Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественное время и пространство в русскоязычных романах В. Набокова 1920-1930 годов Морозов Дмитрий Викторович

Художественное время и пространство в русскоязычных романах В. Набокова 1920-1930 годов
<
Художественное время и пространство в русскоязычных романах В. Набокова 1920-1930 годов Художественное время и пространство в русскоязычных романах В. Набокова 1920-1930 годов Художественное время и пространство в русскоязычных романах В. Набокова 1920-1930 годов Художественное время и пространство в русскоязычных романах В. Набокова 1920-1930 годов Художественное время и пространство в русскоязычных романах В. Набокова 1920-1930 годов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Морозов Дмитрий Викторович. Художественное время и пространство в русскоязычных романах В. Набокова 1920-1930 годов : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 Кострома, 2007 195 с., Библиогр.: с. 174-194 РГБ ОД, 61:07-10/1786

Введение к работе

Среди многообразных аспектов изучения набоковского наследия особое место занимает исследование художественного времяпространства, запечатлённого в произведениях автора. В последние годы вышли в свет научные работы, достаточно глубоко и всесторонне рассматривающие проблему хронотопа в творчестве В. Набокова. В них описывается структура, характеризуются функции, определяется значение хронотопа в разных произведениях писателя-эмигранта.

Тем не менее, до сих пор ещё нет обобщающего исследования, в котором анализировалось бы художественное времяпространство на материале сразу нескольких романов Набокова русскоязычного периода.

Следовательно, актуальность темы диссертации определяется её недостаточной разработанностью, дискуссионностью, а также значимостью для понимания творческой индивидуальности писателя.

Художественное времяпространство, как содержательная форма, вероятно, наиболее ярко проявляется именно в творчестве Набокова. Поэтому исследование хронотопа, фигурирующего в его произведениях, помогает глубже понять авторские интенции в области этического и эстетического, позволяет прояснить многие особенности мировоззрения писателя.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые предпринята попытка целенаправленного, системного исследования художественного времени и пространства как многопланового феномена в русских романах Набокова 1920-1930 годов. Разработка заявленной темы диссертации даёт возможность по-новому представить художественный мир Набокова, увидеть скрытые в глубине повествовательной ткани смыслы произведений автора.

Объектом исследования послужили несколько романов русскоязычного периода творчества писателя: «Машенька», «Король, дама, валет», «Защита Лужина», «Дар» и «Приглашение на казнь».

Предметом исследования являются временные и пространственные представления, воплощённые в русскоязычных романах Набокова 1920-1930 годов.

Цель диссертации заключается в исследовании эволюции

художественного времени и пространства в русскоязычных романах

Набокова 1920-1930 годов.

Для достижения поставленной цели предполагается решить ряд задач:

- выявить роль хронотопа в художественном мире писателя,

- охарактеризовать структуру и художественные функции основных, наиболее значимых хронотопов в выделенных романах,

- систематизировать формы художественного времени и пространства романов писателя русского периода,

- установить тенденции развития хронотопа в романном творчестве писателя 1920-1930 годов,

- соотнести логику эволюции хронотопа с изменением жанра романа в творчестве Набокова 1920-1930 годов.

Методология исследования основана на сочетании структурно-семиотического, историко-генетического и герменевтического методов анализа. Выбор методов обусловлен, прежде всего, предметом и задачами исследования.

Методологической основой диссертации стали работы М. М. Бахтина, Д. С. Лихачёва, А. Я. Гуревича, Ю. М. Лотмана, С. С. Аверинцева,

А. Б. Есина, Б. А. Успенского, В. Н. Топорова, А. Бергсона, М. Хайдеггера.

Понятийный аппарат исследования инструментирован, прежде всего, синонимичными терминами: «художественное время и пространство» (или «времяпространство») и «хронотоп». В нашей диссертационной работе мы будем опираться на классическое определение термина «хронотоп», предложенное М. М. Бахтиным.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Хронотоп является одной из важнейших доминант художественного метода Набокова, поэтому в романах писателя русскоязычного периода художественное времяпространство играет роль ключа к постижению глубинного смысла набоковских произведений.

  2. Каждый из рассмотренных романов писателя имеет собственную оригинальную систему художественного времяпространства. Но вместе с тем, из романа в роман переходят несколько основных, универсальных хронотопов: буднично-бытовой хронотоп, идиллический хронотоп, хронотоп дороги, личностный хронотоп, хронотоп Потусторонности. Эти хронотопы регулярны и образуют серии. Другие же хронотопы иррегулярны, уникальны (экзотический, иронический, игровой, «мировой»).

  3. В целом хронотопы каждого из исследованных романов Набокова образуют систему многомирия, которая имеет символистский генезис.

  4. От романа к роману формы хронотопа видоизменяются, эволюционируют. В этой эволюции можно проследить четыре тенденции: преемственности, усложнения, «модернизации» и абстрагирования. Представляется, что эти тенденции, дополняя друг друга, описывают развитие художественного мышления Набокова-романиста 1920-1930 годов.

  5. Эволюционирующий хронотоп русскоязычного романного творчества Набокова отражает развитие индивидуального стиля писателя, который постепенно усложняется и приобретает высокую смысловую насыщенность, что выражается, в частности, в совершенствовании романной формы: в появлении полижанрового романа «Дар», а также в создании оригинальных жанровых форм (например, близкого к антиутопии романа «Приглашение на казнь»).

Теоретическая значимость предпринятого диссертационного исследования заключается том, что в нём в определённой мере обогащаются представления о роли хронотопа в художественном произведении. Кроме того, в работе конкретизируется и дополняется классификация типов хронотопа, предложенная М. М. Бахтиным.

Практическая значимость работы состоит в том, что её материалы и выводы могут быть использованы при разработке общих курсов по истории русской литературы XX века, при подготовке спецкурсов и спецсеминаров по творчеству В. Набокова в практике вузовского и школьного преподавания.

Апробация работы: материалы диссертации прошли апробацию на областной научно-практической конференции «Шаг в будущее» (Кострома, 2004), на научной конференции «Россия в XXI веке: прогнозы культурного развития. Качество жизни на рубеже тысячелетий "Антропологические чтения – 2005"» (Екатеринбург, 14-15 мая 2005), на Фестивале студентов, аспирантов и молодых учёных «Молодая наука в классическом университете» (Иваново, 2005, 2006), на межвузовской научной конференции «Жизнь и судьба малых литературных жанров» (Иваново, 2005), на научной конференции, посвящённой 150-летию В. В. Розанова (Кострома, 2006), на международной конференции «Межкультурное взаимодействие: проблемы и перспективы» (Кострома, 5-6 сентября 2006), на V Всероссийской научно-методической конференции памяти В. П. Медведева «Проблемы школьного и вузовского анализа литературного произведения в жанрово-родовом аспекте: теория, содержание, технологии» (Иваново, 30-31 марта 2006), на итоговой научной конференции студентов и аспирантов «Ступени роста» (Кострома, 2006, 2007), на научной конференции «Духовно-нравственные основы русской литературы» (Кострома, 2007). По материалам диссертации опубликовано 7 статей.

Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав разделённых на параграфы, заключения, библиографии и приложения. После введения, каждого параграфа и заключения следуют развёрнутые примечания, содержащие ссылки на источники, пояснения к тексту и размышления, имеющие косвенное отношение к предмету, но открывающие дополнительные перспективы его понимания.

Похожие диссертации на Художественное время и пространство в русскоязычных романах В. Набокова 1920-1930 годов