Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

И.С. Тургенев и Л. Пич : взаимодействие творческих индивидуальностей Минина, Светлана Павловна

И.С. Тургенев и Л. Пич : взаимодействие творческих индивидуальностей
<
И.С. Тургенев и Л. Пич : взаимодействие творческих индивидуальностей И.С. Тургенев и Л. Пич : взаимодействие творческих индивидуальностей И.С. Тургенев и Л. Пич : взаимодействие творческих индивидуальностей И.С. Тургенев и Л. Пич : взаимодействие творческих индивидуальностей И.С. Тургенев и Л. Пич : взаимодействие творческих индивидуальностей
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Минина, Светлана Павловна. И.С. Тургенев и Л. Пич : взаимодействие творческих индивидуальностей : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Минина Светлана Павловна; [Место защиты: Ставроп. гос. ун-т].- Ставрополь, 2011.- 267 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-10/863

Введение к работе

Актуальность исследования. В исследованиях, посвящённых изучению роли творческой индивидуальности И.С. Тургенева в литературном процессе второй половины XIX века, контактные и типологические связи писателя с немецким прозаиком, публицистом, мемуаристом, критиком, художником Карлом Адольфом Людвигом Пичем (1824 – 1911) рассматривались лишь в качестве биографического материала, фиксирующего факт пребывания великого русского писателя в Германии в 1863 – 1871 гг. В предисловии к опубликованным в России отдельным изданием письмам И.С. Тургенева к Л. Пичу (1924 год) Л.П. Гроссман подчёркивал необходимость изучения этих первоисточников, говорил о значении содержащихся в них биографических данных, замечаний самого писателя относительно его художественных замыслов, о самоинтерпретациях произведений и комментариях к ним. Несмотря на актуальность данной научной проблематики, она до сих пор системно не изучалась отечественными и зарубежными литературоведами.

Почти двадцатилетний период (1864–1883) дружбы, переписки, культурного диалога И.С. Тургенева с Л. Пичем характеризуется плодотворными исканиями двух выдающихся современников в области словесного творчества, литературной критики и культуротворческой деятельности, ставшей предметом их саморефлексии и взаимного осмысления. Исследование корпуса писем И.С. Тургенева к одному из крупных деятелей немецкой культуры расширяет представление о биографии и творческой лаборатории русского писателя. Писательское письмо несёт в себе черты индивидуальности автора и представляет собой «литературный факт» (Ю.Н. Тынянов). Рассмотрение писем к немецкому литератору как метатекста, в котором объективируется мировоззрение И.С. Тургенева-художника, способствует постижению закономерностей творческого процесса писателя и конкретизации представлений о своеобразии его бытийной концепции. Анализ литературно-критической интерпретации Л. Пичем тургеневских произведений открывает новые аспекты в проблеме аутентичности их переводов, восприятия творчества русского писателя в инонациональной литературе. Художественная правда, мастерство психологизма, изображение «внутреннего человека», родовой и жанрово-видовой синтез, являющийся отличительной особенностью стиля писателя, стали основополагающими критериями оценки творческой индивидуальности И.С. Тургенева, который, по мнению Л. Пича, благотворно влиял на формирование художественной манеры многих представителей немецкого реализма, в том числе и на становление Л. Пича как писателя, его творческую индивидуальность. Изучение взаимодействия творческих индивидуальностей И.С. Тургенева и Л. Пича, осмысливаемого на уровне связи словесного творчества с «протекающей рядом литературной деятельностью» (литературная критика, письма, мемуары), взаимообусловленности творчества с другими видами искусства, способствует разработке вопросов научной, творческой биографии И.С. Тургенева и Л. Пича, проблем их идейно-эстетической эволюции, активизирует процессы идентификации идиостиля и своеобразия творческой манеры каждого из них. Через взаимодействие творческих индивидуальностей И.С. Тургенева и Л. Пича, которое исследуется в парадигме культурного диалога России и Германии, русско-немецких, немецко-русских литературных связей, просматриваются тенденции взаимовлияния и взаимообогащения русской и немецкой литератур.

Цель диссертационной работы – исследование взаимодействия творческих индивидуальностей И.С. Тургенева и Л. Пича в парадигме культурного диалога России и Германии, русско-немецких, немецко-русских литературных связей.

Целью работы определяются теоретические и практические задачи:

определить и рассмотреть аспекты взаимодействия творческих индивидуальностей И.С. Тургенева и Л. Пича в контексте развития русско-европейских литературных взаимосвязей;

выявить на основе содержания писем к Л. Пичу типологию культурных и литературных связей И.С. Тургенева;

– определить функциональное значение этих связей для творческого развития писателей и их роль в активизации русско-немецкого, немецко-русского культурного диалога;

– актуализировать доминантные философские константы творчества И.С. Тургенева на материале его писем к Л. Пичу и рассмотреть данные константы в их отрефлексированности немецким критиком;

– установить особенности рецепции произведений И.С. Тургенева в Германии (1860 – 1870-е гг.) и их литературно-критической интерпретации Л. Пичем, определить критерии оценки критиком художественных феноменов писателя, значение критических анализов тургеневских произведений Л. Пича в истории русской и немецкой критики, рассмотреть проблему аутентичности переводов Л. Пича.

Объектом исследования являются русско-немецкие, немецко-русские литературные связи, конкретизирующиеся на уровне творческих биографий И.С. Тургенева и Л. Пича.

Предмет исследования – взаимодействие творческих индивидуальностей И.С. Тургенева и Л. Пича, проявляющееся во взаимообусловленности словесного творчества с «протекающей рядом литературной деятельностью».

Основная гипотеза диссертации: творческое взаимодействие И.С. Тургенева с Л. Пичем позволяет выявить основные направления развития и механизмы осуществления типологических контактов и литературных связей, которые помогают идентифицировать особенности мировоззрения, творческой индивидуальности И.С. Тургенева и Л. Пича, дают дополнительный материал для изучения межкультурного диалога России и Германии.

Материалы исследования: художественные, литературно-критические произведения, мемуары, эпистолярий И.С. Тургенева, критические статьи, воспоминания Л. Пича о русском писателе, его публицистические, беллетристические и мемуарные произведения, а также воспоминания современников об этих писателях.

Достижение цели и решение поставленных научно-исследовательских задач потребовало применения ряда методов и приёмов анализа. В процессе изучения разных письменных текстов – писем, художественной прозы, литературно-критических статей, эссе, мемуаров и т. д. – использовались историко-генетический, сравнительно-типологический, историко-функциональный методы, реализовывались комплексный и системный подходы в концептуальном освещении темы. При обработке эмпирического материала применялись такие приёмы анализа, как наблюдение, обобщение, интерпретация и типологизация.

Теоретическую основу исследования составили работы по сравнительному изучению национальных литератур А.Н. Веселовского, Ф.И. Буслаева, В.М. Жирмунского, Н.И. Конрада, М.П. Алексеева, М.Б. Храпченко, Д. Дюришина, А. Дима, Н.Я. Берковского, В.И.Кулешова, А.С. Бушмина, А.Г. Тиме, Л.В. Чернец; по специфике эпистолярных текстов работы М.П. Алексеева, А.А. Акишиной, Л.П. Гроссмана, И.А. Паперно, Н.И. Формановской; работы по рецептивной эстетике и поэтике М.М. Бахтина, Ю.Б. Борева, В. Изера, Х.Р. Яусса; по теории творческой индивидуальности писателя Ю.И. Айхенвальда, Ю.Н. Тынянова, М.Б. Храпченко, Б.И. Бурсова, Л.П. Егоровой; труды ведущих тургеневедов и учёных, рассматривающих связи И.С. Тургенева с немецкой культурой: А.И. Батюто, И.А. Беляевой, Н.Ф. Будановой, Г.А. Бялого, Н.П. Генераловой, В.М. Головко, Р.Ю. Данилевского, И.В. Карташовой, Е.А. Кийко, Г.Б. Курляндской, Ю.В. Лебедева, В.М. Марковича, В.А. Недзвецкого, Н.К. Пиксанова, Л.В. Пумпянского, П.Г. Пустовойта, Г.А. Тиме, К. Дорнахер, Г. Ионас, К. Шульце-Леман и др.

Научная новизна исследования заключается в том, что в русском литературоведении творческие взаимодействия И.С. Тургенева и Л. Пича впервые стали предметом специального историко-литературного анализа, а это, в свою очередь, способствует расширению представлений о мировоззрении, творческой биографии, индивидуально-психологических особенностях личности и её преломлении в художественном, публицистическом, критическом, эпистолярном творчестве. Обращение к письму как метатексту и его сопоставление с прозой И.С. Тургенева углубляет понимание индивидуального своеобразия стиля писателя, его творческих исканий, логики творческого процесса, позволяет актуализировать проблемы бытийной концепции И.С. Тургенева, рассматривавшего бытие человека сквозь призму таких философских констант, как «жизнь», «время», «одиночество», «вера», «любовь», «старость», «смерть». Исследование инонациональной рецепции произведений И.С. Тургенева содействует изучению мировоззрения и творчества писателя, его художественной системы, определению значения тургеневских произведений в истории мировой литературы, рассмотрению проблемы аутентичности их переводов.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Изучение взаимодействия творческих индивидуальностей И.С. Тургенева и Л. Пича углубляет представление о национальном своеобразии реализма в русской и немецкой литературах второй половины XIX века. Русская литература оказывала влияние на становление реализма в Германии, и основа литературных взаимодействий определялась типологической общностью культурно-исторических этапов развития русской и немецкой литератур. Л. Пич в условиях сохранявшегося влияния романтизма на современную ему литературу стремился, активно пропагандируя в Германии творчество И.С. Тургенева, утвердить философско-эстетические принципы реализма.

  2. По письмам И.С. Тургенева к Л. Пичу, который был инициатором издания в Германии многих тургеневских произведений, можно проследить историю появления переводов романов, повестей и рассказов русского писателя на немецком и французском языках, а также рассмотреть проблему аутентичности переводов, критерии их оценки и качества.

  3. Статьи и рецензии Л. Пича, посвящённые творчеству русского писателя, способствуют созданию адекватных историко-литературных интерпретаций произведений И.С. Тургенева, т. к. точка зрения немецкого критика корреспондировала с оценкой автора; позволяют избежать прямолинейности и односторонности их трактовки, более полно представить развитие критической мысли в Германии в сравнительно-сопоставительном анализе с русской критикой. «Записки охотника», «Отцы и дети», «Призраки», «Дым» в рецепции и литературно-критической интерпретации Л. Пича актуализируют аспекты творческой индивидуальности писателя, для которого было важно, чтобы прочтение его произведений не противоречило трактовке автора.

  4. В связи с утратой письма Ф.М. Достоевского, в котором была дана объективная оценка роману «Отцы и дети», критическая статья Л. Пича, посвящённая этому произведению, приобретает особую значимость для понимания его идейно-художественного содержания: сам И.С. Тургенев считал мнение этих своих корреспондентов адекватным художественному замыслу, воплощённому в «Отцах и детях».

  5. Эпистолярная часть наследия И.С. Тургенева, обращённая к Л. Пичу, даёт дополнительный материал для изучения бытийной концепции русского писателя. Целостное и структурированное пространство писем образует совокупность таких философских констант, как «жизнь», «время», «любовь», «одиночество», «старость», «смерть», рассмотрение которых позволяет исследовать творчество писателя с онтологической точки зрения, а также идентифицировать эти константы в мировоззрении и творчестве писателя-философа.

  6. Письма И.С. Тургенева к Л. Пичу можно рассматривать в качестве творческой лаборатории писателя: в них были вербализированы, словесно организованы замыслы, образы будущих произведений (стихотворение в прозе «Попался под колесо», «Старик» и др.), что помогает понять природу их идейно-художественной целостности, закономерности художественного воплощения авторской интенции.

  7. Творческое взаимодействие И.С. Тургенева и Л. Пича, разделявшего с русским писателем многие его жизненные, философские, эстетические, художественные и этические позиции, стало не только фактом творческой биографии И.С. Тургенева, но и фактором взаимного творческого обогащения и раскрытия индивидуального своеобразия двух писателей в их литературной деятельности. И.С. Тургенев оказал значительное влияние на становление Л. Пича как писателя и формирование его эстетических взглядов. Исследование взаимодействия творческих индивидуальностей И.С. Тургенева и Л. Пича способствует выявлению индивидуально-психологических особенностей русского писателя и преломления этих особенностей в разных формах его художественного творчества.

Теоретическая значимость диссертации состоит в дальнейшей разработке методологии и методики изучения взаимообусловленности различных видов литературного творчества; в теоретико-методологической и историко-литературной аспектуализации проблемы словесного творчества с «протекающей рядом» литературной деятельностью (литературная критика, эпистолярий, дневники, воспоминания современников).

Практическая значимость работы заключается в том, что учёт её положений и выводов способствует более глубокому пониманию роли творческой индивидуальности писателя в историко-культурном процессе; открывает перспективы в решении проблем интерпретации тургеневских текстов. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы при чтении лекционных курсов по истории русской и немецкой литератур XIX века, в разработке спецкурсов и спецсеминаров по творчеству И.С. Тургенева, а также в процессе изучения и преподавания истории русской и зарубежной критики XIX века.

Структура работы: диссертация состоит из введения, четырёх глав, заключения и библиографического списка (200 наименований). Общий объем работы 267 стр.

Апробация работы. Концепция исследования была апробирована на Международной научной конференции «И.С. Тургенев: вчера, сегодня, завтра. Классическое наследие в изменяющейся России», посвящённой 190-летию со дня рождения и к 125-летию со дня смерти И.С. Тургенева (Орёл – Спасское-Лутовиново, Москва, 2008); «Тургенев и мировая литература» в Институте русской литературы (Пушкинский Дом) РАН (Санкт-Петербург, 2008), на Международной конференции «Творческая индивидуальность писателя: теоретические аспекты изучения» (Ставрополь, 2008), на 54-й и 55-й научно-методических конференциях «Университетская наука – региону» (Ставрополь, 2009, 2010), на Международных интернет-конференциях «Герменевтика литературных жанров» (Ставрополь, 2006), «Русская классическая литература в философских контекстах» (Ставрополь, 2009).

По теме исследования опубликовано 9 статей, в том числе 2 – в изданиях из Перечня ВАК Министерства образования и науки РФ.