Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественная специфика феномена театрализации в русской прозе 1920-х - начала 1930-х годов Заварницына, Наталья Михайловна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Заварницына, Наталья Михайловна. Художественная специфика феномена театрализации в русской прозе 1920-х - начала 1930-х годов : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Заварницына Наталья Михайловна; [Место защиты: Воронеж. гос. ун-т].- Самара, 2013.- 190 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-10/482

Введение к работе

Отечественная литература 1920-х - начала 1930-х гг. представляет собой уникальное явление, характеризующееся большим количеством художественных открытий и достижений, одним из которых по праву можно считать феномен театрализации прозы. По справедливому замечанию Е.В. Пономаревой, «установка искусства 20-х на алогизм, возведенный в статус нормы, по которой живет историческое время, привела к созданию многочисленных вариантов гротескного повествования, возникающего в рамках игровой концепции действительности».

Для первых послереволюционных десятилетий театральность как специфическая форма бытия культуры была не менее характерна, чем для Серебряного века, хотя способы ее выражения подверглись существенному изменению. Эпоха становления нового социалистического государства сопровождалась структурными изменениями общества. В целях дистанцирования от недавнего прошлого выстраивался новый образ жизни, создавались новые праздники, обряды и ритуалы, либо принимающие характер пропагандистско-агитационных массовых зрелищ, либо материализующие карнавальное начало. Значимость массовых действ способствовала ритуализации всех уровней новой советской действительности; социально-политические сдвиги становились физически ощутимы, зримы.

«Праздничное мироощущение» и «карнавализация» как «форма художественного видения, своего рода эвристический принцип, позволяющий открыть новое и до сих пор невиданное» (М.М. Бахтин), широко проникли в прозу первых послереволюционных десятилетий. В то же время необходимо помнить о том, что литература 1920-х - начала 1930-х гг. развивалась на посткультурном пространстве Серебряного века и, соответственно, наследовала его художественные достижения, в том числе и в области театрализации повествования.

Взаимодействие прозы и театра создает принципиально новый тип художественного творчества. Понимание эффекта, достигаемого произведениями, отразившими подобный синтез, позволяет полнее рассмотреть общую картину отечественного литературного процесса 1920-х - начала 1930-х гг.

Следует заметить, что феномен театрализации оставался, как правило, на периферии научного интереса. Немногочисленные работы, затрагивающие данную проблему, не носили обобщающего характера.

Истоки театральности в жизни и творчестве русских писателей- символистов традиционно привлекали внимание отечественных и зарубежных литературоведов. Театральное мироощущение А. Белого и М.А. Кузмина в общем контексте их творчества глубоко и подробно проанализированы в исследованиях Н.А. Богомолова, А.В. Лаврова, Дж.Э. Малмстада, З.Г. Минц, К.В. Мочульского.

Концепции театральности Н.Н. Евреинова, М. Волошина и В.Э. Мейерхольда осмыслены в научных трудах В. Гудковой, Т.С. Джуровой, Ю.Б. Лисаковой, К. Рудницкого, А.Д. Семкина, Р. Ткаченко, И. Утехина.

Весомый вклад в восстановление картины культурно-художественной жизни русского общества рубежа XIX-XX вв. и первой трети XX в., неотъемлемой частью которой является интересующий нас период, вносят монография «"Серебряный век" как театр. Феномен театральности в культуре рубежа XIX - XX веков» А.В. Висловой, диссертационные исследования «Мифотворчество и театрально-игровые стратегии в литературной жизни Серебряного века как отражение исторического процесса трансформации русского общества конца XIX - начала XX вв.» О.С. Давиденко и «Театральность культуры тоталитарного государства: на примере советской культуры конца 1920-х - 1930-х годов» О.В. Лихониной.

Общие вопросы литературного процесса 1920-х - 1930-х гг. нашли отражение в работах Г.А. Белой, С.А. Голубкова, Д.М. Сегала,

  1. П. Скобелева, Е.Б. Скороспеловой, М. О. Чудаковой.

Вплоть до последних десятилетий прошлого века в силу идеологических причин практически недоступным для отечественных литературоведов оставалось творчество А.А. Кондратьева,

  1. Д. Кржижановского, П.С. Романова. Лишь на рубеже 1980-х -1990-х гг. переиздаются сборники их художественных произведений. Вполне объяснимо, что широкий научный интерес к различным аспектам творчества вышеуказанных авторов актуализируется только в конце XX - начале XXI в. Подтверждением этого стали диссертационные исследования Е.Е. Бирюковой, И.Ю. Буровцевой, Е.В. Воробьевой, В.В. Горошникова, И.Б. Делекторской, О.М. Клецкиной, Е.В. Ливской, И.В. Луниной, А.А. Манскова, Е.В. Моисеевой, Л.В. Подиной, С.С. Семеновой, А.В. Синицкой, Е.В. Шалашова, Н.В. Шинкаровой.

Среди работ, посвященных специфике творчества И.Э. Бабеля и его роли в литературном процессе 1920-х - 1930-х гг., бесспорно значимыми являются монография «И. Бабель. Очерк творчества» Ф.М. Левина, коллективное исследование «"Конармия" Исаака Бабеля» Г.А. Белой, Е.А. Добренко и И.А. Есаулова, сборник статей по проблемам интертекстуальности творчества Бабеля А.К. Жолковского и М.Б. Ямпольского, а также ряд статей Н.Л. Лейдермана, И.А. Смирина, И.И. Сухих и др.

Отдельно следует отметить монографии «Стратегия художественного синтеза в русской новеллистике 1920-х годов» Е.В. Пономаревой и «Эстетика балагана в русской драматургии 1900-х - 1930-х годов» Е.С. Шевченко, появившиеся в первое десятилетие XXI в. В исследовании Пономаревой дается представление об основных тенденциях развития малого жанра в 1920-е гг. Особый интерес, в контексте анализируемой проблемы, представляет глава, рассматривающая процесс интермедиальности в экспериментальном новеллистическом пространстве. Е.С. Шевченко в своей монографии описывает балаганную парадигму 1900-х - 1930-х гг. и анализирует драматические произведения целого ряда авторов, активно работавших над созданием условных форм в театре и драматургии. Кроме этого, исследователь вводит понятие театральности балаганного типа, или балаганной театральности, уточняющее понятие о театральности вообще.

Феномен театральности с литературоведческой и культурологической точки зрения освещается в статьях И.С. Давыдовой, И.П. Ильина, Е.А. Поляковой. Изучению частных проблем функционирования категории театральности в отечественной прозе посвящены статьи Г.А. Жиличевой, Ю.А. Повх, З.Н. Серовой, О.В. Шиндиной, П.В. Шлапакова.

Диссертационные работы, исследующие категорию театральности и варианты ее функционирования на различных уровнях прозаического текста, в настоящее время немногочисленны. Н.Н. Баумтрог в работе «Театральная выразительность в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина "История одного города"» рассматривает теоретические и художественные аспекты театральной выразительности в данном произведении, а также (ре)театрализацию как принцип сатирической типизации. В диссертации О. А. Мелешковой «Театральность в русской прозе второй половины XIX века (И.С. Тургенев, М.Е. Салтыков-Щедрин, П. Д. Боборыкин)» проанализированы функции театральности в русской прозе указанного периода, а также выделены наиболее характерные для поэтики каждого из писателей «черты» театральности.

Таким образом, при всей многоаспектности изучения категории театральности и художественного наследия И.Э. Бабеля, П.С. Романова и С.Д. Кржижановского, проблема театрализации их прозы не находила освещения в работах современных литературоведов. Это и определило актуальность нашего диссертационного исследования.

Предпринимаемое в данной работе исследование проблемы театрализации в ее специфическом литературно-художественном аспекте применительно к прозаическим формам обуславливает научную новизну нашей диссертации. Произведения А. Белого, М.А. Кузмина, А.А. Кондратьева, И.Э. Бабеля, П.С. Романова и С.Д. Кржижановского впервые рассматриваются в контексте театрализации, что позволяет расширить представление не только о поэтике прозы этих писателей, но и о поэтике прозы данного периода.

Целью работы является комплексное изучение феномена театрализации в отечественной прозе 1920-х - начала 1930-х гг. Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:

  1. проследить этапы осмысления категории театральности и составляющих этого феномена в отечественном литературоведении XX - начала XXI в.;

  2. показать функционирование специфических проявлений театральности в творчестве писателей-символистов. Определить их вклад в развитие поэтики театральности;

  3. проанализировать процесс театрализации насилия в прозаических циклах И.Э. Бабеля;

  4. выявить своеобразие реализации театрального кода на уровне сюжетно-фабульной организации рассказов П.С. Романова;

  5. определить характерные особенности и составляющие «театра мысли» в прозе С.Д. Кржижановского.

Объектом диссертации стала отечественная проза 1920-х - начала 1930-х гг.

Предметом настоящего исследования являются приемы и способы создания эффекта театральности в художественных произведениях А. Белого, М.А. Кузмина, А.А. Кондратьева, И.Э. Бабеля, П.С. Романова и С.Д. Кржижановского.

Материалом исследования послужили роман А. Белого «Петербург», новеллистика М.А. Кузмина, повесть А.А. Кондратьева «Сны», прозаические циклы И.Э. Бабеля «Конармия» и «Одесские рассказы», сборники рассказов П.С. Романова, новеллистика С.Д. Кржижановского, представленные в широком историко-литературном контексте эпохи.

Примечательно, что в интересующий нас период наблюдается необыкновенный подъем новеллистики. И это не случайно, поскольку специфика жанра обеспечивала максимальную оперативность и достоверность в отражении всех существенных социально-политических, экономических и культурно-эстетических событий, пришедшихся на переходную эпоху.

Обратившись к творчеству мастеров «малой прозы» И.Э. Бабеля, П.С. Романова и С.Д. Кржижановского, мы концентрируем свое внимание на таких формах театрализации повествования, как театрализация насилия, «театр мысли», а также прослеживаем функционирование театрального кода. При этом принципиально значимым для нас оказывается учет опыта представителей литературы Серебряного века в области театрализации прозы.

Несмотря на синонимичное употребление в ряде современных литературоведческих работ понятий «театральность» и «театрализация», мы считаем целесообразным разграничить их.

Согласно Е.С. Шевченко, «театральность прозы предполагает диалог двух видов искусств - литературы и театра - и изменение законов построения и семантики текста художественной литературы под влиянием театра ("театрального кода")» . Е.А. Полякова дает следующее определение театральности: «Под театральностью в литературе понимается специфический театральный, сценический способ развертывания сюжета и изображения характеров персонажей, включающий как пространственность и визуальность, с одной стороны, так и особый ракурс восприятия действительности - с другой» . Суммируя высказанные по этому вопросу мнения, можно сказать, что под театральностью в современной науке понимается категория поэтики прозаического текста, определяющая особый тип внутренней организации текста на уровне структуры, сюжетостроения, образной системы и конфликта, создающая модель театрального (сценического) представления или драматургического текста.

Театрализация же, с нашей точки зрения, представляет собой процесс перенесения приемов и принципов драматургии в недраматический текст, интеграции сценических и несценических форм внутри прозаического пространства. Результатом данного процесса и оказывается эффект театральности прозаического произведения. Принципиально значимым моментом является то, что театрализация прозы зачастую является актом бессознательного творчества писателя, что приводит к особому восприятию текста читателем.

Методологическую основу диссертации составили исследования М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана, З.Г. Минц, В.Н. Топорова, В.Е. Хализева. В процессе работы над диссертацией были использованы следующие методы: сравнительно-исторический, типологический, культурно-исторический, а также метод целостного анализа художественного произведения.

Особую значимость при решении стоящих перед нами задач имели труды историков русской литературы XX в. (Г.А. Белая, Н.А. Богомолов, Л.К. Долгополов, Л.А. Колобаева, А.В. Лавров, Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий, Дж.Э. Мальмстад, О.Е. Осовский, О.Ю. Осьмухина, Е.В. Пономарева, Р.Д. Тименчик, Е.М. Трубилова и др.), теоретиков литературы (С.Н. Бройтман, Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпа, В.Е. Хализев и др.), философов и историков отечественной культуры (Вяч. Be. Иванов, В.К. Кантор, М.В. Ямпольский и др.)

Положения, выносимые на защиту:

    1. Проза русского Серебряного века сделала одной из своих программ театрализацию литературного сознания и провела соответствующие преобразования различных прозаических жанров. Структурообразующими компонентами художественного текста стали мотивы игры, маски, балагана.

    2. В прозе 1920-х - начала 1930-х гг. театральность русской советской прозы переживает радикальную эволюцию. В творчестве И. Э. Бабеля театрализация насилия (зачастую комическая) служит задачам катарсиса и изживания страха перед ним.

    3. В рассказах П. С. Романова 1920-х гг. формируется особый театральный код, раскрываемый через карнавальное поведение персонажей и провоцирование ими скандалов. Отчасти следуя поэтике «карнавализованных» скандалов в прозе Достоевского, П. Романов подчиняет их устремлениям своих героев в новой социально-исторической ситуации - духовному бегству от угнетающей действительности, прикрытию корыстных интересов или преодолению творческой несвободы.

    4. В прозе С. Д. Кржижановского внутреннее ощущение автором и героями театральности происходящего ведет к изменению авторского сознания и появлению феномена «театра мысли», характеризующегося ассоциативно-смысловой игрой с понятиями, переосмыслением устойчивых выражений, буквализацией метафор, игровой трансформацией времени и пространства.

    5. Театрализация прозы 1920-х - начала 1930-х годов является проявлением мироощущения эпохи, отчасти подготовленным культурной программой и практикой нового режима.

    Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что ее выводы и представленный анализ произведений позволяют дополнить картину литературного процесса прозы 1920-х - 1930-х гг., раскрыть роль театрализации в ее конкретных репрезентациях в рамках различных творческих методов. Материалы исследования могут быть применены в практике преподавания курсов истории русской литературы XX в. студентам филологических специальностей университетов и педагогических вузов, а также при подготовке спецкурсов и спецсеминаров по проблемам театрализации литературы.

    Апробация работы. Материалы диссертации были представлены в виде докладов на следующих научных (в том числе на международных, всероссийских и межвузовских) конференциях: «Русский язык и литература в контексте современной цивилизации» (Самара, 2007), «Литература и театр: проблемы диалога» (Самара, 2008), «Н.В. Гоголь и языки культуры» (Самара, 2009), Научно-методическая конференция СГАКИ (Самара, 2010), «Чехов в современном мире» (Самара, 2010), «Динамика культуры в обществе социальных инноваций» (Самара, 2011), XIX Международные образовательные Рождественские чтения (Москва, 2001), «Культура и история в компаративном измерении» (Самара, 2011). Результаты исследования нашли отражение в 10 опубликованных работах, в том числе 2 статьях в рецензируемых научных журналах, входящих в перечень ВАК.

    Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, включающего 284 наименования. Общий объем диссертации составляет 200 страниц.

    Похожие диссертации на Художественная специфика феномена театрализации в русской прозе 1920-х - начала 1930-х годов