Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Поэмное творчество Вячеслава Иванова : символико-философская система Баранова, Елена Павловна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Баранова, Елена Павловна. Поэмное творчество Вячеслава Иванова : символико-философская система : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Баранова Елена Павловна; [Место защиты: Иван. гос. ун-т].- Иваново, 2011.- 220 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-10/496

Введение к работе

Жизнь и творчество Вячеслава Иванова все больше и больше привлекают внимание исследователей. За последние годы написано и опубликовано впечатляющее количество не только статей, но и монографий, посвященных изучению жизненного, творческого и духовного пути «Вячеслава Великолепного». Разнообразные исследовательские разработки представлены в многочисленных сборниках, выпущенных по материалам конференций, посвященных творчеству Иванова. Ивановское наследие с каждым годом все чаще становится объектом исследования в кандидатских и докторских диссертациях.

Менее оптимистично обстоит дело с изданиями самих текстов Иванова: как известно, брюссельское собрание сочинений остановилось на четвертом томе, однако и в этом направлении ощутимо очевидное движение: в Институте русской литературы РАН (Пушкинский Дом) создана рабочая группа по издания Полного собрания сочинений В.И. Иванова. На этом же пути в 2006 году в России осуществилась первая публикация уникального ивановского произведения – мелопеи «Человек», представляющая репринтное воспроизведение парижского издания 1939 года. Эта книга сопровождена приложением, состоящим из исследовательских статей и материалов. В 2007 году издательством «Астрель» в серии «Социальная мысль России» в одном томе выпущены два сборника ивановских статей – «По звездам», «Борозды и межи», снабженные подробнейшими комментариями В. В. Сапова. Трудно переоценить важность не только для научного сообщества, но и для всех интересующихся личностью и творчеством Вяч. Иванова появление сайта его русско-итальянского архива, на котором доступен брюссельский четырехтомник, а также впечатляющее количество архивных материалов и исследовательских работ. Большие надежды внушает работа над изданием Собрания сочинений Вяч. Иванова, которую ведет группа сотрудников ИРЛИ (Пушкинкий дом), возглавляемая К.Ю. Лаппо-Данилевским.

В многочисленных трудах ивановедов обнаруживается чрезвычайно много важного и необходимого для понимания своеобразия творческой личности Вяч. Иванова, вместившей в себя талант поэта, философа и филолога, однако многие вопросы, связанные с личностью и творчеством главного теоретика русского символизма, остаются открытыми. Как правило, более пристально исследуется эстетико-философское наследие Иванова, тогда как его поэзия, сложная, насыщенная разветвленной символикой, с использованием архаического словаря и углублением в древние стиховые традиции, менее изучена. При обращении к поэтическому наследию Иванова внимание ученых среди прочего направлено на отдельные циклы и сонеты. Так монографически рассмотрен сонет «Apollini» (Д. Мицкевич), достаточно подробно исследованы «Итальянские сонеты» (В. Кулыгина), «Зимние сонеты» (П. Дэвидсон, Н. Дзуцева), «Римские сонеты» (А. Шишкин, Е. Тахо-Годи, Н. Дзуцева). Интересно рассмотрена специфика поэтического языка Вяч. Иванова (А. Грек, Л. Гоготишвили, Г. Кустова), а также отдельных символов и символических моделей, составляющих его поэтическую систему (И. Корецкая, И. Кондаков, Е. Ермилова, Л. Павлова и др.)

Между тем определенный пласт поэтического наследия Иванова до сих пор остается вне поля зрения исследователей и не подвергается специальному анализу. К числу таких сочинений относятся произведения «большой» формы, так или иначе связанные с исканиями Иванова в жанре поэмы. Это прежде всего ранние поэмы, входящие в дебютный поэтический сборник поэта «Кормчие Звезды» – «Сфинкс», «Врата», «Миры возможного». Немного более, но не достаточно полно освещены поэмы «Сон Мелампа», «Младенчество». В настоящее время активно изучается мелопея «Человек», оставляя тем не менее все больше вопросов при углублении в ее замысел.

Приходится констатировать, что проблема поэмного жанра в творчестве Вяч. Иванова остается практически не поставленной. Это можно было бы объяснить тем, что в поэтическом наследии Вяч. Иванова жанр поэмы не является преобладающим. Тем не менее, такое жанровое образование как поэма в творчестве Иванова представлено хотя и немногочисленными, но достаточно выразительными образцами этого жанра, несущими в себе основные универсалии ивановской религиозно-философской системы. На фоне жанровых разновидностей лирической поэмы, господствующей в творчестве его соратников-символистов, искания Иванова в поэмном жанре отличаются усложненной философской глубиной, обращенностью к универсальным началам бытия, к Божественному замыслу о человеке.

Современное ивановедение учитывает, конечно, эту специфику, - достаточно назвать глубокие, концептуально значимые работы С.Д. Титаренко, С.В. Федотовой, Р.И. Соколова, В.В. Троицкого, Б. В. Аверина, А. Н. Архангельского, Ю. Н. Чумакова и др., посвященные рассмотрению отдельных поэм Иванова. Однако сам факт отсутствия обобщающего монографического исследования, в котором подлежали бы рассмотрению поэмные тексты, созданные в разные периоды творчества поэта, их символико-философское своеобразие и взаимосвязь, их роль и значимость в творческом наследии Вяч. Иванова, свидетельствует о необходимости заполнения этой лакуны.

Таким образом, актуальность темы диссертации определяется ее недостаточной разработанностью, отсутствием концептуально значимого взгляда на искания Вяч. Иванова в жанре поэмы, на проблему художественно-философских трансформаций этого жанра и его эволюции в творчестве поэта и мыслителя. Востребованность такого рода исследования обусловлена также значимостью поэмного творчества Иванова для понимания его творческой индивидуальности и для углубленного осмысления особого пути, проложенного им в поэзии Серебряного века.

Объектом данного исследования стали поэмные тексты Вяч. Иванова: «Сфинкс», «Врата», «Миры возможного», «Младенчество», мелопея «Человек».

Предметом анализа является мотивно-образная система указанных произведений, их символико-философское содержание и структурно-композиционное своеобразие.

Выбор указанных текстов продиктован их репрезентативностью в свете раскрытия темы нашего исследования. Поэмы «Сфинкс», «Врата», «Миры возможного» созданы в начале творческого пути Вяч. Иванова, войдя в его первый сборник «Кормчие Звезды», в котором, «в свернутом предварительном виде уже присутствует вся ивановская топика и поэтика» (С.С. Аверинцев). Автобиографическая поэма «Младенчество» и мелопея «Человек» создавались на протяжении нескольких лет, но практически параллельно: «Младенчество» – 1913-1918 гг., мелопея – 1915-1919 гг. «Младенчество» является уникальным опытом лирико-философского осмысления «архетипа детства», а мелопею «Человек» сам Иванов считал тем произведением, которое «наиболее целостно выражает <его> мистическое миросозерцание». Оба произведения, являясь, каждое по-своему, свидетельством зрелого творчества поэта, могут считаться итоговыми на том этапе его духовного пути, который связан с российским периодом его жизни и творчества. Таким образом, в поэмном жанре, в его трансформациях, начиная с первой поэтической книги и кончая философским осмыслением личного и бытийного существования в послереволюционные годы, формируются, развиваются и укрепляются универсалии эстетической и религиозно-философской мысли Вяч. Иванова, оформляется новый поэтический опыт.

Понятно, что прийти к такому заключению невозможно без привлечения всего корпуса теоретико-эстетических, религиозно-философских и собственно поэтических произведений Вяч. Иванова. С этой целью в работе задействованы материалы культурологических, художественно-философских и литературно-критических опытов Вяч. Иванова, его эпистолярное и автобиографическое наследие, мемуарные свидетельства о поэте.

Цель работы – описать и проанализировать символико-философское содержание мотивно-образной системы поэмных текстов Вяч. Иванова, выявляя их жанровую эволюцию, межтекстовые связи и концептуальную значимость в творчестве Иванова-поэта и мыслителя.

Важными при этом представляются следующие задачи:

осуществить комплексный анализ поэмных текстов Вяч. Иванова, относящихся к разным этапам его жизни и творчества;

проявить символико-философское наполнение мотивно-образной системы;

выявить наличие межтекстовых связей между поэмными текстами;

определить вектор направления и тенденции в трансформации поэмного жанра в творчестве Вяч. Иванова

Методологическую базу диссертации составляют работы по теории поэзии и анализу художественного текста М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана, Л.Я. Гинзбург, М.Л. Гаспарова, Б.О. Кормана, Т.И. Сильман, В.Д. Сквозникова, С.Н. Бройтмана, фундаментальные исследования в области поэмного жанра (работы А.Н. Соколова, Л.К. Долгополова, С. А. Коваленко, М. Н. Зубкова, и др.), статьи и монографии, посвященные символизму и творчеству его представителей и отдельно Вяч. Иванова (З.Г. Минц, А.В. Лаврова, Е.В. Ермиловой, Л.А. Колобаевой, А. Пайман, А.Б. Шишкина, П. Дэвидсон, Е.А. Тахо-Годи, Л. Силард, Н.А. Богомолова, Н.В. Котрелева, С. Д. Титаренко, Л. В. Павловой и др.).

В работе используются метод структурного и контекстуального анализа, а также биографический, историко-генетический, герменевтический и сравнительно-сопоставительный методы.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Ранние поэмы Вяч. Иванова «Сфинкс», «Врата» и «Миры возможного», объединенные единым символико-философским заданием, проявляющем себя как на мотивно-образном, так и на сюжетно-композиционном уровне, могут быть прочитаны как мистико-философский триптих, в котором выражена интеллектуально-творческая и религиозно-философская программа Иванова, соотнесенная с глубинными пластами его духовной личности и художественного сознания.

  2. В автобиографической поэме «Младенчество» помимо реально-биографического сюжета обнаруживается несколько мифо-символических подтекстовых пластов содержания. Проявленные по принципу палимпсеста, они позволяют рассматривать автора/героя как художника, исходящего из законов творчества теургического, прийти к которому поэт-символист может лишь при выполнении «внутреннего канона», символически осмысленным приемом воплощения которого в поэме становится принцип зеркальности как выражение «мистической антиномии» Иванова.

  3. В поэтическом наследии Вяч. Иванова жанр поэмы претерпевает определенные изменения, и возникновение мелопеи «Человек» становится закономерным следствием символико-философских трансформаций поэмного жанра, которые были востребованы исповедуемым автором принципом теургического творчества. Осуществлением этого процесса является масштабность и символико-философская глубина мелопеи, где вершинными формами повествовательной структуры становятся единозвучащий хор разных ликов-личин человеческого «Я» и диалог, открывающий возможность Богообщения.

  4. «Мистика зеркальности», активно проявляющая себя во всех рассмотренных поэмах, может претендовать на одну из постоянных категорий мифопоэтического космоса Вяч. Иванова.

  5. Сновидческая символика, заявляющая в поэмах Вяч. Иванова о своей смыслообразующей роли, транслирует системные универсалии его религиозно-философской мысли.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в расширении и углублении представлений о творчестве Вяч. Иванова как о цельной системе, презентующей единое символико-мифологическое пространство. Кроме того, проведенная работа дает возможность для дальнейшего изучения жанра поэмы и его трансформаций в творчестве Иванова.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее материалы и выводы могут быть использованы при составлении общих курсов по истории и теории русской литературы ХХ века, при подготовке спецкурсов и спецсеминаров по творчеству Вяч. Иванова, в практике вузовского и школьного преподавания.

Соответствие содержания диссертации паспорту специальности, по которой она рекомендуется к защите. Диссертация соответствует паспорту специальности 10.01.01 – русская литература. Диссертационное исследование выполнено в соответствии со следующими пунктами паспорта специальности: пункт 4 – история русской литературы XX-XXI веков; пункт 8 – творческая лаборатория писателя, индивидуально-психологические особенности личности и ее преломлений в художественном творчестве; пункт 9 – индивидуально-писательское и типологическое выражения жанрово-стилевых особенностей в их историческом развитии; пункт 12 – взаимообусловленность различных видов литературного творчества: письма, дневники, записные книжки, записи устных рассказов и т.п.

Апробация работы осуществлялась на ежегодной Межвузовской научной конференции «Литература XX – XXI веков: автор, текст, интерпретация» (Иваново, ИвГУ, 2009, 2010, 2011), в работе ежегодного международного семинара «Соловьевские исследования» (Иваново, ИГУ, 2011). Основные положения диссертации отражены в 10 научных публикациях, общим объемом – 4,4 п.л.

Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения и Списка литературы.

Похожие диссертации на Поэмное творчество Вячеслава Иванова : символико-философская система