Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Строфический репертуар лирики В. Я. Брюсова Карманова, Ольга Александровна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Карманова, Ольга Александровна. Строфический репертуар лирики В. Я. Брюсова : автореферат дис. ... кандидата филологич. наук : 10.01.01 / Моск. пед. гос. ун-т.- Москва, 1995.- 16 с.: ил. РГБ ОД, 9 95-4/935-7

Введение к работе

Диссертационная работа посвящзна исследованию строфического репертуара лирики В.Я.Брюсова /1870-1984/.

В.Я.Брюсов занимает особое место в истории русской литературы. С юности определив себе задачу формирования новой литературной школы, он весь свой' творческий путь подчинил ее реализации. Сознавая себя своеобразным символистическим Буало, Брюсов стремился утвердить новый канон отечественной поэзии XX века. Его влияние на поэтику русских символистов и последующих поколений поэтов огромно. Творческое наследие Брюсова привлекало к себе внимание как историков, так и теоретиков литературы.

Среди работ начала века выделяются статьи критика импрессионистического толка А.А.Измайлова, делающего акцент на новых методологических принципах отображения действительности в творчестве В.Я.Брюсова, а также Ю.Айхенвальда и П.Когана, определягашх место поэта в современном литературном процессе и особенности его поэтики.

В 20-е годы появляются интересные исследования брюсовской версификации, выполненные В.Жирмунским, Р.Якобсоном, Ю.Тыняновым. Они содержат отдельные суждения о метрико-ритмических особенностях стиха поэта я дают общую картину развития его идиостиля.

интенсивное изучение творчества Брюсова продолжилось в работах 30-х годов И.Поступальского, Д.Е.Максимова, Б.В.Ми-хайлоского. Итоговым трудом этого периода стал специальный том Литературного наследия, посвященный символистам и содержаний статьи Б.Ф.Асмуса, В.Гофмана, Н.К.Гудзия, Н.Ашунина, Д.Е, Максимова и других исследователей.

В 50-е, 50-е годы в бргаеоведение вливается.значительное число армянских ученых: Л.Чкртчан, С.Доронян, К.Айвозян, К. Григорвян, Г.Тетосян, М.Айвозян, М.Л.Мирза-Авакян и многие другие. О начала 60-х годов Ереван становится своеобразной лабораторией изучения творчества поэта, а с середины 80-х его традиции подхватывает Ставрополь.

Последние два десятилетия отечественное брюсоведение занимается проблемами прозы поэта и его критического наследия, но не угас интерес и к версификационному мастерству стихотворца.

Пристальное внимание к технической стороне стиха Брюсова

наблюдается на протяжении всей истории его изучения. Среди исследований, имеющих первостепенное значение для нас, следует выделить работы Д.Е.Максимова, Ю.Н.Тынянова, Ю.М.Лотмана, Л.А.Руднева, М.Л.Гаспарова, О.И.Федотова, С.И.Гиндина, К.С.Герасимова, О.А.Елинга и Т.В.Ковалевой, давших толчок нашему изучению строфики поэта.

В разработке стихотворной поэтики Брюсова наметилось несколько направлений.

Во-первых, идейно-стилистическое. Оно показало эволюцию художественно-эстетических взглядов поэта, отразивших определенные социально-философские пристрастия.

В центре внимания представителей второго подхода оказа-. лось выявление соотношения теории и практики в творчестве поэта.

Наконец, третье направление в отечественном брюсоведении занимается описанием метрического и строфического репертуара лирики поэта.

Тщательному обследованию всего метрического репертуара Брюсова посвящена статья П.А.Руднева, ценнейшие результаты которой легли в основу нашего исследования.

Вплотную к фронтальной разработке строфического уровня брюсовской версификации подошел М.Л.Гаспаров. В целом ряде работ он указал на общие тенденции в строфических экспериглентах Брюсова и осуществил попытку семантического и структурного анализа некоторых:, из них. Однако, целостной статистически выверенной картины эволюции всей строфической системы лирики поэта нет и у него.

Особо необходимо отметить диссертационное исследование Т.В.Ковалевой "Русский стих 80 - 90-х годов Х1Х века", рассматривающей творчество Брюсова 90-х годов на фоне общего развития русского стиха данного периода. Конечно, исследователь не ставил своей задачей анализ художественной формы и освещение всего строфического репертуара поэта, но суммарный подход показал основные направления.версификационных поисков.

. Все эти факты говорят об актуадъности заявленной темы; главная цель исследования - описание целостной картины строфических форм лирики поэта под углом зрения традиции и новаторства, как в отношении семантики художественной формы, так и в структурном плане. ...

Отсюда ряд специфических задач работы:

очертить корпус фактического материала;

очертить основной метод исследования;

выявить характер усвоения и трансформации традиционных строфических форм в творчестве поэта;

вскрыть механизм создания новых строфических форм;

выяснить, в какой степени найденные поэтом в опоре на традицию строфические формы сохраняют для него свою актуальность.

Объектом исследования явился весь строфический репертуар лирики поэта 1891 - 1924 годов. Частично привлечены и неопубликованные материалы. Объект наблюдения, введение ранее не привлекавшихся к изучению в подобном аспекте материалов и проблематика работы обладают значительной новизной для изучения не только лирики В.Я.Брюсова, но и для решения других актуальных вопросов современного стиховедения.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые е практике отечественного брюсоведения дан целостный обзор строфического репертуара лирики поэта. Учитывая стремление Брюсова к всеохзатности и энциклопедизму, данные, полученные в результате анализа, можно рассматривать в качестве справочника строфических форм русской лирики.

Изучив художественные особенности бршовского поэтического творчества, можно определить, какие элементы поэтики русской лирики Х1Х века оказались наиболее продуктивными для новой поэзии XX века и каково их влияние на формирование поэтики последующих поколений стихотворцев.

Для решения данных проблем необходим был комплексный подход.

Применение синхронно-диахронного формально-статистического анализа дало возможность представить целостную картину строфических типов и их эволшию в творчестве поэта. Данные, полученные в результате обследования, были сведены в таблицы, наглядно демонстрирующие безусловную строфичность поэтического мышления В.Я.Брюсова.

Функционально-статистический синхронно-диахронный подход был необходим для выявления причин обращения поэта к тем или иным строфическим реализациям и механизмам закрепления за ними культурно-тематических аллюзий.

Его подкреплял историко-генетический подход, отсылавший нас к конкретной форме или произведению и структурный, позво-

_4-

лявший выявить эксперимент на основе исходной модели.

Особое внимание здесь было уделено сонету, терцинам, октаве, сицилиане, триолету, рондо, малайскому пантуму.

Ориентация на канон не отменяла оригинальности аранжировки. Но при этом Брюсов не разрушал внутреннюю структуру твердой формы, а только корректировал ее.

Сочетание разнообразных подходов к анализируемому материалу высветило перед нами основной путь строфической эволщии лирики поэта.

Практическое значение исследования заключается в возможности использования его данных при составлении строфических справочников русских поэтов конца Х1Х - начала XX веков, при изучении содержательности стиховых форм и особенностей идио-стиля В.Я.Брюсова, а также при чтении курса истории русской литературы XX века и спецкурсов по стиховедению.

Апробация работы. Материалы работы, ее центральные положения прошли апробацию при чтении спецкурса "Сонет сере-брянного века", а также в форме научных докладов, прочитанных на конференциях в ОГПИ им. Т.Г.Шевченко /1991-1992/. на ХХ1У Тимофеевских чтениях /Москва, 1992/ и на аспирантском объединении кафедры русской литературы МПГУ /Москва, 1993/. Результаты изложены.в публикациях по теме диссертации.

Объем и структура работы. Предлагаемая к защите диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Список цитированной и использованной литературы включает 185 наименований, общий объел работы 274 страницы, основной - 197 страниц машинописного текста.