Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Поэтика циклов И. Э. Бабеля "Конармия" и "Одесские рассказы" Ли Су Ен

Поэтика циклов И. Э. Бабеля "Конармия" и "Одесские рассказы"
<
Поэтика циклов И. Э. Бабеля "Конармия" и "Одесские рассказы" Поэтика циклов И. Э. Бабеля "Конармия" и "Одесские рассказы" Поэтика циклов И. Э. Бабеля "Конармия" и "Одесские рассказы" Поэтика циклов И. Э. Бабеля "Конармия" и "Одесские рассказы" Поэтика циклов И. Э. Бабеля "Конармия" и "Одесские рассказы" Поэтика циклов И. Э. Бабеля "Конармия" и "Одесские рассказы" Поэтика циклов И. Э. Бабеля "Конармия" и "Одесские рассказы" Поэтика циклов И. Э. Бабеля "Конармия" и "Одесские рассказы" Поэтика циклов И. Э. Бабеля "Конармия" и "Одесские рассказы"
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ли Су Ен. Поэтика циклов И. Э. Бабеля "Конармия" и "Одесские рассказы" : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 : СПб., 2005 190 c. РГБ ОД, 61:05-10/729

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Спор эстетики и политики: полемика 1920-30-х гг. вокруг «Конармии» и «Одесских рассказов» 13

Глава II. Герои «Конармии» и Конармия как герой 33

1. Введение 33

2. Старый мир: его ипостаси и составляющие 36

3. Новый мир и era адепты 45

4. Свидетель истории Кирилл Лютов 73

Глава III .«Одесские рассказы». Конец ретроспективной утопии 88

1. Введение 88

2. «Одесские рассказы» в зеркале критики 20-30-х гг. 91

3. Очерк «Одесса» как литературный манифест И. Бабеля 93

4. Поэтика цикла «Одесские рассказы» 110

4.1. Канонический состав цикла и время его создания 110

4.2. Место и время действия 112

4.3. Герой и тип конфликта 123

4.4. Художественная структура цикла 135

4.5. Одесса-герой и повествователь 145

4.6. Мир «Одесских рассказов» как мир ретроспективной утопии 147

4.7. Развязка конфликта в макросюжете цикла 153

Заключение 162

Список литературы 166

Введение к работе

Исаак Эммануилович Бабель принадлежит к писателям, чье творчество сформировалось на базе достижений русской культуры XIX - начала XX века. В его художественной личности высокий эстетический уровень соединился с необычными, используя термин Максима Горького, «моими университетами» -с постижением и практическим участием в круговерти революционной бури и Гражданской войны. Результатом явился необычный взлет творчества Бабеля в 1920-е годы, проявившийся в создании циклов рассказов «Конармия» и «Одесские рассказы». Современная Бабелю критика сразу отреагировала на это свежее литературное явление, и произведения вызвали бурную дискуссию современников. Но в 1930-е годы имя писателя гораздо меньше упоминалось в советской литературе, он стал объектом обвинения в сомнительном молчании. Как известно, в 1939 году Бабель был арестован и вскоре расстрелян (1940). Вплоть до 1957 года в СССР его творчество замалчивалось.

Несмотря на короткую писательскую судьбу и небольшой объем произведений, Бабелю посвящено огромное число научных работ. Российские ученые уделяли основное внимание историко-биографическому исследованию творчества писателя (работы Г, Белой, В. Ковского, Ф. Левина, Л. Лившица, И. Смирина, С. Поварцова), Изучением поэтики Бабеля занимались преимущественно зарубежные исследователи (Й. Баак, А. Жолковский, Э, Зихер, П. Карден, Ш. Маркиш, Дж. Фален, М. Эре, М. Ямпольский и др.), хотя в последнее время этот исследовательский аспект привлекает внимание и российских ученых (И. Есаулов, Е. Добренко, В. Эйдинова и др.). Национальные аспекты творчества Бабеля рассмотрены Я. Либерманом, М. Фридбергом и др. В последнее время наблюдается тенденция анализа

произведений писателя с точки зрения мифопоэтики (работы Ю. Щеглова и Т. Накамуры),

Тем не менее, как отметил один из исследователей Бабеля Виктор Ерлих, «несмотря на некоторые проницательные оценки его прозы и его судьбы, Бабель остается одним из наименее расшифрованных современных русских мастеров»1.

Основные причины «нерасшифрованное» творческого феномена Бабеля следующие: 1) проблема реконструкции истории текстов в связи с утратой рукописей циклов «Конармия» и «Одесские рассказы» ; 2) сознательная установка Бабеля на формирование авторского образа «хитрого» и «загадочного» писателя-«мистификатора» ; 3) полисемантичность текста, открывающего возможность разнообразных трактовок, порой противоречащих друг другу; 4) национальная специфика бабелевских произведений4. Все эти факторы обуславливают широкую разноплановость выводов исследователей творчества Бабеля, зачастую обуславливаемую различием в методах анализа наследия писателя.

Обычно произведения И. Бабеля разделяют на три категории по тематическому принципу: произведения «конармейские», «одесские» и «автобиографические»5.

Eriich V. Color and Line: The Art of Isaac Babel if Erlich V. Modernism and Revolution: Russian Literature in Transition. Harvard University Press. Cambridge, Messachusetts, London, England, 1994. P. 145.

2 Об этом см.: Ковский В. Судьба текстов в контексте судьбы // Вопросы литературы. 1995. № 1.С. 23-78.

См.: Катаев В. Алмазный мой венец: Роман, повести, рассказы. М., 2003. С. 483-484,; Иванова Т. Глава из жизни. Воспоминания. Письма И. Бабеля // Октябрь. 1992. № 5. С. 185,; Воспоминания о Бабеле, М., 1989.

4 Об этой проблеме см.: Либерман Я. Исаак Бабель глазами еврея. Екатеринбург, 1996. С. 6-10.

«Автобиографическими» считаются почти все рассказы, кроме «конармейских» и «одесских». Напр. «Детство. У бабушки», «Вечер у императрицы», «История моей

До сих пор главное внимание исследователей творчества писателя было направлено на его прославленный цикл «Конармия». В сравнении с ним второй бабелевский цикл - «Одесские рассказы» считался «вторичным явлением». Оба цикла чаще всего изучались отдельно, так как, на первый взгляд, они, действительно, представляются полностью автономными. Ряд критиков и ученых пытались выделить черты, объединяющие два цикла. Результаты их анализа можно разделить на четыре группы. Во-первых, еще при жизни Бабеля некоторые прозорливые критики, такие, как например, В. Полонский, М. Слоним, сравнили два произведения и пришли к выводу, что «Конармия» и «Одесские рассказы», в сущности, представляют собой этапы творческого пути писателя. Если в «Одесских рассказах» доминировало романтическое восприятие действительности, то в «Конармии» оно исчезало, и писатель переходил к более объективному жесткому реализму. Во-вторых, некоторые авторы отметили типологическое сходство героев обоих циклов. И конармейские герои (казаки), и одесские герои-налетчики являлись носителями силы. Обычно исследователи этой группы выдвигали на первый план «проблему насилия», в том числе связанного с эротизмом, и отмечали их эстетическую взаимосвязь6. В-третьих, некоторые исследователи считали, что два цикла объединяет общий предмет изображения - «страсть и хаос», и связывали такую характеристику изображаемого с самоидентификацией автора как еврея7. В-четвертых, дальнейшее развитие постулата о самоидентификации Бабеля приводило ученых к выводу о природе характерной для обоих циклов

голубятни», «Первая любовь», «Пробуждение», «В подвале», «Гюи де Мопассан», «Улица Данте», «Ди Грассо» и др.

6 Еще при жизни Бабеля сходство главных героев его циклов отмечали такие критики как
например, В. Вешнев и др. Главное современное исследование этого аспекта творчества
Бабеля: Sicher Е. Style and Structure in the Prose of Isaak Babel'. Ohio, Columbus, 1986. P. 39-
51.

7 Falen J. Isaac Babel. Russian master of Short Story. Knoxville, 1974. P. 59.

6 амбивалентности позиций автора и героя-повествователя (желание слиться с доминантной силой, и одновременно чувство отвращения к насилию; ностальгия по своему народу и, одновременно, желание избежать его участи). Как отмечал ряд ученых, амбивалентность является одной из основных особенностей поэтики бабелевского творчества8. Но, порой, сравнение двух циклов под этим углом зрения приводило исследователей к выводу, что «Одесские рассказы» менее объективны, чем «Конармия»9.

Несмотря на отмеченные попытки выявить общие черты двух циклов Бабеля, до настоящего времени в центре внимания исследователей находится «Конармия», а «Одесские рассказы» остаются несправедливо недооцененными. До сих пор отсутствуют исследования, обоснованно и развернуто рассматривающие существующую органическую связь двух циклов. Остается также нерешенным вопрос научного осмысления творческого замысла Бабеля одновременно создать два цикла.

Настоящая диссертационная работа базируется на двух постулатах, давно уже общепризнанных в бабелеведении. Во-первых, оба цикла создавались параллельно и одновременно в первой половине 1920-х годов, когда Бабель работал активнее всего. Можно утверждать, что во время работы над двумя произведениями в идейной позиции писателя не происходило никаких изменений10, и оба одновременно написанных цикла, взаимно дополняя Друг друга, отражают его мировоззрение. Во-вторых, как известно, основным способом изображения у Бабеля является прием контраста («игра

8 См.: Жолковский А.,Ямпольский М, Бабель/Babel. М., 1994. С. 8.

9 Маркиш Ш. Бабель и другие. М., 1997. С. 22,

10 Так утверждает ряд работ см.: Смирин И. «Одесские рассказы» И. Э. Бабеля // Труды
кафедры русской и зарубежной литературы. Алма-Ата, 1961. Вып. 3. С. 43.; Лившиц Л. К
творческой биографии Исаака Бабеля // Лившиц Л. Вопреки времени. Избранные работы.
Иерусалим-Харьков, 1999. С. 271-274.; Андрушко Ч. Жизнеописание Бабеля Исаака
Эммануиловнча, Poznan, 1993. С. 65.

антитезы»). Однако многие критики и исследователи, отмечая значение этого художественного приема, не применяли его к анализу бабелевских циклов и рассматривали каждый из них отдельно. Мы проанализируем значение этого приема для рассмотрения двуединства циклов и постараемся понять почему Бабель создавал их одновременно.

Актуальность диссертации определена тем, что она представляет собой первое развернутое научное исследование поэтики двух циклов И. Бабеля «Конармия» и «Одесские рассказы» как двух равнозначных составляющих творчества писателя.

Объектом исследования является проза И. Бабеля, рассматриваемая как целостное художественное явление.

В настоящей диссертации предметом анализа являются «Конармия» и «Одесские рассказы» Бабеля. Два цикла анализируются как произведения синтетического «жанра-ансамбля» (термин акад. Д. С. Лихачева). Можно согласиться с определением И. Эренбурга, который отметил, что творчество Бабеля разделяется на два мира - «дореволюционную Одессу и поход Первой Конной»11. Тщательное научное рассмотрение двух циклов в одной работе может способствовать решению задачи раскрытия целостности художественного мира Бабеля. При рассмотрении циклов мы исходили из того, что каждый из них является завершенным циклизованным произведением (т. е. имеет законченную художественную структуру) . В настоящей диссертации

11 Эренбург И. И. Бабель // Бабель И. Избранное. М., 1957. С. 6.

А. Жолковский полагает, что цикл «Конармия» трудно считать завершенным произведением. См.: Жолковский А. Метапортрет художника в юности // Жолковский А., Ямпольский М. Бабель/Babel. Мм 1994. С. 16. Но большинство ученых считают циклы «Конармия» и «Одесские рассказы» целостными и завершенными. В диссертации мы опираемся на мнение большинства исследователей. Так, например, Е. Добренко убедительно доказывает смысл циклизации рассказов «Конармия». См.: Добренко Е, Логика цикла // Белая Г., Добренко Е., Есаулов И. «Конармия» Исаака Бабеля. М, 1993. С.

принимаются за основу доказанные исследователями параметры

канонического текста циклов, согласно которому «Конармия» состоит из 34-х рассказов; «Одесские рассказы» - из 4-х произведений.

Цель диссертации - анализ двух циклов И. Бабеля («Конармия» и «Одесские рассказы») как единого художественного целого и выявление их существенной органической связи на структурном и идейном уровне. Цель исследования диктует свои задачи:

1. Изучение художественных особенностей двух циклов Бабеля в
контексте творческого наследия Серебряного века, и прежде всего, русского
символизма.

2. Анализ поэтики «Конармии» и «Одесских рассказов» (герои,
сюжет, характер конфликта и пр.), а также сопоставление параметров
художественного времени, пространства, структуры и образов обоих циклов.

Научная новизна исследования заключается в предпринятом впервые сопоставительном анализе поэтики «Конармии» и «Одесских рассказов» Бабеля; в раскрытии эстетических, философских и культурологических связей между ними и в выявлении принципов их слияния в единое художественное целое.

Методология исследования. Диссертационная работа предполагает историко-литературный и сравнительно-типологический методы анализа, рассмотрение философско-эстетических воззрений И. Бабеля в рамках обширного историко-культурного контекста.

Теоретической основой исследования стали работы С. С. Аверинцева, М. М. Бахтина, Н. В. Корниенко, А. В. Лаврова, Д. С. Лихачева, Б. В.

39. И. Есаулов также рассматривает цикл «Одесские рассказы» как четко циклизированное произведение. См.: Есаулов И. «Одесские рассказы» Исаака Бабеля: Логика цикла // Москва. 2004. № 1. С. 204-216.

9 Томашевского, В. Н. Топорова, В. Е , Хализева и др. На защиту выносятся следующие положения:

  1. Анализ прижизненной критики двух циклов Бабеля показал, что в 20-е годы началось исследование их поэтики и наметилась тенденция к выявлению параметров целостного художественного мира писателя. Однако с начала 30-х годов идеологические критерии стали подменять эстетические, что на долгие годы задержало научное исследование творчества Бабеля.

  2. Анализ поэтики каждого цикла, а затем сопоставительный анализ поэтики «Конармии» и «Одесских рассказов» позволил сделать следующие выводы:

  1. «Конармия» - повествование о настоящем, чья сила направлена на разрушение прошлого во имя фантастического будущего. «Одесские рассказы» - изображение ретроспективной утопии.

  2. Оба цикла соединяются в целостную картину художественного видения исторического развития. История возникает в обликах прошлого, настоящего и будущего.

  3. «Прошлое» показано в облике идеализированной ушедшей Одессы («Одесские рассказы», «Настоящее» явлено в образе несущих смерть красноармейцев («Конармия»).

  4. Соположение двух циклов на основе принципа контраста позволяет прояснить скрытую авторскую позицию. Для Бабеля чаемое «светлое будущее», построенное на смерти людей и тотальном разрушении старого, -это антиутопия. Создав одновременно два цикла («Конармию» и «Одесские рассказы»), «молчальник» Бабель методом «игры антитезы» художественно ясно высказал все, что хотел сказать современникам и потомкам.

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы из 372 наименований.

В Первой главе рассматривается история полемики, возникшей вокруг «Конармии» и «Одесских рассказов» при жизни автора. Появление бабелевских циклов вызвало самые разнообразные отклики критиков-современников, стоящих на различных эстетических и идейных позициях. Крайняя противоречивость их мнений отражает изначальную полифонию сложного художественного мира Бабеля. Но именно эта полемика (с активным участием С. Буденного - прототипа одного героя «Конармии») сыграла роковую роль в трагической судьбе писателя.

Во Второй главе при рассмотрении уже достаточно хорошо изученного цикла «Конармия», мы стремимся обобщить и максимально учесть при дальнейшем анализе наиболее значимые концепции. В данной главе художественная структура цикла «Конармия» рассматривается как целостное художественное произведение. Для раскрытия идейно-художественной структуры цикла применен метод анализа системы его героев, рассмотренных в их отношении к доминирующему акту, каким в «Конармии» предстает акт разрушения (деструкции). Каждый из персонажей может быть; 1) объектом разрушения; 2) субъектом разрушения; 3) раздвоенным наблюдателем разрушения. В ходе анализа рассмотрено соотношение двух антагонистических миров: 1) «старого мира» - мира объектов разрушения (мира статики = культуры) и 2) «нового (мира динамики = варварства = грядущего «светлого будущего»), о котором мечтают субъекты разрушения - конармейцы. В главе проанализирована амбивалентная позиция человека «пограничного сознания» -повествователя Лютова. Анализ системы героев позволяет уточнить генезис

11 жанра «Конармии», восходящей по своему макросюжету и системе персонажей к античной трагедии (два протагониста и хор). Подобная организация повествования соответствует основной теме произведения — теме насильственного разрушения.

Объектом исследования в Третьей главе являются «Одесские рассказы», которые, по нашему мнению, являются произведением, положившим в литературе начало «одесскому мифу» и выражающим ранние эстетические принципы Бабеля. «Одесские рассказы», кажущиеся простым произведением, на самом деле включают в себя огромный историко-культурный контекст. В диссертации «Одесским рассказам» уделяется больше внимания в связи с тем, что по сравнению с «Конармией» они менее изучены. В данной главе предметом анализа являются не только цикл «Одесские рассказы» (4 рассказа), но и очерк «Одесса», и поздние рассказы, в которых действуют те же герои , что и в «Одесских рассказах», но действуют уже на ином историческом фоне (послереволюционной Одессы).

Достоверность полученных результатов обеспечивается использованием комплекса современных литературоведческих методов, а также внутренней непротиворечивостью результатов исследования.

Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы при чтении вузовских курсов по истории русской литературы XX века; спецкурсов и спецсеминаров по истории советской литературы 20 -30-х годов, по творчеству И. Бабеля и авторов «Одесской школы». Диссертационная работа может быть полезной кафедре «Русская литература» южно-корейского университета Чунг-Анг, разрабатывающей тему: «Проблемы развития литературы в 1920 - 1930-е годы». Данные исследования могут быть также использованы в практике преподавания в средней школе.

Апробация работы : Основные положения диссертации изложены в статьях 1) "Структура деструкции (К вопросу о поэтике «Конармии» И. Бабеля)" в журнале «Ойгукхак Ёнгу» (The Journal of Foreign Studies), Ансонг (Республика Корея), 2004, Vol. 8. P. 151-172; 2) "Об одном лейтмотиве в «Конармии» И. Бабеля" в сборнике «Герменевтика в гуманитарном знании», СПб., 2004. С. 143-146.; 3) "Спор эстетики и политики (Полемика 1920 - 1930-х годов вокруг «Конармии» и «Одесских рассказов» И. Бабеля)" в журнале «Русская литература», СПб., 2004. № 3. С. 211-220. По материалам диссертации сделан научный доклад на Международной научно-практической конференции «Герменевтика в гуманитарном знании» (СПб., Международная Академия Высшей Школы; Невский Институт языка и литературы, 21-23 апреля 2004 г.)

Старый мир: его ипостаси и составляющие

В "Конармии" действие происходит в границах Польши и Украины 1920 года во время Гражданской войны. В смысле историко-географическом это пограничное место104 постоянно было объектом раздора между разными странами, и его государственная принадлежность часто менялась. В результате в этом топосе стали сосуществовать разнообразные культуры. В новелле "Берестечко" довольно длинно и подробно (для Бабеля) рассказывается о быте пограничного места, то есть, о смешении и сосуществовании разных культур в месте действия "Конармии" : "Больше всего здесь евреев, а на окраинах расселились русские мещане - кожевники. Они живут чисто, в белых домиках за зелеными ставнями. Вместо водки мещане пьют пиво или мед, разводят табак в палисадничках и курят его из длинных гнутых чубуков, как галицийские крестьяне. Соседство трех племен, [здесь и далее в тексте курсив мой -Л.СМ.] деятельных и деловитых, разбудило в них упрямое трудолюбие, свойственное иногда русскому человеку, когда он еще не обовшивел, не отчаялся и не упился. ... Отростки, которым перевалило за три столетия, все еще зеленели на Волыни теплой гнилью старины. Евреи связывали здесь нитями наживы русского мужика с польским паном, чешского колониста с лодзинскои фабрикой. .„ Берестечко нерушимо воняет и до сих пор, от всех людей несет запахом гнилой селедки. Местечко смердит в ожидании новой эры, и вместо людей по нему ходят слинявшие схемы пограничных несчастий В таких городках, местечках и деревнях (Новоград, Новоград-Волынск, Берестечко, Житомир, Чесники, Хотин, Будятичи и др.), которые Конармия проходит или берет с боями, обитают разные нации: главным образом, евреи, поляки106, русские и украинские крестьяне107. В пространственном отношении евреи и поляки связаны с центрами их религиозного культа (синагогой, костелом), тогда как украинцы и русские - с местами их повседневного обитания (селами и деревнями). Примечательно, что православные храмы упоминаются в «Конармии» гораздо меньше, чем синагоги и костелы. Но столь разных по национальной природе и столь разно пространственно ориентированных героев объединяет одно. Все они и их органичное пространство подвергаются разрушению. Исследователь Н. Лейдерман заметил, что «мотив осквернения святынь образует подводный сквозной сюжет бабелевского цикла» . Развивая свою мысль далее, он справедливо указал, что там, где прошла Конармия, "разрушены вековые устои дома и семьи", "осквернены ритуальные предметы", "оскверняются храмы".109 Разрушение пространства поляков, т. е., костелов и храмов представлено главным образом в рассказах "Костел в Новограде" и "У святого Валента". Когда в "Конармии" главный рассказчик Лютов описывает костел и синагогу, он обращает первостепенное внимание на такую характеристику этих религиозных помещений как их "древность" : "Храм этот древен и полон тайн" (Т. 1. С. 293); "Обточенные серые камни с трехсотлетними письменами" (Т. 1. С. 340); "За три столетия, все еще зеленели на Волыни теплой гнилью старины"(Т. 1. С. 350); "Древний костел" (Т. 1. С. 365) и т. п.

Не только пространство местечек, захватываемых Конармией, но и живущие в них люди - евреи и поляки - вместе так или иначе связаны со стариной, с религиозно-культурными ценностями. Самым ярким примером человека этого типа является герой одноименного рассказа - старьевщик Гедали, в лавке которого все вещи связаны с ушедшими временами. Обобщая, можно сделать вывод, что Бабель представляет нам не столько разные социумы, основанные на разных религиозно-культурных основах (перед читателями встают тени великих мировых религий - католицизма и иудаизма ( в форме хасидизма110), но создает целостный образ базирующегося на старых ценностях европейского культурного мира.

Иной мир, также основанный на древних, хотя более на языческих, чем монотеистических верованиях, составляет мир крестьянства. Его обитатели также веками жили в своих деревнях и селах по законам патриархального, близкого к природе, бытия. Поскольку действие "Конармии" разворачивается в реальном географическом пространстве былых частей российской империи -Польши и Украины, то этот мир является третьей составляющей единого в своей внутренней статике старого социокультурного сообщества, расположенного на окраине Европы.

Свидетель истории Кирилл Лютов

В цикле «Конармия» главным повествователем и, в то же время, одним из действующих лиц произведения является Кирилл Лютов. Из текста бабелевского цикла можно извлечь следующие фрагментарные биографические сведения об этом герое.

Лютов - военный корреспондент шестой дивизии Первой Конной армии под командованием С. М. Буденного, "кандидат прав Петербургского университета". О внешности героя мы узнаем то, что у него "очки на носу" (Т. 1. С. 313). «Грамотность» позволяет Лютову читать письма и заявления конармейцев, а в дальнейшем в качестве своеобразного архивариуса Конармии представлять эти тексты читателю во всем их первозданном виде. Принадлежность героя к журналистской профессии «оправдывает» его любопытство и право читать чужие письма, даже старые и секретные. Так, например, в рассказе «Берестечко» Лютов читает письмо, написанное на французском языке 100 лет назад.

Следующим важным биографическим сведением, сообщенным Бабелем о своем герое, являются данные о его национальности, Лютов - одесский еврей, он "учился Библии" и "ищет веселья"(Т. 1. С. 317-318). Это существенное отличие Лютова от других конармейцев, в большинстве своем казаков, крещенных в православие, но в большинстве своем утративших религиозное сознание. Хотя герой прикомандирован к Конармии, передвигается вместе с ней, и этими факторами определяется, главным образом, объект его наблюдения, но национальная принадлежность Лютова позволяет ему видеть то, чего не замечают казаки-конармейцы, т. е., видеть тягостные плоды войны (убийства мирных жителей, в основном обитателей еврейских местечек; осквернение и разрушение религиозных святынь и др.). В. Шкловский писал об обособленности позиции героя: Лютов "чужой в армии, он иностранец с правом удивления"149.

Герой двойственен в оценке своей принадлежности к еврейскому народу и еврейскому самосознанию. Лютов видит в своей принадлежности к еврейству истоки таких черт самосознания, как ощущение старости, затхлости, порой он даже чувствует отвращение к своим корням. Как отметил Ш. Маркиш, у героя это происходит от "двойного взгляда (изнутри-извне), позволяющего видеть "свое" чужим взглядом"150. Подобная позиция Лютова позволяет ему объективно следить за происходящим. В то же время все это дает нам возможность увидеть наблюдаемое им остраненно.

Некоторые из обозначенных автором «Конармии» биографических данных Лютова (одесский еврей, очки, изучал Библгао, учился на юридическом факультете, служил военным корреспондентом в Первой Конной), как известно, совпадали с биографией самого Бабеля, и столь многие совпадения позволяют нам домыслить подразумеваемое в подтексте произведения - то, что Лютов до Гражданской войны пережил ужас еврейского погрома. В подсознании героя присутствует "галутный комплекс". Как пояснил Я. Либерман, понятие «галутный комплекс» происходит от слова «галут» (ивр.) — изгнание, рассеяние, это комплекс «чужака», «пришельца», свойственный евреям диаспоры. Исследователь творчества Бабеля отметил, что «в освобождении от галутного комплекса значительную роль играла вера в подлинный интернационализм новой власти» 131.

Наблюдая поведение Лютова среди казаков, мы видим его отчаянное стремление слиться с казаками - носителями силы. Ранее мы рассмотрели образ коллективного героя «Конармии» - казаков и определили их коренное свойство - варварство. В предыдущем разделе мы, рассматривая образ казаков, определили их общую черту характера - варварство и определили их исторических предтеч - древних скифов. В "Истории" Геродота сказано следующее: "Военные обычаи скифов следующие. Когда скиф убивает первого врага, он пьет его кровь, [здесь и далее курсив и выделение в тексте мои - Л. С. Е.] Головы всех убитых им в бою он приносит царю. Ведь только принесший голову врага получает свою долю добычи, а иначе - нет."152

В рассказе «Мой первый гусь» Лютов, желая войти в среду казаков, убивает гуся. Герой по-язычески зарубает птицу саблей, чтобы треснула голова и потекла кровь. Убийство гуся - это ритуальное действо, совершенное для того, чтобы стать своим. В то же время "первый гусь" Лютова - это его "первая жертва". После этого жертвоприношения казаки принимают Лютова в свои ряды, и в награду герой получает еду и место для ночлега. «Слившийся» с казаками Лютов читает речь Ленина, "ликуя" и как будто ощущая религиозный экстаз. В конце рассказа мы узнаем, что его сердце, "обагренное убийством, скрипело и текло" (Т. L С. 316). Лютов первый раз убил живое существо, но его натура противится совершенному.

Анализ раздвоенного поведения Лютова позволяет понять многогранный подтекст бабелевского цикла. С одной стороны, герой, являясь конармейцем, автоматически участвует в действиях разрушения. В рассказе «Мой первый гусь» он убивает гуся; в рассказе «Песня» - показывает револьвер вдове, скрывающей щи; в «Замостье» - угрожает старухе. Но герой так и не становится настоящим конармейцем, потому что он не может убить человека . По словам одного персонажа-казака (Ивана Акинфиева), Лютов "бога почитает", поэтому он "изменник" среди казаков (Т. 1. С. 402). Другими словами, он - человек, сохранивший внутри нравственный закон; еврей, не смогший забыть Божьих заповедей. В то же время Лютов уже стоит у черты, за которой начинается стан разрушителей старого мира, потому что он отвечает Гедали, мечтающему об «Интернационале добрых людей», так как мог бы ответить настоящий конармеец : "Она не может не стрелять, Гедали, потому что она - революция"; "Его [Интернационал - Л. С. Е.] кушают с порохом, и приправляют лучшей кровью..."(Т. 1. С. 311-312).

Очерк «Одесса» как литературный манифест И. Бабеля

Конец XIX - начало XX века - время русского модернизма, период, в который в искусстве развивались разнообразные направления и появились яркие художественные произведения, получил образное имя - Серебряный век. В этот период каждое из направлений литературы (символизм, акмеизм, футуризм и др.) самоутверждалось, манифестируя присущие только ему, новый эстетические принципы. При всем разнообразии им всем были присущи: «идея создания нового искусства, отрыва от традиционной литературы и самовыделения» .

Как правило, различные художественные направления впервые заявляли о себе в центральных городах России (Петербурге и Москве), а затем оказывали влияние на культурную жизнь провинции. В начале XX в. на фоне общего бурного развития литературы Одесса, также как и вся литературная Россия, бурлила: на сломе эпох художники и писатели искали новые пути развития и самовыражения. Но результат художественного роста одесской литературы наиболее ярко проявился в 1920-е годы. Именно тогда появились новые, яркие дарования - И. Бабель («Конармия» и «Одесские рассказы» 1920 - 1925 годы), В. Катаев («Растратчики» 1926), Э. Багрицкий («Юго-запад» 1928), Ю. Олеша («Зависть» 1927, «Три толстяка» 1928), И. Ильф и Е. Петров («Двенадцать стульев» 1928) и др.

Один из патриархов молодой советской литературы М. Горький, особо оценивая их творчество, приветствовал появление веселых жизнерадостных писателей-одесситов. Их имена часто упоминаются в письмах Горького 20-х годов с прилагательным «талантливый» .

В современном литературоведении сложилась традиция называть ряд писателей-одесситов, проявивших себя в 1920-1930 годы, уже устойчиво сложившимся термином «одесская школа». При этом надо отметить, что до настоящего времени вопрос о «одесской школе» как целостном художественном явлении почти не разработан. За исключением небольшого количества исследовании и воспоминании , в основном характеристики и упоминания о ней присутствуют в очень сжатом виде в работах, посвященных анализу творчества конкретных представителей школы. Здесь надо учитывать и тот факт, что принадлежащие к ней писатели сами себя так не никогда не называли и не манифестировали свой эстетические принципы. Первым их объединил В. Шкловский в статье 1933 года «Юго-Запад» под названием «юго-западная литературная школа» или «южно-русская школа»199. Критик, отдавая дань этим писателям, отмечал, что на общем неярком фоне русской литературы того времени, одесситы выделяются искрометностью стиля и проблематики. Явно выражая свою симпатию к представителям «южнорусской школы» и позитивно оценивая своеобразие их творчества, Шкловский надеялся на то, что они будут оказывать огромное влияние на всю советскую литературу.

Обратимся теперь к рассмотрению как бы «предыстории» формирования «одесской школы» - остановимся на ранней творческой деятельности одесских писателей, протекавшей в их родном городе в 1910-е годы

В 1914 - 1917годах среди одесской литературной молодежи наблюдался интерес к футуризму, столь популярному на севере благодаря деятельности В. Маяковского, И. Северянина, Д. Бурлюка и др. Такие литераторы как Э. Багрицкий, Б. Бобович и ряд других одесситов отдали дань этому литературному направлению и издали несколько сборников футуристических стихов. Но, как в свое время писал М. Слоним, «одесские поэты - не футуристы, судя по их стихам. Но они, очевидно, питают к футуризму нечто вроде платонической любви»200. Со временем их интерес к футуризму ослаб. Теперь кумирами молодых литераторов стали Блок, Ахматова и Пушкин.

Молодые одесские писатели, как и их собратья в других городах, создавали литературные объединения и кружки. Так в марте 1918 г. по инициативе В. Катаева возникло объединение «Зеленая лампа», куда вошли Ю. Олеша, Э. Багрицкий, братья Борис и Исидор Бобовичи, А. Гамма, В. Дитрихштейн, И. Мунц и др. Название объединения было символичным, напоминавшем о «Зеленой лампе» пушкинских времен. Участники этой группы проводили так называемые «интимные вечера» в зале Консерватории. На смену «Зеленой лампе» пришло новое объединение - «Коллектив поэтов» (1920 - 1922), куда вошли бывшие участники «Зеленой лампы» Э. Багрицкий, Б. Бобович, В. Катаев, Ю, Олеша, 3. Шишова, И. Ильф, Л. Славин, С. Бондарин, Н, Гернет, С. Гехт, О. Колычев и др. По воспоминаниям Л. Славина участники «Коллектива поэтов» боготворили В. Маяковского . Возникновение нового объединения свидетельствовало о поиске молодыми литераторами сферы приложения своих сил. Судя по всему, их интересы были весьма разнообразны.

Художественная структура цикла

В предыдущем разделе, рассматривая образ главного героя (Бени Крика) и типы конфликтов в цикле «Одесские рассказы», мы пришли к выводу, что в одесском мире единый ценностный эталон - жизнь - связывает всех персонажей, и что этот мир устроен для единой цели - жизни. Теперь рассмотрим, как выглядит цикл «Одесские рассказы» в структурном плане, т. е., что объединяет четыре самостоятельных рассказа и что является общим знаменателем цикла.

Еще при жизни И. Бабеля Г. Гуковский, рассматривая пьесу «Закат», отметил, что «сюжетно эти рассказы [«Одесские рассказы» - Л. С. .] не вполне циклизованы»358. Критик имел в виду двукратную женитьбу Бени Крика. В первом рассказе цикла («Король») Беня женится на дочери Эйхбаума, в третьем рассказе («Отец») - на дочери Грача. Американский славист Е. Зихер, говоря об общем характере бабелевской прозы, заметил ее «бессюжетность». При этом исследователь утверждал, что «единицы рассказа двигаются по диалектическому пути, от стилистических также как семантических контрастов и парадоксов, ведя к экстра-текстовому заключению вне окончания истории» , Т. Накамура, в свою очередь, признал, что "попытки найти смысл «Рассказов» путем анализа их текста обязательно не смогут не потерпеть логический крах : нельзя найти никакую ценность внутри нуля. Смысл «Одесских рассказов» находится не внутри, а вне их мира, т. е., в исторических условиях, окружавших их" . Японский исследователь считал, что в «Одесских рассказах» Бабель нарочно создал «вакуум ценностей» путем которого удается создать «Одесский миф». На общем фоне выделяется мнение И. Есаулова, который несмотря на отсутствие наглядной логичности цикла, показал в своем исследовании каким образом четыре рассказа органически связаны между собой261.

Наши размышления об «Одесских рассказах» исходят из того, что в художественном мире этого цикла, как и в мире населяющих его героев, существует свой порядок и своя логика. Как уже отмечалось, по мнению большинства исследователей «Одесские рассказы» как цикл выглядят довольно неорганичным художественным единством. Но логичность и единство «Одесских рассказов» выявляются не на уровне сюжетно-персонажном, а на глубинном, идейно-тематическом уровне. В этом плане мы во многом согласны с выводами И. Есаулова.

Стремясь определить «логику цикла» «Одесские рассказы» Есаулов отметил, что главный персонаж каждого произведения (в первом и втором рассказах - Беня Крик, в третьем - Фроим Грач и в четвертом - Любка Казак) обязательно появляется в предыдущем рассказе, как эпизодический персонаж - по «принципу домино», т. е.: 1 - Беня, 2 - Беня и Фроим, 3 - Беня и Фроим и Любка, 4 - Любка и Цудечкис . "«Циклообразующий художественный факт»: центральный герой последующего текста неизменно упоминается в предыдущем. С Беней Криком это очевидно, но и Фроим Грач, прежде чем перехватить «лидерство» в третьем рассказе, появляется как раз во втором (а не в первом!), Любка Шнейвейс как центральная героиня четвертого рассказа - в соответствии с обнаруженным нами «законом» данного цикла - появляется в третьем рассказе (а не в первом и не во втором). Эта «цепочка» уже свидетельствует о неявном сюжете цикла как о неслучайной последовательности бабелевских рассказов"262. Кроме того, Есаулов заметил, что последний и первый рассказы связывают, во-первых, товары (те же самые товары из «Порт-Саида» появляются повторно в двух рассказах ), во-вторых, повторы в более скрытом виде (упоминание раввина) : в 4-ом - Цудечкис, похожий «на молдаванского раввина нашего - Бен Зхарью» и в 1-ом -«венчание кончилось, раввин опустился»). Вместе с тем, Есаулов связывает обещание рассказчика продолжить историю о Цудечкисе (последний абзац в последнем рассказе) с первым абзацем цикла (описание «столов, поставленных во всю длину двора»). Обещание рассказчика (рассказать истории Цудечкиса «по порядку»), данное им в 4-ом рассказе, парадоксальным образом осуществляется в 1-ом рассказе. По словам Есаулова "в последнем же абзаце последнего рассказа, являющегося и последним абзацем цикла, не только эксплицируются некие будущие «истории», но и имплицитно в сознании читателя всплывают те «истории», которые уже услышаны им раньше"264.

В итоге можно сказать, что смена главных героев 4-х рассказах происходит последовательно и напоминает как бы некую передачу эстафеты. Замеченные Есауловым повторы и связь последнего и первого рассказов дают нам повод сделать вывод, что четыре рассказа образуют круг.

Теперь, на основе этих замечаний ученого попытаемся выяснить семантику кольцевой композиции «Одесских рассказов». Суть дела заключается в том, что при последовательной смене главных героев они взаимодействуют и оказывают помощь друг другу. В первом рассказе («Король») Беня Крик сам решает свою «проблему», связанную с неточной работой своей банды. Во втором рассказе («Как это делалось в Одессе»), повествующем о том, как Беня стал «Королем», изначальную важную роль в сюжете играет старый налетчик Фроим Грач, который помогает молодому маргиналу стать «Королем», т.е. решает «проблему Бени».

Похожие диссертации на Поэтика циклов И. Э. Бабеля "Конармия" и "Одесские рассказы"