Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Старорусский текст Ф. М. Достоевского Юхнович Юлия Вячеславовна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Юхнович Юлия Вячеславовна. Старорусский текст Ф. М. Достоевского: диссертация ... кандидата Филологических наук: 10.01.01 / Юхнович Юлия Вячеславовна;[Место защиты: ФГБОУ ВО Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского], 2017

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Старая Русса глазами Ф. М. Достоевского 19

Глава 2 Старорусский текст в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» 62

Глава 3 Старорусский текст в романах «Бесы» и «Подросток», «Дневнике писателя» и переписке Ф. М. Достоевского 93

Глава 4 Увековечение памяти Ф. М. Достоевского в Старой Руссе 121

Заключение 161

Приложения

Сценарий литературного праздника «Путешествие из Петербурга в Старую Руссу: по страницам произведений Ф. М. Достоевского» 171

Список литературы

Введение к работе

Актуальность заявленной темы подтверждается современной исследовательской практикой. Понятия текст пространства, провинциальный текст, столичный текст, локальный текст привлекают внимание литературоведов, социологов, культурологов, вызывают не только дискуссии, но и попытки по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные понятия. Впервые культурное пространство Старой Руссы, ее текст, рассматриваются и через восприятие этого города Ф. М. Достоевским, и как специфический материал, послуживший основой для создания произведений писателя, и как явление, позволяющее говорить об исключительном значении личности Достоевского для Старой Руссы. Также в работе затрагивается важный для современного литературоведения вопрос о роли провинции в становлении Достоевского-художника.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые рассматривается понятие старорусский текст Ф. М. Достоевского. Реальное пространство города представляется как своеобразная художественная модель мира, что позволяет говорить о художественном потенциале самого этого пространства, а не только его отражении в творчестве писателя. Затронуты личностные и творческие связи Ф. М. Достоевского со Старой Руссой, куда писатель приезжал на протяжении последних восьми лет жизни, проанализированы особенности восприятия Достоевским Старой Руссы как провинциального города. Отдельные прототипические реалии и ранее рассматривались в научной литературе о Достоевском. Но взгляд на них как на целостный текст приводит к новому пониманию как реального пространства, так и художественного мира писателя.

В работе систематически изучена личная переписка писателя старорусского периода и воспоминания его родственников и окружения, связанные со Старой Руссой. Введено большое количество неопубликованных архивных документов, хранящихся в фондах Дома-музея Ф. М. Достоевского в Старой Руссе, в Государственном архиве Новгородской области, в Рукописном отделе ИРЛИ РАН (Пушкинский Дом).

1 Фридлендер Г. М. Достоевский и Старая Русса // Достоевский и современность : сборник тезисов выступлений на «Старорусских чтениях». Новгород, 1991. Ч. I. С. 3.

Подробно исследована тема, связанная с увековечением памяти писателя в Старой Руссе. Этот процесс начался сразу после смерти Ф. М. Достоевского, и огромную роль в этом процессе сыграла А. Г. Достоевская, вдова писателя, которая, как можно судить, первой в России осознала необходимость мемориа-лизации памятных мест и начала борьбу, что называется, «по горячим следам». В диссертации прослежены все этапы этого длительного процесса. Особое внимание уделяется современному состоянию этого процесса, когда имя Достоевского стало самым брендовым в Старой Руссе, которая привлекает к себе внимание не тихой, уютной провинциальностью, не замечательным бальнеологическим курортом, не прекрасными памятниками провинциальной архитектуры, но именно Домом-музеем Достоевского. Дом-музей Ф. М. Достоевского становится градообразующим учреждением в городе, что заставляет совершенно иначе поглядеть на роль учреждений культуры в социальном пространстве вообще, а не только в отношении к Достоевскому.

Применены принципы мобилизации, обобщения, структурирования и концептуирования обширного и разнородного материала с точки зрения исторического, литературного и общекультурного его знакового характера в пространстве старорусского текста Ф. М. Достоевского.

Изученность вопроса. Взаимоотношениям Достоевского с провинциальной Россией посвящены исследования М. С. Альтмана, В. А. Туниманова, Е. А. Акелькиной, М. М. Кушниковой, А. В. Скандина, В. С. Вайнермана, М. М. Громыко, В. Ф. Гришаева, О. Д. Смилевца, Е. Г. Кузнецовой. Эти работы затрагивают связи Достоевского с Омском, Кузнецком, Семипалатинском, Тверью, Саратовом, Казанью. К числу городов, которые сыграли значительную роль в судьбе и творчестве Ф. М. Достоевского, нужно отнести и Старую Руссу.

Наиболее полно отношения Ф. М. Достоевского со Старой Руссой раскрывают работы Л. М. Рейнуса («Достоевский в Старой Руссе», 1969, переиздана под названием «Три адреса Ф. М. Достоевского», 1985) и Г. И. Смирнова («Скотопригоньевск и Старая Русса», 2001), посвященные, главным образом, значению Старой Руссы для Достоевского. Однако, несмотря на ценность фактического материала, данные работы рассматривают творчество Достоевского в биографическом аспекте и не имеют необходимой методологической базы. О старорусских реалиях в творчестве Достоевского писали также Н. П. Анциферов, Г. М. Фридлендер, В. А. Бачинин, Г. Ф. Коган, В. Н. Захаров, Г. Б. Пономарева, С. А. Скуридина (Коротких), М. С. Штерн, Е. А. Федорова (Гариче-ва), К. П. Смольняков. Мы предлагаем исследование старорусского периода жизни и творчества Достоевского с помощью категории старорусский текст.

В построении методологической базы диссертации использованы работы по исследованию пространства как текста: Н. П. Анциферова, М. М. Бахтина, Ю. М. Лотмана, В. Н. Топорова, А. Ф. Белоусова, М. В. Строганова.

Объектом исследования является одна из значительных составляющих локального текста Старой Руссы — старорусский текст Ф. М. Достоевского.

Предмет исследования — особенности построения старорусского текста Достоевского в контексте биографии и творчества писателя, роль Достоевского в старорусском тексте.

Цель работы — детализированное, комплексное изучение старорусского периода жизни и творчества Достоевского, а также того периода (с конца XIX в. до наших дней), который связан с сохранением памяти писателя в городе. Такой подход во многом определяет задачи исследования: анализ особенностей восприятия Достоевским Старой Руссы; определение значения Старой Руссы в жизни и творчестве писателя; обозначение старорусских реалий в романе «Братья Карамазовы» и отдельных штрихов старорусского текста в романах «Бесы», «Подросток», «Дневнике писателя»; введение в тему принципиально нового аспекта изучения, связанного с деятельностью по увековечению памяти Достоевского в Старой Руссе.

Теоретическая значимость диссертации состоит в рассмотрении пространства провинциального города Старая Русса как особым образом организованного текста, имеющего определенные закономерности построения; в определении значения Старой Руссы как особого, специфического пространства, оказавшего влияние на жизнь и творчество Ф. М. Достоевского. Эта проблематика имеет большое эвристическое значение не только в собственно филологической работе, но и в изучении пространства (в том числе и музейного) как особой семиотической системы. Анализ отражения старорусских реалий в творчестве Достоевского (в первую очередь, в романе «Братья Карамазовы») позволяет по-новому поставить вопрос о том, как соотносятся в литературном творчестве художественный вымысел и реальный, документальный материал. Интересна дальнейшая перспектива применения исследовательского нарратива — создание старорусской хроники Ф. М. Достоевского.

Методологическая основа исследования: историко-литературный подход; методы литературоведческого, литературно-краеведческого анализа, сопоставления и семиотического исследования, метод экскурсионного исследования.

Источниковедческой базой исследования стали произведения Достоевского, история создания которых связана со Старой Руссой; переписка Достоевского; мемуары и воспоминания жены, дочери и знакомых писателя; публикации, посвященные старорусскому периоду Достоевского в СМИ; краеведческие исследования; материалы фондов Дома-музея Ф.М. Достоевского, ГАНО, Новгородского государственного объединенного музея-заповедника и РО ИРЛИ РАН (Пушкинский Дом).

Научно-практическая значимость работы заключается в возможности использования ее материалов в курсе русской литературы XIX в., в спецкурсах, посвященных Достоевскому, и городскому тексту в творчестве писателя. Содержательную часть работы необходимо использовать в музейной деятельности как базовый текст для составления новых экскурсионных программ, лекций, для создания экспозиций и выставок, а также для составления летописи старорусского периода жизни и творчества Достоевского.

Основные положения работы были изложены на Международных чтениях «Достоевский и мировая культура» (Санкт-Петербург, 2013), на Международных Старорусских чтениях «Достоевский и современность» (2013, 2015), на научно-практической конференции молодых исследователей «Литература в системе культуры» (Тверь, 2012), на ежегодных научно-практических конференциях Новгородского государственного объединенного музея-заповедника (2008, 2010, 2012, 2013, 2015), на Международных Скафтымовских чтениях (Саратов, 2016), на IV Летних чтениях в Даровом (2016), на Межрегиональной научно-практической конференции преподавателей, научных сотрудников, аспирантов «Социально-экономические, исторические и культурные аспекты регионального развития» (Старая Русса, 2012).

Основные положения, выносимые на защиту.

  1. В определении значения Старой Руссы для Достоевского немаловажную роль играет изучение тех знаков старорусского текста, которые связаны с биографией писателя. На основе биографического материала, представленного в письмах, мемуарах жены и дочери Достоевского, его старорусских знакомых, мы можем говорить о воздействии провинциального города Старой Руссы на Достоевского, о том, как реагировал писатель на особенности старорусского быта. Важным представляется обозначить круг общения Достоевского в период его пребывания в Старой Руссе (знаки-персоналии); те места в городе, где он бывал (топографические и топонимические знаки); дать описание отдельных старорусских фактов, которые могли найти отражение в его творчестве. Данный анализ дает нам возможность увидеть Старую Руссу такой, какой ее видел писатель, то есть, взглянуть на этот город глазами Достоевского.

  2. Со Старой Руссой связана история создания таких произведений, как «Братья Карамазовы», «Бесы», «Подросток», «Дневник писателя». В романе «Братья Карамазовы» мы находим многочисленные старорусские реалии: это старорусские локусы; топонимы; старорусские имена героев; старорусские протодетали: пейзажи Старой Руссы, элементы интерьера. Всё это во многом определяет знаковую составляющую старорусского текста произведения. Роман «Братья Карамазовы» наиболее наглядно демонстрирует, как работает старорусский текст в пространстве художественного текста Достоевского. В романах «Бесы», «Подросток», «Дневник писателя» старорусские реалии обозначены не так явно. Однако, в контексте данного исследования, сам факт того, что они создавались в Старой Руссе, тоже имеет определенное значение.

  3. В понятие старорусский текст Ф. М. Достоевского, помимо совокупности фактов, связанных с биографией и творчеством писателя, входит также материал, рассказывающий об увековечении памяти Федора Михайловича в Старой Руссе с конца XIX в. до наших дней, включая деятельность вдовы писателя по сохранению его памяти, всю историю музея Достоевского, а также определенные городские реалии – места и названия – связанные с Достоевским (символические (конвенциальные) знаки: знаки-топонимы и топографические знаки; иконический знак «Дом-музей Ф. М. Достоевского»). Анализ данного материа-

ла, позволяет нам определить значение личности Достоевского для Старой Руссы, в частности, для современного текста города.

Старая Русса глазами Ф. М. Достоевского

«Ко второй группе исследований пространства как носителя культуры принадлежат те, в которых преобладает установка на специфичность, то есть на характеристику пространством себя изнутри — без всякого соотнесения с иными смежными и даже близлежащими пространствами. Установка на специфичность направляет исследовательское внимание на то, что кажется свойством именно этого локуса, при этом сравнительный анализ с другими локусами, даже если он напрашивается сам собой, попросту отвергается. Любое пространство изучается как замкнутый и самодовлеющий мир».21 Такая установка характерна для краеведения и изучения локальных текстов.

Для реализации заявленной нами темы выберем подход, связанный с содержанием понятия локальный текст. Данный подход изучения культурного пространства, выделенный М. В. Строгановым, более всего соответствует направлению нашей работы, поскольку акцентируется на исследовании по преимуществу провинциальных текстов.

По мнению М. В. Строганова, «исследования локальных текстов занимаются спецификой того или иного пространства как текстуально оформленного целого. В силу этого исследователь исходит из презумпции тотальной текстуализации пространства, и все атрибуты этого пространства понимаются как системно оформленные знаки, складывающиеся в единый текст. Однако построение локального текста принадлежит не самому жителю данного пространства, но его исследователю, который складывает свой (изучаемый им) локальный текст из обрывочных и подчас вполне самостоятельных и независимых друг от друга знаков». Подобный взгляд высказывает И. С. Абрамовская в статье, посвященной проблеме локального текста, однако мы видим, что она допускает «его построение и с участием представителей места»: «Интересен тот факт, что в литературе локальный текст создается не только представителями места, которое является предметом рефлексии, а чужаками — путешественниками, литераторами, оказавшимися по разным причинам причастными жизни этого места. Взгляд со стороны, по-видимому, выделяет из общего потока жизни явления с исторически сложившейся, устойчивой репутацией «знаковости» и символичности для данного пространства».22

Руководствуясь данными высказываниями, обозначим главные для нас критерии в исследовании локального текста: установка на специфичность, знаковость и символичность пространства, взгляд извне, со стороны, не исключающий взгляд представителей места. То есть локальный текст, в нашем случае, текст Старой Руссы, складывается из многочисленных знаков, текстуально оформленных, складывающихся в единую систему и связанных с определенными представлениями об этом городе.

Обращаясь к категории старорусский текст Ф. М. Достоевского, мы не ставим перед собой задачу комплексного описания понятия старорусский текст, так как аспекты его изучения довольно подробно изложены в исследовании «Культурное пространство Старой Руссы (аспекты изучения локального текста)».23 Автор этого исследования предлагает на примере города Старая Русса «в плане решения проблемы изучения культурного пространства в рамках локального текста освоение следующих позиций: объяснение его знаковой структуры, системы иерархии знаков (а также видов их контекстного окружения — представления), форм его описания и общий алгоритм его изучения».24 Согласно представленному определению, описание старорусского текста должно включать в себя: культурные константы (например, «Соль и город», «Город и болото» и т.д.); пространства имен (например, «Государственные деятели и Старая Русса», «Улицы города», «Старорусские купцы» и т.д.); иконические знаки (город рушан; город — исторический памятник; город-солевар; город-курорт; город-музей; город-воин; город-труженик; город Достоевского); конвенциональные знаки (например, памятник «Орел», «Живой мост», «АРЗ-123» (завод), «Городок» (микрорайон), «Черепаха» (магазин); функциональные знаки («Профсоюзка» (часть улицы), «Парк Победы»); естественные (мотивированные) знаки («Профсоюзная улица», «Река Ловать», «Магазин Пеликан»).25 Разумеется, каждая из названных форм описания, групп знаков, может быть исследована отдельно. Наша работа затрагивает один из важнейших структурных элементов старорусского текста – иконический знак «Старая Русса — город Достоевского».

Основные положения исследования тезисно определяют содержательную часть понятия старорусский текст Ф. М. Достоевского:

1) В определении значения Старой Руссы для Достоевского немаловажную роль играет изучение тех знаков старорусского текста, которые связаны с биографией писателя. На основе биографического материала, представленного в письмах, мемуарах жены и дочери Достоевского, его старорусских знакомых, мы можем говорить о воздействии провинциального города Старой Руссы на Достоевского, о том, как реагировал писатель на особенности старорусского быта. Важным представляется обозначить круг общения Достоевского в период его пребывания в Старой Руссе (знаки-персоналии); те места в городе, где он бывал (топографические и топонимические знаки); дать описание отдельных старорусских фактов, которые могли найти отражение в его творчестве. Данный анализ дает нам возможность увидеть Старую Руссу такой, какой ее видел писатель, то есть, взглянуть на этот город глазами Достоевского.

2) Со Старой Руссой связана история создания таких произведений, как «Братья Карамазовы», «Бесы», «Подросток», «Дневник писателя». В романе «Братья Карамазовы» мы находим многочисленные старорусские реалии: это старорусские локусы; топонимы; старорусские имена героев; старорусские протодетали: пейзажи Старой Руссы, элементы интерьера. Всё это во многом определяет знаковую составляющую старорусского текста произведения. Роман «Братья Карамазовы» наиболее наглядно демонстрирует, как работает старорусский текст в пространстве художественного текста Достоевского. В романах «Бесы», «Подросток», «Дневник писателя» старорусские реалии обозначены не так явно. Однако, в контексте данного исследования, сам факт того, что они создавались в Старой Руссе, тоже имеет определенное значение.

Старорусский текст в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»

Случалось, что в гости к Достоевскому в Старую Руссу приезжали его петербургские знакомые. П. В. Быков, литератор, просивший Федора Михайловича написать свою биографию, вспоминал о том, как приезжал в старорусский дом писателя: «В письме моем я спрашивал его, помнит ли он один из чудных летних вечеров, когда я, по его приглашению, приехал к нему в Старую Руссу, и мы, гуляя с ним в старом саду, примыкавшем к его дому, набрели на гнездо какой-то ночной птицы, взволновавшей Федора Михайловича своим отчаянным криком, что заставило его прекратить разговор и быстро удалиться из сада».71

Бывал в гостях у Достоевских в Старой Руссе и племянник писателя Федор Михайлович-младший, который профессионально занимался музыкой у известного пианиста А. Г. Рубинштейна. В письме к младшему брату Достоевского, Николаю Михайловичу, рассказывая о делах писателя, Анна Григорьевна сообщала: «Теперь он засядет за работу и проработает до глубокой осени. У него теперь Федор Михайлович, и сегодня его концерт, который, вероятно, удастся». Концерт племянника Достоевского состоялся 17 июля 1878 г. в парке старорусского курорта и, по замечанию Анны Григорьевны, «имел значительный успех».72

Время от времени общались Достоевские с А. А. Рудиным. Этот петербургский знакомый Анны Григорьевны обычно приезжал с семьей на лето в Старую Руссу, а бывая в столице, исполнял разные поручения супруги писателя. Несколько лет семья Рудина безвыездно прожила в Старой Руссе, и тогда отношения с Достоевскими стали особенно дружественными. Батюшка Румянцев в одном из писем к Анне Григорьевне упоминал Рудина: «Добрая Анна Григорьевна! Очень дурные вести привозит к нам об вас А. А. Рудин. Говорит, что Федор Михайлович плохо поправляется и у вас глаза болят. Ужели вся зима для вас будет такая неприятная?.. Особенно жаль, что болезнь часто повторяющаяся отнимает у Федора Михайловича много времени, и мы не увидим (жаль) его Дневника». В этом же письме Румянцев сообщает любопытные подробности о своих старорусских соседях: «Всё у нас по-прежнему, нового ничего; мясоед, по обычаю, вызвал много свадеб, между прочим и романтических. Наш сосед Раков похитил себе ночью невесту, с которою умчались в Питер, никому не сказавшись. Теперь явился с молодою женою — к великой радости своего старика, который уже отчаивался и видеть его. Повенчали Елену Плотникову и Зласовича и проч. и проч.»73 Упоминаемая Елена Плотникова приходилась дочерью старорусского купца, лавку которого любил посещать Ф. М. Достоевский.

Мы видим, насколько разнообразно было окружение Ф. М. Достоевского во время его пребывания в Старой Руссе. В этом окружении были люди, известные в Петербурге, приехавшие на курорт, были и коренные староруссцы, проживавшие рядом с писателем. Перед нами открывается пестрая картина старорусской действительности — мира, в котором жил и работал Ф. М. Достоевский. Думается, именно в этой реальности Достоевский мог уловить приметы Скотопригоньевска — города Карамазовых, неразрывно связанного с образом Старой Руссы.

По мере того как Достоевский узнает провинциальную действительность (изучает старорусский быт, знакомится с местными жителями), постепенно меняется его образ жизни. Нравы Старой Руссы уже не кажутся ему столь ужасными. Писатель ежедневно и с особенным удовольствием совершает уединенные прогулки по улицам города. А. Г. Достоевская писала: «За время нашего житья в Старой Руссе настроение Федора Михайловича было всегда добродушное и веселое… Благодаря спокойной, размеренной жизни и отсутствию всех неприятных неожиданностей (столь частых в Петербурге) нервы мужа окрепли, и припадки эпилепсии происходили реже и были менее сильные. А как следствие этого, Федор Михайлович редко сердился и раздражался и был всегда почти добродушен, разговорчив и весел».74

Обыкновенно, обдумывая свои литературные планы, Ф. М. Достоевский прогуливался вдоль набережной реки Перерытицы до Торговой площади, либо мимо Георгиевской церкви, уединенными переулками. Часто посещал курорт, просматривал здесь, в читальне, «свежие» газеты, гулял в его парке.

Курорт или Заведение минеральных вод (так называли это лечебное учреждение во времена Достоевского) является одной из важнейших знаковых составляющих старорусского текста писателя.

Старорусский курорт был основан в 1828 г. Целебные грязи и воды естественных минеральных источников всегда привлекали сюда огромное количество людей. В период пребывания Достоевского в Старой Руссе Заведение минеральных вод уже имело всероссийскую известность. Кстати, сам писатель не пользовался услугами старорусского курорта, хотя они, очевидно, могли пойти ему на пользу. Известно, что Федор Михайлович страдал от эпилепсии и эмфиземы легких. В кратком описании истории старорусского курорта читаем: «Профиль курорта определяется успешным лечением больных с патологией опорно-двигательного аппарата, центральной и периферической нервной системы, желудочно-кишечного тракта, а также гинекологическим больным. На одном из первых мест находятся больные с поражением нервной системы».Следовательно, такое лечение не совсем подходило Достоевскому. Федор Михайлович пользовался услугами заграничного курорта, так как старорусские воды были слишком тяжелы для его ослабленного организма, хотя, согласно донесениям исправника, который вел тайный надзор за писателем, в 1872—1873 гг. Достоевский лечился в Старой Руссе.76 По совету врачей писатель ежегодно уезжал в немецкий городок Бад-Эмс, где регулярно принимал минеральную воду источников Кренхен и Кессельбрунен, благотворно действующую на желудок и исцеляющую от легочных заболеваний. Есть свидетельство, что такое лечение помогало Достоевскому, страдающему катаром легких.

Старорусский текст в романах «Бесы» и «Подросток», «Дневнике писателя» и переписке Ф. М. Достоевского

Во второй части «Бесов» Достоевский пишет об одном «кусающемся подпоручике»: «В уезде (в том самом, в котором пировал недавно Петр Степанович) один подпоручик подвергся словесному выговору своего ближайшего командира. Случилось это пред всею ротой. Подпоручик был еще молодой человек, недавно из Петербурга, всегда молчаливый и угрюмый, важный с виду, хотя в то же время маленький, толстый и краснощекий. Он не вынес выговора и вдруг бросился на командира с каким неожиданным взвизгом, удивившим всю роту, как-то дико наклонив голову; ударил и изо всей силы укусил его в плечо; насилу могли оттащить. Сомнения не было, что сошел с ума… Когда его взяли, то в карманах его и в квартире нашли целую пачку самых отчаянных прокламаций» (10, 269).

Описание подобной истории, которая произошла в Старой Руссе, мы видим на страницах дневника П. И. Новикова (см. стр. 31 – 35): «В 3 часа мне дали знать, что жандармский офицер с 2-мя жандармами приехал арестовать офицера, который выстрелил в жандарма из револьвера, но не попал. Кинжалом обрезал руки… Это происходило в квартире офицера у Петропавловской паперти… поэтому я тотчас же отправился туда… Тут я узнал, что Дубровин взят. Когда я вошел в квартиру Дубровин уже был связан… …Сегодня решили исключить его из среды своей офицерским судом. Дулуханову и Поливанову эта история очень неприятна потому что одна паршивая овца все стадо перегадила».Речь здесь идет о В. Д. Дубровине, молодом двадцатитрехлетнем офицере 86 пехотного Вильманстрандского полка. Этот знаменитый 86 пехотный Вильманстрандский полк был сформирован в 1806 г. в Твери и принимал участие в сражениях 1812 г., в Крымской войне, квартировал в Старой Руссе с 1864 по 1918 г. В. Д. Дубровин был организатором и руководителем одного из военно-революционных народовольческих кружков, которые стали появляться в Петербурге в 1877—1878 гг. Приехав в Старую Руссу, он сразу же приступил к созданию в 86 Вильманстрандском полку своего кружка. В кружок Дубровина вошли солдаты полка, крестьяне уезда, горожане-староруссцы. 16 декабря 1878 г. Дубровина арестовали. При обыске у него был обнаружен комплект запрещенных книг и его тетрадь «Записки русских офицеров-террористов за 1878 год». В этих «Записках» была изложена подробная программа борьбы с самодержавием. В тюрьме Дубровин пытался покончить с собой, а на суде вел себя буйно. Однако его сумасшествие не было доказано. В. Д. Дубровин был казнен 20 апреля 1879 г. в Петропавловской крепости. Об этом деле Ф. М. Достоевский слышал от своих старорусских знакомых. В письме к К. П. Победоносцеву от 19 мая 1879 г. Федор Михайлович сообщал: «Здесь, когда я приехал, разговаривали об офицере Дубровине (повешенном) здешнего Вильманстрандского полка» (30 (I), 67).

И. Л. Волгин в своей книге «Последний год Достоевского» замечал: «Подпоручик Дубровин жил в Старой Руссе сравнительно недалеко от Достоевского: в доме вдовы священника Бедринской по Лебедеву переулку (в настоящее время это переулок Дубровина, где проходит маршрут литературной экскурсии «По местам романа «Братья Карамазовы». — Ю. Ю.). Не исключено, что писатель встречал его во время своих прогулок».1 Арест Дубровина, описанный Новиковым, произошел в 1878 г. Сцена же с кусающимся офицером из «Бесов» создавалась Достоевским в 1872 г. Таким образом, писатель, обращаясь в романе к подобному психологическому типу героя, фактически предсказал ситуацию, которая случилась в Старой Руссе через несколько лет. Любопытна и оценка, которую дает этой ситуации Новиков, упоминая «паршивую овцу, которая всё стадо перегадила». Здесь вспоминается эпиграф из «Бесов» о стаде свиней, утонувшем в озере.

Это те небольшие штрихи, на которые нужно обратить внимание, говоря о старорусских реалиях в «Бесах». Работая над этим произведением, Достоевский постепенно привыкает к особенностям старорусского быта. Происходит знакомство с новым местом, новыми людьми. Очевидно, именно поэтому писатель не торопится переносить свои старорусские впечатления в роман. Ведь они пока слишком неопределённы. Спустя некоторое время Достоевский начинает вводить в свои произведения старорусские реалии. Например, в романе «Подросток» есть небольшой эпизод, рассказывающий о городке Афимьевском, в облике которого мы узнаём Старую Руссу. Да и сама история создания «Подростка» во многом связана с этим городом.

В апреле 1874 г. Достоевский заканчивает редакторскую работу в журнале «Гражданин». Его увлекает мысль написать роман, который он планирует поместить в «Русском вестнике». Н. А. Некрасов, возглавлявший в то время «Отечественные записки», лично просит Достоевского печататься в своем журнале. Супруга писателя Анна Григорьевна так описывала эту встречу: «К большой моей радости, я услышала, что Некрасов приглашает мужа в сотрудники, просит дать для „Отечественных записок“ роман на следующий год и предлагает цену по двести пятьдесят рублей с листа, тогда как Федор Михайлович до сих пор получал по ста пятидеся ти».168 Достоевский принимает предложение Некрасова. Уже в мае 1874 г. он едет в Старую Руссу, где начинает обдумывать план романа «Подросток». В июне он выезжает в Эмс на лечение. Там работа идет медленнее, так как Достоевский скучает по семье. В августе Федор Михайлович возвращается на свою старорусскую дачу. Жена писателя планирует остаться в Старой Руссе, чтобы супруг мог спокойно работать над «Подростком»: «Вот мне и пришло в голову остаться зимовать в Руссе, тем более что мы с мужем твердо решили и будущею весною вновь приехать в Руссу ввиду той пользы, которую тамошние купанья принесли нашим деткам… Кроме материальных расчетов, для меня лично очень соблазнительна была возможность прожить целую зиму тою же спокойною, мирною и столь милою нам семейной жизнью, какою мы всегда жили летом и о которой всегда с добрым чувством вспоминали зимой».169 Достоевские начинают искать квартиру и снимают несколько комнат в доме Леонтьевых на Ильинской улице: «…тогда я предложила мужу сегодня же, на прогулке, зайти посмотреть на днях освободившуюся дачу адмирала Леонтьева, которую всегда сдавали и зимой. Осмотр этой дачи решил вопрос окончательно: Федору Михайловичу чрезвычайно понравилась квартира в нижнем этаже дачи Леонтьева на оживленной Ильинской улице. Это — большой двухэтажный дом, отдававшийся внаем (верх и низ) за восемьсот рублей в сезон. Облюбованная нами квартира состояла из шести господских комнат. Главное, что понравилось мужу, это — что его комнаты (спальня и кабинет) отделялись от нашей половины большой комнатой в четыре окна. Благодаря этому беготня и шум детей не достигали Федора Михайловича и не мешали ему работать и спать; да и детки не были стеснены (о чем всегда особенно заботился муж) и могли кричать и шуметь сколько душе угодно».

Увековечение памяти Ф. М. Достоевского в Старой Руссе

Также в музее постоянно открываются новые выставки, организуются литературно-музыкальные вечера и творческие встречи, активно ведется просветительская работа с учащимися школ и других учебных заведений, а также с взрослым населением города. Каждый год в музее проходит ряд мероприятий, посвященных определенным датам: дню рождения и дню памяти Ф. М. Достоевского. Приведем конкретный пример. 9 февраля 2014 г., в день памяти писателя, в Доме-музее Ф. М. Достоевского была запланирована целая серия праздничных мероприятий. Уже утром почитатели творчества Достоевского собрались в Георгиевской церкви (приходский храм писателя), чтобы принять участие в панихиде. По окончании службы гости направились к памятнику Достоевскому, где прошел митинг, на котором, по традиции, присутствовали представители местной администрации, музейные работники, педагоги и учащиеся школ города, студенты Старорусского политехнического колледжа. Затем в Доме-музее Ф. М. Достоевского состоялось открытие выставки «Роман «Братья Карамазовы» в восприятии художников-иллюстраторов». После презентации выставки была показана литературная композиция «Путешествие из Петербурга в Старую Руссу: по страницам произведений Ф. М. Достоевского» с участием старорусских школьников. На наш взгляд, уместно в контексте данной работы привести сценарий этого литературного мероприятия, так как его тематика затрагивает некоторые положения, связанные с характеристикой старорусского текста Достоевского (сценарий представлен в одном из приложений работы).

Такие тематические литературные праздники с участием школьников проходят в Доме-музее Ф. М. Достоевского регулярно. Это позволяет привлечь внимание подрастающего поколения к личности писателя и его творчеству. Таким образом, память о пребывании Достоевского в Старой Руссе и его творческом наследии этого периода сохраняется в наши дни.

Существенную роль в работе Дома-музея Ф. М. Достоевского играет и экскурсионное обслуживание. От того, как организованы экскурсии, как поставлена экскурсоводческая деятельность, во многом зависит престиж музея. Немалое значение имеет также выбор тематики. Так как Дом-музей Ф. М. Достоевского является профильным музеем, то тема каждой экскурсии должна соответствовать конкретному направлению — личностные и творческие связи Достоевского с городом Старая Русса. Музей уже разработал экскурсии аналогичного содержания. Это и «Старорусский период жизни и творчества Ф. М. Достоевского» (показ дома писателя, сопровождающийся рассказом об особенностях старорусского быта Достоевского), и литературная прогулка «По местам романа «Братья Карамазовы», где Старая Русса представлена как место действия знаменитого романа, и автобусные экскурсии «Косинской монастырь как прообраз монастыря из романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы», «Старая Русса — город Ф. М. Достоевского». Недавно в перечень экскурсий, предлагаемых Домом-музеем Ф. М. Достоевского, были включены две интерактивные программы «Семейные тайны дома Достоевских» и «В гостях у Федора Михайловича». Первая знакомит со старорусским бытом писателя и его семьи и предполагает элементы театрализации. Гостей встречают несколько действующих лиц. Музейные сотрудники, переодетые в прислугу, раскрывают семейные секреты Достоевских, вспоминая забавные истории из жизни писателя в период его пребывания в Старой Руссе. Интерактивная экскурсия «В гостях у Федора Михайловича» представляет собой развлекательную программу также с элементами театрализации. Гостей встречает актриса старорусского курортного театра А. П. Орлова, которая рассказывает о семейных традициях дома писателя, о старорусских гостях Достоевских и их столичных знакомых, приезжавших на отдых в Старую Руссу. Героиня забавляет, задает загадки, проводит интересные конкурсы. Таким образом, с помощью игровых приемов, посетители имеют возможность узнать о бытовых сторонах жизни писателя. Всё это, безусловно, ценные для музея разработки, получившие признание и положительные отзывы экскурсантов.

Кроме этого, в настоящее время ведется работа по созданию «Музея романа «Братья Карамазовы», который планируется открыть в научно-культурном центре Дома-музея Ф. М. Достоевского. Научно-культурный центр музея размещается в старинном двухэтажном особняке, построенном в стиле классицизма (1820—1830-е). Жители города называют его «домом Беклемишевского». В 1880—1890-е гг. его владельцем являлся старорусский купец Н. Т. Беклемишевский. После Октябрьской революции здесь находилась биржа труда, а затем «Дом малютки». После войны дом был восстановлен одним из первых в городе, в 1944—1945 гг. здесь размещались ясли. В 1990-х гг. была проведена реставрация. В 2000 г. в доме Беклемишевского открылся научно-культурный центр Дома-музея Ф. М. Достоевского. Тогда же была защищена научная концепция «Музей романа «Братья Карамазовы»». В создании экспозиции принимает активное участие Народный художник России, член-корреспондент Российской Академии художеств Б. Л. Непомнящий, чьи иллюстрации к произведениям Ф. М. Достоевского широко известны в нашей стране и за рубежом.