Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

"Народная поэтика" пьес А. Н. Островского : "Не так живи, как хочется", "Не в свои сани не садись", "Грех да беда на кого не живет" Иванова Ирина Владимировна

<
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Иванова Ирина Владимировна. "Народная поэтика" пьес А. Н. Островского : "Не так живи, как хочется", "Не в свои сани не садись", "Грех да беда на кого не живет" : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01.- Коломна, 2003.- 149 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-10/1191-3

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Драма А.Н. Островского " Не гак живи, как хочется" и народный театр . 11

Глава 2. Народная поэтика и жанровые вариации пьес А.Н. Островского " Не в свои сани не садись" и " Грех да беда на кого не живет" 47

Глава 3. Проблемы театральной интерпретации пьес А.Н. Островского . 90

Заключение 138

Введение к работе

А.Н. Островский — основатель русского национального театра. В своем известном труде " О Причинах упадка драматического театра в Москве", драматург не стесняясь подчеркивал, что он " создал целый русский театр" . ІЇ.А. Гончаров , признавая заслуги Островского в истории русского театра , писал ему :" Для искусства Вы совершили все, что подобало совершить великому таланту. Дальше , кажется , идти нельзя и некуда! Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские можем с гордостью сказать:" У нас есть свой русский национальный театр". И он , по справедливости, должен называться " Театр Островского" }

О драматургии А. Н. Островского написано значительное количество научных трудов. Большая часть из них исследует его комедии, сцены и драмы как литературные произведения. Но среди их числа есть интересные и значительные работы, рассматривающие и театральную специфику пьес: " Мастер русской драмы" А. Штейна (1973) ;" Драматург на все времена" Е. Холодова ( 1975);" Островский-комедиограф" (1981); "Театр Островского" А. Журавлевой, В. Некрасова (1986) ; " А.Н. Островский . Этапы творчества" И.А. Овчининой (1999).

В последние годы вышли в свет также исследования В. Мнльдона " Открылась бездна...: Образы места и времени в классической русской драме" ( 1992) и Н. Шалимовой " Театральные основы творчества А.Н. Островского" (2001), в которых затрагиваются аспекты театральной интерпретации его произведений.

В монографии " Открылась бездна... "автор анализирует образы места и времени в пьесах А.Н. Островского " Гроза" , " Снегурочка", " Горячее сердце".

Для театра понятия места и времени и их взаимоотношения -основополагающие, поэтому для театральной практики имеют большое значение, так как " основная пространственная дилемма ... -даль и близь". 3 Интересны наблюдения В. Мильдона и над своеобразием образа Катерины в " Грозе" , хотя, как нам кажется, некоторые из них носят спорный характер, например: " Героиня Островского - выразитель ... воли , какого до нее не было в национальном художественном сознании (оно служит одним из верных средств понять особенности национальной истории), выразитель глубоко своеобразного отношения к бытию. Это отношение есть воля как ведущая черта характера ... "4

Шалимова Н. В. в своей работе приходит к выводам, что "в основе театральной поэтики Островского лежит принцип драматизации жизни. Он представляет основную особенность его драматургии: двуединство жизненного и театрального начала," 5 но подобные выводы еще требуют своей конкретизации.

В более ранних исследованиях театральной поэтики пьес Островского, в частности ,в работе Забозлаевой Т. "О театральности пьес А.Н. Островского" (1974) отмечалось: " Пьесы Островского потребовали нового актера, иных, еще неизвестных способов сценического существования." 6 Но автор, проводя параллели с комедиями Гоголя, останавливаясь на стилевой особенности речи, игре актеров и оценке пьес критикой, современной автору, не касается собственно сценических достоинств произведений. Забозлаевой Т. не исследуются н жанровое своеобразие, хотя делаются наблюдения о финалах и " драматизме" комедий.

Исследование Староверовой Т. " Комедия А.Н. Островского 1853 - 1855 г. и ее истоки (фольклор и русская комедиография X VII в.)" (1980) содержит интересный, но противоречивый вывод о том, что в пьесах " обрядность древнейшая, земледельческая, менее всего связанная с христианством и даже бунтующая против него" ', вывод не учитывающий связь комедии " Не в свои сани не садись" и народной драмы " Не так живи, как хочется".

В центре нашего внимания связь пьес " Не так живи, как хочется" (1854 ), "Не в свои санн не садись" ( 1853) и " Грех да беда на кого не живет" (1863) с народными театральными традициями, сценическая история трех разножанровых пьес и то влияние , которое оказало их воплощение на сцене на развитие профессионального русского театра с середины столетия н по настоящее время.

Дня проведения исследований необходимо прояснить наш взгляд на понятие народности. В теории народность литературы понимается многозначно: степень творческого заимствования и наследования профессиональной литературой образов, поэтики народного поэтического творчества (фольклора), меру глубины и адекватности отражения в художественном произведении облика и миросозерцания народа, а также доступность для народа.

Тем не менее народность не представляет собой какого-то комплекса признаков, которым мы всегда можем измерить данное произведение, чтобы решить народное оно или нет. В свое время Пушкин в заметке " О народности в литературе" писал: С некоторых пор вошло у нас в обыкновение говорить о народности, требовать народности, жаловаться на отсутствие народности, но никто не думал определить , что разумеет он под словом народность".

Н.ІІ. Надеждин размышляя по этому поводу , пришел к выводу: " Под народностью я разумею совокупность всех свойств, наружных н внутренних, физических и духовных, из которых слагается физиономия русского человека, отличающая его от всех прочих людей...Русский человек во всех сословиях, во всех ступенях просвещения и гражданственности имеет свой отличительный характер... русский ум имеет свой особый сгиб, русская воля отличается особой, ей только свойственной упругостью и гибкостью, точно так же как русское лицо имеет свой особый склад, отличается ему только свойственным выражением." 9 Таким образом понятие народное сливается с национальным, что для нас представляется существенным. Современное литературоведение пришло к спорному выводу, что народное -это лучшее в национальном, 10 но литература может свидетельствовать и об обратном.

Используя понятие " народная поэтика" мы имеем в виду национальное своеобразие пьес А.Н. Островского, выразившееся в создании драматургом национальных хараісгеров , в полном и верном описании " обычаев, поверий и чувствований " п, умении попять в народной драме " суть страсти сего народа, ... струны его сердца, ...научиться наречию, понятному народу" .

Еще до написания А.Н. Островским первой его пьесы И. Киреевский кратко, но точно определил народность драматического писателя: это "проводник народного самосознания" 13, что к драматургу-Островскому относится в полной мере.

Цели данной работы:

1. Показать неразрывную связь народной драмы " Не так живи, как хочется" с народным театром , театрализованными представлениями и религиозными праздниками.

  1. Исследовать влияние на комедию " Не в свои сани не садись" как народного театра, так и "театральной практики".

  2. Рассмотреть сюжетные связи " Не в свои санн ire садись" и драмы ". Грех да беда на кого не живет", их жанровые вариации.

  3. Определить новизну пьесы " Грех да беда на кого не живет" как положившей начало новому жанру - русской национальной драмы.

Научная новизна.

В диссертации конкретно рассматривается "практическая" деятельность А.Н. Островского как организатора русского театра в непосредственной связи с его драматургическими текстами, их структурой.

Подробно анализируется сценическая история пьес А.Н. Островского и ее влияние на театральное искусство России.

Новыми являются выявленные факты влияния трех исследуемых пьес драматурга на театральную и газетную, и журнальную практику.

Практическая значимость.

Материалы диссертации могут применяться как основа для спецкурса по истории русской драматургии и русского театра .

Апробация работы.

Основные положения диссертации опубликованы в статьях:

" Жанровое своеобразие комедии А.Н. Островского " Не в свои сани не садись"; " А.Н. Островский и А.А. Потехин"; "От драматического вымысла" к " сценическому исполнению ( Островский и Потехин); "Народная поэтика и жанровые вариации пьес А.Н. Островского ".

По материалам диссертации были сделаны доклады на Третьих Майминскпх чтениях ( Псков ); конференциях "Театр и драма" (Тверь), "Текст-2000: Теория и практика. Междисциплинарные подходы" (Ижевск), межкафедралыюй аспирантской научной конференции (Смоленск), аспирантском семинаре (Коломна).

Структура диссертации.

Работа состоит из трех глав, введения, заключения.

Драма А.Н. Островского " Не гак живи, как хочется" и народный театр

Пьесой " Не так живи, как хочется" заканчивается "москвитянский" период творчества Островского. Ее выход в печати вызвал поток рецензий в журналах разных литературных направлений и пристрастий. Замысел и поэтика народной драмы стали основой для обсуждения и оценки всего периода творчества драматурга, периода увлечения Островского патриархальным бытом, традициями русской старины, песнями, сказками.

Отрицательно оценил " Не так живи, как хочется" рецензент "Отечественных записок":" Это скорее неудачная пародия на драму, диссертация в диалогической форме, и народного в ней ничего нет, потому что как же можно позволить себе черты одного какого-нибудь сословия считать чертами русского народа... Построение драмы совершенно французское" .1

Своеобразную точку зрения высказал Н. А. Добролюбов, увидевший в ней " сатиру на самодурство" % на что последовал ответ Ап. Григорьева : " Для выражения смысла всех этих, изображаемых художником с глубиною и сочувствием , странных, затерявшихся где-то когда-то, жизненных отношений - слово самодурство слишком узко, и имя сатирика, обличителя, писателя отрицательного , весьма мало идет к поэту, который играет пп всех тонах, на всех ладах народной жизни "3.

Критик угадал замысел драматурга:" Новое слово Островского было ни более, ни менее, как народность, слово собственно уже старое, ибо стремление к народности в литературе нашей началось не с

Островского , но действительно новое - потому, что в его деятельности определішось оно точнее, яснее и проще , хотя без сомнения еще не окончательно. "4

Тонкое замечание о замысле драмы содержалось в рецензии Т. Филиппова: "Г. Островский взял в содержание своей драмы происшествие из нашей народной жизни, которым решается вопрос с Русской точки зрения. Дело идет о правах личного чувства и о границах сих прав" 5.

Противоречивые, иногда прямо противоположные мнения о замысле и художественных достоинствах драмы содержали нечто общее: недостатки пьесы —" слабый финал и невыразительность некоторых образов;" и в целом - народная драма " слабее других дотоле писанных произведений г. Островского" 6.

А. Н. Островский писал в статье " Литературная заметка ": " Холоднее других была принята только драма " Не так живи, как хочется". Но укажите нам хоть одного драматического писателя, у которого бы все пьесы имели одинаковый успех" .

Тем не менее " ... непреднамеренным, но бесспорным экспериментом оказалось бытование пьес Островского на сценах самодеятельных народных театров и в театрах для народа второй половины XIX века. Наибольшим успехом у крестьян пользовались как раз" Не так живи, как хочется" и народные комедии Островского, особенно " Бедность не порок" и " Не в свои сани не садись"...8

Попытаемся объяснить противоречие, впрочем, обычное, в оценке критики и публики пьесы " Не так живи, как хочется", исходя из ее поэтики и творческой истории.

Жанр пьесы " Не так живи , как хочется" определен автором как народная драма. Такое определение жанра для Островского не характерно, его пьесы " комедии", " картины", " сцены", " хроники" и "драмы",(иикогда трагедии, несмотря па трагический финал). Народная драма лишь одна , написанная в " москвптянскпн " период, но и после его окончания , в 1859 году при значительной доработке драма " Не так живи, как хочется" сохраняет определение автора " народная" с указанием "содержание взято из народных рассказов ".9

История работы Островского над пьесой позволяет судить о своеобразии авторского замысла. Сохранился неполный черновой автограф пьесы, в котором текст во многом отличен от первоначального. В черновом автографе заголовок пьесы —" Божье крепко, а вражье ленко: масленица".

Исследователь рукописей Островского Н.П. Кашин считает, что черновой автограф отражает две редакции драмы: первая была задумана в пяти актах: " Действие происходит в большом волжском городе: действующие лица: Григорий Ив., купец, Геннадий Потаи., мужик, хор". Согласно этому замыслу драматург успел написать первое явление первого действия и начальную реплику второго явления. Вторая редакция, зафиксированная в том же автографе, дает знакомый нам по окончательному тексту список персонажей. Действие переносится в Москву, сначала в XVI столетие, потом отнесено к концу XVIII века" .

Работу над пьесой " Не так живи, как хочется" драматург продолжал и после ее публикации в " Москвитянине". Для собрания сочинения изд. Кушелева - Безбородко (1858-1859) текст заново готовился, в пьесе были сделаны значительные изменения.

А.Н. Островский несколько раз возвращался к работе иад текстом народной драмы " Не так живи, так хочется": 1854-1855,1859 и в конце шестидесятых годов XIX столетня - время работы композитора А.Н. Серова над оперой " Вражья сила" по ее мотивам.

Но в каждом новом обращении к пьесе драматург настаивал на ее жанровом определении: народная драма в трех деііствпях. Особенно показательно это при работе над либретто оперы А.Н. Серова. Композитор, верно угадав народную поэтику пьесы :" Это отличный сюжет для народной оперы, где кроме действующих лиц... будет еще одно, для драмы невозможное ( для литературной!).Это самая широкая масленица, во всем ее русском разгуле "12, не понял закономерности финала и не принял его.

Народная поэтика и жанровые вариации пьес А.Н. Островского " Не в свои сани не садись" и " Грех да беда на кого не живет"

1. Создавая народную драму " Не так живи, как хочется ", А.Н. Островский попытался привнести в современное ему сценическое искусство опыт традиционного народного театра, но, как уже говорилось выше эксперимент успехом не увенчался.

В народной драме присутствует назидательность, исторически свойственная заповеди ,вынесенной в название и положенной в основу сюжета." Человеку совершенного возраста приятные нравоучения без отягощения памяти в свободное время приносят с пользою удовольствие и приятную забаву ",- писал автор Драмматического словаря. 1 Но таковы были требования к театральному искусству в XVIII столетии.

Возможно драматург принял претензии критики к пьесе, скорее понял причину ее неуспеха на императорской, т.е. профессиональной сцене, во всяком случае А.Н. Островский писал Н. Соловьеву: "Каждое время имеет свои идеалы ,и обязанность каждого честного писателя (во имя вечной правды) разрушать идеалы прошедшего, когда они отжили".

Сценичность пьес вытекает из реалистичности обстоятельств и характеров живых , достоверных , а вовсе не рупоров авторских идей.

Тем не менее именно пьесами из народного быта драматург внес новые начала в российскую театральную жизнь.

Защита патриархальных ценностей в народной драме " Не так живи, как хочется" вызвала противоречивые отзывы, по заслужила почти всеобщее одобрение в двух других произведениях А.Н. Островского: комедии " Не в свои сани не садись"(1853) и драме " Грех да беда на кого не живет"(1863).

" Не в свои сани не садись" стала этапом в истории русского театрального искусства. Ее принципиальное отличие от прочих произведений комедийного жанра определил В. Боткин:"...В пьесе необыкновенно много глубокомыслия и благодушия: растроганность , которую она производит - имеет самый высокий человеческий смысл: она облагораживает сердце. Комическая сторона так удачно соединена с великодушной сущностью" .3

Высокую оценку получила и пьеса "Грех да беда на кого не живет" : "Художественные и сценические достоинства новой драмы Островского не могут подлежать сомнению, а исполнение темы автором можно без преувеличения назвать образцовым и мастерским" .4

Все три пьесы Островского в контексте современного ему сценического искусства можно назвать новаторскими. Народная драма "Не так живи ,как хочется" оказалась связующим звеном между почти независимо друг от друга существовавшими явлениями: народной драмой — народным театром и популярным литературным жанром 40—50-х годов девятнадцатого столетня, т.к. сочетала в себе поэтику народного театра и авторскую идею, положенную в основу конфликта.

Комедия "Не в свои сани не садись" стала практическим выражением взглядов Островского на драматургическое построение. " Интрига есть ложі,, - писал драматург ,- а дело поэта истина. Дело поэта - не в том ,чтобы выдумывать небывалую интригу, а в том, чтобы происшествие ,даже невероятное, объяснить законами жизни" . Из всех "народных комедий" автора только "Не в свои сани не садись" имеет абсолютный финал в духе народного театра, возможно, поэтому Островский использовал сюжет комедии при создании драмы "Грех да беда на кого не живет "— драмы характеров, а не обстоятельств.

Народная драма, комедия и драма - три жанровые вариации на одну тему.

Комедию и драму кроме темы роднит драматический конфликт :в пьесах " Не в своп сани не садись" и в "Грех да беда на кого не живет" автором использована одна сюжетная схема: любовный треугольник с обязательным сословным мезальянсом.

А. Н. Островский и в дальнейшем творчестве будет использовать прием развития такой конфликтной ситуации в разных жанрах, прием, говорящий о новаторстве драматурга, что в критике было расценено как некоторое однообразие.

Мысль о вариативности творчества драматурга возникла еще у Н.А. Добролюбова: "Сюжеты и самые названия иьес его вертятся около семьи, жениха, невесты, богатства и бедности". 6

Эту мысль Добролюбова развил (и сделал совершенно неожиданный из нее вывод) М. Л. Андреев в работе " Метасюжет в театре Островского": "Кажущееся разнообразие художественных форм...основано на эксплуатации одной и той же ,всегда в принципе равной себе жанровой формы...в театре Островского все может быть сопоставлено, (и в пределе уравнено) со всем...Тематика всех пьес Островского строго держится семейно-бытовой сферы... Никакой натяжки тут нет :во всех пьесах Островского эта тематика присутствует и во всех...она на переднем плане. Это единственная постоянная величина, к переменным относится все остальное, как бы оно само по себе ни было важно: характеры действующих лиц, их социальное, имущественное, семейное положение, их взаимные отношения, мотивировки их действий (в том числе существенно причастные к развертыванию любовной коллизии), наличие или отсутствие персонажей сопровождения(прежде всего, родителей или лиц, перенимающих их авторитарные функции, а также различного рода медиаторов, в роли которых могут выступать свахи, слуги, квартирные хозяйки, стряпчие, актеры и пр.), не говоря уж о персонажах фона. При соблюдении этих условий ... можно говорить о всех пьесах Островского как об одной комедии." 7

Прежде всего необходимо отметить, что авторское определение жанра пьес — сцены , драмы , а не только комедии, что весьма существенно ,но, главное, дело не в унификации сюжетных схем, так как не повторяемость сюжетной схемы определяет органическое единство творчества А.Н. Островского, неоднократно писавшего ,что "интрига есть ложь", а поэтика и жанровое своеобразие его произведений, что имеет отношение и к ранним пьесам и их жанровым вариациям. Драматург не эксплуатировал метасюжет, а реформировал современное ему театральное искусство.

Проблемы театральной интерпретации пьес А.Н. Островского

Из всего многообразия русской классической драматургии творчество А.Н. Островского ярче, полнее н многочисленнее представлено на современной российской сцене.

Позволим себе привести сухие статистические данные, говорящие об интересе театра к его комедиям, драмам, хроникам , сценам с момента окончания его творческой деятельности по настоящее время.

" В 1885 году, предпоследнем году жизни драматурга, когда был уже создан весь театр Островского, его пьесы были поставлены в 175 городах России и прошли в общей сложности 1032 раза. В предъюбилейном 1972 году... в театрах страны шли 29 пьес Островского в 186 постановках и прошли 3578 раз." В 1999 году , не связанном ни с какими юбилеями, одновременно были осуществлены 394 постановки. 2

В театральной столице России — Москве интерес к творчеству драматурга тоже стабилен: сезон 1997 /1998 года —7 постановок, 1998/1999 —6 постановок, 1999/2000- 9 постановок. 3

Коме того , отметим Всероссийские фестивали драматургии А.Н. Островского, проводимые в Академическом Малом театре (" Островский в Доме Островского") и в театре его имени в Костроме.

Современный успех классического автора не случаен. А.Н. Островский вошел в историю русского театра не только как "драматург на все времена", но и как театральный деятель заложивший основы современного сценического искусства. В одной из своих работ он писал: "Только при сценическом исполнении драматический вымысел автора получает вполне законченную форму и производит то моральное действие, достижение которого автор поставил себе целью" 4, несмотря на то, что интерес , успех , а следовательно и ценность представления зависит главным образом от представляемой пьесы." э Но вместе с тем драматург прекрасно сознавал, что пока " драматическое искусство как наука не существует" 6, и на это обстоятельство драматургу неоднократно приходилось сетовать:" Пьеса моя поставлена была очень небрежно, репетирована мало; режиссерская постановка рутинная и неумелая, декорации все старые" .7 В этом небольшом отзыве содержится анализ составных " драматического искусства ". Драматург прекрасно представлял в каком направлении развивать эту науку, не случайно он много работал над постановками своих пьес: участвовал в распределении ролей, правильность которого емз казалась очень важной, и о чем он говорил и писал Бурдину, выполнявшему в труппе роль " разводящего " режиссера : " Любезный друг Федор Алексеевич, твое предложение о распределении ролей несколько не сходится с моим, и вот почему: Самойлов ничего не сделает для пьесы, лица не представит, роли не выучит и будет стараться, чтоб его одного только заметно было." 8

А.Н. Островский работал с актерами над их ролями, потому что " драматург может считать себя счастливым лишь тогда, когда его искусство спивается с искусством актеров, давая всю полнот} завершенности его замыслу". 9 Из письма Бурдину:" Вот тебе мой дружеский совет... Оставь ты эту свою сентиментальность, брось бабью раснлываехмость, будь на сцене мужчиной твердым, лучше меньше чувства, а больше резонерства, но твердо. Минин не Дева Орлеанская, т.е. не энтузиаст, он также и не плакса, он резонер в лучшем смысле этого слова, т.е. энергичный ,умнын ,твердый..."10

Важным и очевидным для него было то, что для общей слаженности постановки в театре необходим режиссер "не разводящий", а организующий единое целое. В своих "Соображениях и выводах по поводу мейнингенской труппы драматург особо отметил режиссера и его умение строить мизансцены:" Видно, что режиссер Кронегк - человек образованный и со вкусом, хороша у них группировка на сцене персонала и толпы как в спокойном состоянии, так и движении." п

На российской сцене в то время мизансцены строились по одному принципу— в центре премьер ,илк премьерша ,остальные вокруг.

А.Н. Островский на практике и в теоретический работах боролся за "драматическое искусство как науку", за режиссуру, за оформление и главное труппу, "которая, чтобы разыграть изящное драматическое произведение сообразно его художественному достоинству...должна быть прежде всего слажена ,сплочена, однообразна.. " 12

Напомним, что во времена драматурга артисты в труппе "по значенню делились на "первые сюжеты", "полезности "и"аксессуары ",13 в драматическую труппу зачисляли тех ,кто не подошел в оперную или балетную. Большие сложности в развитии театра возникали из-за того, что "вышедший из лона театра крепостного и придворного, с эрмитажными затеями ,балетами дворовых, пудренными париками и камзолами века Екатерины, императорский театр с трудом и нехотя изживал его традиции".14

При формировании труппы часто отдавалось предпочтение любителям, так А. А. Потехин — начальник репертуарной части императорских театров и заведующий труппой Алсксандринского театра пополнял ими труппу императорских театров, будучи противником профессиональной подготовки актеров.

Как н Островский, Потехпн участвовал в постановках своих пьес, по при этом on стремился сам " сыграть" актерам все роли и добивался от них повторения своего рисунка...

Штакеншнейдер Е.А. записал свои впечатления от первого исполнения в Александринском театре 16 декабря 1855 года драмы Потехина " Чужое добро впрок не идет" : " Я знаго, отчего Самойлов дурно играл; ему, во-первых, было досадно на автора, который сам учил всех акгеров и так вдолбнл в них роли, что Меи , которые сидели в ложе возле нас, все ахали, что каждый актер говорил голосом Потехина".1э

А. А. Потехпн понимал актерскую игру как подражание, а не как искусство. Островский же работал с исполнителями совсем иначе: он разбирал роли с актерами, которые должны были понимать своего персонажа, а не " передразнивать" его. Не случайно заметки и опыт драматурга лягут в основу режиссерской системы К. С. Станиславского.