Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Н. В. Гоголь в творческом сознании М. А. Булгакова Васильева Марина Геннадьевна

Н. В. Гоголь в творческом сознании М. А. Булгакова
<
Н. В. Гоголь в творческом сознании М. А. Булгакова Н. В. Гоголь в творческом сознании М. А. Булгакова Н. В. Гоголь в творческом сознании М. А. Булгакова Н. В. Гоголь в творческом сознании М. А. Булгакова Н. В. Гоголь в творческом сознании М. А. Булгакова Н. В. Гоголь в творческом сознании М. А. Булгакова Н. В. Гоголь в творческом сознании М. А. Булгакова Н. В. Гоголь в творческом сознании М. А. Булгакова Н. В. Гоголь в творческом сознании М. А. Булгакова
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Васильева Марина Геннадьевна. Н. В. Гоголь в творческом сознании М. А. Булгакова : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 Томск, 2005 228 с. РГБ ОД, 61:06-10/423

Содержание к диссертации

Введение 3
Глава 1 Особенности рецепции гоголевских текстов в прозе М.Булгакова 15

  1. Восприятие М.Булгаковым личности и творчества Н.Гоголя 15

  2. Интерпретация гоголевских образов в ранних произведениях М.Булгакова 20

  3. Мотивы, образы Гоголя в рассказах и повестях Булгакова 32

  4. Приемы гоголевской поэтики в романе «Белая гвардия» 45

  5. «Мертвые души» Гоголя и Булгакова 51

  6. Жанр записок в творчестве Гоголя и Булгакова 57

  7. Герои-творцы в художественном мире Гоголя и Булгакова 62

  8. Традиции Гоголя в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» 68

  9. Трагизм в художественной философии Гоголя и Булгакова 82

Глава 2 Типология комедийного мирообраза Гоголя и Булгакова 86

  1. Феномен «Миражная интрига» 89

  2. «Общая ситуация» в комедиях Гоголя и Булгакова 99

  3. Комедийные характеры 103 2.3.1 Хлестаков и Аметистов - самозванство или искусство перевоплощения 112

  4. Немые сцены 133

  5. Философия смеха 135

Глава 3 Н.В. Гоголь и М.А. Булгаков: к проблеме драматургической

традиции 147

  1. Природа драматургического мышления Гоголя и Булгакова 147

  2. Принципы построения драматического действия и конфликта 149

  3. Драматический диалог 159

  4. Форма выявления авторской речи в драме 180

  5. Пространственно-временная организация драматического произведения 193 Заключение 208 Список литературы 214

Введение к работе

Гоголеведение как отдельное направление литературоведения в начале XXI века претерпевает закономерную эволюцию. Актуализируются новые аспекты гоголевского текста, что побуждает исследователей обращаться к таким проблемам, как «Гоголь и мировая литература», «Гоголь и философская мысль», «Гоголь и русская литература XX века». Данная диссертационная работа находится в русле одной из названных проблем. Ее цель - исследовать влияние гоголевской традиции на творчество одного из виднейших писателей XX века.

Актуальность темы обусловлена интересом сегодняшнего литературоведения к проблеме диалога культур XIX и XX веков, к вопросам рецептивной эстетики и поэтики. В этом отношении творчество М.А.Булгакова репрезентативно, так как отличительная особенность его поэтики - тесная философско-эстетическая связь с классиками русской литературы XIX века (А.С.Пушкиным, Н.В.Гоголем, М.Е. Салтыковым-Щедриным, А.П.Чеховым и др.). Вместе с тем современная культурная ситуация постмодернизма проявляет природу диалогических (либо полемических) отношений с прошлым культурно-историческим опытом. Диалог Гоголя и Булгакова в большом контексте времени - это широкий круг вопросов, связанных с природой различных форм фантастики и философией русского абсурдизма, с историософскими и этико-религиозными проблемами, с судьбой отдельных прозаических форм и типологией комедийного мирообраза. Рассмотрение этого диалога как динамичной творческой системы - в центре предлагаемого исследования.

В настоящем исследовании основное внимание посвящено разработке проблемы именно гоголевской традиции применительно к творчеству Булгакова. Если проследить историю изучения данного вопроса, то получится следующая картина. Первыми о наличии творческой связи Гоголь - Булгаков заговорили биографы Булгакова - М.О. Чудакова, П.С. Попов, В.Г. Боборыкин,

В.В. Петелин, В.Я. Лакшин, Б.В. Соколов* - которые, ссылаясь на свидетельства родственников, друзей и близких писателя, а также его собственные письма и воспоминания, называли Гоголя любимым автором Булгакова, его «учителем». Далее следует назвать исследования, посвященные проблеме влияния гоголевской литературной традиции на творческую судьбу Булгакова, которые можно условно разделить на две группы.

К первой относятся работы, где изучались отдельные произведения Булгакова с целью установления интертекстуальной связи с классиками русской и зарубежной литературы, и в частности с Гоголем*'". Большинство работ данной группы посвящены последнему роману Булгакова «Мастер и Маргарита», меньше роману «Белая гвардия» и повестям сборника «Дьяволиада», еще меньше драматургии, «Театральному роману», и практически нет исследований публицистики и ранних рассказов. Так о гоголевском источнике в «Мастере и Маргарите» убедительно сказано Л.Я. Галинской, доказавшей, что одним из прототипов Мастера можно считать самого Гоголя [125, с.60-68]; а также И.Л. Альми, считающим, что «Гоголь-сатирик сказывается у позднего Булгакова» в «манере выражаться», а «Гоголь-романтик является источником реминисценций, лежащих на пути к глубинной сути романа» [121, с.413].

В этой группе следует назвать работу Т.С. Фроловой «Повести М.А. Булгакова («Дьяволиада», «Роковые яйца») и гоголевская литературная традиция», где отмечается поступательное движение процесса освоения традиции писателя XIX века: от вновь актуальной темы «преодоления среды» к поэтике Гоголя - воссозданию гротеска, соединения фантастики и реальности, возрождения критического пафоса, а таюке заимствованию гоголевского конфликта в качестве жанровой основы сатирических повестей.

* Работы: Чудакова МО. Булгаков и Гоголь // Русская речь. 1979. - №2. - С.38-48. № 3. - С.55-59; Соколов Б.В. Три жизни Михаила Булгакова - М., 1999; Боборыкин ВТ. Михаил Булгаков. - М.: Просвещение, 1991. -206с; Лакшин В. Мир Михаила Булгакова // В кн.: Антология сатиры и юмора России XX века Михаил Булгаков. Том 10. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - С. 8-25.; Попов ПС. Биография М.А.Булгакова 1940 г. // В кн.: Булгаков М.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т.10. Письма Дневники. - М.: Голос, 2000. - С. 597-606; Петелин В. О «Письмах» М.Булгакова и о нем самом // В кн.: Булгаков М.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т.10. Письма Дневники. -М.: Голос, 2000. - С. 545.

" Пр. сборник: Литературные традиции в поэтике Михаила Булгакова. - Куйбышев, 1990. - 161 с.

Исследователем отмечается, что отражение Булгаковым «традиционных» явлений действительности, дополняется субъективным отношением Булгакова к Гоголю», а в качестве объективной причины названа историко-литературная ситуация, которая «актуализировала именно эту преемственную связь, и в булгаковских повестях современная проблематика потребовала обращения именно к Гоголю, возрождения и исторического, жанрового переосмысления гоголевского конфликта и характера» [134, с.39-40]. М.О. Чудакова также отмечала, что в «Дьяволиаде» Булгаков продолжает традицию, идущую «от Гоголя, Одоевского, Вельтмана, возрождая эту традицию на новом актуальном материале», а В. Лакшин, говоря о художественном своеобразии повести, указывает на «единый корень» фантастики и сатиры Гоголя и Булгакова*.

Среди последних современных работ данной группы следует назвать исследование О.А. Долматовой «Драматургия М.А.Булгакова: формы и взаимодействия с русской литературной традицией», где наряду с чеховской и пушкинской названа гоголевская драматургическая традиция, сделан вывод о том, что в основе интереса Булгакова к данным писателям «лежит своеобразное духовное родство, близость мировоззрения и мироощущения», а следствием данного интереса стало «сблгокение художественных миров в их онтологической или психологической доминанте», а также переосмысление и использование «в собственном творчестве художественных достижений предшественников» [127, с. 16].

Во второй выделенной группе работ по проблеме «Гоголь - Булгаков» внимание уделяется изучению конкретных элементов поэтики, имеющих место в творчестве обоих писателей (образы, мотивы, приемы и т.д.). Так исследуя метатекст Булгакова с целью мотивно соединить все произведения писателя воедино, О. С. Бердяева находит, что от текста к тексту Булгаков эволюционирует «от романа «толстовского» типа к повестям «гоголевской» тональности», что проявлялось и в изменении характера образов персонажей и типе конфликта, который все более становился сатирическим [75, с.28].

* Чудакова М.О. Архив М.А.Булгакова: Материалы для творческой биографии писателя // В кн.: Записки отдела рукописей (Гос. б-ка им. В.И.Лешша). Вып. 37. - М, 1976. - С.40-41; Лакшин В. Уроки Булгакова//Памир. -1972. - №4. - С. 60.

В работе Л.Б. Менглиновой «Гротеск в русской советской прозе 20-х гг.» предпринят сопоставительный анализ реалистического гротеска Гоголя и Булгакова в «Дяволиаде», «Роковых яйцах» и повести «Нос», приведший к заключению, что Булгаков «делает гротеск важным средством исследования повседневной действительности», а обращение к гоголевской традиции в данном случае является закономерным [193, с. 133].

Ю.В. Кондакова посвятила свою работу поэтике и онтологии имени в творчестве Гоголя и Булгакова и в результате пришла к следующим выводам. Первое, отмечает исследователь - «художественные миры Гоголя и Булгакова имеют множество точек пересечения на стилевом уровне, хотя существенно разнятся на уровне философском». Второе, «Булгаков не только воспринял основные принципы гоголевского ономастикона, но и продолжил многие идеи, заложенные в сочинениях Гоголя». И третье, сопоставление имятворчества показало, что «хотя в произведениях Булгакова практически не встречаются сакронимы, которые составляют «положительный полюс» гоголевской антропонимической системы, но эволюция булгаковского творчества во многом связана с включением в ономастикой Булгакова имени-символа «Мастер» [132, с.26-27].

Далее в этой же группе работ следует назвать материалы исследований М. Бемиг, посвященные одному образу персонажа в творчестве Булгакова -Полиграфу Полиграфовичу Шарикову («Собачье сердце»). Сопоставляя повесть Булгакова с произведениями Гофмана, Сервантеса и Гоголя, М. Бемиг находит следующие параллели между «Собачьим сердцем» и «Записками сумасшедшего»: «собачья тематика» (Шариков - Меджи и Фидель), госпитальный фон событий («домашняя» операционная профессора Преображенского - сумасшедший дом, в котором оказывается Поприщин), мотив трансформации собаки в человека, который у двух писателей приобретает «символико-метафорический и буквальный характер» [123, с.316].

Отдельно следует сказать о работах А.С. Янушкевича, в которых анализируется влияния Гоголя на русскую культуру 20-30-х годов XX века, в частности на творчество М. Булгакова, Е. Замятина, В. Каверина, Л. Лунца, М. Зощенко, Д. Хармса и др. Исследуя жанровые эксперименты и стилевые поиски

послереволюционной эпохи, А.С. Янушкевич определяет перспективы нового прочтения гоголевского текста и выявляет актуальные аспекты поэтики Гоголя, которые стали источником нового «жанрового стиля» и философским фундаментом художественной антропологии данной эпохи*. Основные наблюдения ученого касаются того, что «...фантасмагорические синтезы Гоголя... становились «формой времени» для прозы 1920-1930-х гг. ...они были тем жанровым стилем, в пределах которого шли интенсивные и разнообразные поиски новой русской прозы», причем писатели, как отмечает А.С. Янушкевич, не ограничивались простой рецепцией «путем стилизации или реминисцентности», «они воссоздавали «идею» стиля Гоголя как некую художественную целостность и содержательную форму» [140, с.35-36]. Что касается непосредственно Булгакова, то, как считает исследователь, он «открывает традицию синтетического стиля Гоголя, опираясь на поэтику его фантасмагорий», при этом художественная задача писателя - выявить в мире абсурда «моменты прозрения и очищения души», т.е. задача, в свое время стоявшая перед Гоголем [140, с.38-39].

Освещая историю вопроса, мы остановились на исследованиях, на наш взгляд, наиболее значимых, сознательно опуская те из них, где творческая связь «Гоголь-Булгаков» оценивается либо негативно, либо как непродуктивная (например, работа Л.Ф. Ершова, считающего, что Булгаков «механически переносил принципы гоголевской сатиры и гоголевского видения жизни в свои рассказы и повести с целью создания пасквиля на порядки в современной России»'"'1').

Несмотря на значительное количество исследований по проблеме «Гоголь - Булгаков», на наш взгляд, она остается неисчерпанной, так как в имеющихся работах присутствуют лишь выводы о наличии преемственности, установленные на основе текстовых аналогий, повторяющихся мотивов,

Янушкевич А.С. «Записки сумасшедшего» Н.В.Гоголя в контексте русской литературы 1920-1930-х гг. // Поэтика русской литературы: к 70-летию проф. Ю.В.Манна: Сб.ст. - М.: Российский гос. гум. ун-т, 2001. -С.193-211; .Янушкевич А.С. Повесть Н.В.Гоголя «Нос» в контексте русской культуры 1920-1930-х гг. // Литературоведение и журналистика: Межвуз.сб.науч.тр. - Саратов, 2000. - С.66-79.; Янушкевич А.С. Традиция жанрового стиля Н.В.Гоголя в русской прозе 1920-1930-х гг. // XX век: Литература. Стиль / Отв. Ред. Л.П.Быков. - Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1999. - Вып. IV. - С.34-48. ** См.: Ершов Л. Советская сатирическая проза. - М. - Л., 1966.-С.96.

приёмов. При этом причинно-следственные связи данного влияния, этимология и глубина творческой связи не выявлены, нет ответов на вопросы: почему булгаковские произведения так открыто ориентированы на Гоголя, какие художественные цели преследовал Булгаков, используя элементы гоголевской поэтики, каково значение полученного в результате художественного эффекта.

Кроме того, в теоретическом плане понятие «традиция», с которым непосредственно связана названная тема, остается мало разработанным, открытым для расширенных научных определений, вместе с такими дополнительными аспектами данного понятия как «рецепция», «интерпретация», «художественный диалог».

Поэтому в настоящей работе предпринята попытка обобщить, систематизировать и дополнить уже имеющиеся наблюдения, связанные с понятием традиции, как отдельной научной проблемы, а также проиллюстрировать полученные данные на примере гоголевской идейно-художественной традиции в творчестве Булгакова.

Тема исследования «Н.В.Гоголь в творческом сознании М.А.Булгакова» требует терминологического уточнения. Под «творческим сознанием» художника мы будем понимать феномен, который непосредственно выражается в художественно-творческом процессе, объективируется в самом художественном произведении и находится в сложных опосредованных отношениях с теми ощущениями, представлениями, переживаниями, которые характеризуют художника как «человека», как эмпирическую личность. Нами будет учитываться двойственность творческого сознания, проявляющаяся в фиксировании, с одной стороны, чувственности, конкретности мира, с другой стороны — его обобщенных универсальных признаков. При этом указанная двойственность является результатом не механического отражения реальностей обыденного и теоретического сознания, а следствием внутренних, имманентных самому творческому сознанию законов, благодаря которым оно продуцирует духовную информацию, включающую элементы как обыденного, так и теоретического сознания. Под творческим сознанием мы будем понимать также способность художника к содержательной интерпретации (логической и

интуитивной) художественных идей, получаемых в результате взаимодействия собственного и чужого предшествующего опыта («со-знание»).

Объектом диссертационного исследования стала вся совокупность художественного и документального наследия Гоголя и Булгакова, предметом - традиционные для обоих писателей элементы художественного стиля.

Целью настоящей работы является изучение и характеристика видов и форм присутствия гоголевской поэтической традиции в художественном мире Булгакова.

Достижение поставленной нами цели требует решения следующих задач:

- дать определение ключевым понятиям, как-то: традиция, рецепция,
интерпретация, диалог;

- установить своеобразие художественного мышления писателей;

- проанализировать причины появления преемственных связей в
творчестве Булгакова;

провести диахронический анализ единого текста Булгакова, позволяющий проследить эволюцию рецепции творчества Гоголя;

- выявить своеобразие художественных индивидуальностей Гоголя и
Булгакова;

- установить результат художественного взаимодействия поэтических
систем Гоголя и Булгакова.

Гипотеза, выдвигаемая в работе: причина появления гоголевской традиции в творчестве Булгакова кроется в осознанном выборе Гоголя в качестве креативного образца, учителя, на основе рефлексивно переживаемой Булгаковым общности художественного мышления. Ядро этой общности составляет конкретно драматургическое мышление, уникальность которого - в оценочной позиции писателя по отношению к объективным явлениям мира, отличающей драматурга от писателя-лирика, который, согласно Гегелю, выражает в произведении себя, свое чувствование мира, и писателя-прозаика, передающего «впечатления объективного мира».

Научная новизна работы определяется, во-первых, целенаправленной попыткой впервые системно проанализировать особенности восприятия

Булгаковым Гоголя-человека и Гоголя-творца и найти последствия гоголевского влияния в творчестве Булгакова (от ранних рассказов до зрелых прозаических, драматических произведений), и, во-вторых, своеобразным методологическим экспериментом, состоящим в использовании большинства известных в литературоведении методов исследования для всестороннего изучения названной проблемы на всех уровнях системы «художественная литература». При этом доминирующими, исходя из темы работы, будут методы компаративистики, литературной герменевтики, интертекстуального анализа.

Методологическую и теоретическую основу работы составляют труды М.М.Бахтина, Ю.М.Лотмана, А.Н.Веселовского, В.М.Жирмунского, В.Я.Проппа, Л.С.Выготского, В.В.Савельевой, Г.И.Богина и др., а также фундаментальные исследования, посвященные творчеству Гоголя и Булгакова.

Структура работы. Раскрытие заявленной темы осуществляется в следующей последовательности: