Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Мотивная структура дилогии Бориса Поплавского "Аполлон Безобразов" и "Домой с небес" Дмитрова, Анна Владимировна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дмитрова, Анна Владимировна. Мотивная структура дилогии Бориса Поплавского "Аполлон Безобразов" и "Домой с небес" : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Дмитрова Анна Владимировна; [Место защиты: Волгогр. гос. соц.-пед. ун-т].- Ростов-на-Дону, 2013.- 166 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-10/623

Введение к работе

Литература русского зарубежья в последние десятилетия стала предметом пристального внимания исследователей. Значительное место в ней занимает творчество «литературной молодежи» (Г. Газданов, В. Набоков, Б. Поплавский и др.), которое формировалось в Европе. Это поколение называют «промежуточным», соединяющим в своих произведениях классические литературные традиции и традиции модернизма.

Борис Поплавский внес большой вклад в развитие русской и мировой литературы ХХ в. Литературное наследие поэта и прозаика велико и разнообразно: поэтические произведения, статьи, романы, дневники. В прозаическом творчестве Поплавского, как в зеркале, отражены жизнь и судьба русской эмиграции, духовные искания отдельного человека, оказавшегося в изгнании, его творческие поиски и воззрения.

Сегодняшний интерес к творческому наследию Бориса Поплавского в немалой степени обусловлен тем, что в его поэтическом и прозаическом творчестве, которое само по себе уникально, выявляется тенденция взаимопроникновения различных культур. Произведениям писателя посвящен обширный ряд работ, включающий монографии, диссертации, статьи. Изучены различные грани художественного мира писателя. Однако вне поля зрения литературоведов оказалась мотивная структура романов Поплавского. Между тем мотив является той составляющей литературного произведения, которая позволяет проследить связь между литературной традицией и творчеством отдельного автора. Исследование мотивов прозы Бориса Поплавского позволит представить не только особенности поэтики его романной дилогии «Аполлон Безобразов» и «Домой с небес», но ее значение и место в литературном процессе ХХ в.

На рубеже ХХ и XXI вв. в отечественном литературоведении понятию «мотив» вновь уделяется особое внимание. Связано это с тем, что одной из характерных тенденций в современной науке является исследование мотивов в конкретных произведениях и литературном процессе ХХ в. в целом. В современном литературоведении мотив понимается, с одной стороны, как элемент повествовательной традиции, с другой – как часть фабулы конкретного произведения.

Сказанным выше обусловлена актуальность исследования.

Объект настоящего диссертационного исследования –романы Бориса Поплавского, рассматриваемые в единстве мотивной структуры.

Предметом исследования является мотивная структура дилогии Бориса Поплавского «Аполлон Безобразов» и «Домой с небес».

Материалом послужили произведения художественной прозы Бориса Поплавского «Аполлон Безобразов» и «Домой с небес», дневники, письма писателя, а также воспоминания современников о нем.

Цель работы состоит в том, чтобы выявить особенности мотивной структуры романов Бориса Поплавского в ее идейно-художественной целостности и литературно-философском контексте.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Рассмотреть автобиографические мотивы в дилогии Б. Поплавского.

2. Исследовать генезис и художественный смысл основных мотивов в прозе Б. Поплавского.

3. Выявить принципы организации мотивной структуры дилогии Б. Поплавского.

4. Охарактеризовать основные мотивные пары, определив их роль и место в художественной структуре дилогии.

Методология исследования определена комплексом литературоведческих и культурологических подходов к явлениям художественной литературы.

Теоретико-методологическую основу работы составляют:

– теоретические труды, посвященные становлению и развитию понятий «мотив» и «мотивная структура» в современном литературоведении (М.М. Бахтин, А.Л. Бем, А.Н. Веселовский, В.Е. Ветловская, Б.М. Гаспаров, А.К. Жолковский, Г.В. Краснов, Ю.М. Лотман, В.Я. Пропп, И.В. Силантьев, А.П. Скафтымов, Н.Д. Тамарченко, В.Б. Томашевский, В.И. Тюпа, О.М. Фрейденберг, Б.Н. Шкловский и др.);

– российские и зарубежные научные исследования, посвященные литературе русского зарубежья (В.В. Агеносов, Ю.А. Азаров, Н.А. Богомолов, В. Вейдле, А.М. Зверев, И.М. Каспэ, В. Костиков, Ю.В. Матвеева, Ж. Нива, Г. Струве, А.И. Чагин и др.);

– работы, связанные с рассмотрением особенностей художественного творчества Б.Ю. Поплавского (К.Ю. Аликин, Н.В. Андреева, М.Ю. Галкина, Н.Ю. Грякалова, О.С. Кочеткова, О.В. Латышко, Е. Менегальдо, Е.И. Разинькова, С. Семенова, Л.В. Сыроватко, Д.В. Токарев и др.).

Цель и конкретные задачи обусловили выбор методов, адекватных предмету исследования. Основные методы исследования: сравнительно-сопоставительный, культурно-исторический, биографический, метод мотивного и метод структурного анализа.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые исследуются генезис и художественный смысл основных мотивов романной дилогии Б. Поплавского «Аполлон Безобразов» и «Домой с небес», место и роль в них автобиографического начала, впервые рассмотрена целостная мотивная структура дилогии.

Теоретическая значимость диссертации состоит в дальнейшей разработке теории художественного мотива, углублении принципов анализа моделей мотивной структуры в эпическом произведении, в дальнейшем изучении категории автобиографизма в художественном тексте.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы при разработке вузовского курса «История русской литературы», спецкурсов по литературе русского зарубежья и творчеству Поплавского, элективных курсов для средних школ и классов гуманитарного профиля, а также в ходе подготовки комментариев к научному изданию произведений писателя.

Положения, выносимые на защиту:

1. Автобиографизм определяет единство и целостность мотивной структуры прозы Бориса Поплавского. Самоопределение автора обусловливает самоопределение героев дилогии, что объясняет присутствие в романах элементов автобиографии и дневника.

2. Своеобразие мотивной структуры прозы Бориса Поплавского обусловлено синтезом традиций русской классической литературы и литературы модернизма. Сопоставление двух контекстных планов доказывает, что в творческой манере писателя синтезируются русская и европейская традиции.

3. Дилогия Поплавского представляет собой единство мотивов, образующих специфическую структуру, характеризующуюся симметричностью и целостностью, имеющую связи как по вертикали (структура текста), так и горизонтали (структура сюжета).

4. В дилогии Поплавского «Аполлон Безобразов» и «Домой с небес» можно выделить устойчивые мотивные пары («эмиграция – родина», «одиночество – Бытие-с-Другим», «неподвижность – творение», «небо – земля», «сон – пробуждение»), которые, взаимодействуя между собой на разных уровнях текста, формируют его мотивную структуру.

Апробация результатов исследования: основные положения и результаты диссертационной работы были представлены на научных конференциях аспирантов и соискателей факультета филологии и журналистики ЮФУ (Ростов-на-Дону, 2007–2010), Международной конференции «Литература в диалоге культур» (Ростов-на-Дону, 2008–2009), а также на научной конференции в Донецком государственном университете (Украина, 2008).

Основные положения диссертации отражены в 10 публикациях, в том числе 3 публикации – в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России.

Структура работы определяется теми задачами, которые решаются в ходе исследования. Работа состоит из двух глав, введения, заключения и списка литературы из 296 наименований.

Похожие диссертации на Мотивная структура дилогии Бориса Поплавского "Аполлон Безобразов" и "Домой с небес"