Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Лирический субъект и персонажи в стихотворениях Н. С. Гумилева Соколова Дарья Владимировна

Лирический субъект и персонажи в стихотворениях Н. С. Гумилева
<
Лирический субъект и персонажи в стихотворениях Н. С. Гумилева Лирический субъект и персонажи в стихотворениях Н. С. Гумилева Лирический субъект и персонажи в стихотворениях Н. С. Гумилева Лирический субъект и персонажи в стихотворениях Н. С. Гумилева Лирический субъект и персонажи в стихотворениях Н. С. Гумилева Лирический субъект и персонажи в стихотворениях Н. С. Гумилева Лирический субъект и персонажи в стихотворениях Н. С. Гумилева Лирический субъект и персонажи в стихотворениях Н. С. Гумилева Лирический субъект и персонажи в стихотворениях Н. С. Гумилева Лирический субъект и персонажи в стихотворениях Н. С. Гумилева
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Соколова Дарья Владимировна. Лирический субъект и персонажи в стихотворениях Н. С. Гумилева : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 Москва, 2006 199 с. РГБ ОД, 61:06-10/970

Содержание к диссертации

Введение I

Глава L Лирический субъект в стихотворениях Н,С. Гумилева 7

Глава 2, Персонажи в стихотворениях Н.С. Гумилева

Мифологические персонажи 48

Библейские персонажи 82

Исторические персонажи и современники 93

Литературные персонажи 136

Персонажи стихотворения «Заблудившийся трамвай» 153

Глава 3. Олицетворения

Поэтическая фауна 158

Сверхъестественные существа 1 71

Вещи и непредметпые явления 180

Заключение 183

Библиография І 87

Приложение

Введение к работе

Изучение персонажей в лирике - явление, безусловно, новое. Ранее считалось, что понятие персонажа (литературного героя, действующего лица) является важнейшим при анализе эпических и драматических произведений, где именно персонажи, образующие определенную систему, и сюжет (система событий) составляют основу предметного мира1. В лирике же, воссоздающей прежде всего внутренний мир человека, персонажи (если они есть) изображаются пунктирно, фрагментарно, а главное — в неразрывной связи с переживаниями лирического субъекта. Г-Н. Поспелов в своем наиболее актуальном труде «Лирика среди литературных родов» выделяет разновидность описательной лирики, которую он называет «персонажной». Согласно точке зрения исследователя, «в истории различных национальных литератур нередко возни кают <.-.> такие произведения, в каждом из которых объектом лирической медитации становится отдельная личность, воплощающая в себе характерность социального бытия, обладающая какими-то индивидуальными чертами, а иногда и собственным именем и поэтому достойная названия "персонажа" произведения»3. К «персонажной» лирике Поспелов относит эпиграммы и послания, в которых адресат является лирическим персонажем, а также стихотворения, содержащие в себе портреты видных политических деятелей. По его мнению, такой вид лирики всегда бессюжетен.

Стихотворения Н,С. Гумилева - плодотворный материал для изучения персонажей в лирике, поскольку они многогеройны. Однако лирику мэтра акмеизма едва ли можно назвать «персонажной», во-первых, потому что множество стихотворений поэта, содержащих персонажей (героев), сюжеты, именно на их действиях строится повествование, и, во-вторых,

1 См,: Гинзбург Л,Я, О литературном герое. Л., [979. С. 89- 150; Левидов A.M. Автор- обраї- читатель. Л., 1983;ХялтевВ.Е. Теория литературы. М., 1999. С 159-ISO. ' Поспел or I"TL Лирика среди литературных родов. М, 1976. С. 159.

1 Там же. С. 151.

\

2 при всей мі ю го героин ости поэтические стихотворные тексты Гумилева

сближает единство авторского сознания; обычно мировоззрение персонажа

совпадает или максимально близко взглядам биографического автора.

Значит, следует уточнить, что в настоящей работе подразумевается под термином «персонаж», К персонажам стихотворений Гумилева мы относим, во-первых, героев с именами собственными (заметим, что степень их значимости различна и функционирование в поэтическом тексте песет неравнозначную смысловую нагрузку), во-вторых, героев без имени, имеющих несомненное значение для раскрытия основной идеи стихотворения, и в-третьих, героев, не называемых, но подразумеваемых автором, реальных лиц, к которым нас отсылает поэтический подтекст.

Цель исследования - создать типологию персонажей и проследить их взаимосвязь с лирическим субъектом, а также выявить особенности лирического героя и решить вопрос, можно ли говорить о его существовании не в отдельных поэтических сборниках, а в стихотворениях Гумилева в целом.

Таким образом, актуальность настоящей диссертации определяется, во-первых, недостаточной степенью изученности такого явления и понятия, как «персонаж» в лирике.

Второй аспект актуальности работы определяется общим исследовательским интересом современного отечественного и зарубежного литературоведения к творчеству Гумилева. Обращение к поэтическому наследию Гумилева обусловлено прежде всего оіримньїм эстетическим и культурно-историческим значением его деятельности и в контексте литературного процесса начала XX в., и в связи с влиянием его творчества на последующие поколения поэтов. Из всего многообразия подходов к лирическому наследию Гумилева можно выделить несколько: биографический, эволюционный, интертекстуальный, мировоззренческий.

Биографический подход к изучению творчества Гумилева связан с именами Н.Оцупа, А.Давидсона, В. Лукницкой. Изучение

J «автобиографического пространства» имеет прямое отношение к

самоопределению Гумилева: «воин и поэт», которое обосновывает

закономерность и плодотворность этого исследовательского подхода; в то

же время его неизбежной крайностью является усиленное внимание к

«биографической» ипостаси Гумилева и меньшее - к «поэтической». В этих

случаях произведениям поэта отводится роль комментариев и иллюстрации

того или иного поступка, тогда как сам Гумилев настаивал на равноправии

собственной биографии и поэзии. В целом этот подход продуктивен, так как

ставит своей задачей осмыслить личность Гумилева в ее сложном единстве.

Эволюционный подход к исследованию лирического мира Гумилева, связанный с именами Ю. Верховского, Г. Струве, А, Павловского, М. Баскера, обусловлен установкой самого поэта на непрерывную эволюцию собственного творчества. Этот подход позволяет выявить «сквозные» темы, мотивы и образы и тем самым «дешифровать» поздние стихотворения Гумилева, увидеть в его раннем творчестве предвосхищение высот зрелой поэзии.

Интертекстуальный подход к изучению наследия Гумилева сложился в последние годы XX столетия. Он предполагает изучение взаимодействия творчества Гумилева с произведениями других авторов. Анализу межтекстового синтеза в отдельных стихотворениях посвящены работы М. Баскера, К. Ичин, О. Ронена, Л. Аллена, В исследованиях Р. Тименчика с этой точки зрения осмысляется понятие «акмеистический текст». И. Кравцова, В, Базанов, В. Шошин, А. Михайлов сосредотачивают внимание на творческом диалоге Гумилева с одним из поэтов. Продуктивность интертекстуального подхода основана на том, что исследователями переосмыслена проблема «подражательности» поэзии Гумилева. Не подражательность, а сознательная установка поэта па диалог, переосмысление и пересоздание мировой культуры в собственных произведениях-такова основная идея этого подхода.

Мировоззренческий подход к изучению творчества поэта предполагает

4 синтез литературоведения, философии, теологии и социологии. Это

направление также сложилось в последние годы и связано с именами 10.

Зобнина, С, Слободнюка, Н. Богомолова, М- Иовановича, М, Смеловои.

Задача этих исследователей - выявить философско-религиозный подтекст

художественного творчества Гумилева, Проблематичность этого научного

направления заключается в том, что, по мнению его приверженцев,

Гумилев предстает автором, единственная цель которого - зашифровать в

своих произведениях постулаты различных учений и религий. Такой подход

противоречит точке зрения самого Гумилева, считавшего, что стихи,

написанные даже истинным визионером, имеют значение лишь постольку,

поскольку они хороши. Несомненным достоинством этого подхода является

стремление исследователей расширить представление о творчестве

Гумилева, отказываясь от стереотипов его восприятия, осмыслить его путь

в контексте религиозно-философских исканий начала XX в,

В основе настоящей работы лежит сочетание принципов разных подходов к исследованию поэзии Гумилева и попытка создания нового подхода, вырабатывающего системну jo типологию персонажей, основанную на подведении статистических данных. Материалом для диаграммы, приведенной в Приложении, послужил подсчет всех упоминаемых имен собственных в стихотворениях Гумилева . Для поэта важную роль играют имена собственные, которыми он называет лирического субъекта и персонажей.

Такая информация, а также системное исследование персонажей и лирического субъекта в поэтических текстах Гумилева представляют науч}іую новизну и позволяют применить данный подход к исследованию творчества других поэтов Серебряного века.

Имена герое», согласно когщегпуадьным построениям [>ми;іек;і и лр>ги\ дкмеисюв, окаіі-ш,іюіся храїшісіямп ііячніи кулы^ры. Так, к примеру, в художественном пространстве «Огненною столпа-» Гумилев сі я пишет ішслнно кулілзрЕіьіс и метрические пліієш с помощью парадні магической шры 'этимологически ролаьенными именами: О.іміі - 'Хімії - Полі.їа - ІЗадгала, Ога тема подробно освещаетея а кн, Л.]\ КихнсП «Акмеизм: миропонимание и но'шіка*. М., 2001.

К значимым выводам приводит частотность употребления идентификации лирического субъекта или персонажа, фигурирующих в наименованиях стихотворений Гумилева. Из 470 поэтических произведений5 в названиях I 13 фигурируют имена мифологических героев (Оссиан, Агамемнон, Одиссей, Синдбад, Андрогин и др.), исторических личностей (Семирамида, Помпеи, Каракалла, Павзаний и др.), литературных героев (Дон Кихот, маркиз де Карабас), названия животных и птиц (попугай, гиппопотам, жираф, орел и др.), наименования царственных особ (цари, царицы, принцесса, короли), воинов (конквистадоры, рыцари, всадник), сверхъестественных существ {дьявол, ангел, русалка), а также нередко встречаются стихотворения и поэмы, в названиях которых есть слово «дева» или «девушка» («Рассказ девушки», «Дева солнца», «Китайская девушка», «Занзибарские девушки», «Девушки»).

Объектом нашего исследования стали все стихотворения, вошедшие в поэтические сборники, составляющие канонический текст: «Путь конквистадоров» (1905), «Романтические цветы» в редакциях 1908, 1910 и 1918 гг., «Жемчуга» в редакциях 1910 и 1918 гг., «Чужое небо» (1912), «Колчан» (1916), «Костер» (1918), «Фарфоровый павильон» (1918), «Шатер» (1921), «Огненный столп» (1921), Для более обстоятельных и полных выводов привлекается также материал некоторых поэм и драмы «Дон Жуан в Египте», которые являются равноправными частями единого поэтического текста.

Для настоящей работы представляет интерес и выдвинутая Гумилевым поэтическая теория. Поэт изготовил около десятка таблиц, среди которых была и таблица поэтических образов, именуемая «эйдологией», В архиве П.НЛукницкого, приобретенном в 1997 г. Пушкинским Домом, есть

5 Подсчеты пропедены на материале издания: Гумилев Н.С Собр. соч.: В 3 т. М„ 2000. П дальнейшим ссылки на него даются в скобках с указанием тома и страницы.

исчерпывающие сведения о «Теории поэзии» Н.С.Гумилева, В этом архиве наибольший интерес для данной работы представляют рукопись лекций поэта и конспекты лекций и практических занятий Гумилева. Лекции содержат четыре больших раздела; «Фонетика», «Стилистика», «Композиция» и «Эйдология»,

В разделе «Стилистика» содержится характеристика лексического состава языка, грамматических форм и затем идет характеристика эпитетов и тропов. Наибольшую значимость для исследования представляет «грамматический» отдел, так как здесь Гумилев излагает свою концепцию того, что в многочисленных работах об акмеизме принято называть «акмеистической вещностью». Автор говорит о том, что со временем стерлась изначальная образность слова и поэт должен ее восстанавливать. В соответствии с этим Гумилев выстраивает «иерархию ценности» различных частей речи в стихотворном тексте: «вехами стихотворения, статическим, постоянным элементом» его являются существительные^ «удельный вес» которых «зависит от конкретности образа, его новизны и антипоэтичности». Все остальные части речи в стихотворении должны работать на увеличение «удельного веса» существительных, потому что «поэзия - рождение новых сочетаний»6. Таким образом, становится ясно, почему для Гумилева в поэзии так значимы человек (персонаж:) и предмет, являющийся частью облика персонажа и лирического субъекта.

Практическая значимость диссертации заключается в возможности использования сделанных выводов для дальнейших исследований, при подготовке спецкурсов по творчеству Н.С. Гумилева, помимо этого - в возможности применения нового подхода для исследования творчества других поэтов (прежде всего Серебряного века).

' См.: Зобний 10.В. Гумилев —учитель потпіи // Международная конференция «Ахматовскис чтения — 2000ч // интернет: http: // gumiJcv.ahaTu/about/zobniri.htm.