Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Персонажно-топологические характеристики образа России в ранней прозе А.Н. Толстого Федорова Анна Вячеславовна

Персонажно-топологические характеристики образа России в ранней прозе А.Н. Толстого
<
Персонажно-топологические характеристики образа России в ранней прозе А.Н. Толстого Персонажно-топологические характеристики образа России в ранней прозе А.Н. Толстого Персонажно-топологические характеристики образа России в ранней прозе А.Н. Толстого Персонажно-топологические характеристики образа России в ранней прозе А.Н. Толстого Персонажно-топологические характеристики образа России в ранней прозе А.Н. Толстого Персонажно-топологические характеристики образа России в ранней прозе А.Н. Толстого Персонажно-топологические характеристики образа России в ранней прозе А.Н. Толстого Персонажно-топологические характеристики образа России в ранней прозе А.Н. Толстого Персонажно-топологические характеристики образа России в ранней прозе А.Н. Толстого
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Федорова Анна Вячеславовна. Персонажно-топологические характеристики образа России в ранней прозе А.Н. Толстого : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 : Вологда, 2004 215 c. РГБ ОД, 61:04-10/1650

Введение к работе

Творческая судьба А. Н. Толстого — явление, характерное для литературы XX века. Писатель, чье дарование современники называли «веселым, здоровым, ребячливым, бездумным, в высшей степени русским талантом», был вынужден после возвращения из эмиграции доказывать свое право на участие в литературной жизни страны и считаться с тем, что зависит от государственной идеологии. Толстой принял предложенные ему условия отношений с властью; он стал «патриархом» советской литературы, «красным графом», представляющим новую идеологию в различных комитетах и комиссиях, ведающих вопросами культуры и искусства.

В большинстве литературоведческих работ «советского» периода творчество Толстого рассматривалось с позиций социалистического реализма. Однако в последние годы все чаще ставится вопрос о содержательных границах данного понятия и о возможности его применения для интерпретации наследия А. Толстого. Рассмотрению данного вопроса посвящены работы Л. Поляк, В. Боровикова, В. Щербины, Е. Мущенко, В. Скобелева, Е. Воронцовой. Исследователи отмечают, что на формирование эстетических принципов многих крупных писателей первой половины XX века повлияли художественные искания 1900-1910-х гг., независимо от того, в какой мере их судьбы оказались связанными с политикой советского государства в области литературы и искусства. В связи с этим возникает проблема идейно-эстетической квалификации раннего творчества Толстого. Необходимо установить, как в произведениях этого автора отразилось литературное движение первых двух десятилетий XX века.

Ранняя проза писателя реализует его интерес к ключевой для того времени «русской идее». Поскольку представление о национально акцентированных элементах мирообраза обычно связано в художественных текстах с образами пространства и человека, представляется актуальным исследовать топологическую и персонажную организацию произведений Толстого.

Цель данной работы - исследование персонажно-топологических аспектов разработки образа России в ранней прозе Толстого на фоне художественных исканий русской литературы первой четверти XX века.

В соответствии с основной целью сформулированы задачи работы:

  1. Уточнить хронологические рамки раннего творчества Толстого в соответствии со спецификой идейно-художественных установок писателя.

  2. Выявить основные особенности образа России и установить их связь с наиболее характерными для начала XX века персонажно-топологическими парадигмами.

  3. Исследовать систему персонажно-топологических связей в раннем творчестве Толстого в их содержательном наполнении и функционировании.

  4. Определить основные особенности образа России в ходе развития персонажно-топологической системы от начала ее формирования («Заволжье» и рассказы-спутники) к итоговому для ранней прозы роману «Сестры».

Объектом исследования стали: прозаический сборник «Заволжье», рассказы 1910-х годов, не объединенные автором в сборники, романы «Чудаки» (редакции 1911 и 1929 гг.) и «Хромой барин» (в редакции 1929), первая часть трилогии «Хождение по мукам» — роман «Сестры» (в первой редакции полностью -Берлин, 1922 г.), повесть «Детство Никиты» (полностью — Берлин, 1922 г.) и статьи «Нить Ариадны», «Падший ангел» и «Памяти Блока» (1921-1922 гг.).

Предметом исследования является персонажно-топологическая система исследуемых произведений, а именно — состав и смысловая наполненность устойчивых образов пространства и типов персонажей в их функциональной взаимосвязи.

В работе используются методы сравнительно-исторического, генетического и типологического анализа.

Научная новизна работы обусловлена во-первых, тем, что исследование персонажно-топологической системы ранней прозы Толстого ведется в широком идейно-художественном контексте. Во-вторых, изучается функционально направленная динамическая взаимосвязь образов-топосов и образов персонажей, порождением которой является пол и структурный образ России как симво-

лическое пространство и как совокупность героев — носителей «русской идеи».

Положения, выносимые на защиту:

1. Ранняя проза Толстого может быть эффективно изучена
лишь в контексте идейно-эстетических исканий начала XX века;
данный принцип позволяет сформировать представление о дина
мике творческих связей писателя с современными ему культур
ными концепциями.

  1. Синтез идейно-художественных исканий отчетливо проявляется в актуализации образа России, с которым соотносятся различные аспекты разработки «русского вопроса», свойственные литературе 1900-1910-х годов.

  2. Образ России в раннем творчестве Толстого преимущественно воплощается в образах художественного пространства и персонажей. В художественном мире писателя это единый комплекс, эстетически обусловленная динамическая система. Внутри этой системы могут быть условно выделены топологическая и антропологическая составляющая, анализируемые в структурном и функциональном аспекте.

  3. Топологическую систему составляют устойчивые образы художественного пространства: усадьба, город, вода, дорога, характерные для русской литературы XIX века. Вместе с тем в раннем творчестве Толстого эти образы приобретают большую символическую нагрузку, что сближает поэтику раннего Толстого с художественными мирами писателей-современников (А. Блока, В. Брюсова, А. Белого, И. Бунина и др.).

  4. В системе персонажей раннего Толстого могут быть выделены два типа персонажей. Первая типологическая разновидность (самодур, маленький человек, лишний человек) соответствует традициям русской литературы XIX века. С этими персонажами, как правило, связано представление о сюжете как системе поступков героев. Второй тип (чудаки, странники, женщины-жертвы) имеют большую смысловую нагрузку и выражают авторскую идею. И в том, и в другом случае система персонажей связана с художественным пространством и образует функционально-динамическую корреляцию с системой образов, воплощающих представление о нем: первые действуют в традиционном пространстве, но вместе с тем они более зависимы от него, чем их литературные предшественники. Образы-топосы определяют их формирование. Персонажи, относящиеся ко второй группе, действуют в метапространстве,

их функционирование связывает воедино конкретные пространственные локусы, возводя их к образу России.

Практическая значимость работы определяется возможностью использования результатов исследования в разработке и чтении курса по истории русской литературы первой четверти XX века, а также в специальных курсах и семинарах, посвященных творчеству А. Н. Толстого. Опыт исследования образов пространства и персонажей как функционально направленной динамической системы может быть использован для выявления роли персонажно-топологической организации текста в выражении идейной структуры произведения в рамках учебного курса поэтики.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Общий объем — 215 страниц, библиография содержит 263 наименования.

Похожие диссертации на Персонажно-топологические характеристики образа России в ранней прозе А.Н. Толстого