Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Современная русская литература в сети: основные художественные тенденции и свойства Сарин Лина

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сарин Лина. Современная русская литература в сети: основные художественные тенденции и свойства: диссертация ... кандидата Филологических наук: 10.01.01 / Сарин Лина;[Место защиты: ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»], 2018

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Современная русская литература в сети как художественное явление 18-84

1.1. Понятие сетературы и ее место в контексте современной русской литературы 18-34

1.2. Блоголитература как новая литературная форма и издательская стратегия 34-46

1.3. Современная русская сетевая поэзия и формы ее бытования 46-62

1.4. Функции сетературы в современном литературном процессе 62-70

1.5. Электронные площадки и сообщества, которые продвигают современную литературу .70-82

Выводы по главе 1 82-84

Глава 2. Писательские стратегии в эпоху интернета 85-142

2.1. Творчество Д. Глуховского как синтез сетевой и печатной форм литературы .85-108

2.2. Вадим Шарапов: блоголитература как путь в литературу 108-121

2.3. Борис Акунин: от печатных книг к сетевой словесности 121-141

Выводы по главе 2 141-142

Заключение 143-151

Список литературы 152-171

Приложения 172-192

Введение к работе

Актуальность исследования. Современная русская литература в сети
представляет собой огромный по количеству текстов и важный для развития
литературного процесса, но фактически не исследованный культурный
феномен, нуждающийся в научной рецепции. Новые сетевые формы
бытования литературы ставят перед исследователями вопрос о

филологической интерпретации качественных изменений художественного сознания, о новых свойствах литературы, приобретаемых ею в современную технологическую эпоху, в условиях изменения особенностей коммуникации и профессионального статуса автора и читателя. Возникает необходимость в разработке филологической методологии, направленной на исследование современных способов создания художественного текста, ориентированных как на традиционные, так и на электронные каналы тиражирования (сетевые «писательские стратегии»). Тем самым, актуальность проводимого исследования обусловлена недостаточной изученностью современных литературных процессов рулинета и феномена сетературы.

Степень изученности проблемы и методологическая база исследования. За рубежом тема сетевой литературы освещается наукой с 1990-х годов. Поначалу особое внимание исследователей было обращено на проблемы кибертекста и гипертекста; концептуальной базой при этом выступают труды теоретиков «гипертекстуальности» - Дж. Ландау5, Дж.

5 Landow G. Hypertext: The Convergence of Contemporary Critical Theory and Technology (Parallax: Re-visions of Culture and Society), 1991; Landow G. Hypertext 2.0: The Convergence of Contemporary Critical Theory and

Болтера6, Э.Дж. Аарсета7, М. Хансена8, Н. Хейлса9. В последнее десятилетие
очень активно работает в данной сфере Д. Чиккорико10. В этих
исследованиях были заложены некоторые фундаментальные

методологические подходы к изучению литературы, публикуемой в Интернете, - в частности, поставлена проблема критериальных признаков сетевой литературы, признание возрастающей роли биографического метода при изучении происходящих в ней процессов, и пр.

В России пионерами исследования рассматриваемой темы в конце 1990-х годов стали пользователи специализированного литературного портала «Сетевая словесность» - как собственно теоретики (Э. Шмидт, В. Схелтйенс), так и авторы – писатели и поэты: Д. Горчев, Е. Горный, Л. Вишня, Р. Лейбов, Д. Манин, А. Андреев, А. Караковский, И. Петров, П. Афанасьев, М. Митренина и многие другие). Мы опираемся, в частности, на определение сетературы, данное бельгийским исследователем Вернером Схелтйенсом и опубликованное им в сетевом научно-популярном издании «Сетевая словесность».

С началом тысячелетия активизируется академическая рефлексия
проблем сетевой литературы. Следует отметить, в частности, новаторские
статьи С. Корнева «Теория сетературы»11 и М. Наседкиной «Сетература, или
Neterature»12, во многом определившую направление дальнейших

исследований заявленной проблемы, а также вышедшие почти одновременно работы Ю. Ракиты13, А.Б. Долгополова14, О.Б. Скородумовой15. Среди исследований последних пяти лет особенно выделяются работы Е.В. Пономаревой16, Т.В. Шомина17, Е.И. Григорьевой и И. Ситдикова18, А.А.

Technology (Parallax: Re-visions of Culture and Society), 1997; Landow G. Hypertext 3.0: Critical Theory and New Media in an Era of Globalization (Parallax: Re-visions of Culture and Society), 2005.

6 Bolter J.D. Writing Space: The Computer, Hypertext, and the History of Writing. - Lawrence Erlbaum Associates,
1991. - 272 p.; Bolter J.D. Writing Space: Computers, Hypertext, and the Remediation of Print. - Lawrence Erlbaum
Associates, 2000. - 244 p.

7 Aarseth E.J. Ergodic Literature. Cybertext: Perspectives on Ergodic Literature. - The Johns Hopkins University
Press, 1997.

8 Hansen M. New Philosophy For New Media. - Cambridge: MIT Press, 2004; Hansen M. Bodies in Code:
Interfaces With Digital Media. - Routledge, 2006.

9 Hayles N. Writing Machines. - Cambridge: MIT Press, 2002; Hayles N. My Mother Was a Computer: Digital
Subjects and Literary Texts. - Chicago: University of Chicago Press, 2005; Hayles N. Katherine. Electronic
Literature: New Horizons for the Literary. - Notre Dame: University of Notre Dame Press, 2008.

10 Ciccoricco D. Reading Network Fiction. – Tuscaloosa, USA: University of Alabama Press, 2007. - 256 pp.;
Ciccoricco D. Between Page and Screen: Remaking Literature through Cinema and Cyberspace. - Fordham
University Press, 2012; Ciccoricco D. Refiguring Minds in Narrative Media. - University of Nebraska Press, 2015.

11 Корнев С. Теория сетературы // Новое Литературное обозрение, 1998. - №4(32). - С. 29-47.

12 Наседкина М. Сетература, или Neterature // Вестник российского университета дружбы народов. Сер.
Литературоведение. Журналистика, 2001. - № 5. - C. 35-38.

13 Ракита Ю. «Кремниевый век» сетевой поэзии // Октябрь, 2003. - № 4. - С. 175-187.

14 Долгополов А.Ю. Формирование литературного процесса в российском Интернете: структура,
особенности организации и функционирования: дис. ...канд. филол. наук. – Тольятти: ТГУ, 2005. – 168 c.

15 Скородумова О.Б. «Сетевая литература» как феномен культуры // Системные исследования культуры /
Науч/ ред. В.С. Жидков/ - СПб: Алетейя, 2006. - С. 255-259.

16 Пономарева Е.В. «Оппозиция» или «позиция»: сетевая литература в современном литературном
пространстве Уральский филологический вестник. Серия: Русская литература XX-XXI веков: направления и
течения, 2012. - Выпуск № 1. - С. 193-207.

Минор19, диссертационное исследование Ф.А. Катаева, посвященное трансформации поэтики отечественной прозы в связи с развитием электронных коммуникаций.20 В МПГУ вопросы современной сетевой литературы освещены в работах Т.М. Колядич, посвященных авторским стратегиям формирования читательского спроса в эпоху Интернета21, и Ю.В. Щербининой22, рассматривающей такие связанные с сетевой средой феномены как буктрейлеры, фанфики и др.

Можно говорить о сформировавшемся уже междисциплинарном научном направлении в изучении различных аспектов сетевой литературы, форм ее бытования и закономерностей развития, творчества отдельных авторов и т.д. Во многих работах рассматриваются также конкретные вопросы, связанные с сетературой: особенности сетевой поэзии23, блоголитературы24, влияние электронных коммуникаций на современные писательские стратегии25 и т.п. Однако комплексного филологического исследования отечественной сетературы, а также примеров анализа творчества ведущих сетевых авторов до сих пор предпринято не было.

Новизна исследования. В диссертации впервые представлено
исследование русской сетературы как одной из подсистем современной
русской литературы, раскрыта роль и функции сетературы в развитии
литературного процесса: в популяризации и тиражировании литературного
творчества, в повышении интереса к чтению, в создании мультимедийных
повествований, в актуализации диалога между писателем и читателями,
определяющего ряд формально-содержательных параметров

художественного текста. Общие характеристики сетературы рассмотрены в контексте ключевых тенденций современного отечественного литературного процесса. В диссертации впервые проанализированы писательские стратегии ведущих русских прозаиков, размещающих свои тексты в сети Интернет (Д. Глуховский, Б. Акунин и др.), доказано влияние сети на создание и

17 Шомин Т.В. Категории, связанные с литературой, размещенной в сети Интернет // Вестник УлГТУ, 2012. -
№ 2. – С. 12-14.

19 Минор А.А. Современная сетевая поэзия в контексте развития информационных технологий Вестник
научных конференций, 2016. – № 4-3 (8). - С. 93-95.

20 Катаев Ф.А. Русская проза в эпоху Интернета: трансформации в поэтике: Дисс. … канд. филол. наук. –
Пермь, 2012. – 173 с.

21 Колядич Т.М. От Аксенова до Глуховского. Русский эксперимент. Экстремальный путеводитель по
современной русской литературе. - М.: Олимп, 2010. - 352 с.; Колядич Т.М., Капица Ф.С. Медиастратегии
современной российской прозы: механизмы формирования читательского спроса.- М., 2017.

22 Щербинина Ю. // 2012. - № 3. - С. 49-57.

23 См., напр.: Иванова М.В., Родин М.В. К вопросу о современной поэзии в контексте развития
информационных технологий [Электронный источник] // URL:

24 См., напр.: Лазуткина Е.В. Особенности коммуникационной модели блогов: научная статья // Вестник
Ставропольского государственного университета, 2010. - № 66. - C. 201-202.

25 См., напр.: Зимина Л.В. Художественная литература. Концептуальные основания издательских стратегий
современности: дисс. …д-ра филол. наук. – М., 2004. – 381 с.

распространение художественных произведений, сопоставлены принципы написания сетевых художественных текстов для разных сетевых площадок.

Особое внимание обращено на реализацию авторами писательских стратегий в условиях Интернет-коммуникации. Под писательскими стратегиями понимается комплекс творческих мер, направленных на продвижение и популяризацию собственного творчества с использованием возможностей, предоставляемых сетью Интернет и находящихся в зависимости от сетературных характеристик художественного текста.

Цель диссертационной работы состоит в том, чтобы выявить признаки и художественные свойства сетературы как подсистемы современной русской литературы, проследить основные тенденции литературного прцесса в рулинете на примере ряда авторских персоналий.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- рассмотреть сущность и содержание понятия «сетература»,
охарактеризовать ее место в контексте современной русской литературы, ее
роль в современном литературном процессе;

- обосновать своеобразие блоголитературы как новой литературной
формы и издательской стратегии;

- осуществить анализ наиболее показательных тенденций в
современной русской сетевой поэзии;

- выявить роль электронных библиотек, сайтов и сообществ в
продвижении современной литературы;

- на примере творчества Д. Глуховского, В. Шарапова, Б. Акунина дать
определение и проанализировать влияние писательских стратегий на
создание и распространение художественных текстов в сети;

- дать характеристику творчеству Дмитрия Глуховского в контексте
синтеза сетевой и печатной литературы;

- охарактеризовать «блоголитературное» творчество Вадима Шарапова
в соотношении с традиционной литературой (тематика, жанры, персонажи);

- проследить эволюцию писательских стратегий Бориса Акунина: от
печатных книг к сетевой словесности.

Объектом исследования становится современная русская литература в сети и основные тенденции в становлении и развитии сетевых форм литературного текста, его свойств, признаков и функций, рассмотренные на примере творчества ряда ведущих сетевых авторов (Д. Глуховский, В. Шарапов, Б. Акунин и др.

Предметом исследования являются писательские стратегии

литераторов, наиболее активно использующих возможности Интернета для продвижения своего творчества (Дм. Глуховский, В. Шарапов, Б. Акунин). С этой целью в работе осмысляются художественные свойства их произведений, опубликованных в сети, показательных для сетературы и репрезентативных с точки зрения их востребованности в сети. С нашей точки зрения, именно творчество упомянутых авторов, рассмотренное в

совокупности, позволяет сформировать системное представление о
закономерностях современного литературного процесса в сети

(интерактивность, визуализация, фрагментарное членение текста для публикации, близость к массовой культуре и др.).

Именно сетевая активность указанных писателей стала основным фактором, определившим наш выбор писательских персоналий; второй такой фактор – принадлежность выбранных писателей одновременно к сетературе и к «большой» литературе, каковой на сегодня все еще остается бумажная литература, издаваемая традиционным способом. Немаловажно, что выбранные авторы представляют собой не «элитарный» сегмент литературы, а современную качественную литературу для широких читательских кругов – произведения указанных авторов иллюстративны для избранной научной проблемы, поскольку отражают основные литературные тенденции в создании сетевых художественных текстов, соединяют в себе черты и сетевой литературы, и литературы массовой.

Подчеркнем, что для сетературы в силу особенностей аудитории и каналов распространения принципиально важно характерное для всего современного литературного процесса в целом обращение к кодам, сюжетам и приемам массовой культуры. М.А. Черняк резонно говорит о массовой культуре – и, в частности, о массовой литературе – как об «обязательной срединной составляющей любого культурно-исторического феномена, именно в ней находятся резервные средства для новаторских решений будущих эпох»26. И.И. Саморуков делает важное уточнение: «Массовая литература, репрезентирующая образы и ценности массовой культуры, тем не менее осознает себя как наследница книжной традиции. В этом ее специфика по сравнению с другими видами массового искусства…»27 Это положение массовой литературы «на стыке» массовой и «общей» культуры легко проиллюстрировать и на примере наших авторов; сочетание массово-популярных жанров (фантастика, детектив, фэнтези, историческая беллетристика) и высокого качества лежит в основе их популярности и востребованности. Популярность же, в свою очередь, делает возможным в определенной степени экстраполировать тенденции, отмечаемые нами в творчестве и писательских стратегиях данных авторов, на всю сферу сетературы как таковой. Таким образом, материалом для работы послужили литературные тексты русскоязычных авторов, размещенные в сети Интернет преимущественное внимание сосредоточено на прозаических текстах Дм. Глуховского, Б. Акунина и В. Шарапова, рассматриваемых в контексте корпуса текстов отечественной сетературы.

Основная гипотеза работы: сеть Интернет становится одной из новых форм распространения и популяризации современной русской литературы, образуя виртуальную литературную подсистему – сетературу – в рамках

26 Черняк М.А. Феномен массовой литературы XX века: проблемы генезиса и поэтики: Дисс. д-ра филол.
наук. - СПб, 2005. – 488 с.

27 Саморуков И.И. Массовая литература: Автореф. дисс. канд. филол. наук. - Самара, 2006. – 28 с.

единого литературного процесса, объединяющего на сегодняшний день
традиционные «бумажные» и «электронные» художественные тексты.
Сетература отражает закономерности, присущие современному

художественному сознанию, но понуждает писателей к созданию комплекса сетевых стратегий написания и тиражирования произведений, который учитывает технологические, формальные и эстетические особенности восприятия текста в сети, а также ожидания и предпочтения массовой сетевой читательской аудитории. Пример творчества Д. Глуховского, В. Шарапова и Б. Акунина иллюстрирует те изменения в оформлении, аудио- и видеосопровождении, в жанрово-стилистическом и композиционном строе художественного текста, которые отражают влияние сетевых площадок и сетевого читателя на эволюцию современной литературы.

Методология исследования отвечает требованию

междисциплинарности и базируется на традициях изучения русской литературы ХХ века, сформированных научной школой кафедры русской литературы (бывшей кафедры русской литературы и журналистики XX-XXI вв.) филологического факультета МПГУ: рассмотрение современного литературного процесса в широком социокультурном и философском контексте, в аспекте диалектического взаимодействия традиций русского литературы XХ века и формально-содержательных поисков, присущих современной литературе.

Методологическую базу исследования составляют труды

М.П. Абашевой, Т.М. Колядич, А.В. Костиной, В.А. Мескина,

О.Ю. Осьмухиной, Т.А. Пономаревой, Я.В. Солдаткиной, М.А. Черняк,
посвященные анализу современного литературного процесса и различным
аспектам современной русской литературы. Методы исследования. В ходе
исследования использовались общенаучные эмпирические методы (анализ
источников и научной литературы по рассматриваемым проблемам,
составление справочно-библиографического аппарата и т.п.). В качестве
методологических подходов активно использовались: историко-культурный,
историко-генетический и сравнительно-сопоставительный подходы;

системный подход, обеспечивающий многоаспектный анализ сетературы как подсистемы современной литературы.

Теоретическая значимость работы заключается в проведенном анализе содержания понятия «сетература», генезиса и современного положения сетературы в современном литературном процессе, ее основных свойств, функций, особенностей бытования, разработкой понятия о сетевых писательских стратегиях как формально-содержательного компонента сетературы.

Практическая значимость. Результаты, полученные в ходе

исследования, могут быть использованы в преподавании русской литературы XX-XXI веков – как в курсах общего характера, так и в качестве курсов по выбору, посвященных проблемам функционирования отечественной литературы в сети Интернет, взаимодействию литературы и массовой

культуры, интегративных курсов по изучению динамических процессов в современной культуре. Отдельно отметим значимость наблюдений и выводов работы для курсов магистерского направления «Медиасловесность».

Положения, выносимые на защиту:

  1. В сети Интернет сформировалась особая подсистема современной русской литературы – сетература, которая функционирует в рамках как специализированных порталов, так и социальных сетей (блоголитература) и персональных писательских сайтов. Сетература одновременно является новой технологической формой бытования и тиражирования художественного текста и обладает рядом содержательных характеристик, связанных с особенностями электронных коммуникаций: гипертекст, фрагментарность, интерактивность, аудио- и видеоэффекты и т.д.

  2. Для создания сетературного произведения ключевое значение имеют электронные каналы распространения и наличие выстроенных писательских стратегий обнародования художественного текста, влияющих на его формально-содержательные свойства.

  3. Д. Глуховский является одним из создателей успешных сетевых писательских стратегий, адаптирующих традиционный художественный текст к интернет-публикации, и приобретших писательский статус в рамках сетературы. В процессе трансформации литературного текста Д. Глуховским были учтены тематические, жанровые и композиционные предпочтения сетевой аудитории, изменена судьба главного героя, сделан упор на визуализацию повествования. Для поддержания интереса аудитории Глуховским был одобрен и официально поддержан интерактивный фанфикшн-проект «Вселенная Метро 2033», дополняющий авторский текст непрофиссиональными читательскими продолжениями.

  4. Писательская стратегия В. Шарапова ориентирована на коммуникационные каналы блоголитературы. Личный блог используется в рамках этой стратегии как наиболее адекватный инструмент публикации малоформатных текстов и циклов произведений; фрагментарность и тематическая связанность текстов образуют в рамках писательского блога единый общий текст, объединенный фигурой автора и рядом постоянных персонажей.

  5. Писательские стратегии, в настоящее время разрабатываемые и осуществляемые Борисом Акуниным, направлены на обогащение художественного текста технологическими возможностями Интернета. Начав с создания собственного сайта еще в 2000 г., Борис Акунин активно экспериментирует в данной сфере. Основными механизмами писательских стратегий Акунина выступают сегодня «электронизация» традиционной бумажной литературы – и, в качестве обратного процесса, бумажное издание собственных сетевых публикаций. Апробация материала исследования осуществлялась в рамках работы

аспирантского семинара кафедры русской литературы и на следующих

научно-практических конференциях: I и III всероссийских конференциях молодых ученых-исследователей «Медийные процессы в современном гуманитарном пространстве: подходы к изучению, эволюция, перспективы» (МПГУ, 2015, МПГУ, 2017); на XXI международной конференции «Шешуковские чтения»: «Современная русская литература – дискуссии, поиски, открытия» (МПГУ, 2016).

Объем и структура диссертационного исследования. Работа состоит из Введения, Основной части, включающей 2 главы, первая из которых содержит 4 параграфа, вторая – 3, и Заключения, снабжена Примечаниями . Объём работы составляет 191 страниц. Библиография состоит из 191наименований.

Блоголитература как новая литературная форма и издательская стратегия

В России сегодня совершенно естественно появление предназначенных для сети произведений в печати. В книжных магазинах можно встретить изданные на бумаге интернет-дневники вполне обычных людей. Происходит рождение произведений нового формата и стиля – блоголитературы: «Можно смело утверждать, что мы являемся свидетелями рождения произведений нового формата и стиля – так называемой блоголитературы»53.

В настоящее время процесс смешения блогерства и традиционных форм литературы активно обсуждается и средствами массовой информации, и научной общественностью. Пока научно-теоретическое осмысление проблемы блоголитературы отстает от научной рефлексии сетературы в целом – как по количеству академических публикаций, так и по глубине анализа. Похожая ситуация и за рубежом, где, однако, все-таки появляются посвященные данной теме серьезные работы. В их числе особо выделяется труд известного американского политолога Джоди Дин «Теория блога»54, написанный на глубоком концептуально-теоретическом уровне и исследующий связанные с проблемой социальные, политические и экономические реалии. Дж. Дин, анализирующая блогосферу с позиций критически-психоаналитической школы Жака Лакана и Славоя Жижека, видит в ней не столько «передовые формы массовой журналистики», сколько объекты, временно принявшие на себя роль посредников между отдельной «эксгибирующей» личностью и миром.

Дин называет этот мир «blogipelago»: этот термин, который она предпочитает более распространенной «блогосфере», ассоциируется с «архипелагом», в котором блоги выступают в роли отдельных «островов» Интернета.

По мнению Дин, высказанному уже в 2010 г., роль блогов в сфере трансляции, восприятия и обсуждения онлайн-информации оказалась сильно потесненной с появлением и развитием социальных сетей и видеохостингов. С этим выводом можно согласиться, и все же (во всяком случае, в современной России) блогосфера и/или блоголитература и сейчас играет весьма существенную роль в рамках Интернет-пространства. В том числе и как источник появления новых сетевых авторов, часть которых со временем становится заметными участниками современного литературного процесса в России.

«По мнению Е.В. Пономаревой, невнимание к блоголитературе со стороны “высокой науки” нельзя рассматривать как свидетельство либо отсутствия, либо низкого качества таковой литературы. Напротив, анализ ряда сайтов позволяет судить о высокой культуре блоггеров и блогов. Высочайшая читательская активность (за день у наиболее популярных авторов насчитывается от 10 000 до 25 000 читателей) – одна из примет существования литературы в блогосфере…»55

Писатели с мировым именем заводят блоги с целью поэкспериментировать, а блогеры приходят в традиционную литературу, обретая имя. Быстротекущая современная действительность не может не менять и современное искусство, являющееся отражением той самой действительности. Стремительное движение времени предполагает постоянную смену картинок, которые заметны только при отдельном их рассмотрении. Евгений Ермолин, профессор, журналист, литературный критик, указывает на кризис большой литературной формы, уход от романной культуры, вымысла, лирического «Я», ослабление чувства реальности в целом. Самым адекватным жанром современной литературы становится пост в блоге, комментарий в социальных сетях. Критик называет имена современных писателей, активно работающих в этом жанре: Александр Иличевский (посты в facebook), Диляра Тасбулатова, Денис Драгунский, Валерий Зеленогорский, Сергей Чупринин («Вот жизнь моя» («Фейсбучный роман, или Подблюдные истории») - книга, изданная на основе постов), тем самым характеризуя творчество блогеров в социальной сети как прогрессивную творческую форму: «… я бы призвал к другому: придумайте и творчески реализуйте себя в качестве блогера в социальной сети. Это интересный опыт творчества и интерактива»56.

Еще в 2000 г. активный деятель и теоретик сетературы Дмитрий Горчев иронически писал: «… при всем огромном апломбе, она [Сетература. – Л.С.] все время остро чувствует собственную игрушечность. Выставить свое творение на сайте, посещаемом парой тысяч человек в день - это замечательно, но как-то понарошку…»57 К сегодняшнему дню положение кардинальным образом меняется. Прогноз некоторых исследователей, согласно которым основные события литературной жизни будут происходить именно в сети, по мнению автора специальной главы «Сетература» учебника по русской литературе ХХ века М.А. Левченко, «можно назвать осуществившимся»58.

Определение, данное сетевой литературе поэтом и журналистом А. Андреевым, как нельзя более точно отражает именно блогосферу и блоголитературу: «форма взаимодействия, с помощью которой люди делятся мыслями, впечатлениями, улыбками, фантазиями - т.е. форма ненавязчивого общения». Блогеров, говорит Андреев, нередко называют существовавшим когда-то словом «графоман», которое достаточно точно передает суть описываемого явления. Их творчество безвозмездно, а, значит, и независимо от рекламодателей и инвесторов59.

Анонимность публикаций блогера позволяет ему раскрыть все стороны своего таланта, а также получить немедленную честную оценку читателя, причем не одну, много и разных (от людей разных возрастов и профессий): «Сеть-это возможность свободно публиковаться и не зависеть при этом от различных нелитературных аспектов материального мира, связанных с расходами на публикацию и распространение, со знакомствами и исповедуемой идеологией, и пр. … Это возможность - читателям -оценивать “чистый текст” независимо от имени автора и других его нелитературных атрибутов (возраста, пола, национальности, социального статуса)»60. Сетевой дневник (блог) можно наполнять любым содержимым, это подобие «книги о жизни» - новый литературный жанр, вызывающий множество споров61.

Сегодня в зависимости от потребностей, возможностей и целей самого владельца существуют разные формы ведения блогов:

- автономная (stand-alone-blog), где используются специализированные блог-платформы («Blogservice.ru», «WordPress» и мн. др.),

- на массовом блог-сервисе («Живой Журнал», «Ли.ру», «Blogger», «Я.ру» и др.),

- блог-раздел информационного сайта (например, специализированные блоги в онлайновых представительствах СМИ: «Московский комсомолец», «Эхо Москвы», «Радио Алла», «Труд», «Русский Newsweek», «Русское радио», «Спорт-экспресс», «Известия» и др.).

В Рунете распространены в основном автономные блоги. Преимущество такой формы - контроль над своим контентом, возможность безграничного технологического развития, использование в необходимых для владельца целях (например, блог журналиста Е.Л. Ющука «Блог о Блогах», блоги «Сплетник», «Болезненные зависимости» («NarcoNet.ru»), «ScienceBlog», «КнигоБлог», «Аквамагия», блог О. Сатова «Психология» и др.)62.

Кроме того, существуют сайты, представляющие собой своеобразную «блоголовку», например, Bloglenta.ru – большой портал, где рецензируются лучшие посты силами редакции и читателей, к тому же сами читатели могут прислать обзор на интересные посты63.

Публикацию сетевой литературы в «бумажном» виде спровоцировало новое явление - «блук». Блук (от англ. book – книга и blog - блог) - имитация книги, онлайн-книга или книга, основанная на записях из блога; производное от фразы «looks like a book» (англ. выглядеть как книга)64. Термин введен в употребление в 1990 году, библиотекарем Минделем Дубански. Первоначально он означал уникальное произведение, представляющее собрание книг.

Функции сетературы в современном литературном процессе

XXI век по праву считается переломным в истории русской литературы, поскольку он выдвигает на первый план абсолютно новые течения и явления. Так, стремительное развитие сети Интернет обусловило появление сетевой литературы, которая с каждым днем привлекает все больше пользователей по всему миру. По мнению О.А. Валентеевой, в этом есть свои положительные стороны, поскольку современный читатель в Интернете может найти произведения практически любых авторов, однако, с другой стороны, огромный выбор литературных произведений в Интернете создает определенные трудности105: например, читателю очень сложно сделать правильный выбор в отношении тех или иных текстов.

Современный литературный процесс характеризуется целым рядом уникальных особенностей, в частности, сегодня мы можем наблюдать как литература окончательно отходит от своей главной цели – воздействовать на умы человечества. Многие авторы пишут «для себя». Все это приводит к тому, что утрачивается прямая связь между литературой и обществом. Как справедливо отмечает М.А. Черняк, в прошлом именно художественная литература «создавала» человека, формировала всесторонне развитую, высоконравственную личность106.

Бесспорно, литература способна оказывать существенное влияние на массовое сознание, менять и культивировать те или иные ценности, формировать ориентиры для развития человека. На сегодняшний день – это один из наиболее актуальных вопросов, поскольку литература может влиять как в положительную сторону (интеллектуально и духовно развивать человека), так и в отрицательную (способствовать его деградации, низкому умственному развития, выбору «неверных» морально-ценностных ориентиров). В этом смысле чтение литературных произведений является одним из важнейших факторов, способных значительно повлиять на развитие человека107.

Современный литературный процесс также характеризуется не только многообразием стилевых направлений (реализм, постмодернизм, постреализм и др.), но и тем, что проблемы интерпретации истории, антиутопии, использование клише массовой литературы становятся общими чертами современной литературы. Кроме того, для литературного процесса характерна многослойность литературных образов, которая, в свою очередь, формируется за счет игры автора и читателя108. В конечном итоге, все это самым прямым образом отразилось в сфере сетературы, где читатель сам может включаться в процесс написания книги, тем самым, быть причастным к писательской деятельности. Это способствовало возникновению всевозможных сайтов, на которых каждый желающий может разместить свое творчество. Следует отметить, что такого рода сайты выполняют несколько функций: во-первых, они служат стартовой площадкой для начинающих авторов, во-вторых, они решают целый ряд задач, связанных с рекламной деятельностью издательств, в частности, они позволяют издательству, отслеживая спрос и предложение, выстраивать эффективную маркетинговую политику. Среди крупнейших издательств России, сотрудничающих с такими сайтами, а также сетевыми писателями, выделяются: Азбука, Астрель, АСТ, Эксмо и др.

Еще одной характерной чертой современного литературного процесса является многообразие жанрово-тематических направлений, часть из которых была популярна еще в XX веке. Среди наиболее значимых направлений: «женская проза», религиозная проза, сюрреализм, неореализм, соц-арт, фэнтези, нон-фикшн и т.д. При этом в России наблюдается кризис бумажной книги, сокращаются тиражи печатной продукции (за последние годы практически вдвое109), пересматривается социокультурная роль печатной книги (а также прочих «традиционных» видов словесности, как отмечает Я.В. Солдаткина, не поддерживающих современные требования интерактивности, динамизма, мультимедийности, не ориентированные на «клиповое сознание»110). Отчасти это результат того, что сегодня меньше читается книг, однако это связано и с появлением сетевой литературы, представляющей собой в целом широкий пласт текстов, не всегда обладающих хорошим качеством, но практически всегда имеющих своего читателя. Качественные тексты зачастую теряются в массовом потоке произведений, на фоне которого довольно сложно выделиться талантливому автору, кроме того, подобное обилие текстов не позволяет адекватно оценивать материал и правильно ориентироваться в современной литературной ситуации. Так или иначе, сетевая литература – это явление уникальное по своему характеру, оно отображает литературные процессы, происходящие в современном мире, их специфику, и соотносится с общими закономерностями современной русской литературы.

Развитие Интернета позволило сформировать целый ряд новых подходов не только к написанию литературных произведений, но и их интерпретации, что, в свою очередь, привело к появлению «целой индустрии сетевой литературной критики»111. Так, по мнению В. Пустовой, на сегодняшний день критика приобрела новые форматы высказывания, сочетающие в себе «эмоциональную доверительность и силу рефлексии, личный опыт и отстраненный анализ, краткость блога и глубину исследования». В то же время, отмечает автор, критика ушла от «твердого, окончательно данного, опознаваемого жанра»; сейчас она «плавится» так же, как и любая прочная, твердая форма, – «от государственности до семьи, от романа до стихотворения»112. При этом она (критика) стала уникальным способом восприятия и понимания жизни.

Хотя традиционная критика и довольно скептически относится к непрофессиональным критическим суждениям (в отношении того или иного литературного творчества), полагая, что они слишком поспешны, обладают «невысокими вкусовыми запросами, недальновидностью и крайней дискурсивной простотой»; тем не менее, читатели впервые начали писать, а любая творческая работа приводит «к постепенному постижению причинно-следственных взаимосвязей, к попыткам аргументировать и определять четкие контуры, очертания своего собственного мнения»113. Постепенное развитие любительской критики в Интернете, в конечном итоге, привело к тому, что ею заинтересовались профессионалы. Интернет все больше становится местом, где ценится мнение настоящего знатока.

Таким образом, еще одна особенность современного литературного процесса связана с трансформацией автора-критика, представляющего собой «многоликого Пользователя – зачастую непрофессионального и предельно субъективного оценщика» литературного творчества114, который излагает свою собственную точку зрения: «…понравится – будут читать, нет – дальше скользнут. Человеку предоставляется возможность говорить, что он хочет и как он хочет. Без редактора и цензуры. Без правки, издательских проволочек и посредников донести до своего возможного читателя свое слово, свой «образ мира» ... и получить живой читательский отклик»115. С другой стороны, критик в Интернете представляет собой часть общества, которая стремится к обдумыванию и толкованию реальности посредствам художественной литературы. В этом смысле личность критика, проявленная в критическом тексте, является «самым интересным, что может предложить этот жанр сегодня»116.

К отличительным чертам сетевой и традиционной критики относятся подходы к определению объекта и предмета критики в Интернете. Так, объект сетевой критики является более размытым и обширным, чем традиционной критики, которая все же четко понимала и понимает, кто является ее непосредственным адресатом. Следует отметить, что сетевая критика проявляется одновременно в реализации двух функций: авторской и читательской. По мнению Е. Ермолина, «автор оказывается внимательным читателем других авторов; читатели, в свою очередь, пробуют себя в роли авторов, … благодаря развитию интернета общество может позволить себе иметь много авторов, которые одновременно являются и читателями, поскольку литературная деятельность интересует, прежде всего, тех, кто сам пишет»117. Предмет сетевой критики также более широк – кроме литературных произведений, существующих в виде печатных изданий, в поле ее зрения входят и различные тексты сетевой литературы.

Творчество Д. Глуховского как синтез сетевой и печатной форм литературы

Представление о писательской стратегии сравнительно ново для литературоведения; оно отражает современный процесс коммерциализации литературного творчества. Как отмечал уже в 1997 г. М. Берг, «сложность положения современного литературного критика заключается в том, что он по старинке пытается анализировать “стиль автора”, “текст произведения”, в то время как анализировать имеет смысл стратегию художника. Поэт в России теперь действительно больше чем поэт, потому что он еще и режиссер своей судьбы, и автор своей стратегии»137. О тех принципиальных изменениях, которые претерпевает сейчас литературный процесс, и о необходимости поиска новых филологических приемов изучения нетрадиционных форм распространения и бытования литературы, пишет профессор кафедры русской литературы МПГУ Т.М. Колядич в монографии «Медиастратегии современной российской прозы: механизмы формирования читательского спроса»: «Очевидно, что традиционные методики не отвечают запросам формирования нового мышления и восприятия. … Предметом нашей рефлексии стали литературные стратегии, позволяющие понять, как происходит формирование книжного поля, “механизм вывода” книги к читателю. Новые формы бытования литературы в бумажном и электронном вариантах обуславливают иную форму презентации материала»138.

В специально посвященном современным литературным стратегиям диссертационном исследовании Т.С. Лазаревой они определяются как «писательское поведение, направленное на достижение успеха и проявляющееся в произведении, его структуре»139. Автор работы выделяет, помимо традиционно рассматриваемых «текстовых», также и «внетекстовые» составляющие писательских стратегий: при этом анализ внетекстовых составляющих писательских стратегий предполагает рассмотрение «”продвижения” произведения на книжный рынок, к читателю и его функционирования в обществе: выбор издательства, пиар-акции, выступления автора в средствах массовой информации, референтные группы, участие в книжных ярмарках и выставках, презентации книги, оформление издания, победа в литературных конкурсах, литературный успех и т.д.»140

В соответствии с темой нашей работы, мы обращаем особое внимание на элементы писательских стратегий, напрямую связанные с развитием электронных технологий и сети Интернет. Исходя из этого, в качестве объекта анализа были выбраны писательские стратегии авторов из числа тех, кто наиболее активно использует для продвижения и популяризации своего творчества возможности, предоставляемые Интернетом: Д. Глуховского, В. Шарапова, Б. Акунина.

Всего десятилетие назад писательская судьба автора, особенно начинающего – вне зависимости от того, сколько таланта и времени затрачивал он на создание своего литературного произведения, - практически полностью определялась издателями и издательствами. Именно издатель решал, увидит книга свет или останется написанной «в стол». Невозможно подсчитать, как много авторов были вынуждены вообще отказаться от литературы в силу невозможности «пробиться» к читателю: ведь как актеру для игры нужен зритель, так и литература не может существовать без читателей. Интернет дает возможность практически каждому хотя бы сделать попытку самостоятельно получить доступ к читательской аудитории. Но, с другой стороны, как мы показали в первой главе, для того, чтобы не затеряться в безбрежных просторах Cетературы и обрести широкую читательскую аудиторию, писателю необходимо учитывать специфику медиаканалов распространения литературы и ориентироваться на такие ключевые свойства медиатекстов, как интерактивность, диалоговость, процессуальность и т.д. - и, соответственно, особым образом выстраивать стратегию продвижения своего литературного текста в медиапространстве.

В современном обществе Интернет становится не просто способом передачи информации, но центром формирования качественно новой культуры. В частности, этот процесс затронул и сферу литературы. В последнее время все чаще в научном дискурсе возникает понятие сетевой литературы. Журналист Дмитрий Глуховский стал широко известен в литературном мире после выхода в свет его романов-антиутопий из серии «Вселенная Метро 2033». Своим успехом Глуховский во многом обязан Интернету. В то время как другие авторы стремятся сохранить свои авторские права, как щитом прикрываясь «антипиратскими» законами, Глуховский выложил свою интеллектуальную собственность в общий доступ в Интернет, что дало толчок для дальнейшего тиражирования его произведений уже на бумажных носителях.

Жанр, в котором Глуховский создает свои проекты, может быть обозначен как антиутопия. Несмотря на свою молодость (Глуховский родился в 1979 г.), на сегодняшний день изданы и не просто стали популярными, но принесли ему мировую известность романы «Метро 2033», «Метро 2034», «Метро 2035», «Будущее», «Сумерки», а также «Рассказы о Родине». В своих произведениях Глуховский поднимает проблемы аксиологии современного поколения, столкновения человека и реальности, человека и времени, пытается наметить перспективу социальных изменений, которые повлекут за собой трансформацию ценностных ориентиров человеческой жизни и места человека в мире. Решенные в форме популярного антиутопического повествования, онтологические размышления Глуховского оказались востребованы сетевой читательской аудиторией, склонной задумываться над различными «апокалиптическими» и «постапокалиптическими» сценариями развития человечества.

Проза Глуховского привлекает серьезное внимание филологов и литературоведов во втором десятилетии XXI века. В основном это внимание обращено на лингвистические и литературные особенности его творчества, в том числе в сравнении с другими авторами – Д. Быковым, Д. Брауном, М. Уэльбеком и др.: например, ее фольклорно-мифологические истоки и хронотопическое своеобразие (А.В. Григоровская141, Н. Ловицкий142, Л.С. Березовская143, В.В. Жилинка144, Ч. Гуанцзе145, И.И. Просвиркина и Е.В. Колесова146), специфика построения образов главных героев романов Глуховского (В.В. Ахметова147, А.Е. Черкас148) используемые автором лексические и семантико-синтаксические средства (Р.Ю. Шебалов149, С.К. Болотова150) и т.д. Лишь в последние годы наметился интерес именно к Интернет-среде как специфической медиасреде продвижения романов Глуховского к массовому читателю: в работах Т.М. Колядич151 и в статье польской исследовательницы Евы Козак «Дмитрий Глуховский как бренд»152.

Историю издания первого романа «Метро 2033» можно с уверенность назвать «феноменом Глуховского». Впервые заявив о себе как Интернет-автор, Дмитрий Глуховский стал одним из именитых писателей современности. По данным портала livelib.ru, окончательное издание трилогии «Метро» Дмитрия Глуховского переведено на 37 языков мира и издано двухмиллионным тиражом. Попробуем разобраться, каким образом стал возможен его выход за пределы Интернет-пространства и переход в большую литературу.

Прежде всего, проанализируем особенности творческого подхода Глуховского в части продвижения своих произведений через Интернет. Во первых, необходимо отметить уникальность размещенного им контента.

Ранее мы уже отмечали, что в сетевой литературе подавляющее большинство текстов не генерируют нового, они перерабатывают уже имеющийся материал, работают по принципу подражания. Вот как описывают эту проблему исследователи: «Главная проблема остается той же, что и в предшествующее десятилетие: литература перестает быть повествовательной, начинает напоминать эссе, репортаж, хронику. Отсутствует и писательская идея... что приводит к стандартизации текста, исчезновению авторской картины мира, что означает отсутствие собственных приемов выражения»153. Глуховский же впервые создал постапокалипличный мир, существующий в рамках замкнутого пространства московского метрополитена, одного из самых узнаваемых историко-культурных объектов в современной России. Это отмечается в критической литературе о романе: «До Д. Глуховского никто не предпринимал попыток создания фантастического произведения антиутопического характера на примере московского метрополитена как оплота человечества при ядерном апокалипсисе»154.

При этом миры «Метро» Глуховского – не целиком вымышленная реальность. Метро – реально существующая локация современности. Автор приводит множество деталей, которые неосязаемо связывают «мирную реальность» сегодняшнего дня с «апокалиптической реальностью» описанного им недалекого будущего. Ветки метро, оформление станций и даже гермоворота - все эти узнаваемые черты и приметы для читателя, создающие иллюзию достоверности и правдивости всех событий в книге, даже самых мистических.

Борис Акунин: от печатных книг к сетевой словесности

Борис Акунин – писатель, который активно использует возможности современных электронных публикаций и сетевых каналов общения с читателем, его произведения XXI века выбраны нами для анализа по причине его высокой популярности, наличия как бумажных, так и сетевых публикаций, множественности используемых им писательских стратегий.

Творчество Б. Акунина уже является объектом довольно обширного массива научных исследований. Однако оно исследовалось до сих пор прежде всего либо в контексте определения принадлежности прозы Акунина к тому или иному направлению (напр.: Р.Э. Арбитман204, Д.Э. Розенталь205,

М.А. Можейко206, А.М. Ранчин207, Н.Г. Бобкова208 и др.), либо с позиций лингвистического анализа его произведений (Н.Н. Менькова209 и др.); комплекс писательских стратегий Акунина, складывающиеся как результат развития электронных коммуникаций, до сих пор не оказывались в центре серьезного внимания исследователей. Авторскую стратегию Б. Акунина исследует О.В. Осьмухина210, однако и у нее объектом исследования выступают прежде всего жанровые аспекты этой стратегии.

Борис Акунин (псевдоним Григория Шалвовича Чхартишвили, р. 1956) – известный российский писатель, эссеист, исследователь и литературный критик, переводчик-японист (в его русских переводах увидели свет шедевры Кобо Абэ и Юкио Мисимы), а в последнее десятилетие еще и популярный блогер. Литературное творчество Акунина находит свою нишу именно в беллетристике, а не в массовой литературе. Их сложно назвать однодневным бульварным чтивом. Первые детективы, которые были изданы в 1998 году, принесли писателю популярность. Первый роман писателя был издан под рубрикой «детектив для разборчивого читателя». В аннотации было сказано: «Если вы любите не чтиво, а литературу, если вам неинтересно читать про паханов, киллеров и путан, про войну компроматов и кремлевские разборки, если вы истосковались по добротному, стильному детективу, - тогда Борис Акунин - ваш писатель». Творчество Акунина разнообразно и отличается некой характерной для постмодернизма пестротой.

В творчестве писателя представлены образцы разных жанров беллетристики, каждая из книг носит название соответствующего жанра. В каждой из книг автор использует приемы пародирования – отсюда использование разного рода повторов, персонажей-двойников, парных ситуаций и т.д. Б.Акунин пытается создать литературу нового времени, времени переходного и ускользающего. В своих романах он пытается зафиксировать ту переоценку ценностей, которая произошла на рубеже веков. Важно отметить, что Б.Акунин не претендует на статус элитарного писателя.

Прекрасное образование, кругозор и эрудиция, легкий изящный стиль, бесспорное мастерство в «закручивании» сюжетной линии – все эти факторы принесли в 90-х годах массовый успех историческим детективам Акунина о сыщике Эрасте Фандорине (серия «Фандориана»). «… про Акунина современное общество давно все решило – об этом свидетельствует миллионный совокупный тираж его произведений, - отмечает исследовательница современного литературного процесса в России М.А. Черняк. - Акунин заполнил в современной беллетристике важную лакуну…»211 Феномен Акунина связан прежде всего с доступностью его прозы восприятию читателей самых разных уровней. Массовая аудитория будет с интересом следить за развертыванием закрученной детективной интриги, а читатель-интеллектуал ищет и находит в книгах Акунина загадки совершенно иного толка, связанные с постмодернистским дискурсом и характерной для него интертекстуальностью: интертекстуальные аллюзии настолько щедро и в таких изощренных, зачастую просто головоломных комбинациях «рассыпаны» по страницам акунинской прозы, что процесс постоянного угадывания вероятных источников тех или иных отсылок сам по себе превращается в увлекательный квест.

«Борис Акунин – один из самых творчески активных писателей экспериментаторов, охотно использующих мультимедийные и интерактивные возможности всемирной сети. Его книги, как правило, выходят не только в традиционном бумажном формате, но и в электронной (щедро иллюстрированной и декорированной), и аудио версиях»212.

С самого начала литературной деятельности Б. Акунина его творчество неразрывно связано с понятиями «проект», «серия проектов», «стратегия» - в рамках которых собственно-литературный аспект сочетается культурно-игровым, а также с коммерческим - зачастую откровенно подчиняясь логике последнего. «Проектом» называют сам выбор Григорием Чхартишвили псевдонима «Б. Акунин» в 1998 году (имя Борис как часть этого псевдонима появилось позднее, в начале нового тысячелетия - уже после того, как книги Акунина начали выходить многотысячными тиражами). Псевдоним был выбран по двум ассоциациям: японское «аку-нин», в переводе «негодяй, злодей»; 2) фамилия знаменитого российского теоретика анархизма М. Бакунина. Начальные буквы А и Б сохранились также в именах еще двух «литературных масок» Г. Чхартишвили – Анатолий Брусникин как автор исторических романов «Девятный Спас», «Герой иного времени» и «Беллона» и Анна Борисова (романы «Там…», «Креативщик» и «Vremena goda»). – В течение нескольких лет настоящий автор упорно хранил молчание по поводу своего авторства и лишь в 2012 признал, что и А. Брусникиным, и А. Борисовой был именно он.

Поиск и разработка новых писательских и издательских стратегий сегодня не может уже не учитывать возможности стремительно развивающихся электронных коммуникаций. Борис Акунин оказался в числе первых популярных авторов «бумажной» литературы, осознавших важность и перспективность этого направления. Уже в начале осени 2000 года он заводит свой личный сайт akunin.ru, подойдя к этому вопросу очень обдуманно и опять же «стратегически». Так, оформление сайта был поручен Артемию Лебедеву – самому востребованному и высокооплачиваемому на тот момент сетевому дизайнеру. Студия Лебедева вполне оправдала оказанное доверие, создав сайт не просто стильный и изысканный по своей эстетике, но и отчетливо «акунинский». Стилистика дизайна сайта была созвучна стилистике оформления первых книг Акунина серии об Эрасте Фандорине, выпушенных московским издательством «Захаров»: главная страница сайта стилизована под титульный лист, фотография автора – под старинный дагерротип, цвет фона подобран так, что кажется воспроизводящим цвет старинной книжной страницы, обильно используется дореволюционная лексика и орфография (с множеством архаических слов, с «ятями») и пр. Сайт носит название «Борис Акунин. Сочинения. Полное интерактивное собрание»; первоначально его название звучало как «Виртуальное собрание сочинений». Впрочем, контент сайта, не обновлявшийся с 2005 г., не вполне соответствует такому громкому и многообещающему заголовку. На данный момент на сайте к свободному прочтению доступны 6 книг серии «Приключения Эраста Фандорина» (из одиннадцати заявленных), 1 книга (из трех) серии «Приключения Пелагии», 1 книга о приключениях Николаса Фандорина, несколько достаточно проходных вещиц и некоторые исторические, документальные и фотодокументальные материалы по истории Москвы. Все как предсказывал еще при открытии сайта один из не слишком доброжелательно настроенных комментаторов:

«Из полезного на сайте выложены полный текст "Азазеля" и библиография автора, представленная в виде кучи "слепых" ссылок. В то, что все эти линки в будущем начнут куда-нибудь вести, верится слабо: вся действительная и потенциальная аудитория Акунина так или иначе соприкасается с сетью, так что, если автор вдруг начнет выкладывать свежие тексты в сеть, продажи его книг тут же упадут…»213

Удивительно, но любимый персонаж Акунина «обзавелся» собственным сайтом даже несколько раньше, чем его создатель. Страстные поклонники творчества Акунина Александра и Андрей Антоненко, аттестующие сами себя и своих соратников как «акунисты», открыли сайт «Фандорин!» 15 июля 2000 года – то есть за пару месяцев до открытия официального сайта самого писателя akunin.ru. Больше того: судя по всему, разработчики последнего из студии Артемия Лебедева почерпнули немало перспективных идей из оформления сайта «Фандорин!» - в том числе стилизацию под титульный лист старинной книги, оттиски «дореволюционных» библиотечных штампов повсюду «на полях» и т.п.214 [Достаточно веские аргументы в пользу этого предположения см.: Сам Акунин также посетил «Фандорин!» почти за месяц до открытия собственного сайта, о чем на сайте поклонников сохранился восторженный отзыв: «На “Фандорине!” 6 августа 2000 года побывал сам г-н Б. Акунин и, кажется, остался доволен. Ну еще бы! Единственный РАБОТАЮЩИЙ сайт в Интернете, посвященный его творчеству! ;-) На самом деле было очень и очень приятно…»215