Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественный мир Е.А. Гагарина Разин Денис Александрович

Художественный мир Е.А. Гагарина
<
Художественный мир Е.А. Гагарина Художественный мир Е.А. Гагарина Художественный мир Е.А. Гагарина Художественный мир Е.А. Гагарина Художественный мир Е.А. Гагарина
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Разин Денис Александрович. Художественный мир Е.А. Гагарина : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Разин Денис Александрович; [Место защиты: Помор. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова].- Архангельск, 2008.- 149 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-10/256

Введение к работе

Последняя четверть XX века открыла читателю множество забытых литературных имён, а процесс «возвращения» литературы продолжается и по сей день. Яркий пример тому - творчество Евгения 1 агарина, писателя первой половины XX века, незаслуженно забытого в советской России.

Евгений Андреевич Гагарин родился 12 февраля 1905 года в Шенкурском уезде Архангельской губернии. В начале тридцатых годов Гагарин женился на Вере Сергеевне Арсеньевой, которая, судя по всему, была ссыльной. Благодаря хлопотам английского правительства за семью Арсеньевых, Гагарину удалось в 1933 году эмигрировать в Германию, где он и жил сначала в Кенигсберге и Берлине, потом в Зальцбурге и Мюнхене.

Е.А. Гагарин создавал свои художественные и публицистические произведения на русском и на немецком языках, его книги, издававшиеся за границей, переводились на английский, французский, голландский и скандинавские языки. Важнейшую часть наследия Гагарина составляет его художественное творчество. Только в 90-е годы XX века в России был впервые издан ряд его произведений, открывших российскому читателю Гагарина как мастера крепкой классической русской прозы, связанной с традициями Тургенева и Бунина. Знакомство с произведениями Гагарина на его исторической родине состоялось благодаря журналам «Слово», «Север», «Новая Россия», «Филологические записки», «Новая юность». В этих изданиях творчество Гагарина представлено рассказами «Корова», «Советский принц», «Звезда в ночи», «Белые ночи», повестью «Поездка на святки», романом «Возвращение корнета». Перечисленные рассказы входили в состав мюнхенского сборника Гагарина «Звезда в ночи» (1947).

Повесть и роман одной книгой выходили на русском языке в Соединенных Штатах (Нью-Йорк, издательство им. Чехова, 1953 год). В ряде источников упоминается, что сначала эти произведения были изданы на немецком языке. Также в центральных библиотеках России можно познакомиться с посмертными публикациями рассказов Гагарина в журналах русской эмиграции («Последнее кочевье», «Кольцо», «Охота на гусей», «Семейная табакерка», «Старая фрейлина»).

Творчество Е.А. Гагарина и по сей день остаётся неисследованным с позиций филологической науки. Пожалуй, первым (или одним из первых), кто упомянул имя Гагарина в постсоветской печати, был Владимир Бондаренко. Исследователь, работая в архивах, несколько раз встречал это имя среди писателей послевоенного Мюнхена. Бондаренко при этом упоминает, что Гагарин был объявлен в авторском активе журнала «Посев» и публиковался в «Гранях»1. Отметим, что именно благодаря В.Бондаренко осуществились многие публикации Гагарина в России. В те же 1990-е гг. почти одновременно с Бондаренко и независимо от него «открывает» Евгения Гагарина и другой отечественный исследователь - Р.Гергель. Имя Гагарина встретилось ему при

1 Бондаренко, В В поисках России 'В Бондаренко ' Север - 1992,-Ж . С.120-122

расшифровке неразборчивой подписи одного из корреспондентов И.Бунина". С этого начались его активные поиски в различных архивах.

Также обратил внимание на художественное наследие Гагарина А.Воронцов из журнала «Наш современник» (статья «Потаённая русская литература», пожалуй, первая статья литературоведческого характера о Гагарине). Судя по содержанию работы, Воронцов знакомился с творчеством Гагарина по публикациям журнала «Филологические записки»: часть статьи посвящена анализу рассказа «Звезда в ночи» в сопоставлении его с чеховской традицией .

Восстановить биографию талантливого писателя во многом помогло предисловие Н.Арсеньева к публикации прозы Гагарина в издательстве им. Чехова (Нью-Йорк) в 1953 году. Это предисловие продублировал журнал «Север» при публикации романа «Возвращение корнета». Упоминал о Гагарине в нескольких словах и Г.Струве в своей известной книге «Русская литература в изгнании». Статью «Памяти Евгения Гагарина» опубликовал в середине XX века в журнале «Посев» Ф.Степун4.

В наши дни биография Гагарина заинтересовала и В.Ф. Попова, исследователя-краеведа из Архангельской области. Попову удалось уточнить многие малоизвестные факты жизни писателя, работая с материалами Государственного архива Архангельской области .

Однако столь разрозненные исследования не позволяют говорить даже об относительной изученности творчества Гагарина. Наследие этого писателя ещё не стало объектом литературоведческого изучения. Приступая, по сути, впервые к анализу произведений «непрочитанного» литературоведами писателя, необходимо прежде всего найти наиболее плодотворные пути исследования его наследия, такие подходы, которые позволят и проанализировать, по возможности, - целостно, его наиболее значительные произведения, и увидеть типологические черты его творчества в целом. В качестве такого подхода мы считаем целесообразным избрать исследование художественного мира Евгения Гагарина.

Обобщая существующие трактовки категории «художественный мир», выделим основные его признаки, существенные для описания художественного мира Е.А. Гагарина:

Художественный мир может пониматься как внутренне присущая всему

творчеству писателя характеристика, как категория, вписывающая

писателя в определённую литературную традицию, и, наконец, как

надматериальная составляющая творчества, диктуемая личностью

писателя.

2 Гергель. Р Еше' одно имя. Евгений Андреевич Гагарин ' Р. Гергель // Филологические записки - Воронеж.

1999.-вып 13.

' Воронцов, А. Потаенная русская лиіераіура ' А.Воронцов " Наш современник -2000. -Ку7

* Степун. Ф Памяти Евгения Гагарина / Ф Степу и '' Посев - 23 января 1949 года - №4

? Попов. В.Ф Е.А. Гагарий - писатель русского зарубежья ! В Ф. Попов '/ Двиноважье - і марта 2005 года

Художественному миру присуща нетождественность по отношению к миру реальному, участие вымысла в его создании, использование условных форм.

Под художественным миром конкретного произведения можно понимать совокупность всех образов этого произведения.

Художественный мир является альтернативной реальностью, в его создании важнейшую организующую функцию несут образы, время-пространство, события, смыслы, язык.

Художественный мир суть модель мира реального, его преобразованное отражение. Роль автора в преобразовании является ключевой. Непосредственным создателем художественного мира становится и читатель в процессе восприятия.

Теоретический уровень основополагающих научных исследований, посвященных категории «художественный мир», весьма высок, а круг работ, в которых изучается своеобразие отдельных художественных миров (на уровне одного произведения, совокупности произведений, творчества писателя в целом, произведений различных авторов, объединенных единством литературного направления, метода, национально-культурной традиции), -очень широк. При этом научный интерес к исследованию художественного мира и в теоретическом, и в историко-литературном аспекте продолжает возрастать.

Это обусловило актуальность изучения литературного наследия Гагарина как особого художественного мира, наделенного, наряду с индивидуальными, также и типологическими (связанными с контекстами русской классической литературы, литературы эмиграции первой и второй волны) чертами.

Новизна темы диссеріации определяется неисследованностью творчества Е.Гагарина и значимостью места, которое занимает писатель в истории русской литературы XX века в целом, и литературы эмиграции и Русского Севера в частности. Творчество Е.Гагарина исследуется впервые в истории филологической науки. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в вузовских курсах по русской литературе XX века, литературе русского Зарубежья, в курсе литературного краеведения для студентов и школьников Архангельской области - в этом состоит практическая значимость работы.

Объектом исследования являются художественные произведения Гагарина: рассказы «Корова», «Советский принц», «Звезда в ночи», «Белые ночи», «Последнее кочевье», «Кольцо», «Охота на гусей», «Семейная табакерка», «Старая фрейлина», повесть «Поездка на святки», роман «Возвращение корнета».

Предметом анализа становится художественный мир прозы Е.Гагарина.

Цель работы - рассмотреть художественный мир прозы Е.Гагарина как целостную структуру во взаимосвязи всех ее элементов. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  1. Рассмотреть характер становления образа главного героя в рассказах Е.А. Гагарина и его в эволюцию в повести и романе как вершинных произведениях писателя;

  2. Проанализировать особенности пространственно-временной организации ранней прозы писателя и трансформацию хронотопа в поздних произведениях;

  3. Исследовать образное наполнение художественного мира прозы Гагарина;

  4. Рассмотреть характер взаимосвязи художественного мира рассказов Гагарина и его крупных произведений - повести «Поездка на святки» и романа «Возвращение корнета».

Ввиду неизученности творчества Е.Гагарина и необходимости охватить
исследованием весь объем художественного наследия писателя

методологической базой работы является комплекс подходов к изучению художественного мира, базирующихся на структурно-семиотическом методе исследования, а также применяемый при изучении места творчества Гагарина в контексте русской литературы XX века (первой и второй волны русской эмиграции, советской литературы, литературы Русского Севера) интертекстуальный и сравнительно-типологический методы. В основание исследования художественного мира прозы Гагарина, обладающего яркой индивидуальностью и в то же время отражающего закономерности литературного процесса эпохи, легли концепции М.М. Бахтина, Д.С. Лихачева, Ю.Н. Тынянова, Ю.М. Лотмана, В.Н. Топорова, Ф.П. Федорова и других отечественных филологов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Характер героя прозы Гагарина имеет ряд типологических и
индивидуальных черт. Типологическое начало в образе главного героя связано
с воплощением русского национального характера. Для зрелой прозы писателя
характерен образ главного героя, показанный в его развитии, духовных
исканиях.

2. Хронотоп произведений Гагарин состоит из нескольких
пространственно-временных структур. Художественное время прозы писателя
в целом линейно. Для введения в повествование новой пространственной
структуры автор использует приём ретардации. Для художественного мира
Гагарина характерны несколько ключевых хронотопов: «золотого века»
(дореволюционная Россия), «чужбины» (русская эмиграция), «неузнанной
России» (советская Россия), библейский хронотоп. Существенное значение в
формировании хронотопа имеют воспоминания героев, мотив памяти как
таковой.

3. Для прозы Гагарина характерно существование доминантных
художественных образов. Эти элементы художественного мира писателя
формируются ещё в малой прозе и наибольшую значимость обретают в
поздних произведениях писателя. Ключевым элементом в формировании
художественного мира и сюжетостроении становится образ России.

4. Прозу Гагарина характеризует наличие сквозных мотивов, рождающихся ешё в ранних рассказах писателя и получающих своё развитие в зрелых произведениях автора. Наиболее значимыми при постижении проблематики гагаринской прозы и при анализе её сюжетного своеобразия становятся мотив пути и мотив поиска России.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры литературы Поморского государственного университета имени М.В.Ломоносова (2007 - 2008). Основные положения исследования были представлены на международной научной конференции «Экология культуры и языка: проблемы и перспективы» (Архангельск, 2006), на второй международной научной конференции «Изменяющаяся Россия - изменяющаяся литература: художественный опыт XX - начала XXI вв.» (Саратов, 2007), на конференции «Ломоносовские научные чтения студентов, аспирантов и молодых ученых» (Архангельск, 2008), на международной научной конференции «Северный текст русской литературы» (Архангельск, 2008).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.