Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Мифопоэтическая организация трилогии А. и Б. Стругацких «Обитаемый остров», «Жук в муравейнике», «Волны гасят ветер» Надёжкина Татьяна Олеговна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Надёжкина Татьяна Олеговна. Мифопоэтическая организация трилогии А. и Б. Стругацких «Обитаемый остров», «Жук в муравейнике», «Волны гасят ветер»: автореферат дис. ... кандидата филологических наук: 10.01.01 / Надёжкина Татьяна Олеговна;[Место защиты: Дальневосточном государственном университете].- Владивосток, 2008.- 24 с.

Введение к работе

Творчество А. и Б. Стругацких принадлежит к числу значительных явлений русской литературы ХХ века. Они являются авторами нескольких десятков рассказов, повестей, романов, киносценариев, публицистических работ. Их произведения переведены на многие языки. Творчество писателей оказало и продолжает оказывать значительное влияние на русскую культуру.

Однако, несмотря на наличие отдельных исследований в области стругацковедения (М. Амусин, Э. Бардасова, И. Хауэлл, С. Поттс, В. Кайтох и др.), в целом до настоящего времени творчество писателей изучено явно недостаточно, фрагментарно. Объектом интереса литературоведов преимущественно были отдельные социальные или художественные аспекты произведений Стругацких, такие как периодизация творчества, сатирический аспект, литературные аллюзии, своеобразие языковых средств и некоторые другие. В настоящее время назрела необходимость обратиться от анализа отдельных аспектов к целостному исследованию произведений писателей, а также взаимосвязи мировоззренческих основ, поэтики и художественного метода творчества братьев Стругацких. Учитывая генетическую связь научной фантастики с мифологией, подобное исследование может обеспечить мифопоэтический подход к анализу произведений, к которому до сих пор исследователи творчества Стругацких практически не прибегали.

Значительным явлением в творчестве Стругацких стала трилогия, создававшаяся авторами с 1967 по 1984 гг.: «Обитаемый остров» (1967), «Жук в муравейнике» (1979), «Волны гасят ветер» (1984). С нашей точки зрения, эти написанные со значительным временным разбросом и большинством исследователей относящиеся к разным периодам творчества Стругацких произведения наиболее концентрированно, полно и разносторонне сосредоточили в себе суть авторского мировоззрения и основные этапы его развития. Таким образом, рассмотрев трилогию как единое произведение, мы можем представить достаточно полную и систематизированную картину взглядов и творческих установок писателей, а также представление об их художественном методе и его эволюции.

Это определяет объект нашего исследования. Им является трилогия А. и Б. Стругацких «Обитаемый остров» (1967), «Жук в муравейнике» (1979), «Волны гасят ветер» (1984).

Предметом исследования является мифопоэтическая организация указанного произведения.

Важно отметить отличие композиции произведения от ее организации. Если композиция – это общее строение произведения, учитывающее соотнесенность всех его частей и деталей, то организованность текста означает его сегментированность: сжатие, уплотнение знакового материала в знаковые комплексы и конструктивное размежевание таких комплексов. В исследуемом произведении мы выделили четыре таких комплекса: мифопоэтические модели мира каждой из частей трилогии, мифопоэтический подтекст, структура образов центральных персонажей и хронотоп произведения.

Материалом для исследования послужили произведения, входящие в «Полуденный» цикл: «Возвращение. Полдень. ХХII век» (1960), «Попытка к бегству» (1962), «Далекая Радуга» (1962), «Трудно быть богом» (1963), «Малыш» (1970), а также повести «Страна багровых туч» (1957), «Путь на Амальтею» (1959), «Стажеры» (1961), «Улитка на склоне» (1965), «Пикник на обочине» (1971) и написанный по его мотивам киносценарий «Сталкер» (1975), «За миллиард лет до конца света» (1974), «Град обреченный» (1974), «Хромая судьба» и «Гадкие лебеди» (1982), «Отягощенные злом» (1988), кроме того, публицистические работы разных лет.

Цель работы: доказать, что мифопоэтические принципы, приёмы и установки являются основными формообразующими и структурообразующими факторами трилогии Стругацких «Обитаемый остров», «Жук в муравейнике», «Волны гасят ветер», которые организуют художественный материал в мировоззренчески целостную и концептуальную картину.

В их числе мы особо выделяем важный для нашего исследования мифопоэтический принцип бинарных оппозиций, такие характерные мифопоэтические приёмы, как изоморфизм частного и общего, а также пространства и времени, параллелизмы и повторы, многозначность и метафоризм, установку на цикличность происходящего, полифоничность и релятивизм, ряд типичных мифопоэтических мотивов и образов. Именно это в совокупности позволяет говорить о мифопоэтической основе формообразующих литературных конструкций как факторе внешней организации произведения и о подобной же основе его структуры, то есть внутреннего строения.

Цель работы диктует следующие задачи:

выявив мифопоэтическую модель мира каждой из частей трилогии, определить основной принцип ее построения и тенденции в ее изменении;

– определить основные средства формирования мифопоэтического подтекста;

– определить принцип построения структуры центральных образов трилогии и их роль в мифопоэтической организации произведения;

определить особенности хронотопа трилогии и его роль в мифопоэтической организации произведения.

Эти задачи определяют формулировки

Положений, выносимых на защиту:

1. В своей трилогии Стругацкие создают три мифопоэтические модели мира, построенные по принципу бинарных оппозиций и воплощающие наиболее типичные черты общественной атмосферы России периодов 1960-х, 1970-х и 1980-х гг.

2. Значение мифа приобретается исследуемым произведением благодаря мощному мифопоэтическому подтексту, в котором классические толкования символов соединяются с наращиванием новых смыслов на архетипическую решетку, образуя ряд авторских мифологем.

3. Литературные аллюзии произведения, прочитанные в мифопоэтическом аспекте, организуют встраивание произведения Стругацких в контекст мировой литературы, усиливая впечатление многозначности и разноплановости текста.

4. Структура наиболее значимых персонажей трилогии организована в соответствии с подобной же структурой генетически близких им мифологических персонажей, что позволяет показать как неизменность вечных истин, так и особенности отношения к ним в современном авторам мире.

5. Мифопоэтические особенности хронотопа организуют сюжетно разрозненные части трилогии в концептуально единое произведение.

Процесс работы осуществлялся при общем мифопоэтическом подходе, его составляющими являлись такие методы, как сравнительный, структурно- типологический, историко-литературный, лексико-семантический, а также комплексный.

Методологической базой диссертационной работы служат фундаментальные труды зарубежных и отечественных исследователей в области мифопоэтического – Е.М. Мелетинского, Ю.М. Лотмана, С.С. Аверинцева, В.Н. Топорова, А.В. Лосева, М.М. Бахтина, К. Леви-Строса, Р. Барта. Н. Фрая, Д. Фрезера, С.А. Токарева; а также работы по исторической поэтике А.Н. Веселовского и Ф. Буслаева.

О том, что научно-фантастическая литература – «миф» современного мира, упоминалось неоднократно. Однако работ, связанных с практическим анализом мифопоэтического аспекта конкретных научно-фантастических произведений очень мало, в немногочисленных публикациях рассматриваются лишь некоторые смежные области исследований, например, связь научной фантастики с волшебной сказкой или исследование поэтики в фантастической литературе ХIХ века. Нет и исследований подобного рода, посвященных творчеству Стругацких.

Это определяет актуальность нашей работы: рассмотреть мифопоэтическую организацию научно-фантастического произведения и посредством этого определить взаимосвязь мировоззренческих основ, поэтики и художественного метода, а также их эволюции в творчестве его автора, в данном случае – братьев Стругацких.

Научная новизна нашей работы заключается в следующем: мы впервые рассматриваем трилогию о Максиме Каммерере как целостное произведение, а также применяем мифопоэтический подход к анализу конкретного научно-фантастического произведения. Новыми в нашей работе являются и разработанные нами подходы к анализу неомифологических произведений, такие, как выстраивание модели мира исследуемого произведения согласно мифопоэтическому принципу бинарных оппозиций, мифопоэтический аспект структуры образов героев, рассмотрение хронотопа трилогии в мифопоэтическом ракурсе.

Практическая значимость работы. Материалы диссертации могут использоваться на занятиях по русской литературе ХХ века в вузе и в школе, на спецкурсах и спецсеминарах по творчеству братьев Стругацких. Работа дает представление о мифопоэтическом аспекте творчества писателей, а также уточняет выводы предыдущих исследователей о типах героев Стругацких, литературных аллюзиях в творчестве писателей, использования Стругацкими символических образов, особенностей хронотопа в исследуемой трилогии.

Апробация работы: основные положения диссертации изложены на региональных конференциях «Проблемы учащейся молодежи» (Владивосток, МГУ им. адм. Г.И. Невельского, 2005, 2006, 2007), международных конференциях «Восток – Запад» (Владивосток, ДВГУ, 2007), «Российский Дальний Восток и интеграционные проблемы в АТР» (Владивосток, МГУ им. адм. Г.И. Невельского, 2007); «Россия – Восток – Запад» (Владивосток, ДВГУ, конференция АТАПРЯЛ, 2008), а также отражены в 13 научных публикациях.

Объем и структура диссертации: работа состоит из введения, 4 глав, заключения и списка литературы. Объем основной части работы – 215 страниц. Список литературы насчитывает 193 наименования.

Похожие диссертации на Мифопоэтическая организация трилогии А. и Б. Стругацких «Обитаемый остров», «Жук в муравейнике», «Волны гасят ветер»