Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Литературная деятельность Е. М. Гаршина Яровой Роман Вячеславович

Литературная деятельность Е. М. Гаршина
<
Литературная деятельность Е. М. Гаршина Литературная деятельность Е. М. Гаршина Литературная деятельность Е. М. Гаршина Литературная деятельность Е. М. Гаршина Литературная деятельность Е. М. Гаршина Литературная деятельность Е. М. Гаршина Литературная деятельность Е. М. Гаршина Литературная деятельность Е. М. Гаршина Литературная деятельность Е. М. Гаршина
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Яровой Роман Вячеславович. Литературная деятельность Е. М. Гаршина : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 : Саратов, 2004 236 c. РГБ ОД, 61:05-10/439

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Е.М. Гаршин в общественно-литературной жизни России конца XIX -начала XX столетий 12

ГЛАВА II. Литературно-критическая деятельность Е.М. Гаршина 93

Заключение 165

Библиография 169

Введение к работе

История русской литературной критики изучается в различных направлениях. Наряду с опытами построения общей истории отечественной литературно-критической мысли исследователями предпринимаются в целом плодотворные попытки создать внятную научную концепцию развития критики отдельных периодов. В каждом из них отмечаются уникальность, исконная специфика, выделяются приоритетные эстетические суждения и литературные программы, в которых по-своему и по-разному преломлялись главные тенденции общего историко-литературного процесса.

Своеобразным и совершенно особенным этапом в изучении русской литературной критики является конец XIX - начало XX века. Этот исторический отрезок отмечен печатью переходности, существенных «качественных» перемен в отечественной литературе, связанных с оформлением в ней новых течений, эстетических платформ и литературно-критических ориентации. Именно в это время критика, окончательно профессионализируясь, воплощается в целом ряде направлений и школ, «между писателем, критиком и читателем устанавливаются ранее неизвестные, доверительные и вместе с тем неодносложные отношения»1.

Для данного периода в развитии литературно-критической мысли характерно активное продолжение и завершение деятельности завоевавших прочную читательскую репутацию литературных критиков, чей творческий путь начался еще в 1860-1870-е годы под влиянием самых животрепещущих философских и эстетических идей. Но в последней трети XIX века их деятельность претерпевает заметные изменения: корректируются методологические установки, наступает искренняя переоценка прежних предпочтений и предположений, происходит зачастую вынужденная смена печатных органов, служивших привычной «кафедрой» для публичного выступления.

Наряду с представителями старшего поколения в критике отчетливо заявляют о себе те, чья деятельность начинается в 1880-1890-е годы. С наступлением XX столетия окончательно определяются приметы «массовой» журнальной и газетной критики, истоки которой обнаруживаются еще в 1880-е годы: «Так называемая фельетонная критика, вбирающая в себя жанры «беллетристического репортажа» и статьи-лекции, активно формирует читательские вкусы и пристрастия» .

В этот период литературная критика разных направлений и школ остро чувствует изменение художественной ситуации и делает выводы об исчерпанности отечественной классической литературы, восходящей к 1840-м годам. Перед критикой встают вопросы, связанные, с одной стороны, с осмыслением и обобщением итогов почти полувекового развития русской литературы, а с другой - с определением магистрального направления его дальнейшего движения.

Процесс пересмотра кардинальных теоретических оснований сопровождается широкой дискуссией о «наследстве», которая затрагивает целый комплекс эстетических, идеологических, политических проблем. В эту дискуссию оказываются втянутыми выразители практически всех направлений русской общественной мысли конца XIX — начала XX века. Творчество А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, В.Г. Белинского и А.А. Григорьева, Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова, И.С. Тургенева и Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого и И.А. Гончарова, наряду с деятельностью писателей-современников, оказывается в центре литературно-критических интересов.

Литературная критика ощущает не только завершение «старого» цикла литературного развития, но и начало принципиально нового. Появившиеся в 1880-е годы произведения А.П. Чехова, В.Г. Короленко, " История русской литературной критики. М.: Высшая школа, 2002. С. 193.

М. Белинского (И.И. Ясинского), Дедлова (В.Л. Кигна), М.И. Альбова, К.С. Баранцевича и многих других дают основания для того, чтобы даже не самые искушенные критики могли, как указывает обозреватель газеты «Неделя», «понять, или скорее почувствовать, что мы имеем дело не с тою литературою, которую представляли собой Тургенев, Гончаров и гр. Л.Н. Толстой, а с чем-то иным, значительно от нее отличающимся»3.

Специфика литературной критики конца XIX - начала XX века находит отражение в работах Б.Ф. Егорова, Е.И. Покусаева, В.Н. Коновалова, В.В. Прозорова, В.Б. Смирнова, В.И. Кулешова, Н.Н. Скатова, Г.А. Бялого и других. Однако, несмотря на это, рассматриваемый период остается одним из наименее изученных. Наряду с глубокими исследованиями творчества самых видных представителей литературно-эстетической мысли 1880-1900-х годов остается еще немало замечательных авторов, до сих пор не удостоившихся исследовательского внимания, хотя в последнее время всё настойчивее заявляет о себе тенденция растущего интереса к идеям, общественно-литературной роли и творческим возможностям критиков так называемого «второго ряда». Имена Г.Е. Благосветлова, A.M. Скабичевского, В.П. Буренина, О.Ф. Миллера, А.И. Введенского, Л.Е. Оболенского, А.С. Суворина, Е.Л. Маркова, В.В. Чуйко, С.А. Юрьева, К.К. Арсеньева, М.К. Цебриковой, М.А. Протопопова, К.П. Медведского, А.Л. Волынского и других постепенно возвращаются в круг исследовательского внимания. Причина такого интереса заключается в потребности воссоздания максимально полной истории русской литературы, в осознании, по утверждению Д.С. Лихачева, невозможности правильно «построить историко-литературную перспективу» без осмысления какого-либо специального вопроса, без исследования произведений второстепенных и третьестепенных авторов . При этом общее представление об историко-литературном процессе, его логике, закономерностях, о взаимодействии в нем различных течений, сложных связях и соотношениях между ними становится более точным и правомерным.

К числу несправедливо забытых общественно-литературных деятелей России конца XIX - начала XX века относится и Евгений Михайлович Гаршин, литератор в самом широком значении этого слова, талантливый интерпретатор многих произведений всемирной литературы, вдумчивый и глубокий популяризатор различных гуманитарных наук. Его многоликое творчество в современном литературоведении остается по-прежнему почти неизвестным, хотя о родном брате его, Всеволоде Михайловиче Гаршине, историками литературы и литературными критиками создано множество разножанровых трудов.

Гаршин был популярным среди современников критиком, публицистом, писателем, издателем, переводчиком, педагогом. Возможно, его многогранная деятельность не привлекла к себе должного внимания, поскольку, как отмечал A.M. Скабичевский в отклике на одну из его книг, «беда литератору иметь брата, обладающего большим дарованием и популярностью»5. Однако это вряд ли оправдывает историков литературы, потому что, по словам того же Скабичевского, «Всеволод Гаршин сам по себе, а Евгений Гаршин сам по себе»6. М.А. Протопопов в своих «Письмах о литературе»7 ставил Евгения Михайловича в один ряд с А.П. Чеховым, А.Л. Волынским, Д.С. Мережковским, К.М. Фофановым, Я.В. Абрамовым, в творческой деятельности которых видел «прогрессивные элементы ... журналистики»8 молодого поколения восьмидесятых годов девятнадцатого столетия.

Однако можно предположить, что время невостребованности сыграло и положительную роль для критика, так как его заслуги перед современниками через призму прошедшего столетия выступают гораздо рельефнее, резче выделяются те черты, которые дают его личной судьбе и творческому наследию право на пристальное внимание потомков.

Актуальность заявленной темы обусловлена неизменно возрастающим интересом к литературно-критическому наследию конца XIX - начала XX столетий и необходимостью детального изучения выступлений Е.М. Гаршина, активного участника литературной жизни России, в контексте эпохи. Обзор работ, посвященных его литературно-критической деятельности, свидетельствует о том, что личность и творчество писателя остаются практически не освещенными в научных трудах по истории отечественной изящной словесности.

Сегодня о жизни Е.М. Гаршина и о том, на что он тратил свои умственные силы, можно судить лишь по статье «Энциклопедического словаря» Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона9, заметке в Большой энциклопедии под редакцией С.Н. Южакова10, статье И.И. Подольской в биографическом словаре «Русские писатели. 1800 - 1917 гг.»11, по упоминаниям в различных изданиях, посвященных И.С. Тургеневу, М.Е. Салтыкову-Щедрину, А.П. Чехову, В.М. Гаршину и другим классикам отечественной литературы.

Научная новизна исследования. В диссертации впервые дан целостный анализ литературно-критического наследия Е.М. Гаршина, предпринята попытка осмыслить его роль в развитии русской эстетической и критической мысли, обобщен и систематизирован малоизученный, разбросанный по различным периодическим, а также малодоступным изданиям материал, введен в научный оборот широкий круг источников.

В предлагаемой работе литературно-критическая деятельность писателя тоже впервые становится предметом специального изучения и рассматривается в связи с его общественными и эстетическими взглядами. По сей день практически никем серьезно не изучался жизненный путь Гаршина. В немногочисленных работах, касающихся его личности, остаются заметные лакуны.

Объектом детального исследования в работе явились материалы особого рода, большинство из которых вводится в научный оборот впервые, - это многочисленные критические выступления Е.М. Гаршина, его воспоминания, свидетельства современников, эпистолярии, архивные данные, практически не привлекавшие ранее внимания исследователей.

Методологической основой диссертации является комплексный подход, включающий философско-эстетический и структурный анализ, учитывающий культурологический и биографический аспекты, а также научные принципы, разработанные в фундаментальных труда: М.М. Бахтина, В.Ф. Асмуса, Б.Ф. Егорова, В.В. Прозорова, Г.Н. Ищук, В.Н. Коновалова, Е.Г. Елиной и др., посвященных теории художественног восприятия и истории литературной критики.

Цель данной работы заключается в попытке возвращения неоднородный литературный процесс России творчества Е.М. Гаршина также в стремлении уяснить тот реальный вклад, который он внес русскую литературу, журналистику и прежде всего в литературь критику 1880-1900-х годов.

В соответствии с предметом и целью диссертационного исследования намечены следующие задачи:

- восстановить основные вехи жизнедеятельности Е.М. Гаршина;

- рассмотреть эстетические взгляды писателя и методологические вопросы, связанные с его литературно-критической работой;

- определить степень новизны и оригинальности его литературно-критических суждений, обозначив их место в литературном контексте эпохи.

Цель и задачи определяют логику и структуру диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка из 246 наименований и 3 приложений.

В первой главе исследования предпринята попытка проследить судьбу писателя, на основе редких архивных, газетно-журнальных и— других материалов воссоздать основные этапы его творческого пути в контексте общественно-литературной жизни России конца XIX - начала XX века. Особое внимание уделяется сотрудничеству Е.М. Гаршина с различными печатными органами, рассматривается также его педагогическая и общественно-политическая деятельность.

Во второй главе подчеркнутое внимание сосредоточено на вопросах, связанных с мастерством Гаршина - критика и писателя, а также на особенностях его работ, посвященных русской словесности. Здесь дается характеристика его литературно-критической деятельности, выявляются идейно-эстетические позиции, отмечаются основные его представления о творческом процессе писателя, указываются главные моменты, связанные с характером мировоззрения и творчества. Вместе с тем, изучаются принципиальные литературно-критические суждения Гаршина о М.Е. Салтыкове-Щедрине, Л.Н. Толстом, А.Н. Островском, И.А. Гончарове, Я.П. Полонском, А.А. Фете, В.М. Гаршиие, А.П. Чехове, В.Г. Короленко, П.Д. Боборыкине и ряде других, исследуется своеобразие трактовки художественного творчества, рассматриваются реакции газеті ю-журнальной критики на его произведения.

Состав и объем творческого наследия писателя отражает «Перечень работ Е.М. Гаршина», который прилагается к диссертации и включает в себя 252 наименования статей, обзоров, заметок, очерков, рецензий, беллетристических произведений. К диссертации также прилагаются копии четырех автографов Е.М. Гаршина, ныне хранящихся в Зональной научной библиотеке им. В.А. Артисевич Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского и в Таганрогской центральной городской публичной библиотеке им. А.П. Чехова. Третье приложение являет собой «Устав чеховского кружка», созданного в Таганроге по инициативе Е.М. Гаршина в 1904 году вскоре после смерти А.П. Чехова. Данное приложение печатается на основе неопубликованных архивных материалов.

Практическая значимость. Полученные результаты исследования могут найти применение в дальнейшем изучении различных аспектов литературно-критической деятельности Е.М. Гаршина, специфики литературной критики рубежной эпохи, также в учебном процессе: при чтении вузовских курсов по истории русской литературы и литературной критики конца XIX - начала XX столетий, в работе спецсеминаров, в преподавании спецкурсов на филологическом и других гуманитарных факультетах высших учебных заведений.

Апробация научных результатов. Основные положения диссертации были представлены на ежегодной конференции молодых ученых «Филология в системе современных гуманитарных наук» (Саратов, 2001), на учредительной конференции Объединения молодых ученых при Головном совете по филологии «Автор - текст - аудитория: филологические науки в социокультурном пространстве XXI века» (Саратов, 2001), на всероссийской конференции молодых ученых «Филология и журналистика в начале XXI века», посвященной 100-летию со дня рождения Г.А. Гуковского (Саратов, 2002), на Всероссийской конференции молодых ученых «Филология и журналистика в начале XXI века», посвященной памяти профессора Л.И. Баранниковой (Саратов, 2003) и отражены в шести публикациях по теме диссертационного сочинения.

Положения, выносимые на защиту:

1. Интенсивная и разнообразная творческая и общественная деятельность Е.М. Гаршина в 1880-1900 годы в качестве:

сотрудника, редактора и издателя многих известнейших периодических изданий, авторитетного педагога и директора коммерческих училищ, активного и плодотворного литературного критика, организатора и участника различных литературных, исторических, архитектурных, педагогических и политических организаций даёт право говорить о его весьма заметной роли в литературно-общественном движении своей эпохи.

Широкое разнообразие всех форм его работы в отечественных периодических изданиях позволяет констатировать определенные особенности развития его самостоятельных литературно-педагогических поисков и устремлений.

Своеобразие подходов Е.М. Гаршина в оценках дарования и различных аспектов творчества многих представителей отечественной изящной словесности позволяет говорить об особенностях его литературно-критического метода, специфике эстетических и нравственных ориентации.

Е.М. Гаршин в общественно-литературной жизни России конца XIX -начала XX столетий

Основная цель данной главы - попытка воссоздания наиболее полной и достоверной биографии Е.М. Гаршина, восстановление на основе документальных источников его творческого пути, характеристика его многогранной деятельности в традициях отечественного просвещения.

Никогда не выходя на первый план, Гаршин играл в истории русской культуры роль гораздо более существенную, чем принято обычно думать о деятелях второго ряда.

Логика и мотивы его социального поведения, виды и сферы деятельности, мотивы творческого самоопределения выражают сущность и своеобразие общественно-политического и духовно-нравственного облика Гаршина — журналиста, критика, педагога, литератора, общественного деятеля. Он активно проявил себя не только в сфере идейных и литературно-эстетических споров, но и в области социально-практической как член различных просветительских ученых учреждений и обществ. Обращение к литературе и искусству, попытки теоретического освещения проблем эстетики и практического претворения своих идеалов в художественном творчестве - всё это входило в разностороннюю деятельность Гаршина.

Неоднозначный исторический период, отмеченный зыбкостью социальных и идеологических процессов, в который жил и работал Евгений Михайлович Гаршин, наложил особый отпечаток на его судьбу.

Писатель родился в 1860 году в Харькове, в семье, принадлежавшей к старинному русскому дворянскому роду, ведущему начало от Пахома Гаршина, владевшего поместьями в Воронежском уезде с 1632 года1.

Дед его, Егор Архипович (1793-1858), был крутым, жестоким и властным человеком, порол крестьян, судился всю жизнь с соседями из-за каких-то поджогов мельницы и к концу жизни сильно расстроил своё крупное состояние, поэтому Михаилу Егоровичу (1817-1870), отцу Гаршина, досталось совсем небольшое имение в Старобельском уезде.

Отец Гаршина был человеком военного склада, бывшим офицером кирасирского полка. В гражданской жизни он был ревностным земцем и членом управы первого призыва, поэтому Гаршин вырос на впечатлениях земской деятельности . Отец писателя также увлекался литературой. Он опубликовал в сатирическом журнале «Искра» «Заметки провинциала о том, как легко найти через адресный стол живущего в Петербурге, и приключения того же провинциала» и «Два портрета» - сатирическое «Сказание» о нравах своих коллег по земству. Кроме того, он был автором ряда статей, заслуживших одобрение Н.Г. Чернышевского , по вопросам назревавшей тогда крестьянской реформы. Есть свидетельства и о том, что Михаил Егорович занимался изобретательством и в преклонном возрасте «был занят манией постройки воздушной железной дороги»

Мать Гаршина, Екатерина Степановна (1828-1897), в девичестве Акимова, была «по-тогдашнему времени редко образованной»

чрезвычайно общительной, любопытной и вечно занятой женщиной, профессиональной журналисткой шестидесятых годов. Она сотрудничала в «Северной пчеле», «Санкт-Петербургских ведомостях», «Учителе», «Русском обозрении», получила также известность как переводчица, делала переводы по заказу издателя Ф.Ф. Павленкова, писала рассказы и повести6. Как вспоминает В.П. Соколов, «к воспитанию детей она прилагала большие старания, и в чем другом, а в хороших книгах у них никогда не было ... недостатка. Она много читала, хорошо знала русскую легкую литературу, писала замечательные письма, могла переводить с французского, шить на машинке и делать всякое домашнее дело»7.

В начале 1860 года семье Гаршиных пришлось пережить серьезное потрясение. Мать писателя, увлекшись домашним учителем старших детей П.В. Завадским (1834-1896), оставила мужа и уехала из Старобельска в Харьков8, где и родился Евгений Михайлович. Завадский был одним из организаторов и активных деятелей Харьковско-Киевского тайного общества9. Общество было раскрыто. Во время обыска у Завадского нашли письма к нему Е.С. Гаршиной: «Неужели ты не понял, по какой дороге я пошла? У меня есть дети, и я люблю их больше жизни своей, но еще выше детей есть что-то другое. Я теперь не мать, не жена, не сестра, а гражданка моей родины и буду счастлива выше всякого земного счастья, если хоть одну свою лепту душевную принесу на общее дело. Может быть, не для меня, так для них, для моих детей, наступит пора лучшая, и порадуются тогда мои косточки». Из-за связи с Завадским Екатерина Степановна с 1863 года состояла под секретным надзором полиции, а в 1866 году даже подверглась обыску в связи с делом Д.В. Каракозова. После обращения в полицию отца Гаршина, пытавшегося вернуть жену, Завадский был арестован и сослан в Петрозаводск (Олонецкой губернии), куда мать Гаршина вместе с сыновьями ездила несколько раз

В семье Гаршиных было четверо детей, среди которых Е.М. Гаршин являлся самым младшим. Его брат Георгий (1849-1895) был очень способным, талантливым адвокатом, работал в Старобельске, затем в Харькове и Мстиславе. В 46 лет, находясь в состоянии тяжелой депрессии, застрелился. О втором брате, Викторе (1849-1873), практически ничего не известно, кроме того, что он, будучи еще совсем молодым, застрелился. Третий брат, Всеволод (1855-1888), в приступе жестокой меланхолии бросился в лестничный пролет и разбился. Все трое братьев писателя покончили жизнь самоубийством. Вообще, почти все представители рода Гаршиных в той или иной степени страдали душевной болезнью, которая, предположительно, исходила от деда, Егора Архиповича

Литературно-критическая деятельность Е.М. Гаршина

Е.М. Гаршин вступил на литературно-критическое поприще в конце 1870-х годов и в течение почти всей жизни принимал активное участие в литературной жизни России. Его работы, касавшиеся самых актуальных вопросов развития отечественной литературы конца XIX - начала XX столетия, регулярно появлялись на страницах столичных и провинциальных изданий.

Гаршин никогда не претендовал на роль «присяжного» критика, которая была уготовлена, например, A.M. Скабичевскому1. Ему не суждено было определять магистральные направления в развитии критической мысли, но он принадлежал к числу несомненно талантливых деятелей, трудившихся наравне с В.А. Гольцевым, Л.Е. Оболенским, В.В. Чуйко, К.П. Медведским, А.И. Богдановичем, А.А. Измайловым, К.И. Чуковским - бесспорными лидерами в русской критике того времени. Даже немногочисленные обращения современных литературоведов к выступлениям О.Ф. Миллера, М.А. Протопопова, К.К. Арсеньева и ряда других критиков 1870-х - 1900-х годов позволяют распознать в их идеях и наблюдениях «первоисточники многих наших представлений о русской классике XIX века»2, глубже понять те явления в литературном процессе, которые сегодня нуждаются в объективном осмыслении. «Возвращение в культурный обиход наследия целого ряда критиков, активно участвующих в литературной жизни, сыгравших в ней пусть не первостепенную, иногда противоречивую, но при всем том достаточно существенную роль, - пишет исследователь В.М. Маркович, - заполняет и корректирует нынешние представления об истории русской критики, помогая им стать по-настоящему объективными».

К литературно-критической деятельности Е.М. Гаршин обратился в 18-летнем возрасте. С первой же своей работы, посвященной одному из оригинальнейших деятелей отечественной словесности Г.Ф. Квитке-Основьяненко, он проявил себя как незаурядный интерпретатор, наделенный не только великолепным эстетическим чувством, но и подлинным даром слова. Буквально с первых шагов в литературной критике Гаршин сознательно и целенаправленно вступил в откровенный диалог с читателем, стремясь не только завладеть его вниманием, но и обратить в своего собеседника, друга, единомышленника. Это был типичный нравственно-эстетический прием для русского критика, который, в отличие от критика западноевропейского, ориентировавшегося, прежде всего, на писателя и знатоков литературы, «предпочитал проигнорировать жизнь, проигнорировать тенденции в развитии коллизий и характеров, обращаясь при этом не столько к отдельному писателю, сколько к массовому читателю. И рекомендации выдавались читателю: читать, не читать, читать с коррективами»4. Гаршин прекрасно понимал, что читатель, в свою очередь, должен «привыкнуть» к его идеям, темам, способу изучения конкретного произведения, особым стилистическим приемам, наконец, к эстетике, понимаемой «как совокупность взглядов на искусство, то есть в первую очередь как система теоретических воззрений»5. Иначе говоря, читатель должен иметь не отвлеченное, а совершенно конкретное представление об образе автора-критика. «Образ автора в критике - это в известном смысле путь, которым он идет, методика, которую он применяет, - подчеркивает Ю.В. Мани. — Невольно эта методика бросает свет на облик самого критика, выявляя его характерные черты, его физиономию. Склад речи, его манера и тон нередко бывают глубоко личны, так же как излюбленные обороты и формулы на поверку оказываются осознанными или не вполне осознанными автопритязаниями»6.

Гаршин часто предавался размышлениям об адресате своих работ, задаваясь вопросом «Что такое публика для писателя?» и полностью соглашался с И.С. Тургеневым, приводя его слова как несомненную истину: «Не думайте, пожалуйста, что можно шутить с публикой -написать, как вы говорите, «что-нибудь полное лжи и лести» для денег, а потом показаться в настоящем свете. Знайте: публику не надуешь ни на волос — она умнее каждого из нас; знайте также, что, принося ей всего себя, всю свою кровь и плоть, вы должны быть еще благодарны ей, если она поймет и оценит вашу жертву, если она обратит на вас внимание; и это понятно, скажу более - справедливо. Не вы ей нужны, она нужна вам. Вы хотите завоевать ее, так напрягайте все ваши силы. Я этим не хочу сказать чтобы вы должны были угождать ей, служить ее вкусам; нет, будьте тем, чем вас Бог создал, давайте все, что в вас есть, и если ваш талант оригинален, если ваша личность интересна, публика признает вас, и возьмет вас, и будет вами пользоваться» . Критик следовал заветам истинного служения искусству, признавая и глубоко чтя на протяжении всей своей литературной деятельности «аксиомы»

Похожие диссертации на Литературная деятельность Е. М. Гаршина