Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Идеал человека в лирике Н.А. Некрасова в свете православной традиции Макарова, Светлана Николаевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Макарова, Светлана Николаевна. Идеал человека в лирике Н.А. Некрасова в свете православной традиции : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Макарова Светлана Николаевна; [Место защиты: Ульян. гос. пед. ун-т им. И.Н. Ульянова].- Ульяновск, 2012.- 218 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-10/1034

Введение к работе

Актуальность диссертационного исследования. Настоящая работа посвящена исследованию идеала человека в лирике Н. А. Некрасова в свете православной традиции. Под идеалом в работе понимается «высший образец нравственной личности», «индивидуальное самосовершенствование, опосредованное духовным овладением внутренними и внешними обстоятельствами жизни и их преображением», «единство человека с природой, с согражданами и с самим собой» («Новая философская энциклопедия»1), а под православной традицией, соответственно, присущее православию понимание идеала человека, иными словами, традиции христианской (православной) антропологии. Как показал священник Андрей Лоргус в курсе лекций «Православная антропология», с точки зрения христианской (православной) антропологии «божественность Христа и святость святых - для нас образ того, каким человек должен был бы стать, может стать и реально становится» .

Исследование проблем эстетического выражения этико-духовных православных ценностей долгое время относилось к закрытым темам. В течение всего советского периода осуществлялось целенаправленное и последовательное игнорирование данной тематики в русской литературе, что существенно искажало ее природу, сужало художественные миры гениев русской литературы. Положение меняется кардинально в конце 80-х гг. XX в., когда в контексте общего процесса рехристиа-низации русское литературоведение «обратилось к христианской, прежде всего православной, интерпретации истории русской литературы»3.

Именно тогда было убедительно показано, что православная духовная традиция определила своеобразие как русского самосознания, так и тот тип общественного идеала, который определял форму и стиль жизни. Особое значение это имело для литературы, в которой идеал человека всегда бьш ядром художественного метода. Но в общем русле исследований наметились два направления. В интерпретации О. А. Бердниковой они выглядят следующим образом: «К настоящему времени в литературной науке обозначились два основных методологических подхода, которые можно условно охарактеризовать как «церковно-догматический» (М. М. Дунаев, А. М. Любомудров) и «культурно-догматический» (В. Н. Захаров, И. А. Есаулов). Сторонники первой методологии кладут в основание «критерия православности» явлений культуры «церковность» как явленную в самом художественном тексте «соотнесенность героя и автора с Церковью как путем к спасению» (А. Любомудров). <.. .> Сторонники «культурно-догматического» подхода полагают, что искать догматику в художественных произведениях - ошибочная затея с любых точек зрения: «Церковность» может проявляться в отношениях писателя и его героев к ближним и дальним, друзьям и врагам, народу и Родине, в его концепции слова, человека, мира

1 АпресянР. Г. Идеал //Новая философская энциклопедия: В 4-х т. Т. 2. М., 2010. С. 71.

2 Лоргус А. Православная антропология. Курс лекций. 1996-2000 гг. М., 2003. URL:
httpV/ files/librarv/books/Lorgus Pravoslavnava antropologiya/index.htm (дата обращения:
24.10.11).

3 Мельник В. И. Русская литература в контексте христианства //Вестник УлГТУ. 1997.№2.С. 147.

- в конечном счете, в отношении к Богу», то есть «православие - это образ жизни, мировосприятие и миропонимание народа» .

В настоящем диссертационном исследовании автор следует второй, «культурно-догматической» методологии, так как она является наиболее востребованной в современной литературоведческой науке, а также даёт возможность сопоставлять духовно-религиозные категории и авторское своеобразие их художественного воплощения в творчестве не только церковно-ориентированных писателей, а также отмечать «сложность и противоречивость духовных исканий художника»5.

Творчество Н. А. Некрасова в этом отношении представляет особый интерес, ведь своеобразно осмысленная и художественно освоенная православная традиция определила многое в его художественных исканиях и произведениях. Н. Н. Мостовская определяла творчество поэта, как творчество, «в котором переплеталось "Божеское" и суетное, церковно-культурная традиция (разрядка моя -СМ.) и литературная»6. Применительно к Некрасову, видится, что средоточием, местом встречи этих двух начал (художественного творчества и православного мировоззрения) в его творчестве является образ человека, а конкретно, художественное воплощение идеала человека.

В работе показывается, что своеобразие духовно-эстетического мышления Н. А. Некрасова в его целостности и сложности может и должно изучаться с учетом христианских традиций, в частности, православного понимания идеала человека. Сказанным объясняется актуальность диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Современное русское некрасоведение характеризуется значительным расширением и углублением изучения творческого наследия поэта. Выходят краеведческие исследования, посвященные нерешенным и спорным вопросам биографии Н. А. Некрасова. Возобновила свою работу традиционная Некрасовская конференция. И важнейшим символическим знаком нового этапа в изучении творческого наследия поэта, его литературной судьбы стало создание «Летописи жизни и творчества Н. А. Некрасова»7 и персонального библиографического указателя .

Однако с точки зрения основной задачи данного исследования можно констатировать, что принятый аналитический ракурс - выявления православных истоков художественного идеала человека у Н. А. Некрасова и определения своеобразия его (идеала) духовно-эстетического содержания - разработан лишь в отдельных своих аспектах.

4 Бердникова О. А. Антропологические художественные модели в русской поэзии начала XX века
в контексте христианской духовной традиции : автореферат диссертации ... доктора филологических
наук: 10.01.01. Воронеж, 2009. С. 4.

5 Там же. С. 5.

6 Мостовская Н. Н. Memento mori у Тургенева и Некрасова // Русская литература. 2000. № 3. С. 149-155.

' Летопись жизни и творчества Н. А. Некрасова, 1821-1877 : в 3 т. / Российская акад. наук, Ин-т русской лит. (Пушкинский дом); [сост. О. Б. Алексеева и др.] Санкт-Петербург: Наука, 2006-2009.

8 Николай Алексеевич Некрасов : библиографический указатель литературы (1953-2010) / Гос. бюджетное учреждение культуры г.Москвы «Центральная универсальная науч. б-ка им. Н. А. Некрасова» / сост. И. И. Доронина, Е. Э. Муравьева. М.: ЦУНБ им. Н. А. Некрасова, 2011.

В советском литературоведении впервые эту проблему поднимает Н. Скатов. Полемизируя с А. Иезуитовым по этому вопросу, он писал: «Что же касается собственно поисков "божеского" в русской литературе, то здесь и искать не нужно. Без его учета многого не понять не только вообще в русской литературе, но, в частности, в русском домарксовом социализме и, в особенности, в революционном демократизме Некрасова - народного поэта» .

О религиозной составляющей лирики поэта говорила и Н. Н. Мостовская, отметившая, что «некрасовская поэзия, родственно связанная с народным творчеством... основывается и на вечной культуре: Библия, Евангелие, агиографическая литература, органически вбирая в себя их темы и стилистику. Христианские мотивы во всей их глубине и многообразности не только живут в некрасовских поэтических текстах, наряду с литературными, но порой и перекрывают их»10. Солидарен с ней и Ю. В. Лебедев, утверждавший, что многие герои поэзии Некрасова «окружены подвижническим ореолом, они внутренне, духовно все время держат перед собой высший идеал богочеловеческого совершенства...», и что сам «народный поэт не отступал от традиций отечественного благочестия» .

Интересен и важен подход к указанной проблеме М. М. Дунаева, впервые рассмотревшего историю русской литературы в контексте русского православия. Обращаясь к творчеству Некрасова, он, во-первых, указал на несомненно христианское содержание его поэзии, среди которого, как самое главное, выделил способность поэта насыщать «свою поэзию тем нравственно-религиозным восприятием бытия, каким жил народ в подавляющем большинстве, - что сам же и отразил в своём творчестве»1 . Вместе с тем, во-вторых, он отметил, что «У Некрасова <.. .> постоянно замечается попытка: привычные для православного сознания понятия, обретённые в Священном Писании, приспособить к характеру и целям революционной борьбы» .

Проблеме взаимодействия христианских традиций и художественного мышления Н. Некрасова посвящена книга В. И. Мельника «Поэзия Н. Некрасова в свете христианского идеала»14. Автор ставит вопрос о духовной сути поэзии Некрасова, стремится показать, «каким образом и почему столь странно и в то же время закономерно сплелись в его творчестве христианские и революционные мотивы» и как связаны «бунтарские, революционные по духу стихи» поэта с Евангелием, с «несомненно православным мировоззрением поэта»15. Отметил В. И. Мельник и связь идеала человека у Некрасова с православными традициями: «Как и всегда у поэта, идеал человека связан

9 Литературная газета. 16 декабря 1987 г. № 51 (5169). С. 5.

10 Мостовская Н. Н. Храм в творчестве Некрасова //Русская литература. 1995. № 1.С. 195.

11 ЛебедевЮ.В. Мотивы христианской гражданственности в поэзии Н.А.Некрасова //
Н. А. Некрасов: современное прочтение. Кострома, 2002. С. 4-5.

12 Дунаев М. М. Православие и русская литература. В 6-ти частях. М., 1997-2000. Ч. 3. С. 182.

13 Там же. С. 175.

14 Мельник В. И. Поэзия Н. Некрасова в свете христианского идеала. М., 2007.
"Там же. С. 13, П.

для него с евангельской святостью самопожертвования, с обязательным подвижничеством во имя других людей» .

Таким образом, в некрасоведении прочно утвердилась мысль, что христианское отношение к миру, православная традиция в идеале человека у Некрасова есть неотъемлемая и важнейшая особенность его художественного сознания, его поэтического мира. Однако многие аспекты этой проблемы, в том числе и своеобразие художественного воплощения православных основ идеала человека в лирике Н. А. Некрасова, остаются пока еще мало освоенными отечественным литературоведением.

Объектом исследования является лирика Н. А. Некрасова.

Предмет исследования - православная традиция идеала человека в лирике Н. А. Некрасова.

Цель исследования состоит в выявлении православных истоков художественного видения человека и определении своеобразия духовно-эстетического освоения этих традиций в лирике Н. А. Некрасова.

Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть идеал человека в христианской письменности (святоотеческой и древнерусской житийной литературе) и его развитие в русской словесности ХГХ вв.

  2. Проанализировать осмысление идеала человека в лирике Некрасова русской критикой и литературоведением.

  3. Проследить православно-нравственные традиции в становлении идеала человека у Н. А. Некрасова и в его ранней лирике.

  4. Проанализировать православные традиции в мотивной структуре образа идеального героя в лирике Н. А. Некрасова.

  5. Раскрыть своеобразие идейно-эстетического воплощения житийных традиций в изображении гражданского идеала в лирике Н. А. Некрасова.

  6. Рассмотреть народно-православные основы образа кающегося грешника в лирике Н. А. Некрасова.

Методологическую и теоретическую основу составили научные труды отечественных и зарубежных авторов в области истории и теории русской литературы, православия, русской религиозной философии. Это работы Н. А. Бердяева, Д. С. Лихачева, М. М. Дунаева, И. А. Есаулова, Н. Н. Скатова, Ю.В. Лебедева, Н. Н. Мостовской, В. И. Мельника, Т. А. Житовой, Н. Г. Морозова, В. Г. Прокшина и др. В работах этих авторов русская литература раскрыта как сложное и уникальное эстетическое явление, отразившее своеобразие русского духовного космоса, в котором одним из определяющих и корневых начал является христианская (православная) антропология.

Специфика научного метода, применяемого в диссертации, определяется своеобразием исследуемой проблемы. Поэтому в работе осуществлен междисциплинарный подход, ибо только сочетание культурологических и филологических методов позволило наиболее полно и объективно рассмотреть идеал чело-

16 Мельник В. И. Поэзия Н. Некрасова в свете христианского идеала. М, 2007. С. 43.

века в лирике Н. А. Некрасова, выявить его православные истоки, определить его нравственно-эстетическое своеобразие.

В исследовании также были использованы и историко-литературный, типологический, сравнительно-исторический и системный методы.

Научная новизна исследования заключается в расширении представлений об идеале человека в лирике Н. А. Некрасова, в установлении роли агиографической и евангельской традиции в формировании и развитии идеала человека в лирике поэта.

Ценность научных работ диссертанта подтверждается публикациями в центральных научных рецензируемых журналах, публикациями докладов в материалах международных и всероссийских конференций и заключается:

в личном вкладе в разработку новой методики исследования русской классической литературы в контексте православной культурной традиции;

в конкретных исследованиях проблем идеала человека в контексте православной традиции в лирике Н. А. Некрасова.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Многие факты биографии Н. А. Некрасова показывают его глубокую укорененность в русской православной духовной культуре, а раннее творчество свидетельствует, что осмысление начинающим поэтом проблемы идеала человека осуществлялось на основе христианской антропологии. Исторические причины и православная практика требоисполнительства дают основание утверждать, что местом рождения Н. А. Некрасова следует считать г. Немиров, а не село Синьки.

  2. Идеал человека в лирике Н. А. Некрасова имеет глубинные и прочные связи с русской православной традицией, хотя они и носят сложный, порой противоречивый характер.

  3. Важнейшую роль в художественном воплощении идеала человека в лирике Н. А. Некрасова играет мотив пути, явно ориентированный на православную традицию осмысления судьбы человека. В зависимости от того, следует ли герой пути праведности от начала до конца, обретает ли способность встать на этот путь или, наоборот, сходит с него, создаются в лирике Некрасова три основных типа личности, соотносящихся с проблемой идеала, - тип подвижника, тип кающегося грешника и тип отступника.

  4. Гражданский идеал в лирике Н. А. Некрасова создается на основе житийной традиции, художественно переработанной и переосмысленной в соответствии с конкретно-историческими условиями и потребностями.

  5. В образе кающегося грешника поэт ориентируется на народно-православные традиции, показывая, что покаяние и реальная перемена жизни возможны либо как проявление чуда (мистико-аскетический путь), либо как торжество христианской любви.

Практическая значимость работы определяется новизной научного подхода к исследованию лирики Н. А. Некрасова и состоит в том, что ее результаты могут быть использованы в вузовских лекционных курсах и семинарских занятиях по истории отечественной литературы, а также в практике школьного преподавания, в элективных курсах.

Апробация результатов исследования осуществлялась в форме докладов и сообщений на заседаниях кафедры филологии Ульяновского государственного университета, ка.международных конференциях («Русское слово: восприятие и интерпретации», 19-21 марта 2009 г., г. Пермь; «Образ России в отечественной литературе от "Слова о Законе и Благодати" митр. Илариона до "Пирамиды" Л. Леонова: движение к многополярному миру», сентябрь, 2009 г., УлГТУ, Ульяновск и др.), на всероссийских конференциях («Некрасов в контексте русской культуры», посвященная 190-летию со дня рождения поэта, Ярославль, 30 июня - 1 июля 2011 г., Гос. лит.-мемориальный музей-заповедник Н. А. Некрасова «Карабиха»; «Гуманизация и гуманитаризация образования 21 века», 30 октября 2008 г., Ульяновск, УлГПУ; «Актуальные проблемы изучения и преподавания филологических дисциплин», 28 октября 2008 г., Ульяновск, УИПК ПРО; «"Русская идея" как идея единства народов России», Ульяновск, УлГТУ, 16-17 апреля 2008 г.; «Духовное развитие человека: "Человек в культуре России"», май 2010 г. Ульяновск, УИПКПРО; «Текст как единица филологической интерпретации», 13-14 апреля 2011г., г. Куйбышев; «Жизненный путь человека: "Человек в культуре России"», май, 2011 г., Ульяновск: УИПКПРО; и др.).

Диссертация обсуждена на заседании кафедры филологии Ульяновского государственного университета и рекомендована к защите.

По теме диссертации опубликовано 17 научных работ общим объемом около 4 п. л., 3 из которых - в рецензируемых научных журналах, входящих в перечень ВАК. Все статьи посвящены различным аспектам проблематики, исследуемой в научной работе.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения. Библиографический список содержит 275 наименований.

Похожие диссертации на Идеал человека в лирике Н.А. Некрасова в свете православной традиции