Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Русский самиздат 1960-1980-х годов: Судьба поэзии модернистов и ее традиции. Московские творческие объединения и периодические издания Сурикова, Ольга Александровна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сурикова, Ольга Александровна. Русский самиздат 1960-1980-х годов: Судьба поэзии модернистов и ее традиции. Московские творческие объединения и периодические издания : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Сурикова Ольга Александровна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова].- Москва, 2013.- 198 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-10/196

Введение к работе

Феномен русского самиздата 1960-1980-х гг. - явление, которому до сих пор в современной науке уделялось не так много внимания. Относительно полно описанным и изученным можно считать ленинградский самиздат, в то время как исследования, посвященные роли самиздата в современной ему социокультурной ситуации, подчас не разделяют понятия «самиздат» и «тамиздат» и определяют их общую значимость в истории русской неподцензурной культуры. В силу отсутствия монографических исследований о самиздате в данной работе приходится привлекать для описания много первичной информации.

В работе также идет речь о преемственности традиций поэзии начала ХХ в. в московской самиздатской периодике. Попытка вписать неподцензурную поэзию 1960-1980-х гг. в литературный контекст уже осуществлялась в нонконформистском литературоведении. Так, поэт и искусствовед Владислав Лен предложил концепцию «древа русского стиха». В ней он показал, что самиздатская поэзия 1960-1980-х гг. (так называемый «бронзовый век») развивается из трех «просодий» («систем стихосложения») Серебряного века - «мандельштам-пастернаковской, крученых- хлебниковской и клюевской».

Немало среди самиздатских авторов и таких, которые впоследствии были признаны литературоведением представителями постмодернизма или тяготевшими к нему. Большинство из них и в постсоветское время не получило широкой популярности, поскольку «русский постмодернизм, в отличие от западного, не стер границы между элитарной и массовой литературой и во многом остается искусством для интеллектуалов». При этом «русский постмодернизм тесно связан с реализмом и модернизмом», многие исследователи пишут «о неокончательном преодолении русским постмодернизмом модернизма (этой точки зрения придерживаются Н. Конди, В. Падунов, Б. Дубин, И. Смирнов и др.)». Отсюда особый интерес к Серебряному веку и его наследникам.

Самиздат, вслед за Г.Г. Суперфином, в данной диссертации понимается как независимая от государства внемонопольная издательская деятельность граждан, идущая вразрез с официально провозглашенными идеологическими или художественными установками, получившая широкое распространение во второй половине ХХ в.

В основе феномена самиздата лежит оппозиционность, которая может трактоваться по-разному. Разграничивают несколько типов цензурных ограничений: идеологические (критика советского режима), эстетические («злоупотребление» «формалистической» эстетикой), преследования разного рода религиозной «пропаганды», этические (использование нецензурной лексики, обилие натуралистических подробностей), и эти ограничения тоже как правило неоднородны. Существует традиция разграничивать самиздат общественно-политический, правозащитный, религиозный и литературный.

Основной объект данного исследования - литературный самиздат, главным образом поэтический.

Исследователи разграничивают самиздат также по географическому принципу, выделяя несколько «центров», в которых создавалась и распространялась неподцензурная литература. Таковыми являются Москва и Ленинград, но, кроме того, К. Кузьминский в своей пятитомной антологии самиздатскои поэзии говорит о «провинциальном» самиздате, рассмотрение которого выходит за рамки данного исследования.

Ленинградская и московская «школы» постоянно взаимодействовали. Ленинградский литературный самиздат начался приблизительно в одно время с московским (в 1953 г. в Ленинграде начало работать ЛИТО при Горном институте под руководством Глеба Семенова, среди участников которого — А. Битов, Г. Горбовский, А. Городницкий и др.; в Москве в это же время в ЛИТО при Московском государственном педагогическом институте иностранных языков формируется «круг Черткова»), но был более активен, чем московский, о чем свидетельствует хотя бы список крупных самиздатских периодических изданий (объемом 200-300 страниц), публиковавших исключительно художественные тексты и литературную критику (в 1970-1980-е гг. это «Часы», «Обводный канал», «Митин журнал» и др.), в отличие от московского, в котором, за исключением рассматриваемого нами раннего периода (1959-1965), преобладало общественно-политическое направление. Тем не менее две центральные «ветви» самиздата сопроникают: так, московский журналист А. Гинзбург один из номеров своего журнала «Синтаксис» посвящает ленинградской поэзии, а тексты некоторых московских поэтов (Ивана Жданова, Льва Рубинштейна, Дмитрия Пригова) впервые были опубликованы в ленинградском журнале «37».

В данной работе географический критерий является основополагающим. Творчество поэтов-ленинградцев рассматривается только в том случае, когда их стихи попадали на страницы московских неподцензурных литературных журналов и альманахов.

Цели настоящей диссертации:

1) Описание и изучение феномена русского литературного самиздата 1960-1980-х гг.

  1. Систематизация способов и ареалов бытования «потаенной поэзии» начала ХХ в. в 1960-1980-е гг.

  2. Описание и изучение неофициальной литературной жизни Москвы 1950-1960-х гг.

Для достижения этих целей были поставлены следующие задачи:

    1. Поиск литературного самиздата интересующего нас периода в архивах, изучение воспоминаний современников на предмет информации о бытовании поэзии начала ХХ в. в самиздате.

    2. Поиск информации о неофициальных московских литературных журналах и объединениях 1950-1960-х гг.

    3. Анализ поэтики основных представителей самиздатской поэзии (на материале ранних московских сборников и журналов, изданных в системе самиздата).

    Актуальность исследования связана с необходимостью изучения феномена литературного самиздата как такового, а также рассмотрения его в русле художественных исканий поэтов-модернистов первой половины ХХ в. Работа основана на предположении, что находившаяся под запретом и не популяризовавшаяся поэзия модернизма оказала огромное влияние на поэтов-шестидесятников в том числе через самиздат. Поэтому важнейшая часть данного исследования представляет собой попытку реконструкции бытования поэзии модернизма в эпоху ее цензурного преследования.

    Источники

    В работе описаны самиздатские материалы, представленные в трех крупнейших архивах - архиве «История диссидентского движения» «Международного Мемориала» (Москва), «Фонде самиздата» архива НИЦ «Мемориал» (Санкт-Петербург), архиве Исследовательского центра Восточной Европы при Бременском университете (Forschungsstelle Osteuropa, Bremen). Именно в этих архивах представлен литературный самиздат и содержится интересующая нас ранняя московская периодика (в отличие, например, от собрания отдела «Неподцензурной печати» Государственной публичной исторической библиотеки России, в котором в большом количестве представлены поздние, «перестроечные», самиздатские журналы).

    Методологической основой диссертации являются сравнительно- исторический и традиционный историко-литературный подходы, выработанные в российском литературоведении.

    Апробация работы проводилась в докладах на Международной конференции молодых филологов-славистов (Тарту, 2009), на XVI Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (МГУ, 2009), на Международной научной конференции «Феномен заглавия. Финальный комплекс текста» (РГГУ, 2009), Второй Международной конференции молодых исследователей «Современные методы исследования в гуманитарных науках» (Санкт-Петербург, Пушкинский Дом, 2010), на Х и XIII международных научных конференциях молодых филологов (Таллинн, 2008; Таллинн, 2012), на IV Международном симпозиуме «Русская словесность в мировом культурном контексте» (Москва, 2012). По материалам работы опубликовано шесть статей, еще три находятся в печати.

    Структура работы: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и двух приложений.

    Основные положения, выносимые на защиту:

        1. Самиздат 1960-1980-х гг. - одна из важнейших форм бытования модернистской неподцензурной литературы начала ХХ в., во многом определившая ее сохранность.

        2. Самиздатская поэзия конца 1950-1960-х гг. испытывала влияние поэтики модернизма, происходившее в том числе через самиздат, поскольку

        далеко не всегда поэзия Серебряного века была доступна иными способами.

        Похожие диссертации на Русский самиздат 1960-1980-х годов: Судьба поэзии модернистов и ее традиции. Московские творческие объединения и периодические издания