Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Поэтика субъектной сферы русской драмы XIX века: от драматургии романтиков к драматургии А.П.Чехова Тютелова, Лариса Геннадьевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тютелова, Лариса Геннадьевна. Поэтика субъектной сферы русской драмы XIX века: от драматургии романтиков к драматургии А.П.Чехова : диссертация ... доктора филологических наук : 10.01.01 / Тютелова Лариса Геннадьевна; [Место защиты: ГОУВПО "Самарский государственный университет"].- Самара, 2012.- 506 с.: ил.

Введение к работе

Диссертационное исследование посвящено изучению поэтики субъектной сферы русской драмы XIX века - времени, когда не только в Европе, но и в России отмечаются значительные изменения в общественном сознании. Они связаны с открытием самоценного «я». Возникает проблема выражения индивидуального видения и понимания отношений современного человека и мира в драме. О ее решении свидетельствуют новые формы драматического высказывания. Принято считать, что ими являются «новодрамовские» пьесы.

Произведения Г. Ибсена, А. Стриндберга, Г. Гауптмана на Западе и А.П. Чехова в России показывают, что драматурги способны представить читателю, а благодаря режиссеру - и зрителю то, что с каждым случается ежедневно. Но в 1928 году «пионером бунта против Скриба» Д. Каучер называет не одного из создателей «новой драмы», а А.Н. Островского. Впоследствии сопоставительные исследования в области истории русской драмы XIX века В.Б. Катаева, А.Б. Муратова, В.Я. Лакшина, Э.А. Полоцкой, Е.И. Стрельцовой и других устанавливают тесные связи русской «новой драмы» и драмы ее предшественников. При этом в научных работах часто остается без внимания факт, что пьесы А.С. Пушкина, драматургов-романтиков, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, А.Н. Островского и авторов «времени Островского» относятся к новой эпохе литературного творчества.

В современных исследованиях по исторической поэтике она носит название эпохи индивидуального авторства. С.Н. Бройтман предлагает ее обозначить как эпоху поэтики художественной модальности. Ее начало - рубеж XVIII - XIX веков, отмеченный коренными изменениями в авторской области. Речь идет о рождении автора, познающего свою индивидуальность не в свете мастерства «другого», а в свете иного видения и понимания мира. При этом «автономный творец, соучаствующий в незавершенном акте творения» (С.Н. Бройтман) осознает себя в роли создателя своей реальности. Авторская индивидуальность формируется в рамках напряженных диалогических отношений «я - другой». Они свидетельствуют о новом типе эстетической коммуникации, предполагающем, что позиции всех ее участников оформляются в отношениях с иными индивидуальными личностными позициями.

Основными объектами опубликованных монографий, диссертаций и статей, посвященных вопросам поэтики эпохи индивидуального авторства и ее отличий от поэтики предшествующей ей риторической эпохи, являются лирика, лиро-эпос (монографии и статьи С.Н. Бройтмана, Д.М. Магомедовой, Ю.В. Манна и др.) или эпос (работы С.С. Аверинцева, С.Г. Бочарова, Ю.В. Манна, Н.Д. Тамарченко, А.П. Чудакова, И.Н. Сухих и др.). Драма XIX века в поле зрения исторической поэтики попадает редко. Исключение составляют исследования С.А. Шульца, Н.Д. Тамарченко, М.Л. Андреева и Н.И. Ищук-Фадеевой. Но в них, как правило, рассматриваются рождение и эволюция отдельных типологических форм (конфликта, сюжета, жанра) в истории европейской и русской литературы.

Следует отметить, что основные отечественные работы по теории драмы А.А. Аникста, В.М. Волькенштейна, Б.О. Костелянца, М.С. Кургинян, В.Е. Хализева и др. обнаруживают в своем основании положения аристотелевской и гегелевской эстетик. Благодаря этому драма предстает как предельно консервативный литературный род, в котором не отмечаются кардинальные исторические изменения. Поэтому М.С. Кургинян пишет о работах «новодрамов-цев» как произведениях «больше пьесы».

Следовательно, необходимо восполнить пробел в современной научной практике и подойти к проблемам драмы с учетом достижений современной исторической поэтики и ее принципов анализа литературно-художественных явлений. При этом речь должна вестись не об авторе - реальном биографическом лице, являющемся создателем произведения, а об авторе - «субъекте эстетической деятельности» (М.М. Бахтин).

Осознающий себя в роли автономной творческой индивидуальности, драматург ищет возможности прямого диалога с читателем/зрителем, а потому смотрит в сторону романа. На рубеже XVIII - XIX веков происходит освобождение канонических форм. Оно называется романизацией по имени жанра, для которого не существуют канонические ограничения.

В традициях западного литературоведения романизация рассматривается как освоение драматургами форм эпического и лирического письма (работы П. Зонди, Ж.-П. Сарразака и его младших коллег - М. Плана, А. Новак-Лешевалье, Д. Ландис и др.). В результате становится актуальным спор об эпической драме. Он ведется и в российском литературоведении (см. работы В.Е. Головчинер, А.С. Чиркова, Э.Л. Финк и др.).

Западные и отечественные исследователи отмечают новый принцип, на основании которого рождается драматическое произведение как целое, - лично-стно-родовой (М.М. Гиршман). Он позволяет говорить об авторе как инициативном средоточии целостности драматического произведения в условиях новой поэтической эпохи. И важно подчеркнуть: драматург впервые получает возможность показать собственную причастность к изображаемому (по М.М. Бахтину), «войти» в художественный мир со своим видением его и оценкой. Автор, вступая в диалог с героем, указывает на необходимость диалогических отношений с другим «я» для обозначения особенностей индивидуальной личностной позиции и возникновения целостного драматического мира.

Ориентация художника на актера-исполнителя в драме раньше, нежели в эпосе или в лирике, создает ситуацию, позволяющую драматургу открыть индивидуальное личностное содержание не только собственного «я», которое и является важнейшим открытием, сделанным на рубеже XVIII - XIX века в европейской культуре, но и «я» другого. Появляется новое личностное содержание образа героя. Косвенно об этом свидетельствуют работы о русской характерологии М.С. Макеева, например, а также исследования, посвященные сопоставлению драматических и романных типов С.Г. Бочарова, А.А. Фаустова, СВ. Савинкова и др.

Можно предположить, что диалогические отношения автора, героя и читателя - третьего субъекта нового типа эстетической коммуникации, «включенного» «в число участников драмы» (Б. Шоу), становятся основанием появления новой формы драматического высказывания. Ее целостность - итог активного взаимодействия индивидуальных личностных позиций участников коммуникативного события. Поэтому особое внимание в связи с вопросом о развитии форм драматического высказывания XIX столетия, а впоследствии и XX - XXI веков необходимо обратить на субъектную сферу драмы. Ее изучение открывает перспективы решения современных дискуссионных проблем, поставленных и новейшей драмой XXI столетия, и определяет актуальность данного диссертационного исследования.

Актуальность изучения поэтики субъектной сферы русской драмы XIX века предопределена еще целым рядом факторов:

необходимостью рассмотрения русской драмы XIX века не изолированно, а в широком процессе смены типов художественного сознания в русле современных исследований литературы, которые посвящены проблемам новых исторических форм эстетической коммуникации;

отсутствием целостного исследования субъектной сферы русской драмы XIX века как драмы эпохи индивидуального авторства;

необходимостью разработки научного инструментария для рассмотрения возникших в XIX веке новых форм драматического высказывания, определивших место русской драмы в мировом литературном процессе и открывших основные пути развития драмы в XX веке;

необходимостью определения понятия «романизация» драмы, характеризующего процесс «раскрепощения» канонических форм в XIX веке и создания драматургами в рамках поэтики индивидуально авторства диалогических форм драматического высказывания;

востребованностью исследований диалогических отношений участников эстетической коммуникации другими областями гуманитарного знания и гуманитарных практик.

В диссертации субъектная сфера драмы рассматривается в плане исторической поэтики - в перспективе исторического движения форм художественного высказывания. Субъектная сфера драмы понимается как сфера формирования основных принципов диалогических отношений автора - героя - читателя. В эпоху индивидуального авторства они являются участниками нового типа эстетической коммуникации, характеризующего историю европейских литератур с конца XVIII века и по настоящее время.

Исследование поэтики субъектной сферы драмы предполагает рассмотрение структуры субъектной сферы, представленной ее основными составляющими: автором, героем, читателем/зрителем. При этом автор как субъект творческой деятельности имеет возможность не только существования «на границе», в поле формирования основных смыслов произведения, но и субъектного присутствия в пространстве драмы через образы, имманентные автору. Его по-

зиция, как и читателя/зрителя, отмечена трансгредиентностъю. Это определяет важность категории «граница» в проводимом исследовании.

Поэтика субъектной сферы - это и способы, приемы создания структуры субъектной сферы, реализующей родовую специфику драмы. Она определена особенностями авторских стратегий «включения» читателя (при театральной постановке, реализующей авторские указания, - зрителя) в число участников эстетической коммуникации. На ее основании рождается драматическое произведение как целостное и законченное.

Объектом диссертационного исследования является русская драма XIX века, в рамках которой возникают и утверждаются новые поэтические принципы, говорящие о возможности диалогизации драматического высказывания.

Предметом рассмотрения становится субъектная сфера русской драмы XIX века, позволяющая обозначить субъектные формы и авторские приемы организации эстетической коммуникации, в процессе которой происходит становление особого типа целостности драматического произведения.

В качестве материала диссертационного исследования избраны наиболее репрезентативные с точки зрения заявленной темы и принципиальные для развития русской драмы пьесы и фрагменты, эпистолярное и критическое наследие писателей времени поэтики индивидуального авторства (К.Ф. Рылеева, В.А. Жуковского, В.К. Кюхельбекера, А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, А.Н. Островского, Л.Н. Толстого, Д.В. Аверкиева, А.А. Потехина, А.Ф. Писемского, А.П. Чехова и ряда современников выше перечисленных драматургов). В диссертации важным моментом является обращение к наследию авторов эпохи риторического творчества, особенно времени ее завершения (В.К. Тредиаковского, А.П. Сумарокова, М.В. Ломоносова, А.А. Ржевского, М.М. Хераскова, Я.Б. Княжнина, П.А. Плавилыцикова, Екатерины II и др.). Более подробно исследуются тексты тех писателей, чье творчество определяет генеральную линию развития русской драмы XIX века, ведущую к творчеству А.П. Чехова. Пьесы российских и европейских авторов риторической эпохи используются для обозначения границ и особенностей диалогической драмы.

Цель диссертационного исследования - выявление и описание формирующейся и эволюционирующей структуры субъектной сферы русской драмы XIX века как формы диалогического высказывания, которая возникает в условиях эстетической коммуникации нового типа, характеризующей литературу эпохи индивидуального авторства.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи.

- выявить закономерности формирования новой поэтики эстетической
коммуникации в русской драме XIX века, рождающейся на основании стремле
ния творческого субъекта выразить личностное восприятие незавершенной
действительности в рамках диалогических отношений «я - другой»;

- определить характерные приемы и субъектные формы авторского иссле
дования незавершенной действительности, открывающего сущностную (по
М.М. Бахтину), а не ситуативную причастность драматурга к художественной

реальности, чьи картины обнаруживают ценностную направленность деятельности творческого субъекта;

исследовать особенности диалогических отношений автора - героя - читателя/зрителя драмы, на основании которых возникает целостный, гармоничный, устойчивый драматический мир при использовании диалогического принципа целостности драмы;

дать определения понятиям романизация драмы и диалогическая драма, указать их границы в теоретико-литературном плане;

рассмотреть процесс рождения образа ремарочного субъекта в русской драме XIX века и его участие в организации эстетической коммуникации;

определить роль в русской драме XIX века хорового героя - новой субъектной формы организации процесса эстетической коммуникации творческим субъектом;

проследить эволюцию субъектных форм авторского присутствия в художественном мире произведения и эволюцию содержания образа героя, самоценного «я», как субъектных форм организации эстетической коммуникации драматургом;

определить новые способы и принципы завершения драмы, обусловленные диалогизацией ее художественной формы, и проследить их трансформацию в русской драме XIX века;

показать возможности анализа литературных явлений, предполагающего рассмотрение внутриструктурной динамики формирования художественной целостности драматических произведений.

Общей методологической основой диссертации стало системное единство различных литературоведческих подходов к анализу поэтики субъектной сферы произведения в соотнесенности изучаемых явлений как с мировым и отечественным литературными процессами, так и с особенностями риторической поэтики.

Поставленные цель и задачи диссертационного исследования обусловили выбор следующих общенаучных и специальных исследовательских методов: историко-функционального, сравнительно-исторического, социокультурного, семиотического, а также метода анализа драмы, который предполагает изучение внутриструктурной динамики формирования художественной целостности произведения. В диссертации используются подходы и данные литературоведения, лингвистики, а также других гуманитарных дисциплин: истории, эстетики, философии, театроведения, искусствоведения, социологии.

Методически значимыми для проведения исследования были работы классиков отечественного литературоведения, ориентированные на проблемы исторической поэтики, - С.С. Аверинцева, М.М. Бахтина, С.Н. Бройтмана, А.Н. Веселовского, В.В. Виноградова, Л.М. Гинзбург, Вяч.В. Иванова, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, А.П. Скафтымова, Ю.Н. Тынянова, О.М. Фрейденберг и др. Важнейшую роль в формировании общей концепции исследования сыграли теоретико-литературные исследования как отечественных, так и западных ученых: А.А. Аникста, СВ. Владимирова,

В.М. Волькенштейна, Н.Я. Берковского, М.М. Гиршмана, В.Е. Головчинер,
Н.И. Ищук-Фадеевой, Б.И. Костелянца, М.С. Кургинян, Ю.В. Манна,
Н.Т. Рымаря, А.В. Сахновского-Панкеева, Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпы,
В.Е. Хализева, Н.Л. Лейдермана, Г. Лукача, П. Зонди, Ж.-П. Сарразака,
В. Беньямина, Э. Бентли, П. Пави и др. Особую ценность при изучении поэтики
русской драмы представляли работы Ю.В. Бабичевой, С.А. Голубкова,
А.И. Журавлевой, О.В. Журчевой, Б.И. Зингермана, В.Б. Катаева,

В.И. Мильдона, Э.А. Полоцкой, Э.Л. Финк, Т.К. Шах-Азизовой, Г. Плумпе,
Г. Зиммеля и др.; работы по истории русской литературы и драмы
С.Д. Балухатого, С.Г. Бочарова, Г.А. Гуковского, Л.М. Лотман,

B.C. Непомнящего, Ю.В. Стенника, С.А. Фомичева, Г.М. Фридлендера и др.
Специфика исследования драмы в широком историко-литературном контексте
потребовала обращения к работам философов, искусствоведов, историков,
культурологов - Р. Барта, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Г.В.Ф. Гегеля,
Л.И. Шестова, М.Н. Эпштейна, М. Бубера, О. Розенштока-Хюсси,

М.К. Мамардашвили, X. Ортеги-и-Гассета, К. Моклера, М.В. Алпатова, Ю.Г. Стернина, Т.М. Родиной и др.

Степень научной разработанности проблемы, до настоящего момента внимание ученых было преимущественно сосредоточено на отдельных вопросах поэтики русской драмы. В первую очередь их интересовала проблема героя, его характерология, возможности выражения особенностей авторского сознания, представления системы ценностей драматурга (Б.О. Корман, Л.М. Лотман, М.Я. Поляков, А.П. Скафтымов, А.И. Журавлева, М.С. Макеев, В.И. Мильдон, Т.Г. Ивлева, О.В. Журчева и др.).

Отдельные замечания о романизации прозы и лирики, а также лиро-эпоса сделаны в диссертациях А.Д. Степанова, Н.П. Сысоевой, О.В. Шалыгиной, М.А. Агафоновой, И.И. Кондрашовой, К.А. Козыревой, К.В. Раевской. О романизации драмы как результате влияния на нее романа говорится в исследованиях Г. Лукача, И.А. Бернштейн, Н.Я. Берковского, А.И. Журавлевой, Л.М. Лотман, Э.А. Полоцкой, С.А. Шульца, Н.Д. Тамарченко, Е.М. Заяц. Вопросу полифонии драмы посвящены статьи и монографии А.Б. Удодова, А.С. Собенникова, Н.А. Жирмунской, А.А. Ивиной, проблеме эпической, лирической драмы - П. Зонди, В.Е. Головчинер, А.С. Чиркова, Э.Л. Финк, О.В. Журчевой. О романизации драмы речь идет в работах о рапсодическом импульсе Ж.-П. Сарразака, о «хорошо развинченной пьесе» Д. Ландис, о романном в драме М. Плана, Ж.-М. Шаффе, об «истощении» (Ж.-П. Сарразак) пьесы и «опустошении романного сюжета» А. Юбесфельд.

Проблема диалогических отношений рассматривается на эпическом материале (Ю.В. Манн, С.Н. Бройтман, В.И. Тюпа, А.Д. Степанов и др.) преимущественно на примере литературы рубежа XIX - XX веков и XX века. В связи с литературой XIX столетия диалогические отношения представляются как не репрезентатирующая, а репрезентатируемая авторская стратегия (СТ. Вайман, И.С. Юхнова, М.И. Шутан и др.).

В целом в русских работах, как и в западных, вопрос романизации драмы решается как вопрос поиска возможностей реализации в пьесе романной концепции мира и человека. Речь идет об усвоении отдельных принципов романной поэтики драмой, что ограничивает исследователя в понимании процесса романизации и видении перспектив развития драматических форм XX - XXI веков. Вне поля зрения ученых остается факт, что роман и драма XIX века в равной мере являются новыми формами художественного высказывания эпохи поэтики индивидуального авторства. В них обнаруживается стремление творческого субъекта освоить новую область создания образа - незавершенное настоящее, где создаются условия для диалогических отношений участников эстетической коммуникации и формирования их личностных позиций.

Положения, выносимые на защиту:

  1. В литературе рубежа XVIII - XIX веков возникает новая поэтическая установка. В соответствии с ней автор способен выступить в роли автономной личности, которая обладает высокой степенью самосознания. На основании появившейся на рубеже XVIII -XIX веков поэтической установки формируются принципы новой поэтики эстетической коммуникации. Произведения, созданные в ее рамках, характеризуются отношениями автора - героя - читателя, которые являются выразителями автономных личностных позиций, чьи границы и особенности определяются в динамическом процессе формирования художественной целостности произведения. Как профессиональный читатель драмы постановщик вовлекает в коммуникативную ситуацию и зрителя.

  2. Автор произведения, целостность которого определяется диалогическими отношениями участников эстетической коммуникации, устанавливает прямой контакт с действительностью и осваивает новую область создания образа героя - незавершенное настоящее. В процессе художественного исследования автор обнаруживает существенную, а не ситуативную причастность к изображаемому миру через возможность диалогических отношений с принципиально отличным от авторского «я» «я» другого. Эти отношения позволяют обозначить личностные границы создаваемых образов, в том числе и имманентных авторскому «я», а также особенности авторского видения и оценки изображаемого.

  3. Возникающая на основании диалогических отношений автора - героя -читателя/зрителя форма драматического высказывания является неканонической. Она становится одним из вариантов романизации (деканонизации) драмы. Романизация - процесс, в рамках которого в свете других родо-жанровых форм обнаруживаются допустимые границы изображения отношений человека и мира в канонической драме. Открывающие эти границы в процессе художественного исследования незавершенной реальности авторы для представления индивидуального видения и оценки мира используют формы не только драматического, но и эпического и лирического письма. Это и свидетельствует о романизации (деканонизации) драмы.

Неканоническую драматическую форму высказывания, которую характеризует диалог одной индивидуальной личностной позиции с другой (автора -героя - читателя/зрителя), можно назвать диалогической. Она возникает в рам-

ках процесса романизации русской драмы в начале XIX века при смене эстетических установок в литературе и рождении автора как носителя индивидуальной личностной позиции видения и оценки.

  1. Диалогический принцип целостности, отличающий диалогическую драму, начинает формироваться в драматургии русских романтиков 20-х - 30-х годов XIX века. В ней появляется герой - «я-для-себя», увиденный творческим субъектом как «другой», но понятый в категориях авторского «я». Поэтому принципиально важным моментом романтической драмы является возможность сопоставления образа героя и образа автора, созданного в Предисловии или Посвящении. Завершение образа романтического драматического героя и его отношений с миром возможно только на основании позиции приближения к герою - «контакта», открывающего перспективу видения персонажа как «я-для-себя», и завершающей позиции - «дистанции». Герой при этом существует на перекрестке бытия «я-для-себя» и «я-для-другого». Это определяет личностное содержание образа человека и его статус участника коммуникативного события в субъектной сфере драмы. В романтической русской драме рождается образ ремарочного субъекта как необходимое условие организации автором диалогических отношений «я - другой» в драме.

  2. Пушкинское творчество в истории русской литературы XIX века опережает драматические открытия романтиков 30-х годов. Пушкин предлагает новую форму диалогической драмы. В ней границы индивидуального авторского «я» определяются в диалоге с принципиально другим «я». Автор использует возможность появляться рядом с центральным героем в пространстве драматического события под маской «другого». В итоге открываются особенности отношений «я - другой», обнаруживаются основные участники эстетической коммуникации и оформляются границы авторского «я» и «я» другого.

Пушкинская драма свидетельствует, что автор может приближаться к герою и даже говорить на его языке, но голос героя не является авторским голосом. Персонаж - это автономная по отношению к авторскому «я» индивидуальность. В диалоге с ней определяется и индивидуальность авторского видения и оценки отношений человека и мира.

6. В гоголевской драме происходит окончательная эмансипация образа
драматического героя от авторского «я». Персонаж стремится к «означению» в
сознании «другого», что является для героя путем открытия ценности собст
венного существования, в то время как «другой» чаще всего видит его сопри-
родным окружающему миру. В исторической перспективе этим «другим» явля
ется образ наблюдателя в пространстве драматического события, чью роль пре
имущественно выполняет хоровой герой (новый вариант хора в диалогической
драме). В гоголевской пьесе позицию наблюдения читателю как участнику эс
тетической коммуникации открывает ремарочный субъект. Он же «показывает»
возможности «контакта» с героем как другим «я» и возможности завершения
драматического мира на основании «дистанции». «Контакт» - открывает «дру
гому» индивидуальное видение себя и мира героем. «Дистанция» - восполняет

образ персонажа с позиции мира, «обнаруживает» оценку его поступков принципиально иным «я».

7. Гоголевскую и постгоголевскую драму характеризует образ драматиче
ского пространства, созданный в процессе художественного исследования не
завершенной исторической реальности. В пьесах Гоголя, Тургенева, Остров
ского возникают признаки кризиса традиционного действия, основанного на
межличностном событии.

Драматурги открывают относительную автономность внутреннего существования человека и разрабатывают приемы ее изображения. Поэтому в диалогической драме даже первой половины XIX века невозможно завершение через катарсический выход героя на уровень авторской вненаходимости, как это происходит в монологической драме, где важным условием ее восприятия становится отождествление читателем/зрителем себя с героем. Завершение в диалогической драме осуществляется через речь ремарочного субъекта (аналог речи повествователя в эпосе) или финальную реплику героя (вариант замещенной речи или двуголосое слово).

  1. Развитие диалогической драмы 40-х - 50-х годов, в первую очередь Тургенева и Островского, отмечено индивидуализацией образов как центральных персонажей, так и хорового героя, а также ремарочного субъекта. Процесс диа-логизации приводит к активизации позиции читателя/зрителя как субъекта эстетической коммуникации, а в дальнейшем к изменению его статуса в субъектной сфере драмы.

  2. В отличие от формы западной «новой драмы» рубежа XIX - XX веков чеховское творчество выступает как следствие развития форм диалогической русской драмы XIX века. В ней автором преодолена далевая граница художественного мира вследствие прямого контакта творческого субъекта с незавершенной реальностью. Ремарочный субъект у Чехова становится носителем индивидуальной частной позиции видения и оценки происходящего, а образ героя утрачивает характерный каркас, обозначающий его личностные границы. Произошедшие изменения образов указывают на динамику развития отношений автор - герой - читатель/зритель в диалогической драме и позволяют отметить новый статус читателя/зрителя в ее субъектной сфере. Сознанию читателя/зрителя принадлежит позиция вероятностного завершения драмы на основании его активного участия в эстетической коммуникации. Поэтому чеховское творчество открывает пути эволюции мировой драмы XX века, в рамках которой происходит развитие поэтики эстетической коммуникации диалогического типа.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем: - впервые русская драма XIX века рассмотрена с использованием подходов, разработанных в русской школе исторической поэтики, как форма диалогического высказывания, созданная по законам новой поэтики эстетической коммуникации, участники которой характеризуются личностным видением мира и человека;

впервые рассмотрен процесс диалогизации отношений автора и героя в драме, позволяющий по-новому решить проблему автора в ней. Автор выступает не только как концепция, особенности которой представлены субъектными и несубъектными формами выражения авторского сознания, а как субъект творческой деятельности. Драматург изучает действительность и вовлекает читателя/зрителя в процесс изучения вопросов жизни. Исследование незавершенной реальности в драме характеризуется как динамический процесс формирования индивидуального личностного видения проблем действительности всеми участниками эстетической коммуникации. Поэтому в его рамках определяются их личностные границы, а также происходит становление целостности драматического произведения;

впервые определены понятия диалогическая драма, диалогический принцип целостности, ремарочный субъект, хоровой герой, предложено новое толкование понятия романизация драмы;

впервые разработана методика анализа литературного явления, предполагающая изучение внутриструктурной динамики формирования художественной целостности произведения;

показан процесс становления основных принципов поэтики эстетической коммуникации на материале русской драмы XIX века;

описаны основные авторские приемы и субъектные формы организации диалогических отношений участников эстетической коммуникации в русской драме XIX века;

представлена эволюция содержания образа личности-характера в русской драме XIX века как следствие развития формы диалогической драмы;

обозначены новые принципы и способы завершения драмы как проявление процесса диалогизации драматической формы и представлена их эволюция в русской драме XIX века.

Теоретическая значимость диссертации состоит в открытии возможности и перспективности походов к решению проблем теории драмы с учетом достижений современной исторической поэтики и ее принципов анализа историко-литературных явлений; в исследовании поэтики эстетической коммуникации; в обозначении путей диалогизации драматического высказывания; в определении объема понятий романизация драмы и диалогическая драма; в разработке новых принципов анализа драматического произведения. Достигнутое позволяет:

создать особую методику исследования драматического текста вне особенностей жанрового решения проблемы человека;

выявить пределы интерпретации драматического произведения как результата авторского художественного исследования;

определить типологию образа героя в русской диалогической драме XIX века и проследить его эволюцию;

обозначить основные стратегии художественного исследования незавершенной реальности в русской драме XIX столетия автором как субъектом творческой деятельности;

- предложить инструментарий исследования новейшей драмы XX - XXI веков, позволяющий рассмотреть процесс ее диалогизации.

Практическое значение: диссертационное исследование дает возможность использовать его итоги, подходы, методики анализа для системного изучения русской и западноевропейской драмы времени поэтики индивидуального авторства в широком процессе смены типов художественного сознания, а также для решения проблемы автора как субъекта творческой деятельности в драме. Разработанный научный инструментарий может быть использован при анализе творчества отдельных писателей, которые представляют историю и русской, и западноевропейской литературы XIX - XXI столетий.

Результаты исследования могут быть использованы при разработке новых программ и курсов для магистров и бакалавров по истории русской литературы

XIX - XXI веков; при создании учебных пособий по поэтике драмы, по истории
русской драмы и русской литературы; в спецсеминарах и спецкурсах; при под
готовке курсовых работ, бакалаврских работ, магистерских и кандидатских
диссертаций.

Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены в монографии «Драматургия А. П. Чехова и русская драма эпохи романа: поэтика субъектной сферы» (Самара, 2012. 414 с), в курсе лекций «А.П. Чехов и русская драма XX - начала XXI века» (Самара, 2009. 160 с), в статьях, опубликованных в рецензируемых научных журналах и изданиях, в сборниках научных работ, а также в докладах на международных, всероссийских и зональных конференциях: зональных научно-методических конференциях литературоведов Поволжья (Самара,1996; Елабуга, 2008; Астрахань, 2010), Третьих Веселовских чтениях «Проблемы взаимодействия эстетических систем реализма и модернизма» (Ульяновск, 1999), «Проблемы изучения литературного процесса XIX -

XX веков» (Москва, 2000), «Автор. Текст. Аудитория» (Саратов, 2002), «Тра
диции русской классики XX века и современность» (Москва, 2002), «Междис
циплинарные связи при изучении литературы» (Саратов, 2003), II и IV Между
народные Бодуэновские чтения (Казань, 2003, 2009), «Движение художествен
ных форм и художественного сознания в XX и XXI веке» (Самара, 2005),
«Взаимодействие литератур в мировом литературном процессе. Проблемы тео
ретической и исторической поэтики» (Гродно, Республика Беларусь, 2005),
Международная научная конференция в университете города Силистра (Сили-
стра, Болгария, 2006), «Русская литература XX - XXI веков и проблемы теории
и методологии изучения» (Москва, 2006), «Литература и театр» (Самара, 2006,

  1. 2010), «Изменяющаяся Россия - изменяющаяся литература» (Саратов, 2006), «Автор как проблема теоретической и исторической поэтики» (Гродно, Республика Беларусь, 2006), «Коды русской классики» (Самара, 2007, 2009), «Современная российская драма» (Казань, 2007, 2011), «Наука и культура России» (Самара, 2008, 2009, 2010), «Новейшая драма XX - XXI вв.» (Самара,

  2. 2011), XXII Пуришевские чтения (Москва, 2010), «Поэтика пародирования: смешное и серьезное» (Самара, 2010), «Литературный текст: проблемы поэтики» (Челябинск, 2010, 2011, 2012), «Чтение: рецепция и интерпретация»

(Гродно, Республика Беларусь, 2011), «Пушкинские чтения» (Санкт-Петербург, 2011), «Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании» (Москва, 2011), «Творчество А.П. Чехова: текст, контекст, интертекст. 150 лет со дня рождения писателя» (Ростов-на-Дону, 2011), «Проблемы трансформации и функционирования культурных моделей в русской литературе» (Томск, 2011), «Драма и театр» (Тверь, 2011), «Поэтика "параллельного" текста» (Москва, 2012).

Структура диссертации определяется спецификой ее целей, задач и методов. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, насчитывающего 565 наименований.

Похожие диссертации на Поэтика субъектной сферы русской драмы XIX века: от драматургии романтиков к драматургии А.П.Чехова