Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проза Леонида Андреева: поэтика эксперимента и провокации Петрова, Екатерина Ивановна

Проза Леонида Андреева: поэтика эксперимента и провокации
<
Проза Леонида Андреева: поэтика эксперимента и провокации Проза Леонида Андреева: поэтика эксперимента и провокации Проза Леонида Андреева: поэтика эксперимента и провокации Проза Леонида Андреева: поэтика эксперимента и провокации Проза Леонида Андреева: поэтика эксперимента и провокации
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Петрова, Екатерина Ивановна. Проза Леонида Андреева: поэтика эксперимента и провокации : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Петрова Екатерина Ивановна; [Место защиты: Моск. гор. пед. ун-т].- Москва, 2010.- 195 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-10/1329

Введение к работе

Леонид Андреев - оригинальный, не укладывающийся в традиции писатель. Критики не всегда признавали его новаторство, указывали на повышенный интерес художника к изображению разного рода отклонений.

Отношение прижизненной критики к творчеству Андреева было обусловлено тем, что писатель стремился расширить рамки традиционного реализма, экспериментировал с формой и содержанием, провоцировал читателей «вызывающими» образами и сюжетами.

Долгое время Андреева причисляли с некоторыми оговорками к продолжателям реалистической традиции в русской литературе. Однако еще в начале прошлого века появились исследования, предлагающие новый взгляд на художественную систему писателя. В ней были замечены отголоски символизма, импрессионизма, экспрессионизма. Ведущие исследователи творчества Андреева 1970 -1980 годов В. А. Келдыш, Л. А. Иезуитова, Ю. В. Бабичева и др. признавали двойственную природу произведений Андреева, взаимодействие в них реализма и модернизма.

В монографии Л. А. Иезуитовой «Творчество Леонида Андреева (1892 -1906)» был предложен новый взгляд на эстетику Л. Андреева. Исследователь признала двойственную природу художественного метода писателя, синтез реализма и модернизма, но при этом преобладание реалистического письма. Там, где прижизненная критика упрекала писателя в малохудожественности и антиэстетизме, исследователь увидела разнообразные виды гротеска, символизации, экспрессионистской плакатности, то есть новаторские принципы поэтики. Л. А. Смирнова продолжила традицию Л. Иезуитовой, рассматривая художественный метод Андреева как синтез реализма и модернизма. Место творчества Андреева в мировом литературном процессе определил А. Л. Григорьев, доказав, что новаторство Андреева далеко опередило его время.

Исследователи постсоветской эпохи чрезвычайно расширили границы подходов к творчеству писателя. Л. А. Колобаева высказала идею об экзистенциализме Андреева. Эту мысль развивала В. В. Заманская. Е. А. Михеичева изучила специфику и роль психологизма и панпсихизма в творчестве Л. Андреева, чрезвычайно расширив при этом интерпретацию идейно-художественного содержания произведений. Е. А. Михеичева признала, что основополагающей в концепции человека Леонида Андреева является идея двои-

ственности человеческого сознания. Исследование этой двойственности становится главной задачей писателя и определяет его вступление на путь психологического творчества.

Существенное обновление теоретического фундамента литературоведения, а также публикация материалов из архива Леонида Андреева дали возможность современным исследователям изучать его наследие с новых позиций. Благодаря этому выяснилось, что он явился предтечей многих литературных направлений и течений, которые оформились в европейском культурном пространстве позднее: экспрессионизма, экзистенциализма, литературы абсурда.

В масштабном исследовании И. И. Московкиной1 впервые детально изучено все многожанровое творчество Андреева. Отстаивая мысль о том, что Андреев писатель-модернист, новатор, Московкина рассмотрела основные образы-символы, лейтмотивы его творчества, формы гротеска, поэтику абсурда, игры, черного юмора, космизм, психологизм и панпсихизм.

Достижения андрееведения последних десятилетий обобщены А. В. Тата-риновым в главе о Леониде Андрееве в труде «Русская литература рубежа веков (1890-е — нач. 1920-х годов)», выпущенном Институтом мировой литературы. Подчеркивается новаторство Андреева, сумевшего предчувствовать многие тенденции, которые позднее станут актуальными в русской и особенно зарубежной литературе.

Среди зарубежных исследователей наследия Андреева особое место занимает английский ученый Ричард Дэвис. При его участии подготовлен и опубликован архив Андреева, хранящийся в Лидсе (Великобритания), а также готовится Полное собрание сочинений Леонида Андреева в 23 томах.

Современные исследователи сходятся во мнении, что Л. Н. Андреев стал родоначальником русского экспрессионизма (Л. А. Иезуитова, И. Ю.Вилявина, МД. Козьменко, Н. Ю. Филоненко, Н. А. Бондарева, В. Н. Терехина и др.). Соглашаясь с этим, считаем необходимым уточнить, что художественный метод писателя экспрессионизмом не исчерпывается. Важнейшие элементы поэтики Андреева: игра, театральность, ирония, черный юмор, слияние противоположностей, образ высшей реальности, - не соотносятся с экспрессионизмом, а связаны с поэтикой сюрреализма. В то же время «ошеломляющий» образ, оксюморон, гротеск, характерны как для экспрессионизма, так и для сюрреализма.

1 Московкина И. И. Между «PRO» и «CONTRA»: координаты художественного мира Леонида Андреева. -Харьков, 2005.

В настоящем исследовании в художественной прозе Леонида Андреева выявляются элементы поэтики сюрреализма, которые дополняют существующие представления о синтезе как основе художественного метода писателя.

Сюрреализм возник как одно из авангардных течений в 20-е годы XX века во Франции и связан с именем Андре Бретона. Однако тенденции, которые принято называть «предсюрреалистическими», возникли задолго до их теоретического осознания в связи с потребностью в обновлении художественного образа. Особенно ярко эти тенденции воплотились в творчестве поэтов и писателей серебряного века, в частности Л. Андреева, А. Белого, Ф. Сологуба.

В 1999 году в Институте мировой литературы им. Горького РАН состоялся русско-французский коллоквиум, где исследователи пришли к выводу, что «как определенный принцип творчества сюрреализм имел своих предшественников в русской литературе XIX века; в XX же веке элементы сюрреалистической эстетики вызревали на почве разных художественных систем, произрастали в опыте разных литературных поколений»1.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью нового прочтения творчества Л. Андреева сквозь призму поэтики эксперимента и провокации, соотносимой с формирующимся авангардным течением - сюрреализмом, впоследствии оказавшим значительное влияние на искусство XX века.

Цель настоящего исследования - выявить экспериментальные и новаторские художественные приемы в прозе Л. Андреева, предвосхитившие элементы поэтики сюрреализма, доказать связь художественных поисков писателя с сюрреалистическим сознанием, возникшим в конце XIX - начале XX века.

Для достижения основной цели в ходе исследования необходимо решить ряд конкретных задач.

охарактеризовать культурную ситуацию рубежа веков, способствующую возникновению сюрреалистического сознания;

выявить элементы новой поэтики в произведениях писателей конца XIX - начала XX века;

- определить основные провокационные приемы в прозе Л. Н. Андреева;

- провести сопоставительный анализ произведений Л. Андреева и Ф.
Кафки с целью выявления общих признаков новой поэтики, отразившей
сюрреалистическое сознание «переходной» эпохи;

1 Чагин А. Русский сюрреализм: миф или реальность? // Сюрреализм и авангард: Материалы российско-французского коллоквиума, состоявшегося в Институте мировой литературы. — М.: ГИТИС, 1999. — С. 147.

рассмотреть способы создания «ошеломляющих» образов в прозе Л. Н. Андреева;

раскрыть новаторство художественных приемов Л. Н. Андреева в повести «Мои записки» и романе «Дневник Сатаны».

При этом важно продемонстрировать скрытые соответствия, раскрыть и осмыслить новаторство поэтики прозы Леонида Андреева, выявив в ней «ген» сюрреализма.

Объектом исследования являются наиболее репрезентативные в аспекте обозначенной темы произведения Л.Н.Андреева «Большой шлем» (1899), «Первый гонорар» (1900), «Рассказ о Сергее Петровиче» (1900), «Ложь» (1901), «В подвале» (1901), «Бездна» (1902), «Город» (1902), «Мысль» (1902), «В тумане» (1902), «Жизнь Василия Фивейского» (1903), «Нет прощения» (1904), «Красный смех» (1904), «Из глубины веков» («Царь») (1904), «Христиане» (1906), «Елеазар» (1906), «Иуда Искариот» (1907), «Проклятие зверя» (1908), «Рассказ о семи повешенных» (1908), «Мои записки» (1908), «Правила добра» (1911), «Он (Рассказ неизвестного)» (1911), «Ипатов» (1911), «Полет» (1913), «Герман и Марта» (1914), «Возврат» (1916), «Чемоданов» (1916), «Дневник Сатаны» (1919), воспоминания о писателе, его дневники, произведения Ф. Кафки «Описание одной борьбы» (1904 - 1905), «Свадебные приготовления в деревне» (1906 - 1907), «Превращение» (1912), «Решения» (1913), «Горе холостяка» (1913), «Голодарь» (1922), «Процесс» (1914 - 1918), «Пропавший без вести» («Америка») (1911 - 1916), «Замок» (1921 - 1922), а также теория сюрреализма.

Предмет исследования — экспериментальные, новаторские элементы поэтики прозы Л. Н. Андреева.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые художественные приемы прозы Л. Н. Андреева рассматриваются в контексте сюрреалистической поэтики; в повести «Мои записки» и романе «Дневник Сатаны» выявлен приемб псевдооткровения; при анализе повести «Мои записки» использовались черновые рукописи из архива Л. Н. Андреева, не публиковавшиеся ранее (РГАЛИ, Ф. 11, оп. 6, д. 8, л. 45; РГАЛИ, Ф. 11, оп. 6, д. 8, л. 48); подробно раскрываются типологически родственные мотивы и образы в произведениях Леонида Андреева и Франца Кафки.

Методология исследования.

При исследовании поэтики прозы Л. Н. Андреева мы опираемся на методологический подход М. Бахтина, в соответствии с которым поэтика писателя

рассматривается во взаимосвязи с художественным мышлением эпохи. Новаторство М. Бахтина заключается в создании новой модели мира с множественностью систем отсчета, предполагается «взгляд на мир как на вечно сжимающуюся текучую данность, где нет границ между верхом и низом, вечным и сиюминутным, бытием и небытием»1.

Методологически продуктивная модель рассмотрения новой парадигмы художественного сознания XX века, явившейся «общим знаменателем» для русской и европейской литературных традиций, предложена в монографии В. В. Заманской «Русская литература первой трети XX в.: проблема экзистенциального сознания». Для более глубокого понимания литературного процесса «переходной» эпохи мы считаем необходимым наряду с экзистенциальным выделять сюрреалистический тип сознания, который в той или иной мере определил структуру художественного мира Л. Андреева и его эстетические основания.

Методика исследования основана на сочетании структурного и сравнительно-исторического подходов (Ю. М. Лотман, Ю. Н. Тынянов, В. Н. Топоров, 3. Г. Минц, Б. В. Томашевский и др.). Выявление элементов поэтики сюрреализма в прозе Л. Н. Андреева требует применения контекстно-герменевтического метода, который позволяет через выявление скрытых историко-литературных диалогов установить глубинные закономерности литературного процесса (В. Заманская). Художественные принципы сюрреализма в связи с эстетикой сюрреалистического движения рассматриваются в трудах Л. Г. Андреева, С. А. Исаева, Т. В. Балашовой, Е. Д. Гальцовой, А. К. Якимови-ча, В. П. Бранского, В. А. Крючковой, Ж. Шенье-Жандрон.

Сюрреализм понимается нами как художественная система, формировавшаяся в русско-европейском культурном пространстве в конце XIX и первые десятилетия XX века в результате поисков новых форм и средств воплощения художественного образа. Ее философскую основу составили труды Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, 3. Фрейда, А. Бергсона. Ее идейно-эстетическими принципами являются обращение к сфере бессознательного, устранение границ реального и нереального, удивительные метаморфозы, иррационализм, смещение смысла, поэтика абсурда, бунта, установка на эпатаж, сенсационность, культ таинственного, загадочного, чудесного, черный юмор.

1 Лейдерман Н. Л. Теоретические проблемы изучения русской литературы XX века // Русская литература XX века. -Вып. 1. -Екатеринбург, 1992. -С. 21.

При анализе художественных произведений Андреева мы опираемся на результаты исследований андрееведов, прежде всего Л. А. Иезуитовой, Е. А. Михеичевой, И. И. Московкиной.

Теоретическая значимость исследования состоит в раскрытии основных провокационных приемов в прозе Л. Н. Андреева, что позволило углубить понимание художественного мира писателя и его эстетических принципов. Результаты сравнительного анализа произведений Леонида Андреева и Франца Кафки могут послужить основанием для дальнейших научных исследований в области скрытых историко-литературных диалогов.

Практическая значимость заключается в том, что результаты диссертационной работы могут быть использованы в курсах по истории русской литературы конца XIX - начала XX века, в спецкурсах, посвященных Л. Н. Андрееву, в междисциплинарных курсах, предполагающих изучение взаимодействия русской и зарубежной литературы, в элективных курсах в старших классах гуманитарного профиля в средних общеобразовательных школах.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Новаторство Л. Н. Андреева, проявившееся в поэтике его прозы, было обусловлено тем, что он воплотил зарождающееся в конце XIX - начале XX века сюрреалистическое сознание. В основе этого типа сознания лежит интерес к сфере бессознательного, плюрализм взглядов, расширение сознания, ощущение эфемерности реального, стирание границ между противоположностями, ощущение абсурдности бытия, поиск новой реальности, «абсолютный» бунт, жажда глобальной революции. Результатом нового художественного сознания становится сюрреализм - художественная тенденция, которая появляется в русском и европейском искусстве в начале XX века.

  2. Новый взгляд на русскую литературу конца XIX - начала XX века позволяет установить, что элементы поэтики, впоследствии развившиеся в художественной системе сюрреализма, уже существовали в творчестве русских писателей-реалистов: наличие плана «другой реальности», мотив таинственности, нарочитая странность, загадочность повествования, внимание к подсознательным импульсам человека, к его загадочной душе, появление персонажей из другой реальности, переплетение сна и яви, возникновение нового типа героя -человека с деформированной психикой, способного воспринимать мир иначе, видеть и ощущать то, что не видят и не ощущают «нормальные» люди.

  1. Экспериментальные художественные приемы Л. Н. Андреева: изображение психических отклонений, откровенных сцен насилия, «абсолютного бунта» героев, интерес к бессознательному, к теме самоубийства, феноменам случайного, таинственного и иррационального, использование сновидческих форм пространства и времени, поиск высшей реальности, объединяющей бинарные оппозиции, - предполагают установку на сенсационность, скандал и предваряют поэтику сюрреализма.

  2. «Ошеломляющие», экспрессивные образы в прозе Л. Н. Андреева, построенные на ассоциативности, гротеске, контрасте, черном юморе, призваны поразить читателя, создать «эффект неожиданности», вызвать предельную реакцию. Сознательная провокация, эпатаж, экспрессия дают основание причислять Андреева к основоположникам русского литературного авангарда.

  3. В произведениях Леонида Андреева («Мысль», «Нет прощения», «Город», «Проклятие зверя», «Из глубины веков» («Царь»), «Он (Рассказ неизвестного)», «Возврат», «Герман и Марта») и Франца Кафки («Превращение», «Процесс», «Пропавший без вести» («Америка»), «Описание одной борьбы», «Замок») с помощью приемов деперсонализации и дереализации передается состояние отчужденности человека от мира, утрата «Я», призрачность существования.

  4. Повесть «Мои записки» и роман «Дневник Сатаны» Леонида Андреева представляют собой псевдооткровение, которое заключается в нарушении автором предварительного условия - все описываемые события происходили именно так, как они представлены, - и условия искренности: повествователь говорит правду. Художественное пространство «Моих записок» и «Дневника Сатаны» раскрывает перед читателем игровой мир, в котором наряду с предполагаемой правдой царят обман и фальсификации.

Апробация работы. Основные положения диссертации были апробированы на трех научных конференциях: X Международных Виноградовских чтениях «Текст и контекст: лингвистический, литературоведческий и методический аспекты» (Москва, ноябрь 2007), Всероссийской научно-практической конференции «Молодежь и наука: проблемы современного образования» (Саранск, апрель 2009), Всероссийской научно-практической конференции «Литература в современном мире» (Орехово-Зуево, ноябрь 2009). Результаты исследования обсуждались на кафедре русской литературы и фольклора ГОУ ВПО МГПУ. По теме исследования опубликованы четыре работы.

Структура диссертации. Настоящее исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Похожие диссертации на Проза Леонида Андреева: поэтика эксперимента и провокации