Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Роль смоленского культурного гнезда в становлении личности и творчества А.С. Грибоедова Филиппова Альбина Александровна

Роль смоленского культурного гнезда в становлении личности и творчества А.С. Грибоедова
<
Роль смоленского культурного гнезда в становлении личности и творчества А.С. Грибоедова Роль смоленского культурного гнезда в становлении личности и творчества А.С. Грибоедова Роль смоленского культурного гнезда в становлении личности и творчества А.С. Грибоедова Роль смоленского культурного гнезда в становлении личности и творчества А.С. Грибоедова Роль смоленского культурного гнезда в становлении личности и творчества А.С. Грибоедова Роль смоленского культурного гнезда в становлении личности и творчества А.С. Грибоедова Роль смоленского культурного гнезда в становлении личности и творчества А.С. Грибоедова Роль смоленского культурного гнезда в становлении личности и творчества А.С. Грибоедова Роль смоленского культурного гнезда в становлении личности и творчества А.С. Грибоедова
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Филиппова Альбина Александровна. Роль смоленского культурного гнезда в становлении личности и творчества А.С. Грибоедова : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 : СПб., 2005 178 c. РГБ ОД, 61:05-10/1313

Содержание к диссертации

Введение

Глава первая. Усадьба Хмелита. Образы и ассоциации в биографии и художественной памяти А.С. Грибоедова 8

Глава вторая Впечатления бытия смоленских поместий в грибоедовском контексте 69

Глава третья Смоленские связи А.С. Грибоедова 119

Заключение 153

Приложения 155

Список литературы 171

Введение к работе

Личность и творчество А.С. Грибоедова вызывают постоянный пристальный интерес литературоведов. Его знаменитая комедия «Горе от ума» с первых дней своего существования стала не только литературным явлением, но и фактом культурной жизни России.

На протяжении многих лет, вплоть до недавнего времени, общим местом рассуждений о жизни Грибоедова, размышлений о его судьбе, стало сожаление о полной неразработанности его биографии.

«Судьба Грибоедова», - писал Б.М. Эйхенбаум, - сложная историческая проблема, почти незатронутая наукой и вряд ли разрешимая научными методами из-за отсутствия материалов».1

К настоящему времени, миф «о роковой загадочности», «непроницаемой тайне судьбы», «полной неразработанности биографии Грибоедова» имеет все меньше сторонников. Основные вехи его биографии, в особенности последние годы жизни, сейчас прояснены «относительно неплохо, не в меньшей степени, нежели биография Пушкина, например. Дежурные разговоры о полной почти потере (уничтожении) документов и письменных источников грибоедовской биографии - это, по меньшей мере, застарелый штамп, а подчас и результат «ленивости и нелюбопытства» самих авторов, сетующих об этом».

Если же, все - таки, упоминать о «белых пятнах» в биографии писателя, то это касается его военной службы, обучения в университете, его юношеских и детских годах, вплоть до определения настоящего года его рождения.

Пытаясь осмыслить широту взглядов на предметы и явления и разносторонность интересов Грибоедова, исследователи чаще всего используют книжные источники, приводят примеры из университетских

1 Тынянов Ю. Писатель и ученый. Воспоминания, размышления, встречи. - М., 1966. С. 80

2 Грибоедов А.С. Материалы к биографии. -Л., 1989. С. 4

учебников грибоедовского времени, составляют списки книг, которые читал или мог прочесть Грибоедов.

В то же время, в этих размышлениях мало внимания уделяется той культурной среде, в которой родился и был воспитан будущий писатель, мало освещаются те впечатления увиденного и услышанного, которые уходят своими корнями в его детство и юность. Именно тогда мир юного Грибоедова был насыщен самым непосредственным живым общением с окружающими его людьми, яркими впечатлениями от происходивших на его глазах событий, детских сказок и чтения первых книг, героикой воображаемых картин, грезами о дальних странствиях, «философскими» забавами, радостями поэтического пробуждения души.

Эти детские и юношеские впечатления бытия, образы и ассоциации навсегда остаются в памяти любого человека, а тем более в памяти натуры творческой. Где бы ни находился человек в дальнейшем, ему всегда снятся знакомые с детства места, и чем дальше во времени отодвигается от него этот мир, тем притягательнее он становится для человеческого сердца.

Н.К. Пиксанов отмечал, что для осмысления появления и роли выдающихся деятелей культуры необходимо изучать культурную среду, своеобразие «культурных гнезд», где они родились, выросли или воспитывались. Термин «культурное гнездо», впервые введенный в научный оборот Н.К. Пиксановым, характеризует провинциальную, в том числе усадебную, культуру с помощью таких четких критериев как определенный круг деятелей, их тесное общение, активная связь со . столицами и выдвижение питомцев. Широкие рамки этого термина дают возможность активно применять его при изучении биографии и творчества А.С. Грибоедова, жизнь которого проходила между столицей и усадьбой, что было характерно для выходцев из дворянской среды его времени.3

Воспитание в городской и усадебной среде, барские тяготения многих русских писателей конца ХУ111 - первой трети XIX вв., по замечанию Н.К.

3 ПиксаиовН.К. Областные культурные гнезда. - М.-Л., 1928.

Пиксанова, позволяют говорить о смешанной форме (столица и усадьба,
столица и провинция) осмысления их жизни и деятельности в контексте
русской культуры.

До нас не дошли многие произведения Грибоедова, многие значительные факты его биографии мы можем лишь предполагать. Особенно часто к приему биографической реконструкции приходиться прибегать исследователям - грибоедоведам при изучении детских и юношеских лет писателя. В этом контексте наименее изученным оказался период пребывания Грибоедова в усадьбах вообще, и пребывание юного Александра в смоленской усадьбе его родного дядюшки А.Ф. Грибоедова в частности.

Недостаточное внимание ученых к этой проблеме имеет объективные причины: в наследии писателя почти не сохранилось упоминаний о его пребывании в усадьбах, вообще отсутствуют даже краткие автобиографические записки Грибоедова, а сведения современников недостаточно полны.

В то же время, древнее происхождение рода дворян Грибоедовых, не раз жалованных поместьями в различных частях России, личная биография Грибоедова, сопряженная с бесконечными странствиями, упоминание множества географических названий в его творческом и эпистолярном наследии, краткие свидетельства современников по - разному соединили имя автора «Горя от ума» не только с городами и странами, но и усадьбами его родных и знакомых.

В 1926 году Н.К. Пиксанов в ставшей библиографической редкостью книге «Грибоедов и старое барство» сосредоточился на проблеме изучения «социальной среды» Грибоедова, «родины - среды». Под «родиной — средой» он понимал не только грибоедовскую Москву, но и смоленскую провинцию, куда на лето выезжали Грибоедовы и их многочисленные соседи по Хмелите.5

4 Там же. С. 54

s Пиксанов Н.К. Грибоедов и старое барстно. -

М., 1926.

Для более детального изучения мест, связанных с именем писателя этот великолепный знаток жизни и творчества А.С. Грибоедова предлагал как можно шире использовать материалы местного характера, изучать культурную среду, которая взрастила его талант, с помощью литературного краеведения - одного из важнейших, и одновременно, наименее изученных разделов науки о литературе.

«Край, связанный с местом рождения, детством и жизнью писателя, во многом определяет характер и общий запас его понятий, образов и слов, -отмечает в одной из своих работ В.А. Кошелев. - Причем определяет с самого важного периода его жизни - детства и отрочества, когда первые случайные мотивы его будущих произведений уже возникают в его творческом воображении. Кроме того, в процессе, не вполне ясном еще для ученых, любой писатель (и любой художник вообще) воплощает в своих образах те черты, которые в разное время выступили, так сказать, в «среднем типе» его родины, связанном с любимым уголком огромной России. Этим, прежде всего, литературное краеведение соотносится с «большой литературой».6

В настоящее время особую роль в деле привлечения все возрастающего внимания к роли смоленского культурного гнезда в жизни и творчестве А.С. Грибоедова играет успешное функционирование в Смоленской области единственного в России Государственного историко -культурного и природного музея — заповедника А.С. Грибоедова «Хмелита». С момента его создания усадебное пространство Хмелиты и окрестных имений стало изучаться наряду с другими проблемами в области грибоедоведения. Музеем - заповедником «Хмелита» было проведено несколько международных конференций, где обсуждались не только проблемы биографического и литературоведческого характера, но и проблемы, связанные с усадьбоведением, музееведением, краеведением. В настоящее время известны работы современных ученых В.Кошелева, П.

6 Кошаїев В.Л. Вологодские давности. - Архангельск, 1985. С. 6

Рузвельт, С.Фомичева, Ю. Веденина, в которых затрагивается тема, связанная с ролью усадьбы в жизни и творчестве А.С. Грибоедова.

Известно, что Грибоедов некоторое время формально был

владельцем небольшой усадьбы во Владимирской губернии, а отправляя Софью, героиню «Горя от ума», в «деревню, к тетке, в глушь, Саратов»9 подразумевал конкретную губернию, где владела обширными имениями его бабушка по матери М.И. Розенберг, урожденная Аргамакова, в первом браке Грибоедова.10

Так же не случайно называет, по - видимому, Грибоедов в комедии «Студент» Костромскую, Рязанскую и Нижегородскую губернии, в которых, по словам швейцара Звездовых, находились вотчины, села и деревни барина.11 Эти губернии упоминаются в деле о наследстве, оставшемся после смерти родного деда писателя, строителя «каменной Хмелиты» Федора Алексеевича Грибоедова.12

Тема настоящего диссертационного исследования актуальна и в связи с тем, что к настоящему времени появилась возможность использовать для ее освещения новые архивные документы и редкие, недавно изданные, или наоборот, незаслуженно забытые библиографические источники.

Нет сомнения, что в процессе создания произведений, написанных Грибоедовым, сыграли свою роль ассоциации с реальной действительностью, окружавшей будущего писателя в детстве и юности, какие - то смоленские и хмелитские реалии, впечатления деревенской жизни, без сомнения, питали его творческое воображение.

7 Проблемы творчества Л.С Грибоедова. - Смоленск, 1994; А.С. Грибоедов. Хмелитский сборник. —
Смоленск, 1998; Грибоедов и Пушкин. Хмелитский сборник. Вып. 2.-Смоленск, 2000; Русская на пороге
XXI в. Хмелитский сборник. Вып. 3-Смоленск, 2001. и т.д.

8 Николаев Б.Н., Овчинников Г.Д., Цымиал Е.В. Из истории семьи Грибоедовых. Грибоедов А.С.
Материалы к биографии. -Л.,1989. С. 80-81. і

9 Грибоедов А.С. Сочинения. -М., 1988. С. 128.
10ГАВО,ф. 15,т.9,д. 682

11 Грибоедов А.С. Сочинения. - М., 1988. С. 229. |2ГАВО, ф. 15, т. 9, д. 682

Усадьба Хмелита. Образы и ассоциации в биографии и художественной памяти А.С. Грибоедова

Все высказывания Грибоедова об усадьбе вообще сводятся к понятию о ней как о своеобразном, идеальном уголке, где можно побыть в «окружении любезных родственников», потолковать «на свободе» с друзьями и единомышленниками, пожить отшельником вдали от постоянного городского шума, «пыли и сплетен».3 Усадьба для Грибоедова это место, в котором «покойно, очень хорошо», это «древнее, господское обиталище»4 - хранитель семейной памяти.

С пребыванием в усадьбе ассоциируется в его творчестве деревня, в которой «летом - рай». Усадьба и деревня представляются Грибоедову желанным пристанищем, где можно полностью отдаться поэтическому творчеству. Писатель не раз настойчиво утверждает мысль о преимуществе жизни в деревне городом для личности творческой, в его письмах неоднократно прослеживается тяготение к жизни в деревне.

В грибоедовской лексике, хотя они не часто встречаются, под словами «деревня» или «усадьба» всегда .одновременно подразумеваются разнообразные явления и помещичьего, и крестьянского бы;а. В употреблении слова «деревня» у него нет разделения этого понятия на «поэтическое» и «крестьянское», что было характерно, например, для ранней лирики Пушкина. Фамусов, отсылая Софью в «деревню, к тетке, в глушь, Саратов»,7 имеет в виду «деревенское» проживание дочери в одной из родственных усадеб Саратовской губернии.

В творческом и эпистолярном наследии Грибоедова никаких прямых упоминаний о его пребывании в Хмелите, к сожалению, не сохранилось, однако, современники писателя в своих воспоминаниях неоднократно свидетельствовали о его посещениях родового смоленского гнезда. Смоленск и Вязьму упоминает в ранней редакции «Горя от ума» Чацкий, рассказывая о своей встрече с доктором Фациусом:

С ней доктор Фациус? он вам не рассказал? Его прилипчивой болезнью я пугал, Что будто бы Смоленск опустошает, Мы в Вязьме съехались, вот он и рассуждает; Хотелось бы в Бреслау, да вряд ли попадет, Когда на полпути умрет, Сюда назад давай бог ноги. Массовость усадебного строительства, возникшая сразу после Указа о вольности дворянства 1762 года, предопределялась известной однородностью российского дворянского общества, модой на некоторую независимость и удаленность от столиц. Образ усадебной среды был неразрывно слит с фигурой ее владельца, в системе ценностей которых главными критериями были - личное достоинство, самовыражение, независимость.

Культурный уровень богатого столичного и поместного смоленского дворянства был во времена Грибоедова достаточно высок, и нынешнее понятие провинциальности касалось лишь редких дворянских гнезд. Жители столицы считали свои смоленские имения «подмосковными», а их смоленские родственники и соседи по усадьбам старались ни в чем им не уступать.

Кроме того, столичные жители всегда стремились поддерживать тесные связи со своими родственниками и соседями в смоленской провинции и охотно делились с ними не только культурными и светскими новостями, книгами и журналами, но и советами в области обустройства имений, оформлении интерьеров, ведении усадебного хозяйства.

В смоленских усадьбах, также как и в усадьбах всей России, переплелись черты типологические, общие и уникальные. Это было присуще и грибоедовской смоленской резиденции, за исключением времени начала строительства каменной усадьбы (1750 -1753 гг.) и редкой роскоши, процветающей в смоленской глубинке.

О «роскошном проживании» не одного поколения владельцев в Хмелите свидетельствуют не только документы, но и многочисленные легенды, бытующие в памяти местных хмелитских жителей до настоящего времени.9

С детских лет Грибоедову была знакома усадебная жизнь во всех ее проявлениях, многие предметы и явления усадебного быта, занятий и развлечений, несомненно, сохранились в его творческой памяти, по-своему преломившись и видоизменившись под пером талантливого литератора.

Из смоленских дворян Грибоедовых была мать драматурга Настасья Федоровна, доводившаяся своему мужу троюродной племянницей. Именно по линии матери род Грибоедовых был более древним и известным, именно по этой линии Грибоедовы были связаны теснейшими родственными узами со старым московским барством, с дворянской аристократической Москвой.

Родословие российского дворянства имеет особенно богатую традицию. Знатность древнего рода, прежде всего в допетровской Руси, значила очень много, от рождения определяя принадлежность к той или иной группе служилого сословия. «Своими счесться, хоть дальними» было в традициях русского дворянства вплоть до революции.

Родство и свойство особенным образом ценилось среди смоленских дворян. Именно о смоленской традиции почитания родни Грибоедов мог написать: «...я перед родней, где встретится, ползком; сыщу ее на дне морском».12

В своем художественном творчестве и частной переписке Грибоедов не раз высказывал крайне отрицательное отношение к родовой знатности: «Нестор негодяев знатных»13 в «Горе от ума»; «В заслуги ставили им души родовые»,14 «В дворянской спеси вам желаю быть щастливым»15 - в «Музейном автографе» комедии; «Ты не шахзадинская дочь, и я не знатный человек»,16 - писал он жене; к Булгарину обращался с такой просьбой: «Матушка посылает тебе мое свидетельство о дворянстве, узнай в герольдии, наконец, какого цвету дурацкий мой герб, нарисуй и пришли мне со всеми онерами»,17 то есть знаками чести.

В то же время серьезный интерес Грибоедова к русской истории, его упоминания о древних российских родах, внесенных в Бархатную книгу, и беседы с Булгариным свидетельствуют, что он интересовался судьбой своих предков, несмотря на крайне пренебрежительное свое отношение к родовой знатности, многократно выраженное в письмах и художественных произведениях.

Впечатления бытия смоленских поместий в грибоедовском контексте

Невеликое по объему творческое наследие самого Грибоедова в полной мере отразило особенности русской культуры периода конца ХУ 11 - первой четверти XIX веков, несмотря на то, что он не оставил, подобно другим писателям подробных эстетических или художественно - критических трактатов.

Всматриваясь в бессмертные образы комедии «Горе от ума», неоднократно убеждаешься, насколько глубоко и оригинально ее автор усвоил художественные достижения и находки своего и предшествующего века, насколько проницательно мог увидеть и воспроизвести характеры, явления жизни, истории, искусства, сформировавшиеся в пору «золотого века русской усадьбы» с его усадебно - помещичьим бытом и пристрастиями, «намеками и рефлексами» обозначив и «другую Москву, самую многолюдную - крепостную, знакомую поэту не меньше, чем барская».1

Колыбелью и приютом для большинства российских дворян были их сельские усадьбы. На Смоленщине процесс широкого усадебного строительства начался несколько раньше известного Указа Петра 111 «О вольности дворянской», что было обусловлено особым положением смоленского дворянства с его многочисленными льготами и привилегиями. Оно раньше других получило поместья в вотчину, раньше других получило право служить или не служить.

Как составная часть общероссийского дворянства, смоленское дворянство окончательно сложилось во второй половине ХУ11 века (после полного и окончательного присоединения смоленских земель от Речи Посполитой). В этот период к уже старинным боярско - дворянским родам Прозоровских, Шаховских, Лыкошиных, Татищевых, Грибоедовых, Якушкиных добавились сформировавшиеся из смоленской шляхты династии Храповицких, Энгельгардтов, Вонлярлярских, Потемкиных, Глинок, Повало - Швейковских, Каховских и многих других, в общей сложности более 600 фамилий, получивших широкую известность в России и имевших свои родовые владения в центральных и западных районах Смоленщины.

Особое положение смоленского дворянства, объясняемое его пограничным положением, давало ему не только привилегии, но и особое отношение, авторитет и уважение не только в обществе, но и со стороны правящей династии.

Нередко бывали случаи, когда смоленские дворяне расширительно толковали свои привилегии, считая, что местная власть не может вмешаться в их внутренние дела, но сами они имеют право влиять на губернскую администрацию. Дух особой вольности, противостояния дворянства государственным чиновникам даже самого высокого ранга не ivor не сказаться на всем укладе жизни в смоленских поместьях.2

Американский культуролог П. Рузвельт считает, что правомерно «говорить не только об одном усадебном мире, но о трех параллельно существующих типах усадебной культуры времени Грибоедова, во многом различных, но не враждебных друг другу».

К первому типу можно отнести аристократические усадьбы с характерными для них фантазией и роскошью, каковыми были усадьбы Дугино Паниных и Алексино Барышниковых.

Ко второму типу можно отнести большинство смоленских усадеб, которыми владели Грибоедовы, Лыкошины, Глинки, Нахимовы, Николевы, Энгельгардты, Урусовы и многие другие дворяне. Среди этих представителей смоленского дворянства равных по своему происхождению, четко выделяются категории дворян более и менее состоятельных. Первые, как А.Ф. Грибоедов, больше тяготели к знати и аристократии, стремясь приблизиться к ним и подражать, вторая часть вела патриархальный образ жизни, поддерживая отношения со столичной родней и богатыми соседями, часто имея их искреннюю поддержку и помощь.

К третьему типу П. Рузвельт относит усадьбы, которые являлись общепризнанными культурными центрами, например, на Смоленщине это были Холм Уваровых или Липицы Хомяковых. Вообще просвещенность, хотя бы видимая, была в большой моде у смолян и, конечно, все они стремились дать хорошее образование своим детям в зависимости от имеющихся средств. Одни имели возможность обучать своих детей в Московском университете или Благородном пансионе, другим приходилось учиться в казенных учебных заведениях, например, в Морском кадетском или Шляхетском корпусе.

Смоленские связи А.С. Грибоедова

Огромное значение в формировании культурного пространства любой усадьбы занимало сословно - родственное общение, без изучения которого трудно представить себе неповторимость каждой из них. В усадьбе, как правило, строго соблюдались светские приличия, и, вместе с тем, в любой из них создавалась особая обстановка, сформировавшаяся, прежде всего, владельцами, их интересами, художественными вкусами и приоритетами. Во многом это определяло и состав гостей, которые в свою очередь, попадая в эту родственно-дружескую атмосферу, обретали определенное душевное состояние, которое часто способствовало их творческому самовыражению.

В окружении автора «Горя от ума» мы встречаем около сотни имен людей, которые так или иначе связаны со смоленским краем. Среди них родственники, друзья детства и юности, соученики по Московскому университету, сослуживцы по Иркутскому гусарскому полку, товарищи по службе в Петербурге, на Кавказе и в Персии.

Для русского дворянства связь между семьей и обществом являлась особенно важной: общество и семья базировались практически на единых принципах, как бы зеркально отражая друг друга. Организация общественных отношений была положена в основу организации отношений в семье.

Многие имена, составляющие круг общения Грибоедова в Хмелите, впервые были введены в научный оборот Н.К. Пиксановым. Ему первому представилась возможность познакомиться и проанализировать воспоминания смоленских родственников и соседей Грибоедовых смоленских дворян Лыкошиных, на основании этих материалов была издана книга «Грибоедов и старое барство».1

К настоящему времени появилась возможность значительно расширить представления об этих людях, их взаимоотношениях и ввести в научный оборот новые имена.

В смоленской провинции «все лето жизнь кипела ключем» съезжались соседи, устраивались пикники и разные увеселения.2

И современники Грибоедова, и исследователи его эпохи констатируют особенную близость смолян между собою: «Родственные связи объединяли здесь, в этом дворянском царстве, скромных, безвестных помещиков к знать с громкими историческими фамилиями... Богатое, знатное смоленское дворянство было тесно связано узами родства, свойства, дружбы и общественных отношений. Это была как бы одна большая семья, разбросанная по всей губернии»

Подобное отношение к родне мы видим и в произведениях А.С. Грибоедова. «Радеть родному человечку», встречать родню «ползком», искать ее «на дне морском»4 готов Павел Афанасьевич Фамусов и представители его круга в комедии «Горе от ума». В провинциальный городок специально приезжает герой комедии «Своя семья или замужняя невеста» Любим для того, чтобы заранее подготовить своих родственников к знакомству с супругой.5

И в ранних пьесах, и в комедии «Горе от ума», и в поздних набросках драматических произведений, и в частных наблюдениях писателя отношения между родственниками являются для Грибоедова одной из важных тем, чаще всего именно семейные отношения являются основой для личных и общественных коллизий в его литературном наследии.

Литературоведы отмечают: «Горе от ума» это, так сказать, семейная пьеса, точнее, первый в русской литературе рассказ о семейном распаде, разнонаправленном, разноцельном; рассказ о том, как на холоде и зное отечественной истории рассыхается, раскалывается, расщепляется московский семейный монолит, который - то и лежал в основании российской «общности».6

К настоящему времени удалось установить и уточнить многие степени и линии родства Грибоедовых с известными смоленскими фамилиями, а так как особое отношение к родству и свойству среди смолян отмечали многие современники писателя и исследователи его жизни и творчества, А.С. Грибоедов также поддерживал тесные контакты со своими знакомыми -смолянами.

В воспоминаниях жителей Смоленской губернии мы находим огромное количество родословных справок, ничем не выдающихся имен, описаний имений близкой и дальней родни, их деятельности, пристрастий и увлечений. В этом контексте, к своим известным, чем - то особенно прославившимся родственникам и свойственникам мемуаристы относились с особенным вниманием и стремились подчеркнуть свою близость к ним.

Именно поэтому многие факты биографии Грибоедова, его предков и родственников, судьба родовой грибоедовской усадьбы, творческое наследие писателя стали объектом особого отношения со стороны многих поколений смолян.

Похожие диссертации на Роль смоленского культурного гнезда в становлении личности и творчества А.С. Грибоедова