Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Лирика Александра Башлачева в контексте авторской песни 1970 – 1980-х годов Иванов Александр Сергеевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Иванов Александр Сергеевич. Лирика Александра Башлачева в контексте авторской песни 1970 – 1980-х годов: автореферат дис. ... кандидата филологических наук: 10.01.01 / Иванов Александр Сергеевич;[Место защиты: Литературный институт им. А.М. Горького].- Москва, 2011.- 24 с.

Введение к работе

Актуальность диссертации обусловлена тем, что поэзия Александра Башлачева до сих пор подробно не рассматривалась в контексте авторской песни (тем более - автоской песни 1970 - 1980-х годов).

Научное осмысление творчества А.Н. Башлачева насчитывает уже более чем двадцатилетнюю историю. Однако процесс этот с самого начала носил стихийный характер: эссе, воспоминания, публикации и т. д. Да и сегодня еще нельзя сказать, что он приобрел направленный характер: для этого, видимо, требуется не одно десятилетие. Данный тезис подтверждается фактом издания единственного специализированного сборника статей «Александр Башлачев: исследования творчества».

Таким образом, следует признать, что изучение творческого наследия поэта находится в начальной стадии и осуществляется в основном в форме статей и немногочисленных диссертаций.

В статьях, посвященных Башлачеву, освещались следующие проблемы: периодизации творчества поэта; использования Башлачевым «чужого слова»; анализировались как отдельные произведения («Рыбный день», «Посошок», «Грибоедовский вальс» и др.), так и авторские поэтические циклы (альбом «Вечный пост»).

В работах ряда авторов (Г. Фроловой, Г. Нугмановой, А. Секова, А. Транькова) рассматривались некоторые значимые мотивы и образы поэзии Башлачева. Уделялось внимание структурным и функциональным особенностям башлачевской фразеологии (В. Лосев, А. Косицын). В гораздо меньшей степени изучены особенности лексики в произведениях поэта (здесь следует прежде всего указать на работы А. Алексеева и - отчасти - С. Свиридова).

Диссертационные исследования, в рамках которых анализируется творчество Башлачева, можно разделить на две группы: а) исследования, целиком посвященные творчеству поэта; б) работы, в которых поэзии Башлачева как объекту рассмотрения выделяются отдельные главы (параграфы и более мелкие структурные единицы).

К первой группе отнесем диссертацию В. А. Гаврикова «Мифопоэтика в творчестве Александра Башлачева». Отметим, что названная работа является единственным целостным научным трудом, посвященным поэзии А.Н. Башлачева.

В диссертациях второй группы - как кандидатских, так и докторских - освещались вопросы метрико-ритмической организации рок-поэзии в целом и поэзии Башлачева в

частности, а также особенности циклизации и бытования рок-текстов (в том числе - текстов Александра Башлачева).

В целом ряде работ (В.Глинчиков, С.Курий, А.Беляев, В.Судейкин и др.) Башлачев признается «скорее бардом» или «рок-бардом». При этом авторы исходят лишь из того, что свои песни он исполнял исключительно под гитару, и не учитывают особенности поэтики его произведений.

Таким образом, подробного научного исследования творчества Башлачева в контексте авторской песни до сих пор нет.

Научная новизна данной работы состоит в том, что в ней впервые подробно рассматривается лирика А.Башлачева в контексте авторской песни 1970 - 1980-х годов. Также в диссертации впервые произведен текстологический анализ ранее неизвестных произведений Башлачева («Ты поутру взглянул в свое окно...», «Ах до чего ж веселенькая дата...» и др.) Кроме того, автор работы предлагает свой метод исследования творчества поэта.

Цель настоящей диссертации - выявить и охарактеризовать влияние авторской песни 1970 - 1980-х годов на поэтическое наследие Александра Башлачева и ответить на вопрос о значении поэта для бардовской песни. В связи с этим, в работе предпринята попытка решить следующие задачи:

  1. Выявить специфику авторской песни 1970-х - 1980-х годов.

  2. Проследить развитие поэтической системы А. Башлачева (1978 - 1988 годы).

3. Разработать методологию анализа, которая будет «работать» применительно к
поэтическому наследию А. Башлачева.

4. Сопоставить поэтику авторской песни указанного периода с поэтикой
произведений Башлачева и описать основные «точки пересечения» и различия.

Объектом настоящего исследования являются генетические, типологические и контактные связи поэзии Александра Башлачева с творческим наследием представителей авторской песни (Б. Окуджавы, А. Галича, В. Высоцкого и др.).

Материалом исследования стали следующие издания:

  1. Башлачев А. Посошок. - Л., 1990.

  2. Башлачев А. Стихи. - М., 1997.

  3. Башлачев Александр: Стихи, фонография, библиография. Составитель О.А. Горбачев. Научный редактор Ю.В. Доманский - Тверь, 2001.

  4. Башлачев А. Как по лезвию. - М, 2005.

  1. Вертинский А. Н. Дорогой длинною... / Сост. и вступ, ст. Ю. Томашевского; Послесл. К. Рудницкого; Оформ. Г. Саукова. -М, 1990.

  2. Высоцкий В. С. Сочинения: В 2 т. Т. 1. - Екатеринбург, 1997.

  3. Высоцкий В. Не боялся ни слова, ни пули... / Владимир Высоцкий. - М., 2010.

  4. Галич А. Заклинание Добра и Зла - М., 1991.

  5. Ким Ю.Ч. Сочинения: Песни. Стихи. Пьесы. Статьи и очерки. - М., 2000.

  6. Окуджава Б. Чаепитие на Арбате. - М., 1996

  7. Окуджава Б. Стихотворения. -М., 2001.

Кроме того, в качестве материала исследования мы использовали официальные сайты, посвященные тому или иному барду.

Методологическую основу диссертации составили труды отечественных исследователей авторской песни (Л. Аннинского, Вл. Новикова, Л. Левиной, И. Ничипорова, И. Соколовой и др.) и рок-поэзии (С. В. Свиридова, Г. Ш. Нугмановой, Е. А. Козицкой, Ю. В. Доманского и др.).

В работе использованы следующие методы: биографический, интертекстуального анализа, сравнительно-типологический, мифопоэтический, а также метод жанрового анализа.

Теоретическая значимость диссертации состоит в разработке более эффективной методологии исследования творчества А. Башлачева, в определении роли поэта в литературном процессе 60-80-х гг. XX века, выявлении специфики взаимодействия поэзии Башлачева с иными поэтическими традициями (в частности - авторской песни).

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов в учебном курсе истории русской литературы XX века и в специальных курсах, а также в оказании практической помощи будущим исследователям творчества Александра Башлачева.

Структура работы: диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, библиографии и приложения, включающего в себя тексты песен поэта для группы «Рок-сентябрь», а также текст песни «Грибоедовский вальс».

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Очевидна необходимость создания специальной методологии исследования, которая позволит наиболее полно изучить творчество Александра Башлачева.

  2. В период с 1979 по 1987 год поэтическая система Башлачева имеет единый «корень», что позволяет говорить о логичности ее развития, несмотря на довольно резкие изменения поэтики его произведений в 1984 и 1986 годах.

  1. С 1982 по 1986 годы поэзия А.Н. Башлачева испытывает влияние авторской песни, которое можно назвать динамическим.

  2. Устоявшееся представление о кризисном положении авторской песни 1970 -1980-х годов, по всей видимости, следует признать ошибочным. Появление новых авторов, начало научного осмысления бардовской песни и, наконец, ее взаимодействие с рок-поэзией, - все эти факты позволяют говорить об эволюции, а не о кризисе авторской песни в 1970 - 1980-е годы.

  3. Поэзия Александра Башлачева испытала значительное влияние творчества А.Н. Вертинского. Однако «диалог» с предшественником явился для Башлачева лишь этапом на пути к обретению собственного поэтического голоса.

  4. Вступая в «диалог» с бардовской традицией, Башлачев подчеркивает постепенный уход от нее и в результате приходит к русской песенной традиции.

  5. Обращение к народной традиции позволяет наиболее полно раскрыться таланту Александра Башлачева: поэт возродил и развил былинную традицию.

Похожие диссертации на Лирика Александра Башлачева в контексте авторской песни 1970 – 1980-х годов