Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Публицистика С.Н. Терпигорева: проблематика и жанровая специфика Русский Николай Александрович

Публицистика С.Н. Терпигорева: проблематика и жанровая специфика
<
Публицистика С.Н. Терпигорева: проблематика и жанровая специфика Публицистика С.Н. Терпигорева: проблематика и жанровая специфика Публицистика С.Н. Терпигорева: проблематика и жанровая специфика Публицистика С.Н. Терпигорева: проблематика и жанровая специфика Публицистика С.Н. Терпигорева: проблематика и жанровая специфика
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Русский Николай Александрович. Публицистика С.Н. Терпигорева: проблематика и жанровая специфика : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Русский Николай Александрович; [Место защиты: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина].- Тамбов, 2008.- 245 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-10/195

Введение к работе

Актуальность темы диссертации обусловлена 1) соответствием проблематики диссертации приоритетному направлению современного литературоведения, связанному с изучением национальной специфики современного искусства; 2) необходимостью всестороннего изучения не только художественного, но и публицистического наследия выдающегося русского писателя С.Н. Терпигорева, творчество которого современному читателю почти неизвестно; 3) высокой степенью востребованности литературно-краеведческого компонента истории русской литературы.

Исследование проведено в рамках одного из научных направлений кафедры истории русской литературы ТГУ им. Г.Р. Державина -литературного краеведения.

Цель исследования заключается в осмыслении содержания и поэтики публицистической прозы Терпигорева не только как историко-литературного явления, но и феномена литературно-общественной жизни второй половины XIX столетия.

Целью диссертации обусловлены задачи:

рассмотреть публицистику Терпигорева в контексте его художественного творчества и истории русской литературы XIX века;

изучить взаимоотношения писателя с ведущими периодическими изданиями, определить его место в литературно-общественной жизни тех лет;

исследовать проблематику и жанровую специфику публицистики С.Н. Терпигорева, особенности творческого взгляда автора, индивидуальный стиль писателя;

проанализировать публицистическую доминанту повестей, рассказов и других жанров художественной прозы.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Бытийная концепция С.Н. Терпигорева формировалась в процессе осознания им необходимости гармонии в качестве основы миро-строительства. Логику движения социальной и нравственной жизни писатель рассматривал в порядке обусловленности её историческими и природными закономерностями, подчинённости общему причинно-следственному закону.

  2. «Оскудение» русской действительности второй половины XIX века С.Н. Терпигорев связывал с так называемым дворянским во-

просом, с Положением 19 февраля 1861 года и с той социальной и нравственной деградацией поместного дворянства в пореформенную эпоху, которая стала следствием банкротства всей предшествующей государственной политики в области отношений «хозяев» и крепостных.

  1. Публицистика писателя стала одной из форм его активного вмешательства в общественную жизнь России и поставила его в ряд выдающихся литераторов, с авторитетом которого считались. Именно она во многом определяла место писателя не только в истории русской литературы, но и в литературно-общественной жизни эпохи в целом. Публицистичностью как эстетическим качеством отмечена художественнее проза С.Н. Терпигорева.

  2. Автобиографическая доминанта в публицистике С.Н. Терпигорева, ориентированность на лично пережитое определили не только проблематику произведений, но и их жанровую поэтику с ведущей ролью и ней личности автора. Обобщенный образ автора в художественной прозе и публицистике писателя - одно из достижений художника, обогатившее открытия русской литературы XIX века в области эстетической авторологии.

  3. Для публицистической компоненты художественного творчества С.Н. Терпигорева наиболее характерны очерковые формы, синтез подлинности, документальности и образности. Именно к художественному типу терпигоревского очерка можно отнести термин Ю.Н. Тынянова «литература факта». Уже в названиях произведений писателя читателю сообщается проблематика и жанровая поэтика. Своеобразная поэтика заглавий в произведениях С.Н. Терпигорева визуализирует их связь с краеведением.

  4. Мастерство Терлигорева-фельетониста отличалось колоритностью созданных типов, правдивостью сюжетов и показа жизни общества, русской столицы и провинции, вниманием к деталям обстановки и подробностям речи героев, к их портретным чертам. Фельетоны Терпигорева ироничны и полемичны.

  5. От ранних путевых заметок пристального наблюдателя в дилогии «В степи» автор эволюционировал к путевому «дорожному» очерку с его подчёркнутой этнографической атрибутикой, в первую очередь крестьянской, с особым вниманием к портретам, которые он давал в форме беглых, но выразительных набросков, щедро используя речевые характеристики героев, к их судьбам; с иронией как средством выражения жизненной точки зрения автора. В этой серии очерков выделяется «По тихому Дону».

  1. Историзм, историческая конкретность характерны для творческого взгляда Терпигорева. Однако об историзме, историчности в связи с публицистикой этого писателя следует говорить не только как о черте мировоззрения автора, но и как о рычаге тематической организации его публицистической деятельности.

  2. Самым плодотворным периодом в творческой эволюции С.Н. Терпигорева были 1880-1890-е годы: созданы не только «Оскудение», «Потревоженные тени», рассказы петербургского цикла, написана большая часть фельетонов, но и мемуарная публицистика - «Воспоминания», опубликованные посмертно. Именно это произведение в сконцентрированной форме представило мастерство Терпигорева-публициста и ярко продемонстрировало возможности писательской публицистики как явления искусства. Мемуарная публицистика С.Н. Терпигорева освещена чарующим светом автобиографизма. Благодаря ему отдельные фрагменты «Воспоминаний» воспринимаются как самостоятельные завершённые очерковые этюды.

Теоретическая и методологическая база диссертации создавалась с учётом научных концепций представителей разных литературоведческих школ и направлений, идей, связанных с вопросами изучения публицистики как литературно-художественного феномена истории литературы. Привлечены работы Н.С. Тихонравова об историко-литературной роли «второстепенных» авторов; исторические концепции Н.И. Костомарова, историко-краеведческие наблюдения И.И. Дубасо-ва; А.Н. Веселовского об исторической поэтике; учение Д.С. Лихачёва об изучении творчества писателя и его произведений в историческом контексте; культурологические концепции Ф.И. Буслаева, А.Н. Пыпи-на, Ю.М. Лотмана; учения Ю.Н. Тынянова о «литературе факта», В.В. Виноградова о языке художественной литературы, М.М. Бахтина о роли автора и автобиографизма в литературном произведении. Изучены разные точки зрения современных теоретиков и историков публицистики, историков русской литературы.

В работе использованы историко-литературный, структурно-поэтический, интерпретационный, социологический, сравнительный методы и подходы.

Научная новизна исследования состоит в оценке роли С.Н. Терпигорева в становлении очерка как жанра русской литературы; попытке целостного взгляда на творческую эволюцию С.Н. Терпигорева; осмыслении его публицистики в контексте истории и литературы ХГХ века; анализе роли писателя в развитии мемуарной публицистики, жанров

фельетона, путевого очерка, исторического очерка; в разработке проблемы русской деревни накануне крестьянской реформы и после отмены крепостного права.

Теоретическая значимость диссертации определяется практической конкретизацией теории жанров цикла очерков, мемуарной публицистики, путевого («дорожного») очерка, исторического очерка, фельетона, индивидуальной жанровой поэтики.

Практическое значение работы. Отдельные наблюдения диссертанта могут быть использованы в практике преподавания русской литературы в вузе и школе, при составлении комментариев к отдельным произведениям С.Н. Терпигорева, в пособиях по литературному краеведению.

Апробация основных результатов исследования осуществлялась в ряде докладов на научных конференциях разных уровней: V Международной научной конференции «Русское литературоведение на современном этапе» (Москва, 2006); всероссийской научной конференции «Вопросы социально-экономической динамики дотационного региона:) (Тамбов, 2006); региональной научно-практической конференции, посвященной 370-летию города Тамбова (Тамбов, 2006); XI, XII и ХШ научной конференции преподавателей и аспирантов «Держа-винские чтения» (Тамбов, 2006, 2007, 2008); на научно-методологическом семинаре кафедры истории русской литературы ТГУ им. Г. Р. Державина, на научном семинаре аспирантов и студентов при Международном научном центре изучения творческого наследия Е.И. Замятина (2006, 2007, 2008). По теме диссертации имеется 10 публикаций, 2 из них на страницах «Вестника Тамбовского университета», рекомендованного ВАК для публикации диссертационных материалов. Главы о С.Н. Терпигореве в пособии для учителя «Литературное краеведение» и учебном пособии для 8-9 классов «Литературное краеведение» написаны со ссылками на публикации диссертанта1.

Структура диссертации включает Введение, две главы и Заключение. Приложен Список использованной литературы.

1 См.: Полякова, Л.В., Дорожкина, В.Т. Литературное краеведение. Пособие для учителя: в 2 ч. / Под науч. ред. Л.В. Поляковой / Л.В. Полякова, В.Т. Дорожкина. Тамбов, 2007. С. 108, 112, 114, 169; Полякова, Л.В., Дорожкина, В.Т., Гаранина, Е.А., Федотова, СВ. Литературное краеведение. Учебное пособие для учащихся 8-9-х классов / Науч. ред. Л.В. Полякова / Л.В. Полякова, В.Т Дорожкина, Е.А. Гаранина, СВ. Федотова. Тамбов, 2007. С. 50.

Похожие диссертации на Публицистика С.Н. Терпигорева: проблематика и жанровая специфика