Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Поэтика автобиографической прозы русских поэтов второй половины XIX в.: А.А. Григорьева, Я.П. Полонского, А.А. Фета Новокрещенных Елена Георгиевна

Поэтика автобиографической прозы русских поэтов второй половины XIX в.: А.А. Григорьева, Я.П. Полонского, А.А. Фета
<
Поэтика автобиографической прозы русских поэтов второй половины XIX в.: А.А. Григорьева, Я.П. Полонского, А.А. Фета Поэтика автобиографической прозы русских поэтов второй половины XIX в.: А.А. Григорьева, Я.П. Полонского, А.А. Фета Поэтика автобиографической прозы русских поэтов второй половины XIX в.: А.А. Григорьева, Я.П. Полонского, А.А. Фета Поэтика автобиографической прозы русских поэтов второй половины XIX в.: А.А. Григорьева, Я.П. Полонского, А.А. Фета Поэтика автобиографической прозы русских поэтов второй половины XIX в.: А.А. Григорьева, Я.П. Полонского, А.А. Фета Поэтика автобиографической прозы русских поэтов второй половины XIX в.: А.А. Григорьева, Я.П. Полонского, А.А. Фета Поэтика автобиографической прозы русских поэтов второй половины XIX в.: А.А. Григорьева, Я.П. Полонского, А.А. Фета Поэтика автобиографической прозы русских поэтов второй половины XIX в.: А.А. Григорьева, Я.П. Полонского, А.А. Фета Поэтика автобиографической прозы русских поэтов второй половины XIX в.: А.А. Григорьева, Я.П. Полонского, А.А. Фета Поэтика автобиографической прозы русских поэтов второй половины XIX в.: А.А. Григорьева, Я.П. Полонского, А.А. Фета Поэтика автобиографической прозы русских поэтов второй половины XIX в.: А.А. Григорьева, Я.П. Полонского, А.А. Фета Поэтика автобиографической прозы русских поэтов второй половины XIX в.: А.А. Григорьева, Я.П. Полонского, А.А. Фета
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Новокрещенных Елена Георгиевна. Поэтика автобиографической прозы русских поэтов второй половины XIX в.: А.А. Григорьева, Я.П. Полонского, А.А. Фета : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Новокрещенных Елена Георгиевна; [Место защиты: Бурят. гос. ун-т].- Улан-Удэ, 2008.- 176 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-10/337

Содержание к диссертации

  • Способы создания образа автобиографического героя 87

    Воспоминания о детстве как способ самоописания автобиографического героя 108

    БИБЛИОГРАФИЯ 162

    Введение к работе

    Для современного этапа литературоведческой науки актуальным является исследование жанровых разновидностей автобиографической прозы. В российском литературоведении, в отличие от западной науки, в которой изучение жанровой природы и поэтики автобиографических произведений в последнее время вошло в традицию и стало одним из приоритетных направлений, автобиографические тексты в названном аспекте изучены еще недостаточно. Между тем, автобиографический жанр, являясь важнейшим в истории русской литературы, «совмещает в себе самые интенсивные художественные подходы к событию как таковому и психологии личности, к авторской интерпретации внешнего и внутреннего и к осмыслению процесса творчества» [36, с. 61], нуждается в адекватном осмыслении. Вот почему научное исследование многообразных жанровых модификаций автобиографических текстов столь актуально для современного этапа литературоведческой науки.

    Автобиографические литературные произведения документального характера или полноценные художественные тексты привлекают к себе все больший интерес ученых. При этом повышенное внимание к автобиографической прозе на рубеже ХХ-ХХ1 вв. обусловлено как конъюнктурой книжного рынка, который учитывает резко возросшую потребность читателей к литературе мемуарно-автобиографического характера, так и логикой современного историко-литературного процесса и спецификой самого жанра.

    Одним из первых вопросов, встающих перед исследователем при изучении автобиографических текстов, является вопрос о специфике самоидентификации рассказчика. Ведь написание автобиографического текста — это, прежде всего, создание некоего субъектного феномена, образа «я» при особом отношении «я» с «другими», передача сущности своего «я». В определении автобиографической прозы существует ряд дефиниций. Так,

    Г.Г. Елизаветина считает, что основной задачей автобиографической прозы является выражение всей сложности отдельного человека и времени; Т.М. Колядич определяет ее как хронологическое изложение материала, способствующего исследованию психологии личности; H.A. Николина связывает автобиографическую прозу с самопознанием, постепенным открытием своего «Я» \ По мнению большинства литературоведов, изучающих специфику автобиографической прозы, ее основополагающими признаками являются: субъективность и ретроспективность изложения; воссоздание жизненных явлений с позиций временной дистанции от описываемой реальности. В момент изображения личность автора- повествователя находится в другой системе отношений и оценок. Психологизм, который проявляется через внутренние монологи, лирические описания, портретные описания, сны, оценки действующих лиц автобиографическим героем, - все это также входит в характеристику автобиографической прозы.

    История становления и развития русской автобиографической прозы насчитывает несколько столетий. Однако ее расцвет приходится на вторую половину XIX в. Это время в России ознаменовалось бурными переменами в общественно-политической жизни, которые, безусловно, способствовали оживлению культурной и литературной жизни. Важнейшим фактом русской жизни стало усиление роста общественного и личностного самосознания. Причины, побудившие к созданию автобиографической (равно как и мемуарной) литературы во второй половине XIX в., были обусловлены обостренным вниманием к внутренней жизни личности. Резко возросший в этот период пристальный интерес к психологии человека стимулировал и неизбежно связанный с ним процесс самопознания. Со стороны писателей и

    1 Елизаветина, Г.Г. Становление жанра автобиографии [Текст] / Г.Г. Елизаветина // Русский и западноевропейский классицизм. - М.: Наука, 1982. - С. 245; Колядич, Т.М. Воспоминания писателей: проблемы поэтики жанра [Текст] / Т.М. Колядич. - М.:Мегатрон, 1998. - С. 237; Николина, H.A. Поэтика русской автобиографической прозы [Текст] / H.A. Николина. — М.: Флинта: Наука, 2002. — С. 9 поэтов активизируется внимание к «внутреннему человеку». Объектом самонаблюдения, психологического анализа становится сама личность автора. Автохарактеристика осознается писателем как самый необходимый элемент повествования. Воспоминания как способ изображения действительности представляют собой мотивировку психологического состояния авторов. Основания для написания автобиографической прозы заключаются во внутренней потребности авторов объяснить свой жизненный путь, осмыслить обстоятельства жизнедеятельности. Установка на повествование от первого лица в автобиографической прозе определяет и повествовательную интонацию, и форму изложения в виде непосредственного рассказа. Под образом «я» в структуре повествования обнаруживаются непосредственно автор-повествователь и

    объективированный герой-рассказчик автобиографического произведения.

    Русская автобиографическая проза середины XIX в. представляет собой закономерный результат перехода от собственно документальных жанров к произведениям с автобиографическим героем. В это время наблюдается подъем такого рода автобиографической прозы, в которой писатель стремился создать целостный и заранее определенный образ своей личности. Он не просто реконструировал свою жизнь, а размышлял над процессом ее трансформации: «предметом изображения в автобиографической прозе с течением времени становится не былое само по себе, а «былое» в связи со становлением внутреннего мира автора текста» [109, с. 9].

    На фоне обширного распространения в общественном сознании записок, дневников, биографий во второй половине 19-го столетия, авторами которых были люди преимущественно творческих профессий, происходит расцвет русской автобиографической прозы. Из автобиографических текстов середины XIX в. выделяются: «Семейные хроники» С.Т. Аксакова (18561858), трилогия Л.Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность» (1850-е гг.); «Былое и думы» А.И. Герцена (1852), тетралогия Н.Г. Гарина-

    Михайловского (1890); «Литературные и театральные воспоминания» (18561858) С.Т. Аксакова, «Мелочи из запаса моей памяти» (1854) М.А. Дмитриева, «Литературные воспоминания» (1861) И.И. Панаева и др. Среди них особое место принадлежит автобиографическим произведениям поэтов второй половины XIX в. - «Мои литературные и нравственные скитальчества» A.A. Григорьева, «Старина и мое детство», «Мои студенческие воспоминания» Я.П. Полонского, «Ранние годы моей жизни», «Мои воспоминания» A.A. Фета.

    Обращение к автобиографической прозе явилось не только способом передать свои переживания, мысли и эмоции, но и было обусловлено стремлением поэтов запечатлеть панорамность русской жизни второй половины 19-го столетия, изобразить своих современников, рассказать историю своей семьи. Безусловно, поэтическое и прозаическое творчество, литературная критика были для них приоритетными видами деятельности. A.A. Григорьев, Я.П. Полонский, A.A. Фет - это художники слова, и их творчество представляет собой синтез поэзии, художественной прозы и литературной критики. Вместе с тем, не испытывая творческого кризиса, они в поисках более глубокого внутреннего самоанализа, связанного с действительными перипетиями внешнего мира, обратились к написанию своих воспоминаний. Как и в поэзии, автор-повествователь в их автобиографической прозе отталкивается от своего личного, интимного жизненного опыта. Лирика поэтов близка созданной ими

    автобиографической прозе именно на эмоциональном уровне, т.к. выражение эмоций, чувств, субъективность — черты, как поэзии, так и их автобиографического повествования.

    Автобиографическое наследие - один из аспектов художественного мира A.A. Григорьева, Я.П. Полонского, A.A. Фета, изучение которого позволяет выявить художественную специфику и значимость их воспоминаний в истории русской литературы. Самоанализ, самораскрытие,

    саморефлексия, явленные в их в автобиографической прозе, дают более полное представление о личностях рассматриваемых нами поэтов. По словам М.М. Бахтина, человеческое существо невозможно понять без того, чтобы в представлении о нем, в художественном образе не была схвачена та сторона человека, которая делает его главным лицом жизни. В изображении индивидуальности человеческого «я» должна произойти и выразиться «встреча двух сознаний: сознания самой изображаемой личности, получившей возможность подать свой голос и быть в полной мере услышанной, и сознания автора» [20, с. 80].

    Центральное место в композиционной структуре автобиографической прозы данных авторов занимают образ автобиографического героя (образ «я»), время и память. В воспоминаниях A.A. Григорьева, Я.П. Полонского, A.A. Фета мы сталкиваемся, прежде всего, с генетической, родовой памятью, «памятью рода». Данный вид памяти будет активно использоваться в \ автобиографической прозе XX века (например, И.А. Буниным («Жизнь Арсеньева»), В.В. Набоковым («Другие берега»)).

    Известно, что в основе любого творчества лежит воспоминание души о своей сущности. По мнению М.М. Бахтина, «память» в мемуарах и автобиографиях изначально имеет особый характер — это память о своей современности и о себе самом [20, с. 45]. Согласно концепции ученого, авторское сознание может существовать в форме внутренних диалогов. Специфические диалоги, участниками которых становятся «разновременные «Я»» человека, возможны только на основе рефлексируемых компонентов автобиографической памяти. Человек осознает свое прошлое с помощью воспоминания, акта памяти, вызывающего в сознании прошедшие события. В ходе этого процесса они воспроизводятся и вновь переживаются, хотя и несколько иным образом. Автобиографический рассказ позволяет субъекту создать ощущение фактической реальности пережитого в прошлом событии. Так, в произведениях поэтов память

    свойством автобиографического героя, структурным «каркасом» их автобиографических текстов. Автобиографическая память активна, в ней есть творческий, преображающий элемент. Согласно H.A. Бердяеву, «память совершает отбор, многое она выдвигает на первый план, многое же оставляет в забвении, иногда бессознательно, иногда же сознательно» [25, с. 251-252]. Таким образом, активная память непременно включает в себя и творческое усилие. Особую значимость тема памяти в западноевропейской и русской литературах приобрела во второй половине XIX в., который ученые называют «золотым веком» русской мемуаристики. Сознание мемуариста ищет в памяти опору, «которая упрочила бы его связи с быстро меняющейся жизнью» [92, с. 90]. Скоротечность, изменчивость движений жизни (детство- юность-старость) соединяются, таким образом, со статичным состоянием памяти. С памятью в тесной связи находится временная организация автобиографического текста. Память автобиографического героя формируется из отрывочных фрагментов, которые могут иметь различные пространственно-временные координаты. Писатель стремится преодолеть власть времени, сделать его обратимым, остановить его отдельные мгновения с помощью воспоминаний.

    Восприятие творчества A.A. Григорьева, Я.П. Полонского, A.A. Фета исключительно в их лирической ипостаси не даёт полной картины мира этих художников. Их автобиографическое наследие менее изучено, чем их поэзия, художественная проза и критика. Большинство автобиографических текстов A.A. Григорьева, Я.П. Полонского, A.A. Фета все еще остаётся за рамками собственно художественной словесности, представляя интерес, прежде всего, как авторитетный источник сведений о жизни, системе взглядов и специфике творческой индивидуальности поэтов. Между тем, автобиографическая проза является важной составляющей художественного наследия и A.A. Григорьева, и Я.П. Полонского, и A.A. Фета. Рассматриваемые нами авторы — это художники-мыслители, совмещающие в себе несколько дарований - поэта, критика, прозаика, мемуариста; это такие творческие натуры, которые не должны рассматриваться и поддаваться односторонним определениям и характеристикам. В нашей работе подчеркивается необходимость качественно нового взгляда на A.A. Григорьева, Я.П. Полонского, A.A. Фета как на прозаиков.

    Исследование автобиографической прозы поэтов дает возможность не только выявить черты, особенности эпохи, в которой они формировались как поэты, но и проанализировать структуру такого специфического образа, как образ «я», сформированного под влиянием их собственного лирического опыта; решить вопрос о жанровой специфике и особенностях поэтики их произведений. Недостаточная разработанность данной проблемы в отечественном литературоведении представляет для нас особый исследовательский интерес и обусловливает актуальность темы диссертационной работы, направленной на изучение поэтики

    автобиографической прозы поэтов.

    Степень разработанности проблемы. Первые попытки A.A. Григорьева, Я.П. Полонского, A.A. Фета осмыслить собственную жизнь мы обнаруживаем в их художественной прозе, характерной чертой которой является автобиографизм. Известно, что художественная проза поэтов не имела такого успеха у современников, как их лирическое творчество. Суждения о ней появляются у литературоведов более позднего времени. При этом в литературоведении за прозой Фета, например, давно уже установилась репутация автобиографичности. Репутация эта опирается, в первую очередь, на то, что исследователям и читателям ярко бросаются в глаза многочисленные параллели между прозаическими текстами и биографией A.A. Фета.

    Одно из первых упоминаний о прозе A.A. Фета мы встречаем в работе Б.Садовского «Фет-прозаик» (1915), где подчеркивается автобиографичность прозаических произведений поэта. По мнению исследователя, «как летописец, Фет может рассказать только о том, что в действительности с ним когда-то было» [113, с. 68]. В своих автобиографических произведениях A.A. Фет использовал многие приемы изображения жизни, которые он применял в ранней прозе. А.Е. Тархов по этому поводу пишет: «это качество прозы Фета сопоставимо с «дневниковой природой» художественного очерка у молодого J1.H. Толстого, но особенно близко манере A.A. Григорьева, рассказы которого заполняются материалами дневников и писем» [133, с. 363].

    Точку зрения Б. Садовского и А.Е. Тархова разделяют и современные исследователи Т.О. Земледельцева и С.Т. Евгеньев, которые отмечают, что поэту плохо давались выдуманные характеры и сюжеты. По их мнению, с одной стороны, «Фет использовал уже наработанные литературой сюжетные коды, а с другой - восстанавливал в своей творческой памяти знакомые лица» [62, с. 113].

    Этой же позиции придерживается М.В. Строганов, полагая, что «автобиографическая и художественная проза Фета построены, казалось бы, без «выдумки», их сюжетные построения опираются буквально на факты жизни» [65, с. 154]. Н.З. Коковина, автор ряда работ, посвященных творчеству A.A. Фета, также отмечает, что установка на правдивое воспроизведение виденного, слышанного, пережитого - характерная черта и Фета-прозаика. Прозаические произведения Фета напоминают записки, подчёркнутая автобиографичность которых роднит их с «Воспоминаниями» поэта [81, с. 43].

    Таким образом, отличительная особенность фетовских рассказов — обнажённая автобиографичность: их сюжеты — фрагменты его биографии, их материал — жизненные события, душевный опыт, размышления поэта. Рассказы поэта «Дядюшка и двоюродный братец», «Не те», «Вне моды», «Кактус», «Каленник» предшествовали работе A.A. Фета над воспоминаниями. Эти и другие произведения написаны на основе реальных жизненных впечатлений.

    Автобиографизм, многообразие способов и приемов психологического изображения, которые воплощаются в развитой системе неповествовательных форм: подробных наблюдениях, лирических отступлениях, вводных рассуждениях свойственны прозе Я.П. Полонского. Б.М. Эйхенбаум в статье «Я.П. Полонский», опираясь на критические отзывы H.A. Добролюбова, обратил внимание на то, что в своих рассказах Я.П. Полонский «не удаляется от того характера, который мы находим господствующим в его стихотворениях <...> в них всегда рисуется перед нами — или какая-нибудь оригинальная личность, или, наконец, придается какая-нибудь таинственность внешней обстановке» [154, с. 23].

    Художественная проза Я.П. Полонского разнообразна в жанровом отношении: многочисленные рассказы, например, «Статуя весны», «Груня», романы «Признания Сергея Чалыгина», «Женитьба Атуева», автобиографический роман «Дешевый город», повесть «Во дни помешательства», о которой современник поэта Е. Гаршин, в частности, писал: «... в своей повести г. Полонский является именно таким чутким художником, старающимся в объективных образах запечатлеть черты переживаемой нами действительности. В общем, у автора получается целая картина, хотя не большая по размеру, но серьёзно-законченная и строго- цельная. Все, без исключения, действующие лица повести очерчены жизненно и правдиво; в общую плавную волну рассказа вливаются струи добродушного юмора, глубокого драматизма и блещущей простой лирики» [44, с. 150].

    Исследователь лирики русских поэтов Н.П. Сухова полагает, что «воспоминания Полонского и Фета представляют для нас очень большую ценность, подробно освещая жизнь студенческой среды, философские интересы которой тесно сплетались и в которой закладывались основы романтического мировоззрения двух будущих поэтов» [129, с. 8]. Лирика Я.П. Полонского и A.A. Фета, по ее мнению, отмечена психологическими достижениями, связанными с ее «музыкальной» романсной основой. Исследователь также замечает, что в поэзии Полонского присутствуют прозаические, разговорные интонации, подробности городского быта. В нашей работе мы отмечаем, что сюжетно-психологическин характер носят и проза поэтов, и их автобиографические сочинения.

    В типологическом ряду: Полонский - Фет - Григорьев, последний занимает особое место. Поэзия A.A. Григорьева предельно личностна, отражает душевные состояния и переживания автора. Исследователи творчества Григорьева не раз обращали внимание на автобиографичность творчества поэта. С.Н. Носов указывает на то, что проза A.A. Григорьева в своем идейно-психологическом звучании соединяет и трагическое чувство судьбы, рока, и головокружительное чувство свободы жизни. Григорьеву присущ автобиографизм всех видов творчества - лирики, прозы и критики [110, с. 14]. «Писателя более автобиографичного, чем Аполлон Григорьев не может быть во всей русской литературе», — писал Р.В. Иванов-Разумник в своих комментариях к книге «Воспоминания» (1930) [67, с. 593]. Художественная проза A.A. Григорьева - это своеобразный «ключ к расшифровке» лирики поэта.

    Рассказы A.A. Фета, A.A. Григорьева и проза Я.П. Полонского глубоко автобиографичны. Их художественная проза, как и поэзия, ставившая перед собой задачу выразить самую суть духовного человеческого бытия, явилась переходным звеном от лирики к автобиографическим сочинениям. Автобиографизм творчества потребовал от писателей подлинного и чрезвычайно напряженного погружения в собственное личное прошлое, реальной работы памяти, которая не может быть заменена вымыслом, - т.е. работы с собственной сутью, которая явилась фундаментом их произведений. В собственно художественной прозе поэтов были сформированы те принципы, по которым будут построены их автобиографические тексты: автобиографичность, психологизм, лиризм. Стилевое своеобразие автобиографической прозы поэтов заключается в использовании ими тех же образов, мотивов, художественных приемов, что и в поэтических, и в прозаических текстах.

    Между тем, собственно автобиографический жанр в творчестве A.A. Григорьева, Я.П. Полонского и A.A. Фета исследователями практически не изучен. Существуют лишь некоторые упоминания в отдельных работах и диссертационных исследованиях, посвященных поэзии или прозе поэтов.

    Таким образом, в настоящее время в отечественном литературоведении систематический интерес к изучению автобиографического наследия поэтов как важнейшей составляющей их художественного творчества только начинает формироваться.. При этом, если автобиографическая проза A.A. Фета и A.A. Григорьева привлекает внимание в различных аспектах, то литературоведческие работы, в которых прямо или косвенно указывалось бы на автобиографическую прозу Я.П. Полонского, на сегодняшний день отсутствуют. Наше исследование является одним из первых в осмыслении автобиографического творчества этого поэта.

    Цель исследования - выявить жанровое своеобразие автобиографической прозы A.A. Григорьева, Я.П. Полонского и A.A. Фета и особенности ее поэтики, направленной на раскрытие образа автобиографического героя.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    дать обзор существующим в современном литературоведении работам по истории и поэтике мемуарно-автобиографического жанра и обосновать принадлежность произведений «Мои литературные и нравственные скитальчества» A.A. Григорьева, «Старина и мое детство», «Мои студенческие воспоминания» Я.П. Полонского, «Ранние годы моей жизни», «Мои воспоминания» A.A. Фета к жанровой разновидности автобиографической прозы — воспоминаниям, тяготеющим к беллетризованной форме;

    определить место воспоминаний A.A. Григорьева, Я.П. Полонского и A.A. Фета в контексте мемуарно-автобиографической литературы XIX в. как произведений, соединяющих в себе лирическое и прозаическое начала;

    установить взаимосвязь между автобиографическим и лирическим героем A.A. Григорьева, Я.П. Полонского, A.A. Фета;

    выявить особенности образа автобиографического героя и способы его выражения в автобиографическом повествовании A.A. Григорьева, Я.П. Полонского и A.A. Фета;

    выявить временную локализацию автобиографического героя воспоминаний A.A. Григорьева, Я.П. Полонского, A.A. Фета;

    определить степень значимости мнемонических элементов (памяти, времени) в художественной структуре автобиографических произведений A.A. Григорьева, Я.П. Полонского, A.A. Фета;

    установить типологическую общность и отличия между автобиографическими произведениями A.A. Григорьева, Я.П. Полонского, A.A. Фета.

    Объект исследования - автобиографические произведения A.A. Григорьева «Мои литературные и нравственные скитальчества», Я.П. Полонского «Старина и мое детство», «Мои студенческие воспоминания»; A.A. Фета «Ранние годы моей жизни» и «Мои воспоминания», рассматриваемые в диссертации как воспоминания, тяготеющие к беллетризованной форме.

    Предмет исследования — поэтика автобиографических произведений A.A. Григорьева, Я.П. Полонского, A.A. Фета.

    Научная новизна работы состоит в первом в отечественном литературоведении сравнительно-типологическом изучении

    автобиографической прозы A.A. Григорьева, Я.П. Полонского и A.A. Фета. Автобиографическое наследие данных авторов рассматривается как предтеча «прозы поэта», появившейся в 20-м столетии. Воспоминания поэтов осмыслены в русле традиций русской автобиографической прозы XIX в. (С.Т. Аксакова, JT.H. Толстого, А.И. Герцена). В диссертационном исследовании выявлены такие сущностные признаки автобиографической прозы A.A. Григорьева, Я.П. Полонского, A.A. Фета, как импрессионистические тенденции, «память рода», особая ритмическая структура, передающая эмоциональность текста, с помощью членения прозаического отрывка на небольшие фрагменты благодаря индивидуальной системе знаков препинания. Воспоминания A.A. Григорьева, Я.П. Полонского и A.A. Фета послужили мощным импульсом для развития лирической прозы, в которой становление и развитие авторского «я» художественно постигается в контексте культуры и динамике исторического процесса.

    Методы исследования работы: биографический, сравнительно- типологический метод с элементами культурно-исторического метода и структурно-семантического анализа.

    Теоретической и методологической базой исследования стали труды отечественных и зарубежных учёных по истории и теории литературы. Мы опирались на работы по теории мемуарно-автобиографического жанра — М.М. Бахтина, Г.Г. Елизаветиной, Л.Я. Гинзбург, А.Г. Тартаковского, Д.В. Затонского, Л.Я. Гаранина, Л.И. Бронской, В. Хубач, Ф. Лежена, К. Виолле, Т. Клаймен; теории стихосложения — Н.Я. Бройтмана, Б.О. Кормана, Ю.Н. Тынянова, Б.В. Жирмунского; поэтике мемуарно-автобиографической литературы XIX в. - О.Г. Егорова, Е. Гречаной, C.B. Татаркиной; поэтике автобиографической прозы - H.A. Николиной, Т.М. Колядич, Л.Н. Савиной, И.И. Кулаковой, Б.В. Аверина. В диссертации использовались работы из области семиотики культуры М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана; автор диссертации учитывал результаты исследований, посвященных творчеству поэтов (Р. Виттакера, Б.Ф. Егорова, М.В. Строганова, Т.Л. Власенко и др.).

    Исследуя концепцию «внутреннего человека», мы привлекали работы А.Б. Есина, Е.Г. Эткинда, В.В. Башкеевой. В работе учтены исследования, посвященные категории памяти, - М.А. Дмитровской, Г.В. Лебедевой, А. Бергсона, H.A. Бердяева, Н.З. Коковиной, Э.Д. Томпсон, О.В. Евдокимовой.

    Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты работы могут использоваться для углубленного изучения творчества A.A. Григорьева, Я.П. Полонского, A.A. Фета. Основные положения диссертации могут быть включены в курс лекций по истории русской литературы и в спецкурсы, посвященные творчеству поэтов.

    Структура исследования предполагает наличие в работе трех глав: в первой рассматриваются специфика мемуарно-автобиографического жанра и воспоминаний, тяготеющих к беллетризованной прозе, как особой жанровой разновидности, своеобразие автобиографической прозы второй половины XIX в. и место в ней автобиографических произведений A.A. Григорьева, Я. П. Полонского, A.A. Фета; во второй - общность и различие автобиографического и лирического героев в творчестве названных авторов; концепция образа «я» и воспоминания поэтов о детстве; в третьей — мнемонические элементы автобиографической прозы поэтов (категория памяти и категория времени).

    Исследование прошло апробацию на следующих научных конференциях: международной научно-практической конференции «Культура и образование: проблемы и перспективы развития» (Улан-Удэ, 2006); всероссийской научно-практической конференции «Научное творчество молодежи» (Кемерово, 2007); всероссийской межвузовской научно-практической конференции «Художественный текст: варианты интерпретации» (Бийск, 2007); всероссийской научно-практической конференции «Филологическое образование: проблемы и перспективы развития» (Улан-Удэ, 2007); XV Международной научной конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва, 2008);

    международной научно-методической конференции «Проблемы славянской культуры и цивилизации» (Уссурийск, 2008). Материал диссертации отражен в семи научных статьях и тезисах докладов.

    На защиту выносятся следующие положения:

    По своим сущностным характеристикам автобиографические произведения A.A. Григорьева, Я.П. Полонского, A.A. Фета принадлежат к жанровой разновидности автобиографической прозы — воспоминаниям, тяготеющим к беллетризованной форме.

    Воспоминания A.A. Григорьева, Я.П. Полонского, A.A. Фета наряду с традиционными особенностями автобиографического жанра: ретроспективность изложения, субъективность, передача исторических реалий действительности, самоанализ, - обладают рядом таких специфических черт, как эмоциональность повествования, лиризм, экспрессивный психологизм, импрессионизм, риторичность речи, особая ритмическая организация текста, связанных с поэтическим миром поэтов.

    Одним из основных образов в воспоминаниях A.A. Григорьева, Я.П. Полонского, A.A. Фета является образ автобиографического героя (образ "я"), саморефлексия которого достигается через психологизм, внешние впечатления, описания других лиц, внутренние и метафорические жесты, воспоминания о детстве. Способами самораскрытия образа автобиографического героя являются автохарактеристика, оценка окружающего мира, социально-культурных феноменов, интенции и умозаключения автобиографического героя.

    Стержневой объект самоанализа и саморефлексии образа автобиографического героя - воспоминания о детстве, которые раскрывают внутреннюю сущность автобиографического «я». Личностностно-значимые образы (топосы дома, усадьбы, образы родителей, дворовых людей), символизируя мир детства, способствуют раскрытию образа «я», выявлению психологических процессов, которые сыграли знаковую роль в

    формировании личности самого автора.

    Память в рассматриваемых произведениях — жанроопределяющая категория, проявляющаяся присутствием нескольких своих разновидностей: «память детства» (первичная детская, ребяческая), историческая, «память сердца», литературная память; фамильная, «память рода».

    Типологическая общность воспоминаний проявляется поэтическим мировидением, развитием внутреннего мира автобиографического героя. Неповторимая индивидуальная особенность каждого автора выражается в ряде отличий, свойственных их воспоминаниям (историзм у A.A. Григорьева, психологическое начало Я.П. Полонского, импрессионизм A.A. Фета).

    Похожие диссертации на Поэтика автобиографической прозы русских поэтов второй половины XIX в.: А.А. Григорьева, Я.П. Полонского, А.А. Фета