Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Концепт дома в художественном мире А.С. Пушкина Кривец, Ирина Петровна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кривец, Ирина Петровна. Концепт дома в художественном мире А.С. Пушкина : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Дальневост. гос. ун-т.- Владивосток, 2005.- 27 с.: ил. РГБ ОД, 9 05-8/1439-5

Введение к работе

Актуальность исследования.

В трудах ученых-пушкинистов так или иначе представлена точка зрения о том, что Дом в творчестве А.С. Пушкина существует и значим. Условно всю исследовательскую литературу, в которой намечены пути изучения Дома в его произведениях, можно разделить на две группы. Первая представляет работы, в которых рассматривается творчество А.С. Пушкина в контексте его жизни. В разное время тему Дома и Семьи при анализе этого вопроса затрагивали исследователи Д.Д. Благой, ЮГ Оксман, СМ. Петров, Г.П. Макогоненко, Н.Н. Петрунина, Н.А. Степанов, С.А. Кибальник, Ю.М. Лотман, B.C. Непомнящий, Н.Н. Скатов и др.

Ко второй группе можно отнести работы, анализирующие определенные художественные тексты, например, «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», другие прозаические произведения и рассматривающие философские аспекты творчества поэта.

При изучении концепта Дома в творчестве Пушкина большое значение имеет и комментарий к «Евгению Онегину» Ю.Лотмана и В.Набокова. Оба ученых выводят нас в широкий культурологический аспект, характеризующий отношение Пушкина к таким важным для него категориям, как Дом и Семья.

Среди многообразия пушкинских текстов особое место занимает эпистолярное наследие Пушкина, в частности, его письма к жене, в которых представлены взгляды поэта на Дом и Семью. Этим письмам придавал большое значение еще Д.Д. Благой, считая их основополагающим документом, который можно рассматривать и с точки зрения изучения образа поэта, и с точки зрения осмысления им женского идеала, каким предстает перед нами жена Пушкина. В этом же плане

MKL НАЦИОНАЛЬНА* |
БИ&ЛИОТЄКА і

интересны работы и Я.Л. Левкович, которая использует огромный материал, опираясь на известных исследователей творчества поэта: Греча, Бартенева, Тынянова, Модзалевского и др. В этих работах письма рассматриваются как особая система, завершенное художественное целое, имеющее свои особенности строения, поэтики, что, в свою очередь, открывает возможности изучения и образа Дома в данной завершенной художественной системе.

Таким образом, несмотря на то, что в пушкинистике нет специальных монографических исследований, посвященных данной проблеме, отдельные наблюдения ученых открывают возможности рассмотрения Дома в творчестве А.С. Пушкина как некоего концепта, который имеет свои значения, изменяющиеся в историческом и культурологическом контексте.

В нашей работе мы рассматриваем концепт Дома как понятие, которое представляет собой, во-первых, культурную ценность, отражающую ментальность русского человека, а, во-вторых, тот «сгусток культуры», который интегрирует в творчестве Пушкина основные нравственные, духовные его ценности, представленные в диахроническом аспекте. В таком прочтении концепт Дома не только открывает нам новые направления, расширяя представление о его творчестве, но и является тем важнейшим нравственным и художественным ориентиром, который позволяет включить пушкинскую идею в контекст развития не только русской, но и мировой литературы. Такой подход также предоставляет возможность понять истоки нашей ментальности. Именно это и составляет новизну и актуальность данной работы.

Особенность нашего подхода к данной проблеме заключается в следующем: формирование концепта Дома в художественном мире А.С Пушкина во многом определялось тем, что, помимо литературного

І* . 4

пространства, поэт ориентировался на культурологическое пространство, взяв за основу простонародную, национальную модель Дома.

Объектом исследования является творчество А.С. Пушкина с лицейского периода до 30-х г.г.

Предмет исследования - ряд закономерностей, лежащих в основе подходов к созданию модели Дома, образующих единый концепт в творчестве А.С. Пушкина.

Цель работы - рассмотреть формирование концепта Дома в художественном мире А.С. Пушкина в контексте русской литературы и национальной культуры от древнерусской литературы до литературы конца XVIII - начала XIX в.в. Нам важно найти те истоки, которые послужили отправной точкой обращения поэта к концепту Дома. А.С. Пушкин обладал особым даром тонко чувствовать происходящее, это касалось и Дома. Поэтому для нас важно проследить то, как создавался и развивался концепт Дома в русской культуре, и этому посвящена первая глава нашего исследования. Во второй и третьей главах рассматривается формирование концепта Дома в творчестве А.С. Пушкина с лицейского периода до 30-х г.г.

В связи с этим в задачи исследования входит:

  1. определить роль и значение концепта Дома в русской литературе и национальной культуре;

  2. рассмотреть творчество А.С. Пушкина 10-х - 30-х г.г. в контексте концепта Дома;

  3. проследить связь творчества А.С. Пушкина в данном аспекте с предшествующей литературной традицией;

  4. выявить традиционные черты национальной модели русского Дома и новации, которые проявились в результате европеизации русского Дома в художественном мире А.С. Пушкина.

Методологической основой исследования послужили труды отечественных ученых, посвященные проблемам творчества А.С. Пушкина: А.З. Лежнева, Б.В. Томашевского, А.Л. Слонимского, В.Б. Шкловского, Д.Д. Благого, Н.М. Тойбина, Г.А. Гуковского, В.В. Виноградова, СМ. Петрова, Н.Л. Степанова, Ю.Г. Оксмана, Г.П. Макогоненко, В.Э. Вацуро, Н.Н. Петруниной, В. Набокова, О.А. Фещенко, А.А. Кораблева, Н.Н. Скатова, а также методологические труды М.М. Бахтина. Мы опираемся на труды таких известных филологов, как Ю.М. Лотман и B.C. Непомнящий. Важную роль в подготовке диссертационного исследования сыграли научные работы, посвященные проблемам культурологического и исторического подходов к понятию «дом»: Б.А. Рыбакова, А.А. Ивановой, Т.В. Цивьян, Ю.С. Степанова.

В основе методики исследования лежит, с одной стороны, направленность литературоведческого анализа на целостное описание, выявление типовых особенностей создания концепта Дома в творчестве Пушкина, что обуславливает использование структурно-типологического и сопоставительного подходов. С другой стороны, в числе ведущих обозначен историко-культурный метод, позволяющий рассматривать явление «дом» в соответствии с национальной культурой.

Основные положения, выдвигаемые на защиту:

Концепт Дома в художественном мире А.С. Пушкина выстроен и представляет собой особую модель, которая имеет несколько значений.

Своеобразие концепта Дома заключается не только в различных определениях и значениях, но и во взаимовлиянии человека и культуры.

Дом представляет собой ценность, которая закладывает нравственную основу и дает спасение и «самостоянье» человеку.

Научная новизна: в работе выявляются литературно-культурологические взгляды А.С Пушкина на Дом и Семью, определяющие особенности его художественного мировоззрения в данном

аспекте, охарактеризован концепт Дома, представлены его контекстуальные значения в древнерусской литературе и культуре и в творчестве А.С. Пушкина с лицейского периода до 30-х г.г.

Научно-практическая значимость диссертационной работы заключается в возможности использования ее результатов при изучении творчества А.С. Пушкина. Материалы исследования могут быть применены при разработке спецкурсов «Дом в творчестве русских писателей», «Дом и Семья в произведениях А.С. Пушкина».

Апробацию основные результаты исследования получили в ряде опубликованных статей, докладах на конференциях (г.г. Томск, Тверь, Владивосток, Уссурийск), а также в специальном курсе на базе НОУ ВПО «Институт технологии и бизнеса (г. Находка) «Дом в художественной литературе».

Структура работы обусловлена нашей концепцией и теми положениями, которые мы выносим на защиту. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка литературы. Основная часть диссертации изложена на 187 страницах. Библиографический список включает 174 наименования.