Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление литературного процесса на Ставрополье в XIX - начале XX вв. : по материалам региональной периодической печати Лоткова Ольга Алексеевна

Становление литературного процесса на Ставрополье в XIX - начале XX вв. : по материалам региональной периодической печати
<
Становление литературного процесса на Ставрополье в XIX - начале XX вв. : по материалам региональной периодической печати Становление литературного процесса на Ставрополье в XIX - начале XX вв. : по материалам региональной периодической печати Становление литературного процесса на Ставрополье в XIX - начале XX вв. : по материалам региональной периодической печати Становление литературного процесса на Ставрополье в XIX - начале XX вв. : по материалам региональной периодической печати Становление литературного процесса на Ставрополье в XIX - начале XX вв. : по материалам региональной периодической печати Становление литературного процесса на Ставрополье в XIX - начале XX вв. : по материалам региональной периодической печати Становление литературного процесса на Ставрополье в XIX - начале XX вв. : по материалам региональной периодической печати Становление литературного процесса на Ставрополье в XIX - начале XX вв. : по материалам региональной периодической печати Становление литературного процесса на Ставрополье в XIX - начале XX вв. : по материалам региональной периодической печати
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лоткова Ольга Алексеевна. Становление литературного процесса на Ставрополье в XIX - начале XX вв. : по материалам региональной периодической печати : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01.- Ставрополь, 2007.- 281 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-10/710

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Социокультурные предпосылки возникновения литературы на Ставрополье 11

1.1. Просветительская деятельность ставропольской интеллигенции в XIX -начале XX вв. Первые образовательные учреждения 11

1.2. Библиотеки, театр, музей 24

1.3. Становление типографского дела. Книгопечатание 32

1.4. Периодическая печать на Ставрополье 39

Глава 2. Становление литературного процесса на Ставрополье (по материалам газетной периодики) 48

2.1. Роль «Ставропольских губернских ведомостей» в зарождении региональной литературы (1850- 1870-е гг.) 48

2.2. Газета «Северный Кавказ» и дальнейшее становление литературного процесса (1880-1890-е гг.) 55

2.3. Активизация регионального литературного движения в 1900-е гг 77

2.4. Литературная ситуация на страницах газет в преддверии Октябрьской революции (1911-1917 гг.) 101

Глава 3. Литература Ставрополья в журнальных публикациях 114

3.1. Журналы Ставрополья дооктябрьского периода (общий обзор) 114

3.2. Журнал «Кавказские курорты» и его авторы 118

3.3. Жанрово-тематическое своеобразие произведений ставропольских писателей в сборнике «Наш альманах» ; 140

3.4. «Кавказский журнал» и формирование первых литературных организаций 156

Заключение 184

Библиография 190

Введение к работе

«Все течет и меняется в мире. Течет и меняется и сам мир, изменчивы и его явления. Мир есть процесс, и частью его является историческое движение и развитие культуры, частью развития которой является, в свою очередь, литературный процесс»1, - такими словами открывается фундаментальный труд по теории литературы. Литературный процесс в современном литературоведении трактуется как «историческое существование, функционирование и эволюция литературы как в определенную эпоху, так и на протяжении всей истории нации, страны, региона, мира» или как «совокупность общезначимых изменений в литературной жизни (...), т.е. динамика литературы в большом историческом времени»3. С таких позиций мы и подходим к изучению заявленной темы.

Подчеркнем, что литературный процесс «в каждый исторический момент включает в себя как сами словесно-художественные произведения, со-циально, идеологически и эстетически разнокачественные (...), так и формы их общественного бытования»4, прежде всего публикации, в том числе и на страницах периодики. Изучение художественных произведений, появившихся на страницах ставропольских газет и журналов XIX - начала XX вв., позволит выявить истоки, пути развития, тенденции роста региональной литературы. Важность изучения данной проблемы обусловлена давно назревшей необходимостью в оценке местной периодической печати как неотъемлемой части регионального литературного процесса. Рассмотрение литературного движения во всей его полноте привлечет внимание не только к известным отдельным изданиям и их авторам, но и к незаслуженно забытым явлениям литературной жизни региона. Это позволит подойти к изучению проблемы

1 Теория литературы. Том IV. Литературный процесс. - М.: ИМЛИ РАН, «Наследие», 2001. - С. 3 - 4.

2 Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1987. -С. 195.

3 Литературная энциклопедия терминов и понятий. - М.: НПК «Интелвак», 2003. - Стб. 467.

4 Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1987. - С. 195.

комплексно, выявить и заполнить существующие белые пятна, установить закономерности, внести дополнительные оттенки в картину литературного движения на Ставрополье. В этом, на наш взгляд, заключается актуальность нашей диссертационной работы. Изучение литературного процесса на Ставрополье на его начальных стадиях поможет нам составить представление об особенностях духовно-культурного развития нашего региона, глубже понять и осмыслить ход и взаимосвязь литературных событий, их качественный рост и динамику.

Вопросы становления и развития региональной прессы Ставрополья в целом получили освещение частично лишь в конце 1960-х годов, более активно в конце XX - начале XXI веков, но в любом случае - недостаточно. О литературных произведениях, представленных на страницах этой периодики, за исключением отдельных очерков до самого последнего времени не было ни одной специальной научной работы. Проделанный нами анализ краеведческой литературы показывает, что проблема изучения истоков становления и развития литературы Ставрополья в XIX - начале XX вв. никогда не ставилась и не исследовалась.

Отдельные аспекты находили освещение в различных и разрозненных изданиях, преимущественно публицистического характера. До сих пор не было работы, которая обобщила бы и систематизировала накопленный материал, расширила бы и углубила его за счет собственных разысканий, включая и архивные материалы, объединила бы это вокруг единой идеи, показывающей взаимосвязь и взаимопроникновение явлений и событий, не связанных, на первый взгляд, между собой, изложила бы в хронологической последовательности, придерживаясь внутренней логики развития, придала бы завершенный и закономерный характер.

Научная новизна работы заключается в том, что впервые представлено монографическое исследование предпосылок возникновения, а затем уже -становления литературы на Ставрополье. В определенной степени новым яв-

ляется и подход к изучаемой теме: исследование литературного процесса через анализ периодики. Введение в научный оборот обширного неизвестного и малоизвестного фактического материала также ставит работу в разряд новых. Изучено более 30 периодических изданий, сделан сопоставительный анализ статистических данных литературных публикаций в этих печатных органах по периодам, осуществлен обзор тематического содержания публиковавшихся произведений. Нами восстановлена хронология публикаций литературных произведений в газетной периодике, введены в научный оборот издававшиеся в начале XX в. на Ставрополье журналы: «Кавказские курорты», «Кавказский журнал», «Наш альманах», по мере возможности восстановлена их творческая история. Установлены публикации в местной печати произведений известных русских писателей XIX - начала XX вв., возвращены из забытья имена многих местных писателей, закладывавших основу литературы на Ставрополье, предпринята попытка осмысления их творческого наследия.

При работе над восстановлением творческой биографии региональных писателей использованы материалы и документы Государственного архива Ставропольского края, Российского государственного архива литературы и искусства, Российской государственной библиотеки им. Ленина, Ставропольской краевой универсальной научной библиотеки им. М. Ю. Лермонтова и библиотек Кавминвод.

Основной целью диссертации является воссоздание истории литературы Ставрополья второй половины XIX - начала XX вв. в тесной взаимосвязи ее с периодическими изданиями. Достижение такой цели требует решения следующих задач:

исследовать социокультурные предпосылки возникновения художественной литературы в Ставропольской губернии;

дать обзор литературных публикаций в газетах, выходивших в регионе с 1850 по 1917 гг.;

-сделать обзор литературных публикаций в литературно-художественных и общественно-политических журналах 1910-х годов;

- раскрыть становление литературного процесса на Ставрополье, охарактеризовать его основных представителей и формирующиеся литературные связи.

Таким образом, объектом диссертационного исследования стали литературные публикации в периодических изданиях Ставропольской губернии, начиная с первой газеты - «Ставропольские губернские ведомости» (1850) и заканчивая журналами 1910-х гг., предметом выступают особенности литературного процесса Ставрополья второй половины XIX - начала XX вв. (до 1917 г.), выявленные на материале этих публикаций.

Основными методами исследования мы избрали сравнительно-типологический и метод описательной поэтики, но по мере необходимости мы обращались и к статистическому анализу литературных явлений.

Методологической основой диссертационного исследования стали труды отечественных литературоведов, разрабатывающих проблему общероссийского литературного процесса: Д.С. Лихачева, Д.Д. Благого, Г. Н. Поспелова, М.Б. Храпченко, Ю. Борева, В. Большакова, Е. Ермилова, Е. Черноива-ненко и др. Основополагающей работой для нас явилась коллективная монография «Теория литературы. Том IV. Литературный процесс», изданной Институтом мировой литературы им. М. Горького под редакцией Ю. Борева в 2001 году.

Большую помощь оказали нам работы ведущих специалистов нашего региона в области литературоведения, краеведения, журналистики и истории: Попова А.В., Егоровой Л.П., Черной Т.К., Федорова В.И., Станько А.И., Слуцкого А.И., Лепилкиной О.И., Краснова М.В., Коршунова М.С., Гриценко В.Б., Лаврикова Ф.В., Кемпинского Э.В. и др.

Мы также опирались на издания Г.Н. Прозрителева «Печатное дело на Северном Кавказе» (Ставрополь, 1910), Т.И. Фунтиковой «Периодические

издания Ставропольского края 1850-1916 гг.» (Ставрополь, 1988), М.В. Агар-ковой, ТЛО. Кравцовой, Т.Н. Кузьменко, Л.П. Лоскутовой, Л.А. Пастуховой, М.А. Усачевой «Ставропольская книга 1853-1917 годов (Материалы к репертуару дореволюционной книги Ставрополья 1853-1917 годов)» (Ставрополь, 2002), 10. Хоруева «История в печатной строке: Справочник периодических изданий на Тереке» (Владикавказ, 2003). Эти труды явились для нас своеобразной стартовой площадкой, с которой мы начали свою исследовательскую работу, они помогли сориентироваться в направлении наших поисков, мы неоднократно возвращались к ним, сверяя и уточняя собственные находки и наблюдения. Во многом благодаря только им стала возможна разработка той темы, за которую мы принялись.

Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении предпосылок возникновения, функционирования и эволюции региональной литературы в определенный исторический период, выявлении особенностей и закономерностей ее становления.

Практическая значимость. Содержащиеся в работе факты и их интерпретация, наблюдения и выводы могут быть использованы в преподавании курсов «Литературное краеведение», «Литература Ставрополья», «Литературы Северного Кавказа». Данный материал может быть положен в основу учебного пособия по литературе Ставрополья второй половины XIX - начала XX вв., на его же основе можно составить антологию литературы Ставрополья названного периода и каталог литературно-художественных публикаций в периодической печати Ставрополья.

На защиту выносятся следующие положения:

1). Развитие литературы Ставрополья носило ускоренный характер: то, что в большой отечественной литературе накапливалось и достигалось столетиями, здесь свершилось в какие-нибудь семь десятилетий. Об успешности развития Ставропольской литературы уже к концу XIX - началу XX вв. на-

глядно свидетельствует творчество такой яркой творческой индивидуальности, как И.Д. Сургучев.

2). Ставропольская литература развивалась под прямым и непосредственным влиянием большой русской литературы, ее традиций, формальных, идейно-тематических и духовных ее исканий. Одними из первых литературных публикаций в местной печати стали произведения известных русских писателей: Ф.И. Тютчева, гр. Ростопчиной, Н. Арбузова, Л.Н. Толстого, а в начале XX в. этот ряд пополнили произведения М. Горького, А. Куприна, К. Бальмонта, В. Брюсова, А. Аверченко, Тэффи и др.

3). Выявленные в процессе исследования художественные ориентации и предпочтения авторов, публиковавшихся в региональной периодике, позволяют увидеть связи регионального и общероссийского литературного процесса, показать роль таких известных русских писателей, как М. Горький, А. Куприн, В. Брюсов, К. Бальмонт, И. Сургучев и др., чье творчество может быть рассмотрено на двух уровнях литературного развития того периода -региональном и общероссийском.

4). Находясь в непосредственной близости с культурой кавказских народов, ставропольская литература испытала влияние их фольклора. Именно из кавказских фольклорных мотивов вырастают многие произведения, опубликованные в местных газетах и журналах: «Чеченец Мачик» А. Та-ва, «Фати-ма» К. Хетагурова, «Эдигей и Нурадиль» А.П. Кулебякина, «Кабардинские легенды» Е. Баранова, «Предание о Большом и Малом Бермамытах» Г. Станкова и др.

Для Ставропольской литературы рассматриваемого периода было характерно обращение к инонациональной проблематике (рассказы С. Фарфоров-ского «В степи», М. Михайлова «Иван Турус»).

5). Особая роль в деле становления литературного процесса принадлежит К. Хетагурову - создателю первого литературного кружка; И.Д. Сургучеву - создателю содружества писателей, воплотивших свои литературные

замыслы в «Нашем альманахе»; В.М. Будрику, автору около 200 стихотворных произведений, редактору журнала «Кавказские курорты»; Н.И. Мазурке-вичу, автору 6 литературных сборников, создателю «Кавказского журнала», организатору кружка молодых авторов, впоследствии превратившемуся в Кавказский литературный кружок комитета писателей.

6). К 1917 году литературный процесс на Ставрополье достигает стадии достаточного накопления художественно-эстетических ценностей, в литературном движении определяются и выделяются основные литературные роды, виды и жанры. Региональная литература прошла этап становления и утвердилась как самодостаточное культурное явление, представляющее разные литературные тенденции - романтические, реалистические, модернистские.

Апробация. Диссертационная работа обсуждалась на заседаниях кафедр русского языка и литературы Невинномысского государственного гуманитарно-технического института (протокол № 1 от 15 сентября 2006 г.) и Ставропольского государственного педагогического института (протокол № 1 от 26 сентября 2006 г.), на кафедре истории новейшей отечественной литературы Ставропольского государственного университета (протокол № 3 от 16 ноября 2006 г.).

Основные положения диссертационного исследования были изложены в докладах на региональных, всероссийских и международных научных конференциях в Челябинске (2004), Сочи (2005), Майкопе (2005), Невинномыс-ске (2005,2006), Ставрополе (2004,2005, 2006), Краснодаре (2006).

По теме диссертации опубликовано 12 работ.

Структура. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и 6 приложений.

Просветительская деятельность ставропольской интеллигенции в XIX -начале XX вв. Первые образовательные учреждения

В 1802 г. на карте России появилась Кавказская губерния, простиравшаяся от устья р. Лабы до Каспийского моря и к северу до Маныча. Новая губерния подвергалась преобразованиям вплоть до 1822 года, и в июле этого же года центром был назначен Ставрополь. 2 мая 1847 года Высочайшим Указом Правительствующему Сенату было велено Кавказскую область, по ее главному городу, именовать Ставропольской губернией, а ее округи -уездами.

/./. Просветительская деятельность ставропольской интеллигенции в XIX- начале XX веков. Первые образовательные учреждения

Долгое время на Ставрополье не было театров, публичных библиотек, музеев, не издавались газеты, и вообще не было каких-либо культурных учреждений, но населенные пункты росли, развивались, Ставрополь в силу исторических, экономических предпосылок постепенно превращался в культурный центр.

Первая начальная школа в Ставрополе была открыта в 1804 году, в 1815 ее преобразовали в городское двухклассное приходское мужское училище1.

Образовательный процесс тормозился по многим причинам, одной из главных было - незначительное количество средств, выделяемых Правительством, а дворянство и чиновники Ставрополя были недостаточно богаты, чтобы содержать учебные заведения. Второй причиной, негативно влияющей на ход распространения образования, являлось недостаточное обеспечение учебной литературой. Так в начале XIX века на Кавказе не было возможности достать книги, потому что в то время не существовало ни одной книжной лавки. За учебниками нужно было обращаться в училищный комитет, расположенный в Казани, который сам получал книги из Петербурга.

17 января 1811 года губернатор взял из Кавказского приказа общественного призрения 500 рублей и послал их в Казань. Книги были высланы через 3 месяца вместе со счетом в 1600 рублей. Долг был снят со Ставропольской губернии только в 1826 году.

Успехи обучения зависели от хороших преподавателей, но их положение было незавидным, ученая карьера на рубеже XIX века считалась жалкой и унизительной. Кроме того, были случаи, когда на должность начальников учебных заведений назначались несведущие люди. И Ставропольское уездное училище не было исключением. Первое десятилетие его существования штатными смотрителями были то начальники переселенческой конторы, то директоры минеральных вод, то бывшие стряпчие. Все эти причины прямо и косвенно оказывали негативное влияние на развитие образовательного процесса, но, тем не менее, время неумолимо требовало свое, и программа обучения грамотности постепенно развивалась.

1 июля 1810 года открылось уездное училище, но на его обеспечение учебной литературой потребовался целый год, поэтому торжественное открытие состоялось лишь 30 августа 1811 года.

В 1818 году приходское училище было открыто в Георгиевске, а с момента преобразования Кавказской губернии в Кавказскую область (24 июля 1822 года), развитие образования пошло значительно быстрее. Ставрополь, находясь на перекрестке торговых путей, был объявлен областным городом, что, без сомнения, повысило его статус. Возросла потребность в большем количестве образовательных учреждений, в том числе и женских. И 12 октября 1819 года в Ставрополе было открыто женское училище Св. Александры1. Это было трехклассное учебное заведение, приютившее 45 воспитанниц. До этого времени вся Кавказская область не имела ни одного женского учебного заведения. В Ставрополе, как пункте наиболее населенном и мирном, сосредоточившем в себе административную, гражданскую и промышленную жизнь региона, образовалось свое женское благотворительное общество, готовое собственными усилиями и средствами помочь образовательным потребностям жителей.

1 сентября 1823 года в Ставрополе открылось приходское духовное училище, а в 1824 году - уездное. Но наиболее важным событием в Кавказской области стало открытие Ставропольской мужской гимназии 18 октября 1837 года. В ней получили путевку в жизнь видные деятели искусства, образования, культуры.

В 1830 годы отмечается всплеск возникновения частных школ. В книге «Ставрополь - врата Кавказа» приводится факт о том, что директор Ставропольских училищ доносил гражданскому губернатору: «Дошло до сведения моего, что многие частные лица, вовсе для меня неизвестные, не только занимаются обучением детей, но даже содержат целые школы. При сем могу указать на некоторые: какая-то госпожа Гаврилова на 2-й улице, какой-то Василий Леонидов за Архангельским мостом в солдатской слободе имеет у себя школу на 30 мальчиков. Писарь Морховский против Варваринской церкви, писарь Чеков за Тифлисскими воротами, писарь Саманаев на Подгорной и другие»1.

Роль «Ставропольских губернских ведомостей» в зарождении региональной литературы (1850- 1870-е гг.)

С 1850 по 1884 гг. на Ставрополье функционировала лишь одна газета «Ставропольские губернские ведомости», сыгравшая свою заметную роль в зарождении и становлении литературного процесса региона. С самого начала редакция была ориентирована на тесное сотрудничество с читателями. Уже в первом номере от 1 января 1850 года было помещено обращение редакции к читателям с просьбой доставлять труды читателей для напечатания в газете на имя редактора И. А. Юркевского. Подобные обращения мы наблюдаем и в последующий период деятельности газеты. Так, например, в ноябре 1852 года она напоминала: «В прошлом году редакция обращалась с просьбой к жителям Ставропольской губернии содействовать ей в достижении указанной Правительством цели и действительно имела несколько новых сотрудников. Принося искреннюю благодарность упомянутым лицам за их просвещенное участие в нашей газете, мы решаемся повторить и в этом году нашу просьбу. Редакция просит не стесняться в изложении статей, в какой бы форме ни были доставлены они, мы их примем с величайшей благодарностью. И будем очень рады, если при описании, например, обычаев Русских и Казаков, живущих на Кавказе, будут употреблены оттенки местного наречия или сообщены будут песни простого народа, записанные прямо со слов, с сохранением ударений и выговора. Песни, сказки и пословицы Татар просим присылать в переводе. Неоспоримо, что местность имеет влияние на человека; любопытно было бы иметь подтверждение этой истины на Русских, переселившихся на Кавказ»1. Подобные материалы были призваны оживлять газету, представляли несомненный интерес для подписчиков, и многие из них (учителя, врачи, чиновники, священники) сотрудничали с редакцией, несмотря на то, что гонораров никто не выплачивал.

Значительные перемены в лучшую сторону отмечаются с приходом в качестве редактора Ивана Ивановича Иванова, служившего в чине коллежского секретаря в Ставрополе. Серьезно занимаясь архивным розыском, он опубликовал ряд своих работ: «О кавказско-горных армянах»1, «Сведение о торговле русским железом в Персии во второй половине 18 столетия»2, «Об устройстве грота в горе Машук»3 и другие. Сотрудничал с газетой преподаватель словесности Ставропольской мужской гимназии Петр Иванович Хицу-нов. Под псевдонимом И. Помандруйко печатался в газете историк И. Попко. Цикл этнографических очерков опубликовал член-сотрудник Русского географического общества, землемер Агафангел Петрович Архипов. Самое деятельное участие также принимал Михаил Павлович Крюков, надворный советник, служивший в Ставропольском правлении. Ему принадлежат путевые заметки, воспоминания, исторические очерки о бегстве и поимке Е.И. Пугачева.

Для привлечения внимания читателей в газете печатались метеорологические прогнозы, полезные советы: как заставить кур нести яйца, о разведении луковичных растений, о выведении пятен, о приготовлении кумыса, о различных заболеваниях, мерах предосторожности и способах лечения.

В феврале 1852 года в газете появляется рубрика «Смесь». В анонсе о ней сообщалось: «В этом отделе будут помещены разные мелкие известия, рассказы и анекдоты...»4. В основном сюда помещались перепечатки из центральных газет. Чаще всего редакция не сообщала источник, но иногда указывались издания и имя автора. С самого начала деятельности «Ведомости» традиционно освещали события, происходившие в городских учебных заведениях. Именно в «Ставропольских губернских ведомостях» появилось сообщение о проводимом в стенах Ставропольской мужской гимназии конкурсе сочинений: «...18 октября, празднуя день открытия Гимназии, ее питомцы показали перед нами первые опыты своего похвального соревнования... Премия при туше оркестра и радушных всеобщих приветствиях, вручена была автору лучшего сочинения «О русской народной поэзии» ученику 8 класса Г. Канано-ву»1. И уже в № 44 за 1852 год было напечатано само сочинение. Газета, выполняя высокое призвание быть информационной посредницей, охотно печатала произведения юных талантов. Так, в первом номере «Ведомостей» за 1855 год было опубликовано стихотворение С. Патканова «Терек и Араке», получившее достойную оценку современных исследователей: «Уже сам факт историко-поэтического повествования в гимназических стихах знаменателен... Мотивы А. С. Пушкина и М. 10. Лермонтова получили в сочинении неожиданно интересное и закономерное с исторической точки зрения про-должение» . Освещение результатов ежегодного конкурса носило постоянный характер и осмысливалось «как высокая честь, как предмет гордости жителей всей губернии»3.

Литературная ситуация на страницах газет в преддверии Октябрьской революции (1911-1917 гг.)

На развитие печати во второе десятилетие 20 века оказали свое влияние Первая мировая война и революционные события. Эти два исторических фактора предопределили тематическую, идейную направленность изданий, влияли на формирование общественно-политической атмосферы.

В период с 1911 по 1917 год на Ставрополье было опубликовано в полтора раза больше литературно-художественных произведений, чем за первое десятилетие XX века, и в 7, 2 раза больше, чем за 1890-е годы, в 12,2 раза больше, чем в 1880-е годы. Это время характеризуется не только увеличением количества периодических изданий, но и повышением качества выпускаемой продукции. Наряду с газетами возникают первые литературные журналы, что является для региональной литературы фактом исключительной важности.

Всего за 1911-1917 годы было открыто 33 периодических издания (переименование не берется во внимание). Из них 14 журналов (7 в Ставрополе, 5 в Пятигорске, 2 в Кисловодске), газет- 19 (6 в Ставрополе, 2 в Георгиевске, 2 в Кисловодске, 9 в Пятигорске).

Нами просмотрены следующие издания: за 1911-1916 гг. подшивки газеты «Пятигорское Эхо»: 1911 (№96 май - №138 август), 1912 (№ 7 январь -№ 71 март), 1913 (№ 1 январь - № 95 апрель), 1914 (№ 96 май - № 195 август), 1915 (№ 1 январь - № 289 декабрь), 1916 (№ 1 январь - № 66 март), «Северокавказское слово» за 1915 (№ 1 январь - № 119 июнь), 1917 (№ 723 июль - № 838 декабрь), «Северокавказский край» за 1911 г. (№ 87 (июль) - № 228 (декабрь)), «Ставропольский листок» за 1912 (№ 1 - №16 (октябрь), № 17- № 41 (ноябрь), № 42 - № 63 (декабрь)), за 19113 г. (№ 64 - № 72 (январь)), «Кавказский край» за 1915 г. (№ 35- № 290), 1916 (№ 75 - № 105), за 1917 г. (№ 54 - № 254), «Ставропольские епархиальные ведомости» за 1911г., «Ставропольские губернские ведомости» за 1911 - 1916 гг., «Жизнь» только один номер за 21 июля 1917 года, «Труды Ставропольской учебной архивной комиссии» за 1915 год.

Самое большое количество произведений было выявлено в «Пятигорском эхе» - 309, 123 литературно-художественных произведения было напечатано в «Северокавказском крае», 70 - в газете «Северокавказское слово» (в этой газете была опубликована первая оперетта), 21 - в «Кавказском крае».

Газеты стала трибуной разоблачения бесправия и насилия. Все чаще звучит свободолюбивая лирика, авторы уделяют большое внимание описанию бедственного положения бесправного народа. Символом свободы и независимости становится гордый орел, вольные тучи, цветущая весна.

С началом XX века наступает период угасания «Губернских ведомостей». За весь период с 1910 по 1917 год можно назвать лишь несколько материалов, представляющих литературный интерес. В основном это стихотворения: Николая Розанова «Подражание псалму 68-му» (№ 25, 1910), «Бог есть любовь» (№ 28, 1910), И.И. Кесарева «Родной уголок», «Русскому солдату» (№ 43, 1910), Л. Пивоварова «Отбыл свое ты наказанье» (№41, 1910), Ивана Сергеева «Свет во тьме» (14 июня, 1914), «Божья пчелка» (№ 27, 1914), Г.П. «Из народных песен о войне с немцами» (№ 46, 1914), П. Пятницкого «Немец и полумесяц» (№ 46, 1914), Б. Колесникова «Вперед, друзья!» (№ 46, 1914). Наиболее удачным из них можно считать «Думу»1 П. Пятницкого. Им же написано лирическое стихотворение «Вечером в поле»2, в котором затронута тема памяти о былом и ушедшем.

На страницах этой же газеты за 1916 год мы находим пафосные стихотворения Нюси Тымчук о заветах русского царя, юбилее протоирея С.Я. Никольского. Появляется много стихотворных произведений В. Щеглова, священника с. Марухского Кубанской области. За описываемый период в газетах «Северный Кавказ», «Ставропольские губернские ведомости», «Ставропольские епархиальные ведомости» напечатано 14 его произведений. В центре внимания автора находятся не просто факты, события, люди, но и закономерности, которые действуют в жизни в данный период. Изображая реальные события, автор обогащает читателя знанием, показывает присущие современности черты и характерные ее особенности.

Более широко представлял литературные произведения «Северокавказский край». Здесь продолжает печататься И.И. Понятовский (Делавар): «Молитва сердца»1, «Два мира»2, «В храме»3, «Облака»4, «Легенда»5, «Майя»6, «Сим победиши» , «Газеримы» . Всего 10 стихотворений Понятовского встречается в прессе в период 1911 -1917 гг.

Журнал «Кавказские курорты» и его авторы

Еженедельный иллюстрированный литературно-общественный журнал «Кавказские курорты» возник в период расцвета периодической печати на Ставрополье, когда этот тернистый путь уже прошли многие дореволюционные газеты, выживали, как могли или закрывались по распоряжению цензурного комитета. «Кавказские курорты» («Кавказ и его курорты») сделали ставку на местную, перспективную в литературном плане интеллигенцию, способную отразить жизнь и быт населения края через художественное и поэтическое слово, и их расчет оправдал себя. В богатом спектре периодической продукции появилось издание, ставшее одним из наиболее профессиональных.

Журнал выходил в Пятигорске с 1912 г. и, по мнению Т.И. Фунтиковой, последний номер его вышел 3 марта 1916 г.1 Такой же точки зрения придер-живается и Ю.В. Хоруев. По мнению составителей «Библиографического указателя периодических изданий Кавказских Минеральных Вод (1863 -1975)» Вершинкиной И.А., Польской Е.Б., Польского Л.Н., журнал издавался в промежутке 1912 - 1917 г . Причем, авторы сообщают, что в 1917 году вышло 16 номеров, но со сноской, что «сведений о датах выхода не имеют»4. Возможно, с марта месяца 1916 года издательство журнала по каким-то причинам прекратилось и восстановилось в начале 1917 года, поскольку № 3, который у нас имеется, вышел 15 февраля 1917 года. Остальные экземпляры за 1917 год найти не удалось.

Редактором и издателем «Кавказских курортов» был А.Г. Козерадский, с 1917 года - В.М. Будрик. Печатался журнал в типолитографии А.П. Нагорова. Про А.Г. Козерадского известно лишь, что он был редактором-издателем «Рекламы» - листка справок и объявлений, выходившем в Пятигорске в 1908 году с 15 апреля по 15 сентября ежедневно, печатался на страницах периодических изданий Ставрополья. Опыт работы в периодических изданиях пригодились А.Г. Козерадскому при создании журнала «Кавказские курорты», первый номер которого вышел 3 июня 1912 года. Редакция располагалась на ул. Царской, в доме Сикорской. «Назначение журнала - ознакомить слои общества с жизнью, красотами, богатством и курортами Кавказа и способствовать развитию туризма по этой жемчужине земли русской. В 1914 году будет выпущено 42 номера, форматом 1/4 печатного листа, объемом от 12 до 20 страниц. Среди текста в течение года будет помещено в общей сложности не менее 500 иллюстрированных наглядно знакомящих читателя с Кавказом и его курортами фотографий»1.

Нами исследованы следующие номера: № 1 (3 июня) - № 6 (8 июля) за 1912 год; № 1 (13 января) - № 40 (29 декабря) за 1913 г.; № 1 (19 января) - № 40 (31 декабря) за 1914 г.; № 1 (22 января) - № 37 (31 декабря) за 1915 г.; № 4 - (3 марта) - № 7 (25 марта) за 1916 г.; № 3 (15 февраля) за 1917 г. Ими располагает только Пятигорская городская библиотека им. Горького (в диафильмах).

Надо отметить, что «Кавказские курорты» оставались до сих пор за гранью изучения краеведов и историков. Никаких сведений, фактической информации об этом издании нет. Очень краткая аннотация в указателях и справочниках не дает почти никакого представления о развитии и становлении этого периодического издания, на наш взгляд, одного из самых лучших в Ставропольской губернии в этот период.

А.Г. Козерадский сумел собрать вокруг себя лучших журналистов и литераторов искусства и воплотить в жизнь идею создания литературно-общественного иллюстрированного журнал, который мог удовлетворить потребности самого взыскательного читателя. Удобный формат, разносторонняя тематика, обилие фотоматериалов, очерков о видных общественных деятелях, многожанровость, аналитические материалы, статьи об истории Кавказских курортов, зарубежная классическая литература в переводах, заметки корреспондентов о театре и музыке, обзоры происходящих событий, ребусы, реклама санаториев, справочные материалы, расписание движения поездов -все это способствовало востребованности «Кавказских курортов» для разной категории граждан.

Редакция определила для журнала стиль, который отличался от других периодических изданий хотя бы тем, что информационные материалы были расположены после литературно-художественных. Этим, на наш взгляд, издание подчеркивало свое литературно-общественное предназначение, неся в массы культуру слова.

Титульный лист обязательно был иллюстрирован лучшими уголками Кавказских Минеральных вод, часто фотографии сопровождались стихотворениями с указанием авторства. Использовались также для иллюстраций портретные снимки - писателей, видных общественных деятелей, членов царской семьи, ученых. Оборотная сторона титульного листа обычно заполнялась рекламой. Далее, на 5-6 страницах, располагались литературно-художественные произведения разных жанров: стихотворения, повести, рассказы, легенды, сказки, сказания, стихотворения в прозе.

Почти в каждом номере находилось место для заметок об известных деятелях культуры, науки и искусства, представителях передового отряда интеллигенции, которые внесли весомый вклад в определенную сферу деятельности. Материалы подкреплялись фотографиями, излагались в доступной для читателя форме. И только с 7-8 страницы публиковались информационные сообщения. Примечательно, что они печатались более мелким шрифтом, распределялись по рубрикам. Заметно, что материал тщательно отбирался и редактировался. Страница 9 была заполнена «Обзором за неделю», 10-я -«Маленьким фельетоном», в котором помещались небольшие юмористические картинки, анекдоты. Иногда 10-11 страницы отводились под рубрику «Беседа с читателем», где печатались статьи на воспитательные темы, как, например, «Унижение паче гордости» А. Боговитина (1912 г., № 2). На 11 странице чаще всего помещались рубрики «Смесь» или «Ребус», далее следовал «Справочный отдел», после которого - «Расписание пассажирских поездов». Заканчивался номер рекламной страницей. «Кавказские курорты» смело вступали в обсуждение актуальных общественно-политических вопросов, обличали пороки общества, обращали внимание на недостатки благоустройства, пропагандировали развитие курортного дела. И это было для редакции первостепенной задачей.

Всего в «Кавказских курортах» за исследуемый период обнаружено 400 литературно-художественных произведений. Из них эпических - 53 (4 повести, 40 рассказов, 6 былей, 3 новеллы), поэтических - 321 (2 поэмы, 312 стихотворений, 5 стихотворений в прозе, 1 песня и 1 баллада), драматическое произведение только одно, фольклорных - 25 (21 легенда, 2 предания, 2 сказания). В обнаруженных номерах за один только 1912 год было напечатано 99 произведений, за 1913 г. - 132, за 1914 г. - 89, за 1915 г. - 68.

Похожие диссертации на Становление литературного процесса на Ставрополье в XIX - начале XX вв. : по материалам региональной периодической печати