Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественное воплощение русского духовного самосознания в исторических романах М.Н. Загоскина Гришина Алена Борисовна

Художественное воплощение русского духовного самосознания в исторических романах М.Н. Загоскина
<
Художественное воплощение русского духовного самосознания в исторических романах М.Н. Загоскина Художественное воплощение русского духовного самосознания в исторических романах М.Н. Загоскина Художественное воплощение русского духовного самосознания в исторических романах М.Н. Загоскина Художественное воплощение русского духовного самосознания в исторических романах М.Н. Загоскина Художественное воплощение русского духовного самосознания в исторических романах М.Н. Загоскина Художественное воплощение русского духовного самосознания в исторических романах М.Н. Загоскина Художественное воплощение русского духовного самосознания в исторических романах М.Н. Загоскина Художественное воплощение русского духовного самосознания в исторических романах М.Н. Загоскина Художественное воплощение русского духовного самосознания в исторических романах М.Н. Загоскина Художественное воплощение русского духовного самосознания в исторических романах М.Н. Загоскина Художественное воплощение русского духовного самосознания в исторических романах М.Н. Загоскина Художественное воплощение русского духовного самосознания в исторических романах М.Н. Загоскина Художественное воплощение русского духовного самосознания в исторических романах М.Н. Загоскина Художественное воплощение русского духовного самосознания в исторических романах М.Н. Загоскина Художественное воплощение русского духовного самосознания в исторических романах М.Н. Загоскина
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гришина Алена Борисовна. Художественное воплощение русского духовного самосознания в исторических романах М.Н. Загоскина: диссертация ... кандидата Филологических наук: 10.01.01 / Гришина Алена Борисовна;[Место защиты: ФГАОУВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»], 2017

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Основополагающая роль русского духовного самосознания в системе ценностных ориентиров М.Н.Загоскина 18

1.1. Теоретические составляющие понятия «русское духовное самосознание» 18

1.2. Воплощение православного менталитета как основы русского духовного самосознания в исторических романах М.Н. Загоскина 30

1.2.1. Отображение категории соборности в исторических романах М.Н. Загоскина 37

1.2.2. Патриотизм как проявление религиозного чувства в исторических романах М.Н. Загоскина

1.2.3. Концепция Божественного происхождения власти в осмыслении писателя 50

1.2.4. Проблема национальной духовной идентичности в исторических романах М.Н. Загоскина 59

ГЛАВА 2. Основы русского национального характера: особенности православной антропологии М.Н. Загоскина 68

2.1. Идеальные образы в исторических романах М.Н. Загоскина .73

2.2. Образы главных героев как репрезентация русского национального характера в осмыслении М.Н. Загоскина .104

2.3. Враги-святотатцы: образы героев-антагонистов в исторических романах М.Н. Загоскина 121

2.4. Архетип «кающегося грешника» в системе образов исторических романов М.Н. Загоскина .145

ГЛАВА 3. Роль хронотопа «Святая Русь» в системе историософских взглядов М.Н.Загоскина 154

3.1. Особенности художественного воплощения пространства «Святой Руси» в исторических романах М.Н. Загоскина 156

3.2. Особенности репрезентации времени в исторических романах М.Н. Загоскина 174

Заключение 184

Библиографический список

Введение к работе

Актуальность темы обусловлена тем, что русский исторический роман в последние десятилетия становится объектом повышенного научного интереса исследователей (Б.Е. Ложкин2, В.Д. Линьков3, А.Ю. Сорочан 4, Т.М. Уздеева5, О.В. Христолюбова6, И.В. Черный7,

2 Ложкин Б.Е. Романы М.Н. Загоскина конца 1830-х – начала 1840-х годов как художественный итог
творчества писателя : автореф. дис. …канд. филол. наук : 10.01.01 / Ложкин Борис Евгеньевич. –
Харьков, 2000. – 19 с.

3 Линьков В.Д. Русский исторический роман 20 – 30-х годов XIX века: типология и динамика жанра :
автореф. дис. …канд. филол. наук : 10.01.01 / В.Д. Линьков. – Горно-Алтайск, 2001. – 176 с.

4 Сорочан А.Ю. Мотивировки в русском историческом романе 1830 – 40-х гг.: автореф. дис. …канд.
филол. наук : 10.01.01 / А.Ю. Сорочан. – Тверь, 2000. – 24 с.

5 Уздеева Т.М. К проблеме типологии жанра исторического романа в творчестве М.Н. Загоскина. – М.,
1990. – 13 с.

6 Христолюбова О.В. Русская историческая проза 40–50-х гг. XIX века (проблемы стилевой эволюции) :
автореф. дис. …канд.филол.наук : 10.01.01 / Христолюбова Ольга Владимировна. – Саратов, 1997. – 20 с.

Черный И.В. Исторический роман М. Н. Загоскина: автореф. дис. …канд. филол. наук : 10.01.01 /

Черный Игорь Витальевич. – Харьков, 1990. – 15 с.

А.Н. Шохина8, И.П. Щеблыкин9 и др.) в силу преодоления идеологических шаблонов и переосмысления отношения к историческому процессу.

В последнее время вопросам отражения национального

самосознания в русской классической литературе уделяется внимание
таких исследователей, как Г.Е. Горланов10, И.А. Есаулов11,

И.В.Кудряшов12, Ю.И. Сохряков13, В.Ю. Троицкий14 и др.

Подобная ситуация высокого интереса к осмыслению национального самосознания наблюдалась в первой половине XIX века. Она нашла отражение в русской классической литературе. Пытаясь постичь основы национального самосознания, авторы указанного периода (Н.М. Карамзин, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И.И. Лажечников и др.) искали ценностные смыслы бытия русской нации, постигали особенности русского менталитета. Потому отражение мировоззренческих поисков эпохи в творчестве М.Н. Загоскина, пользовавшегося в свое время огромной популярностью, имеет значимость не только в историческом аспекте, но и в решении актуальных проблем современности.

Степень научной разработанности темы. Попытки осознания
феномена исторического романа в России предпринимались уже в
дореволюционной критике (В.Г. Белинский15, Ап. Григорьев16,

8 Шохина А.Н. Художественное воплощение исторического процесса в романах В. Скотта и
М.Н. Загоскина: автореф. дис. …канд. филол. наук: 10.01.03, 10.01.01 / Шохина Анастасия Николаевна. –
Нижний Новгород, 2010. – 20 с.

9 Щеблыкин И.П. У истоков русского исторического романа. – Пенза, 1992. – 180 с.

10 Горланов Г.Е. Творчество М.Ю. Лермонтова в контексте русского духовного самосознания. – М., 2009.
– 376 с.

11 Есаулов И.А. Национальное самосознание в русской классической литературе и его трансформации в
отечественном литературоведении // Культура и искусство, 2011. [Электронный ресурс]. – URL:
(дата обращения: 20.07.2014)

12 Кудряшов И.В. Русская литература в поисках духовной самоидентификации: национальная жизнь в
изображении П.И. Мельникова-Печерского, Н.С. Лескова, В.Г. Короленко, Г.И. Успенского :
диссертация… доктора филологических наук : 10.01.01 / Кудряшов Игорь Васильевич. – Волгоград.,
2008. – 350 с.

13 Сохряков Ю.И. Национальная идея в отечественной публицистике XIX–начала XX вв. – М.: Наследие,
2000. – 256 с.

14 Троицкий В.Ю. Русская идея и русский характер (к вопросу о методологии исследования) // Лесков в
пространстве современной филологической мысли. – М.: ИМЛИ РАН, 2010. – С. 31–35.

15 Белинский, В.Г. Собрание сочинений: в 9 т. / В. Г. Белинский. – М., 1976. – 1 т. – 736 с.

16 Григорьев, Ап. Эстетика и критика. [Вступ. статья, сост. и примеч. А.И. Журавлевой]. – М.: Искусство,
1980. – 496 с.

А.И. Скабичевский17, А.В. Мезьер18, А.Ф. Кони19, С.А. Венгеров20,
И.И. Замотин21). Это период признания непреходящей значимости
М.Н. Загоскина как первого русского исторического романиста. Однако
уже к концу XIX века о М.Н. Загоскине постепенно складывается мнение
как о писателе консервативной направленности, идеологе самодержавия,
творчество которого лишено художественных достоинств. Такой подход
нельзя не признать несколько односторонним и необъективным, учитывая
необычайную популярность романа М.Н. Загоскина «Юрий

Милославский, или Русские в 1612 году» (1829) и многочисленные положительные отзывы современников: А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, С.Т. Аксакова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого и др., не только отечественных, но и зарубежных писателей: П. Мериме, В. Скотта. Тем не менее указанная недооценка творчества М.Н. Загоскина характерна для литературоведения начала ХХ века (А. Пинчук22 и В.А. Сиповский23), а затем и для исследований середины и конца ХХ столетия (Н.Г. Ильинская24, С.М. Петров25). В результате это приводит к тому, что творчество «отца русского исторического романа» отодвигается на второй план, его относят к разряду «второстепенных» и практически предают забвению.

Однако постепенно начинают появляться исследования,

возвращающие исторические романы М.Н. Загоскина в научный оборот.

17 Скабичевский, А.М. Наш исторический роман в его прошлом и настоящем // Собрание сочинений. –
Т.2. – Изд-е 2. – СПб., 1895. – С. 561 – 702.

18 Мезьер А.В. Русская словесность с XI по XIX ст. включительно. – Ч. 2. – СПб, 1902. – 660 с.

19 Кони А.Ф. М.Н. Загоскин и цензура // Кони А.Ф. Очерки и воспоминания (Публичные чтения, речи,
статьи и заметки). – СПб., 1906. – 891 с.

Венгеров С.А. Источники словаря русских писателей. – Т.2. – СПб., 1910. – 598 с.

Замотин И.И. Романтизм двадцатых годов XIX столетия в русской литературе. – Т. 1-2. Романтический идеализм в русском обществе и литературе XIX столетия. – Изд-е 2-е. – СПб.-М.: Издание Т-ва М.О. Вольф, 1913.

22 Пинчук А. Русский исторический роман (до 50-х гг. XIX в.) : М.Н. Загоскин // Филологические
записки. – 1913. – Вып. VI. – С. 741–766.

23 Сиповский В.В. Русский исторический роман первой половины XIX столетия // Сборник статей в честь
академика А.И. Соболевского. – Л., 1928. – 507 с. – С. 63–68.

24 Ильинская Н.Г. Стоит ли «воскрешать» Загоскина? // Нева. – 1957. – №1. – С.203.

25 Петров С.М. Исторический роман // История русского романа: в 2 т. / Под общ. ред. А.С. Бушмина. –
Т. 1. – Гл. 4. – С. 78–97.

Среди них работа И.П. Щеблыкина26, посвященная классификации
русского исторического романа 30-х годов XIX века, заложившая основы
нового подхода к изучению творчества М.Н. Загоскина, проявившиеся в
конце ХХ века в трудах И.В. Черного27, А.А. Высоцкого28,

О.В. Христолюбовой29. Стоит отметить и возникновение интереса зарубежных исследователей к творчеству первого русского исторического романиста (М.Г. Альтшуллер; J. Holman; M. Schwartz; S.V. Kobets; D.I. Unguriani)30. Особую значимость в этом плане приобретает труд М.Г. Альтшуллера, посвященный подробному анализу вальтерскоттовских тенденций в романах М.Н. Загоскина.

В последние десятилетия, на рубеже XX–XXI веков, возрождается интерес к творчеству М.Н. Загоскина: переиздаются собрания сочинений писателя, обзор его жизни и творчества включается в монографические исследования31, появляются диссертации, посвященные творчеству автора

26 Щеблыкин И.П. У истоков русского исторического романа. – Пенза, 1992. – 180 с.

27 Черный И.В. Исторический роман М. Н. Загоскина: автореф. дис. …канд. филол. наук : 10.01.01 /
Черный Игорь Витальевич. – Харьков, 1990. – 15 с.

28 Высоцкий А.А. Киевская Русь в русском историческом романе 30-х годов 19 века (М.Н. Загоскин, А.Ф.
Вельтман, З.А. Волконская) : автореф. дис. …канд. филол. наук : 10.01.01 / Высоцкий Андрей
Анатольевич. – Днепропетровск, 1991. – 18 с.

29 Христолюбова О.В. Русская историческая проза 40–50-х гг. XIX века (проблемы стилевой эволюции) :
автореф. дис. …канд.филол.наук : 10.01.01 / Христолюбова Ольга Владимировна. – Саратов, 1997. – 20 с.

30 Альтшуллер М.Г. Эпоха Вальтера Скотта в России. Исторический роман 1830-х годов. – СПб. :
Академический проект, 1996. – 336 с.; Holman J. The Influence of Sir Walter Scott on the First Russian
Historical Novel. The University of Pennsylvania, 1997. – 244 p.; Schwartz Miriam Golin. M.N. Zagoskin as a
historical novelist. The Ohio State University, 1979. – 248 p.; Kobets S. V. Genesis and Development of Holy
Foolishness as a Textual Topos in Early Russian Literature. – Urbana, Illinois, 2001. – 340 p.; Unguriani D.I.
The Russsian Historical Novel From Romanticism to Simbolism: Fact, Fiction, and the Poetics of Genre. The
University of Wisconsin-Madison, 1995. – 368 p.

31 Горланов Г.Е. История культуры Пензенского края : моногр. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2015. – 400 с.

(М.А. Горбатов32, Н.П. Жилина 33, В.Д. Линьков 34, Б.Е. Ложкин35, А.Н. Шохина36).

Несмотря на имеющиеся исследования творческого наследия
М.Н. Загоскина характер его изучения отличается некоторой

фрагментарностью. Исследователей интересуют в основном вопросы
теории жанра исторического романа, проблемы народности,

национального чувства, вопросы вальтерскоттовского влияния,

фольклорные и древнерусские традиции. Собственно национально-религиозная система М.Н. Загоскина, отражение духовного самосознания эпохи в произведениях автора исследованию не подвергались, хотя отдельные замечания относительно этого содержатся во многих литературоведческих работах.

Проблема взаимосвязи русской литературы и православия,
пользующаяся большим научным интересом в современном

литературоведении, ставится в работах В.А. Воропаева, М.М. Дунаева, И.А. Есаулова, В.Н. Захарова, В.А. Котельникова, В.В. Лепахина, А.М. Любомудрова, Г.Е. Горланова и др.

Указанные тенденции современного литературоведения определили
цель диссертационной работы, которая заключается в исследовании
особенностей художественного воплощения русского духовного

самосознания в исторических романах М.Н. Загоскина.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

32 Горбатов М.А. Фольклоризм русского исторического романа рубежа 1820–1830-х годов:
М.Н. Загоскин и Н.А. Полевой: автореф. дис. …канд. филол. наук: 10.01.01 / Горбатов Михаил
Александрович. – Саратов, 2009. – 23 с.

33 Жилина Н.П. Концепция личности в русской литературе первой трети XIX века в свете христианской
аксиологии : автореф. дис. …докт. филол. наук : 10.01.01 / Жилина Наталья Павловна. – М., 2010. – 36 с

34 Линьков В.Д. Русский исторический роман 20 – 30-х годов XIX века: типология и динамика жанра :
автореф. дис. …канд. филол. наук : 10.01.01 / В.Д. Линьков. – Горно-Алтайск, 2001. – 176 с..

35 Ложкин Б.Е. Романы М.Н. Загоскина конца 1830-х – начала 1840-х годов как художественный итог
творчества писателя : автореф. дис. …канд. филол. наук : 10.01.01 / Ложкин Борис Евгеньевич. –
Харьков, 2000. – 19 с.

36 Шохина А.Н. Художественное воплощение исторического процесса в романах В. Скотта и
М.Н. Загоскина: автореф. дис. …канд. филол. наук: 10.01.03, 10.01.01 / Шохина Анастасия Николаевна. –
Нижний Новгород, 2010. – 20 с.

– уточнить структуру и содержание понятия «русское духовное самосознание» и определить его место в системе ценностных ориентиров М.Н. Загоскина;

– исследовать особенности художественного воплощения базовых составляющих православного менталитета как основы русского духовного самосознания в исторических романах М.Н. Загоскина;

– доказать, что особенности русского национального характера воспроизведены автором в аспекте православной антропологии (идеальные герои, представляющие русский национальный характер, враги-святотатцы, образы персонажей, ориентированные на воспроизведение архетипа «кающегося грешника»);

– определить роль хронотопа «Святая Русь» в системе историософских взглядов М.Н.Загоскина.

Объектом нашего исследования стали исторические романы М.Н. Загоскина «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году» (1829), «Рославлев, или Русские в 1812 году» (1831), «Аскольдова могила. Повесть времен Владимира Первого» (1833), «Искуситель» (1838), «Брынский лес» (1845), «Русские в начале осьмнадцатого столетия» (1848).

Предмет исследования – художественное осмысление русского духовного самосознания в исторических романах М.Н. Загоскина

Научная новизна представляемого диссертационного исследования определяется анализом специфики художественного воплощения основ православного менталитета и русского национального характера в романах М.Н.Загоскина

Путем анализа художественной системы исторических романов
М.Н. Загоскина впервые раскрываются особенности авторского

осмысления исторического процесса с историософских позиций автора, анализируются художественные способы репрезентации основ русского духовного самосознания, особенности православного менталитета (категорий соборности, эонотопоса, Закона и Благодати), а также

особенности русского национального характера, при создании которого автор опирался на принципы православной антропологии, сотериологии, эсхатологии, провиденциализма.

В системе образной типологии впервые исследуются образы, воплощающие новозаветный архетип «кающегося грешника», ставший традиционным для русской культуры. Впервые рассматривается роль хронотопа «Святая Русь» в системе историософских взглядов М.Н. Загоскина.

Теоретическая значимость диссертационного исследования

состоит в использовании понятия «русского духовного самосознания» при осмыслении художественной специфики русской прозы XIX в., рассмотрении сквозь призму этой категории особенностей развития жанра исторического романа в исследуемый период.

Практическая значимость диссертационного исследования

заключается в возможности использования основных результатов в учебном процессе, при составлении общих и специальных курсов по истории русской литературы для светских и духовных учебных заведений высшего образования, касающихся разработки тем «Русская литература XIX века», «Русский исторический роман», «Русская литература и национальное самосознание», «Русская литература и христианство», а также в подготовке справочной литературы о М.Н. Загоскине и его творчестве. Отдельные положения могут быть использованы при разработке школьных факультативных и элективных курсов, связанных с формированием патриотических ценностей у подрастающего поколения.

Методологической основой диссертации послужили труды

литературоведов В.Н. Аношкиной (Касаткиной), Г.Е. Горланова,
М.М. Дунаева, И.А. Есаулова, В.Н. Захарова, И.В. Кудряшова,
В.В. Лепахина, А.М. Панченко, Ю.И. Сохрякова, В.Ю. Троицкого,
О.В. Христолюбовой, И.П. Щеблыкина и др., философов И.С. Аксакова,
Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, И.А. Ильина, Н.О. Лосского,

К.Н. Леонтьева, В.С. Соловьева, богословов Ю.М. Зенько,

прот. В. Леонова и др.

В основе исследования лежит дескриптивный (описательный) метод в сочетании с культурно-историческим (при осмыслении связей художественного произведения с национально-религиозной культурой), герменевтическим (при интерпретации художественных текстов в социально-культурном контексте эпохи их создания), ритуально-мифологическим (при изучении роли культурных архетипов в общем замысле произведений), интертекстуальным (при анализе «евангельского текста», библейских аллюзий и символов). Подобный подход необходим для целостного исследования художественного воплощения русского духовного самосознания в творчестве М.Н. Загоскина.

Положения, выносимые на защиту:

* Обращение к исследованию художественного воплощения
русского духовного самосознания в исторических романах М.Н. Загоскина
является актуальным в силу сложившейся в настоящее время в России
общественной ситуации, вызвавшей интерес к осмыслению национальной
идентичности русского народа и этнической консолидации «русского
мира». Изучение и осмысление творчества первого русского
исторического романиста как особой формы воплощения национально-
религиозных поисков русским обществом путей подъема национального
духовного самосознания, вне сомнения, будет способствовать активизации
исследований русской литературы в этом направлении.

* Структура «русского духовного самосознания» предполагает
наличие таких компонентов, как представление о собственной этнической
идентичности, территориальном местоположении; как определенная
система духовных ценностей, православный менталитет нации,
определяющий отношение к себе самому и истории своей страны; как

представления о национальном характере в сопоставлении с

представителями других общностей.

* Идейное содержание произведений М.Н. Загоскина отражает
православную систему ценностей, которая определила особенности
осмысления автором исторического процесса, стала основой созданной им
системы образов и нашла отражение в характеристике писателем русского
государства как святой Руси. Ведущее место в творчестве автора занимает
концепция Божественного провидения. Православная аксиология
рассматривается автором как основа русского менталитета, воплощаясь в
его произведениях в таких чертах русского духовного самосознания, как
соборное единение, рассматриваемое как проявление православного
идеала человеческой общности; патриотизм, понимаемый как отражение
религиозного чувства любви к Отечеству Небесному; отношение к царю
как помазаннику Божию.

* Основным авторским принципом построения системы образов в
романах является соответствие православной антропологии. Деление на
положительных и отрицательных героев происходит по национально-
религиозному принципу. Согласно этому в рядах положительных
оказываются герои из разряда святых, представители духовного сословия и
юродивые, они являют собой путь идеального героя, совмещающего в себе
служение Богу и Родине. К отрицательным же автор относит захватчиков-
иноверцев, изменников, перенявших вместе с чужеземными обычаями и
другую веру, а также раскольников. Главный герой произведения,
протагонист, являясь носителем единых вневременных национальных
ценностей, выступает выразителем мировоззренческих исканий эпохи и
отражает духовный путь нации в определенный исторический период.
Вместе с этим, в ряде образов персонажей М.Н. Загоскина представлен
традиционный для православного менталитета архетип «кающегося
грешника».

* В творчестве М.Н. Загоскина находят воплощение историософские религиозные концепции, проявляющиеся в создании особого хронотопа «Святой Руси», введения литургического времени и библейских архетипов, связанных с Москвой. Изображение исторических фактов и персонажей подчинено авторской концепции, согласно которой все происходящее соотнесено со Священной историей. Этим объясняется наличие в сюжете романов как библейских архетипов, так и исторических анахронизмов, которые служат для выражения авторской идеи.

Апробация результатов исследования. Основные положения и
выводы диссертационной работы нашли отражение в докладах на III
Всероссийской научно-практической конференции «Философия и

филология классического текста» (Пенза, 2012 г.), межрегиональной
научно-практической конференции «Русская Православная Церковь и
история России», посвященной 1025-летию Крещения Руси (Пенза,
2013 г.), I, II, III, IV межрегиональных образовательных Рождественских
чтениях (Пенза, 2013, 2014, 2015, 2016), II Международной научно-
практической конференции «Евангелие в контексте современной
культуры» (Белгород, 2014 г.), II, III, IV Всероссийских научно-
практических конференций с международным участием «Буслаевские
чтения» (Пенза, 2014 г., 2015 г., 2016 г.), научно-практической
видеоконференции «Литературные портреты» (Волгоград, 2014 г.),
Всероссийской научно-практической конференции с международным
участием «Векторы развития гуманитарного образования в

информационном обществе» (Пенза, 2015 г.).

По теме диссертационного исследования опубликовано 11 научных статей, в том числе 3 статьи в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК РФ.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка, включающего 318 наименований.

Воплощение православного менталитета как основы русского духовного самосознания в исторических романах М.Н. Загоскина

Многих выдающихся деятелей общественной мысли, историков, философов (И.С. Аксакова, А.С. Хомякова, И.А. Ильина, Н.А. Бердяева, В.С. Соловьева, Н.О. Лосского, С.Н. Булгакова, К.Н. Леонтьева и др.), начиная с XIX века, интересует исследование русского самосознания, менталитета и национального характера. Этому посвящаются научные труды, философские работы, публицистические высказывания и, конечно же, произведения художественной литературы, выступавшей всегда в качестве духовной наставницы поколений. При всех различиях в понимании русского характера [7; 221] не подлежит сомнению положение, что сознание и культура русской нации изначально основывались на религиозных ценностях, ценностях христианских. С момента Крещения Руси в истории нашего государства вплоть до 1917 года народ идентифицировал себя не столько по территориальному или родственному признаку, сколько по признаку религиозному [170]. Русским мог быть представитель любого этноса, ощущающий себя таковым по духу, согласно исповедуемой системе ценностей. Ценностные ориентиры на Руси во многом формировала Православная Церковь, она была не только источником всего уклада русской жизни, но оживотворяла его, давала ему смысл, создавала потенции для духовного развития русского народа.

Духовное единство, понимаемое в качестве важнейшей скрепы нации, обосновывает философ XIX века И.С. Аксаков: «Для русского человека родство племенное, физиологическое очень мало значит… Одним словом, для него определение его национальности совпадает с православием, другими словами, с христианством, ибо в другой форме он его не знает. Мудрено. Мудрено написать воззвание к русскому народу, как его пишут в других странах: «Francais!» или «Британцы!» – «Русские!» – не годится, самый язык не терпит. А на всех сходках ежедневно по всему пространству России держатся речи с воззванием: «православные». Вот как русский народ определяет свою национальность» [103, c. 354].

Об этой близости и даже тождественности национальности и вероисповедания свидетельствует К.Д. Кавелин: «Русский и православный, в народном понятии, одно и то же; православный, хотя бы и не русский по происхождению, все-таки считается русским; природный русский, но не православной веры, не признается за русского. И так в Великороссии христианская вера восточного исповедания стала народным знаменем, заступала место народности» [115, c. 200].

Более того, по мысли К.Д. Кавелина, именно православная религия становится фактором, определившим основы национального самосознания: «В Великороссии православие, соответственно ее степени культуры, получило характер государственного и политического учреждения, под покровом которого окрепло и выработалось национальное сознание. Не понимая этого, нельзя понять русской истории» [115, c.201].

Основу, на которой столетиями формировался русский характер, видел в православной вере А.С. Пушкин: «Греческое вероисповедание, отдельное от всех прочих, дает нам особенный национальный характер» [211, c.130].

О духовной составляющей творчества, постижении «духа народа», как основы национального, рассуждал и Н.В. Гоголь: «истинная народность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа. Поэт даже может быть и тогда национален, когда описывает совершенно сторонний мир, но глядит на него глазами своей национальной стихии, глазами всего народа, когда чувствует и говорит так, что соотечественникам его кажется, будто это чувствуют и говорят они сами» [58, c.261]. Исследователи происхождения и развития русского самосознания усматривают в качестве одного из важнейших факторов его формирования православное христианство. Идентичность русского народа, особенности его менталитета и нравственных ценностей создавались благодаря византийской религиозной традиции [152]. Именно православие стало основой межэтнических взаимодействий, обосновывая единение по духовному признаку.

По этой причине путь к пониманию тайны русской души, по мнению многих исследователей, лежит в надэтнической области изучения духовного наследия нации. Об этом хорошо сказал митрополит Иоанн (Снычев): «…ключ к пониманию русской жизни лежит в области религиозной, церковной, и, не усвоив этого, не поймем мы ни себя, ни свой народ, ни свою историю» [111, c. 519].

Возможно, именно поэтому появляющиеся в истории развития русского самосознания историософские концепции были религиозными в своей основе. Национальное самосознание находило свое проявление в концепциях «святой Руси» (после Крещения Руси), «Москвы – Нового Иерусалима» (XV век), эсхатологической «Москвы – Третьего Рима» (начало XVI века, после падения Костантинополя), «Великой Руси» (связанной с реформами Петра Первого). Фундаментом русской государственности (Российской Империи) долгое время являлись православная вера, самодержавный царь и русское Отечество. Взаимосвязь этих элементов обусловила своеобразие национального государственного устройства, основанное на понимании Божественного происхождения власти.

Концепция Божественного происхождения власти в осмыслении писателя

Кульминация любовной линии романа также не обходится без Федоры. Именно она оказывается ночью на паперти кладбищенской церкви рядом с Рославлевым, обеспамятевшим от увиденного им венчания своей невесты с французом. Она утверждает, что пришла на похороны, на которые так стремилась, и что вместо венчания в храме поют панихиду. В этот момент рушатся все надежды Рославлева на счастье с возлюбленной. Но это похороны не только личного счастья, но и русского в Полине. Вступив на этот путь страстной любви к врагу государства, она избрала для себя тяжелую участь быть отверженной от Отечества и Бога. Именно об этом и говорит ей Федора на кладбищенской паперти, указывая на залитый кровью Рославлева пол: «Небось, ступай смелее! Чего тебе жалеть: ведь это русская кровь!»… Милости просим на похороны. – И ее дикой хохот заглушил отчаянный вопль Полины» [4, с.425].

Последнее появление Федоры совпадает с финалом романа. Более того, именно хохотом сумасшедшей М.Н. Загоскин заканчивает свой роман: «Густые ветви черемухи разодвинулись, из-за мраморной урны выглянуло худое, отвратительное лицо Федоры, и громкой хохот ее раздался по всему лесу» [4, с.620]. И снова образ Федоры появляется не сам по себе, а при воспоминании о судьбе Полины, под той же самой черемухой, где когда-то Полина обещала возлюбленному будущее счастье и где сейчас стоит ее могильная урна.

А.М. Панченко отмечает, что «общественная роль юродства возрастает в кризисные для церкви времена» [194, с. 131]. Поэтому вполне естественно, что в своем романе «Брынский лес», посвященном церковному расколу, М.Н. Загоскин выводит образ юродивого как общественного резонера.

Образ юродивого Гриши сочетает в себе традиционные черты внешнего вида, но в отличие от других персонажей подобного плана он вовсе не безумен, но даже благообразен: «Лицо, руки и босые ноги этого нищего были запачканы грязью, а сверх посконного балахона, от которого оставались одни только лохмотья, надета была через плечо веревка, на которой висел плетенный из лыка кошель. Впрочем, лицо его было не безобразно, и седые распущенные по плечам волосы придавали ему вид состарившегося в трудах монастырского послушника» [2, с. 12].

В этих чертах воплощен автором скорее блаженный старец, обладающий даром пророчества и считающийся безумным, не как лишенный ума, но несколько с другой точки зрения, как отличающийся от безумствующего мира, выражением чего могут послужить слова преподобного Антония: «Приходит время, когда люди будут безумствовать, и если увидят кого не безумствующим, восстанут на него и будут говорить: «Ты безумствуешь», – потому что он не подобен им» [15, с. 427]. Не случайно и появляется его образ в романе не иначе как в тесном окружении московских стрельцов, творящих безумства, грабежи и убийства, которые юродивый обличает, призывая вернуться к Богу.

Весьма интересен тот факт, что юродивый Гриша у М.Н. Загоскина обличает и раскольников, что, по свидетельству А.М. Панченко, было не характерно для того исторического периода: «Ни один мало-мальски заметный и активный юродивый не принял церковной реформы. Все они объединились вокруг протопопа Аввакума и его сподвижников» [193, с. 399].

Именно в уста юродивого Гриши вкладывает автор обличение одного из деятелей церковного раскола – Никиты Пустосвята, нищий опасается того, как бы последний по слепоте духовной не пошел по пути Иуды: «Эх Никитушка, Никитушка, продолжал нищий, покачивая головой, слепой вождь слепых!..» [2, c.34]. На основе анализа текста представленных исторических романов М.Н. Загоскина мы можем отметить соблюдение агиографических традиций при создании образов юродивых: нищенское одеяние, презрение к плоти, метафоричность языка, отшельничество, подверженность поруганию. Примечательно, что наиболее значимым при создании образа юродивого становится мотив воздействия его на героев произведения, на их представления об истинности выбранного пути. Юродивый выступает в романах М.Н. Загоскина как носитель нравственного идеала, христианских ценностей.

Особый интерес представляет исследование образов святых в исторических романах М.Н. Загоскина, оказывающихся генетически связанных с житийным каноном, и образов первых киевских христиан, соотносимых автором с римской историей.

Проблема исследования агиографических традиций в произведениях русской классики имеет большое значение для изучения литературы. Существует несколько принципов классификации включения агиографического материала в текст художественного произведения [34; 217; 221]. Один из них – по характеру отношения писателя к агиографическому предтексту. Способов здесь несколько. Во-первых, это прозаический или стихотворный пересказ, либо инсценировка житийного текста. Во-вторых, включение отдельных элементов жития в произведение. Наконец, создание «литературного жития» вымышленного святого по известной агиографической схеме. Первый далеко не сразу получил распространение в русской литературе классического периода. Это произошло не ранее середины XIX в. Один из образцов подобного включения агиографического предтекста в художественный текст можно увидеть в романе М.Н. Загоскина «Аскольдова могила. Повесть времен Владимира Первого» (1833). М.Н. Загоскин выбрал для художественной обработки существующий летописный материал о мученическом подвиге первых христиан на Руси, варяга Феодора и сына его Иоанна.

Уже в эпоху преподобного Нестора Русская Православная Церковь почитала их в сонме святых.

Задумывая роман о временах князя Владимира, времени крещения Руси, М.Н. Загоскин не мог оставить без внимания данный исторический эпизод, осознавая его важность и глубокий символизм. Последняя из кровавых языческих жертв в Киеве стала первой святой христианской жертвой – сораспятием Христу. Путь «из варяг в греки» становится для Руси путем из язычества в православие, из тьмы к свету. Подобным путем проводит М.Н. Загоскин своего главного героя Всеслава: он принимает православие. Отец Алексей (Варяжко) исповедует веру и также принимает мученическую кончину. Другого же героя – князя Владимира – автор в романе пока оставляет на распутье, но итог его духовных исканий уже очевиден читателю.

Враги-святотатцы: образы героев-антагонистов в исторических романах М.Н. Загоскина

Таков и один из разбойников Шалонского – рыжебородый земский ярыжка, с отвратительным лицом, который, по авторскому замечанию, очень похож на сатану.

Куда более глубокими инфернальными мотивами проникнут образ боярина Истомы Туренина. И действительно, если для Шалонского становится возможным предсмертное покаяние, то Туренину М.Н. Загоскин в этом отказывает. В отличие от Кручины, открыто принимающего у себя поляков и известного в округе своими зверствами, боярин Истома лицемерен, он тщательно скрывает истинные свои взгляды. Так, узнав о том, что Милославский прислан от пана Гонсевского, а отнюдь не от патриотически настроенных москвичей, Истома кардинально преображается: из очаровывающего своим патриотизмом ревнителя Отчизны он превращается в палача, демона, жаждущего крови своих сограждан-нижегородцев: «Все черты лица его выражали такую нечеловеческую злобу, он с таким адским наслаждением обрекал гибели сограждан своих, что Юрий, отступив несколько шагов назад, готов был оградить себя крестным знамением. И подлинно, этот взор, который за минуту до того обворожал своим добродушием и вдруг сделался похожим на ядовитый взгляд василиска, напоминал так живо соблазнителя, что набожный Юрий едва удержался и не сотворил молитвы: «Да воскреснет бог и расточатся врази его» [4, с. 164]. Молитва, которую хотел произнести Юрий – 90 псалом царя Давида, издревле считается православными оружием против демонов, ограждающим от бесовских сил.

Юродивый Митя иносказательно предупреждает Юрия Милославского о вероломстве Туренина еще на въезде в Нижний Новгород: «Смотри не поддавайся! Андрюшка Туренин умен... поднесет тебе сладенького, ты разлакомишься, выпьешь чарку, другую... а как зашумит в головушке, так и горькое покажется сладким; да каково-то с похмелья будет!.. Станешь каяться, да поздно!» [4, с. 161].

Двуличность Кручины проявляется и на бытовом уровне, он фарисейски старается сохранить свою причастность православной традиции. Принимая на себя обязанность понедельничать – поститься еще и по понедельникам, а не только по средам и пятницам, он искажает саму суть поста. Оставаясь лишь на словах великим постником, «хозяин не слишком изнуряет свое греховное тело» за сытным ужином: «Чем богаты, тем и рады: сегодня я ем постное. Ты, может быть, не понедельничаешь, Юрий Дмитрич? И на что тебе! не все должны с таким упорством измозжать плоть свою, как я – многогрешный. Садись-ка, мой родимый, да похлебай этой ушицы. Стерляжья, батюшка!» [4, с. 166].

Именно лукавство отличает Туренина от всех остальных героев романа, а как известно, это одно из основных свойств сатаны, часто именуемого «лукавым». Свойство это проявляет Туренин и на нижегородском молебне, что может расцениваться не иначе как кощунство. Боярин не только присутствует на молебне, в отличие от Юрия, который сознает себя недостойным этого великого народного таинства, но более того, лицемерно, «заливаясь слезами, кричал громче всех: «Идем к матушке Москве!» [4, с. 174].

Характерно и то, что из бояр-изменников Шалонского и Туренина только последний оказывается способным на убийство Юрия, находящегося в плену в Теплом Стане. Шалонского останавливает мысль о том, что Юрий, «не вымолвив ни слова, как мученик, протянет свою шею…» [4, с. 215]. Туренин же наоборот готов на то, чтобы эта кровь пала на его голову.

Интересно построение образа французов в романе «Рославлев, или Русские в 1812 году». М.Н. Загоскин использует для создания этого образа традиционное для православного менталитета представление о враге-иноверце, покушающемся на Святую Русь и христианскую веру, и связывает его с эсхатологическими ожиданиями. А.В. Чудинов отмечает, что выстраивание в произведениях образа французов по давнему образцу иноземного врага, который включал враждебность к христианским святыням, характерно для русской фольклорной традиции. «Война против французов приобрела для русского народа сакральный характер… прежде всего потому, что в коллективном воображаемом простого люда всякое иноземное вторжение воспринималось как покушение на православную веру» [291, с. 263].

Французы, действительно, представлены в романе не просто как завоеватели, но как святотатцы, что придавало войне в целом характер религиозный. Неоднократно в тексте они именуются по религиозному признаку с негативной коннотацией «иноверцами»: «Нет, ребята! чтоб мы поддались иноверцам?» [4, с. 332], «басурманами»: «А того не подумают, басурманы, что этак наш брат старик и без исповеди умрет» [4, с. 513], «безбожниками»: «Ах они безбожники!» [4, с. 515], «нехристью»: «Эка нехристь проклятая!» [4, с. 515], «а ты, глупая голова, всякой нехристи веришь!» [4, с. 332].

Особую роль в создании образа французов играют описание и упоминания о невероятно оскорбительном для православного человека кощунстве – использовании французами московских храмов под конюшни для лошадей, а икон для хозяйственных нужд.

А.В. Чудинов усматривает в самом мотиве введения коней в храмы один из традиционных способов создания образа архетипичного врага в народном творчестве и выделяет его как «вневременной» топос коллективной памяти о войне 1812 года: «Французы изображены в русском фольклоре нечестивыми врагами веры христианской…, они совершают все те святотатства, которые полагалось творить архетипическому неприятелю: разрушают церкви, оскверняют иконы и вводят своих коней в церкви» [291, с.262].

Особенности репрезентации времени в исторических романах М.Н. Загоскина

Подобное религиозное осмысление исторического процесса дает возможность говорить о совершенно особом историзме автора, при котором исторические факты и персонажи подчиняются авторской концепции происходящего, даже в ущерб собственно историчности, отсюда следует наличие анахронизмов. Православная аксиология понимается автором основой русского менталитета и проявляется в его произведениях в качестве основных черт русского духовного самосознания, таких как соборное единение, рассматриваемое как проявление православного идеала человеческой общности; патриотизм, понимаемый как отражение религиозного чувства любви к Отечеству Небесному; отношение к царю как помазаннику Божию.

Идея соборности детерминирует в исторических романах М.Н. Загоскина репрезентацию образов духовенства и православного народа и обуславливает единство религиозного и национального компонентов самосознания. Образы духовного сословия выступают своеобразным средоточием соборной идеи, распространяя ее с сугубо церковной на народно-патриотическую сферу. Благодаря этому происходит сакрализация национально-общественных идеалов, в особенности чувства патриотизма, которое приобретает в творчестве

М.Н. Загоскина форму религиозного. Именно духовное единение становится основой для спасения «царства Русского», а сама борьба за родину окружается ореолом святости. Поэтому в патриотическую борьбу вовлекаются представители священства и монашествующих, для которых сверхличный долг совпадает с собственным свободным самоопределением. Безусловно, категория соборности не в одинаковой степени находит свое отражение во всех исторических романах, наиболее полно она проявилась в романах, связанных с защитой Отечества от внешнего врага – это «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году» и «Рославлев, или Русские в 1812 году». В романе «Брынский лес» она приобретает дополнительные коннотации – здесь раскол соборности на духовном уровне детерминирует раскол на уровне государственной власти, обнажая угрозу православной державности.

В русле православной аксиологии рассматривается и любовная линия исторических романов, неразрывно связанная с любовью к Отечеству. Любовь проявляется в различных формах: как любовь к Богу, любовь к Отечеству и любовь частная. Все эти проявления настолько взаимосвязаны, что отсутствие одного из элементов исключает существование других, вне онтологического контекста патриотизма писателю она не интересна. Возможно поэтому в рассматриваемых романах она всегда оказывается нитью, рождающей конфликт интересов двух идейных лагерей, будь то русские и поляки («Юрий Милославский...» – Анастасия), русские и французы («Рославлев…» – Полина), христиане и язычники («Аскольдова могила» – Надежда), сторонники и противники реформ Петра («Русские в начале осьмнадцатого столетия» – Ольга), провинциалы и столичные жители («Искуситель» – Машенька), православные и раскольники («Брынский лес...» – Софья). Именно подвиг христианской любви М.Н. Загоскин закладывает в основание христианизации Руси, поступок Дулеба в данном контексте наделяется чертами апостольской миссии.

На уроне православного менталитета происходит и осмысление петровских преобразований, рассматриваемое в диссертации с помощью применения категорий Закона и Благодати. Осмысление М.Н. Загоскиным роли Петра Великого в истории страны своеобразно и соответствует авторской концепции понимания власти, несмотря на проводимые царем реформы, которые, на взгляд славянофилов, исказили национальную идентичность русского народа.

Православная аксиология в творчестве М.Н. Загоскина вступает в противоборство с западной системой ценностей, вызывающей современный автору кризис национальной идентичности (роман «Искуситель»). В данном контексте европейское влияние цивилизации, достигшей пределов бездуховности свершением Великой французской революции, представляет угрозу всему христианскому миру и понимается автором не иначе как сатанинское. Выбор исторического пути страны и народа, постепенное разрушение традиционных православных нравственных ценностей и подмена их западным, развращенным, бесовским сознанием – вот, что волнует писателя. Поэтому на первый план он выводит духовную основу возникшего цивилизационного конфликта и видит его разрешение в истинной и глубокой вере русского народа, его духовном возрождении, отречении от искушений и возвращении заблудшего в лоно православного Отечества.

Особую роль в национально-религиозной концепции М.Н. Загоскина играет концепция Божественного происхождения власти. В контексте онтологического понимания патриотизма отношение к государю, как правителю «Святой Руси», приобретает религиозные очертания. Причем автор различает два вида власти: благословленную Богом и попускаемую Им. Степень верности престолу становится критерием определения истинности веры, истинности «русскости» героя, так как монарх для православного сознания есть помазанник Божий.

Важной составляющей диссертационной работы стало исследование конкретных способов воплощения православного менталитета, как основы русского духовного самосознания, в системе образов исторических романов М.Н. Загоскина. Репрезентация основных черт русского характера происходит в соответствии с православной антропологией. К ней автор присовокупляет патриотизм, понимаемый им как отражение религиозного чувства. Так служение Отечеству как оплоту православной державности в сочетании с православной системой ценностей определяют духовно-нравственный идеал его героев. Художественная система образов в творчестве М.Н. Загоскина подразумевает разделение персонажей на праведников и нечестивцев согласно агиографическому канону. Данный факт позволяет рассматривать данные романы в контексте иконичности. В диссертации мы выделяем для анализа несколько групп образов: образы идеальных персонажей, героев-протагонистов и антагонистов.

В качестве маркеров русской нации предлагаются образы святых, духовенства и юродивых, проявляющих наряду с традиционными религиозными характеристиками черты патриотического сознания, национальное понимание гражданского долга преодолевает рамки сословных ограничений. Хотя образы героев-священнослужителей находят в романе свое конкретно-историческое воплощение, они вырастают до уровня символов, знаменуют собой неразрывное единение духовных и физических сил народа в борьбе за родину. Юродство рассматривается как одно из отражений национального характера. Наиболее значимым при создании образа юродивого становится мотив воздействия его на героев произведения, на их представления об истинности выбранного пути. Юродивый выступает в романах М.Н. Загоскина как духовный резонер, носитель нравственного идеала, христианских ценностей.