Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проза Андрея Тимофеевича Болотова как художественное явление Кузнецов, Александр Евгеньевич

Работа не может быть доставлена, но Вы можете
отправить сообщение автору



Кузнецов, Александр Евгеньевич. Проза Андрея Тимофеевича Болотова как художественное явление : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Кузнецов Александр Евгеньевич; [Место защиты: Лит. ин-т им. А.М. Горького].- Москва, 2013.- 213 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-10/896

Введение к работе

А.Т. Болотов (1738–1833) – знаковая фигура своего времени. Его огромный вклад в русскую литературу, культуру и науку только начинает серьезно осмысляться. Болотов был многогранной личностью и, кроме литературных трудов, оставил после себя множество работ по педагогике, медицине, сельскому хозяйству и экономике. Он был первым русским агрономом и одним из создателей пейзажного парка России. Его по праву считают основателем отечественной помологии – науки о сортах плодово-ягодных растений.

Особняком стоят «Записки» А.Т. Болотова, его самый известный литературный труд, – «Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные им самим для своих потомков», созданный в условной форме «писем к другу». Триста писем, двадцать девять рукописных томов, написанных в 1789–1833 годах, представляют собой подробную летопись обстоятельств его жизни с самого рождения и заключают в себе разнообразнейший и во многом уникальный материал о бытовой и духовной жизни России в XVIII столетии.

Публикация «Записок» 4-х томным приложением к журналу «Русская старина» в 1870–1873 годах не только привлекла к себе внимание читателей, но и сослужила Болотову плохую службу, ибо появилась в тот момент, когда в русскую литературу XIX века после А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя вошли такие выдающиеся писатели, как И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой. В.Н. Ганичев справедливо считает, что «если мерить мерками конца XIX века, Болотов занимал в нашей литературе место незначительное и подражательное, а если перенестись в век XVIII, то мы с полным основанием будем считать “Записки” и многое другое в литературном творчестве А.Т. Болотова новаторским и первопроходческим».

Действительно, язык болотовской прозы относится к такому роду литературного языка, который, несмотря на то, что многие слова и выражения уже давно исчезли из нашей речи, не стареет. Написанный более двухсот лет назад текст прост и понятен нашему современнику. В нем есть то, что А.В. Гулыга назвал музыкой. «Болотов – стилист замечательный, придающий словам особое, порой прямо-таки музыкальное звучание. Но чтобы зазвучала эта музыка, нужна была дистанция во времени: сто лет назад многое в болотовской прозе для нас это красота архаизма».

В тридцатые годы XX века имя Болотова подверглось жесткой идеологической обструкции. Чувство небрежения к творческому наследию писателя, по существу, обернулось для автора «Записок» литературным забвением на многие десятилетия. В академическом издании «Н.И. Новиков и его современники» имя Болотова даже не упоминается.

В настоящее время интерес к его личности, как и вообще к XVIII веку в России, растет, однако большая часть его многотомного наследия остается неизданной, в том числе множество богословских и философских сочинений. Только в 1992 году увидел свет поэтический сборник Болотова «Дюжина сотен вздохов, чувствований и мыслей христианских». Стараниями А.К. Демиховского удалось опубликовать прозаические опыты Болотова: «Письма о красотах натуры», «Живописатель натуры», а также ранее неизвестную комедию «Честохвал». Некоторые рукописные архивные материалы были впервые введены в научный оборот лишь в последние годы в диссертациях А.Ю. Веселовой, А.К. Демиховского, И.В. Щеблыгиной. Появились публикации А.А. Азроянц, В.Я. Лазарева, Е.Н. Перкина, А.Л. Толмачёва. Однако представления о писательских возможностях А.Т. Болотова до сих пор остаются «недоосмысленными».

Из сказанного вытекает актуальность диссертационного исследования «Проза Андрея Тимофеевича Болотова как художественное явление», которое направлено на изучение прозаических произведений Болотова, подробный их разбор и анализ в связи с многовекторными тенденциями развития культуры XVIII столетия.

Цель диссертации: определить особенности становления индивидуального стиля А.Т. Болотова, динамику формирования его литературной манеры, нашедшую претворение в разных жанрах и формах художественной и журнальной прозы.

Задачи исследования:

– дать детальный анализ как отдельных произведений, так и «Записок» в контексте стилевых исканий современников;

– определить роль эпистолярной формы и различных видов очерков в творческом наследии писателя;

– дать характеристику прозы А.Т. Болотова, запечатлевшего живую русскую речь в различных риторических и эстетических обстоятельствах.

Основным материалом исследования послужили следующие произведения А.Т. Болотова: «Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные им самим для своих потомков», «Детская философия», «Путеводитель к истинному человеческому счастью», статьи для журнала «Экономический магазин», поэтическая книга «Дюжина сотен вздохов, чувствований и мыслей христианских…», «Письма о красоте натуры», «Живописатель натуры», пьеса «Честохвал».

Объектом диссертационного исследования стал стиль произведений А.Т. Болотова в контексте современных ему художественных исканий.

Предметом исследования являются художественные приемы повествования в очерковой, автобиографической и лирической прозе Болотова, – в контексте культурного стиля эпохи, когда, в частности, «смешивались архаические славянские и новые разговорные грамматические формы».

Методологическую основу работы составили труды классиков зарубежной и отечественной филологии: В. фон Гумбольдта, Ф.И. Буслаева, А.А. Потебни, а также крупных ученых, занимавшихся вопросами поэтики и литературного стиля: В.В. Виноградова, В.М. Жирмунского, А.Ф. Лосева, Ю.И. Минералова. Исследование строится с учетом принципа системного анализа текста, включающего в себя типологический и сравнительно-исторический аспекты изучения художественных произведений.

Научная новизна исследования обусловлена, прежде всего, тем, что в нем дано историко-функциональное осмысление литературного наследия Болотова. На основе большого эмпирического материала рассмотрены главные аспекты творческой индивидуальности писателя, которые проявились, по выражению Г.О. Винокура, на скрещивании «двух исконных начал русского письменного слова – книжного и обиходного, – своеобразно осуществлявшемся в различных отделах послепетровской русской письменности, в том числе и художественной литературы». В нашем исследовании принципиально новым является изучение особенностей художественной речи Болотова, формировавшейся как «стилистическая категория разговорно-бытовой, фамильярной речи высших классов, не приспособленной к светскому этикету», а также анализ художественной речи писателя как признака его авторского стиля – в соответствии с концепцией П.Н. Сакулина.

Практическая значимость диссертации. Результаты исследования намечают перспективные направления дальнейшего изучения художественного стиля Болотова и его творческой индивидуальности. Материалы и выводы могут быть использованы в лекционных и практических курсах по истории русской литературы XVIII века и в спецкурсах по проблемам стиля русской прозы.

Апробация работы. Результаты исследования апробированы в докладах на конференциях в МПГУ: «Филологическая наука в XXI веке. Взгляд молодых» (2010), «Мировая словесность для детей и о детях» (2011); в выступлениях на кафедре русской классической литературы и славистики (Литинститут им. А.М. Горького, ноябрь 2009, январь 2012). По теме диссертации опубликовано 4 статьи и одно литературное эссе.

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии, насчитывающей 200 источников.

Похожие диссертации на Проза Андрея Тимофеевича Болотова как художественное явление