Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление жанра баллады в русской поэзии второй половины XVIII века Александровская Мария Александровна

Становление жанра баллады в русской поэзии второй половины XVIII века
<
Становление жанра баллады в русской поэзии второй половины XVIII века Становление жанра баллады в русской поэзии второй половины XVIII века Становление жанра баллады в русской поэзии второй половины XVIII века Становление жанра баллады в русской поэзии второй половины XVIII века Становление жанра баллады в русской поэзии второй половины XVIII века Становление жанра баллады в русской поэзии второй половины XVIII века Становление жанра баллады в русской поэзии второй половины XVIII века Становление жанра баллады в русской поэзии второй половины XVIII века Становление жанра баллады в русской поэзии второй половины XVIII века
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Александровская Мария Александровна. Становление жанра баллады в русской поэзии второй половины XVIII века : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 : Москва, 2004 159 c. РГБ ОД, 61:04-10/646

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Вопрос об изучении становления русской литературной баллады XVIII века 8

Глава II. Поэтика русской литературной баллады XVIII века 38

II. 1. Система образов. Приемы построения образов. Своеобразие балладного портрета 41

II. 2. Сюжет и композиция русской литературной баллады XVIII века... 60

II. 3. Время, пространство и пейзаж в русской литературной балладе XVIII века 82

Глава III. Русская литературная баллада и ее взаимосвязь с малыми поэтическими формами 107

Заключение 138

Библиография 145

Введение к работе

XVIII век - один из важнейших периодов развития русской литературы. Именно в это время, для которого характерен поиск новых форм и способов выражения, литература переживает особенный подъем. Поэты и теоретики литературы, стремясь создать истинно русскую литературу, обращаются к фольклорной традиции, литературное творчество начинает занимать важнейшее место в культурной жизни России. Вместе с волной заимствованной литературы в Россию проникают новые романтические веяния. Эпоха классицизма сменяется новым направлением. Попытка найти переосмысление места человека в мире выражается в романтических тенденциях.

Один из важнейших периодов в истории русской литературы, XVIII век заложил основу для развития всей последующей русской литературы. Однако не всегда этому периоду уделяется заслуженное внимание, его достижения и вклад в историю становления всей русской культуры порой недооценены. Благодаря XVIII веку в русской литературе впервые были заложены не только критерии литературы и творчества в целом, но и этические и моральные ценности. Эпоха классицизма утвердила важнейшие каноны жанровой системы и эстетики, а возникновение сентиментализма и романтизма отразило бесконечное развитие историко-литературного процесса. Творчество великих поэтов-первопроходцев позволяет увидеть непростой путь русской литературы и культуры, позволивший в дальнейшем говорить об ее удивительной самобытности и богатстве.

Воспринимая европейскую традицию, поэты XVIII века не теряли связи с народными истоками, огромное влияние на литературу

в этот период оказывает фольклор. Это сплетение философских и эстетических веяний Европы и культурного наследия народа и легло в основу великой литературы России.

Таким образом, период XVIII века ставит перед учеными большое количество вопросов, привлекает к себе внимание, прежде всего, многообразием направлений и жанров, появившихся в это время. Изучение жанровой системы литературы XVIII века представляется сегодня особенно важным. Работы, посвященные вопросу о разграничении жанров, всесторонняя полемика дают основания полагать, что проблема жанра и по сей день остается нерешенной, а значит актуальной.

Исследуя существовавшую в XVIII веке жанровую систему, мы, прежде всего, опираемся на первые теоретические работы В. К.Тредиаковского, А.П. Сумарокова и М. В. Ломоносова. Несмотря на то, что многие из исследователей обращались к европейскому образцу, в частности, к работе Н. Буало, тем не менее, все они так или иначе стремились разработать терминологическую систему для русской литературы. Если говорить о системе жанров, существовавшей в XVIII веке, то выбор главенствующих в литературе жанров определялся сложившимся направлением. Классицизм определил жанр оды как ведущий, а жанр баллады, который станет основным объектом нашего исследования, выпадал из ряда жанров «высокого штиля» и отразил появление романтической тенденции в литературе. Во многом в силу этих обстоятельств, а также потому что баллада воспринималась изначально только как заимствование, вопрос о художественных признаках баллады во многом остается нерешенным. Целью данной работы станет не просто определение границ жанра баллады, но и сопоставление баллады с другими

малыми поэтическими формами, такими как песня, романс, элегия, идиллия.

«Разнообразные жанровые «пересечения» баллады с романсом, одой, элегией, шутливой поэмой, былью, литературной стихотворной сказкой, так характерные для поэзии XVIII века, определяют исследование балладной поэтики этой поры в ее общности с элементами поэтики смежных жанров» .

Определяя жанр баллады как сюжетное лиро-эпическое произведение, содержащее в своей основе таинственное или фантастическое событие, представляющее по форме некоторое количество куплетов, нередко сопровождаемых рефреном, в своем исследовании мы обратились к творчеству таких поэтов XVIII века, как Н. М. Карамзин, И. И. Дмитриев, Г. П. Каменев, И. А. Львов, И. И. Козлов, Н. Ф. Остолопов. На примере творчества этих поэтов в данной работе с точки зрения поэтики будут рассмотрены тексты баллад, а также произведений, близких к балладе. Научную новизну и актуальность работы составляет подробный анализ поэтики ранее не изученных текстов XVIII века.

Особое внимание в работе уделено архитектонике, сюжетике и художественным средствам в балладе. В отдельный раздел выделены специфика портретного изображения лирического героя, пейзаж и хронотоп.

В связи с поставленной целью в исследовании решаются следующие задачи:

обобщить и проанализировать существующие теоретические и историко-литературные труды;

рассмотреть сформулированные толкования термина «баллада»;

1 Дупшна Л. Н. Поэтика русской баллады в период становления жанра. Дисс. Канд. фил. наук. Ленинград, 1975. с.5.

выделить жанрообразующие признаки русской литературной баллады; рассмотреть образцы балладного жанра на примере ранних балладных опытов XVIII века;

проанализировать тексты с точки зрения их поэтики;

рассмотреть балладу на пересечении с другими поэтическими жанрами.

Методологической основой представленной диссертации являются исследования теоретического и историко-литературного характера.

Объектом исследования является жанр русской литературной баллады конца XVIII века, предметом - поэтика жанра баллады и ее пересечения с другими жанровыми формами.

Материал исследования представляет собой ранние балладные тексты конца XVIII века.

В работе рассмотрены ранее не изученные с точки зрения поэтики тексты, такие, как «Кладбище» Н. М. Карамзина, «Ночь в чухонской избе на пустыре» Н. А. Львова, «Ермак» и «Старинная любовь» И. И. Дмитриева, «Сон» и «Громвал» Г. П. Каменева, а также «Сон невесты» И. И. Козлова и «Бедная Дуня» Н. Ф. Остолопова и другие.

Принцип отбора текстов опирается на обращение к ранее не изученным с точки зрения поэтики текстам.

В диссертации использованы следующие методы исследования: типологический и сравнительно-сопоставительный.

Практическая значимость исследования: результаты работы, представляющей подробный анализ балладных текстов, позволяют сформулировать критерии балладного жанра в целом, выделить специфические черты, определить время становления и развития жанра баллады в русской литературе. В исследовании опровергается

взгляд на балладу как на явление, связанное с началом XIX века и с именем В. А. Жуковского. Начальное свое развитие баллада получила уже в XVIII веке в творчестве исследуемых авторов. На примере проанализированных баллад можно проследить становление и эволюцию русской литературной баллады.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования обсуждались и получили одобрение на аспирантских объединениях и на заседаниях кафедры русской литературы МПГУ. Положения диссертации отражены в двух публикациях.

Структура диссертации: работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

Общий объем работы 159 страниц.

Вопрос об изучении становления русской литературной баллады XVIII века

Русская литературная баллада привлекала многих ученых. Вопросу изучения балладного жанра посвящены работы таких исследователей, как А. Н. Веселовский, В. М. Жирмунский, Н. В. Измайлов, Р. М. Волков, Л. Н. Душина, В. Б. Лагутов, А. Г. Вакуленко, Д. М. Балашов, Р. М. Дарбинян, Р. В. Иезуитова, Н. И. Копылова, О. А. Левченко, С. Л Страшное и другие. В их работах поднимаются различные вопросы изучения баллады, начиная от определения ее жанровых границ, и кончая связью баллады с другими жанрами литературы. Важнейшими для изучения вопроса становления жанра баллады в русской литературе, прежде всего, можно считать исследования, дающие определение балладе, разграничивающие эту поэтическую форму от других смежных жанров. В связи с проблемой определения границ жанра баллады будут рассмотрены также такие жанры, как песня, элегия, идиллия, романс.

Однако, несмотря на то, что над определением жанра работали многие исследователи, решение этого вопроса остается недостаточно четким. В энциклопедиях и словарях даются определения такого типа: «Романтическая баллада - сюжетное лиро-эпическое стихотворение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом бытовом материале, с мрачным, таинственным колоритом» . Как мы видим на данном примере, собственно определения баллады как своеобразной поэтической формы не представлено. В других литературоведческих и терминологических словарях и справочниках при попытке определения данного жанра также больше внимания уделяется истории его образования, нежели самой поэтической форме. При этом в целом ряде формулировок отмечается такая особенность баллады как песенное начало. Однако конкретных признаков, характеризующих это явление в литературе, не представлено. Так, например, в «Краткой литературной энциклопедии» дано следующее определение: «Баллада - (прованс. Balada. От итал. Ballare - плясать) -наименование нескольких различных, хотя и преимущественно связанных жанров повествования» .

Таким образом, необходимо сформулировать наиболее точное определение жанра баллады для дальнейшего анализа текстов. Наиболее удачным представляется определение, данное В. Г. Белинским4: «В балладе поэт берет какое-нибудь фантастическое и народное предание или сам изобретает событие в этом роде. Но в ней главное не событие, а ощущение, которое оно возбуждает, дума, на которую оно наводит читателя. Баллада и романс возникли в средние века, и поэтому герои европейских баллад - рыцари, дамы, монахи; содержание- явление духов, таинственные силы подземного мира; сцена - замок, монастырь, кладбище, темный лес, поле битвы»5. В этом определении довольно четко обрисованы сюжетно-композиционные особенности баллады. Довольно конкретную картину также дает определение Ф. М. Головенченко: «Баллада - стихотворное сюжетное произведение исторического, героического, часто фантастического характера.... Это небольшое произведение повествовательного характера, в котором рассказ о каком-нибудь происшествии, событии, историческом деятеле носит ярко выраженную лирическую окраску - органически пронизан мыслями и чувствами автора. Сюжет в балладе не развернут и служит лишь канвой для выражения мыслей и переживаний лирического героя, его внутреннего мира: внешний по отношению к автору и его внутренний мир здесь слиты воедино» .

Поискам точного определения посвящена и первая глава работы Л. Н. Душиной7, в которой автор связывает рождение самого термина баллады с народным просторечием: «Язык очень чутко уловил возможность звукового и смыслового родства «баллады» с другими славянскими и русскими словами. Ведь в простонародной речи уже давно жило: точить балы, балясина, баять, байка» . Однако такие выводы кажутся нам довольно смелыми и весьма спорными.

Б. В. Томашевский в своем исследовании также обращает особое внимание на лирические жанры. В своей классификации Томашевский выделяет так называемые «фабулярные стихотворения » и проводит разделительную грань между балладой и другой разновидностью фабулярных стихотворений - басней. Он особенно отмечает, что баллада не раз меняла свое значение и содержание. «До XVIII века слово «баллада» значило во Франции особую строфу и совершенно не имело в виду особой тематики. В начале XIX в. в литературе модным было подражание шотландской балладе (род народной песни), и вскоре под словом «баллада» стали объединять стихотворения, тема которых разрабатывала предания и мифы народной устной литературы (фольклора). Вскоре утратилось чувство имитации фольклора - балладой стали называть всякую стихотворную повесть о чудесном, затем отпал и элемент фантастики, и под балладой стали разуметь стихотворение с фабулой».10 Таким образом, подтверждая неоднозначность жанровых границ, Томашевский говорит об изменчивости баллады как жанра, а также о значительной эволюции, которую проходил этот жанр в процессе становления.

Система образов. Приемы построения образов. Своеобразие балладного портрета

В центре сюжетного развития баллады всегда стоит лирический герой. Эта субъективная направленность весьма характерна для баллады. Все остальное действие будет определяться душевными переживаниями, конфликтом героя с окружающим миром и с самим собой.

Лирическому герою противопоставляются силы рока, судьбы и предопределения или, как в «Громвале» Г. П. Каменева и «Графе Гвариносе» Н. М. Карамзина, отрицательные герои, как то: злой волшебник Зломар и иноземный царь Марлотес. Между тем, нередко внутренний мир героя находит живой и участливый отклик именно в окружающем его мире. Тогда природа сочувствует ему, отражает, как зеркало, все его чувства и страсти. В таком случае Природа принимает на себя роль действующего лица и начинает занимать не последнее место во всей системе образов. «...Образ персонажа (подобно всем иным звеньям словесно-художественной формы) предстает как воплощение писательской концепции, идеи, т. е. как нечто целое, пребывающее, однако, в рамках иной, более широкой, собственно художественной целостности (произведения как такового). Он зависит от этой целостности, и, можно сказать, по воле автора ей служит» .

Рок и Судьба, во многом определяющие специфику балладного жанра, тоже вполне могут рассматриваться как действующие лица баллады. Они образуют тот необходимый фон непостижимого, неостановимого и неподвластного человеку, который создает атмосферу фантастического в балладе и отражает эстетические воззрения романтиков на мир. Эти две силы приводятся в движение еще одним важным образом - Предопределением.

Герои обречены на испытания и гибель. Они наделены чувственным восприятием, которое подсказывает им надвигающуюся беду. И это предчувствование становится неотъемлемой частью лирического образа.

«Он (герой - М. А.) уходит в собственный внутренний мир и живет воспоминаниями, перебирает картины прожитого и пережитого в прошлом. Настоящее как будто не существует для него: оно исполняет роль возбудителя чувства и мысли, а далее герой, упившись видениями прошлого, уносится мыслью к будущему» . Эта характеристика позиции лирического героя относится к балладам В. А. Жуковского, однако и в балладных опытах его предшественников мы видим похожую картину.

Например, в балладе «Ночь в чухонской избе на пустыре» Н. А. Львова лирический герой повествует историю, якобы «подслушанную у ветра», история о погибшей девушке переплетается с воспоминаниями самого героя о его возлюбленной, он то и дело возвращается в свое прошлое. Все временные пласты - условны, слиты воедино, спутаны. Герою не важно, когда произошло событие, в центре повествования - его переживания, сочувствие, сострадание, мечты и печали. Но мой друг уже далеко отсель, Вслед за нею покатилися Красны дни мои и радости. Холод, ужас и уныние. Силы рока и судьбы не всегда рисуются как карающие. Иногда гибель становится избавлением от страданий реального разочаровавшего мира. В таком случае природа как бы берет на себя обвиняющую функцию, предрекающую возмездие. Так, силы рока отражены в образах природы в балладе «Раиса» Н. М. Карамзина и отчасти в «Громвале» Г. П. Каменева и «Ермаке» И. И. Дмитриева.

В балладе «Раиса» звучание грома становится отражением страшной трагедии, тем голосом, который возвещает гибель юной девушки.

Сказав сии слова, Раиса Низверглась в море, Грянул гром: Сим небо возвестило гибель Тому, кто погубил ее.89 В «Громвале» образ Природы выполняет особую функцию. Автор передает различные оттенки и настроения в окружающем героя мире, создавая особую атмосферу и особый портрет природы: изменчивой, страшной, загадочной, неповторяющейся, чувствующей. Солнце склонялось к кремнистым горам, Вечер спускался с воздушных высот. Богатырь приезжает в глухие леса, Сквозь вершины их видит лишь небо одно. Мы видим, как постепенно нарастает тревога вокруг: Буря, облекшись в угрюмую ночь, Мчится к закату на черных крылах; Заревела пучина, дуброва шумит, И столетние дубы скрипят и трещат. В балладе И. И. Дмитриева «Ермак» герои обращаются к природе, требуя ответа и отклика на события:

Время, пространство и пейзаж в русской литературной балладе XVIII века

Одним из важнейших жанрообразующих элементов в балладе является изменение привычного мироощущения, создание особого времени и пространства. «Литературные произведения пронизаны временными и пространственными представлениями, бесконечно многообразными и глубоко значимыми. Здесь наличествуют образы времени биографического (детство, юность, зрелость, старость), исторического (характеристики смены эпох и поколений, крупных событий в жизни общества), космического (представление о вечности и вселенской истории), календарного (смена времен года, будней и праздников), суточного (день и ночь, утро и вечер), а также представления о движении и неподвижности, о соотнесенности прошлого, настоящего и будущего»

В основе балладного сюжета, как мы уже не раз подчеркивали, всегда лежит вымысел. Однако этот вымысел наделен еще и волшебными свойствами. Балладный сюжет подается читателю с большой установкой на достоверность. Существование же различных чудес, удивительных героев, свершение страшных и трагических событий требует для себя адекватного пространства для обитания. Вымышленные герои, легенды нуждаются в подкреплении доказательствами или подробностями. Таким образом, создается целый мир баллады, сосуществующий параллельно со всем художественным миром. Действие переносится в глубокую древность или в условное время, мифическое «прошлое». Обрастая туманными подробностями, это пространство все же остается слишком неточным, ненастоящим, но именно в этом его красота, его удивительная сила: читателю дано сотворчествовать с автором, додумать и дофантазировать целый мир. Эта связь с читателем необходима для устранения недоверия между создателем и адресатом, она закрывает слишком очевидные пробелы в искусственном мире волшебной баллады.

Отправляясь вместе с читателем в далекую страну, в страшное и таинственное место, в мир, неподвластный привычным законам природы и общества, автор словно делает попытку обратиться к «чистому воображению» читателя, поставить его в ситуацию, решить которую нельзя без участия сердца, а чаще вообще невозможно. На пике трагического сопереживания и роковой невозможности изменить ход событий балансирует лирический герой баллады.

Художественное пространство баллады привлекает исследователей, прежде всего, своей неоднородностью. Оно так близко к пространству, создаваемому в сказке, былине, оно так тесно переплетается с народным мифотворчеством, что вопрос о пространстве баллады вполне может быть рассмотрен с точки зрения не только мифотворчества, но и психологии и философии. Пространство в балладе, по нашему мнению, делится на две категории: внешнее пространство (пейзаж вокруг героя, создаваемый как реальный в романтическом понимании) и внутреннее пространство (тот пейзаж, которой является герою во сне).

О. А. Левченко выделяет в русской романтической балладе топосы леса, неба, дороги и т. д. Иначе говоря, пространство разделяется на символические элементы, работающие в своей системе координат. «Художественное пространство баллады разделяется на ряд компонентов, каждый из которых выполняет определенную функцию в ее организации» . Левченко даже говорит о целой «космографии баллады», соединяя все компоненты в поэтический оживший космос, влияющий на ход событий и создающий особый дух русской баллады. Такой взгляд на балладу вполне обоснован. Действительно, «место действия» в балладе несет важную сюжетообразующую функцию. «Скала», «замок», «лес», «кладбище» и многое другое создает особую атмосферу «страшного», неизведанного.

Русская литературная баллада и ее взаимосвязь с малыми поэтическими формами

Пересечение баллады с другими жанровыми формами обусловлено не только гибкостью ее жанровых границ, но и особенностями ее развития. На примере балладных опытов В. К. Тредиаковского, Н. М. Карамзина, И. И. Дмитриева, Н. А. Львова, Г. П. Каменева, Н. Ф. Остолопова, И. И. Козлова можно проследить пересечение баллады с другими смежными жанрами.

Баллада заимствовала отдельные структурные элементы, а также поэтические средства из песни, элегии, романса, романтической поэмы, идиллии. Русская литературная баллада как новый жанр создавалась на основе уже существовавшей поэтической традиции. Вместе с динамичным развитием этого жанра баллада заимствовала отдельные элементы из европейских образцов, используя уже накопленный в русской литературе и в фольклоре поэтический опыт. Особенность формы баллады позволяет говорить о гибкости ее жанровых границ. Размытость определений, даваемых в различных пособиях и словарях, позволяет увидеть в ней признаки других жанровых форм, воспринятых балладой в процессе становления.

Изначально баллада в европейской литературе по жанру относилась к народной плясовой песне любовного содержания. Песенные корни баллады отмечены в различных исследованиях. В XVI веке во Франции у баллады была довольно четкая форма: три строфы на сквозные рифмы, обращение, рефрен. Эти признаки баллады постепенно утрачивались. Баллада вошла в русскую литературу, не имея конкретных жанровых границ, определялась ее жанровая принадлежность по сюжетно-тематическому принципу (см. работу Путилова).

Лирическая поэзия ставит своей задачей передавать жизнь человеческого духа, оттенки чувств и переживаний лирического героя. Романтики перестроили жанровую систему русской литературы. Ода отступила на второй план, в то время как малые поэтические формы, такие, как песня, элегия, идиллия, романс и баллада начали активно развиваться. Несмотря на то, что эпоха классицизма переживала в конце XVIII века разрушение установленных канонов, многие из идей классицистической литературы перешли в новую литературную эпоху романтических веяний. Так, глубокий интерес к истокам, к национальной истории стал движущей силой при создании сборников народной поэзии. Именно в фольклоре был найден богатый материал эпической поэзии: былин, героических поэм и сюжетных песен балладного типа. Идеи классицизма отражались в утверждении самоценности личности, в укреплении традиций, в воспевании вечных человеческих ценностей.

Совмещая в себе и песенное начало, и народную традицию, интересный сюжет, тайну и героизм, баллада отвечала запросам и потребностям каждой эпохи, обращавшейся к ней. «Если среди специфических примет балладного вида выделить то основное общепоэтическое, что может быть присуще другим видам искусства, то это будут: динамика, драматизм, обобщенный психологизм, повышенная эмоциональность образов, внимание к «маленькому человеку» и ощущение одинокости личности во враждебном социальном окружении, а вместе с тем, напряженная «духовность» героя»

Очевидность взаимоперсечения баллады с песенной культурой видна при самом поверхностном сопоставлении текстов баллад и песен. Балладу и песню объединяют ритм, музыкальность, смысловые повторы. Изначальное зарождение баллады как некоего музыкального сопровождения к танцу определяет песенную основу балладного жанра.

В работе Е. В. Саркисян рассматривается жанр песни во всей его многогранности: «Определение жанра песни в России на протяжении веков претерпевало существенные изменения. Песне давали не жанровое, а родовое толкование. «Песнею» в широком понимании считали оду, элегию, балладу, станс, романс и произведения других, в современном осмыслении, жанров лирической поэзии. Не осознавались отчетливо и границы лирических жанров» . Автор исследования ссылается в своем утверждении о зыбкости границ между жанрами на сочинение Г. Р. Державина: «...ода... иногда то же, что кантата, оратория, романс, баллада, станс и даже простая песня» . Таким образом, то, что песня и баллада тесно переплетены, взаимодействуют друг с другом, доказано свидетельствами ученых и литературоведов.

Давая свое определение понятию «лирический», И. Остолопов определяет песню, как буквально «лирический» жанр, то есть - исполняемый под аккомпанемент лиры, в музыкальном сопровождении. Баллада также изначально была сюжетным произведением, которое исполнялось под некий музыкальный аккомпанемент. Термин «песня», как и термин «баллада», менял свое значение в зависимости от исторической эпохи. Говоря о литературной песне, В. Е. Гусев писал: «популярнейший в литературе XVIII в. и первой четверти XIX в. термин «песня» употреблялся в это время очень часто при наименованиях взамен романса, которым, в свою очередь, обозначалось то, что мы теперь называем балладой» Таким образом, можно говорить о взаимопересечении баллады и песни, так как границы этих двух жанров размыты, а в основе своей оба жанра содержат сходные элементы.

Похожие диссертации на Становление жанра баллады в русской поэзии второй половины XVIII века