Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Система мотивов в поэтическом мире А.А. Фета Вершинина Надежда Владимировна

Система мотивов в поэтическом мире А.А. Фета
<
Система мотивов в поэтическом мире А.А. Фета Система мотивов в поэтическом мире А.А. Фета Система мотивов в поэтическом мире А.А. Фета Система мотивов в поэтическом мире А.А. Фета Система мотивов в поэтическом мире А.А. Фета
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Вершинина Надежда Владимировна. Система мотивов в поэтическом мире А.А. Фета : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Вершинина Надежда Владимировна; [Место защиты: Бурят. гос. ун-т].- Улан-Удэ, 2008.- 168 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-10/355

Введение к работе

Настоящая диссертационная работа посвящена исследованию поэтического наследия Афанасия Афанасьевича Фета с точки зрения выявления и осмысления сложившейся в нем системы мотивов и создания более полного представления о лирическом творчестве поэта.

Проведенный в диссертации анализ работ, посвященных жизни и творчеству А.А. Фета, позволил убедиться, что в них исследовались, как правило, отдельные мотивы лирики А.А. Фета: в современном литературоведении изучены мотивы золота, серебра и драгоценных камней, философские мотивы, мотивы мгновения и вечности, мотив красоты, мотив смерти, мотивы природы. Однако до сих пор отсутствуют работы, исследующие мотивы А.А. Фета в их взаимодействии и преемственности, точнее – систему мотивов поэта. В работах Б.В. Никольского, Д. Дарского, Н.Н. Страхова, Д.Д. Благого, Б.Я. Бухштаба, Л.А. Озерова, статьях И.А. Сухих и других исследователей рассматриваются различные аспекты творчества и поэтики А.А. Фета, но совокупность мотивов его поэзии в этих работах затрагивается лишь частично, проблема мотивного состава не является центральной. Поэтому подход к поэтическому миру писателя и в частности к поэзии А.А. Фета с точки зрения ее мотивной системы представляется актуальным.

Диссертационное исследование вытекает из стремления определить, каким образом функционирует система мотивов А.А. Фета и какие ее элементы выступают на первый план. Актуальность исследования обусловлена назревшей необходимостью составить полную картину мотивной системы А.А. Фета и обосновать ее обусловленность и связь с философскими воззрениями поэта, так как восприятие творчества А.А. Фета только в контексте традиций «чистого искусства» во многом упрощает сложность его творческих установок. Таким образом, актуальность исследования продиктована отсутствием работ, систематизирующих основные мотивы и образы поэтического мира А.А. Фета и недостаточной изученностью вопроса о философском характере его творчества и связи мотивной системы с философскими воззрениями поэта.

Объектом исследования является поэтическое творчество А.А. Фета. Выбор произведений обоснован тем, насколько яркое и полное выражение нашел в стихотворении исследуемый мотив и как тесно он связан с другими мотивами системы, иначе говоря, в какой степени необходимым он является внутри системы мотивов, какое место в ней занимает и какие функции выполняет.

Предметом исследования является система мотивов А.А. Фета, ее единицы – мотивы и образы, их взаимосвязи и взаимодействие в поэтическом мире А.А. Фета, рассматриваемые в связи с философским характером творчества поэта.

Целью диссертационной работы является исследование системы лирических мотивов А.А. Фета, описание ее состава и основных особенностей в художественном мире поэта. Для достижения поставленной цели в исследовании решаются следующие задачи:

описать современное состояние теории мотива и определить подход, в рамках которого будет рассматриваться система мотивов в поэтическом мире А.А. Фета;

определить основные мотивы лирики А.А. Фета и их системный характер;

обозначить основные особенности мотива в лирике А.А. Фета и принципы, на которых строится его система лирических мотивов;

проанализировать поэзию А.А. Фета с точки зрения функционирования в ней системы мотивов, ядром которой является мотив Красоты;

определить обусловленность системы лирических мотивов А.А. Фета его философским мировоззрением.

Научная новизна работы определяется тем, что, во-первых, дается описание системы лирических мотивов, не получившей еще достаточного освещения в литературоведении; во-вторых, впервые эстетическая и философская позиция А.А. Фета рассматривается сквозь призму его системы мотивов. Кроме того, впервые делается попытка целостного, системного анализа мотивики А.А. Фета.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Своеобразие лирического рода литературы обусловливает такие особенности мотива, как отсутствие ярко выраженной предикативности, его неявленность в лирическом произведении, тесная связь со смежными мотивами и образами, большая, чем в прозе, смысловая насыщенность мотива, его контекстуальная обусловленность.

  2. Система мотивов предполагает наличие инвариантного мотива и ряда вариантов («мотивного ряда»), тесно взаимодействующих друг с другом и взаимозависимых, раскрывающихся посредством образов лирического произведения в контексте всего творчества или цикла произведений.

  3. Рассмотрение мотивов в системе позволяет определить в каждом из них дополнительные смыслы, актуализированные в контексте, и через совокупность таких смыслов выявить в произведении глубокую поэтическую мысль.

  4. Философское содержание лирики А.А. Фета, проявившееся в полной мере в стихотворениях последних лет, подтверждается разветвленной системой мотивов его поэзии. В поэзии А.А. Фета интенсивно осмысливались философские проблемы сущности человека и вселенной, место человека в мировом пространстве, космосе. Отношения «я» и «мир», на первый взгляд, глубоко дисгармоничны, трагичны. Однако лирическое «я», находясь в неразрывном соотношении с образами природы, окружающего мира, Космоса, своей памяти и внутреннего мира, устремлено к Красоте и Гармонии – и находит их в мельчайших деталях мироздания, разрушая тем самым дисгармоничность.

  5. Мотивы лирического творчества А.А. Фета взаимосвязаны и взаимозависимы, содержатся, как правило, в подтексте и могут быть выявлены благодаря контекстным связям с другими мотивами и образами. Это обусловливает необходимость изучения лирических мотивов А.А. Фета с учетом системных связей, иначе говоря – в системе.

  6. В системе мотивов А.А. Фета выделяются две подсистемы, мотивы которых являются всеобъемлющими и наиболее разработанными поэтом. Они способствуют проникновению во внутренний мир системы мотивов А.А. Фета и выявлению глубоких философских мыслей поэта.

Методологическую основу работы составляют труды по теории мотива (А.Н. Веселовского, В.Я. Проппа, О.М. Фрейденберг, Б.В. Томашевского, Е.М. Мелетинского, А.К. Жолковского и Ю.К. Щеглова, И.В. Силантьева и др.), по теории лирического рода литературы (Л.Я. Гинзбург, В.Е. Хализева и др.), по творчеству А.А. Фета (Б.В. Никольского, Д.Дарского, Б.Я. Бухштаба, Д.Д. Благого, В.А. Шеншиной и др.).

Исследование велось с опорой на «дихотомическую теорию» мотива, согласно которой структура мотива дуалистична и раскрывается в двух началах: первое представляет собой совокупность вариантов мотива (то есть его конкретных воплощений в текстах), второе – инвариантное значение мотива, взятое в отвлечении от конкретных фабульных выражений. Набор вариантов, во главе с инвариантом, мы назвали «мотивным рядом», используя термин, предложенный Е.В. Волковой.

Методы исследования: системный, историко-типологический.

Теоретическая и практическая значимость заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы для дальнейшей разработки системы лирических мотивов, изучения поэтического наследия А.А. Фета, а также при подготовке курсов лекций, спецсеминаров по истории русской литературы.

Апробация положений работы имела место на следующих научных конференциях: VII Всероссийская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (Томск, 2003); VIII Всероссийская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых (с международным участием) «Наука и образование» (Томск, 2004); Художественный текст: варианты интерпретации: X Межвузовская научно-практическая конференция (Бийск, 2005); Научный и инновационный потенциал Байкальского региона глазами молодежи: V Научно-практическая конференция (Улан-Удэ, 2005); Филологическое образование: проблемы и перспективы: всероссийская научно-практическая конференция (Улан-Удэ, 2007); Художественный текст: варианты интерпретации: XII Межвузовская научно-практическая конференция (Бийск, 2007). Результаты исследования изложены в 7 научных статьях, тезисах докладов на конференциях.

Структура работы определяется целями и задачами диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 190 наименований, приложения. Основная часть работы изложена на 147 страницах машинописного текста.

Похожие диссертации на Система мотивов в поэтическом мире А.А. Фета