Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

"Сатиры и лирика" Саши Черного как метажанр Афанасьева, Елена Анатольевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Афанасьева, Елена Анатольевна. "Сатиры и лирика" Саши Черного как метажанр : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Афанасьева Елена Анатольевна; [Место защиты: Сам. гос. ун-т].- Оренбург, 2013.- 280 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-10/636

Введение к работе

Разделение русской литературы XX века на литературу советскую и литературу русского зарубежья привело к тому, что для отечественного литературоведения на несколько десятилетий были закрыты писатели, эмигрировавшие после октябрьской революции 1917 года. В числе этих писателей оказался и Саша Черный, известный русский сатирик начала XX века, публиковавшийся в журналах «Зритель», «Стрекоза», «Сатирикон», чье творчество, как неоднократно отмечалось, оказало влияние на В.В. Маяковского.

«Возвращение» читателю забытого автора состоялось в 60-е годы ХХ столетия, во времена хрущевской «оттепели», когда в рамках издания «Библиотека поэта» вышла книга «Стихотворения» Саши Черного под общей редакцией К.И. Чуковского. Эта книга вызвала интерес к творчеству Саши Черного, выразившийся в появлении литературоведческих работ К.И. Чуковского, Л.А. Евстигнеевой, З.С. Паперного, Э.М. Шнейдермана, Н.И. Харджиева и В.В. Тренина, Л.А. Спиридоновой, в которых оценивалось освещение поэтом различных сфер политической, общественной и частной жизни царской России начала XX века. Вопросам поэтики Саши Черного была посвящена вышедшая позднее работа М.М. Павловой «Метрический и строфический репертуар Саши Черного», представляющая фундаментальное исследование стихосложения поэта.

Новый всплеск интереса к фигуре Саши Черного выразился в издании в 90-е годы XX века пятитомного собрания сочинений поэта с обстоятельными комментариями А.С. Иванова. Если в работах 1960-х годов преобладал социально-политический анализ, то в конце XX века акцент делался на общечеловеческих ценностях поэта. Обоснованность характера интереса к творчеству Саши Черного удачно сформулировал А.С. Иванов: «Велик соблазн прочтения Саши Черного в контексте сегодняшнего, переживаемого нами исторического момента. <…> Но подобный «прикладной» подход к поэзии – занятие неблагодарное – слишком стремительно меняется в последние годы политическая и экономическая ситуация». В литературоведческих работах 1990-х годов, которые представляли собой, как правило, вступительные статьи и послесловия к многочисленным научным и массовым изданиям Саши Черного (Л.В. Усенко, А.С. Иванов, Ф. Кривин, А.А. Урбан, В.А. Приходько, Ю. Левинг), давались общие оценки манеры поэта и актуализировались наблюдения над его поэтикой, принадлежащие еще первым рецензентам (К.И. Чуковскому, А.В. Амфитеатрову, Е.А. Колтоновской, Н.С. Гумилеву, В.В. Маяковскому): назывались такие черты, как маска, сочетание сатиры и лирики, отсутствие любовной лирики, «близкие, чуть не закадычные взаимоотношения с читателем», столкновение высокого и низкого, антиэстетизм, изобилие интонаций разговорной речи.

В 2000-х годах новым импульсом к изучению поэта стал выход в рамках проекта «Антология сатиры и юмора России XX века» специального тома, посвященного Саше Черному. Можно утверждать, что в последнее десятилетие началось интенсивное исследование поэтики этого автора. В частности, разрабатываются такие вопросы, как метафора и другие средства выражения иронической оценки в идиостиле Саши Черного (О.И. Рыбальченко), образы и реалии в его поэтическом сознании (М.А. Жиркова), мотивная структура лирики Саши Черного (Н.А. Тиботкина), феномен сочетания лирического и комического в произведениях поэта (Э.Г. Айрапетова).

Занимаясь разработкой вопросов поэтики Саши Черного, автор диссертации обратил внимание на сочетание сатиры и лирики у поэта. Об этом уже упоминали исследователи его творчества, не выявляя механизмов соединения этих начал. На взгляд диссертанта, эти механизмы могут быть исследованы при рассмотрении конкретных жанров поэта, которые он сам включил в стихотворные книги «Сатиры» и «Сатиры и лирика».

Жанровая система Саши Черного не была предметом специального исследования. О ее недостаточной изученности свидетельствуют, в частности, многочисленные факты неоднозначной интерпретации жанрового содержания ряда стихотворений поэта («Единственному в своем роде», «Песня сотрудников сатирического журнала», «Сиропчик», «Корней Белинский», «Молитва», «Баллада», «Экспромт» и др.), что является результатом необоснованного смешения понятий сатиры и в широком, и в узком (жанровом) смысле слова, а также различного толкования жанровых разновидностей сатиры.

Наблюдение автора диссертации над жанрами стихотворных книг «Сатиры» и «Сатиры и лирика» привело к мысли, что многочисленные жанры этих книг объединяются в целое по ряду повторяющихся признаков и, следовательно, могут быть интерпретированы как метажанр, который, по мнению многих исследователей, определяется как «крупная форма, существующая над обычными жанрами и объединяющая их по какому-то общему признаку» (Википедия).

Анализ метажанра «сатиры и лирика», на взгляд автора диссертации, является перспективным путем изучения поэтики Саши Черного. Диссертант использует плодотворный опыт исследования сатирических жанров и сатирического метажанра в Оренбургском государственном университете, результатом которого явилась диссертация О.С. Кудрявцевой «Жанры и метажанр сатиры (на материале 16-й полосы «Литературной газеты»)», защищенная в Самарском государственном университете в 2005 году и имеющая в настоящее время высокий индекс цитирования.

Актуальность диссертации обусловливается следующими факторами: 1) все возрастающим читательским и научным интересом к поэзии Саши Черного; 2) малоизученностью поэтики Саши Черного; 3) неослабевающим вниманием современных литературоведов к проблемам жанра и метажанра.

Цель диссертации – исследовать «сатиры и лирику» Саши Черного как метажанр. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: 1) рассмотреть «сатиры и лирику» в контексте современной проблемы метажанра и показать индивидуальные черты метажанра Саши Черного; 2) описать жанровый состав метажанра «сатиры и лирика»; 3) рассмотреть структуру традиционных жанров (песни, послания, эпиграммы); 4) исследовать «Послания» в контексте проблемы циклизации; 5) описать структуру нетрадиционных жанров (альбомной поэзии, акварели); 6) выявить механизмы объединения сатиры и лирики в метажанр; 7) наполнить конкретным содержанием категории иронии, антиэстетизма, маски; 8) через призму анализа жанров и метажанра установить новые линии преемственных связей Саши Черного с русской и мировой литературой.

Исследование выполнено на материале стихотворений из пятитомного собрания сочинений Саши Черного (1996), а также стихотворений поэта, включенных составителями в корпус текстов антологий «Русская эпиграмма» (1975, 1988, 2000).

По необходимости в зависимости от объекта исследования эпизодически привлекались произведения Горация, Буало, М.В. Ломоносова, В.К. Тредиаковского, А.П. Сумарокова, Ф.И. Дмитриева-Мамонова, Н.Н. Поповского, А.В. Нарышкина, А.А. Ржевского, И.И. Хемницера, Ф.Я. Козельского, Е.И. Кострова, Ю.А. Нелединского-Мелецкого, Е.Р. Дашковой, П.А. Словцова, А.И. Клушина, Я.Б. Княжнина, Д.И. Фонвизина, Г.Р. Державина, И.А. Крылова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, А.Н. Майкова, Н.А. Некрасова, В.С. Курочкина, Д.Д. Минаева, В.П. Буренина, А.А. Блока.

Объектом исследования послужили 690 стихотворений Саши Черного за период с 1905 по 1932 год. Предметом исследования является метажанр «сатиры и лирика».

Методологической основой диссертации послужили работы по теории жанра: М.М. Бахтина, Ю.Н. Тынянова, М.Л. Гаспарова, Л.В. Чернец, В.Е. Хализева, Д.М. Магомедовой, Н.Д. Тамарченко, Н.Т. Рымаря, О.Б. Лебедевой, Н.Н. Вертянкиной; по теории метажанра: Н.Л. Лейдермана, Р.С. Спивак, Е.Л. Бурлиной, Е.Л. Кирилловой, Ю.С. Подлубновой, С.А. Матяш, О.С. Кудрявцевой; по сатире: М.М. Бахтина, М.Л. Гаспарова, И.Л. Поповой, Ю.В. Стенника, Ю.Б. Борева, Ю.К. Щеглова; по лирике: Л.Я. Гинзбург, С.Н. Бройтмана, В.Д. Сквозникова, М.Л. Гаспарова, В.И. Тюпы, О.В. Зырянова; по иронии: Г.В.Ф. Гегеля, Н.Я. Берковского, П.И. Шпагина; по теории комического: В.Я. Проппа, Б. Дземидока, С.А. Голубкова; по циклизации: Л.К. Долгополова, В.А. Сапогова, Л.Е. Ляпиной, И.В. Фоменко, М.Н. Дарвина, Е.А. Семеновой; по субъектному строю: Б.О. Кормана, Ю.И. Левина, В.П. Скобелева, Т.Т. Савченко; по стихосложению: М.Л. Гаспарова, В.Е. Холшевникова, М.М. Павловой, С.А. Матяш.

Методы, применяемые в настоящем исследовании: 1) структурно-описательный, 2) структурно-типологический; 3) историко-типологический; 4) статистический.

Научная новизна определяется следующим:

- книги стихов «Сатиры» и «Сатиры и лирика» впервые интерпретируются как метажанр;

- устанавливаются константные черты метажанра «сатиры и лирика» (полижанровость, авторская рефлексия), ставящие его в ряд других метажанров русской и мировой литературы, и индивидуальные черты метажанра (густая населенность художественного мира, вставные конструкции и др.);

- анализируется жанровый состав стихотворных книг «Сатиры» и «Сатиры и лирика»;

- рассматривается структура традиционных жанров (песня, послание, эпиграмма) и нетрадиционных жанров (альбомная поэзия, акварель);

- выявляются механизмы объединения сатиры и лирики.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что результаты, полученные в ходе исследования, могут быть учтены литературоведами при дальнейшем изучении теории и истории метажанра, традиционных и нетрадиционных жанров.

Практическая значимость работы определяется возможностью использовать материалы диссертации в преподавании общих и специальных курсов по теории и истории литературы.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Рассмотрение стихотворных книг Саши Черного в контексте проблемы метажанра позволяет интерпретировать их сверхжанровое единство как метажанр.

  2. «Сатиры и лирика» Саши Черного как тип метажанра имеют два константных признака: авторская рефлексия и полижанровость (43 жанра, маркированных самим автором в заголовочном комплексе).

  3. Саша Черный создает новый тип метажанра, обладающий рядом индивидуальных признаков (густая населенность художественного мира, вставные конструкции, игра с маской, ирония и самоирония, антиэстетизм, тяготение к образованию малых сверхжанровых единств в составе метажанра, ирония и сарказм как комические средства сатиры).

  4. В дореволюционной лирике обнаружены 2015 персонажей: вымышленные персонажи (конкретные и обобщенные), исторические лица, литературные герои и др. С помощью персонажей Саша Черный характеризует различные области жизни (политическую, идеологическую, культурную, бытовую и т.д.), представляет все слои населения (крестьяне, духовенство, дворяне, аристократия), создавая своеобразную энциклопедию дореволюционной России. Мир персонажей Саши Черного чрезвычайно подвижен, являет собой «роевую» картину.

  5. Анализ структуры традиционных жанров (песни, послания, эпиграммы) показал, что Саша Черный учитывает «память жанра». В то же время, используя традиционные жанровые модели, поэт создает свой вариант известного жанра, при этом фактически переосмысливая его. Трансформация проходит на разных уровнях структуры: композиции (в эпиграммах), стихотворной формы (в посланиях и эпиграммах), языковом уровне (во всех рассмотренных жанрах).

  6. Большое количество (13) нетрадиционных жанров (альбом, акварель, пастель, офорты, полька и др.) является свидетельством поисков Сашей Черным новых форм, призванных активизировать у читателя ассоциации с разными видами искусства. Нетрадиционные жанры, свободные от «памяти жанра», в большей степени сохраняют инвариант Саши Черного и максимально отражают черты метажанра (ирония и самоирония, антиэстетизм, густая населенность художественного мира и т.д.).

  7. Анализ традиционных и нетрадиционных жанров показывает, что тенденции эпохи выразились у Саши Черного в процессах жанровой диффузии и в тяготении к циклизации.

  8. Исследование рефлексии сатиры и лирики Саши Черного, а также поэтических мирообразов традиционных и нетрадиционных жанров позволяет увидеть поэта в большом контексте русской и мировой литературы.

Апробация работы. Исследование проводилось в течение 9 лет (2004- 2013 гг.). Его результаты были представлены на Международной научно-практической конференции «Филологические чтения» (Оренбург, 2007; 2012), на V Международной научно-практической конференции «Проблемы поэтики и стиховедения» (Алматы, 2009), на XIII Всероссийской научно-практической конференции «Художественный текст: варианты интерпретации» (Бийск, 2008), на Всероссийской научно-практической конференции «Многопрофильный университет как региональный центр образования и науки» (Оренбург, 2009), на межрегиональной научно-практической конференции «Русский язык: исторические судьбы и современность» (Оренбург, 2006), региональной научно-практической конференции «Кирилло-мефодиевские традиции славянской письменности и культуры» (Оренбург, 2007), на ежегодных конференциях молодых ученых и специалистов Оренбургской области (2009, 2010). Отдельные положения диссертации отражены в 15 работах общим объемом 2,5 п.л. Материалы диссертации обсуждались на аспирантских семинарах по теории и истории литературы в Оренбургском государственном университете и были применены в ходе преподавания «Истории отечественной литературы» в ОГУ.

Поставленные цель и задачи, характер материала и полученные результаты определили структуру работы. Диссертация состоит из Введения, двух разделов, Заключения, списка использованных источников и литературы (всего 241 наименование) и Приложения, включающего полную классификацию персонажей в дореволюционной лирике Саши Черного, перечень традиционных и нетрадиционных жанров, вынесенных в заголовочный комплекс стихотворных книг, циклов, микроциклов, отдельных стихотворений поэта.