ее целовали, как-то съежившись при этом и по нескольку раз, как будто не могли оторваться от такой сласти"(с.156).

Жорж и другие: новый герой С.Н.Терпигорева в условиях пореформенной российской действительности

Взгляд С.Н.Терпигорева на представителей дворянского сословия приобретает специфическое направление в рассказах "Жорж" (1888), "С простым взглядом" (1888) и "В духе времени"(1888). В этих произведениях, датированных одним годом и изданных под одной обложкой, писателем отражена новая эпоха с ее техническими и хозяйственными достижениями. Одним из таких достижений стало развитие железнодорожного строительства и сообщения. "Ведь нонче удобство-с: по железной дороге"[1], - замечает один из персонажей рассказа "С простым взглядом".

Еще одним, менее масштабным, но не менее характерным явлением эпохи становится так называемое "сближение сословий", иронически изображенное Терпигоревым в рассказе "Жорж". Сцены знакомства с последующей связью людей разных сословий отражали социальные процессы, неизбежно получавшие все большее распространение. Не только интимные связи, но и браки между барынями и лакеями, барами и горничными имели место. Но сам писатель скептически называет подобные прецеденты "опытами" и замечает, что "это все, может быть, хорошо на бумаге, но в жизни это иногда ох как дорого обходит-ся"(с.416).

Не осталась без внимания писателя и проблема эмансипации, которую он затрагивает, рисуя образ г-жи К., одной из любовниц Жоржа, а заодно уж и высказывая свое отношение к подобным дамам и, надо думать, к женской эмансипации вообще. О героине можно судить по ее комнате: "Уютная будуарная мебель, письменный столик, весь уставленный фарфоровыми письменными принадлежностями, длинная кушетка, последние книжки журналов, две-три газеты, большой, в золоченой ризе, образ в углу; под образом, в углу же, столик, на нем книги в старинных кожаных переплетах; рядом, на окне, бюст Вольтера из терракоты и статуэтка голой женщины с закинутыми назад руками. По всем углам пепельницы и на них окурки папирос и сигар - черт знает, что за комна-та"(с.413). Все это изобличает человека, лишенного определенной цели и жизненных ценностей.

Применяя прием описания быта с целью характеристики персонажа, Тер-пигорев приближается к традициям русской литературы, продолжая линию Н.В.Гоголя, И.А.Гончарова, А.Н.Островского. Хозяйка комнаты оказывается именно такой, какой ее представляет автор: по сути, не знающая жизни, живущая в мире собственных иллюзий, считающая себя развитой и опытной ("много читала", "не хочет связывать свою жизнь замужеством", пишет романы из современной жизни), одержимая утопическими идеями вроде перевоспитания Жоржа, - в общем, по определению Терпигорева, "пресыщенная и скучающая барыня"(с.417).

Следует отметить, что в стилевой системе Терпигорева часто присутствует описание предметов быта, внешности героев, их привычек. А события, как правило, описываются скупо и лаконично. Для литературы XIX века такая закономерность была характерной. "Повышенная насыщенность художественного пространства, как правило, сочетается с пониженной интенсивностью време-ни"[2], - отмечает А.Б.Есин. Такая художественная особенность свидетельствует о внимании автора к сфере быта, устойчивому жизненному укладу.

Упадок дворянского сословия также оказывается одной из исторических реалий, запечатленных Терпигоревым на страницах этих произведений. Этот упадок чувствуется в жалких потугах родственников из рассказа "В духе времени" сохранить достоинство дворянского звания, которого они только что добились, для чего им срочно придумали "приличный" герб: "в червленом поле гусь, стоящий на одной ноге, внизу два яйца, еще что-то такое"(с.443). О том же упадке говорит новоявленный предводитель дворянства ("С простым взглядом"): "Тянутся, тянутся. Дают детям образование из последних средств, а самим есть нечего, имения с аукциона продают"(с.439).

Но главное достоинство этих рассказов заключается, пожалуй, в том, что Терпигорев показывает нового героя, который так же, как и общественные явления, был порождением своего времени. Не случайно сборник, объединяющий эти произведения, вышел под названием "Жорж и К"[3]. В основу этих рассказов Терпигорева легли его жизненные наблюдения в период проживания в Петербурге.

Новые исторические условия неизбежно формировали личность особого типа. В изображении Терпигорева это уже не тот русский дворянин, веками живущий за счет своего поместья, человек со своими усвоенными традициями, понятиями о чести, обязанностями, в которые, кстати, входила ответственность за принадлежащих ему крепостных. (Конечно, исполнялась она по-разному, в зависимости от хозяина, но ведь присутствовала-таки в реестре обязательств привилегированного сословия.) Это человек по-своему приспособившийся к условиям новой жизни, расчетливый, даже корыстный, лишенный какого бы то ни было идеализма, четко знающий, чего он хочет и добивающийся цели любым способом.

Таков Жорж, не пренебрегающий подарками "знакомых дам", не стесняющийся жить у них на содержании, причем одновременно у нескольких. Этот Жорж вначале кажется рассказчику простодушным провинциалом, недорослем, увальнем, которого, кажется, так легко обмануть. Это "молодой человек лет семнадцати, очень скромный и даже как будто немного запуганный"(с.400).

У него манеры симпатичного провинциала. Это проявляется в его удивительной, по словам рассказчика, способности спать. "Чуть только придет, глядишь, уж спит. Сидит где-нибудь в углу в кресле и спит: глаза закрыты, лицо потное, круглое и улыбающееся"(с.400), - поражается автор. Это видно из манеры Жоржа есть за обедом "так аппетитно, так чисто, без жадности, без торопли-вости"(с.401), однако с присущей провинциалам основательностью: "Съест дотла один кусок, улыбнется и возьмет другой. И этот ест также с любовью и уверенностью. Съест и опять улыбнется"(с.401). По-деревенски наивным представляется наслаждение Жоржа предстоящим обедом. Он, по обыкновению, радостно улыбается, тянет носом воздух, восклицает, что сегодня пирог с капустой. Наконец привычка целовать родственника-покровителя после обеда тоже выдает в юноше провинциала с его простодушным проявлением родственных чувств.

Никаких определенных планов, вкусов и пристрастий Жорж не имеет. На вопрос родственника, что он читает, называет какие-то переводные романы. Его спрашивают, чем он предпочитает заниматься, на что он ничего конкретного, кроме какого-то непонятного "курса акушерства", ответить не может. Даже выбор полка, в который его в конце концов назначили, Жорж предпочитает доверить родственнику. Ему самому все равно. Он даже мнения своего не имеет, доверяясь во всем родне и отцу.

Похожие диссертации на Художественная картина мира в прозе С. Н. Терпигорева