Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Отражение культа Богородицы в древнерусской литературе : жанрово-стилевой аспект Богатырева, Татьяна Анатольевна

Отражение культа Богородицы в древнерусской литературе : жанрово-стилевой аспект
<
Отражение культа Богородицы в древнерусской литературе : жанрово-стилевой аспект Отражение культа Богородицы в древнерусской литературе : жанрово-стилевой аспект Отражение культа Богородицы в древнерусской литературе : жанрово-стилевой аспект Отражение культа Богородицы в древнерусской литературе : жанрово-стилевой аспект Отражение культа Богородицы в древнерусской литературе : жанрово-стилевой аспект
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Богатырева, Татьяна Анатольевна. Отражение культа Богородицы в древнерусской литературе : жанрово-стилевой аспект : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Богатырева Татьяна Анатольевна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Москва, 2010.- 231 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-10/98

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Своеобразие культа Богородицы в литературных памятниках русских княжеств XI-XV вв 12

1.1. Отражение становления Богородичного культа в литературе Киевской Руси 12

1.2. Особенности культа пресв. Марии в отражении памятников Смоленского княжества 43

1.3. Развитие культа Богородицы в литературе Ростово-Суздальского/ Владимиро-Суздальского/Великого Владимирского княжеств 53

1.4. Следы общерусского почитания пресв. Марии в памятниках Тверского княжества 77

1.5. Противоречивый характер бытования Богородичного культа в литературе Новгородской республики 83

Глава II Отражение государственного характера культа Богоматери в памятниках великого Московского княжества и централизованного государства 102

Заключение 203

Библиография

Особенности культа пресв. Марии в отражении памятников Смоленского княжества

Два фрагмента с упоминаниями Богородицы, связанные с храмами Ее имени, встречаются в похвале князю Владимиру Святославичу, завершающей памятник.

«Добръ послухъ благов врию твоему, о блажениче, святаа церкви Свя-тыа Богородица Мариа, юже създа на правов Брьн Ви основ-Ь, идеже и мужь-ственое твое ТБЛО нынъ- лежит, жида трубы архангельскы» /БЛДР 1, 50/. Церковь Св. Богородицы, первая русская каменная церковь, была построена между 986 и 996 гг. во время княжения Владимира. На поддержание церкви Владимир Святославич выделил десятую часть своих доходов, откуда и ее наиболее известное наименование - Десятинная церковь. Для Илариона эта церковь - символ православной веры, свидетельство равноапостольского подвига князя, крестившего Русь. Для выражения этой мысли использованы односемные понятия: «добро», «благоверие», «блаженный», «святая», «правоверная», «архангельская». Дополняя значение друг друга, они создают смысловую насыщенность текста. Подобный прием часто использовался в "Слове".

От восхваления Владимира Иларион переходит к описанию деятельности Ярослава Мудрого, соратником которого был он сам: «прБдалъ люди твоа и градъ святыи, всеславнии, скорби на помощь христианомъ СВЯТБИ Богоро-дици, ей же и церковь на Великыихъ вратВх създа въ имя первааго Госпо-дьскааго праздника — святааго Благов вщениа, да еже целование архангелъ дасть ДБВИЦИ, будеть и граду сему. Къ оной бо: «Радуйся, обрадованаа! Гос і подь с тобою!», къ граду же: «Радуйся, благоверный граде! Господь с тобою!»»/Б ЛДР 1,50/.

Название построенной Ярославом церкви обыгрывается в тексте обращением к теме Благовещения. Для этого используется измененное приветствие к Богородице «Радуйся, Обрадованная, Господь с Тобою» из обращения к Марии архангела Гавриила, сообщившего Ей о том, что Она станет матерью Мессии (Лк.1,28). На основе этого приветствия были созданы тексты акафистов Благовещению и Успению Пресвятой Богородицы, а позднее тропари и кондаки чудотворным иконам. Использование этого текста на Руси впервые письменно зафиксировано именно в этом фрагменте. По мнению Д.С.Лихачева, Богородица представлена здесь в «близкой народному миропониманию роли заступницы и посредницы, сближающей мир горний и дольний» /Лихачев 1947, 62/. При помощи обращения к марио-логической теме князь характеризуется как истинный христианин.

Таким образом, уже первое сохранившееся оригинальное произведение содержит различные поводы для обращения к личности пресв. Марии: воспоминания о событиях Священной истории и упоминания современных автору событий, в частности, строительство храмов Ее имени.

Ряд мариологических фрагментов содержат дидактические поучения той же эпохи. Три поучения Феодосия Печерского содержат упоминания Богородицы: «Слово о терпении, любви и посте», «Слово утешительное к братии о душевной пользе» и «Поучение келарю». Во всех этих памятниках богородичные фрагменты представлены стилистическими формулами. Три из них используют формулу, содержащую упоминания Бога и пресв. Марии: - в «Слове о терпении, любви и посте» Феодосии обращается к недовольной братии, убеждая их не предаваться унынию и не жалеть об оставленном в миру: «И человеколюбие Божие что насъ лиши?! Не вся ли подасть намъ молитвами святыя Богородица?!» /БЛДР 1,438/; - в «Слове утешительном к братии о душевной пользе» автор убеждает мо нахов в необходимости ежедневного духовного подвига: «токмо вирное око къ Богу простирая и Богородицу съ вышнею молитвою на помощь призывая» /БЛДР 1,442/; - В «Поучении келарю» мариологический фрагмент также в самом конце памятника подводит итог душеполезным наставлениям Феодосия: «Внимай себе, брате, и служб своей, да спасеть тя Господь ото всвх сих молитвами святыя Богородица и всВх святыхъ твоихъ, и нынъ, И присно» /БЛДР 1,444/.

Отметим, что вид рассматриваемой формулы еще не устойчив, повторяемостью отличается лишь словосочетание «молитвами святой Богородицы», что свидетельствует о начале становления богородичных формул, и, следовательно, об отсутствии выработанной традиции их использования в литературе XI в.

Еще одна стилистическая богородичная формула встречается в «Слове утешительном к братии о душевной пользе». Рисуя самоуничижительную картину собственной лености, Феодосии уповает на помощь высших сил: «аще не Господь бы помоглъ МН-Б и Богородица, вмалъ не вселилася бы въ адъ душа моя» /БЛДР 1, 442/. Обращает внимание синтаксическая однородность упоминаний Бога и пресв. Марии, в этом можно видеть предпосылки обособления Ее культа и акцентирования значимости Богородицы в деле спасения души грешника (а именно так характеризует себя Феодосии). Роль спасительницы грешников - один из самых традиционных способов изображения-Богоматери как в католической («прибежище грешников»), так и в православной («взыскание погибших») традициях.

Приведенные примеры свидетельствуют о неустойчивости стилистических трафаретов в XI в., на что указывает некоторая «неотточенность» формул, их органичное употребление в стиле живой разговорной речи. В этих фрагментах Богоматерь упоминается только вместе с именем Бога, занимающим в указанных эпизодах явно доминирующее смысловое положение.

Иную картину представляет произведение, написанное Владимиром Всеволодовичем Мономахом, поучение которого было завершено, вероятнее всего, в И17 г. /Лихачев СККДР а, 101/. Обращаясь к своим детям, Владимир учит их быть трудолюбивыми, скромными, работящими и следовать христианским заповедям. Князь цитирует «Поучение» Василия Великого, известное на Руси. Одна из этих цитат и содержит упоминание Богородицы: «О Владычице Богородице! Отъими отубогаго сердца моего гордость и буесть, да не възношюся суетою мира сего» /БЛДР 1, 458/. Этот эпизод иллюстрирует мысль Мономаха о христианском смирении.

Развитие культа Богородицы в литературе Ростово-Суздальского/ Владимиро-Суздальского/Великого Владимирского княжеств

Наиболее распространенное сообщение о погребении присутствует в Суздальской летописи под 6683 г. в рассказе об убиении Андрея Боголюбского. И был положен князь Андрей «у чюдное и хвалы достойное у святыя Богородици Златоверхое, юже бЪ самъ создалъ», в этом храме тело его нашло покой, и обрел он «домъ истины прибежище всвмъ христьяном» /Сузд. лет., 370/. Развернутость этого фрагмента связана со спецификой вставного произведения. «Повесть об убиении Андрея Боголюбского» композиционно организуется богородичными упоминаниями, поэтому и сообщение о погребении символически обыгрывается.

Третья подгруппа богородичных фрагментов объединяет эпизоды о княжеских свадьбах. В летописи встречаются 6 подобных фрагментов (6683, 6719, 6735, 6738, 6756, 6758 гг.). В этих сообщениях используется глагол «в Ьнчанъ бысть» или «в внчася». Например, под 6735 годом: «и в Ьнчанъ бысть благородный князь Василко с своею княгынею в церкви святыя Богородица Благов Вщенья» /Сузд. лет., 450/. В одном случае из шести упоминается участие в обряде высших церковных иерархов. Этот эпизод присутствует под 6758 годом в сообщении о свадьбе Андрея) Ярославовича: «и в-Внча и митрополитъ в Воло-димери у святое Богородици съ епископомь Кириломъ» /Сузд. лет., 472/.

Богородичные храмы упоминаются в сообщениях о поставлений князей или епископов, в таких фрагментах использованы глаголы «посадиша» (6683 г.), «поставлень бысть» (6735 г.), «введоша» (дважды 6738 г.). Например, под 6683 г. «Ярополка князя посадиша Володимерци с радостью в город Володимери на стол В, въ СВЯТЕЙ Богородиц-в весь порядъ положше» /Сузд. лет., 374/, а его брата Мстислава в Ростове.

Во фрагменте под 6708 г. вышеперечисленные контекстуальные синонимы не использованы. Новгородцы пригласили на княжение сына князя Всеволода Святослава. Во Владимире «и у чюдное святое Богородици с радостью великою и с благословлньемь епископа Иоана иде Святославъ, сынъ Всеволожь, внукъ Юргевъ, княжить Новугороду» /Сузд. лет., 416/.

В вышеприведенных фрагментах дважды используется эпитет «чудная» по отношению к владимирской церкви и дважды эпитет «соборная» о ростовском храме, акцентирующие значение и красоту этих церквей.

Названия богородичных монастырей и церквей встречаются в летописи для именования игуменов и других духовных лиц. Во всех восьми фрагментах (6683, 6722, 6735, 6738, 6738, 6739, 6769, 6745 гг.) встречается только самое традиционное наименование «святыя Богородица», иногда с добавлением дополнительных сведений о церкви: название города или праздника, в честь которого она построена. Например, под 6683 г. в рассказе об убиении Андрея Боголюбского упоминается «Феодулъ же игуменъ святое Богородици Володимерьское» /Сузд. лет., 370/.

В рассказах о городских пожарах встречаются контекстуальные синонимы «погорЪ» (6668 г.), «сгорВ» (6719 г.), «зажегше» (6737 г.). Только в одном случае, под 6701 г. присутствует сообщение о спасении храма от огня: «княжь дворъ Бо-гомь и святое Богородици изотяша дъ\да его и отца его молитвою святою" избавленъ бысть от пожара» /Сузд. лет., 409/.

В погодных записях и воинских повестях место произошедших событий часто обозначается при помощи мариологических фрагментов (6655, 6658, 6711, дважды под 6714, 6726, дважды 6738,.трижды 6745 гг.). Например, в рассказе о разграблении Суздаля под 6745 г. Когда войско вошло в город, епископ. Митрофан, княгини с детьми и множество бояр и простых людей «затворишася в церкви святыя Богородица, и тако огнем безъ милости запалени быша» /Сузд. лет., 463/. Сообщение распространяется перечислением дальнейшего святотатства татар: «Святую Богородицю разграбиша, чюдную икону одраша украшену златом и серебром и каменьемь драгым» /Сузд. лет., 463/.

Два почти идентичных фрагмента летописи (6766 и 6767 гг.) рассказывают о посещении Ростова- князьями и их уважении к Успенскому собору и ростовскому епископу. Приведем эпизод под 6766 г. «привхаша Борись и Гл-вбъ со княги 60 нею в Ростовъ и кланяся СВЯТБИ Богородици и епископу Кирилу и матери своей княгини великой» /Сузд. лет., 475/.

Среди названий храмов и монастырей в летописи под 6747 г. встречается называние города при помощи мариологического указания: «взяша Татарове Мор-довьскую землю и Муром пожгоша и по Клязм-в воеваша и град святыя Богородица Гороховець пожгоша» /Сузд. лет., 470/. Гороховец - город во Владимирской области на реке Клязьме. Он был основан в середине XII века как опорный пункт Ростово-Суздальской земли, защищавший ее с юго-востока. По мнению некоторых исследователей /Тиц 1969, 82/, Гороховец был пожалован Владимирскому Успенскому собору великим князем Андреем Боголюбским и был вотчиной этого собора, поэтому его называли «городом святой Богородицы».

Четыре фрагмента Суздальской летописи (6697, 6715, 6737, 6739 гг.) содержит названия богородичных праздников, во время которых происходили зафиксированные в летописи события. Например, под 6737 г. в рассказе о примирении братьев Юргия, Василька, Всеволода и Владимира, целовавших крест в «канунъ Рожеству святыя Богородица и праздьновавше Рожество святыя Богородица у священаго епископа Митрофана» /Сузд. лет., 452/.

В этих фрагментах встречаются названия различных праздников (Рождество, Введение во храм, Благовещение, Успение), но богородичное наименование использовано одно - «святыя Богородица». Ни один случай не подлежит символическому толкованию.

Следы общерусского почитания пресв. Марии в памятниках Тверского княжества

Соотнесение походов Ивана Грозного и Дмитрия Донского происходит и в следующем мариологическом фрагменте. Иноки Троице-Сергиева монастыря принесли царю, расположившемуся под Казанью, «образ живоначалния Троицы и пресвятыя Богородици со двт ма апостолы — видение Сергиа чюдотворца». /БЛДР 10, 440/. Иван Васильевич, взирая на «Пречистыя образ», обратился с молитвою к пресв. Марии: «О1 пресвятая госпоже Богородице, помогай намъ ныне, грешным рабом твоим, и моли владыку Христа, Бога нашего, да подасть намъ победу на противныя». Потом. Иван помолился Сергию Радонежскому, прося его помогать, как «прадеду нашему на Дону на поганаго.Мамая». После принесения этой иконы, как отмечает автор памятника, «вся благочестивому царю от Господа радость и поб-вда даровашеся» /БЛДР 10, 440/. Упоминание героического предка царя придает походу на Казань символическое значение борьбы за веру и освобождения русских земель от захватчиков.

«Радение за веру» русских князей, борющихся, с Казанским царством, подчеркивают и сообщения о строительстве богородичных храмов. В 1551 г. в пятнадцати верстах от Казани русскими был основан Свияжск. В городе поставили «церковь соборную пречистыя Богородицы честнаго ея Рождества древяну» /БЛДР 10, 340/, шесть монастырей и храм преподобного Сергия Радонежского.

В захваченной Казани царь также начинает строительную деятельность с возведения богородичной церкви: «созда храмъ соборный Благовещение пресвятыя владычицы нашея Богородицы на мЪсте красне» /БЛДР 10,482/.

Названия храмов во имя пресв. Марии встречаются и в рассказе о праздновании победы. Когда царь отправил радостную весть в Москву, князь Георгий и митрополит Макарий пошли в «великую соборную церковь пресвятыя владычицы нашея Богородицы» /БЛДР 10, 486/ отслужить благодарственный молебен.

Успенский собор упоминается и в сцене возвращения царя в Москву. Ивана Васильевича встречал митрополит Макарий, и они вместе пошли в «великую церковь пресвятыя Богородицы» /БЛДР 10, 494/. После молитвы в Успенском соборе царь посетил «церковь пресвятыя Богородицы Благовещения и в той та-коже помолися и молебны п-Ввъ» /БЛДР 10, 496/.

В произведении используются также богородичные стилистические формулы, дважды появляется формула «молитвами». Первый такой фрагмент встречается в рассказе о строительстве Свияжска, которое сопровождалось чудесами и «первое явися начало Божия помощи молитвъ ради пречистая Богородицы и новых ВСЕХ святых чюдотворцев рускихъ» /БЛДР 10, 342/: к русским пришли старейшины горной черемисы и принесли присягу верности.

Комбинация формул «молитвами» и «молити» использована в обращении митрополита Макария к царю: «всемогущий же Богь молитвами пречистая своея матери подасть ти НЫН-Б помощъ и конечное одол-вние на супостаты твоя». Митрополит обещал Ивану Васильевичу «Бога молити и пречистую Богородицу, и ВСБХ святыхъ о твоем богохранимом царстве» /БЛДР 10, 404/.

Стилистическая формула «молити» встречается и в развернутой похвале Ивану Грозному. Днем царь был в постоянных трудах, а ночью объезжал церкви и монастыри, «молящеся къ человеколюбцу Богу и ко пречистой Богородицы» /БЛДР 10, 504/. Царь просил высшие силы о покорении казанцев, и Бог не отверг его молитв - Казанское царство было покорено.

Собираясь в решающий поход на Казань, Иван Васильевич «предает пре-славный град Москву въ Божий руце и пречистой Богородицы» /БЛДР 10, 398/ и оставляет наместником своего брата Георгия., Начиная с XV в. в эпизодах подобной тематики используются мариологические формулы, что свидетельствует о государственном характере культа пресв. Марии.

В рассказе о взятии Казани и пленении царя Алехама встречается воинская формула «поможе»: в решаюшем сражении «поможе Богь и пречистая Богородица московскимъ воеводамъ» /БЛДР 10, 280/, и русские одержали победу.

В «Казанской истории» присутствуют упоминания пресв. Марии в обозначении даты. Первый такой мариологический эпизод встречается! во вставном жанре видения. Один из воинов; близких к царю, увидел во сне святого Николая и велел назначить штурм города в день праздника «пресвятыя Богородицы честнаго ея Покрова» /БЛДР 10, 446/. Сначала воин не поверил видению; решив, что это был обычный сон. Но на следующую ночь святой Николай снова явился этому воину, и он сообщил обо всем царю; Когда наступил «день той суботный, праздникъ же владычици нашея Богородици, честнаго; ея Покрова» /БЛДР 10, 454/, Иван Васильевич повелел отслужить заутреню и пропеть молебны к «Господу нашему Иисусу Христу и кошречистБй-Богородиц-В, и ко ВСБМ святым небеснымъ силамъ и.великим чюдотворцемъ рускимті, и всВмъсвятым»/БЛДР 10,454/.

Тема молитвенных обращений к пресв: Марии продолженав рассказе о победе русских войск. Когда?Казань была взята;и царь въехал в,город, перед ним не-слшхоругви «образу Спасову и того:рождшейпречистей Богородицы, и честному кресту» /БЛДРТ0, 478/. Иван Васильевич сошел с коняш стал благодарить Бога, «зря на образ его, еже на хоругви, и на пречистую Богородицу, и насчестный крестъСпасовъ»/БЛДР 10, 478/.

В «Казанскож истории» при помощи мариологических формул подчеркивается покровительство высших сил московскому царю; Пресв; Мария представлена символом и защитницей православия;.семантика Ее наименований изменяется, последовательно используются мариологические эпитеты лексико-семантических групп «власть», «война». Ориентация автора памятника на «Сказание о Мамаевом побоище» определяет использование мариологических фрагментов в сюжетно традиционных местах произведения. Также в «Казанской истории» мы наблюдаем отражение государственного почитанияшресв; Марии.

Противоречивый характер бытования Богородичного культа в литературе Новгородской республики

Последний мариологический фрагмент повести встречается в описании смерти Федора Ивановича. Когда царь умер, патриарх повелел «благовестити Пречистые Богородицы соборные церкви» /БЛДР 14, 98/.

В рассмотренной «Повести о житии царя Федора Ивановича» подавляющее большинство упоминаний пресв: Марии встречается в эпизодах об установлении патриаршества, о войне с немцами и о походе против крымского царя. Во всех трех рассказах подчеркивается значение московского Успенского собора, который представлен не только как главный «русский храм, но-и как оплот и символ благочестия, место принятия важных для страны решений.

Большое внимание автором уделяется помощи Богородицы в военных действиях. Пресв. Мария последовательно упоминается в описании подготовки к битве, в самом сражении, в рассказе об итогах битвы, для соотнесения побед русских с Ее помощью применяются многочисленные стилистические формулы и распространенные молитвы. Также в произведении использованы мариологические «воинские» наименования «стена нерушима», «непобедимый воевода», «страж крошись». Все это свидетельствует о развитом и широко востребованном «воинском» культе пресв. Марии.

В конце XV - начале XVI вв. оформились как самостоятельный жанр видения /Прокофьев 1964, 42/. В начале XVII в. произведения этого жанра приобретают черты публицистичности и служат отражением общественно-политической обстановки эпохи Смутного времени /Прокофьев 1964,43/.

«Видение некоему мужу духовному» было написано в 1606 г. протопопом Благовещенского собора в Москве Терентием, автором двух посланий Лжедмит-рию.

Некий муж ночью молился «Господу Богу и Спасу нашему Исусу Христу и Пречистой его Матери, Заступнице нашей Богородицы Марии» /БЛДР 14, 196/. После молитвы человек услышал церковный звон, а проходивший мимо окон прохожий отправил его в «святую и апостольскую церковь Божия Матере, че-стнаго и славнаго ея Успения». Когда духовный муж вошел в храм, то увидел Бога на троне, а вокруг ангелов, «Пречистую Богородицу, Надежу нашу и Заступницу» /БЛДР 14, 198/ и Иоанна Предтечу, что напоминает композицию иконы «Предста Царица» /Поселянин 2, 676/.

Пресв. Мария стала молиться Христу, кланяясь Ему: «О Сыну мой, Боже, прийми молитву матере твоея, пощади люди своя, познавшихъ тебе, ис-тиннаго Бога, и мене, матерь твою» /БЛДР 14, 198/. Богоматерь представлена в своей традиционнойфоли «молельницы за всех христиан», по просьбе которой Бог совершает свои милости.

Иисус ответил Своей Матери: «О мати моя вселюбезная, многажды твоих ради молитвъ отвращаю праведный гн-Ввъ свой от нихъ. Но зело стужают ми злобами своими и лукавыми нравы...» /БЛДР 14, 198/.

Пресв. Мария, «надежда же наша», «госпожа наша Пречистая Богородица», продолжала умолять Бога помиловать род людской: «Ужели презре матере своея прошение, о Сыну мой прекрасный, свъте мой?». Господь решил пощадить людей, «тебе ради, мати моя» /БЛДР 14, 200/, если они покаются в своих грехах. В памятнике все мариологические эпитеты традиционны и общеупотребительны, акцент сделан автором на дважды повторенные наименования «надежда» и «заступница», актуализирующие тему помощи и защиты.

После этого к духовному мужу подошел один из ангелов: «Слышишь ли, рабе Божий, Господня милости и матере его, нашея Царицы, молитвы и прошения за весь род крестьянский? Иди убо и пов-вдай...» /БЛДР 14, 200/. В речи ангела противопоставлены обращение «раб Божий» и «наша Царица», подчеркивающие милосердие пресв. Марии, и Ее роль в спасении людей от гнева Бога.

В рассмотренном памятнике Богоматерь представлена в роли заступницы, просящей о милости даже для самых великих грешников. Эта традиция в древнерусской литературе начинается с переводного апокрифического «Хождения Богородицы по мукам».

«Повесть о видении иноку Варлааму в Великом Новгороде» была написана после захвата Новгорода 16 июля 1611 г. /Дробленкова СККДР г, 404/. С.Ф. Платонов считал, что источником памятника была «Повесть о видении некоему мужу духовному» протопопа Терентия.

Инок Варлаам много лет жил в уединении и молился «Исусу Христу и ПречисгБЙ его Богоматери Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы, чес-наго и славнаго ея Успения» /БЛДР 14, 204/. Не вполне понятно указание на праздник, икону или церковь Успения Богоматери. Н.В. Савельева предположила /БЛДР 14, 703/, что Варлаам жил в одном из Успенских монастырей в окрестностях Великого Новгорода.

Однажды во время молитвы Варлаам задремал и увидел яркий свет, из которого вышел некий человек с посохом. Этот человек отвел инока в Новгород в храм святой Софии. В щель между церковными вратами Варлаам увидел «надежду нашу Владычицу Богородицу и Приснодеву Марию, кртшкую помощницу и заступницу роду християнскому и-необоримую сгЁну, и непобедимую во-иводу, яко солнце сияющу» /БЛДР 14, 206/. Пресв. Мария восседала на престоле, окруженная1 ангельскими силами и новгородсішми святыми. Автор использует расширенное наименование Богоматери, перечисляя не только словосочетания, акцентирующие идею «помощь, защита», но и мариологические воинские эпитеты. Единственным намеком на непосредственное описание пресв

Похожие диссертации на Отражение культа Богородицы в древнерусской литературе : жанрово-стилевой аспект