Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблемы типологии и поэтики русской повести 1930-х гг. Гилимьянова, Лариса Фаритовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гилимьянова, Лариса Фаритовна. Проблемы типологии и поэтики русской повести 1930-х гг. : автореферат дис. ... кандидата филологич. наук : 10.01.01 / Томский гос. ун-т.- Томск, 1995.- 19 с.: ил. РГБ ОД, 9 95-3/254-4

Введение к работе

Жанровый принцип, положенный в основу исследования литературных явлений, — один из наиболее эффективных методов изучения историко-литературного процесса, так как дает возможность представить предмет в органическом единстве исторического и теоретического аспектов. Приступая к теоретическому обоснованию жанрового принципа изучения историко-литературных явлений, в первую очередь необходимо уточнить общие теоретические представления о жанре как фундаментальной художественной категории1. В данной работе жанр рассматривается как формально-содержательная категория, подвергающаяся определенному изменению в процессе своей эволюции и под влиянием творческой индивидуальности художника, но при этом сохраняющая свое основное сущностное "ядро".

В исследовании жанра повести в современном литературоведении накоплен значительный опыт. В работах В.С.Синен-ко, Н.П.Утехина, А.И.Кузьмина, А.И.Ванюкова, ряде коллективных монографий определены основные жанрообразующие факторы, такие как проблематика жанра, жизненный материал, на котором сконцентрировано внимание автора, сюжетно-композиционная система, хронотоп, тип повествования, осооен-ности характера. Общепризнано, что жанровую семантику повести определяет интерес к судьбе человека. Особо выделяются такие признаки жанра, как аналитизм, "достоверность как качество жизненного содержания", средний объем и т.д. Исследованы отдельные периоды исторического развития повести на протяжении ХІХ-ХХ вв.

В жанровой системе литературы 30-х годов традиционно господствующее положение отводится роману. Повесть воспринимается как периферийный жанр. Этим объясняется, что рубежи в изучении данного периода развития повести, которые уже достигнуты, по сути дела, являются только поисками путей системного исследования истории и поэтики жанра2.

Основы современной теории жанров изложены в трудах М.М.Бахтина, Г.Н.Поспелова, Г.Д.Гачева, В.В.Кожинова, И.К.Кузьмичева, Л.В.Чернец, Н.Л.Лейдермана, Л.Тимофеева, А.Я.Эсалнек и др.

Общие закономерности развития повести 30-х гг. анализируются в статье А.А.Смородина в кн.: Русская советская повесть 20-30-х годов. Л., 1976.

В целом, 30-е годы в развитии русской литературы XX в. — период сложный и многоликий. Как следствие этого существуют самые противоречивые оценки литературы данного периода: от провозглашения ее классическим периодом расцвета (Т.К.Трифонова, Л.Ф.Ершов, Е.Б.Скороспелова) до рассмотрения ее как периода "застоя", упадка, когда литература становилась всего лишь одним из элементов политико-эстетической диктатуры Сталина (Г.Струве, Г.Ермилов, Б.Гройс, Е.Добрен-ко, А.Жолковский). Наиболее перспективным и плодотворным представляется подход к литературе 30-х как крайне неоднородному явлению (Е.Н.Кобзарь).

В диссертации поддерживается мысль, что по существу нет единой литературы 30-х годов. Это и литература классического периода социалистического реализма, нашедшая свое яркое воплощение в основном в жанре романа, во всем комплексе так называемой "прозы созидания". Но это и литература, продолжавшая в лице М.Булгакова, А.Платонова, М.Пришвина, С.Сергеева-Ценского и других лучшие этические и гуманистические традиции классической литературы. Концепция работы связана с выделением двух путей развития литературы, различающихся прежде всего особым углом зрения на острейшие проблемы современности, той системой ценностей — общечеловеческих или классовых, которая лежит в основе идейной позиции писателя.

Актуальность данной работы определяется не только ма-лоизученностью повести 30-х годов, но и возрастающей потребностью системного определения значения повести в литературе этого периода. Целостная картина развития повести данного времени может возникнуть только при условии выявления динамики становления и развития этого жанра, взаимодействия его с общественным сознанием эпохи, выяснения влияния на него социально-исторического и литературного контекста.

Основной целью нашего исследования является определение особого места жанра повести в системе литературных жанров 30-х годов, выделение характерных черт отдельных типологических разновидностей повести, выяснение их связи с различными типами общественного сознания, рассмотрение индивидуального стиля писателей. В целом, через наблюдения за функционированием жанра повести в прозе 30-х годов мы будем стремиться выявить глубинные связи литературы с духовными поисками своего времени, с эпохой вообще.

Тема диссертации, поставленная достаточно широко, имеет существенные хронологические и внутрижанровые огра-

ничения. Прежде всего в центре нашего внимания будет повесть о современности, причем термин "современность" понимается нами в самом широком смысле. В силу такого ограничения вне исследования остается весьма продуктивная в литературе 30-х годов историческая повесть, представленная у Ю.Тынянова, С.Сергеева-Ценского, О.Форш, К.Паустовского, В.Шкловского и др. За пределами данной работы остаются и достаточно немногочисленные в 30-е годы, в связи с усиливавшимся "монологизмом" сознания эпохи, повести сатирическая (произведения А.Платонова, М.Зощенко, Л.Соловьева) и ироническая (повести К.Ватинова и Д.Хармса).

Магистральной линией развития повести является сосредоточение интереса на судьбе человека. В повести 30-х годов о современности осознание бытия личности осуществлялось в 3-х аспектах: 1) познание внутреннего мира человека; 2) человек и общество, государство; 3) человек и Космос, универсальные вопросы бытия. Таким образом, типологическим основанием классификации повести о современности в данной работе служит предмет изображения, под которым понимается совокупность тех сторон изображаемой действительности, выбор которых определяет тип конфликта, организующего сюжет, особенности принципов индивидуализации и типизации в трактовке характеров. Понятие "предмет изображения" подразумевает наличие в произведении своеобразной точки отсчета исследования мира и человека. На основании этого выделяются три типа повести, соответствующие основным тенденциям развития этого жанра в 30-е годы: психологическая, социально-публицистическая и философская. Этой логике соответствует и расположение глав в работе.

Материал исследования. Объектом исследования являются опубликованные и написанные в 30-е годы повести русских писателей А.Платонова, М.Пришвина, Б.Пастернака, С.Сергеева-Ценского, Л.Добычина, И.Катаева, Н.Зарудина, К.Паустовского, Ю.Крымова, В.Гроссмана, П.Павленко, Л.Леонова, А.Дроздова и др. Эти повести рассмотрены как в широком литературном контексте, так и в контексте творчества отдельных писателей.

Новизна работы состоит в привлечении для анализа широкого круга зачастую малоизученных произведений, выявлении как общих тенденций развития русской повести 30-х годов, так и отличительных черт поэтики отдельных повестей. Диссертация в целом корректирует положение о господстве романа анализом художественных завоеваний повести. Концепция ра-

боты определяется исследованием повести не только как феномена художественной литературы, но и как явления, отражающего противоречивое общественное сознание эпохи. В связи с этим рассматривается различное влияние на типологические разновидности повести общественного утопизма. Особо акцентируется вопрос о влиянии утопического сознания на структуру жанра повести.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют работы по теории и истории литературы, методологии литературоведения, труды по философии и истории философии, социальной психологии, социологии, политологии. В соответствии с поставленными целями и задачами в исследовании используются историко-литературный и типологический методы.

Практическое применение. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при разработке вузовского курса лекций по истории литературы 20-30-х годов, а также спецкурса и спецсеминара по проблемам развития литературного процесса XX в., своеобразия жанра повести.

Апробация работы. Результаты исследования были изложены на Всероссийской научной конференции "Духовная культура: проблемы и тенденции развития" (Сыктывкар, 1994), на региональной межвузовской конференции "Актуальные вопросы современной филологии" (Уфа, 1995). Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедр истории русской литературы XX века БашГУ и кафедры истории русской литературы Томского госуниверситета.

Структура и объем работы. Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Объем работы 198 страниц. К работе приложен список использованной литературы, включающий 285 наименований.

Похожие диссертации на Проблемы типологии и поэтики русской повести 1930-х гг.