Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Поэтическая теория и поэтическая практика стихотворцев XVIII века- В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова, М. М. Хераскова Александрова, Ирина Борисовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Александрова, Ирина Борисовна. Поэтическая теория и поэтическая практика стихотворцев XVIII века- В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова, М. М. Хераскова : автореферат дис. ... кандидата филологич. наук : 10.01.01 / Моск. пед. гос. ун-т.- Москва, 1995.- 18 с.: ил. РГБ ОД, 9 95-2/3498-0

Введение к работе

ХУШ век - это этап в развитии русской словесности, значимый как с точки зрения становления отечественной теоретико-литературной мысли, так и в плане конкретного, стихотворного воплощения литературоведческих изысканий в области поэзии. Творческие поиски поэтов-теоретиков этого столетия привели к тому, что в России появилась лирика как особый род литературы, с присущими только ей свойством выражать субъективное мироощущение поэта таким образом, чтобы оно оказалось "узнаваемым" для любого читателя. Кроме того, были установлены основные поэтические жанры, дана характеристика фигур и тропов, выработана силлабо-тоническая система метрики, просуществовавшая с незначительными вариациями до нашего времени; предложены законы эвфонии - то есть определены терминология и инструментарий лирического рода литературы.

Актуальность исследования и выбор темы определяются необхо-димостьи более внимательно рассмотреть творчество ведущих поэтов ХУШ в., которое представляет собой важный этап в становлении русской лирики и является неотъемлемой частью единого литературного процесса.

Научная новизна исследования. В теоретической части работы сделан акцент на различии понятий "поэзия" и "лирика", бытовавшем в литературоведении ХУШ века, которое трактовало "поэзию" как "изящную словесность" в целом, а "лирическую поэзию" - то как один из разделов литературы, то как жанр (наряду с элегией, эпиграммой, эпистолой и др.). Более точно определена роль В.К.Тредиаковского, М.В Ломоносова, А.П.Сумарокова, которые не только создали русскую силлабо-тоническую систему стихосложения, но и упорядочили синтаксис, лексику и фонику отечественной поэтической речи. Появление национальной поэтической терминологии и стихотворных опытов представлялось особенно важным в 1/2 ХУШ в., когда литературно-критическая мысль развивалась в условиях двуязычия (латинский и русский), вследствие чего отечественное литературоведение развивалось крайне медленно (в частности, после трактата В.К.Тредиаковского Д735 г./ и до "Краткого руководства к красноречию" М.В.Ломоносова /1748 г./ на русском языке не было издано ни одной работы, да и самое "Руководство" Ломоносова не

_ 4 -

сразу увидело свет, так как было написано НЕ по-латыниг).

Автор диссертации определяет и место М.М.Хераскова в литературном процессе: творчество этого поэта объединяет в себе черты классицизма и сентиментализма; оно содержит, кроме того, и мотивы предромантизма - следовательно, поэзия Хераскова стоит на рубеже различных, сменяющих друг друга, но какое-то время способных сосуществовать, литературных направлений.

Путем анализа ряда поэтических произведений вышеназванных авторов показан процесс освоения русским стихотворством западноевропейских жанров поэзии, включения философского и любовного мотивов в круг признанных читательским обществом, - процесс, начавшийся благодаря преобразовательной деятельности Петра I, влияние которой имело место не только в социально-экономической области, но и в сфере культурного развития общества.

Основная цель работы - проследить пути развития русского стихотворства от "поэзии" до "лирики", отразить формирование и смену литературных направлений, вызвавшую изменение жанрово-тематичес-кой, образной системы, характера конфликта, тропов и средств эвфонии; проанализировав теоретические и стихотворные произведения Тредиаковского, Ломоносова, Сумарокова и Хераскова, показать творчество каждого автора как процесс, в ходе которого оттачивалось идейно-художественное совершенство стихотворения.

Методология и методы исследования. Методологической и теоретической основой диссертации явились научные труды литературоведов XIX и XX веков, а также достижения философской и эстетической мысли. Сравнительно-исторический метод анализа художественного произведения в единстве содержания и формы и проблемно-хронологический принцип позволяют всерторонне рассмотреть избранную тему.

Практическое значение. Изучение теоретического и стихотворного творчества авторов ХУШ в. обогащает представление о путях развития русской лирики, способствует более глубркому осмыслению закономерностей литературного процесса ХУШ в.

I. См. об этом у А.С.Курилова в кн. "Литературоведение в России ХУШ века. М.: Наука, 1981.- С.212.

Практическая ценность исследования. Материалы диссертации могут быть использованы в современном литературоведении при осмыслении своеобразия творчества поэтов ХУШ в. и вместе с тем единства литературного процесса ХУШ-ХІХ веков, а также на филологических факультетах ВУЗов и, в преподавании курсов "История русской поэзии", "Теория поэтического искусства" или проведении семинарских занятий со студентами.

Теоретические, идейно-эстетические обобщения могут быть привлечены при разработке дипломных и курсовых работ и преподавателями средних учебных заведений при проведении уроков в 9 классе или факультативных занятий по русской лирике и риторике.

Апробация работы. Основные,положения исследования отражены в опубликованных и депонированных в 1994 году статьях, общий объем которых составляет листов. Материалы диссертации были апробированы и на программных и факультативных занятиях, посвященных истории русской поэзии.

Объем и структура диссертации. Работа состоит из введения, 2-х разделов, заключения, списка использованной литературы и приложения к диссертации. В I разделе - 5 глав, во П - 4. Основной текст изложен на страницах машинописного текста, список литературы включает в себя наименований, приложение к диссертации занимает страниц.

Похожие диссертации на Поэтическая теория и поэтическая практика стихотворцев XVIII века- В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова, М. М. Хераскова