Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Роман Е. Замятина "Мы" как модель рецепции древнерусской литературы Фролова Наталья Викторовна

Роман Е. Замятина
<
Роман Е. Замятина Роман Е. Замятина Роман Е. Замятина Роман Е. Замятина Роман Е. Замятина Роман Е. Замятина Роман Е. Замятина Роман Е. Замятина Роман Е. Замятина
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Фролова Наталья Викторовна. Роман Е. Замятина "Мы" как модель рецепции древнерусской литературы : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 Самара, 2004 192 с. РГБ ОД, 61:04-10/1431

Содержание к диссертации

Глава 1. Проблема влияния культурных контекстов на поэтику романа 12

Глава 2. Древнерусские принципы образопостроения в романе 37

  1. «Антидиалогичность» сознания героя-повествователя 38

  2. Объектная позиция субъекта повествования 46

  3. Принцип художественного обобщения 54

  4. Религиозность как ключевое понятие сознания героя-повествователя 69

  5. Принцип " монументального историзма " 74

  6. Принцип цельности изображения 79 Глава 3. Жанровые элементы древнерусской литературы

в структуре романа 84

  1. Летописный характер повествования 88

  2. Жанровые черты слова и поучения в романе 94

  3. Элементы жития в структуре романа 99

  4. Внесубъектная общность романа с бытовыми повестями 104

  5. Функциональность синтеза элементов древнерусских жанров 117 Глава 4. Переработка стилистических элементов

древнерусской литературы в романе 121
4.1.Стилевые особенности древнерусской литературы в построение образов

романа 122

4.2. Древнерусская "специфика" функционирования изобразительных средств

в романе 131

4.3. Древнерусские аспекты использования языковых средств в романе 136
Заключение 149
Список использованной литературы
160

Введение к работе

Искусство работает пирамидально: в основе новых достижений — полооїсено использование всего, накопленного там, внизу, в основании пирамиды. Революций здесь не бывает, больше, чем где-нибудь — здесь эволюция.

Евг. Замятин

«Современная русская литература»

Художественное наследие Евгения Замятина со времени опубликования первых произведений писателя и по сегодняшний день воспринимается и оценивается критиками и литературоведами как явление противоречивое и ярко индивидуальное.

Рецензии критиков и исследования замятиноведов содержат неоднозначные оценки творчества писателя как с интерпретационной, так и с методологической точек зрения.

Основная часть работ по изучению творчества Е. Замятина посвящена его роману "Мы"1, который, став своеобразным воплощением художественных принципов всей прозы писателя, несомненно, представляет особый интерес для исследования.

1 См. исследования Ануфриева А.Е., Бесчетниковой СВ.. Голубкова С.А., Доронченкова И.А., Долгополова Л.Н., Евсеева В.Н., Живолуповой Н.В., Кольцовой Н.З., Панина Б.А., Ло Ливей, Михайлова О., Недзвецкого В.А.. Павловой О.А., Поляковой Л.В., Поповой И.М., Туниманова В.А.. Фигуров-ского Н.Н., Чаликовой В.А., Шайтанова И.О., Шенцевой Н.В., Эткинда А., Яковлевой И.П.. а также Beauchamp Gorman L., Collins G., Gregg R.A., Huntington John, Salajczykowa J., Sicher Efraim, Zimmerman G. и др., представленные в библиографическом списке диссертационной работы.

Многозначность образов романа, сложность его жанровой структуры и стилистическая специфика обусловили сосуществование в современном литературоведении ряда точек зрения на художественное своеобразие этого произведения.

Однако именно учет многоэлементности поэтики "Мы" и является ключом в процессе изучения его природы.

Каждый компонент ткани романа Е.Замятина носит ярко символический характер и обусловлен сложным взаимодействием различных моделей художественного сознания. Именно такое взаимодействие и является доминантой поэтики изучаемого произведения. При этом одним из важнейших структурообразующих компонентов основы художественной целостности романа становится культурный контекст. И если, по словам Н.Т.Рымаря и В.П.Скобелева, художественное произведение можно определить как "мир культуры в индивидуальном сознании личности"1 или "прочитанный личностью текст культуры, границу текста культуры и личности, точку их встречи, которая стала личным высказыванием на языке культуры, личной переработкой текста культуры или наоборот - высказыванием культуры через личность, - границей культуры, обозначившейся в событии встречи с личностью, позволившей тексту культуры обнаружить какие-то свои упорядо-ченности" , то, следовательно, культурный контекст можно рассматривать с двух, на первый взгляд, противоречащих друг другу точек зрения: как первопричину характера разработки автором жизненного материала и как результат диалогического взаимодействия авторского сознания с действительностью. Культурный контекст, являясь одновременно и первоисточником и итогом акта творческой деятельности писателя, воплощается на всех уровнях поэтики художественного произведения, в которой он сам стано-

1 Рымарь Н.Т., Скобелев В.П. Теория автора и проблема художественной деятельности. -

Воронеж: Логос-Траст, 1994. - С. 115. 2Там же.-С. 115.

вится и первоосновой, и следствием, формируя в то же время в единую художественную целостность все ярусы произведения.

Так культурный контекст в произведении составляет базис поэтики, взаимосвязь всех элементов которой оформляет текст произведения в гармоническую целостность, делая его "живым организмом,... идейно-художественной системой, в которой все элементы взаимодействуют и соотнесены с целым"1.

В этой идейно-художественной системе культурный контекст оказывается тесно связанным с авторским сознанием, авторской личностью, "по-своему организующей, переживающей, осмысливающей этот мир"".

Таким образом, если художественное произведение представляет собой единую художественную целостность, где анализ любого элемента становится "путем к синтезу, путем к целостному пониманию и восприятию произведения словесного искусства"3, то, следовательно, анализ типологии и функционирования культурных контекстов в произведении можно также рассматривать в качестве пути постижения его целостности.

Исследуя функционирование культурных контекстов в поэтике литературного произведения, Р. Барт указывал на их определяющую роль в структуре художественного текста, который, по мнению Р. Барта, "сложен из множества разных видов письма, происходящих из различных культур и вступающих друг с другом в отношения диалога, пародии, спора..."3. Подчеркивая определяющую роль функционирования культурных контекстов в произведении, Р. Барт выстроил концепцию имманентности такого функционирования, выдвинув даже идею отсутствия взаимосвязей текста с ав-

1 Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. - М.: Про
свещение, 1972. - С. 19.

2 Рымарь Н.Т., Скобелев В.П. Теория автора и проблема художественной
деятельности. - Воронеж: Логос-Траст, 1994. - С. 115.

3 Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика,- М.: Прогресс Уни-
верс:Рея, 1994. - С. 390.

тором-творцом. Однако, по нашему мнению, функционирование культурных контекстов в произведении в тесном диалогическом взаимодействии с авторским сознанием имеет существенное значение, т.к. искусство, по словам Ю.М. Лотмана, прежде всего -"моделирующая система" , и, следовательно, важен факт взаимодействия культурных контекстов с автором как личностью, организующей жизненный материал действительности в художественную форму, которая, согласно нашей концепции, включает в себя и сами культурные контексты, не исключая в определенной степени и их имманентности в тексте. Согласно же подчиненности всех элементов произведения единому художественному целому, авторское сознание является моделирующей сущностью по отношению к культурным контекстам, которые тем не менее не утрачивают имманентности и моделирующей функции по отношению к остальным элементам поэтики.

Именно в таком ракурсе, по нашему мнению, и необходимо подходить к анализу романа Е. Замятина "Мы", художественная структура которого представляет собой "многосоставный син-тез"", интегрирующий множественность моделей художественного сознания, на что указывают в своих исследованиях многие за-мятиноведы3.

Изучение функционирования культурных контекстов в романе "Мы" Е. Замятина тоже многоаспектно, многосоставно и разно-

1 Лотман Ю.М. Лекции по структуральной поэтике. - Тарту, 1964. - С. 27.

"' Евсеев В.Н. Художественная проза Е.И. Замятина: Творческий метод. Жанры. Стиль: Автореферат дис... д-ра филол. наук. - М., 2001. - С. 1.

3 См. работы: Кольцова Н.З. "Мы" Евгения Замятина как неомифологический роман: Дисс... канд. филол. наук. - М., 1998; Ланнн Б.Л. Роман Замятина "Мы". - М.: Алконост, 1992; Михайлов О. Гроссмейстер литературы. (1884 - 1937) // Замятин Е. Избранное. - М.: Правда, 1989. - С. 3 - 28; Попова И.М. "Чужое слово" в творчестве Е.И. Замятина: (Н.В. Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин, Ф.М. Достоевский): Автореферат дисс... д-ра филол. наук. - М., 1997; Шайтанов И.О. Евгений Замятин и русская литературная традиция: Фрагм. из учеб. пособия // Русская словесность. - М.,. 1.998. - № 1. - С. 27 - 35; Шенцева Н.В. Художественный мир Е.И. Замятина: Учебно-методическое пособие. - Йошкар-Ола, 1996 и др.

направленно, т.к. роман обнаруживает интертекстуальные связи с произведениями самых различных этапов развития мировой художественной литературы.

Литературоведы выявили интертекстуальные связи романа с мифологией, фольклором, творчеством А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Н.Г. Чернышевского, И.С. Тургенева, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, с произведениями современников Е. Замятина, с зарубежными романами-антиутопиями и с произведениями преемников художественной традиции писате-ля1.

Однако в последнее время особенно актуализируется исследование творчества Е. Замятина в сопоставительном аспекте и с древнерусской литературой2.

Интерес к изучению взаимосвязей романа с мифологией, фольклором, и древнерусской литературой тесно связан с исследованием творческого метода писателя, обусловленного спецификой развития русской литературы начала XX века, когда традиционный реализм был потеснен разнообразными неореалистическими тенденциями с обостренным вниманием к мифологии^ фольклору и средневековой словесности.

См. работы: Ануфриева А.Е., Бардышевой О.В., Бесчетниковой СВ., Геллера Л., Голубкова С.А., Доронченкова И.А., Долгополова Л.К., Живо-луповой Н.В., Кольцовой Н.З., Ланина Б.А., Ли Хюн Сук, Ло Ливей, Максимовой Е., Михайлова О., Мущенко Е.Г., Недзвецкого В.А.. Поповой И.М., Пьяных М.Ф., Скворцовой А.П., Такиуллиной И.Ф., Харчевникова А.В., а также Collins G., Gregg R.A., Sicher Efraim и др. 2 См. работы: Давыдова Т. Антижанры в творчестве Е. Замятина // Новое о Замятине. Сборник материалов. - М.: Мик, 1997. - С. 20 - 35; Евсеев В.Н. Художественная проза Е.И. Замятина: Творческий метод. Жанры. Стиль: Автореферат дисс... д-ра филол. наук. - М., 2001; Пшеничнюк Т.М. Роль гротескной культуры в формировании стиля Е. Замятина // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Научные доклады, статьи, очерки, заметки, тезисы: В 10-ти кн. Кн VIII / Под ред. проф. Л.В. Поляковой. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2000. - С. 14 - 25; Резун М.А. Малая проза Е.И. Замятина: Проблемы поэтики: Дисс... к-та филол. наук. - Томск. 1993.

Т.М. Пшеничнюк, указывая на взаимосвязь произведений Е. Замятина с культурой "серебряного века", отмечает, что изучение корней художественного творчества писателя уводит "к мифу, фольклору, литературе Древней Руси"1.

Отмеченный пласт литературных истоков представляет особый интерес, т.к. некоторые особенности поэтики, присущие древне-

русской литературе , нашли воплощение в исследуемом произведении.

Актуальность настоящего исследования заключается в обращении к одному из аспектов фундаментальной проблемы замя-тиноведения - проблемы влияния культурных контекстов на поэтику романа "Мы".

Целью является изучение функционирования элементов поэтики древнерусской литературы в поэтике романа «Мы». Цель предопределила решение следующих задач:

  1. проведение анализа исследовательских концепций проблемы влияния культурных контекстов на поэтику романа;

  2. установление точек соприкосновения поэтики романа с поэтикой древнерусской литературы;

  3. выработку стратегии анализа романа Е.Замятина как целостной модели рецепции древнерусской литературы в контексте теории автора, понятия о целостности художественного произ-

Пшеничнюк Т.М. Роль гротескной культуры в формировании стиля Е. Замятина // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Научные доклады, статьи, очерки, заметки, тезисы: В 10-ти кн. Кн. VIII / Под ред. проф. Л.В. Поляковой. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Ф. Державина. 2000. - С. 15. 2 Термин "древнерусская литература" в контексте-диссертационной работы употребляется в качестве наименования условно-обобщённой совокупности поэтических черт, составлявших основу древнерусских произведений словесности на разных этапах её развития.

ведения, а также с учётом особенностей творческого метода1 писателя;

4) рассмотрение трансформированных элементов поэтики древнерусской словесности на разных уровнях структуры произведения.

Объектом изучения является роман Е. Замятина "Мы".

Предмет исследования - рецепция некоторых аспектов поэтики древнерусской литературы, воплощённая в поэтике исследуемого произведения.

В качестве дополнительного материала, способствующего обоснованию значимости обозначенных цели и задач, в процессе исследования были привлечены литературно-критические статьи" и тексты лекций3 Е. Замятина.

Научная гипотеза заключается в том, что переосмысленные и художественно преобразованные элементы поэтики древнерусской литературы, воплощённые в романе "Мы", обладают в анализируемом произведении структуросоставляющей ролью.

1 Понятие «творческий метод» трактуется нами в соответствии с определе
ниєм Н.Т. Рымаря «не как готовая концепция человека и мира, а как спо
соб переработки практического опыта человека в соответствии с какой-то
творческой задачей, ориентацией на выработку из материала действитель
ности каких-то ценностей». Соответственно, анализ сущности художествен
ного метода Е.Замятина, воплотившегося в романе «Мы», в диссертацион
ной работе производится посредством исследования того как «способ этой
деятельности обнаруживается во внутренней динамике строения произ
ведения, в соотношениях его элементов и уровней, в которых и происхо
дит превращение, организация исходного материла в художественный мир».
(См. указанное определение в монографии: Рымарь Н.Т., Скобелев В.П. Тео
рия автора и проблема художественной деятельности. - Воронеж: Логос -
Траст, 1994. - С. 238).

2 Замятин Е. О синтетизме; Новая русская проза; О литературе, революции,
энтропии и о прочем; О сегодняшнем и современном // Замятин Е.И. Из
бранные произведения. - М.: Сов. Россия, 1990. - С. 410 - 418; 418 - 431;

^ 431 -437; 47 -448.

J Замятин Е. Современная русская литература // Литературная учеба. - 1988. - № 5. - С. 130 - 143, Замятин Е. Техника художественной прозы // Литературная учеба. - 1988. - № 6. - С. 79 - 100.

Научную новизну работы представляет рассмотрение романа "Мы" как оригинальной и целостной модели, содержащей в себе в том числе и рецепцию поэтики древнерусской литературы.

Методологическую и теоретическую основу диссертационной работы составили труды теоретиков и историков литературы: Р. Барта, М.М. Бахтина, В.В. Виноградова, М.М. Гиршмана, Б.О. Кормана, Ю.М. Лотмана, Д.С. Лихачева, Н.Т. Рымаря, В.П. Скобелева и др.

Художественная специфика объекта диссертационной работы и её цель обусловили использование в процессе исследования сочетание аспектов сравнительно-исторического и структурного подходов.

Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в установлении преемственных связей литературного произведения, созданного в начале XX века, с произведениями древнерусской словесности.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования материалов диссертации для разработки школьных и вузовских курсов литературы по изучению творчества Е. Замятина.

Структура диссертационной работы включает семь частей: 1)во введении представляются актуальность, цель, задачи, объект, предмет, гипотеза, теоретическая и практическая значимость, а также теоретико-литературный аспект исследуемой проблемы;

2) в первой главе "Проблема влияния культурных контекстов на поэтику романа" даётся историографический обзор основных направлений изучения проблемы в современном замятино-ведении и определяются аспекты поэтики произведения Е. Замятина, позволяющие выдвинуть гипотезу о генетической связи романа "Мы" с древнерусской литературой на уровнях создания об-

и разного ряда, жанровой структуры и стилистической специфики произведений;

3) во второй главе "Древнерусские принципы образопо-
строения в романе"
в качестве истоков основных принципов соз
дания образов в романе "Мы" рассматриваются ведущие принципы
древнерусской образности;

4) в третьей главе " Жанровые элементы древнерусской ли
тературы в структуре романа"
выявляется совокупность эле
ментов некоторых древнерусских жанров (летописи, поучения,
слова, жития), которая трактуется как важнейший показатель жан
ровой специфики анализируемого произведения, служащий одним
из средств реализации идеи романа;

5) в четвертой главе "Переработка стилистических элементов древнерусской литературы в романе" стилистический уровень романа Е. Замятина изучается в ракурсе генетической связи со стилями произведений древнерусской литературы;

  1. в заключении подводятся итоги научной работы, формулируются выводы и определяется их значимость как для дальнейшего изучения романа "Мы", так и творчества Е. Замятина в целом;

  2. список использованной литературы содержит перечень источников и научно-критических работ, составивших базис проведенного исследования.

Похожие диссертации на Роман Е. Замятина "Мы" как модель рецепции древнерусской литературы