Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Романы Л.М. Леонова 1920-1990-х годов: эволюция, поэтика, структура жанра Петишева Виктория Анатольевна

Романы Л.М. Леонова 1920-1990-х годов: эволюция, поэтика, структура жанра
<
Романы Л.М. Леонова 1920-1990-х годов: эволюция, поэтика, структура жанра Романы Л.М. Леонова 1920-1990-х годов: эволюция, поэтика, структура жанра Романы Л.М. Леонова 1920-1990-х годов: эволюция, поэтика, структура жанра Романы Л.М. Леонова 1920-1990-х годов: эволюция, поэтика, структура жанра Романы Л.М. Леонова 1920-1990-х годов: эволюция, поэтика, структура жанра Романы Л.М. Леонова 1920-1990-х годов: эволюция, поэтика, структура жанра Романы Л.М. Леонова 1920-1990-х годов: эволюция, поэтика, структура жанра Романы Л.М. Леонова 1920-1990-х годов: эволюция, поэтика, структура жанра Романы Л.М. Леонова 1920-1990-х годов: эволюция, поэтика, структура жанра Романы Л.М. Леонова 1920-1990-х годов: эволюция, поэтика, структура жанра Романы Л.М. Леонова 1920-1990-х годов: эволюция, поэтика, структура жанра Романы Л.М. Леонова 1920-1990-х годов: эволюция, поэтика, структура жанра Романы Л.М. Леонова 1920-1990-х годов: эволюция, поэтика, структура жанра Романы Л.М. Леонова 1920-1990-х годов: эволюция, поэтика, структура жанра Романы Л.М. Леонова 1920-1990-х годов: эволюция, поэтика, структура жанра
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Петишева Виктория Анатольевна. Романы Л.М. Леонова 1920-1990-х годов: эволюция, поэтика, структура жанра : диссертация ... доктора филологических наук : 10.01.01 / Петишева Виктория Анатольевна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Бирск, 2007.- 480 с.: ил. РГБ ОД, 71 08-10/38

Содержание к диссертации

Введение

Глава первая Художественный мир раннего Л. Леонова. (На пути к большой литературной форме) с. 39

1.1. Художественные константы раннего Л. Леонова с. 39

1.2. Онтологические размышления Л. Леонова в новеллистике 1920-х годов с. 67

Глава вторая Роман «Барсуки»: судьба героев - судьба России с. 89

2.1. Художественная картина мира в романе с. 89

2.2. Крестьянская стихия: мотивы воли и неволи с. 115

Глава третья Философский роман-трагедия «Вор» с. 140

3.1. Своеобразие жанрового строя романа с. 140

3.2. Дмитрий Векшин: путь в никуда с. 165

Глава четвертая Парадоксы романных конфликтов 1930-х годов с. 195

4.1. Концепт стройки и ее «жертвы» в романе «Соть» с. 195

4.2. Мотивная структура романа «Скутаревский» с. 223

4.3. Экзистенциальная тенденция в романе-утопии «Дорога на Океан» с. 243

Глава пятая Мысль и слово Л. Леонова в романе «Русский лес» с. 274

5.1. «Русский лес - социально-философская панорама российского общества первой половины XX века с. 274

5.2. Человек, природа, мироздание в романе «Русский лес»: историко-философский аспект с. 300

Глава шестая Фантасмагорический роман «Пирамида» с. 342

6.1. Традиции христианской культуры в романе Л. Леонова с. 342

6.2. Философские раздумья Л. Леонова о человеке, России и истории цивилизации с. 366

6.3. Стилевой феномен «Пирамиды» и ее интертекстуальность с. 402

Заключение с. 430

Библиография

Введение к работе

Леонид Максимович Леонов (1899-1994) бесспорно занял особое место среди писателей XX столетия Многие современники возводили его в ранг великих «Ваше творчество, - сказал Д Лихачев, - во все времена было наполнено социальными и нравственно-философскими проблемами Психологизм литературы, образов, метафоричность слога делают Вас одним из столпов мировой литературы»'

Романы Л Леонова представляют собой «энциклопедию русской жизни» XX века В них в полной мере запечатлены противоречивые явления в истории и современности, взаимоотношения классов и сословий, политических партий и группировок, нарисованы герои и антигерои, выразившие леоновские критерии нравственности и гуманистические идеалы «Леонида Леонова не случайно называют летописцем нашей эпохи Единственный из классиков русской литературы советского времени, прошедший все его этапы, весь путь, он запечатлел в своем творчестве ситуации, конфликты, образы современников всех этих этапов в их характерности»2

Л Леонова-художника, критика и публициста нельзя верно понять, не учитывая литературно-художественный, культурный и философский контексты эпохи, в которой шло формирование личности писателя и ее последующая эволюция Это, прежде всего, русская философская мысль конца XIX - начала XX вв в лице ее ярких представителей - В Соловьева, Н Бердяева, Н Федорова, П Флоренского, Л Шестова Труды этих мыслителей сказались на леоновс ких сомнениях и настороженности по отношению к пореволюционному времени и прогрессу, к насильственным методам переустройства социально-экономического уклада России, косвенно отразились на скептических оценках предельного рационализма, нивелирования индивидуума и пренебрежения к его духовным интересам С Семенова, отмечая близость нравственных и философских позиций прозаика и его современников взглядам Н Федорова, писала, что творчество Л Леонова связано «< > с традицией активно-эволюционной космической мысли, идущей от Николая Федорова и ставившей высшие цели преобразования природы человека и мира, которые выходили за рамки торжествовавшего ортодоксального социалистического идеала» Вместе с тем, отметил А Павловский, не следует утверждать, «< > будто художественно-философский мир Леонова целиком соотносится с религиозно-философскими координатами начала столетия Леонов вобрал в себя многие разные достижения человеческой мысли, и перед нами еще стоит задача разобраться в этом многохарактерном богатстве»4

Л Леонов - автор философских романов, тяготеющих к условности, их сю-

1 Лихачев Д О Леониде Леонове // Леонид Леонов в воспоминаниях, дневниках, интервью - М , 1999 -
С 4

2 Киселева Л Пушкин в мире русской прозы XX века - М , 1999 -С 356

3 Семенова С Русская поэзия и проза 1920— 1930-х годов Поэтика - Видение мира - Философия - М, 2001
-С 6

4 Павловский А Звено разорванной цепи (Феномен Леонова) // Поэтика Леонида Леонова и художественная
картина мира в XX веке - СПб - 2002 - С 7

жеты подчинены развитию ведущей мысли, в основании которой лежат мифоло-гизм, символика, широкие отступления, исторические реминисценции Художественно осмысливая бытие, романист утверждал гармоничное единство человека и природы, человека и земли, человека и космоса, фиксировал свое внимание на симптомах кризиса традиционного гуманистического сознания Человек, по Л Леонову, - существо общественное, жизнь и сознание которого должны одухотворяться высшими идеями и нравственным смыслом, в противном случае на пути поступательного движения человечества неизбежны препятствия и роковые преграды

Философский роман Л Леонова отличается глобальностью поставленных проблем, особой пространственно-временной структурой (наличием временных сдвигов, развитием действия в разных временных измерениях), в нем усилена роль идеи как сюжетообразующего фактора, на страницах произведения «живет» и активно действует герой-идеолог, которого писатель наделяет резонерской функцией, сосредотачивая внимание на его микромире и выделяя сущность индивидуума через связь с прошлым человечества, его материальной и духовной культурой

Л Леонов - писатель-философ новой генерации Основа его художественного мышления - синтез литературной образности, элементов православного мировосприятия, а также мифологических мотивов и символики Утверждая новый тип творчества, Л Леонов писал, обращаясь к литераторам «< >Нам нужно искусство острых социальных проблем, больших полотен, мощных социальных столкновений, глубокой философской насыщенности»5 Аллегорическая образность и символика занимают в произведениях исключительно много места, структурируя философичность леоновских книг, их пафос и интеллектуальное богатство Символы -это не только вехи глубоких авторских обобщений, но и важнейший компонент раскрытия образов и художественных конфликтов

Важнейшая составляющая мышления Л Леонова - художественное мифотворчество Прозаик часто обращался к Библии, Ветхому Завету и Талмуду, находя в них ответы на злободневные вопросы современности Отзываясь о значимости письменных памятников древней культуры, он сказал, в частности, по поводу Библии «< >Традиционно рассматривают Библию как книгу для богослужения А это гениальный эпос древнееврейского народа Как «Махабхарата» и «Рамаяна» Там бездна поэзии и грандиозной фантазии»6 Мифологические реминисценции Л Леонова, соотнесенные с основными конфликтами и образами, выступают универсальным приемом создания обобщенных картин человеческой жизни «< >Я всегда искал, - говорил Л Леонов, - отвечающие времени формулы мифа В этот завещанный нам весьма объемный «сундук» влезает очень и очень многое Суть его «поместительности» в том, что он «мыслит» блоками Я называю Эсфирь, Авраам, Ной - и за ними стоят целые миры, или можно думать о соответствующем в своем времени» Образная символика Л Леонова, генетически связанная с христианской

5 Леонов Л Шекспировская площадность Собр соч В 10-ти т -Т 10 -М, 1982 - С 25 В дальнейшем ссылка на это издание дается в тексте автореферата В круглых скобках указываются римской цифрой том, арабской — страница

6Цит по МихайловО Мироздание по Леониду Леонову Личность и творчество Очерк -М, 1987 -С 39

Леонов Л «Человеческое, только человеческое »//Вопросы литературы -1989 -№1 -С 21

культурой, и мифотворчество как универсалии сознания и способ литературного обобщения, вскрывая глубинные жизненные процессы, перерабатывая и по-своему интерпретируя их, ориентируют леоновские романы на совершенные оценки, выражают отношение автора к субстанциальным вопросам бытия, способствуют постижению непознанного в эмпирической действительности

Отмечу, что изучение структуры и эволюции жанра типологически близких романов Л Леонова проходит в диссертации в едином пространстве романного искусства писателя с учетом научных достижений леонововедов, философских и литературоведческих суждений и обобщений по теории жанра как модели, живущей в художественном сознании писателя, и устойчивой формы поэтического мышления

8 жанрах, как известно, «< > концентрируется художественная практика в ее ис
торическом движении, их изучение способствует исследованию литературных
произведений в единстве их содержания и формы, осмыслению не только того, что
изображено, но и как изображено»8 Подобный взгляд позволяет рассмотреть твор
чество прозаика многоаспектно и избежать прямолинейных некорректных оценок,
исследовать изоморфные (сходные) по форме романы как новаторские

Каждый из романов Л Леонова значителен по-своему и выделяется из прозы XX столетия жанрово-видовой неповторимостью, содержательной и структурной оригинальностью, стилевым своеобразием Но при видимых различиях они имеют типологически сходные качества, «сквозные линии», образуя единую художественно-философскую систему Об этом говорил сам писатель «Я всегда чувствую себя немного неловко с людьми, которые тратят целые месяцы и годы на изучение моих книг Конечно, эта работа имеет большое значение, если ее не превращают в пересказ< >Литературоведам следовало бы писать о сквозных линиях в моих книгах»9

Новизна отражения вечных тем искусства в романном творчестве писателя проявилась в выборе Л Леоновым фабулы и сюжетов о жизни народа и его истории, герое-идеологе и герое-антагонисте, в постановке и решении тревожных проблем эпохи, в бескомпромиссных попытках оценить их объективно, с надклассовых и общечеловеческих позиций «< > Вся леоновская проза - это размышление о том, что произошло с сознанием людей, когда рухнули система классического гуманизма и мироздание, созданное гуманизмом этого типа Когда человек перестал быть центром вселенной и мерой всех вещей, когда время перестало неспешно течь из прошлого через настоящее в будущее, когда не стало осознаваемой границы между жизнью и смертью, любовью и ненавистью, между добром и злом, верой и неверием»10

Романы Л Леонова поликонфликтные наряду с главным столкновением -важнейшим звеном всех антиномических структурно-семантических оппозиций - в книгах есть множество других, менее значимых, реализуемых на разных уровнях текста Так, в «Пирамиде» на характерологический конфликт отца с сыном (о Матвей - Вадим Лоскутов) наслаиваются этический, религиозный, семейный,

s Полякова Л Пути развития жанра в работах последних лет//Русская литература -1985 -№ I -С 215

9 Опитц Р Разум всегда постигает только то, что уже знает душа // Леонид Леонов в воспоминаниях, днев
никах, интервью -М , 1999 -С 403

10 Газизова А Обыкновенный человек в меняющемся мире опыт типологического анализа советской фило
софской прозы 60-80-х годов Учебное пособие -М, 1990 -С 49-50

идеологический и др Подобная многоплановость свойственна и другим романам, в которых социальные противоречия, взаимообусловливаясь, сочетаются с парадоксальными поступками героев и их сложным внутренним миром Архемотив лео-новской бинарной оппозиции, берущий начало в дуалистических мифах, где каждый из мифологических персонажей отнесен либо к положительному ряду как носитель добра, либо к отрицательному как воплощение зла, помог создать в произведении научные, мифологические и художественно-эстетические картины и представления, способствовал изображению бытия в неизбывной соотнесенности противоположных начал, в извечном поединке полярных сил

Л. Леонов, говоря о преемственности в искусстве и факторах, которые в прошлом сделали Россию оплотом духовности, оказав влияние на русскую и мировую культуру, заметил «< >Нашему времени предшествовал великий XIX век -век русской литературы Это были раздумья - и Пушкина и Толстого, и Достоевского, раздумья о будущем О человеческом счастье»" Творческое освоение классических традиций, особенно Ф Достоевского, по словам Л Леонова, способствовало формированию его эстетической программы и литературно-художественной индивидуальности Полифонизм прозы, художественный универсализм писателя, умение эстетически переосмысливать жизнь, а также особая роль различных жанровых модификаций (вставных новелл и легенд, психологических монологов и детективных историй, сказа и ретроспективных рассказов, символики и притчевости письма, внесюжетных авторских раздумий и выводов) отвечают структуре философского романного жанра Ф Достоевского

В центре художественного мира Л Леонова стоит человек - творец культуры и исторического прогресса, генетически связанный с другими формами жизни и возвышающийся над природным царством Рассуждения романиста о человеке - в ряду самых сложных и недостаточно раскрытых литературоведческой наукой, поскольку принадлежат писателю, создававшему одно из уникальных наследий в истории русской литературы XX века И речь здесь следует вести не только о своеобразии поэтического видения художника-философа, но и о становлении иных ценностных отношений в обществе, новой эстетики, об утверждении таких ее качеств, как трагическое мышление и философичность письма, о наличии в произведениях ярких характеров, наделенных могучей волей и сильной страстью, способных противостоять судьбе и обстоятельствам и готовых нести ответственность за разлад в мире, о художественном решении сложных конфликтов эпохи, вечных и неустранимых, таких как несовершенные законы мироустройства, при которых высшие человеческие блага - добро, достоинство, честь, справедливость - часто извращались и терпели трагическое поражение По этой причине общественные условия нивелировали индивидуальность многих леоновских героев, лишали их личностного «я», превращали в «винтики» государственной машины, безгласых «строителей» светлого будущего

Обращение Л Леонова к проблеме насилия над человеком, вне сомнения, происходило под влиянием традиций, сложившихся в философии и литературе прошлого века «< >Есть заметное насилие, - писал Н Бердяев, - имеющее материальное выражение, и есть насилие незаметное Более всего вызывает возмущение

"ЗемскаяТ Три интервью с Л М Леоновым//Москва -1999 -№5 -С 178

насилие заметное, физическое - людей убивают, пытают, сажают в тюрьмы, лишают свободы движения, бьют Но еще большую роль играет насилие незаметное, психическое» Физическое и нравственное насилие над личностью изображено во многих произведениях начального и последующих творческих периодов прозаика, показавшего, как рушились вековые устои нравственности и сложившиеся народные обычаи, как выкорчевывалась вера в Бога, предрекая неизбежную гибель гармоничного мира

Л Леонов не искал «трагическое в мелочах» (X, 29), он воссоздавал неразрешимый идейно-нравственный конфликт, развертывающийся на фоне поступков героев и сопровождающийся страданиями персонажей, на социально-классовом и онтологическом уровнях Далеко не случайно ведущим экзистенциальным мотивом его прозы стала тема смерти Писатель, оценивая реалии XX века, развитие цивилизации и противоречивую историю России, спрогнозировал в книгах эволюционный кризис разума (Отмечу, что тревожные интонации слышны во всех леонов-ских романах заметно приглушенные в прозе 20-х годов - «Барсуки», «Вор», открыто трагические в ЗО-е-50-е годы - «Дорога на Океан», «Русский лес»; наконец, эсхатологические в 90-е годы) Вне сомнения, Л Леонов на склоне лет в результате трансформации общественно-политических и философских воззрений, взглядов на мироздание отчасти потерял веру в лучшее будущее, а пройденный путь человечества осознал как эпоху трагических ошибок и катастрофических заблуждений Не случайно, во вступлении к «Пирамиде» он писал «Событийная, все нарастающая жуть уходящего века позволяет истолковать его как вступление к возрастному эпилогу человечества стареют и звезды»ь

Осмысливая судьбы человека и человечества на очередном кризисном историческом рубеже, автор назвал множество причин надвигавшейся катастрофы Самоубийственное начало, заложенное в природе человека, выступило в романах Л Леонова как источник всеобщего разложения человека и его души, общества и природы, Земли и Космоса, как движущая сила катастрофичности бытия Эту мысль художник неоднократно высказывал во время бесед и интервью с учеными и литературоведами, в публицистических статьях и письмах «Последние годы триумфальное шествие человечества, - писал он, - к своим финальным звездам трагически ускоряется вследствие несметного людского множества, роковых открытий передовой науки и возраста, конечно как бы торопимся домой'»14

В романах Л Леонова достаточно полно проявились такие качества художественного мышления писателя, как полифонизм, философско-концептуальное видение человека и мира в традициях Серебряного века, интеллектуальная содержательность произведений, наличие в них богатого историко-культурного материала, различных форм условности - аллегорий, художественных символов и знаков, острое противоборство героев-антиподов, отстаивающих на фоне социальных парадоксов свои жизненные позиции, нравственные и духовные ориентиры Л Леонову

12 Бердяевы Сила и насилие//Биржевые ведомости - 1916 г -2апреля

13 Леонов Л Пирамида Роман-наваждение в 3-х частях В 2-х т -ТІ -М, 1994 -С 320 В дальнейшем
ссылки на это издание в автореферате - в круглых скобках с указанием арабскими цифрами тома и страни
цы

14 Цит по Перхин В « О возлюбленное мое отечество1» Из писем Леонида Леонова к Евгению Суркову
//Октябрь - 1995 -J6 10 -С 183

и его эстетике, справедливо заметил А Лысов, литература «< >во многом обязана новым типом романа, который «конституционно» организован концепцией культурной целостности мира»'5 Заключение критика можно аргументировать, обратившись к «Пирамиде» - многосюжетному роману, в котором наряду с «второстепенными» сюжетными линиями, есть главная, самая важная для автора - бытие человека и судьба цивилизации Ей подчинены тематика книги и противоборство разных мировоззрений, совокупность связанных между собой характеров и событий, проблем и идей, единство мифологического, религиозно-исторического и философского материала, исповедальность слова в духе вероисповедания в русской культуре XIX-XX веков, частая смена изобразительных приемов и принципов - от реалистических до условно-символических, синтаксический строй и система языковых категорий книги, стилевая оригинальность, обеспечивающая монолитность всех художественных элементов, их типологическую целостность и устремленность к единому эстетическому центру Сплав философичности и редкой пластичной изобразительности достигается в «Пирамиде» с помощью точного и строгого леоновского слова М Лобанов заметил по этому поводу «Поразительны плотность, «фактурность» прозы, филигранная отделка каждой фразы, образующие в совокупности то почти материально ощутимое вещество - слово, которое и составляет его тайну Здесь можно действительно только сказать, что Бог щедро дает по благодати Своей, даже если это пишется «по Еноху»16

В творчестве Л Леонова ярко выражена идея духовного воскрешения русских людей Писатель постоянно говорил о необходимости воссоздания религиозно-нравственных координат в духовной жизни русского народа В частности, на вопрос Т Земской «Как вы относитесь к тому, что в последнее время в обществе необычайно возрос интерес к религии9» - писатель ответил «Я это предсказывал в личных беседах с друзьями Правда, думал, что период этот наступит по ту сторону тысячелетия, а начался он гораздо раньше Значит, возникла потребность, высокая потребность самоочищения, приведения хаоса в порядок»17 Религиозно-христианские мотивы в прозе Л Леонова всегда занимали много места С особой силой они проявились в манере метафорического повествования в «Барсуках» (Семен Рахлеев и Степан Катушин), в «Воре» (Емельян Пухов и литератор Фирсов), в «Соти» (скитские монахи и обыватели Макарихи), в «Русском лесе» (набожные крестьяне и Калина Глухов) и других произведениях В художественной системе «Пирамиды» религиозная тема превалирует в содержании, но она рассматривается с новой стороны Писателя занимают в книге не только вера в Христа, но и истоки ее крушения, причины людского грехопадения Ответ на эти проблемы Л Леонов искал и находил в канонических библейских текстах и отреченной литературе

Актуальность исследования определяется необходимостью осмыслить природу творческой индивидуальности Л Леонова с позиций новейшего времени, раскрыть историко-литературную значимость романов, своеобразие художе-

ь Лысов А «Формула пересмотра» Образ культурного пути человечества в творчестве Леонида Леонова // Русская советская классика Историко-литературные и функциональные аспекты изучения - Л, 1989 -С 123

і6ЛобановМ Бремя «Пирамиды» // Молодая гвардия -1994 -№9 -С 249

"ЗемскаяТ Три интервью с Л М Леоновым//Москва -1999 -№5 -С 182

ственных принципов и философско-мифологическую основу произведений периода 1920-х - 1990-х гг В диссертации леоновские романы рассмотрены как единое целое, как феномен классической прозы прошлого столетия Основное внимание в работе уделено специфике художественного мышления писателя, проблемам становления и эволюции романного жанра, его структуре и поэтике в связи с обозначением и решением в книгах субстанциальных вопросов бытия — о феномене жизни на земле, о человеке и его месте в природном мире, о духовно-нравственном потенциале общества Раздумья Л Леонова об исторической памяти народа, о войнах, смутах и насилии над личностью, о прогрессе, путях сохранения цивилизации и природной среды ее существования остаются актуальными в наше время и способствуют утверждению в мировом сообществе XXI века качеств нового мышления Актуальность исследования обусловлена также тем, что проблема целостности духовно-нравственных поисков в романах Л Леонова, органически связанных с историческим контекстом русской культуры и философскими идеями Серебряного века, в литературоведении решена еще недостаточно

Проблема исследования и степень ее научной разработанности. В диссертации разработаны главные вопросы романного жанра у Л Леонова, которые недостаточно изучены литературоведением Ведущие темы исследования - специфика жанра как устойчивой литературной формы и особого типа ми-ровидения, эволюция жанра и его структура, а также вопросы поэтики как совокупности средств создания художественной реальности, несущей в себе авторскую концепцию мира и человека Жанровое своеобразие романов, нравственная философия книг и проблемы рецепции леоновских текстов - единое направление диссертационного исследования При этом поэтика леоновской прозы рассматривается как системное понятие, как общая «эстетика словесного художественного творчества» (М Бахтин), реализуемая в историко-литературном, философском, культурном и эстетическом аспектах

Литературная критика на различных временных этапах XX века неоднозначно воспринимала романы Л Леонова Во втором и третьем десятилетиях в подавляющей части рецензий и статей преобладали негативные оценки творчества писателя, как правило, отрицавшие эстетическую и историко-литературную ценность его произведений (например, рапповская и переверзевская критика, публикации Г Колесниковой, Н Нусинова, Н. Сретенского, В Перцова и др) В пятидесятые годы появились монографические исследования В Ковалева (Романы Леонида Леонова - М -Л, 1954), М Лобанова (Роман Л Леонова «Русский лес» - М, 1958), в которых были предприняты попытки более объективно оценить литературные достижения писателя В силу общественно-исторических условий той поры критики рассматривали леоновскую прозу с классовых позиций и с точки зрения канонов соцреализма В последующие десятилетия все чаще объективный анализ творчества романиста доминировал над субъективной одноплановостью критических выводов и обобщений (3 Богуславская Леонид Леонов - М, 1960, Ф Власов Поэзия жизни -М, 1961, Эпос мужества О романах Л Леонова -М, 1973, В Ковалев Творчество Леонида Леонова К характеристике творческой индивидуальности -М-Л, 1962, Реализм Леонова -Л, 1969, Е Старикова Леонид Леонов Очерк творчества - М, 1972, Л Финк Уроки Л Леонова Творческая эволюция -М, 1973, Н Грознова Творчество Леонида Леонова и традиции русской классической литературы Очерки. - М, 1982, Т Вахитова Леонид Ле-

литературы Очерки - М, 1982, Т Вахитова Леонид Леонов Жизнь и творчество -М, 1984, В Крылов Леонид Леонов-художник Очерки -Петрозаводск, 1984, И Крук Леонид Леонов Очерк творчества - Киев, 1985, О Михайлов Мироздание по Леониду Леонову Личность и творчество Очерк - М, 1987, А Петишев Человек и современный мир в романном искусстве Леонида Леонова - Уфа, 1989, В Хрулев Мысль и слово Леонида Леонова - Изд Саратовского университета, 1989, В Химич Поэтика романов Л Леонова - Свердловск, 1989, Г Исаев Леонид Леонов - литературный критик и публицист - Томск, 1991 и др )

Из числа работ о Л Леонове, вышедших на рубеже XX и XXI веков и в начале нового столетия, следует назвать книги В Мирошников Романы Леонида Леонова становление и развитие художественной системы философской прозы - Рязань, 2000, А Дырдин В мире мысли и мифа Роман Л Леонова «Пирамида» и христианский символизм - Ульяновск, 2001, Духовное и эстетическое в русской философской прозе XX века А Платонов, М Пришвин, Л Леонов - Ульяновск, 2004 , Ю Оклянский Шумное захолустье В 2-х книгах - Кн 1 - М, 1997, С Семенова Русская поэзия и проза 1920-1930-х годов Поэтика - Видение мира - Философия - М, 2001, Метафизика русской литературы В 2-х т - М , 2004, С Сло-боднюк «Дьяволы» «Серебряного» века (древний гностицизм и русская литература 1890-1930 гг) -СПб, 1998, Н Федь Литература мятежного века Диалектика российской словесности 1918-2002 гг -М, 2003, В Хрулев Леонид Леонов магия художника - Уфа, 1999, Художественное мышление Леонида Леонова - Уфа, 2005, Л Якимова Мотивная структура романа Леонида Леонова «Пирамида» -Новосибирск, 2003, Н Сорокина Типология романистики Л М Леонова -Тамбов, 2006

В последние годы опубликован ряд сборников, вобравших в себя многогранный научный поиск сложных форм и объемов мироздания художника и обозначивших новые подходы к творчеству романиста Леонид Леонов в воспоминаниях, дневниках, интервью - М , 1999, Леонид Леонов и русская литература XX века -СПб, 2000, Век Леонида Леонова Проблемы творчества Воспоминания - М,

  1. Поэтика Леонида Леонова и художественная картина мира в XX веке - СПб ,

  2. Духовное завещание Леонида Леонова Роман «Пирамида» с разных точек зрения - Ульяновск, 2005 и др Отмечу, что наука о Л Леонове интенсивно развивается за рубежом Ее представляют Э Стиммонс, М Шраер (Америка), М Кана-зирска (Болгария), К Брюмер, Р Опитц (Германия), Д Томсон (Канада), И Трофимов (Латвия), А Лысов (Литва), Ф Листван, Ф Супа (Польша), Л Оляндэр, В Сердюченко (Украина), В Гусарова-Кузи (Франция), М Дрозда (Чехословакия), М Бабович (Югославия)18 и др

Цель работы - комплексный анализ романов Л Леонова, которые воспринимаются как крупное завоевание русской прозы XX века, на которые повлияли, с одной стороны, традиции классики прошлых эпох, а с другой, - историко-культурный и философский контексты Серебряного века

Целью и задачами диссертации обусловлен выбор методики исследования, в основе которой - синтез историко-культурного, сравнительно-типологического, структурно-поэтического, семантического методов и подходов В ра-

Темы исследований зарубежных леонововедов представлены в библиографическом списке диссертации

- II -

боте обосновывается эстетическая целостность и своеобразие романной жанровой структуры Л Леонова, прослеживается история ее возникновения и становления в контексте русской культуры прошедшего столетия, рассматривается специфика романного мышления и его основные компоненты

Цель исследования предопределила постановку и решение следующих теоретических и историко-литературных задач:

рассмотреть романы Л Леонова как одну из тенденций развития историко-литературного процесса, как эстетическую индивидуальность и художественную систему,

исследовать художественный мир романов, провести целостный анализ их проблематики и поэтики, создать научно обоснованную концепцию творчества писателя в соотношении с общими тенденциями развития литературы, эстетики и философии,

выявить литературно-художественную и культурфилософскую доминанту романов, элементы их структуры (образную систему, конфликт, сюжет, стиль),

осмыслить в контексте леонововедения теоретический и практический аспекты понятий жанр и тип романа, философский роман, роман-трагедия, фантасмагорический роман, художественное мышление, мифологизм, ирония,

проанализировать творческие открытия прозаика в контексте русской литературы XIX - XX веков, показать поиски художественных идеалов, адекватных эстетическим взглядам писателя,

определить сюжетно-композиционную роль и философскую значимость мифо-поэтических реминисценций и вставных конструкций у Л Леонова в соотнесении с каноническими Евангелиями, апокрифами, историческими преданиями в свете христианского миропонимания,

раскрыть философские истоки и мифологическую основу романов, их концептуальный характер,

изучить жанровую и стилевую специфику творчества Л Леонова в соотнесении с достижениями современников прозаика - М Булгакова, В Набокова, А Платонова, М Пришвина, П Романова и др ,

показать основные принципы художественного мышления Л Леонова, эволюцию его миропонимания и полифонизм мысли в соотнесении с эстетикой писателей-предшественников, прежде всего Ф Достоевского,

— представить различные формы психологизма в романной прозе
Л Леонова,

исследовать тип персонажа, принципы функционирования образной системы, способы и приемы создания поэтического языка и стиля,

выявить значение художественного мышления Л Леонова и его традиций в последующем развитии литературы

Источниковая база исследования В процессе работы над диссертацией за основные были приняты тексты романов Л. Леонова из собрания сочинений в 10-ти томах (М, 1981-1983), а также из собрания сочинений в 10-ти томах (М, 1969-1972) Материалом исследования служат публицистические произведения писателя, его литературно-критические статьи, публикации рукописей Для обоснования отдельных положений работы использованы письма романиста, его интервью и воспоминания современников В диссертации к анализу привлечены

произведения отечественных писателей XIX - XX веков, религиозно-философские сочинения и труды русских философов, повлиявших на творчество Л Леонова

Методологическую базу диссертации составили представленные в библиографическом списке труды, посвященные анализу общих теоретических и философских проблем, научных концепций в области философии художественного творчества, исторической и теоретической поэтики, теории романа и литературного жанра М М Бахтина, Н А Бердяева, Ю Б Борева, А Н. Веселовского, В В Виноградова, Н А Гуляева, В М Жирмунского, И А Ильина, В В Кожинова, Н Л Лейдермана, ДС Лихачева, НО Лосского, АФ Лосева, ЮМ Лотмана, Ю В Манна, Г Н Поспелова, А А Потебни, В С Соловьева, Б В Томашевского, Ю Н Тынянова, Н Ф Федорова, П А Флоренского, В Е Хализева, В Б Шкловского, Б М Эйхенбаума и др

В диссертации нашли отражение результаты исследований отечественных и зарубежных критиков и леонововедов В В Агеносова, 3 Б Богуславской, Т М Вахтовой, Ф X Власова, В С Воронина, А А Газизовой, Н А Грозновой, В Гусаро-вой-Кузи, А А Дырдина, Г Г Исаева, А А Казина, М И Каназирски, В Е Кайго-родовой, В А Ковалева, И Т Крука, В П Крылова, Ф Листван, А Г Лысова, В М Мирошникова, О Н Михайлова, Ю Оклянского, А И Павловского, А А Пе-тишева, С Г Семеновой, С Л Слободнюка, Е В Стариковой, Н В Сорокиной, Н М Федя, Л А Финка, В В Химия, В И Хрулева, Л П Якимовой и др

Основные положения, выносимые на защиту.

  1. Проза Л Леонова, репрезентативно иллюстрирующая магистральные пути, направления и способы осмысления человека и мира, - своеобразный художественно-философский документ ушедшего века, в ней определены новые историко-идеологические и литературно-художественные парадигмы постижения реальности На системе аксиологических и онтологических координат писателя сказалось творческое использование традиций фольклора и русской классики ХІХ-ХХ веков Культурно-исторические памятники прошлого воспринимались прозаиком как непреходящая ценность, всегда выступали его эстетическим ориентиром

  2. Для романов Л Леонова характерны углубленный историзм и философская обобщенность, в них отражен многогранный поиск автором более емких и совершенных способов и форм художественного перевоссоздания противоречивого и трагического столетия В эпоху «пролома» исторического, национального и культурного бытия Л Леонов изобразил не только характер национальной рефлексии на события начала XX века, последствия морально-этической деформации личности, но и показал путь ее духовного преображения Романист сосредотачивал внимание на раскрытии качеств русского национального характера, стремился разобраться в том, какие свойства человека стали причиной катастрофического поворота в российской истории, а какие сыграли этноконсолидирующую роль, не позволили распасться русскому народу как единому целому

  3. Л Леонов «реформировал» традиционный роман, создал качественно новую жанровую модификацию, особую структурную разновидность с необычайно широкой проблематикой - социально-психологической, историко-культурной, философской и религиозной, в основе которой лежат исповедальность, присущая христианскому мироощущению, образное мышление и мифология Архитектоника и поэтика романов тесно связаны с мифо-поэтическими конфликтами и мотивами

  1. В основе художественного мышления Л Леонова - символико-реали-стическое отражение человека и окружающего мира в трех взаимосвязанных ипостасях эмпирической, трансцендентной и социально-психологической Леонов-ский символ коррелирует с цельностью отображаемого мира и образует в соотнесении с ведущим конфликтом произведения внутренний сюжет художественной системы, ее подтекст

  2. Отличительными качествами всех романов Л Леонова являются полемический характер главной идеи и диалогический тип повествования, порождающие в текстах столкновение противоречивых мнений, парадоксальных точек зрения

Научная новизна работы состоит, во-первых, в теоретической разработке литературно-художественной концепции, которая изучается в культурно-историческом контексте эпохи и в движении русской философской мысли Диссертация представляет собой первое исследование, охватывающее все романное наследие писателя проблематику, идейно-художественное и жанровое своеобразие произведений, их структуру и стилевую доминанту

Во-вторых, соединение исторического и типологического подходов позволило по-новому показать общие закономерности исторической эволюции леонов-ского романа, увидеть его истоки в фольклоре и мифологии, по-новому проследить генезис произведений, выявить их характерные типологические и национальные черты

В-третьих, в диссертации впервые анализируется сквозь призму различных характеристик новаторство писателя в освоении действительности, в последовательном утверждении народно-религиозных воззрений, выявляется роль литературных традиций, осмысливается интертекстуальность леоновской прозы

В-четвертых, в работе внимание акцентируется на том, что развитие русской философской мысли Серебряного века, связанной с именами В Соловьева, Н Бердяева, И Ильина, Н Лосского, А Лосева, Н Федорова, оказало существенное влияние на Л Леонова, определило становление и утверждение его философских взглядов

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Проведенное исследование расширяет представление о романах Л Леонова как феномене русской культуры XX века Практическая ценность работы обусловлена ее актуальностью и новаторством Определяемая в диссертации общая специальная терминология может использоваться в научньгх работах, преподавательской и учебной деятельности Пути и методы анализа романов Л Леонова могут применяться не только в литературоведении, но и в культурологии Результаты исследования имеют практическую значимость как для теории литературы (теория жанра, типология романов, композиция и конфликт, сюжет и герой), так и для истории русской литературы

Материалы исследования могут быть использованы при чтении курсов лекций по истории и теории русской литературы XX века, специальных курсов по романному творчеству Л Леонова, а также могут найти применение в дальнейшем изучении культуры ушедшего столетия и закономерностей литературного развития

Апробация диссертации. Основные результаты работы представлены

в публикациях и докладах на международных, всероссийских и межвузовских научно-практических конференциях в Соликамске (Соликамский педагогический госуниверситет, 1997), в Санкт-Петербурге (Университет технологии и дизайна, 1999), в Москве (МПГУ, 2005-2007), в Уфе (Башкирский госуниверситет, 2001, Башкирский педагогический госуниверситет, 2005), в Стерлитамаке (Стерлитамак-ская педагогическая государственная академия, 1998, 2007), в Казани (Казанский госуниверситет, 2006), в Коломне (Коломенский государственный педагогический университет, 2007), в Бийске (Бийский государственный университет, 2007), в Бир-ске (Бирская государственная социально-педагогическая академия) Результаты исследования обсуждались на кафедре филологии и методики преподавания русского языка и литературы Бирской государственной социально-педагогической академии, на кафедре русской литературы XX века Московского педагогического государственного университета

Реализация результатов работы. Материалы диссертации используются в читаемом в БирГСПА спецкурсе «Творчество Л Леонова и литературный процесс XX века» Основные положения работы отражены в монографиях «Романы Л М Леонова 1920-1990-х годов эволюция, поэтика, структура жанра» - М Изд МПГУ, 2006, «Писатель и его герои Леонид Леонов в 20-е годы» - Бирск, 1998 и пособии к спецкурсу «Романы Л Леонова 20-30-х годов в вузовском изучении» - Москва-Бирск, 2004 В журналах, соответствующих «Перечню ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, выпускаемых в Российской Федерации, в которых должны быть опубликованы научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора наук», опубликовано 5 статей

Объем и структура диссертации. Работа состоит из Введения, шести глав, которые включают 14 параграфов, Заключения и Библиографии В основу композиции исследования положен хронологический принцип Основная часть диссертации изложена на 445 страницах Библиографический список включает 597 источников

Онтологические размышления Л. Леонова в новеллистике 1920-х годов

Первое произведение Л. Леонова - стихотворение «Вечером» - появилось в архангельской газете «Северное утро» 4 июля 1915 года. Профессиональную литературную деятельность он начал в 1922 году после появления в печати сказки «Бурыга». Двадцатые годы для художника - период становления творческой индивидуальности, важный временной этап утверждения поэтического таланта, неординарного и многоверсионного, в основе которого, как правило, лежало широкое использование мифопоэтических мотивов и образов, фольклорных традиций и наследия русской классики. У истоков литературного пути писатель утвердился как самобытный прозаик, отличительными чертами которого явились тематическая оригинальность и философичность произведений, их языковое совершенство и стилевая неповторимость.

Отметим: второе десятилетие - это время творческих исканий всей русской литературы, которая устремилась к новым позициям в пересоздании объективной реальности. Активно развивались прозаические жанры. Романы, повести, рассказы были наполнены острыми сюжетами, напряженным противоборством героев, антагонистическими социальными столкновениями. Начинающие писатели, равно как и яркие творческие индивидуальности, на -40 ходились в постоянном литературном поиске. С разных позиций осмысливались общественно-политические и социально-экономические процессы, происходящие в стране, в произведениях М. Горького («Жизнь Клима Самги-на»), М. Шолохова («Тихий Дон»), А. Толстого («Хождение по мукам»), М. Булгакова («Белая гвардия», «Дни Турбиных»), Л. Леонова («Барсуки», «Вор») и других мастеров слова. Литература начала века отличалась тематическим богатством. Злободневными были темы: народ и революция, народ и гражданская война, настоящее и прошлое крестьянства, город и село, интеллигенция и ее роль в новых исторических условиях. Лейтмотивом большей части произведений стала народная судьба.

Начальные шаги Л. Леонова в литературу, его первые прозаические опыты свидетельствуют о настойчивом поиске индивидуальной манеры письма, о желании писателя найти свою тему, а также новые составляющие художественной формы: «Для Леонова в этот период, - отметила Е. Старикова, - не было существенной разницы между народной сказкой и Достоевским, между Лесковым и Блоком -- И самый «орнаментализм» Леонова, его открытое наслаждение самоцветным словом - и подчеркнуто архаизированным, и подчеркнуто рафинированным - происходило от того же стремления утвердить эстетику русского языка и в его исконной народной самобытности, и в его многократном преломлении через все вековые пласты русской поэтической культуры --- » .

Исследуя процесс формирования нравственных и духовных представлений писателя о бытии, важно обратиться к юношеским публикациям в архангельских газетах «Северный день» и «Северное утро». Написанное в этот период в большинстве своем носило подражательный характер, вместе с тем, пора ученичества приобщила начинающего автора к литературному труду, стала истоком его художественной самобытности. Позже молодой литератор сжег большую часть неопубликованных рукописных произведений. Сохранились лишь некоторые - стихотворение в прозе о похищении Земли, во -41- : шедшее в рассказ «Уход Хама»; поэма «Сказание о Калафате», занявшая место в романе «Барсуки»; а также неизданная сказка «Царь Афон». Примечательно, что все ранние опыты наполнены стихией фольклора, духом народной сказки и библейских преданий.

На пути художественного познания темы народного бытия существенное влияние на Л. Леонова оказал его отец - М. Леонов, член Суриковского литературно-музыкального кружка. (Началу работы кружка положил сборник писателей-самоучек «Рассвет», 1872 г.; кружок завершил свое существование в 1933 г.). Многие суриковцы, в том числе и Антон Горемыка (псевдоним отца Л. Леонова), испытывали сильное влияние народнических идей и теории толстовства. Уже в начале 20-х годов Л. Леонов, поняв ограниченность толкования народного бытия у С. Дрожжина, И. Морозова, А. Чапыгина и других крестьянских поэтов, преодолел их влияние, формируя иную систему взглядов.

Становлению таланта писателя способствовало его знакомство с древнерусской литературой. Обращение к прошлой жизни в форме жизнеописаний святых подвижников (описания Иакова Мниха - автора жития святых страстотерпцев Бориса и Глеба, писания знаменитого Нестора Летописца о печерских подвижниках) открывало писателю новые миры, формировало его художественное сознание. С детских лет Л. Леонов приобщился к чтению письменных памятников, часто читал вслух деду Л.Л. Леонову жития святых, «Киево-Печерский патерик», «Четьи-Минеи». В прочитанном его привлекали проблемы нравственного поведения людей, в частности, киево-печерских иноков, монаха Поликарпа, переписка которого с владимирским епископом Семионом составила содержание патерика. Систематическое чтение «Четьи-Минеи» оставило благодатный след в памяти юноши. В последующие годы он часто обращался к древним книгам как к кладезю народной мудрости, сохранив в себе до последнего часа просветленную душу православного; про-заик « -- знал Писание, чин литургии, соблюдал посты» .

В формировании мировоззренческих позиций Л. Леонова и его эстетической программы важную роль сыграло общение с писателями Б. Шерги-ным, Д. Фурмановым, Г. Санниковым, А. Яковлевым, журналистом А. Зуевым, издателем М. Сабашниковым, художниками И. Остроуховым и В. Фа-лилеевым и другими литераторами, культурными и общественными деятелями.

Велико значение М. Горького в становлении молодого Л. Леонова. «Близко я узнал Алексея Максимовича, - писал Л. Леонов в статье «О Горьком», - позднее других, только в 1927 году, хотя переписку вел с ним и раньше» (X, 21). Л. Леонов, перенимая литературный опыт М. Горького, прежде всего замечал и усваивал « - необычайную по художественной точности выразительность горьковского образа, словно вырезанного на меди, и монументальность и вместе с тем почти афористическую лаконичность его персонажей, и внутреннюю мелодию чистой горьковской фразы, и романтическую взволнованность стиля --- » (X, 20). Вне сомнения, начинающий автор стремился, по совету М. Горького, постичь духовные и эстетические ценности прошлого времени вопреки крикливым лозунгам некоторых литераторов оставить за бортом истории классику XIX столетия. В жизни молодого прозаика важную роль играли доброжелательные горьковские оценки ранних произведений: «Прочитал незнакомые мне рассказы, - писал М. Горький, - «Уход Хама», «Халиль», «Гибель Егорушки» и очень рад еще раз сказать: талантливый Вы художник, берегите себя --- »4. Л. Леонов всегда высоко отзывался о М. Горьком - писателе и человеке. «Горький был ко мне очень снисходителен, - вспоминал Л. Леонов, - но я никогда не торговал этим. Мои письма к нему были опубликованы самим Горьким, я никогда ничего не опубликовывал. Но меня всегда интересовало, почему он мне говорил такие лестные, значительные слова. Горький ведь был очень требова-тельным человеком. Как человек он был для меня больше и выше того, что написал» .

Крестьянская стихия: мотивы воли и неволи

В начале «румяный и статный, облеченный властью эпохи, подступил Мишка с войском к родной деревне. Мужики нагромоздили бороны на взъездах зубьями вверх, но Мишка подпалил деревню и, взяв на приступ, усмирил ее --- » (I, 354). После коварного и жестокого подавления бунта героя одолевают тревога, стыд за содеянное и страх перед неизбежной расплатой. Ему чудится, что всюду, где бы он ни был, караулит его «мужиковская» месть. Наконец, не выдержав бродяжничества, « --- мыча и пыхтя от звериного одиночества, Мишка спустился с дерева; ноги его обожгла ледяная роса предзимья. Неохотно подняв с земли суму и палку, суковатую палку странника, он бесчувственной стопой шагнул вперед, на деревню» (1,356). Как должное принял неудачник телесное наказание: он был избит до потери сознания. К концу мужицкой экзекуции «подернутые пленкой бесчувствия, медленно закрывались злодеевы глаза, точно клонило их в непробудный сон, но на раскусанных губах мертвенная лежала усмешка» (I, 363). Финальные строки рассказа, поведали о дальнейшей судьбе главного героя: «Впереди ждала его свадьба, труды и простецкое мужицкое счастье» (I, 365).

Крестьянская масса своеобразно реагирует на этапы «мишкиного роста». Никто не ждал от Мишки злодейства, когда он «полдеревни по ветру пустил, старшине два пальца отрубил в допросе -- » (I, 360). Расплата не заставила себя долго ждать. Поймав «изменщика», хотели было селяне его убить, но потом решили: «Чего ж его губить за ребячий разум: муравей и тот своей кучи не рушит... А следует нам, мужички, - раздалось из толпы, - поучить его телесно!» (I, 362). Добропорядочность крестьян по отношению к прощенному преступнику выражена в словах Полушкина в конце рассказа: «Сиротой ты к нам вернулся, а, вишь, как бы и усыновили злодея. Дороже сына ты нам теперь, пра...» (I, 364). Автор, с одной стороны, осуждает Мишку - «мужика мужикорожденного», предавшего интересы родной деревни, а с другой - сочувствует ему, бездомному и потерянному.

Л. Леонов, всесторонне передавая быт и нравы селян, удачно показал взаимоотношения крестьян, их повседневные заботы, труд и отдых, развлечения, одежду, пищу и многое другое. Автор ненавязчиво, как бы мимоходом, постепенно (от сюжета к сюжету) освещал все новые и новые стороны деревенской жизни. Например, изображение труда («Всю жизнь, на зависть миру, сопровождала его привычная удача - награда ненасытным рукам» -I, 374); взаимоотношения однодеревенцев («Должон ты понимать, гражданин, кто я есть. Я нонче в зенитах, все могу» - I, 355); сцены в бане («Тонкий снежок пропорошил в этот день округу, и пар в бане, стараниями глухонемого, вышел на славу» - 1,361); весеннего пейзажа («Рассыпчатыми жаворо-ночьими трелями опутан был апрельский полдень» -1, 373).

Четкому выражению леоновской оценки действительности способствует анализ женских образов: тоскующая и неудовлетворенная жизнью Катеринка в «Бродяге», вековуха Мавра в «Темной воде», нежная и грустная Аринка в «Возвращении Копылева». Женские образы, как правило, схематичны, пунктирны, не имеют развернутых портретных описаний; не воспроизводится их внешнее обличие, они лишены привычек, индивидуальных особенностей речи и т.д. Поступки, совершаемые «безгеройными» персонажами, если и играют сюжетную роль в произведении, то чаще второстепенную.

Каждый рассказ несет свои особенности воспроизведения внутренней жизни героинь. Например, в «Бродяге» смятенное состояние души «северной Катеринки» выражено в ее письме, адресованном мужу (I, 374-375). Из письма читатель узнает, что в древнем скрипучем и скучном доме Чадаева не меркла шумливая младость его жены, она старалась взять от жизни все, что предначертала ей судьба. После знакомства рыжего эгоиста с молдаванкой, автор поведал еще об одном качестве северной героини: «Она (молдаванка -В.П.) была утешительна, как и собственная его Катеринка, ее и звали так же, и она скучала по муже, который, отвоевав положенное, томился в плену» (I, 374). В момент внутреннего воскрешения и возвращения к неведомой ра -84 нее жизни писатель отметил новые свойства героини. «Оставаясь наедине со своими мыслями, - сообщил он, - Катеринка пела старые девичьи песни, и, хотя еще не хватало голоса допеть их до конца, муж тревожно радовался ее преображенью» (I, 375).

Важную сюжетно-композиционную роль в процессе художественного осмысления внутреннего мира героини играют авторские характеристики -своеобразные текстовые «ремарки». Разбросанные по всему произведению они в совокупности своей создают выразительный образ ищущей и неудовлетворенной женщины, восставшей против лицемерия мужа и лживых жизненных условий. В 20-е годы писатель стремился познать литературный характер аналитически - на передний план повествования « - выдвигался интерес к сознающей себя личности» . В этом смысле «Необыкновенные рассказы о мужиках» стали важным этапом художника на пути психологического освоения жизненного материала.

В «Темной воде» не любимая всеми Мавра раскрывается посредством символического образа «мягкого и вязкого мрака». Например, в отрывках: «В комнате стояли мрак и тишина -- » (I, 352), «У фельдшерицы были гости, а мрак Маврин был мраком окончательной слепоты» (I, 353). Героине «Темной воды» отведено центральное место в произведении. Если Катеринка - натура ищущая, противостоящая жизненным невзгодам, то Мавра - характер слабый, приниженный обстоятельствами; она не способна защитить себя от влияния суровой среды. Судьба женщины трагична.

Дмитрий Векшин: путь в никуда

Я сознаю всю несопоставимость наших имен. Но пленил он меня своим творчеством рано. Его «Преступление и наказание» я прочел лет двенадцати. Конечно, многого не понял, но что-то камертоном зазвучало в душе»46. Оценивая художественные открытия классика XIX в., автор «Вора», указывая на одно из них, сказал: « -- Достоевский впервые вводит невидимые, инфра и ультра, цвета изобразительного спектра, позволяющие полнее передать мерцающую, ежемгновенно изменчивую сущность современного, на предельную скорость разогнанного человека --- » (X, 529).

Ф. Достоевский умело исследовал светлые и темные стороны человеческой души, заглядывал в ее непознанные глубины, пером мастера настойчиво утверждал в жизни добро и справедливость. «В силу уникальности своего художественного дара Достоевский сделался тем «магическим кристаллом», сквозь который человек может взглянуть на самого себя, на свою земную судьбу, на цель своего пребывания в мире»47. Талантливый психолог и мыслитель отрицал амбиции и гордыню человека, стремящегося переделать мир и разрушить нравственные устои бытия. Писатель выступал противником насильственного (революционного) переустройства мира. Насилие над личностью, утверждал он, убийство человека, какие бы цели они не преследовали, противоестественно его натуре и разуму. Литератор был убежден, что мир изменится к лучшему не в результате давления на индивидуума или общество людей, а в ходе самовоспитания человека, его совершенствования в духе заповедей Христа.

Всем своим творчеством Ф. Достоевский утверждал незыблемость православной веры. Характерно его воспоминание о В. Белинском48, стоявшем на радикальных позициях по отношению к роли и месту христианства в русской истории: «Смрадная букашка Белинский -- был немощен и бессилен талантишком, а потому и проклял Россию и принес ей сознательно столько вреда --- ». И далее: «Этот человек ругал мне Христа по-матерну --- » . Для Ф. Достоевского - создателя « --- вечной эпопеи о войне Бога и дьявола в человеческих сердцах»3 - было несомненно, что идеал русского народа -Христос. Это убеждение ярко отразились на протяжении всей жизни писателя.

Высоко художественное произведение всегда содержательно, понятно и привлекательно, считал Ф. Достоевский, оно несет в себе «образ красоты», усиливающий нравственно-воспитательную действенность искусства. Категория красоты, идеал прекрасного по мере развития эстетических взглядов писателя становились основными в его мировоззрении. В выдвинутой им теории духовно-религиозного обновления мира, предполагавшей самовоспитание человека в духе христианских и общечеловеческих ценностей и одновременное усовершенствование социально-экономического уклада эволюционным путем, эти положения обрели жизнеутверждающее начало. Художник был уверен, что светлые проявления души в конечном итоге победят мрак («мир красотой спасется»), тем самым люди приблизятся к всеобщему счастью и духовной гармонии, а мир навсегда избавится от эксплуатации человека человеком, беззакония, социальной несправедливости и войн. Ф. Достоевский часто говорил о месте и гуманистической миссии России, о русском человеке и его качествах - общинности и набожности, открытости и настороженности, широте и стихийности натуры. Вслед за М. Загоскиным, впервые заявившем, что в русском человеке уживаются «русская беспечность и русский толк; радушие и удальство; по временам необычайная деятельность и подчас непреодолимая лень --- »3 , Ф. Достоевский видел загадку русской души в том, что « -- она как бы любит бесформенность, незавершенность»3 .

Художественные открытия Ф. Достоевского расширили горизонты по 53 знания человека и мира его современникам и последующим литераторам . Отметим, что критиков и литературоведов всегда занимали вопросы передачи литературного опыта одного поколения мастеров слова другому, преломление индивидуальных художественных манер в определенной общности пи - 168 -сателей или в целом литературном процессе. Необходимость изучения проблемы «Традиции и новаторство» несомненна, так как ее осмысление способствует верному пониманию творчества конкретного художника, наполняет новым содержанием важнейшие литературоведческие категории.

Отражение традиций творца и мыслителя XIX столетия Ф. Достоевского в художественном наследии автора «Вора» рассмотрено значительной частью леонововедов3 . При этом исследовалось преломление традиций в тематике произведений и их образной системе, в композиции литературных текстов. Предметом внимания леонововедов стало изучение стилевых традиций, выявляющих преемственность в способах и приемах отражения жизненного материала и его словесно-речевого оформления: подходы к раскрытию внутреннего мира героев, своеобразие принципов психологического анализа, выражение авторской позиции через оценку конфликтов, событий и героев произведений. Критики XX в. рассмотрели «Вор» в соотношении с рядом произведений русской и зарубежной литературы: «Вор» и «Санин» М. Арцыбаше-ва (Л. Бердышева «Вор» и «Санин» Арцыбашева: сопоставление финалов»); «Вор» и «Мастер и Маргарита» М. Булгакова (В. Агеносов «Русский советский философский роман»); «Вор» и «Герой нашего времени» М. Лермонтова (Е. Скороспелова «Русская советская проза 20-30-х годов: судьбы романа»); «Вор» и «Братья Карамазовы» Ф. Достоевского (Е. Тюхова «Концепция человека в романах Достоевского и Леонова»); «Вор» и «На дне» М. Горького (Р. Опитц «Философские аспекты романа «Вор»); «Вор» и «Разгром» А. Фадеева (В. Ермилов «Человек в современной литературе»); «Вор и «Доктор Фаустус» Т. Манна (Е. Протасова «Функции образа писателя в структуре романов Л. Леонова «Вор» и Т. Манна «Доктор Фаустус»); «Вор» и «Степной волк» Г. Гессе (Е. Стеквашов «Вор» Л. Леонова и «Степной волк» Г. Гессе) и другие.

Мотивная структура романа «Скутаревский»

Художественно осмысливая конкретно-историческое содержание четвертого десятилетия, Л. Леонов воссоздал его в оригинальном облике. Писателю удалось показать ведущие тенденции историко-культурного развития на примере общенародных событий (социально-экономическая жизнь России рубежа XIX - XX вв., деятельность политических партий и государственных институтов, Великая Отечественная война и др.) и индивидуальных судеб (подвижничество Вихрова, жизненные поиски Поли, праведничество «маленького человека» и др.). В романе отражены существенные черты времени - будни защитников Москвы, работа промышленных предприятий и учреждений осажденного города, военные операции в тылу врага и др., показана многогранная жизнь в ее движении и развитии в художественных деталях и как единое целое. Тематическая широта произведения, осложненная философскими отступлениями и религиозно-нравственными сентенциями, существенно сказалась на структуре жанра романа и его поэтической выразительности. «Эпическое творение, - писал Т. Манн, - «une mer a boire (бездонное море. - В.П.) чудо человеческого труда, в которое вкладываются несметные сокровища жизненного опыта -- эпическое творение с его титаническим миниатюризмом, который, кажется, одержим деталью, словно она и есть его единственная цель, и в то же время ни на миг не упускает из виду целое --- » .

Историзм Л. Леонова как принцип художественного познания человека и мира выдвинул на передний план проблемы национального и наднационального в жизни людей: личность, семья, государство; человек, коллектив, общество; свобода выбора необходимость, неволя; наука, интеллектуальный труд, социальный прогресс и др. В центре «Русского леса» стоят трагические личности, прошедшие через суровые испытания, выпавшие на долю русских людей. Утверждая свое место в жизни, высокие гуманистические идеалы, адекватные народным представлениям, леоновские герои сполна передают драматизм эпохи и парадоксы бытия. Самая яркая личность романа - Вихров, который вопреки обстоятельствам созидает материальные и культурные ценности, не детерминированные классовыми предрассудками; косвенно (через показ изломанных человеческих судеб, атмосферы страха и покорности) восхищается стоицизмом народа-победителя и его несломленной волей. Вихров, как Курилов, подобен «мосту», соединяющему прошлое и настоящее; он служит ориентиром в будущее. С этих позиций по размаху историзма «Русский лес» конгениален «Войне и миру» Л. Толстого.

Философскому роману Л. Леонова характерен полифонизм. Раскрывая сложные и многообразные по своей природе отношения героев с реальностью, взаимодействие характеров и их душевный мир, автор глубоко и многогранно отразил текучую и изменчивую жизнь, ее бесконечные проявления. Сама природа послужила для автора « - образцом в сочетании обыденного с возвышенным, шутливого с серьезным, веселого с печальным»21. Но поли-фонизм книги не умаляет ее концептуального характера: прозаик в романе выступил творцом новой (художественной) модели бытия, в которой столкновение различных точек зрения, противоборство героев занимают исключительно много места, да и конструкция произведения, развитие всех сюжетных линий подчинены главному - выявлению истины в научном споре профессоров, характеров-двойников. Л. Дарьялова, анализируя художественно-философскую прозу первой половины прошлого века, новый тип универсализма в русской литературе, писала: « Художественно-философский романный жанр универсален и концептуален, диалогичен и рационалистичен, но эти признаки характерны и для романных форм прошлых эпох. Новое же заключается в особом типе универсализма, когда сочетаются «роман идей» и «роман характеров», в особом типе диалога, когда учитываются все его формы, а основное направление романной семантики - не констатация противоречий, а поиск утраченной целостности «я» и «мира»

В основу философского содержания «Русского леса» положен принцип обрамления. Для выяснения особенностей кольцевой композиции леоновско-го «романа идей» рассмотрим его начало и финал. На первых страницах книги писатель помимо изображения сцены прибытия в столицу Поли Вихровой и ее беседы с Натальей Сергеевной в уютной квартире Благовещенского тупика настроил читателей на философское осмысление социально-бытовых и моральных проблем, волновавших героинь. Во время разговора о предназначении человека юная провинциалка уверенно, хотя и путанно упомянула Гераклита, Дарвина и Геродота, а после наводящей подсказки собеседницы -Герострата; при этом наивно заявила, оценивая поступки упомянутых исторических личностей, что ей предстоит сделать много, « --- чтоб не осрамиться перед лицом своего народа и внести что-нибудь свое и новенькое в сокровищницу человеческой культуры, несколько подзапущенную, как она намекнула, по вине мирового капитализма» (IX, 12).

Апполинария Вихрова, обращаясь к прошлому, конечно, в первую очередь хотела предстать перед собеседницей образованной и начитанной, что, в общем-то, соответствует характеру эрудированной девушки и ее неиссякаемому желанию познать все и вся в себе и вокруг себя. Но дело здесь не только и не столько в том, как вела себя героиня в тот памятный и знаменательный для нее момент - день совершеннолетия - и что напутала она в отсылке к прошлым эпохам, а в стремлении повествователя с первых эпизодов книги настроить читателя на восприятие подтекста произведения. Можно утверждать: от того, как будет расшифрована начальная философская и историко-культурная посылка, зависит в дальнейшем верное понимание романа и отношения художника к стержневому конфликту произведения.

Похожие диссертации на Романы Л.М. Леонова 1920-1990-х годов: эволюция, поэтика, структура жанра