Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Лирические поэмы Марины Цветаевой 1920-х годов : Поэтика и динамика жанра Скрипова, Ольга Александровна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Скрипова, Ольга Александровна. Лирические поэмы Марины Цветаевой 1920-х годов : Поэтика и динамика жанра : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01.- Екатеринбург, 2000.- 224 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-10/519-5

Введение к работе

Актуальность исследования. Обращение к лирическим поэмам Марины Цветаевой 1920-х годов обусловлено рядом причин. Всеми исследователями признаётся, что 1920-е годы - вершинный период творчества Цветаевой. Вместе с тем творческое наследие Цветаевой 20-х годов изучено далеко не в полном объёме. Это касается и лирических поэм, которые являются концентрированным воплощением художественной философии Цветаевой, в них сходятся многие разрозненные темы, мотивы и образы, пронизывающие всю её лирику. На сегодняшний день сложилось несколько подходов к изучению поэм Цветаевой: биографический (В.Швейцер, Л.Фейлер), структурно-семантический (О.Ревзина, М. Гаспаров), мифологический (Н.Осипова, Т.Венцлова, Е.Фарыно, Е.Соболевская). Большинство работ посвящено анализу отдельных поэм, зачастую вне поля зрения исследователей остаются лирические поэмы 1926-1927 годов, особенно это касается «Попытки комнаты» и «С моря», вместе с тем эти поэмы очень важны для понимания художественной философии Марины Цветаевой, логики творческого пути поэта. Исключение составляет работа Е.Коркиной «Лирическая трилогия Цветаевой», в которой выявляется единый лирический сюжет в поэмах 20-х годов. Однако практически нет работ, посвященных жанровой специфике цветаевских лирических поэм, прослеживающих динамику жанра, раскрывающих через движение жанровой формы и изменение способов миромоделирования эволюцию художественной философии Цветаевой.

Марина Цветаева - знаменательная фигура в поэзии XX века. Как пишет В.Адмони, «по Марине Цветаевой, по её стихам можно понять, что же это такое - поэзия XX века, можно увидеть эту поэзию в тех её решающих чертах, которые делают её поистине новой и необыкновенной»1. Думается, что это высказывание справедливо и по отношению к цветаевским лирическим поэмам. Возможно, мы увидим в них конститутивные черты лирической поэмы XX века.

Цель диссертационного исследования заключается в выявлении наиболее характерных способов создания художественной целостности в лирических поэмах Марины Цветаевой. В центре нашего исследования вопрос о жанровой специфике цветаевских поэм. Задачи исследования формулируются следующим образом:

проанализировать структурные элементы, образующие целостный поэтический мир лирических поэм, выявить принципы их взаимодействия;

' Адмоии В. Марина Цветаева и поэзия XX века//Звезла. 1992. № 10. С. 163

выявить в лирических поэмах Цветаевой соотношение традиционных жанрообразующих элементов и специфических для автора принципов миромоделирования;

проследить эволюцию жанрового мышления Цветаевой от поэм первой половины 20-х годов к поэмам второй половины 20-х годов;

определить семантику жанровой формы, осмыслить

особенности мироотношения Цветаевой, преломившиеся в её

лирических поэмах.

Поставленная проблема обусловила сочетание структурно

системного и сравнительно-типологического методов исследования.

Предложенная Н.Л.Лейдерманом теоретическая модель жанра как

особого типа построения мирообраза2 помогла нам выдвинуть гипотезу

0 специфике лирической поэмы и систематизировать конкретные
наблюдения над поэтикой жанра. Мы также опираемся в исследовании
на рабочую гипотезу о сущности лирического жанра, предложенную
СИ. Ермоленко3.

Для выявления логики лирического сюжета и закономерности
ассоциативных сцеплений в поэмах Цветаевой мы используем
методику мотивного анализа в качестве одного из основных
инструментов исследования. Ассоциативность восприятия и
ассоциативность творчества заложены в самом существе поэзии, но
значение их, как отмечает Л.Гинзбург, неуклонно возрастало вместе с
индивидуализацией контекста. Принцип ассоциативности -
характерное качество литературы XX века, вобравшей в себя
накопленный веками культурологический контекст.4 Но

ассоциативный способ поэтического выражения имеет в лирике Цветаевой особый характер: для неё наиболее значимы слуховые ассоциации («Указующее- слуховая дорога к стиху... Всё моё писание - вслушивание»5).

Научная новизна работы определяется тем, что в ней предпринимается системный анализ поэтики жанра лирических поэм Цветаевой, рассматриваются характерные способы создания художественной целостности (здесь мы акцентируем внимание на ведущей роли интегрального образа, центрального мотива, миростроительной функции созвучий и паронимических аттракции), прослеживается эволюция жанра лирической поэмы в творчестве Цветаевой. В теоретическом плане новизна работы состоит в том, что в

1 Лейдерман НЛ. Движение кремени и законы жанра. Свердловск, 1982.

1 Ермоленко СИ. Лирика М.Ю. Лермонтова: Жанровые процессы. Екатеринбург, 1996.

4 Гинзбург Л. О лирике. Л.,1974. С.357.

5 Марина Цветаева об искусстве. М., 1991. С.4І-42

ней предложена в качестве рабочей гипотезы жанровая модель лирической поэмы. Определённой степенью научной новизны обладают также постановка вопроса о роли сюрреалистических принципов построения образа мира в цветаевских поэмах второй половины 20-х годов.

Практическая ценность работы заключается в возможности использования её положений, выводов, методики анализа для изучения различных модификаций жанра лирической поэмы в литературе XX века. Материалы и выводы диссертации могут найти применение в общих курсах по истории русской литературы XX века, а также при подготовке спецкурсов и спецсеминаров, посвященных творчеству Марины Цветаевой.

Апробация работы. Материалы диссертации служили основой для докладов на зональных конференциях «Филологический класс» (Екатеринбург, 1998, 1999, 2000), на Дергачёвских чтениях (Екатеринбург, 2000). Этапы исследования и его результаты обсуждались на заседаниях аспирантского семинара и заседаниях кафедры современной русской литературы Уральского государственного педагогического университета. Отдельные положения диссертации нашли отражение в шести публикациях автора.

Структура и объём работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Содержание изложено на 224 страницах. Список использованной литературы включает 149 наименований.