Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Идея исторического синтеза и ее художественное воплощение в романе-эпопее Л. Н. Толстого "Война и мир" Кагарманова Марьена Шайхисламовна

Идея исторического синтеза и ее художественное воплощение в романе-эпопее Л. Н. Толстого
<
Идея исторического синтеза и ее художественное воплощение в романе-эпопее Л. Н. Толстого Идея исторического синтеза и ее художественное воплощение в романе-эпопее Л. Н. Толстого Идея исторического синтеза и ее художественное воплощение в романе-эпопее Л. Н. Толстого Идея исторического синтеза и ее художественное воплощение в романе-эпопее Л. Н. Толстого Идея исторического синтеза и ее художественное воплощение в романе-эпопее Л. Н. Толстого Идея исторического синтеза и ее художественное воплощение в романе-эпопее Л. Н. Толстого Идея исторического синтеза и ее художественное воплощение в романе-эпопее Л. Н. Толстого Идея исторического синтеза и ее художественное воплощение в романе-эпопее Л. Н. Толстого Идея исторического синтеза и ее художественное воплощение в романе-эпопее Л. Н. Толстого
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Кагарманова Марьена Шайхисламовна. Идея исторического синтеза и ее художественное воплощение в романе-эпопее Л. Н. Толстого "Война и мир" : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 Уфа, 1998 226 с. РГБ ОД, 61:98-10/564-6

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ИСТОРИЯ И ЧЕЛОВЕК В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ

СИСТЕМЕ РОМАНА-ЭПОПЕИ «ВОЙНА И МИР» 10

1.1. Временно-пространственные планы романа-эпопеи 11

1.2. История в восприятии героев «войны и мира» 39

1.3. Изображение исторических личностей Л.Н. Толстым 53

ГЛАВА II. «ПОЛНАЯ КАРТИНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ» (Па СТРАХОВ). ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЭПОХ РУССКОЙ ЖИЗНИ

В РОМАНЕ-ЭПОПЕЕ «ВОЙНА И МИР» 98

2.1. Мир XVBI века в художественном мире «войны и мира» 101

2.2. Картины «эпохи неудач и поражений» в движущейся жизни 110

2.3. «Славная для России эпоха» - композиционный

центр романа-эпопеи 150

ГЛАВА III. ВОПРОС О ЖАНРЕ «ВОЙНЫ И МИРА»; ДВИЖЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ К ОСВОЕНИЮ СИНТЕТИЧЕСКОГО ЖАНРА 175

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 202

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 208

Введение к работе

«Война и мир» во всем творческом наследии Л.Н. Толстого наиболее изучена, на сегодняшний день существует множество работ, обращенных к самым разным сторонам грандиозного конструкта произведения. Центральной проблемой исследования книги, которую художник, по его признанию, писал как «историю народа», была - и остается - проблема историзма. Исследования, посвященные собственно историзму «Войны и мира», отличаются многонаправленностью, что говорит об интенсивном изучении проблемы наукой. Вопросы философии истории занимают центральное место в трудах В.Н. Перцева [167], Б.М. Эйхенбаума [247], АЛ. Скафтымова [198], Е.Н. Купреяновой [115, 117], В.Ф.Асмуса [10], Л.С.Лурье [141, 142], Г.Я. Галаган [52]. Конкретно-исторический план романа исследован Н.Н. Апостоловым (Арденсом) [9], А.А. Сабуровым [193], Я.С. Билинкисом [27], В.В.Ермиловым [84], Э.Е. Зайденшнур [89], И.А.Потаповым [175], И.Е. Гриневой [66] и др. Изучение историзма «книги о прошедшем», проводимое по линии рассмотрения ее поэтики, осуществлялось В.В, Виноградовым [48], А.В. Чичериным [232; 234], Л.М. Мышковской [155], С.Г, Бочаровым [36], Л.Н. Алдошиной [255], Л.Н. Розановой [189], П.П. Громовым [68], В.И. Камяновым [98]. «Войну и мир» в связи с древнерусским художественным опытом осмысления и воспроизведения истории рассмотрели Б.М. Эйхенбаум [250, с. 371-379], Д.С. Лихачев [129]. При всех бесспорных достижениях толстоведения в изучении историзма «Войны и мира» остаются вопросы, недостаточно освещенные в науке. Один из них -вопрос об историческом синтезе в «Войне и мире», восходящий к более широкой проблеме - связи историзма и поэтики произведения на историческую \ тему.

С другой стороны, сама сегодняшняя реальность актуализировала роль исторической художественной литературы и историзм как проблему искусства. В «перестроечное» время, открывшее нам глубинные истоки современ-

ных конфликтов и противоречий истории, обострился общий интерес к историческому прошлому, в познании которого немалую роль сыграла художественная историческая литература. На совместной конференции историков и литературоведов (Москва, 1988) стали своеобразным лейтмотивом слова известного литературоведа Г.А. Белой о том, что «история литературой написана» [166]. На том форуме определилось важное свойство реалистического искусства — историзм, воспринятое нашими современниками как «высшая, лучшая точка зрения на жизнь, на духовную культуру» [95]. Пожалуй, самым ценным тут было признание того, что реалистическая историческая литература не только открывает читателям черты прошлых эпох в их достоверности и многообразии и не только дает им ключ к объяснению современности обстоятельствами прошлого (что само по себе немаловажно), но и ведет их к пониманию «смысла» бытия, несет истину о человеке и мире, такое же понимание жизни выражено великой книгой Л.Н. Толстого.

Уже в современности Толстого определились два направления в решении стержневой проблемы изучения «Войны и мира» - соотношения художественной правды и правды исторической. С одной стороны, было признано глубокое проникновение Толстого в историю, выражение «книгой о прошедшем» исторической истины в полноте и многообразии ее проявлений; с другой стороны, было немало критических замечаний по поводу искажения писателем очевидных, с первого взгляда, фактов. Оказалось, были правы сторонники и того, и другого направлений.

Действительно, «Война и мир» проявила способность художественной исторической литературы «прозревать» реальность, проникать в ее глубинные пласты, обнажая тем самым истину жизни. Биограф Л.Н. Толстого П.И. Бирюков приводит разговор историка А.Н. Попова с известным критиком XIX века, исследователем исторического романа A.M. Скабичевским, в котором ученый признавался, что он обращается к «Войне и миру» как к историческому источнику, при этом делая оговорку, что, конечно же, он не

пишет «истории по роману». «В моих руках,- говорил Попов,- много совершенно никому неизвестных новых документов, о которых, очевидно, не имел понятия Толстой. Очень часто я рассказываю на основании непреложных исторических данных; граф Толстой, незнакомый с этими данными, рассказывает на основании своего творческого прозрения, и выводы наши выходят одни и те же» [32, с. 52-53]. В свете этого вполне правомерна постановка вопроса об исторической истине, добытой писателем художественным способом, и о самих художественных средствах ее постижения в литературе.

Сделав главным предметом своего произведения и главным критерием в оценке жизни «истину», Л.Н. Толстой лелеет ее, боится отступить от нее, ищет каналы ее постижения, причем иные, чем исторические «документы». Об этом он признавался в самом начале работы над будущей «Войной и миром»: «...Я боялся, что необходимость описывать значительных лиц 12-го года заставит меня руководиться историческими документами, а не истиной...» [1, т. 13, с. 53.]. После написания «книги о прошедшем» автор опять как бы напоминает о главном своем предмете и о его, авторской верности этому предмету в статье «Несколько слов по поводу книги «Война и мир» [1, т. 16, с. 10]. В процессе поисков путей постижения истины Л.Н. Толстой неизмеримо расширяет собственно историческую тему, заявленную вначале, в книге начинает проступать человеческое бытие в его всеохватности, одновременно идет поиск нового, чем в обычном историческом романе, синтеза человека и истории, формируется историзм нового качества. Поэтому важной задачей современного изучения «Войны и мира» является исследование способов реализации исторических взглядов писателя в художественной системе его романа-эпопеи, обусловивших новый тип историзма произведения.

Общеизвестно, что произведение об историческом прошлом своей структурой отличается от произведения о современности, обусловлено это отличие тем, что в историческом сочинении сюжет задан историей, и это, в

свою очередь, определяет всю художественную систему произведения. Рассмотрение характерности изображаемой исторической эпохи в произведении сопряжено с углублением в его внутренний мир, с познанием законов его поэтики, позволяющим сквозь призму художественного строя уяснить историческую концепцию автора. Подобный подход к историческому произведению характерен для работ В.Б. Шкловского [239], ГА. Гуковского [69], Л.Н. Алдошиной [255], Л.П. Александровой [6], И.М. Тойбина [210]. Плодотворность такого пути демонстрирует блестящий разбор трагедии «Борис Годунов» Г.А. Гуковского [69, с. 37-53]. Нет сомнения, прав ученый в своем утверждении, что «непосредственно об историзме могут свидетельствовать особенности тематического пласта» [257, с. 87], действительно, историзм -категория мировоззренческая. Однако исследование проблемы историзма путем анализа лишь содержательного «уровня» произведения привело бы к сужению аспектов проблемы. Для уяснения специфики художественного историзма необходимо обратиться и к художественному строю произведения, исследовать его поэтику и обусловленные поэтикой жанровые особенности. Это углубит понимание исторических воззрений писателя и позволит выявить некоторые общие типологические черты произведений художественной исторической литературы.

Итак, с одной стороны, потребность осмыслить реализацию историко-философских воззрений Л.Н. Толстого в художественной системе его романа-эпопеи, возникшей из-за недостаточного изучения проблемы в толстове-дении при несомненных его достижениях, с другой - живой интерес в современной культуре к историческому прошлому, побуждающий нас обращаться к историографии и к исторической художественной литературе, обуславливают актуальность нашей работы.

Предметом данного исследования является роман-эпопея «Война и мир», рассматриваемый нами с точки зрения способов художественного воплощения в нем исторической реальности конца XVIII - начала XIX века, при

этом в центре нашего внимания такие важные вопросы, как соотношение исторической и художественной истины, исторического факта и его интерпре-тации, художественно выраженная историко-философская концепция писателя. В работе использованы произведения документальной автобиографической литературы, которые представляют для нас интерес как с точки зрения фактографии, так и наличием точек соприкосновения с «Войной и миром» в области психологизма. И в «человеческом документе», и в «Войне и мире» история «пропущена» через человека эпохи. В первом случае - через реального человека времени (существенно то, что среди мемуаристов и авторов дневников и писем не только государственные и военные деятели эпохи, но чаще всего обыкновенные люди - Болотов, Жихарев, Свербеев, Дурново), во втором — через героя романа-эпопеи (например Николая Ростова - «среднего человека», рядового истории). Итак, «мемуарный» контекст позволит выявить художественные особенности произведения, обусловленные направленностью обработки реального жизненного материала.

Цель работы — углубить и расширить представления об историзме романа-эпопеи «Война и мир» путем анализа его художественного строя, нас интересуют стороны поэтики произведения, обусловленные особенностями исторического синтеза у Толстого.

Для достижения цели формулируем конкретные задачи:

рассмотреть художественные средства воссоздания писателем целостной картины человеческой жизни, не ограниченной ни временем, ни пространством, при этом уделить внимание приемам соотнесения в романе эпох русской истории, исследовать принципы организации временно-пространственного континуума и обусловленный этим тип сюжетостроения произведения;

для выявления закономерностей исторической типизации в романе-эпопее Толстого рассмотреть средства изображения героев - как вымышлен-.

ных, так и реальных личностей начала XIX века, имея в виду новые способы синтеза человека и истории в «Войне и мире»;

рассмотреть дискутируемый вопрос о жанре «Войны и мира» и обозначить свой подход к нему.

В достижении цели и разрешении вышеназванных задач состоит научная новизна исследования, которую можно определить таким образом: в диссертации выявляются особенности исторического синтеза в «Войне и мире», обусловившие специфику поэтики романа-эпопеи. В процессе исследования устанавливается, что синтез - это доминирующий, основополагающий принцип организации материала на всех уровнях художественного строя произведения, определивший его художественную целостность и его жанровую природу. В свою очередь этим определился тип историзма произведения: в «Войне и мире» формируется историзм нового качества на основе соединения принципов собственно реалистического историзма (выработанного j реалистическим историческим романом) и эпического историзма (специфического для эпоса).

Методы исследования. Анализируя поэтику романа-эпопеи и рас-смотривая предшествующую Толстому художественную историческую литературу с целью уяснения общих закономерностей ее развития и выявления специфики толстовского историзма, мы основываемся на принципах истори-ко-функционального и структурного методов, а также при обращении к типологии жанра романа-эпопеи делается опора на принципы сравнительно-исторического и типологического методов.

Методологическая основа диссертации. Мы основываемся на достижениях современного литературоведения, на трудах ученых, посвященных проблемам поэтики литературы, художественного историзма, исторического типа сознания, типологии литературы, культурологии. В ходе работы были изучены работы В.В. Виноградова, Б.М Эйхенбаума, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, М.М. Бахтина, М.Б. Храпченко, А.П Скафтымова,

A.B. Чичерина, Г,А. Гуковского, И.М. Тойбина, Н.Л. Лейдермана, ведущих толстоведов Л.С. Билинкиса, АА. Сабурова, П.П. Громова, Л.Д. Опульской, Е.Н. Купреяновой, Г.Я. Галаган,

Практическое значение работы. Материалы и выводы диссертации углубляют понимание специфики историзма и представление о поэтике романа-эпопеи «Война и мир». Они были использованы автором в преподавании курса «История русской литературы XIX века» в Стерлитамакском государственном педагогическом институте, в построении спецкурса о творческом пути Л.Н. Толстого и спецсеминара по проблеме «Человек в художественном мире Л.Н. Толстого» для студентов филологического факультета СГПИ, в выступлениях перед учителями-словесниками Башкортостана.

Апробация работы. Материалы диссертации освещены в докладах, прочитанных на Герценовских чтениях (Ленинград, 1981, 1989); на межвузовских научных конференциях (Стерлитамак, 1990; Челябинск, 1990, Волгоград, 1993; Уфа, 1995); на научно-практических конференциях преподавателей Стерлитамакского пединститута (1984-1997).

По материалам диссертации опубликовано 6 работ, общим объемом 2,3 п.л.

Структура работы. Диссертация включает введение, 3 главы, заключение, список использованной литературы из 258 наименований.

class1 ИСТОРИЯ И ЧЕЛОВЕК В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ

СИСТЕМЕ РОМАНА-ЭПОПЕИ «ВОЙНА И МИР» class1

Временно-пространственные планы романа-эпопеи

Замысел «Войны и мира», определенный писателем словами: «хотелось захватить все» [1, т. 13, с. 53], был реализован полностью. Внутренняя крупномасштабность произведения обусловлена идеей Л.Н.Толстого о единстве общечеловеческой жизни, положенной в его основу, это осознавалось самим автором уже в начале его работы, хотя в целом замысел в его движении от первых черновиков к окончательному тексту претерпел колоссальное изменение. Первым из современников Л.Н. Толстого Н.Н Страхов уловил это качество нового произведения и выразил свое понимание формулой емкой и точной: «Полная картина человеческой жизни» [203, с. 327].

В литературе о «Войне и мире» вопрос о разнообразных средствах и формах воплощения идеи о единстве жизни в центре внимания ученых. Напомним наиболее значительные исследования по этому вопросу. "А.А. Сабуров [192, с. 42-43] еще в 1950-е годы определил выраженную книгой Толстого мысль о единстве национальной истории, соответственно - об общих основаниях национальной жизни как ведущую идею произведения. Одновременно с ним Я.С. Билинкис [27; 256, с. 208-385] исследовал закономерности установления в «Войне и мире» связей частного человека с историей, связей между эпохами национальной истории, а также связей отдельного человека с человечеством. С.Г. Бочаров и О.В. Сливицкая рассмотрели факторы психологического порядка, обусловившие в показе Л.Н. Толстого единство людей. С.Г. Бочаров убедительно объяснил, как методом «диалектики души» был продемонстрирован в «Войне и мире» универсальный способ воспроизведения общих закономерностей внутренней жизни всех людей. В частности, ученый пишет: «...психологический анализ Толстого стремится найти простейшие частицы душевной жизни человека, которые были бы по существу общечеловеческими, показывали бы единство человеческой природы» [35, с. 248]. О.В. Сливицкая [199] в результате анализа центральной в произведении проблемы общения прослеживает, как естественная потребность каждого отдельного человека в общении с другими людьми приводит к утверждению писателем общечеловеческого единства. Сюда примыкают работы таких известных литературоведов, как Л.Я. Гинзбург [59, с. 298] и Г.Б. Курляндская [118] и методиста литературы А.Б. Есина [86, с. 120-139].

class2 ПОЛНАЯ КАРТИНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ» (Па СТРАХОВ). ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЭПОХ РУССКОЙ ЖИЗНИ

В РОМАНЕ-ЭПОПЕЕ «ВОЙНА И МИР» class2

Мир XVBI века в художественном мире «войны и мира»

В произведении о 1812 г. Л.Н.Толстой не стремился воспроизвести целостную картину екатерининской эпохи, это не диктовалось замыслом. Тем не менее, несмотря на некоторую автономность XVIII века в «Войне и мире» - прошлое ушло безвозвратно,- художественная роль картин эпохи в композиции романа-эпопеи значительна: многочисленные нити связывают настоящее с недалеким прошлым. Поэтому имеет смысл рассмотреть характер обрисовки писателем прошлой эпохи, принципы изображения ее представителей, в свете этого углубляется понимание явлений и тенденций нового времени, а также характеров людей настоящего.

Облик екатерининского времени создан Толстым посредством введения в повествование культурных, исторических, некоторых бытовых реалий его и преданий о событиях эпохи, примечательно, что реалии и предания «группируются» вокруг семей Болконских и Безуховых. Общепризнанно, что человек эпохи несет на себе «печать» своего времени, и эпоха раскрывается через героя, поэтому с целью выявления тенденций времени необходимо обратиться к его представителям.

Очень лаконично, сжато и вместе с тем содержательно емко, емко настолько, что в одной фразе исчерпывается информация о предыстории героя, введен в повествование образ старшего Болконского. «Генерал-аншеф князь Николай Андреевич Болконский, по прозванию в обществе le roi de Prusse, с того времени, как при Павле был сослан в деревню, жил безвыездно в своих Лысых Горах с дочерью, княжною Марьей, и при ней компаньонкой...» [2, т. 4, с. И1]. Местами автор ироничен по отношению к своему герою, ирония объясняется ограниченностью и рационализмом Болконского в подходе к жизни. «Он говорил, что есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и что есть только две добродетели: деятельность и ум» [2, т. 4, с. 111]. Жизнь тут так ограничена, что создается впечатление повторяемости одного и того же. «Он сам занимался воспитанием своей дочери и, чтобы развить в ней обе главные добродетели, давал ей уроки алгебры и геометрии и распределял всю ее жизнь в беспрерывных занятиях. Сам он постоянно был занят то писанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдениєм за постройками, которые не прекращались в его имении» [2, т. 4, с. 111].. Перечислением дел князя, по сути, исчерпывается его жизненный сценарий.

Вопрос о жанре «войны и мира»; движение литературы к освоению синтетического жанра

Великая «книга о прошедшем» - оригинальное, самобытное творение Л.Н. Толстого - представляет собой существенное звено в литературном процессе XVIII-XIX веков и своеобразный итог в развитии русской литературы. Художественные открытия великих предшественников JLH. Толстого во многом послужили предпосылкой для его романа-эпопеи, вместе с тем, «Война и мир» показала, как искусство в своем стремлении воспроизвести динамичную эволюционирующую жизнь идет по пути отказа от условностей традиционных жанровых форм литературы. В середине XIX века жанром, способным соединить в художественное целое многообразные стороны бытия, схваченные в общем потоке жизни, эстетически воплотить идею о единстве общечеловеческой жизни, становится эпопея, вобравшая в себя признаки других жанров и обогатившаяся за счет этого. Опираясь на опыт предшественников и не повторяя освоенного до него, Толстой представил в «Войне и мире» небывалый синтез человека и истории, определивший художественный строй его романа-эпопеи.

О том, что сложилась поэтика крупного эпического произведения нового типа, видно прежде всего из сюжетостроения «Войны и мира». Сюжет и композиционные принципы «книги о прошедшем», с одной стороны, «продиктованы» самой исторической реальностью начала XIX века, и этим, как известно, произведения на историческую тему отличаются от произведений о современности. Благодаря этому «картины» жизни, образы персонажей, в которых воплощены человеческие типы эпохи, тесно соприкасаются с реальной действительностью конца XVIII - начала XIX в., благодаря этому также каждая эпоха выступает у Толстого в ее неповторимом, «индивидуальном» облике: «колорит» эпохи проявляется как в самих картинах общественно-политической, культурной, повседневной жизни людей, исторических событий времени, так и через еле уловимые реалии времени: общественное настроение, эмоциональную атмосферу, тонко выписанных художником. В этом сюжетном плане повествование отличается композиционной четкостью и событийной организованностью, особенно зримо выступает этот принцип построения в организации военно-исторических эпизодов. Три крупных исторических события - Шенграбен, Аустерлиц, Бородино - соотнесены автором по принципу симметрии, Толстой как бы стягивает одним узлом три исторических события и тем самым создает единый исторический сюжет, отсутствовавший в самой реальности как единство. Сопоставление «Войны и мира» с произведениями автобиографической документальной литературы убеждают в достоверности толстовских изображений.

С другой стороны, отчетливо просматривается стремление автора «события» и «эпохи» представить в потоке движущейся стихии жизни. Действие «Войны и мира» развертывается в неограниченных - хронологически и территориально - времени и пространстве, неизмеримо расширяющих своими масштабами границы внутреннего мира произведения. Благодаря такому решению, «картины» и изображения Толстого стереоскопичны и многомерны. Синтетическое время и многополярное, широкоохватное пространство позволяет писателю создать грандиозный «образ мира», воплощающий идею писателя о единстве человеческой жизни. «Эпохи» в контексте целого не отделены друг от друга гранями, за множеством их связей и сложных соотношений видится единая эпическая линия.

Похожие диссертации на Идея исторического синтеза и ее художественное воплощение в романе-эпопее Л. Н. Толстого "Война и мир"