Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Классические жанровые формы и их художественные модификации в лирике С.А. Есенина Петрова, Мария Алексеевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Петрова, Мария Алексеевна. Классические жанровые формы и их художественные модификации в лирике С.А. Есенина : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Петрова Мария Алексеевна; [Место защиты: Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова].- Москва, 2013.- 204 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-10/336

Введение к работе

Творчество С.А. Есенина является в настоящее время активно изучаемой областью отечественного литературоведения. За последние полвека усилиями нескольких поколений ученых создана серьёзная научная база, основу которой составили монографии Ю.Л. Прокушева, П.Ф. Юшина, Е.И. Наумова, А.А. Волкова, А.М. Марченко, В.Г. Базанова, Л.Л. Бельской, А.Н. Захарова, Н.И. Шубниковой-Гусевой, Т.К. Савченко, О.Е. Вороновой, Е.А. Самоделовой, М.В. Скороходова, С.Н. Пяткина, сборники статей В.А. Вдовина, Н.Г. Юсова и др., материалы регулярных международных научных конференций, многочисленные кандидатские и докторские диссертации. Фундаментальное значение имеют коллективные академические проекты, осуществляемые по инициативе Института мировой литературы имени А.М. Горького РАН при участии Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина и Государственного музея-заповедника С.А. Есенина (с. Константиново): Полное академическое собрание сочинений поэта в 7 томах (9 книгах) (1995–2001), Летопись жизни и творчества С.А. Есенина в 5 томах, Есенинская энциклопедия.

За минувшие годы исследователями в значительной степени воссоздана научная биография С.А. Есенина, выявлен значительный фонд мемуаров и прижизненных откликов критики, в том числе в среде русского зарубежья, разработана научная периодизация творческого пути поэта. Обстоятельно изучено творчество отдельных этапов.

Широкое распространение получили работы, посвященные влиянию творческого опыта классиков – Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Некрасова, Тютчева, Достоевского, Фета – на становление его литературного таланта, взаимодействию с современниками (Блоком, А. Белым, Брюсовым, Маяковским, Цветаевой, поэтами-новокрестьянами во главе с Н. Клюевым и др.), есенинским традициям в творчестве поэтов и прозаиков последующих поколений (М. Шолохова, А. Твардовского, П. Васильева, Н. Рубцова, В. Шукшина, В. Астафьева и др.). Имеются серьезные достижения в изучении творчества С.А.Есенина в контексте традиций русской духовной культуры и национального самосознания, православной обрядности, религиозной живописи, иконописи, в осмыслении особенностей художественного мышления и стиля поэта.

Жанровая палитра поэзии С.А. Есенина также имеет свою традицию изучения. При этом главным объектом внимания ученых являются «большие» поэмы («Пугачёв», «Анна Снегина», «Чёрный человек» и др.), стихотворные циклы «Любовь хулигана» и «Персидские мотивы», «маленькие» поэмы раннего, революционного и позднего периодов. Достаточно обстоятельно изучен вопрос о влиянии фольклорных жанров (песни, частушки, сказки, сказа, духовного стиха, былины, исторической песни, загадки) на формирование жанрового мышления С.А.Есенина.

В наименьшей степени изучено жанровое своеобразие лирики Есенина, хотя, как справедливо отметил В.А. Зайцев, «даже выборочный анализ показывает актуальность и перспективность круга проблем, связанных с изучением традиций С. Есенина в аспекте жанрово-поэтических поисков и открытий».

На протяжении многих десятилетий в работах есениноведов превалировал не жанровый, а жанрово-тематический подход, позволявший выявлять и рассматривать в творчестве поэта крупные жанрово-тематические группы произведений.

Так, руководствуясь жанрово-тематическим принципом классификации лирических произведений, Е.И.Наумов выделял в творчестве Есенина «любовную», «пейзажную» и «политическую» лирику, а для обозначения его философской поэзии предложил другое определение – «лирика житейских раздумий», надолго утвердившееся в есениноведении. А.И. Кулинич рассматривал в творчестве Есенина такие внутренне автономные группы произведений, как «лирика природы, интимных чувств, философских медитаций». В.А. Зайцев обращал внимание на «жанровое многообразие есенинской лирики – от отдельных пейзажно-изобразительных, медитативно-философских стихотворений, лирических циклов до своеобразных и новаторских "маленьких поэм"».

В ходе изучения поэзии Есенина в разные годы объектом анализа становились и другие жанрово-тематические группы: «патриотическая лирика» (Ю.Мамлеев), «религиозно-философская лирика» (А.Михайлов), «кабацкая лирика» (А.Захаркин), «покаянная лирика» (С. Пяткин), «психологизированная лирика» (И.Захариева).

Наряду с жанрово-тематическим подходом, в последние годы активно проявлял себя и другой принцип. Он выразился в попытках жанровой дифференциации лирических произведений Есенина на основе «типа переживания» – «авторской интенции» и отнесения стихов поэта к одной из четырех групп: исповедальной, медитативной, описательной или повествовательной лирике. Однако следует заметить, что в «чистом» виде указанные типы жанровой идентификации обнаруживаются в поэзии Есенина редко. Гораздо чаще их элементы проявляют себя в комплексе. Очевидно, что жанровая природа есенинской лирики изначально синкретична. В ней переплетаются и взаимопроникают различные художественно-эстетические тенденции. Не случайно в структуре жанрового генезиса лирики Есенина исследователи обнаруживают и пасторально-идиллическую, и песенно-романсовую, и молитвенную традиции.

Многие критики еще при жизни поэта указывали на песенную жанровую доминанту лирики Есенина. Так, А.К. Воронский писал в 1924 году: «В стихах Есенина <…> чувствуется сын земли, сын хаты, деревенский кудрявый парень, от ливенки и частушки пришедший в город со своими песнями, навеянными ивовой грустью, малиновыми зорями, овсом и рожью». О «певучем даре славянской души», присущей Есенину, с восхищением писал в 1922 году Алексей Толстой. Не случайно именно песенная традиция в жанровой системе Есенина всегда привлекала внимание учёных.

Сам Есенин называл свою поэзию «степным пеньем», стихи – песнями («Много дум я в тишине продумал, // Много песен про себя сложил…»), суть своего творчества видел в «песенном слове», а смысл и цель жизни – в песенном служении родной земле («Тебе, о родина, сложил я песню ту…»).

Однако нельзя не видеть, что жанровый спектр лирики Есенина не исчерпывается названными выше составляющими. На формирование его жанровой системы значительное влияние оказало классическое жанровое наследие.

Суммируя опыт имеющихся исследований, можно констатировать, что общие подходы к исследованию жанровой системы лирики Есенина намечены. Накоплен опыт жанрово-тематического и жанрово-генетического анализа, выявлена значимость рассмотрения жанровой доминанты лирических произведений поэта в зависимости от «типа переживания». Раскрыт синкретический характер жанрового мышления поэта, в значительной степени выявлена его сложная структура.

Вместе с тем, анализируя степень изученности проблемы, следует констатировать, что приоритеты современных исследований находятся в области анализа той части лирической системы Есенина, к которой относятся стихотворные циклы либо «маленькие» лирические поэмы. Лирика малых форм в своих системообразующих жанровых основаниях (за исключением традиций песенного жанра) изучена недостаточно. Причины, мотивы обращения Есенина к классическим жанрам в тот или иной период его творчества и способы их художественной трансформации остаются малоисследованной областью есениноведения. В особенности это касается классического жанрового фонда. Отдельные достижения в сфере анализа таких традиционных лирических жанров, как послание, элегия, стансы, и их места в творчестве Есенина в целом носят единичный характер и только подтверждают необходимость целостного рассмотрения вопроса о классической жанровой составляющей в художественных исканиях поэта, тем более, что появление в последние годы целого ряда работ общего характера, связанных с изучением жанровых процессов в русской поэзии начала ХХ века, создает для этого серьезную теоретическую и историко-литературную базу, позволяющую вписать жанровые поиски и открытия Есенина в более широкий историко-литературный контекст.

Поэтому в своем диссертационном исследовании мы отталкиваемся от исходного положения о том, что жанровая система лирики С.А.Есенина представляет собой сочетание классических (традиционных, канонических) и новых, оригинальных индивидуально-авторских жанровых форм и их модификаций, сферу непрестанного творческого поиска поэта, освоения им канонических жанровых образцов и их обновления, открытия новых художественно-эстетических возможностей жанрового состава русской поэзии.

Анализ художественного, публицистического, критико-теоретического, эпистолярного наследия С.А.Есенина показывает его устойчивый интерес к вопросам художественной формы, включая классическую жанровую составляющую.

О том, что Есенин в высшей степени обладал «чувством жанра» и умел «глазами жанра» (выражение М.Бахтина) видеть свои произведения, свидетельствуют многие факты. Поэт придавал серьезное значение жанровому статусу своих произведений, что подтверждает широкий спектр авторских жанровых определений, которые он дает своим «маленьким» и «большим» поэмам («Анну Снегину» называет «лиро-эпической», «Пугачева» – «драматической», «Цветы» – «философской» поэмой). Более того, именно жанровый подход он закладывает в основу структуры своего прижизненного трехтомного собрания сочинений (1 том – «лирика», 2 том – «маленькие поэмы», 3 том – «большие поэмы»).

Однако при всей значимости творческих исканий Есенина в указанной области жанровое своеобразие малых традиционных форм лирики С.А.Есенина остается и по сей день недостаточно изученным, что не позволяет в полной мере решать и другие научные задачи.

Исходя из этого, целью диссертации является исследование опыта обращения С.А.Есенина к классическим жанровым формам (элегии, посланию, оде, сонету) и их художественных модификаций в лирике поэта.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. выявление спектра классических жанровых традиций, избираемых поэтом в качестве ориентиров его творческого развития;

  2. анализ творческого опыта Есенина в аспекте обращения к классическим жанрам и их влияния на формирование жанрового облика есенинской лирики;

  3. изучение типологии жанровых трансформаций, а также модификаций классических жанровых форм в лирике Есенина;

  4. осмысление особенностей становления жанровой системы лирики Есенина во взаимодействии с ведущими жанровыми процессами в русской поэзии первой четверти ХХ столетия;

  5. изучение новаторского вклада Есенина в актуализацию классического жанрового фонда в новой историко-культурной ситуации, в дальнейшее развитие жанровой системы отечественной поэзии.

Актуальность темы диссертации обусловлена объективной потребностью углубленного исследования роли выдающихся художников слова в процессе формирования жанрового сознания в отечественной литературно-художественной практике, преемственности традиций жанрового мышления в творчестве С.А.Есенина как ключевой фигуры литературного процесса первой четверти ХХ века, преломляющей опыт классического жанрового наследия в новые содержательные формы, которые определяют значимые векторы дальнейшего литературного развития.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые на системной основе анализируются опыт и принципы освоения С.А.Есениным классического жанрового наследия, включая оригинальную авторскую интерпретацию таких традиционных жанров русской поэзии, как элегия, послание, ода, сонет; рассматривается типология жанровых модификаций в лирике Есенина и новаторский вклад поэта в развитие (реставрацию, реконструкцию, трансформацию, модернизацию) классических жанровых форм с учетом творческих достижений поэзии начала ХХ века.

Объектом исследования является жанровая система лирики С.А.Есенина в аспекте ее становления и развития, традиций и новаторства.

Предмет исследования составляют классические жанры русской поэзии (элегия, послание, ода, сонет) в их оригинальных авторских модификациях в лирике С.А.Есенина.

Теоретико-методологическая база и методы исследования

Теоретико-методологическую базу исследования в области теории жанра составляют труды таких ведущих литературоведов, как М.М. Бахтин, В.М. Жирмунский, Ю.Н. Тынянов, Г.Н. Поспелов, Ю.М. Лотман, М.Л. Гаспаров, Г.Д. Гачев, В.Д. Сквозников, Л.Я. Гинзбург, В.Е. Хализев, Л.В. Чернец, В.И. Тюпа, С.Н. Бройтман, Н.Д. Тамарченко, Т.И. Сильман, А.А. Боровская, Л.Г. Кихней, Д.М. Магомедова и др.

Важная роль в формировании научной концепции диссертации принадлежит работам в области истории русской поэзии XIX – нач. XX веков Б.В. Томашевского, Л.К. Долгополова, Н.Л. Степанова, В.А. Грехнева, В.Э. Вацуро, С.Г. Бочарова, Л.Г. Фризмана, В.А. Мануйлова, В.В. Кожинова, С.И. Кормилова, О.И. Федотова, Н.Ю. Алексеевой, исследованиям есениноведов Ю.Л. Прокушева, А.А. Волкова, П.Ф. Юшина, А.И. Кулинича, Е.И. Наумова, С.П. Кошечкина, В.А. Вдовина, В.В. Коржана, А.М. Марченко, Л.Л. Бельской, В.И. Харчевникова, В.И. Хазана, Э.Б. Мекша, А.Н. Захарова, А.И. Михайлова, Н.И. Шубниковой-Гусевой, Т.К. Савченко, О.Е. Вороновой, Л.А. Киселевой, Н.М. Солнцевой, С.Г. Семеновой, Н.Г. Юсова, С.И. Субботина, М.В. Скороходова, С.Н. Пяткина и др.

В работе использованы системно-типологический и историко-генетический методы исследования: диссертация основывается на единстве историко-литературного и теоретико-литературного подходов к анализу жанровых процессов в лирике С.А.Есенина.

Основные положения, выносимые на защиту

1. Жанровая система лирики С.А.Есенина представляет собой яркое и оригинальное явление жанровой преемственности, в котором классические жанры (послание, элегия, ода, сонет) проявляют себя в оригинальных авторских модификациях. При этом классические жанры обнаруживают в творчестве Есенина серьезный модификационный потенциал и жанровую мобильность, способность к дальнейшему развитию и эволюции.

2. С.А.Есенину принадлежит весомый, в ряде случаев определяющий вклад в актуализацию классического жанрового фонда русской лирики в отечественной поэзии первой четверти ХХ века, в возрождение интереса к жанровому канону, в том числе в советской поэзии первой половины 1920-х годов.

3. Новаторство С.А. Есенина в жанре элегии определяется, с одной стороны, «радуничной» философией умирания-воскресения, восходящей к народной православно-обрядовой и фольклорно-мифологической традиции, а с другой – жанрообразующим принципом «полемического диалога» лирического героя с самим собой, со своим временем, ушедшими и живущими, прошлым и будущим, органично включенным в структуру исповедально-медитативного монолога.

4. Универсальный элегизм художественного мышления Есенина, проявляющийся как на жанровом, так и внежанровом уровне, является результатом трансформации первоначальной идиллической картины мира, рефлексии лирического героя вследствие отрыва от «почвы» и «веры».

5. Обращение Есенина к жанру сонета в годы Первой мировой войны мотивировано не только стремлением к реставрации классического жанрового наследия, но и восприятием сонета как символа единства общеевропейской культуры, сохранения ее гуманистических ценностей вопреки разрушительным тенденциям времени.

6. В годы революции Есенин успешно синтезирует жанровые модели «гражданской» и «духовной» оды, создавая тип романтической «одической поэмы», в жанровой структуре которой отчетливо проявляет себя национальная духовная традиция соборной молитвы.

7. Интерес Есенина к классическому жанровому репертуару и активная включенность поэта в литературное движение эпохи подтверждаются оригинальной авторской разработкой жанра литературного послания в его разнообразных модификациях (послание-акростих, послание-посвящение, послание-инвектива, послание-прощание, послание-некролог, полемическое послание, послание-декларация, послание-завещание и др.).

8. Роль Есенина как реформатора жанра послания особенно ярко проявляется в том, что он не просто реставрирует, но и модернизирует каноническую жанровую форму, создавая новые жанровые форматы («письма родным», «диалог» писем, «семейная переписка»), в которых частная жизнь человека и его близких включается в широкий социально-исторический контекст.

Теоретическая значимость исследования определяется возможностью применения основных наблюдений и выводов в дальнейших жанрологических исследованиях русской лирики. Разработанная в диссертации с опорой на предшественников типология жанровых модификаций в творчестве Есенина (реставрация, реконструкция, трансформация, модернизация канонических жанровых форм) может быть использована при изучении принципов авторской интерпретации канонических жанров и у других русских поэтов. Проведенный в диссертации анализ художественного опыта С.А.Есенина в области обновления и развития жанрового канона убедительно подтверждает значимую роль преемственности жанровых традиций в становлении новых художественных форм.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее результаты могут быть использованы в практике вузовского и школьного преподавания историко-литературных и теоретико-литературных курсов, в том числе разделов, посвященных творчеству С.А.Есенина. Материалы исследования могут использоваться также в дальнейших литературоведческих исследованиях жанровых процессов русской поэзии и жанровой системы С.А.Есенина, а также в энциклопедических изданиях (например, в готовящейся «Есенинской энциклопедии») и других справочных пособиях.

Апробация работы

Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры русской и зарубежной литературы МГГУ имени М.А. Шолохова, были представлены в докладах автора на научных конференциях – таких, как «Русское литературоведение на современном этапе» (МГГУ имени М.А. Шолохова, 2009), а также на международных научных конференциях, проводимых совместно ИМЛИ им. А.М. Горького РАН, Рязанским государственным университетом имени С.А. Есенина и Государственным музеем-заповедником С.А. Есенина: «Поэтика и проблематика творчества С.А. Есенина в контексте Есенинской энциклопедии» (2008), «Проблемы научной биографии С.А. Есенина» (2009), «Сергей Есенин: Диалог с XXI веком» (2010), «Биография и творчество С.А. Есенина в энциклопедическом формате» (2011), «Сергей Есенин и русская история» (2012). По теме диссертации опубликовано 8 статей, 3 из них – в изданиях, включённых в Перечень ВАК РФ.

Структура работы

Диссертация состоит из введения, четырёх глав, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертации на Классические жанровые формы и их художественные модификации в лирике С.А. Есенина