Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Поэтическая метафизика И. Бродского и О. Седаковой в контексте культурной традиции Медведева Наталия Геннадьевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Медведева Наталия Геннадьевна. Поэтическая метафизика И. Бродского и О. Седаковой в контексте культурной традиции : диссертация ... доктора филологических наук : 10.01.01 / Удмурт. гос. ун-т.- Ижевск, 2007.- 367 с.: ил. РГБ ОД, 71 08-10/17

Введение к работе

. Творчество И.Бродского вписывается исследователями в различные литературные парадигмы: рецепция античной культуры в ее многообразных аспектах (К.Ичин, НКазапский, ИКовалева); традиция английской метафизической поэзии (Вяч.Вс.Иванов, А.Нестеров, ИШайтанов); развитие и переосмысление опыта "русской литературы XVHI-XX веков (Я.Гордин, Л.Зубова, Е.Курганов, Д.Лакербай, В.Полухина, В.Сайтанов и многие др.). Особенного упоминания заслуживает книга А.Ранчина «"На пиру Мнемозины": интертексты Бродского», в которой выстроена целостная, концептуально непротиворечивая модель творчества поэта в обширном философском и литературном контексте. Однако очевидно, что она не только не исчерпывает тему, но и побуждает к дальнейшим изысканиям, поскольку поле взаимодействия «своего» и «чужого» текстов в силу своей принципиальной открытости не имеет исследовательских границ.

Началось соотнесение Бродского с отечественной поэзией 50-60-х годов, с одной стороны, и такими поэтами XX века, как Т.С.Элиот, У.Х.Оден, Р.Фрост, а также его современники Чеслав Милош, Дерек Уолкотт, Лес Мар-рей, с другой. В реферируемой диссертации описывается парадигма семантических связей и перекличек, которая позволила сопоставить художественные миры И.Бродского и О.Седаковой. Подобная задача в литературоведении ставится впервые, что обусловило актуальность и научную новизну диссертации.

По отношению к эпохе fin de siecle (и шире — XX веку), ее общественно-политическому, идеологическому и мировоззренческому контексту, оба поэта позиционируют себя одинаково - как «отщепенцев». Духовное содержание их творчества являет собой альтернативу дегуманизации искусства, девальвации базовых ценностей, наступлению обезличенной «массовой» литературы. Поэзия всегда противостоит хаосу, и сам процесс деструкции, воплощенный в слове, обретает статус эстетического феномена и обращается в свою противоположность. Но и с учетом этого общеизвестного обстоятельства художественные системы И.Бродского и О.Седаковой представляются уникальными. Предстояние человека смерти и сопряженная с этим поэтическая онтология и антропология, вертикаль земное/небесное, органически ассимилированный опыт мировой культуры - все это формирует системы творчества обоих поэтов, родственные друг другу проблемно-тематически и структурно, но зачастую развернутые в противоположные семантические дискурсы. Различаясь по многим существенным параметрам, эти системы воплощают в слове сферы общечеловеческого духовного опыта, табуирован-ные в советской литературе; их смысловое пространство генерируется такими ключевыми концептами, как «Бог», «душа», «сердце», «чудо», «время», «пространство», «смерть», «бессмертие». И О.Седакова, и И.Бродский решают (и каждый по-своему разрешает) экзистенциальные проблемы бытия; потребность же самоопределения, заложенная в каждом человеке, независимо от степени ее осознания, мотивирует общезначимость их творчества при том, что обе системы отличаются повышенной эстетической сложностью.

4 '

Публикации, посвященные Бродскому, уже давно приняли «лавинообразный характер» (ЛЛосев) и с огромным трудом поддаются даже приблизительному учету. Что же касается творчества О.Седаковой, то оно, высоко ценимое любителями поэзии по самиздатовским копиям и зарубежным публикациям, теперь, после выхода ее книг на родине, становится объектом пристального филологического интереса, хотя объем его интерпретаций еще сравнительно невелик. Основные издания поэтических произведений О.Седаковой - «Стихи» (М., «Гнозис», «Carte Blanche», 1994) и снова «Стихи» (М.: «Эн Эф Кью / Ту Принт», 2001) - сопровождались эссе, написанными С.С.Аверинцевым. Поскольку изучение ее творчества находится на начальном этапе, до недавнего времени ее имя попадало лишь в контекст «ме-тареализма» или же в самые поверхностные парадигмы, перечисляющие нескольких современных «православных» поэтов. Посвященных Седаковой работ собственно исследовательского характера пока немного (Е.Кудрявцева, М.Перепелкин, А.К.Шевченко, М.Эпштейп). Показательно, что Н.Лейдерман и М.Лшювецкий, анализируя постмодернистские тенденции в поэзии конца XX века, рассматривают И.Жданова, Е.Шварц, А.Еременко, АЛарщикова как представителей ' необарокко («метареализма» в терминологии МЭпштейна), однако имени О.Седаковой не упоминают, что имплицитно свидетельствует о невозможности ее рассмотрения в контексте постмодернизма.

В научной и критической литературе еще не найдено адекватного обозначения для поэзии такого рода. Интерес к общим, субстанциальным началам бытия, осмысление действительности в категориях не явления, а сущности формируют поэтический феномен, который традиционно именуется поэзией мысли (ЛЛ.Гинзбург), философской лирикой (Е.А.Маймин, Р.С.Спивак). Что касается прозы, природа которой, по известному выражению А.С.Пушкина, «требует мыслей и мыслей», то определения «философская проза», «интеллектуальный роман» и так далее давно утвердились в науке. В задачи диссертации не входит сопоставление «метафизической поэзии» с ее возможными аналогами в сфере прозы. Однако существует жанр, который отличается особым соотношением «мировоззренческого» и «художественного», - это роман-миф; он и может быть назван ближайшим прозаи-черким коррелятом изучаемого явления (разумеется, подобные типологические параллели должны стать объектом специальных исследований).

Если творчество Бродского тяготеет к интеллектуализму и в этом качестве приближается к поэзии «философской», то о Седаковой этого сказать нельзя. Поэтому поиск критериев, определяющих специфику поэтических систем такого типа, остается актуальной научной задачей.

«Неклассическая» философия XX века концептуализировала язык в качестве особого объекта познания и придала ему онтологический статус: «...выражать и быть - одно и то же» (Ж.-П.Сартр). Языковая реальность, по выражению М.К.Мамардашвили, топологачна. Тем самьш обозначилась и сфера соответствия философии и поэзии как специфической языковой реальности. Возникло представление о поэтической онтологии (ПА.Флоренский,

Ю.М.Лотман, СЛТюкина), характеризующей творческие системы, в которых философские категории одновременно суть художественные образы, а поэтический мирообраз в целом является не «отражением» или «воссозданием» бытия, но самим бытием.

Правомерность подобного подхода не снимает, однако, терминологической проблемы, осложненной спорами о возможности использования таких определений, как «религиозная» или «христианская» поэзия. С.САверинцев предпочитает термин «метафизическая поэзия». В литературе о Бродском (Е.Келебай, ЛЛосев, И.Плеханова, А.Расторгуев) сформулировано представление о метафизическом «измерении» его творчества. «Независимо от степени и характера религиозности в стихах Бродского, одно несомненно - именно он возвратил в русскую поэзию исчезнувший было из нее метафизический дискурс» .

Выбор этого определения мотивирован в диссертации: тем, что ни у Бродского, пи тем более ни у Седаковой нет прямых соответствий с философскими концепциями (как было, например, у любомудров и Тютчева, развивавших шеллингианские идеи); с другой стороны, даже у Седаковой художественный текст в силу своей принципиальной многозначности может расходиться с вероучительной доктриной. Традиционные представления о метафизике (греч. цетсі та фиотка - «то, что следует за физикой»), как известно, восходят к лекциям Аристотеля о сущности бытия, причине, единстве, числе etc., читавшимся после «Физики» - лекций о природе. Кант определил метафизику как размышление о материях, которые не могут быть исследованы средствами естественных наук.

Понимаемая в самом общем смысле, метафизика раскрывает духовную сущность человека в его отношении к трасцендентному. Поэт-метафизик выстраивает онтологический образ мира, в «открытом горизонте» которого совершается мировоззренческое, этическое, эстетическое самоопределение человека.

Сосредоточенная на «предельных основаниях» (М.К.Мамардашвили) человеческого бытия, метафизическая поэзия И.Бродского и О.Седаковой выбрана в диссертации в качестве предмета исследования; реализованная в образной системе поэтическая метафизика сформировала объект изучения. Материалом исследования стало поэтическое творчество И.Бродского и О.Седаковой, а также пьеса Бродского «Мрамор»; выборочно привлекаются эссе, интервью, статьи обоих поэтов. В количественном отношении интерпретации произведений И.Бродского в этом исследовании преобладают, поскольку завершенность его художественной системы позволяет формулировать итоговые умозаключения. Однако с точки зрения содержательной поэзия О.Седаковой представлена в диссертации как явление не менее значимое; более того, в рамках описываемого метажанра она рассматривается как мировоззренческая альтернатива позиции Бродского, что позволило концептуально «уравновесить» соотношение двух систем.

1 Лосев Л. Иосиф Бродский: Опыт литературной биографии. - М., 2006. - С. 168.

Основным структурообразующим параметром обеих систем в диссертации избрано их отношение к традиции. В литературоведении эта проблема -одна из самых «традиционных». Будучи формой передачи человеческого опыта, традиция являет собою культурологический аспект общефилософской концепции времени. Долг поэта, по слову О.Э.Манделыптама, - «бороться с пустотой, гипнотизировать пространство» тем новым, что рождается каждый раз неповторимой художественной индивидуальностью и вступает в диалог с уже данным и пребывающим в большом пространстве культуры. Что-то в наследии прошлых веков стирается временем, освобождая «пергамент» для новых культурных кодов, но проступая на поверхности текста системой «водяных знаков»; что-то избирательно проясняет и подчеркивает сам автор в своем диалоге с каноном - в любом случае мы наблюдаем процесс обновления и продолжения смысла, то есть именно то, чем и жива традиция.

Механизм взаимодействия «старого» и «нового» представлен в диссертации метафорически - как палимпсест (ЖЖенетт). Метафизическая поэзия, разворачиваясь в диалоге с семантическим потенциалом традиции, реализует себя в первую очередь через категорию жанра (творчество И.Бродского); поэтому в диссертации используется восходящее к М.М.Бахтину понимание жанра как «памяти культуры». Во-вторых, специфическим способом воплощения поэтической метафизики является синтезирование гетерогенных культурных влияний, что свойственно творчеству О.Седаковой и продемонстрировано анализом ее произведений.

Целью диссертации является комплексная характеристика творческих систем двух крупнейших поэтов современности, объединенных в одной семантической парадигме, что позволяет определить основные параметры феномена «метафизической поэзии» и приблизиться к его понятийному осмыслению. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи: - обозначить основные аспекты поэтической метафизики И.Бродского и О.Седаковой, обусловившие возможность их объединения в одной художественной парадигме;

- выделить структурообразующие параметры обеих поэтических систем;

- проанализировать различные стратегии обновления классических
жанров лирики (эклоги, элегии, стансов) и драмы и поиска принципи
ально новых жанровых форм;

рассмотреть трансформации традиционных сюжетов и мотивов мировой литературы с точки зрения родовой природы текста;

сформулировать соотношение традиции и ее творческого продолжения, механизмы взаимодействия традиционного и нового в художественных системах обоих поэтов.

Так понимаемые цели и задачи обусловили логику построения диссертационного сочинения, итогом которого является осмысление ценностных доминант и структурных характеристик метафизической поэзии в двух индивидуально-творческих вариантах. Это может свидетельствовать о научной значимости диссертации; практическая зпачимость обусловлена возможностью использования систематизированного в ней материала, общей кон-

цепции и конкретных текстовых интерпретаций в лекционных курсах по истории русской литературы XX века, спецкурсах по теории и истории лирики, спецсеминарах по творчеству И.Бродского и О.Седаковой.

Системность в решении поставленных задач обеспечивает методологическая база диссертации, представленная трудами С.САверинцева, Н.Д.Арутюновой, М.М.Бахтина, Г.Башляра, М.Бланшо, БЛ.Вышеславцева, Х.-Г.Гадамера, М.ЛТаспарова, Ж.Женетта, Вяч.Вс.Иванова, Б.О.Кормана, К.Леви-Стросса, А.Ф.Лосева, Ю.М.Лотмана, М.К.Мамардашвили, Е.М.Мелетинского, ИЛригожина, Б.В.Раушенбаха, ' П.Тшшиха, В.Н.Топорова, Ю.Н.Тынянова, П.А.Флоренского, О.М.Фрейденберг, М.Фуко, МХайдегтера, Л.Шестова, М.Элиаде, Т.С.Элиота, МЛмпольского и других философов, культурологов, литературоведов. Мы полагаем основным для себя метод интерпретации, дополняя его элементами феноменологического, культурологического, мифопоэтического, системно-субъектного, лексюсо-семантического, лингвопоэтического методов и подходов. Важно подчеркнуть, что интерпретация понимается нами не столько в плане истолкования конкретных художественных текстов, сколько в аспекте целостного изучения и оценки творчества И.Бродского и О.Седаковой в той его (наиболее значительной) части, которая была названа «метафизической поэзией». На защиту выносятся следующие положения: 1. «Метафизическая поэзия» в ее отличии от «философской» и «религиозной» конституируется как особое явление, наиболее значительными примерами которого в диссертации названы системы творчества И.Бродского и О.Седаковой. Специфика этого явления связана с отсутствием эквивалентных отношений между «мыслью» и «образом» и воплощением художественного смысла не только на всех «уровнях» текста, но и в его подтексте. Смысловое пространство метафизической поэзии определяется ее обращенностью к «предельным основаниям» человеческого бытия, прямо формирующим предмет лирического высказывания. Поэтическая речь осуществляется как «обращенный монолог» или же диалог с Творцом, тематика которого характеризуется универсальным, общечеловеческим масштабом. ' 2. Последние десятилетия XX века с настоятельностью потребовали и осмысления той «беспрецедентной антропологической трагедии» (И.Бродский), какой для России обернулся «век-волкодав». В ситуации, когда историческое функционирования государства мыслилось как осуществленная утопия, формировалось далее не эсхатологическое, а постэсхатологическое мышление. Таким образом, «современное» и «вечное», метаисторическое, объединяясь, создавали концептуальную основу для самоопределения поэтов по отношению ко всем формам тоталитарной власти. В этом - залог той общности, которая позволяет рассмотреть столь различных поэтов, как И.Бродский и О.Седакова, в контексте единой проблематики. 3. В связи с поставленной целью творчество О.Седаковой, как и ее старшего современника И.Бродского, рассматривается не столько в рецеп-

8 ции социофизического мира, сколько в пространстве мировой культуры. В обеих поэтических системах гетерогенный материал переплавляется в оригинальное художественное единство, развивающее и преобразующее то, что уже санкционировано культурой, в нечто новое, не имеющее аналогов. Взаимодействие с традицией описано в диссертации как один из основных способов смыслопорождения. Определяющим способом этого взаимодействия является принципиальное обновление канона, что осуществляется Бродским преимущественно в жанровой сфере. Для О.Седаковой более характерна «интерференция» (Г.Гачев) культурных влияний; например, ее элегии сохраняют жанровую самоидентичность, «Стансы в манере Александра Попа» или «Стелы и надписи» прямо ориентированы на воспроизведение образца, уподобляя последний грунту, по которому пишется новый образ. В постмодернистском/постструктуралистском толковании литературный текст представляет собой «сеть взаимозависимостей» (Ю.Кристева), элементы которой участвуют в сложной игре знаков и кодов безотносительно к творческой воле автора (Р.Барт). Рассматриваемые в диссертации поэтические системы не вписываются в это прокрустово ложе: авторская воля противостоит энтропии миросозидаю-щим творческим пафосом, являя таким образом альтернативу стратегиям постмодернистской игры. Поэтому термины «интертекст» и «интертекстуальность» в работе не используются.

Метафора «семантический палимпсест» не только позволяет описать механизмы соотнесения традиционного и нового, но и корреспондирует с метасюжетом «утраты очертаний», в значительной степени определяющим поэтику как И.Бродского, так и О.Седаковой. Этот метасю-жет очевидным образом связан с сосредоточенностью обоих поэтов на теме смерти как важнейшем из «предельных оснований» человеческого отношения к миру. Творческое кредо О.Седаковой («Ты мной пишешь, как кровью по крови, /как огнем по другому огню») - форма реализации магистральной для нее этики христианского самоотречения. Идея спасения, понимаемого в религиозном смысле, обуславливает в поэзии Седаковой выбор индивидуальной судьбы - отказ от наличной данности, самоотречение и смирение, подобное кеносису Христа. Этим объясняется почти полное отсутствие какой бы то ни было, биографической или психологической, определенности ее лирического «я» (за исключением грамматического женского рода).

Этика ггооического стоицизма Бродского имеет иные онтологические основания. Мир, в котором от привычных очертаний остались «развалины геометрии», - это мир без будущего, где смерть окончательна и не предполагает «перехода» в иное состояние. Отсюда — абсолютизация власти времени вплоть до неразличения времени и вечности, как это сформулировано в монологах Туллия («Мрамор»), наиболее систе-матизированно выражающих метафизические представления поэта. Антропологическое «измерение» этого мира воплощено в фигуре ли-

рического героя. Для Бродского, в отличие от Седаковой, характерна концептуализация собственной судьбы. Человек Бродского под властью Хроноса теряет все, что имеет или мог иметь, вплоть до собственной индивидуальности; в этом случае «утрата очертании» прочитывается как растворение в массе, отождествление протагониста и хора. Очевидно, что и психологическая мотивация здесь иная: не смирение, когда Радость и Страданье - одно, а стоическое принятие наихудшего: «Чем безнадежней, тем как-то проще...». Семантика «самоотрицания» в художественных системах Бродского и Седаковой оказывается различной и в то же время парадоксально сходной: отказ от себя становится гарантом обретения неповторимой творческой индивидуальности. 6. Эволюция Бродского от романтической эмоциональности ранних стихов к монотонии, бесстрастности и прозаизации поздних (периода так называемой «второй поэтики», начиная с 70-х годов) актуализирует интеллектуальную доминанту его творчества. Однако и здесь находит свое воплощение принцип палимпсеста: сквозь холод.и бесстрастие, прокламируемые и в стихах, и в многочисленных метатекстах, пробивается подлинное чувство, еще более выразительное по контрасту с внешней сдержанностью. Эпическая, в значительной степени повествовательная поэзия зрелого Бродского имеет своим субъектным центром лирического героя, который организует художественный мир вокруг себя, преломляя все внешние обстоятельства через свою духовную биографию. Отсюда - «агрессивный монологизм» (Я.Гордин) Бродского. У Седаковой мир не антропоцентричен и не концентрируется вокруг лирического субъекта; достаточно упомянуть, что в ее поэзии нет столь эксплицированной любовной темы, как у Бродского. И, однако, существуют все основания говорить об этой поэтической системе как о лирической по преимуществу. Взамен повествовательности во многих стихотворениях разворачиваются лирические медитации, варьирующие и развивающие заданную каноном тему; лиркзм формирует эмоциональный тон и поэтику.

Творчество двух поэтов рассматривается в диссертации в «большом времени» культурной традиции на уровнях:

а) целостного «текста» как особой художественной реальности, объе
диняющей в новое смысловое и структурное единство несколько про
изведений («театральный текст» И.Бродского, «Рождественский текст»
И-Бродского и О.Седаковой);

б) трансформаций родовой природы текста-источника («Тристан и
Изольда» О.Седаковой, отчасти «Горбунов и Горчаков» И.Бродского);

в) жанровых преобразований (элегии, эклоги и «отрывки» Бродского);

г) межкультурных взаимодействий («Старые песни» Седаковой, тема
«Китая» у обоих поэтов);

д) отдельных «сквозных» образов-мифологем (семантика «корабля» в
поэзии И.Бродского и О.Седаковой).

Апробация предварительных, промежуточных и итоговых результатов исследования проводилась на Международных, Всероссийских и Межвузовских научных конференциях, начиная со Вторых Ахматовских чтений (Одесса, 1991). Среди них Межвузовские: Кормановские чтения (Ижевск, с 1990 по 2006); Всероссийская научная конференция «Текст-2000: Теория и практика. Междисциплинарные подходы» (Ижевск, 2001); Межвузовская конференция «Драма и театр» (Тверь, 2000, 2001); Международная конференция «Проблемы современной филологии в вузовском образовании» (Ижевск, 2006); Международный форум по проблемам науки, техники и образования «Третье тысячелетие — новый мир» (Москва, 2006); Ш Международная конференция «Современная русская литература. Проблемы изучения и преподавания» (Пермь, 2007).

Структура диссертации включает в себя Введение, четыре главы, описание полученных результатов и список использованной литературы.

Похожие диссертации на Поэтическая метафизика И. Бродского и О. Седаковой в контексте культурной традиции