Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Публицистика Н.С. Лескова как художественная система Черемисина, Ксения Андреевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Черемисина, Ксения Андреевна. Публицистика Н.С. Лескова как художественная система : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Черемисина Ксения Андреевна; [Место защиты: Нац. исслед. Том. гос. ун-т].- Томск, 2013.- 240 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-10/391

Введение к работе

Большой интерес к наследию Н.С. Лескова в 1990-2000-е гг., во многом связанный с подготовкой к изданию Полного собрания его сочинений в 30-ти томах, выпуск которого начался в 1996 г., позволил открыть много новых страниц в понимании личности и творчества писателя, осознать масштаб его деятельности в русской культуре и обратиться к постановке новых проблем. Одну из них, определяющую актуальность темы данной диссертации, представляет собой публицистическое наследие Лескова, его место в творческой эволюции писателя, роль в русской общественной жизни, ее социокультурной атмосфере, в развитии русской литературы второй половины XIX в.

Корпус публицистических текстов Лескова составляет более 700 публикаций, выявленных учеными к настоящему времени; интерес к публицистике нашел свое отражение на всех этапах его творческого пути, соотносясь в своем развитии с его общими мировоззренческими и творческими поисками и с историей русской литературы 1860-1890-х гг. Между тем, публицистика писателя, особенно на фоне осмысления его прозы, которой в основном посвящены труды лесковедов, и отечественных, и зарубежных, и XX века, и новейшие, до сих пор остается нерассмотренной как самостоятельный объект изучения, взятый во всей его целостности и развитии. Более того, как показывает работа ученых над указанным выше изданием ПСС, она по сей день не собрана и, следовательно, не введена в научный оборот в полном объеме. Актуальность предлагаемой диссертации определяется не только потребностью в целостном изучении многообразного творчества Лескова и неизученностью его публицистических текстов, но и интересом современной науки к публицистическому дискурсу, к общим историко-литературным и теоретическим проблемам, таким как взаимодействие публицистической и художественной прозы, писательская публицистика. Решению этих вопросов посвящается настоящая работа.

Целью диссертации является исследование публицистического наследия Н.С. Лескова как художественной системы.

В связи с этим мы ставим перед собой следующие исследовательские задачи:

  1. представить, по возможности, полный корпус публицистического наследия Лескова, в том числе газетно-журнальные публикации 1880-х - начала 1890-х гг., впервые напечатанные при жизни писателя и более никогда не переиздававшиеся, малодоступные и нередко не введенные в научный оборот1;

  2. выделить основные этапы развития Лескова-публициста в соотношении с общей периодизацией его творчества;

  3. осмыслить становление публицистики Лескова как системы в 1860-е гг.;

  4. показать специфику мировоззрения Лескова и своеобразие его публицистики 1870-х гг., ее системность, место и роль в публицистическом и художественном творчестве писателя, на пороге кризиса;

  5. рассмотреть позднюю публицистику Лескова (1880-х - начала 1890-х гг.), определив ее значение в авторском анализе кризиса современной действительности и поисках путей выхода из него;

Говоря об исследовании в реферируемой диссертации полного корпуса публицистических текстов Лескова, ввиду его большого объема, мы не ставим своей целью проанализировать или хотя бы упомянуть все статьи и заметки писателя. Для анализа в диссертации отбираются материалы, наиболее репрезентативные, с точки зрения их характеризующих возможностей, позволяющих представить публицистику писателя как многогранную и целостную, закономерно развивающуюся систему, поскольку именно эта идея определяет цель работы.

  1. охарактеризовать динамику взаимодействия публицистической и художественной прозы писателя;

  2. обозначить место публицистики Лескова в истории русской культуры, прежде всего, словесности второй половины XIX века.

Объектом исследования являются публицистические тексты Н.С. Лескова 1860-х - 1890-х гг., рассматриваемые в контексте художественной прозы и эписто-лярия писателя в связи с проблемами и этапами эволюции его мировоззрения и творчества, а также в связи с развитием русской литературы второй половины XIX в.

Предмет изучения - публицистика Н.С. Лескова как целостная, динамичная система, органично вписывающаяся во многие историко-культурные контексты, начиная от творческой системы писателя в целом и заканчивая русским литературным и социокультурным процессами указанного периода.

Методологическую базу исследования составили труды в области изучения публицистического дискурса (М.Н. Ким, О.Г. Ревзина, И.В. Силантьев, А.А. Тер-тычный, Н.И. Клушина); теории системности и системного подхода (Л. Берталан-фи, Г.П. Щедровицкий, В.Н. Топоров, С. Бир, В.Н. Садовский, Ю.П. Сурмин, Е.Б. Агошкова, В.В. Сафронов); теории и истории литературы (М.М. Бахтин, Ю.М. Лотман, Ю.Н. Тынянов, Б.М. Гаспаров, И.Ю. Виницкий, Н.Е. Меднис, Т.Ф. Плеханова, Н.Т. Рымарь, В.И. Тюпа и др.); исследования, посвященные творчеству Н.С. Лескова (К.П. Богаевская, Б.Я. Бухштаб, И.П. Видуэцкая, А.А. Горелов, Л.П. Гроссман, О.В. Евдокимова, Н.Ю. Заварзина (Данилова), Т.Б. Ильинская, Ф.А. Краснов, Н.И. Либан, О.Е. Майорова, А.Б. Миндлин, И.Н. Минеева, Д.В. Неустроев, А.А. Новикова, И.В. Поздина, Г. Сафран, Г.В. Сепик, И.З. Серман, Н.И. Соколов, Н.Н. Старыгина, И.В. Столярова, В.Ю. Троицкий, А.А. Федотова, Н.А. Филатова, Б.М. Эйхенбаум, Д. Макл, И. Мюллер де Морог, В. Притчетт, Э. Хайер и др.).

Систематизация публицистических сочинений Лескова и их анализ осуществляются в диссертации на основе следующих методологических установок: 1) общепринятой в науке мысли об органичном синтезе, в лице Н.С. Лескова, писателя, мыслителя, гражданина, определяющем яркую, ни на кого не «оглядывающуюся» творческую индивидуальность писателя, на протяжении всей жизни создававшего и художественную прозу, и публицистические сочинения; и 2) мысли о тяготении Лескова к целостному взгляду на жизнь, в связи с чем представляется вполне закономерным осмысление его публицистики как системы, единого (прежде всего, по авторской телеологии и позиции) и в то же время разнообразного (по жанрам, стилю, тематике, проблематике) целого, имеющего свою логику развития, соотнесенную с общими закономерностями развития творчества писателя и русской литературы 1860-1890-х гг.

Своеобразием рассматриваемого материала и целью диссертации обусловлено обращение к приемам историко-литературного, историко-культурного, сравнительно-типологического и системного анализа (дескриптивного подхода к нему).

Под системой в предлагаемой диссертации, вслед за названными выше учеными, мы понимаем совокупность элементов, которые организованы определенным способом, позволяющим им взаимодействовать друг с другом и со средой, образуя внутренне подвижную целостность. Для данного исследования принципиальной является также общая телеология публицистического творчества писателя, которой определялись как единство, целостность системы, так и ее развитие (в том числе в диахронии, позволяющей проследить весь жизненный цикл системы, ее формирова-

ниє, становление, расцвет и т.д., и в синхронии, направленной на рассмотрение кризисов и утрат, движущих ее эволюцию), структура и открытость к внутреннему и внешнему взаимодействию. Мы выделяем «ядерные свойства» изучаемой системы (средства формирования ее целостности, организованности, динамики). Кроме того, в работе доказывается мысль об ее иерархичности, прежде всего, на идейно-тематическом и жанрово-стилевом уровне (каждый период публицистического творчества писателя выдвигал на первый план те или иные подтемы и их интерпретации, те или иные жанры и стилевые особенности, соотносимые, соответственно, с ведущей, «ядерной» темой народа, ведущими жанрово-стилевыми формами (прежде всего, это - проблемная статья, которая видоизменялась от периода к периоду) и тенденциями писательских поисков в этой области (от полемической статьи, резкого фельетона к философско-публицистическому дискурсу). Принципиальной нам представляется мысль об органике публицистики в творческой системе Лескова в целом и в связи с этим о ее взаимодействии с прозой писателя и со всеми сферами и уровнями его духовной деятельности. Закономерным является то, что этапы становления Лескова-публициста органично вписываются в русло эволюции его художественного творчества. Важнейшим свойством публицистики Лескова, позволяющим рассматривать ее как систему, в нашем представлении, является ее коммуникативность, направленная на взаимодействие со средой, с читателем, единомышленниками, оппонентами, предшественниками (отечественными и зарубежными) и т.д. Публицистические тексты писателя вводятся им в большое информативное поле философии, религии, истории, культуры, русской литературы.

Научная новизна исследования определяется тем, что в нем впервые предпринята попытка выделить публицистику Лескова (в объеме, известном науке на сегодняшний день) в самостоятельный предмет системного изучения. Публицистика Н.С. Лескова впервые осмыслена как художественная система, целостная и динамичная. Обнаружены системные связи как отдельных этапов в эволюции Лескова-публициста, отдельных блоков его публицистики, так и публицистического и художественного творчества Лескова (на разных уровнях: проблемно-тематическом, идейно-концептуальном, жанрово-стилевом). Изучены «ядерные свойства» публицистической системы Лескова (авторская телеология, авторская позиция, тема народа, вокруг которой соединялись все остальные, трансформация понимания которой определяла развитие всей публицистической системы писателя), ее структура и открытость к внутреннему и внешнему взаимодействию. Публицистическая система Лескова изучена в аспекте ее иерархичности. Осмыслена эволюция Лескова-публициста от 1860-х к 1890-м гг. в разных контекстах: общественных, духовных, религиозно-философских, эстетических исканий писателя и его времени, а также художественной прозы и эпистолярия писателя. Выявлена глубокая взаимосвязь в развитии художественного и публицистического творчества Лескова. Установлено также, что поздняя публицистика Лескова, отличающаяся взаимопроникновением социальности, философствования и художественности, наиболее полно выражает его главную идею - духовно-нравственного совершенствования свободной личности как пути к выходу из ситуации «русской розни», и занимает особое (итоговое) место в творческом развитии писателя и одно из важнейших мест в русской публицистике этого периода. В целом, интерес писателя к публицистике, его активные и целенаправленные художественные поиски в этой сфере впервые осмыслены как свидетельство общих глубинных сдвигов, происходивших в русской литературе второй половины

XIX в. и определявших ее закономерное, объективное движение в сторону синтеза объективного и субъективного, документального и художественного1.

Теоретическая значимость исследования определяется уточнением методологии системного анализа, а также вкладом в изучение актуальных вопросов филологии, связанных с проблемами публицистического дискурса, взаимодействия документальности и художественности, факта и образа.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что ее результаты могут найти применение в дальнейшем изучении публицистического и собственно художественного творчества Н.С. Лескова, а также отечественной публицистики XIX века. Материалы исследования и апробированная в работе методология могут быть использованы в учебном процессе - в практике преподавания курсов по русской литературе XIX века, в спецкурсах по истории русской публицистики, по творчеству Н.С. Лескова, теории и практике системного анализа в литературоведении, в курсовом и дипломном проектировании.

На защиту выносятся следующие основные положения:

  1. Внимание Лескова к публицистике и активная деятельность в этой области на протяжении всего творческого пути свидетельствуют о такой особенности его художественного сознания, как склонность к социокультурному анализу окружающей действительности, к открытому выражению гражданской позиции и, вместе с тем, к философствованию, к целостности мировидения, что позволяет рассматривать публицистическое наследие писателя как открытую, динамичную, целостную систему.

  2. Публицистику Лескова, до сих пор не только системно не исследованную, но и не опубликованную в полном объеме, необходимо ввести в контекст творческой системы писателя как ее важнейшую и закономерную часть, объясняющую сложный и плодотворный путь ее развития.

  3. Ведущие характеристики публицистической системы Лескова очевидны уже в его статьях и заметках 1860-х гг. В разных темах, преимущественно социокультурного плана, в разных жанрово-стилевых формах (полемическая статья, фельетон, заметка, которые, как правило, циклизуются) писатель пробует свои силы как публицист, заметно опираясь на свое художественное творчество. Ранняя публицистика Лескова сосредоточена на центральной для нее теме народа, вокруг которой формируется ряд подтем. Их связанность и взаимовлияние говорят о проявлении сверхтекстовой структуры публицистического текста Лескова 1860-х гг., обладающего системностью, подчиненной, прежде всего, авторской телеологии.

  4. Публицистика 1870-х гг. развивает тему народа, осмысливая ее в связи с кризисом самоидентификации русской нации. Предчувствуя «русскую рознь», Лесков утверждает бесполезность государственных мероприятий, направленных на усовершенствование общественной жизни, подталкивая читателей к пониманию важности личностных выборов, опирающихся на родовое чувство совести и на поиски истинной веры. Публицистическая система писателя обогащается глубокими религиозно-философскими идеями и концепциями, выражавшимися, как правило, в циклах проблемных статей.

  5. Подводя итоги осмысления духовного кризиса русского общества в 1880-е -1890-е гг., Лесков сосредотачивается на проблеме самоопределения личности и общества в ситуации тотальной «русской розни», расширяя и углубляя тем самым

Последнее, не являясь предметом специального рассмотрения в нашей диссертации, должно стать темой будущих исследований.

стержневую тему всей публицистической системы - тему народа, вырабатывая философский, диалогический подход к ее анализу. Структурообразующим началом публицистической системы Лескова становятся универсальные законы бытия, прежде всего, нравственность и самосовершенствование, что обусловило отход писателя от жанров фельетона, сатирической заметки, полемической статьи и обращение к проблемным статьям, синтезирующим философское, религиозное, публицистическое, художественное начала.

6. На всех этапах развития Лескова-публициста осуществлялась связь общественно-политических, социокультурных, нравственно-философских исканий Лескова с его творческими поисками, как в художественной прозе, так и в публицистике. В центре этих поисков находился русский человек, русский народ, что привело Лескова в конце творчества к созданию целостной картины русской жизни, которую он определял, с одной стороны, через категорию «русской розни», с другой - сквозь понятие «русская душа». Это доказывает не только системность его публицистики, но и возможность рассматривать весь корпус его творческого наследия как единую художественную систему.

Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры общего литературоведения, издательского дела и редактирования Томского государственного университета (октябрь 2011 г., сентябрь 2012 г., май 2013 г.), на аспирантском семинаре (2011-2013 гг.), освещались в докладах на региональных и международных конференциях: XLIX Международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс» (Новосибирск, 2011), XII, XIII Всероссийских конференциях молодых ученых «Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения» (Томск, 2011, 2012), XI, XII Всероссийских научно-практических конференциях «Язык и мировая культура: взгляд молодых исследователей» (Томск, 2011, 2012).

Структура диссертации: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.