Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественный мир поэта В.В. Бородаевского Михайлова Ирина Петровна

Художественный мир поэта В.В. Бородаевского
<
Художественный мир поэта В.В. Бородаевского Художественный мир поэта В.В. Бородаевского Художественный мир поэта В.В. Бородаевского Художественный мир поэта В.В. Бородаевского Художественный мир поэта В.В. Бородаевского
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Михайлова Ирина Петровна. Художественный мир поэта В.В. Бородаевского : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Михайлова Ирина Петровна; [Место защиты: Орлов. гос. ун-т].- Орел, 2010.- 161 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-10/687

Введение к работе

Создание аналитически подробной истории литературы Серебряного века, с учетом литературных явлений и имен не «первого ряда», – задача будущего. Данное исследование обращено к жизни и творчеству одного из талантливых представителей этой эпохи, Валериана Валериановича Бородаевского (1876 – 1923). Первые поэтические выступления В.В. Бородаевского относятся к концу 90-х годов ХIХ века: стихотворения «Странник. Подражание восточному», «Гимн заре (Из Риг-Веды)». В дореволюционные годы у него вышли книги стихов: «Страстные свечи» (СПб., 1909), «Стихотворения. Элегии, оды, идиллии» с предисловием Вяч. Иванова (СПб., 1909), «Уединенный дол» (1914). Его стихи также были представлены в «Антологии» издательства «Мусагет» (1911). После 1917 года стихотворения Бородаевского не издавались, поэтому он перешел в разряд «забытых». В настоящее время личность поэта, его творчество вызывают интерес у современного читателя. Встают вопросы об особенностях стиля, тематике его произведений, причинах, способствовавших расцвету его дарования в начале XX века и забвению в последующее время. Следует отметить, что Бородаевский был известен в кругу поэтов Серебряного века, многие современники дали оценку его личности и творчеству. Так, упоминания об общении с Бородаевским и характеристики его стихов встречаются в дневниках М.М. Пришвина, А.А. Ахматовой, А.М. Ремизова, Черубины де Габриак (Е.И.Васильевой), в воспоминаниях Е.Ю. Кузьминой-Караваевой, в письмах А.Н. Толстого, В.Я. Брюсова. В критических статьях положительно характеризовали его поэзию В.В. Розанов, Н.С. Гумилев и Вяч. Иванов. Поэт был включен в активную литературную коммуникацию: общался с широким кругом людей, авторитетных в литературном мире и общественной жизни конца XIX начала XX веков, в частности с А.А. Блоком, А. Белым, С.М. Городецким, М.А. Кузминым, Ф.К.Сологубом, А.А. Ахматовой, Н.С. Гумилевым, В.В. Розановым, В.Э. Мейерхольдом, Ю.Н. Верховским и многими другими.

В последнее десятилетие cтихи Бородаевского публикуются практически во всех антологиях Серебряного века, его участие в общественно-литературной жизни рубежа веков привлекает внимание исследователей как в России, так и за рубежом.

Актуальность настоящей работы определяется наметившимся в последние годы очевидным интересом литературоведов и читателей к явлениям литературы «второго ряда», без учета и понимания которых невозможно составить адекватное представление о культурной эпохе Серебряного века.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что это первая монографическая работа, посвященная комплексному изучению творчества Бородаевского. Единственная к настоящему времени книга Ю.А. Бугрова «К уединенному долу. Жизнь и творчество поэта Валериана Бородаевского» носит чисто биографический характер. Историко-литературное осмысление творчества поэта до сих пор осуществлялось лишь в рамках словарно-энциклопедических статей. В исследовании впервые рассматривается творчество Бородаевского с учетом его религиозно-философских представлений. Впервые вводятся в научный оборот и систематизируются рукописные материалы из российских архивов и частных собраний.

Цель работы: определить место Бородаевского в литературно-общественном движении начала XX века, выявить и проанализировать особенности его мировоззренческих установок и поэтики.

Для достижения данной цели были определены следующие исследовательские задачи:

- изучить литературное окружение Бородаевского, определить роль этого окружения в формировании художественного мира и в творческих поисках поэта;

- осмыслить специфику религиозно-философских взглядов Бородаевского и их воплощение в его художественном творчестве;

- рассмотреть творчество Бородаевского с точки зрения его литературных связей с русской поэзией XIX века, рубежа XIX - XX веков;

- раскрыть идейно-художественное своеобразие творческого наследия Бородаевского.

Объектом исследования является творчество Бородаевского, включающее стихотворные и прозаические произведения, философские статьи, эпистолярное наследие, представленное как единое целое.

Предметом исследования является художественный мир Бородаевского в контексте русской литературы XIX века, рубежа XIX - XX веков.

Теоретической и методологической основой данного исследования послужили труды по теории поэтического текста (Л.Я. Гинзбург, Ю.М. Лотмана, М.Л. Гаспарова, Б.М. Гаспарова, Ю.И. Минералова), исследования по поэтике русского символизма и постсимволизма (З.Г. Минц, И.С. Приходько, И.Г. Минераловой), по теории поэтических жанров (К.Л. Долгополова, Ю.В. Манна), философии творчества (С.Н. Булгакова, В.В. Зеньковского, И.А. Ильина), теории и истории литературы и культуры (С.С. Аверинцева, Д.С. Лихачева, Г.П. Федотова).

На защиту выносятся следующие положения:

1. В эволюции своих религиозно-философских убеждений В.В. Бородаевский прошел путь от «философии общего дела» Н.Ф. Федорова, через восприятие ряда идей В.С. Соловьева, К.Н. Леонтьева, Вяч. Иванова, кратковременное увлечение антропософией Р. Штайнера, испытал на себе влияние личности и идей В.В. Розанова и вернулся в лоно Православия, что являлось типичным для русской интеллигенции первых десятилетий XX века. Однако переходы от одной философской системы к другой не были связаны у поэта с мировоззренческими кризисами, они отражали характерные для его времени искания творческой интеллигенции, были связаны с его личными контактами и увлечениями.

2. Поэзия Бородаевского связана с поэтическими традициями XIX века (Е.А. Боратынский, А.А. Фет, Ф.И. Тютчев) и отражает различные философско-метафизические воззрения мыслителей начала XX века.

3. Идейно-художественная специфика поэзии Бородаевского проявляется в том, что его стихи различной тематики наполнены религиозно-философскими мотивами и сочетают в себе реалистические традиции с художественными открытиями символизма и импрессионизма.

4. Синтез элементов различных творческих систем в наследии В.В. Бородаевского приводит, с одной стороны, к некоторой непоследовательности, а с другой - свидетельствует о типичности творчества поэта, как литератора «второго ряда».

Теоретическая значимость работы состоит в том, что в личности и творчестве Бородаевского выявляются типологические черты, которые делают его наследие частью литературного процесса эпохи.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в вузовских лекционных курсах, посвященных историко-литературному процессу рубежа веков, в соответствующих спецкурсах и семинарах, а также в школьной практике преподавания русской литературы конца XIX - начала ХХ века, в литературном краеведении.

Апробация. Результаты данного исследования обсуждалась на аспирантских семинарах при кафедре литературы Курского госуниверситета, на ежегодных научных конференциях «Фетовские чтения» (Курский госуниверситет, 2007, 2008 гг.). Основные положения и материалы диссертации послужили основой для докладов на Первой, Второй, Четвертой международных научных краеведческих конференциях «Краеведение в Курском крае: прошлое и современность. Межрегиональные связи». (Курск 2006, 2007, 2009 гг.), на краеведческих чтениях в Курском госуниверситете (2007 г.), в Курском техникуме железнодорожного транспорта (2007 г.), посвященных В.В. Бородаевскому, на презентации книги Ю.А. Бугрова о В.В. Бородаевском в Областной научной библиотеке имени Н.Н. Асеева (2007 г.), а также на семинаре преподавателей литературы ссузов Курской области (2008, 2009 гг.); нашли отражение в девяти научных публикациях, в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК.

Автором данного исследования проведена определенная работа, направленная на «возвращение» поэта Бородаевского и пробуждение интереса к его творчеству: организованы литературные вечера «Мои шаги так скорбно малы» в Курском государственном университете, в Курском железнодорожном техникуме (2007, 2008 гг.), выставка иллюстраций по мотивам стихотворений Бородаевского; литературно-музыкальная композиция по творчеству поэта представлена студентами железнодорожного техникума на Областном фестивале-конкурсе «Талантливая молодость» (2008 г.).

Проделанная работа была отмечена Курским областным научно-краеведческим обществом, администрацией Областной научной библиотеки им. Н.Н. Асеева (2008 г.), Советом директоров ссузов Курской области (2007, 2009 гг.), получила высокую оценку в СМИ.

Похожие диссертации на Художественный мир поэта В.В. Бородаевского