Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Литературные ассоциации в романе Ф.М. Достоевского "Бесы" Дубеник, Елена Алексеевна

Литературные ассоциации в романе Ф.М. Достоевского
<
Литературные ассоциации в романе Ф.М. Достоевского Литературные ассоциации в романе Ф.М. Достоевского Литературные ассоциации в романе Ф.М. Достоевского Литературные ассоциации в романе Ф.М. Достоевского Литературные ассоциации в романе Ф.М. Достоевского
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дубеник, Елена Алексеевна. Литературные ассоциации в романе Ф.М. Достоевского "Бесы" : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Дубеник Елена Алексеевна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Москва, 2010.- 246 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-10/473

Введение к работе

Актуальность избранной темы продиктована, прежде всего, возросшим в последнее время интересом к проблеме форм и способов воплощения литературной/культурной традиции (образных связей-ассоциаций с предшествующей литературой или «интертекстуальности» – в терминологии постструктурализма), исследование которой нуждается в системном изучении «источников» и «пратекстов» Ф.М. Достоевского, их художественной трансформации в произведениях писателя, научной типологии.

Актуальность обусловлена также недостаточной изученностью специфической поэтики романа «Бесы», долгое время считавшегося политическим памфлетом, несовершенным в художественном отношении. Вместе с обогащением достоевистики знаниями мифопоэтических, фольклорных, культурных и литературных «первоисточников» в круг внимания исследователей вошел разнообразный ассоциативный материал, требующий пристального внимания применительно к каждому отдельному произведению писателя и творчеству Ф.М. Достоевского в целом.

С позиций теории литературы актуальность исследования определяется недостаточной разработанностью проблемы смыслового соотношения понятий «цитата», «реминисценция», «аллюзия», отсутствием единства взглядов и принципов разграничения данных приемов.

Научная новизна работы заключается в том, что в диссертации впервые на материале романа Ф.М. Достоевского «Бесы» исследована многоассоциативность как универсальный принцип поэтики писателя: картографировано 300 текстовых фрагментов, содержащих приемы создания ассоциативности, разработана авторская методология многоаспектного анализа картографированного материала, создана типология приемов создания литературных ассоциаций, произведен анализ текстовых фрагментов, прослежена роль многоассоциативности в создании характеров.

В качестве материала избран именно роман «Бесы», так как насыщенность текста аллюзиями, цитатами и реминисценциями во многом определяет специфику поэтики романа, сущностно обращенного и ко внеэстетической социально-исторической реальности, и к литературной традиции, и к новаторским открытиям более «позднего» Достоевского: на его страницах произошло «вызревание» «лирической исповеди» – основы «Дневника писателя», злободневность сюжета способствовала актуализации журналистского начала в стиле повествования автора. «Репортерская» сущность стиля проявилась в обилии приемов создания ассоциативности на страницах романа, что явилось одним из определяющих критериев при выборе материала.

Большая часть приемов создания ассоциативности нами исследуются на основе материала комментариев к Полному собранию сочинений в тридцати томах (Ленинград 1972 – 1992), где достоевистами указаны многие тексты-источники, ассоциативные связи с которыми устанавливаются в результате использования цитирования, реминисценций, аллюзий, пародирования.

Объект исследования – многоассоциативность как универсальный принцип поэтики Ф.М. Достоевского.

Предмет исследования – особенности литературных ассоциаций в тексте романа Ф.М. Достоевского «Бесы»: типология приемов (цитирование, реминисценции, аллюзии, пародирование) и их роль в создании характеров (реализация многоассоциативного принципа построения).

Методологическая основа

В работе применяются типологический, сравнительно-сопоставительный генетический, структурно-семантический и историко-культурный (культурно-исторический) методы. Сущностными в методологическом отношении стали теоретические положения, предложенные в трудах С.С. Аверинцева, М.М. Бахтина, В.В. Виноградова, А.Н. Веселовского, Ю. Кристевой, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, В.Я. Проппа, В.И. Тюпы, Б.А. Успенского, О.М. Фрейденберг. Методология анализа текстовых фрагментов составлена в результате изучения филологических (в том числе – лингвистических) исследований, посвященных изучению проблем цитирования, реминисценций, аллюзий следующих исследователей: Ю.А. Воронцовой, Ю.Н. Караулова, Е.А. Козицкой.

Такое сочетание различных методологий связано со спецификой исследования, которое предполагает, с одной стороны, структурно-семантический анализ фрагментов текста, содержащих приемы создания ассоциативности (цитирование, реминисценции, аллюзии, пародирование), с другой - выявление особенностей восприятия, узнавания и понимания концептов «прецедентных» текстов в процессе реализации многоассоциативного принципа построения характеров персонажей художественного произведения.

Перечисленные методы исследования обеспечивались следующими приемами: выборка цитат, реминисценций, аллюзий, пародий из текста романа и картографирование материала, разноаспектная систематизация текстовых фрагментов согласно целям и задачам исследования, обобщение и классификация ряда структурных и семантических особенностей приемов создания ассоциативности, построение типологий цитат, реминисценций, аллюзий, пародий, определение роли приемов создания ассоциативности в построении характеров и др.

Цель работы заключается в разноаспектном описании приемов создания ассоциативности: цитат, реминисценций, аллюзий, пародий, функционирующих в тексте романа, – и в определении их роли в реализации многоассоциативного принципа построения характеров.

Поставленной целью определяются задачи исследования.

1. На основе изучения трудов, посвященных проблемам литературных ассоциаций и приемов их создания, изложить собственное понимание вопроса, представить «рабочий» терминологический аппарат данной работы.

2. Проанализировать работы, посвященные изучению романа «Бесы», связей произведений писателя с той или иной литературной традицией, особенностей цитирования у Ф.М. Достоевского, определить собственную стратегию изучения романа.

3. Картографировать материал, адекватно отражающий корпус приемов создания ассоциативности (цитат, реминисценций, аллюзий, пародий), функционирующих в тексте романа.

4. На основании классификации текстовых фрагментов по степени полноты воспроизведения текста-источника создать развернутую типологию каждого из них: цитат, реминисценций, аллюзий, пародий.

5. Произвести многоаспектный анализ картографированного материала: обнаружить и описать структурно-семантические преобразования, вызванные приемами создания ассоциативности; результаты анализа отразить в формате условных словарных статей.

6. Проанализировать текстовые фрагменты, связанные с образами литераторов (в системе персонажей романа) и содержащие приемы создания ассоциативности, сделать вывод о роли последних в построении характеров.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Многоассоциативность – универсальный принцип поэтики романа Ф.М. Достоевского «Бесы», подтверждающий на уровне «эмансипации голосов автора, рассказчика, персонажей» функционирование закона обратной перспективы и, соответсвенно, лирического полифонизма в творческом наследии писателя, отмеченное в работах Д.С. Лихачева.

2. Ассоциативные поля возникают в результате использования следующих приемов: цитирования, реминисценций, аллюзий. Наиболее частотным является прием аллюзии, вторую позицию занимают реминисценции, случаи цитирования единичны. Статистика приемов отражает на уровне поэтики мысль Д.С. Лихачева о том, что полифонизм Достоевского – «лирический»: весь репертуар образной ассоциативности определен единой интенцией – передать «авторское чувство». Осуществляя образные литературные связи, писатель стремится контекстуально интерпретировать текст-источник, личностно-творчески преобразуя, «субъективно» трансформируя его, дабы «подчинить» чужой текст выражению собственно-авторских «мыслей-чувств».

3. Каждый из приемов создания ассоциативности на станицах романа «Бесы» обладает богатой парадигмой вариантов. Типология цитат включает:

1) маркированные с указанием автора и источника; 2) маркированные с указанием автора; 3) маркированные с указанием источника; 4) немаркированные без указаний; 3) квазицитирование; 4) автоцитирование; 5) межроманное цитирование. Типология реминсиценций представлена разновидностями: 1) воспроизведение текста с незначительными изменениями и добавлениями; 2) воспроизведение с заменой отдельных семантически и стилистически значимых компонентов источника, намеренное его редактирование; 3) фрагментарная трансляция текста, использование наиболее характерных для источника слов и выражений; 4) пересказ; 5) ассоциативное цитирование; 7) каламбурные реминисценции. Особую группу составляют синкретические реминисценции: 1) музыкальные, 2) живописные, 3) архитектурные, 4) скульптурные. Типология аллюзий включает следующие приемы: 1) прямое указание 2) указание - антитеза 3) указание - градация 4) «указание в указании» 5) скрытое указание.

3. Принцип многоассоциативности реализуется и при создании пародийных текстов, выходящих из-под пера персонажей-литераторов. Зачастую последние представляют собой пародии-аппликации, составленные из текстов разных авторов, реже из разных текстов одного автора, единичны примеры перелицовки одного конкретного текста.

5. Каламбур – характерный прием писателя – в романе «Бесы» в большинстве случаев строится на основе «чужого слова». Последнее позволяет создать типологию каламбуров у Ф.М. Достоевского, в которой наряду с лексическими и лексическими фразеологическими выделяются также реминисцентные фразеологические и аллюзийные каламбуры, созданные на основе синонимии, омонимии, корневой игры.

6. Характеры персонажей романа строятся на основе ассоциативных полей, связывающих художественные образы романа с современной автору публицистикой, художественной литературой, Библией.

Практическая значимость работы заключается в том, что сделанные в ней наблюдения и выводы могут быть использованы в преподавании русской литературы второй половины ХIХ века, при чтении спецкурсов по творчеству Ф.М. Достоевского.

Разработанная типология литературных ассоциаций может быть применена к изучению интертекстуальных связей других писателей, шире - литературных традиций, образных соотношений в творчестве тех или иных авторов. Основные результаты диссертации могут быть использованы при научно-теоретическом комментировании художественных произведений, насыщенных культурными кодами, цитатами и аллюзиями.

Апробация работы

Основные результаты исследования были апробированы на заседаниях аспирантского семинара кафедры русской литературы МПГУ (октябрь 2008, сентябрь 2009). Доклады по теме диссертации были сделаны на 14 научных конференциях: Межвузовской научной конференции «Историческая поэтика» А.Н. Веселовского: актуальные проблемы и перспективы изучения» (Москва, 2007); Международной научной конференции «ХХ Пуришевские чтения: Россия в культурном сознании Запада» (Москва, 2008), XII и XIII Межвузовской научной конференции «Литература ХХ-ХХI веков: автор, текст, интерпретация» (Иваново, 2008, 2009); VI Всероссийской научно-методической конференции памяти В.П. Медведева «Литература и личность: методический и литературоведческий аспекты» (Иваново, 2008); VII и IХ Межвузовской конференции «Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании» (Москва, 2008, 2010); Международной научно-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие» ХI и Х Кирилло-Мефодиевских чтений (Москва, 2009, 2010); VIII и IХ Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы гуманитарных наук» (Москва, 2009, 2010); ХVII Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва, 2010); ХХV Международных Старорусских Чтениях (Старая Русса, 2010); ХVIII Макариевских Чтениях (памяти святителя Макария) «Воинство земное – воинство небесное» (Можайск, 2010).

Результаты исследования отражены в 14 публикациях: 3 статьях в научных реферируемых журналах, 9 – в сборниках научных трудов и в материалах научных конференций, находятся в печати 6 работ.

Структура работы обусловлена поставленными целью и задачами. Диссертация включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

Похожие диссертации на Литературные ассоциации в романе Ф.М. Достоевского "Бесы"