Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Пушкинская традиция в поэзии И. Анненского Налегач, Наталья Валерьевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Налегач, Наталья Валерьевна. Пушкинская традиция в поэзии И. Анненского : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01.- Томск, 2000.- 218 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-10/572-1

Введение к работе

Диссертация посвящена проблеме функционирования пушкинской традиции в юрчестве И.Ф. Анненского (1855 - 1909). Среди поэтов «серебряного века» в роцессе взаимодействия с предшествующей традицией ему принадлежит особая эль. Он соединяет в своей лирике две поэтические эпохи: русской классической ггературы XIX в. и рубежа XIX - XX вв.

Одними из первых А.В. Федоров, ЛЯ. Гинзбург указывали на органичное хприятие изучаемым поэтом традиций русской классической литературы, были вваны имена: А.С. Пушкин, Е.А. Баратынский, Ф.И.Тютчев, А.А. Фет, Н.В. Гоголь, '.М. Достоевский. В работах К.М. Черного, И.В. Петровой прослеживается отчевская традиция в поэзии Анненского; Е.А. Некрасова, И.А. Тарасова подробно осматривают рецепцию в стихотворениях Анненского образов и мотивов лирики .А. Фета. Но особую значимость приобретает в его поэзии пушкинская традиция, а необходимость ее изучения указывали А.В. Федоров, Л.Я. Гинзбург, Н.В. ридман. Постановку проблемы пушкинской традиции можно встретить в работах В. Мусатова, В.Е. Гитина. Однако степень ее разработанности представляется пока це недостаточной, что и обуславливает актуальность данной работы. Тем более, живые связи с пушкинским наследием как в культурно-историческом, юграфическом, так и в аспекте эстетической рефлексии развиваются на всем гатяжении творчества поэта. А художественно-эстетическая позиция Анненского ) отношению к классическому наследию была воспринята целым рядом поэтов :рвой половины XX в., среди которых О. Мандельштам, А. Ахматова, Г. Иванов и ). Таким образом, изучение пушкинской традиции в поэзии Анненского :азывается актуальным в связи с исследованием типологических особенностей :воения классического наследия в культуре «серебряного века».

Цель нашей работы - проследить разные формы рецепции пушкинской адиции в лирике Анненского на всех уровнях художественной структуры, для ілее глубокого понимания связи поэтического мира Анненского с классическим іследием, установления преемственности в области эстетических принципов и (этических форм.

В связи с поставленной целью материалом нашего исследования окажется вс оригинальная лирика И. Анненского, составившая два его сборника «Тихие песни (1904) и «Кипарисовый ларец» (1910), стихотворения, не вошедшие в них1, а такж эстетическая и литературно-критическая проза, наиболее связанная с его поэзией. 1 пушкинском наследии мы выделяем программные произведения, в которы выражены природный универсум и концепция творчества.

Избранный подход к разрешению поставленной здесь проблемы определяет ; методологию работы, которая в основном написана в русле историко-литературног и типологического подходов, с подключением структурного, целостного ] мифопоэтического анализа литературного произведения. Соответственно, в качеств методологической основы исследования использованы принципы анализ художественного произведения, заложенные в работах А.Н. Веселовского, а такж М.М. Бахтина, А.С. Бушмина, В.В. Мусатова (при исследовании форм проявлени литературной традиции в тексте), Е.Г. Эгкинда, Ю.М. Лотмана, М.Л. Гаспаровг М.Н. Дарвина (структурный и целостный типы анализа), Е.М. Мелетинского, В.й Топорова, Ю.М. Лотмана, З.Г. Минц (мифопоэтический анализ литературы XIX -XX вв.).

Новизна данного исследования состоит в целостном рассмотрении пушкинскоі традиции в творчестве И. Анненского на всех уровнях поэтической системы. I центре внимания оказываются вопросы мифотворчества в лирике изучаемых ааторо: и рецепция выделенных пушкинских мифологем в стихотворениях поэта. Эгш обусловлен синтез методов сопоставительного и мифопоэтического анализа прі рассмотрении поэтических миров Пушкина и Анненского, что тоже является однш из новых аспектов в подходе к разрешению проблемы литературно! преемственности.

Цель, избранный для исследования материал и методы его анализа диктую' следующие задачи данной работы: 1) выявление стихотворений И. Анненского < отчетливым пушкинским подтекстом для определения наиболее значимых для поэт; аспектов пушкинской традиции; 2) изучение пушкинской традиции в групп

1 В ходе работы не всегда осуществляются пометы хронологического порядка, так как сам Анненский многие свои стихотворения не датировал.

гихотворений Анненского, где разрабатывается тема поэта и поэзии, так как для інненского хараісгерна напряженная рефлексия в отношении к проблемам поэзии, дохновения, предназначения поэта, что было присуще и Пушкину, в развитии этой гмы у обоих поэтов наблюдается тяготение к мифологизации; 3) сопоставление в оэзии Пушкина и Анненского «чувства природы», так как в отношениях ирического субъекта с объективным миром, природным универсумом в их ирических системах наблюдается серьезное различие и глубинное сходство; 4) ассмотрение мифопоэтической картины мира Анненского в ее соотнесенности с ушкинской; 5) по ходу разрешения задач, связанных с изучением общности ггетических и мировоззренческих посылок в творчестве поэтов, мы будем бращаться к анализу поэтических форм, их трансформации (установление диетической связи жанровых форм некоторых произведений Анненского с ушкинскими, близость ритмико-композиционных и сюжетных схем, иногда арактеристики языка поэзии этих авторов).

Научно-практическая значимость работы: теоретическое значение ^следования заключается в возможности использования его выводов при изучении усской поэзии «серебряного века», а также при рассмотрении вопросов, связанных с роблемой литературной преемственности, в частности, с исследованием эволюции

форм рецепции пушкинской традиции в русской литературе, особенно в одернистской. Практическое значение: результаты, полученные в ходе ^следования, могут быть использованы в изучении литературного процесса при эдготовке общих и специальных вузовских и школьных (для классов с клубленным изучением гуманитарных дисциплин) курсов по истории русской ттературы XX века.

Апробация работы: положения диссертационного сочинения были редставлены на ежегодных апрельских конференциях студентов и молодых ученых емГУ (1994,1996,1997), на межрегиональной научной конференции «Достоевский

современность», посвященной 175-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского Іовокузнецк, 1996), на III межрегиональной научно-практической конференции Творчество Ф.М. Достоевского: проблемы, жанры, интерпретации» (Новокузнецк, )97), на международной научно-практической конференции, посвященной БиГТТИ,

6 290-летию Бийска, 70-летию В.М. Шукшина (Бийск, 1998), на межвузовски семинаре молодых ученых «Диалог культур» (Барнаул, 1998), на ежегодно: конференции молодых ученых в Институте филологии СО РАН (Новосибирсі 1998), на IX международной научной конференции «Проблемы метода и жанра (Томск, 1998), на научной конференции «Эгногерменевтика и языковая картин мира: теоретическое и практическое применение» (Кемерово, 1999), н региональном симпозиуме «Национальный гений и пути русской культурь Пушкин, Платонов, Набоков в конце XX века» (Омск, 1999). По теме диссертаци был сделан ряд публикаций (список прилагается). Кроме того, результаты данно работы были использованы в процессе чтения лекций в рамках спецкурс «Пушкинская традиция в поэзии «серебряного века» для студентов 030 V курс факультета филологии и журналистики КемГУ (Кемерово, 2000). Работ обсуждалась на заседаниях семинара молодых ученых и аспирантов, объединенног семинара историко-литературных и литературоведческих кафедр факультет филологии и журналистики КемГУ, на заседании кафедры русской литературы XI века Томского госуниверситета.

Положення, выносимые на защиту

  1. Поэтический метод И. Анненского рассматривается как модернистский, присущей ему тенденцией к «синтезу культур» и различны художественных систем, что проявляется в принципиально «диалогичное» текстов изучаемого поэта. В качестве одной из важных его творчестве выделяется пушкинская традиция.

  2. Пушкинская традиция проявляется в динамике творчества И. Анненскол имеет выражение в его эстетической рефлексии и художественны созданиях, присутствуя на всех уровнях художественной структур стихотворений поэта (жанровом, образно-тематическом, ритмик< композиционном, стилистическом).

  3. Анненский органично воспринимает и творчески развивает пушкинску: традицию, поэтому в его поэзии взаимодействие с пушкинскс художественной системой реализуется в двух направлениях: с одне

стороны, как продолжение некоторых тем, усвоение поэтических форм, образов, с другой - как отталкивание и спор.

\. Выявлена общность эстетических принципов Пушкина и Анненского, близость в разработке тем поэта и поэзии, что выражается, в первую очередь, в развитии Анненским пушкинской аполлонической мифологии поэзии.

5. Устанавливается общность некоторых фрагментов мифопоэтической картины мира Анненского и Пушкина. Сходство наблюдается в художественной семантике времен года (особенно «осени» и «весны»), а также некоторых топосов («пустыня», «дорога», «Царское Село», «сады» и «парки»). Некоторые фрагменты мифопоэтической картины Анненского создаются как противоположные по своей символике в отношении к пушкинской поэзии («лето», «Петербург», «море»), что функционально подчеркивает поэтически выстраиваемую в лирике Анненского оппозицию: гармония пушкинской эпохи - дисгармония современной культуры. Данное противопоставление проявляется на всех уровнях отношений «Я» и «Не-я» в его поэзии (божественном, природном, социальном) как конфликт или отчужденность «Я» и Бога / Поэзии как божества, «Я» и природного универсума, «Я» и толпы, «Я» и возлюбленной и т.п. Это свидетельствует о контрастном взаимодействии с предшествующей традицией.

>. Доказывается, что приобщение к традициям русской классической литературы, в том числе к пушкинской, с ее органичным синтезом: Истина — Добро - Красота, позволяет Анненскому, хотя бы отчасти, преодолеть декадентские черты в его лирике и объясняет особое, отъединенное, положение поэта среди современников. Структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения.

«иблиография содержит 391 наименование. Объем работы - 218 стр., из них 190 стр.

існовного текста.