Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ритм прозы М. Цветаевой Канищева, Елена Валерьевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Канищева, Елена Валерьевна. Ритм прозы М. Цветаевой : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Канищева Елена Валерьевна; [Место защиты: Сам. гос. ун-т].- Челябинск, 2013.- 202 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-10/180

Введение к работе

Понятие ритма является универсальным, ритм выделяют в природе, биологии, истории, он распространяется на все области искусства: термин применим в литературе, музыке, живописи, кинематографе и др.

Ритм художественных произведений имеет особое значение, он создает специфический рисунок, воспринимаемый читателем на подсознательном, интуитивном уровне.

Особое внимание ученых привлекает ритмическая организация прозаических произведений. Это уникальное явление позволяет определить новый уровень анализа прозы и семантической насыщенности ее структурных элементов. Ритм прозы является структурообразующим компонентом, создающим целостность произведения, становится полноценным уровнем поэтики художественного текста.

Прозаический ритм - сложный феномен, основанный не только на последовательном, закономерном чередовании различных компонентов текста, но и на сбое, появлении ритмически заряженных фрагментов на фоне размеренных, на чередовании напряженных с точки зрения интонационного рисунка частей и плавных, мелодичных.

Специфический выразительный материал для изучения ритма художественной прозы дает творчество авторов, чьи произведения находятся на стыке двух форм художественной речи. Среди таких писателей А. Пушкин, А. Вельтман, И. Тургенев, А. Ахматова, К. Бальмонт, А. Белый, А. Блок, С. Есенин, Г. Иванов, А. Мариенгоф, Ф. Сологуб, а также М. Цветаева.

«Литературный билингвизм» творчества М. Цветаевой предопределил в её прозаических произведениях отчетливую, специфически оформленную ритмическую организацию, выражающую индивидуальные особенности художественного мира поэта. Проза М. Цветаевой динамична, ассоциативна, в ней чередуются фрагменты с четким, чеканным ритмом и плавные, ритмически размеренные отрывки, характеризующиеся интонацией размышления.

При возрастающем интересе к феномену ритма художественной прозы в современной науке практически нет работ, специально посвященных ритмической организации прозы М. И. Цветаевой, в то время как ритмическая акцентированность прозаических произведений этого автора очевидна.

Прозаическое наследие М. Цветаевой достаточно велико (64 произведения): его составляют воспоминания о современниках, статьи, эссе, дневниковые записи, автобиографические заметки.

Каждое прозаическое произведение М. Цветаевой отличается специфическим способом организации художественного материала. И дневниковые записи, и воспоминания о современниках, и эссе являются глубоко биографичными, лиричными.

Прозаические произведения поэта построены как процесс размышления, фиксирующий рождение мысли, представляют собой внимательный самоанализ, углубленную рефлексию, оказываются насыщенными лирическими элементами, различными способами ритмизации, обилием изобразительно-выразительных средств, яркими, метафорическими ассоциациями. Изучение ритмической организации позволяет осмыслить произведения поэта, ориентированные на особенности интонирования, на экспрессивную внутреннюю речь, как художественные тексты.

Творчество М. Цветаевой стало актуальным материалом для изучения современными исследователями.

Особенностям этимологических и окказиональных образований, специфике синтаксической организации стихотворений М. Цветаевой посвящены работы Н. С. Валгиной, Е. В. Ванеевой, Н. Г. Гольцовой, Л. В. Зубовой, Н. Космана и др.

Появление одинаковых приемов в стихах и прозе поэта, возможности объединения двух художественных дискурсов в произведениях поэта изучены в статьях И. Бродского, Ю. Ю. Даниловой и О. И. Павловой, Е. В. Титовой, в пособии А. С. Акбашевой, диссертации и монографии С. Ж. Макашевой, монографии Е. Ю. Муратовой, исследованиях И. В. Кудровой.

Анализу ритма прозы М. Цветаевой посвящена статья известного стиховеда Ю. Б. Орлицкого «Об особенностях ритма цветаевской прозы», в которой автор анализирует особенности стиховой экспансии на примере эссе «Световой ливень».

Несмотря на то, что исследователи уделяют внимание феномену ритма прозы поэта, необходимость системного изучения ритмических особенностей прозаических произведений М. Цветаевой является очевидной. Этим обусловлена актуальность диссертационного исследования.

Целью исследования является изучение ритмических особенностей прозы М. И. Цветаевой как маркера стилевой индивидуальности писателя.

В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:

1) осмыслить ритм прозы М. Цветаевой как многоуровневую
иерархическую систему, в которой выражено индивидуально-стилевое
своеобразие творчества автора;

2) проанализировать визуально-графические элементы прозы
М. Цветаевой как специфические ритмические маркеры;

3) изучить синтаксические особенности прозы М. Цветаевой с точки
зрения формирования синтаксического ритма, выявить роль системы
знаков препинания в ритмико-синтаксической структуре произведений;

4) проанализировать ритмическую структуру архитектоники текста в
прозе М. Цветаевой;

  1. изучить особенности сюжетно-композиционного ритма прозы М. Цветаевой;

  2. описать специфические элементы стиха в структуре прозы М. Цветаевой, исследовать их ритмообразующую функцию;

7) осмыслить ритмическую структуру прозы М. Цветаевой как план
выражения концептуальных особенностей творчества.

Материалом для исследования послужило базовое собрание сочинений М. И. Цветаевой в семи томах (М. : ТЕРРА; «Книжная лавка» -РТР, 1997-1998 гг.), для контекста использованы сочинения в двух томах (М. : Худож. лит., 1988) и полное собрание поэзии, прозы, драматургии в одном томе (М. : «Издательство АЛЬФА-КНИГА», 2009).

Объектом исследования является ритмическая организация прозаических произведений М. И. Цветаевой. Предметом - специфика реализации ритма прозы на различных структурных уровнях текста.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили работы по теории прозы: Н. Д. Тамарченко, В. И. Тюпы, В. Б. Шкловского, В. Шмида; по теории ритма: М. Л. Гаспарова, М. М. Гиршмана, В. М. Жирмунского, А. М. Пешковского, Б. В. Томашевского, О. И. Федотова, Н. М. Фортунатова, А. В. Чичерина; по методологии анализа ритма прозы: А. Белого, С. И. Кормилова, Л. А. Новикова, Ю. Б. Орлицкого, Т. Ф. Семьян, Н. А. Фатеевой.

Для решения поставленных задач в работе используются
сравнительно-сопоставительный, системный, структурный,

статистический методы.

Научная новизна исследования определяется тем, что 1) диссертация представляет собой первое системное исследование ритмических особенностей прозаических произведений М. Цветаевой; 2) впервые к анализу ритма прозы М. Цветаевой применен поуровневый подход, объединяющий различные методики изучения прозаического ритма; ритм прозы М. И. Цветаевой изучен на различных структурных уровнях текста: композиционном, синтаксическом, фонетическом, визуальном, уровне экспансии стихового начала; 3) впервые ритм прозы связан с визуально-графическими приемами, расставляющими авторские акценты в особенностях интонирования текста и нарушающими фоновый рисунок текста прозаической страницы.

Теоретическая значимость работы определяется: 1) возможностью уточнить современную теорию ритма художественной прозы на основе анализа прозаических произведений М. Цветаевой, 2) возможностью использовать предложенную методику анализа прозаического ритма в исследованиях произведений, относящихся к феномену «проза поэта».

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в практике преподавания курса русской литературы Серебряного века, на специальных семинарах по анализу художественного мира М. Цветаевой, а также в курсе преподавания стиховедческих дисциплин и теории литературы.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Проза М. Цветаевой относится к феномену «прозы поэта», характеризуется размытостью жанровых и родовых границ, имеет специфическую ритмическую структуру, которая является стилеразличительным фактором, выражает концептуальные уровни произведения и творчества автора в целом.

  2. Ритм прозы М. Цветаевой определяется как многоуровневая система, включающая микро- и макроуровни: синтаксический, лексический, фонетический, визуальный, сюжетно-композиционный. Ритмическая организация прозы поэта дополнительно акцентирована визуально-графическими приемами и элементами стиха. Ритмические определители проявляются на разных уровнях структуры текста, дублируют друг друга, усиливая тем самым художественный эффект и создавая неповторимо-индивидуальный ритмический рисунок прозы М. Цветаевой.

  3. Ритмическая структура микроуровня прозы М. Цветаевой акцентирована визуально-графическими приемами. Данный внешний уровень формирования ритма выражен в зрительной расстановке авторских акцентов. К визуально-графическим элементам прозаических произведений поэта можно отнести использование пробела или его графического эквивалента, различные способы шрифтовой акциденции, в том числе курсив, слоговую разбивку лексем, использование строчных и заглавных букв, не обусловленное законами русского языка, включение в текст иноязычных фрагментов и системы сносок. Перечисленные внешние особенности прозы М. Цветаевой формируют ритмическую систему, построенную на деавтоматизации чтения, нарушении «привычной» структуры текста.

4. Синтаксические особенности прозаических произведений
М. Цветаевой тесно связаны с приемами визуализации, они формируют
четкую, оформленную графически ритмическую структуру. Яркими
ритмообразующими синтаксическими элементами в прозе поэта являются
инверсии, эллипсисы, парцелляции, прием синтаксического параллелизма,
длинные ряды однородных членов и назывных предложений. Акцентирует
специфику синтаксического ритма яркая система авторских знаков
препинания. Средства синтаксиса и пунктуации позволяют маркировать не
только интонационные особенности текста, но и углубить семантику
отдельных языковых единиц произведений.

  1. Ритмические особенности архитектонического уровня прозы М. Цветаевой акцентированы активным сегментированием текста на части и главы небольшого объема, такими элементами внешнего облика текста, как заголовочный комплекс, драматургическая разбивка, демонстрируют неоднородность ритмической структуры, контрастность темпоритма частей текста.

  2. Характерные особенности ритма сюжетно-композиционного уровня произведений М. Цветаевой определяются ослабленной сюжетной линией, отсутствием экспозиции, ассоциативностью и монтажностью композиционной организации, проявляются в чередовании ритмически заряженных, сюжетных и размеренных, лирических, описательных фрагментов.

  3. Приемы стиховой экспансии в прозу поэта включают как специфические признаки стиховой организации (метр и рифму), так и визуальные маркеры стиха в рамках прозы (стихотворные цитаты, аналог стихового переноса, версейную строфику и миниатюризацию текста). Стиховые элементы, проникая в прозаический текст поэта, создают дополнительный уровень ритмической структуры, ассоциативно соотносящийся со стиховым ритмом, что позволяет говорить об особенностях творческого мышления М. Цветаевой, органично сочетающей в своих произведениях стиховой и прозаический дискурсы. В произведениях с тенденцией к миниатюризации ритмические элементы проявляются наиболее активно, т. к. в условиях малого объема текста их концентрация наиболее ощутима. Фонетические особенности прозы М. Цветаевой (появление звукописи, лексических повторов, анафоры, внимание к этимологии слова), являясь признаками стиха в прозаических произведениях поэта, создают дополнительный уровень акцентирования ритма, основанный на системе звуковых повторов.

8. Главным нарративным событием прозы М. Цветаевой является
ментальная деятельность автора, описание когнитивных стратегий
личности, основанных на авторефлексии. Специфические особенности
повествования, интонация и темпоритм внутренней речи, в которых автор
представлен как субъект психологического самоанализа, выражают все
уровни ритмической структуры прозаических произведений М. Цветаевой.

Апробация диссертационного исследования проводилась на конференциях различного уровня: на III Всероссийской научной конференции с международным участием «Проблемы трансформации и функционирования культурных моделей в русской литературе» (Томск, 2008), XII международной научной конференции «Взаимодействие литератур в мировом литературном процессе. Проблемы теоретической и исторической поэтики» (Беларусь, Гродно, 2008), Четвертых международных Цветаевских чтениях «Марина Цветаева в контексте культуры Серебряного века» (Елабуга, 2008), Международных научных

конференциях «Дергачевские чтения» (Екатеринбург, 2008, 2011), Международной научно-практической конференции «Русское слово: восприятие и интерпретация» (Пермь, 2009), 16-й Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва, 2009), XV научно-практической конференции словесников «Литература сегодня: знаковые фигуры, жанры, символические образы», (Екатеринбург, 2011), III международной научной конференции молодых ученых в г. Караганда (2011), VI Международной научно-теоретической конференции, посвященной 100-летию 3. Шашкина «Проблемы поэтики и стиховедения» (Алматы, 2012), IV Всероссийской научно-практической конференции «Литература - театр - кино: проблемы рецепции и интерпретации» (Самара, 2012), международной научной конференции молодых ученых «Язык и репрезентация культурных кодов» (Самара, 2012), Международных научно-практических конференциях студентов и аспирантов «Язык. Культура. Коммуникация» (Челябинск, 2007, 2011), Международных научно-практических конференциях «Литературный текст XX века: проблемы поэтики» (Челябинск, 2009, 2010, 2011, 2013). Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры русского языка и литературы Южно-Уральского государственного университета (Челябинск).

Материалы диссертации нашли отражение в 29 публикациях, из них 4 в журналах, рекомендованных ВАК (3 статьи в «Вестнике Южно-Уральского государственного университета», 1 статья в «Вестнике Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина»).

Структура исследования. Диссертационное исследование состоит из введения, 4 глав, заключения, библиографического списка, включающего 184 наименования, и двух приложений. Общий объем работы - 202 страницы.