Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Сюжетно-композиционная структура и образная система в произведениях Ф. М. Достоевского 1840-х - начала 1860-х гг. Гассиева Вера Захаровна

Сюжетно-композиционная структура и образная система в произведениях Ф. М. Достоевского 1840-х - начала 1860-х гг.
<
Сюжетно-композиционная структура и образная система в произведениях Ф. М. Достоевского 1840-х - начала 1860-х гг. Сюжетно-композиционная структура и образная система в произведениях Ф. М. Достоевского 1840-х - начала 1860-х гг. Сюжетно-композиционная структура и образная система в произведениях Ф. М. Достоевского 1840-х - начала 1860-х гг. Сюжетно-композиционная структура и образная система в произведениях Ф. М. Достоевского 1840-х - начала 1860-х гг. Сюжетно-композиционная структура и образная система в произведениях Ф. М. Достоевского 1840-х - начала 1860-х гг.
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Гассиева Вера Захаровна. Сюжетно-композиционная структура и образная система в произведениях Ф. М. Достоевского 1840-х - начала 1860-х гг. : диссертация ... доктора филологических наук : 10.01.01.- Владикавказ, 2002.- 412 с.: ил. РГБ ОД, 71 03-10/171-2

Содержание к диссертации

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1. СЮЖЕТ И КОМПОЗИЦИЯ 14

І.І.Теория и история вопроса; цель, задачи и методы исследования .. 14

1.2. Сюжетно-комиозиционная структура ранних произведений
Достоевского 22

  1. Сюжетостроение произведений первой группы 26

  2. Сюжетостроение произведений второй группы 37

  3. Сюжетостроение произведений третьей группы 47

  4. Сюжетостроение произведений четвертой группы 61

1.3. Сюжетно-комиозиционная структура первых послекаторжных
произведений Достоевского 92

  1. Проблемно-тематическая и идейная основа творчества Достоевского конца 1850 - начала 1860-х годов 96

  2. Общее и отличительное в сюжетостроении докаторжных и первых послекаторэ!сных произведений Достоевского 101

  3. Сюжетостроение «провинциальных» повестей 106

  4. Сюжетосложение «петербургского» романа 115

  5. Сюжетостроение романа о «Мертвом доме» 121

ГЛАВА 2. ОБРАЗНАЯ СИСТЕМА 137

2.1. Система и структура образов раннего Достоевского 139

2.1.1. Типология образов 139

2.1.2. Структура образов 174

2.2. Система и структура образов Достоевского первых
послекаторжных лет 199

  1. Типология образов 199

  2. Структура образов 214

ГЛАВА 3. АВТОР 248

3.1. Теория, история, методология вопроса. Цель, задачи, структура
главы 248

3.2. Субъектные формы выражения автора в ранних произведениях
Достоевского 252

  1. Автор-повествователь в "Хозяйке и "Двойнике" 252

  2. Автор и герои-рассказчики в "Бедных людях" и "Белых ночах"261 3.2.3 Автор и герой-повествователь в "Неточке Незвановой" 282

3.3. Субъектные формы выражения автора в первых послекаторжных
произведениях Достоевского 294

3.3.1. Общее и отличительное в героях-повествователях
докаторжных и первых послекаторжных произведений 294

  1. Авторский голос в «провинциальных» повестях Достоевского 297

  2. Автор и герой-повествователь в "петербургском"романе 306

3.3.4. Субъектные формы выражения автора в романе о "Мертвом
доме" 309

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 322

ПРИЕМЕЧАНИЯ 330

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 373

Введение к работе

Достоевский относится к тем писателям, которые принадлежат «б шому времени», творческое наследие которых постигается постепенно все і же и шире. Эту особенность его дара угадал еще Белинский. Он писал: «< его (Достоевского - В.Г.) талант принадлежит к разряду тех, которые посі ются и признаются не вдруг. Много в продолжение его поприща явится та тов, которых будут противопоставлять ему, но кончится тем, что о них заЄ именно в то время, когда он достигнет апогеи своей славы».1

Сбылось пророчество критика. Вот уже более столетия Достоевски нимает первое место среди самых читаемых и исследуемых.

Созданная о Достоевском научно-критическая литература в десятю превосходит его художественно-публицистическое наследие. Но «самый і логический классик» (П.Палиевский)2 привлекает внимание исследовага первую очередь социально-философским, нравственно-этическим и общее: но-политическим содержанием своих произведений. По этой причине поз часто оказывалась на втором плане. Этот факт первым отметил М.Бахтин. тература о Достоевском, - писал он, - была по преимуществу посвящена і логической проблематике его творчества. Преходящая острота этой пробі тики заслоняла более глубинные и устойчивые структурные моменты его: жественного видения. Часто почти все забывали, что Достоевский прежде го художник (правда, особого типа), а не философ и не публицист».3

Это положение вслед за М.Бахтиным неоднократно подчеркивалось гими исследователями художественной системы и творческого метода пи ля. В частности, С.Соловьев в конце 1970-х годов пишет то же самое: «Сог сотни книг посвящены тому, о чем писал Достоевский, <...> и значите меньше сказано, как он писал <...>. Огромная фигура философа, мысли психолога долгое время заслоняла, а порой и сейчас заслоняет Достоевс художника».4

В середине 1980-х годов Г.Фридлендер отмечает продолжающееся превалирование идеологической направленности в достовсковедении. Он пишет: «<...> его (Достоевского - В.Г.) наследие является в наши дни (как это было и в прошлом) предметом ожесточенной идеологической и политической борьбы».5

В те же 1980-е годы В.Захаров подчеркивает: «Поэтика Достоевского до сих пор изучалась в плане постановки проблем. Проблемы поэтики автора, повествования, пространства и времени, сюжета и композиции рассматривались с точки зрения общих законов его поэтики, причем безразлично -на материале всего ли творчества писателя или его отдельных произведений».6

И ситуация эта на сегодня остается той же. По нашим наблюдениям, на первом месте все так же Достоевский-мыслитель.

Однако сказанное не означает недостатка в историографической литературе вопроса. Во-первых, учитывая то, что любой художественный анализ сводится к постижению идейного смысла произведения и что в ярко выраженном идеологизме заключается одна из особенностей поэтики Достоевского, можно считать, что Достоевский-художник изучен не менее, чем Достоевский-мыслитель. Фактически нет ни одной работы о нем, в которой бы прямо или косвенно не ставились и не решались те или иные проблемы его поэтики, не высказывались бы по ним мнения хотя бы мимоходом.

Во-вторых, немало и специальных трудов, посвященных как общим проблемам, так и частным аспектам поэтики писателя. Таковых, по нашим подсчетам, около сотни статей, около десяти сборников статей, очерков отдельных авторов, более двадцати монографий и более тридцати диссертаций. Судя по этой литературе, достаточно изученными можно считать эстетику писателя,7 жанровую природу его романов,8 сюжет и композицию,9 образы, их типологию и структуру,10 автор и формы его выражения,11 язык и стиль,12 взаимосвязи Достоевского и мировой литературы.13

В литературе, относящейся к теме диссертации (сюжет, образы, автор) довольно много ценнейших положений, наблюдений и обобщений, находок. Суммарно основные из них сводятся к следующему:

В сюжете отмечаются: многоплановость и полифоничность, многоступенчатость и динамичность, насыщенность действиями, напряженность и острота, наличие в нем элементов поэтики авантюрного романа, романа «тайн и ужасов», народного эпоса и Библии, функции создания характеров, выражения автора, реализации его идейного замысла.

В образной системе выделены: «многонаселенность», множественность персонажей, вариативная повторяемость; определены основные типы, типологические ряды, принципы типизации и характеросложения.

В литературе по проблеме автора имеется теоретическая база и определение основных форм выражения позиции творца, его непосредственного выражения в произведении.

Однако есть одно «но». Во-первых, весь этот ценнейший материал является результатом изучения главным образом романов писателя последних двух десятилетий его жизни и творчества. Сказанное (хотя и так бросается в глаза любому специалисту по Достоевскому) подтверждается следующими цифровыми показателями: о пяти романах, созданных писателем в 1860-1870-х годах написано всего работ - 592, а о семнадцати произведениях 1840 - начала 1860-х годов - 255.

Во-вторых, в литературе, непосредственно отражающей предмет диссертационного исследования, немало спорного и противоречивого. Почти век идут и не прекращаются дискуссии о жанре романов Достоевского: одни определяют его как «гибридный» (роман-трагедия, роман-комедия), другие как полифонический, третьи - как социально-философский.

Нет в достоевсковедении «согласия» в определении основных типов художественных образов писателя, в принципах определения их сущности и классификации.

Дискуссионной со времен полемики М.Бахтина и В.Виноградова остается сущность понятий «автор» и «образ автора». Не прекращаются споры об авторе и герое, о степени свободы голосов героев, о полифонизме, хотя М.Бахтин именно по этим проблемам дал новое направление не только в достоевско-ведении, но и во всем литературоведении, а также в эстетике и теории литературы. И даже более: сегодня бахтинологию можно считать самостоятельной отраслью в науке, хотя в ней есть свои издержки.

Спорным находим ряд частных выводов и положений по отдельным произведениям, отдельным этапам и периодам творческого пути писателя. К последним относим, например, определение ранних произведений Достоевского как «только пробы пера», как «экспериментальных»,14 а первых послекаторж-ных повестей и романов - как «промежуточных» и в основном слабых.15

Безусловно, величественно пятикнижие Достоевского, хотя и в нем, по нашему мнению, не все равнозначно. Но отдельные произведения 1840 - начала 1860-х годов не уступают романам 1860-1870-х годов. Пусть общественно-политические обстоятельства не позволяли писателю полнокровно осуществлять свои замыслы, но уровень таланта, зрелость и мастерство художника не были ниже. Думается, пора пересмотреть этот стереотипный взгляд на Достоевского «до» и «после». Пора также перейти от частных наблюдений, анализа отдельных произведений ранних и первых послекаторжных лет к системно-целостному, комплексному изучению всех их вместе без исключения. Такая необходимость назрела давно и благодатной почвы для плодотворной работы в этом плане, считаем, в преизбытке. Хотя, как единодушно и верно утверждают литературоведы, Достоевский — «самый трудный в мире классик»,16 он тем и особенно интересен и привлекателен, так как трудность постижения искусства этого писателя состоит в адекватной самой им изображаемой действительности безграничной широте и бездонной глубине его миросозерцания и художественного видения. Все это определяет актуальность работы.

Объект исследования - художественные произведения Достоевского 1840 - начала 1860-х годов, рассматриваемые в соотношении как с последующими романами писателя, так и с русская прозой XIX века. В сферу исследования вовлекаются также его философские и эстетические суждения, высказанные в публицистических и искусствоведческих работах, журнальных статьях, дневниках, записных книжках, письмах и воспоминаниях.

Предмет исследования - сюжетно-композиционная структура, образная система и субъектные формы выражения автора в произведениях Ф.М.Достоевского 1840 - начала 1860-х годов.

Цель работы - раскрыть своеобразие художественного мира Достоевского 1840 - начала 1860-х годов; сюжетно-композиционную структуру, образную систему всего творчества указанного периода и выражение автора в нем.

Задачи исследования: изучить произведения Достоевского 1840 - начала 1860-х годов в отдельности каждое и системно-целостно все на трех уровнях: сюжетостроения, образной системы и субъектных форм выражения автора; выявить индивидуальные и типологические особенности сюжетно-композиционной структуры ранних и первых послекаторжных произведений писателя; путем сюжетно-композиционного анализа указанных произведений Достоевского расширить наше представление об их идейном содержании, авторской позиции; сопоставить сюжетосложение произведений Достоевского 1840 - начала 1860-х годов с сюжетно-композиционной структурой его пятикнижия, а также произведений предшествующих и современных русских классиков и определить общее между двумя периодами творчества писателя и его новаторство как сюжето слагателя; исследовать художественные образы Достоевского 1840-начала 1860-х годов в системно-типологическом и структурно-композиционном плане; выявить принципы и приемы их типизации и характеросложения; составить классификацию основных типов и типологических рядов художественных образов писателя характеризуемых лет, раскрыть авторскую позицию, отраженную в образной системе; уточнить и обосновать на примере исследуемых произведений Достоевского теоретическое понятие о субъектных формах выражения автора; определить основные типы повествователей в произведениях Достоевского 1840 - начала 1860-х годов, их функциональное назначение, способы и приемы выражения автора в них, раскрыть его позицию.

Методологической основой диссертации являются историко-типологи-ческий, сопоставительно-сравнительный подходы, дающие возможность рассматривать сложные историко-литературные феномены в одном ряду и сравнивать их. Использовались также идеи известных теоретиков литературы и до-стоевсковедов: А.Веселовского, Б.Томашевского, Ю.Тынянова, В.Виноградова, Р.Уэллека и О.Уоррена, Р.Барта, В.Кожинова, М.Храпченко, Г.Поспелова, И.Волкова, В.Хализева; А.Скафтымова, Л.Гроссмана, М.Бахтина, В.Кирпоти-на, Н.Чиркова, А.Чичерина, ГФридлендера, В.Ветловской, Н.Савченко, В.Захарова, В.Топорова, В.Одинокова, ГЩенникова, С.Бочарова, Я.Зунделовича, В.Кулешова, А.Буланова, В.Туниманова, Е.Мелетинского, И.Рымаря, Б.Корма-на, В.Белопольского и др. Это позволило содержательно анализировать произведения Достоевского на разных уровнях.

Методологической основой служат и литературно-критические, публицистические статьи самого Достоевского, его записные книжки и письма. Историко-философские, литературно-эстетические и общественно-политические взгляды писателя во многом являются самым подходящим ключом к тайнам искусства Достоевского.

Основными методологическими принципами диссертационного исследования являются: системность и историзм, целостность и жизненность, единство содержания и формы.

В работе над художественным текстом применяются системно-типологический и сравнительно-сопоставительный методы литературоведческого анализа.

Научная новизна исследования заключается в использовании целостного, системно-комплексного подхода при анализе сюжетостроения, образной системы и проблемы автора в творчестве Ф.М.Достоевского.

Это позволяет реинтерпретирование широкого круга произведений, ранее анализируемых с иных точек зрения.

Теоретическая значимость заключается в разработке принципов и использовании методов системно-комплексного рассмотрения поэтики Достоевского 1840 - начала 1860-х годов.

Практическое значение работы состоит в том, что она может быть использована в качестве учебного пособия по спецкурсу или спецсеминару, а также в процессе написания студентами курсовых и дипломных сочинений. Она применима и в школьной практике. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы и шире - в вузовских и школьных курсах по истории русской литературы, а также в специальных дисциплинах, посвященных проблемам русской литературы XIX века.

На защиту выносятся следующие положения:

Достоевский вошел в литературно-общественную жизнь России 1840-х годов не как «пробующий перо», не как «экспериментатор», а как уже сложившийся писатель-эпик, как гениальный художник и мыслитель, как личность высочайшего развития и высоконравственная. Каторга и ссылка закалили волю и характер Достоевского, значительно обогатили его знания жизни, народа, расширили его художнический опыт.

Произведения Достоевского 1840 - начала 1860-х годов, несмотря на «многоразличие и разнообразие» их содержания и формы, представляют собой сложное единство - художественную модель России середины XIX столетия, стержневой, цементирующей основой которой является многогранная и вместе с тем цельная личность автора-творца с волнующей его темой расколотого мира, проблемой преобразования существующего порядка, общественных отношений и идеей поиска путей обновления жизни.

Организующей основой, главным компонентом поэтики Достоевского является идейно-тематическая композиция, которой свойственны строгая иерархическая субординация, целостность и системность. Общей темой произведений писателя первых двух десятилетий является расколотость мира на «власть имущих» и бесправных, «униженных и оскорбленных», главной проблемой -проблема восстановления гармонии на земле и основной идеей - «найти человека в человеке».

Сюжет произведений Достоевского 1840 - начала 1860-х годов характеризуется единством, целостностью и системностью, так называемым «геш-тальтизмом», а также строгой детерменированностью, предопределенностью авторской мировоззренческой позицией, основой которой является мысль о человеке и человечестве.

Типологическими особенностями сюжетно-композиционной структуры произведений писателя характеризуемого периода являются: множественность разветвляющихся, перекрещивающихся и параллельных сюжетных линий; многоступенчатость, «зеркальность» и динамичность развития действия; гармоничное сочетание, вплетение элементов поэтики предшествующей и современной писателю русской и мировой реалистической литературы.

Основными методами сюжетосложения ранних и первых послекаторж-ных произведений Достоевского служат аналитический и синтетический, наиболее соответствующие «полному реализму» писателя - «реализму в высшем смысле слова».

5. Миру художественных образов Достоевского 1840 - начала 1860-х го дов свойственны, как и сюжету, множественность и единство, целостность и системность, детерменированность и предопределенность авторской позици ей, идейно-тематической заданностью. Достоевский, моделируя персонифи- цированный мир, стремится, с одной стороны, к укрупнению главных типических образов, а с другой - к «дроблению», к созданию их разновидностей в массе второстепенных и третьестепенных персонажей, вплоть до мельчайших эпизодических и строит их взаимоотношения так, что они точно отражают реально существующую социально-общественную иерархию.

Одним из основных способов типизации и индивидуализации героев произведений Достоевского характеризуемого периода является представление их, с одной стороны, как личностей исключительных, необыкновенных путем доведения их типологической сущности до наивысшей, конечной степени, а с другой стороны - как одних из множества однородных лиц. Этот принцип положен в основу конструкции образов даже самых незначительных по занимаемому им месту персонажей, оттого все герои писателя представляют тот или иной тип или его разновидность.

Автор у Достоевского не «растворяется» в созданных им персонажах до такой степени, чтобы «исчезнуть». Он и не остается «наравне с изображаемым им лицом» (XXI, 97)* . Автор стоит над своими героями «как бы невидимым, но всемогущим существом» (VII, 146). Во всем виден его «непременно указующий перст, страстно поднятый» (XXIV, 275), как и должно быть в настоящем искусстве. Но в этом он достигает такого мастерства, что резко отделяется от всех известных писателей. Достоевский заметно выделяется среди собратьев по перу тем искусством создания иллюзии отсутствия автора и полной свободы голосов героев, а вместе с тем ясного звучания авторского голоса, его оценки изображаемого - тем искусством, о котором мечтает каждый писатель.

Для выражения автора Достоевский, наряду с вне субъектными формами (сюжетом, образной системой), использует субъектные, такие как: творец-повествователь, герой-повествователь, герой-рассказчик. При этом преоб- * Здесь и далее ссылки на художественные произведения, статьи, записные книжки и письма Достоевского даются по: Достоевский Ф.М. Поли. собр. соч..: В 30 т. - Л.: Наука, 1972-1990. В скобках римской цифрой указывается том, арабской - страницы. ладающей формой является замаскированное присутствие автора, условный автор. Главная суть в любом случае состоит в том, что авторский голос звучит достаточно четко и ясно независимо от формы его подачи; от чьего бы лица ни шло повествование, авторская позиция проявляется достаточно ясно.

Структура и объем работы. Диссертация в объеме 412 стр. состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка, насчитывающего 540 наименований.

Апробация диссертации. Материалы по теме диссертации отражены в 22 публикациях (85,3 п.л.). Основные итоги исследования обсуждались на заседаниях международных, всесоюзных, российских, региональных и внутриву-зовских конференций в Ростове-на-Дону (1985,1986,1992,2000), Нижнем Новгороде^ 986), Омске (1991), Семипалатинске (1996), Цхинвали (1989), Владикавказе (1985, 1989, 1999, 2000, 2001), на заседаниях кафедры русской литературы Северо-Осетинского государственного университета им.К.Л.Хетагурова.

Похожие диссертации на Сюжетно-композиционная структура и образная система в произведениях Ф. М. Достоевского 1840-х - начала 1860-х гг.