Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Своеволие и смирение как мотивы творческих интуиций А.С. Пушкина Семёнова Елена Васильевна

Своеволие и смирение как мотивы творческих интуиций А.С. Пушкина
<
Своеволие и смирение как мотивы творческих интуиций А.С. Пушкина Своеволие и смирение как мотивы творческих интуиций А.С. Пушкина Своеволие и смирение как мотивы творческих интуиций А.С. Пушкина Своеволие и смирение как мотивы творческих интуиций А.С. Пушкина Своеволие и смирение как мотивы творческих интуиций А.С. Пушкина
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Семёнова Елена Васильевна. Своеволие и смирение как мотивы творческих интуиций А.С. Пушкина : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01.- Магнитогорск, 2006.- 216 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-10/1090

Введение к работе

Актуальность темы определяется прежде всего положением дел в современной отечественной пушкинистике, в том числе значительным пересмотром отношения к русской классической литературе, происходящим в наше время. Несмотря на то, что творчество А.С. Пушкина как первого национального поэта России изучено подробно и основательно, вопрос о его значении в современной культуре и сегодня имеет острый характер. Творчество поэта получило разную интерпретацию в русской и западной культурной традиции, а в XX веке – в двух отечественных школах пушкиноведения: советской и русской зарубежной. Существующие школы пушкинистики настолько радикально разошлись в оценках творчества Пушкина, что это само по себе порождает проблему, заслуживающую серьёзного анализа.

Пушкинское наследие осмысляется интенсивно и очень разнопланово. Произошедшие в российском обществе перемены, радикально изменившие социокультурную ситуацию, вызывают появление самых неожиданных концепций пушкинского творчества, что ведет к дальнейшей дифференциации пушкиноведения. Это обстоятельство ставит перед современными учеными–пушкинистами проблему научно корректного изучения творчества поэта. Актуальность обращения к нравственно–религиозному аспекту творчества Пушкина обусловлена, таким образом, необходимостью компенсировать недооценку гуманистического значения его художественных творений и его личного религиозного опыта, которая до сих пор ощутима как в зарубежном, так и в отечественном пушкиноведении.

Наряду с этим, проблема значимости религиозного сознания вообще и православного сознания в частности является сегодня актуальной не только для науки, но и для общества в целом. Её разработка на материале творчества Пушкина может сыграть важную роль в прояснении национальной ментальности.

Степень разработанности проблемы подробно освещена в первой главе диссертационного исследования, в связи с исключительным объёмом и сложностью пушкинсковедческой библиографии.

Научная новизна работы обусловлена применением аксиологического метода для исследования нравственно–религиозной составляющей жизни и творчества Пушкина, что позволяет подвергнуть адекватному научному анализу тонкую сферу духовности, запечатленную в фактах биографии и творчества писателя.

Материалом и объектом исследования является творчество Пушкина – его отдельные художественные произведения, критические статьи, историческая проза, дневниковые записи, черновики.

Предметом диссертационного исследования являются закономерности становления и развития философско–религиозной составляющей в творческих исканиях Пушкина.

Целью диссертационного исследования является выявление реальной соотнесенности этической составляющей творчества Пушкина с национальными доминантами духовной культуры, сформированными под влиянием православия.

Задачи исследования, обусловленные его целью, состоят в следующем:

1. Рассмотреть подходы к изучению философско–религиозного содержания творческих исканий Пушкина, проявившиеся в современном пушкиноведении;

2. Прояснить особенности восприятия христианской этики в русском обществе пушкинской поры;

3. Проследить эволюцию религиозного мироощущения Пушкина;

4. Проанализировать основные темы творчества Пушкина с аспекте христианской аксиологии;

5. Выявить соотнесенность пушкинской ценностной системы с идеалами русской духовной культуры.

Методологическая основа исследования. Новые возможности для современного прочтения русской классической литературы и творчества Пушкина открывает аксиологический аспект. «Новейший философский словарь» фиксирует переход аксиологии в статус особой научной дисциплины, «занимающейся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретным деяниям и поступкам» . Современное российское литературоведение долго оставалось самой инертной областью гуманитарного знания по отношению к тому творческому потенциалу, который заложен в аксиологическом аспекте. Это привело к тому, что, по мнению многих исследователей, «истории русской литературы как научной дисциплины, которая бы хоть в какой–то степени совпадала в своих аксиологических координатах с аксиологией объекта своего описания пока ещё не существует» .

Аксиологический аспект изучения художественной литературы стал одним из направлений научной работы филологов Магнитогорского университета. Докторская диссертация В.Б. Петрова «Художественная аксиология Михаила Булгакова» явлилась примером эффективности нового метода. А.П. Власкиным разработаны аксиологические категории, которые имеют прикладное значение для аналитических подходов к изучению русской классики. Это нормы, ценности и идеалы, которые связаны между собой сложными и динамичными отношениями . Аксиологический подход, при всей его трудоемкости, обеспечивает научным знаниям о литературе ту основательность и серьезность данных, которых пока не хватает современной пушкинистике в вопросе о ценностной природе пушкинского творчества.

Естественно, что аксиологический аспект вводит в сферу внимания и область религиозных ценностей, которые занимают важное место в духовном содержании русской классической литературы. Это позволяет делать упор на смысле, а не на поэтике высказывания; на поведении и мировосприятии героя и автора, а не на специфике художественной реальности; на закономерностях развития идей и на изменении системы ценностей.

Кроме того, методология исследования базируется на сочетании исторического и типологического подходов. Исследуемая проблема требует обращения к смежным областям гуманитарного знания – к философии и культурологии.

Категориальный аппарат. Отличительным свойством русской литературы является наличие в ней некоего «нравственного императива», под которым принято понимать постоянное соотнесение изображаемой действительности с моральной нормой. Эта «норма» формировалась под интенсивным влиянием этической доктрины христианства. Пушкин в своем творчестве отразил широкий спектр национальной нравственной проблематики: совесть и грех, веру и безверие, отечество и патриотизм, народ и власть, свободу и совесть, личность и государство. В последнее творческое семилетие Пушкина его искания особенно настойчиво и явственно связывались с христианской системой ценностей. Но антиклерикальные (антиправославные) идеи вызвали в творчестве Пушкина не менее глубокую реакцию. Это важнейшая оппозиция в сознании Пушкина, которая объясняет противоречивость его ценностных систем и динамику их смены.

Тематический размах нравственных проблем, поставленных в творчестве Пушкина, так широк, что позволяет их разместить между двумя этическими полюсами православия – своеволием и смирением. Как категории общеевропейской христианской духовной культуры, своеволие и смирение являются не только ценностными абсолютами, но включают в себя иерархически выстроенные положительные и отрицательные ценностные значения: своеволие – человеческие страсти (грехи), смирение – человеческие добродетели. Своеволие и смирение, как понятия, входящие в область этических ценностей, могут стать предметом не только рациональной рефлексии, но и интуитивного переживания. Этим объясняется включение понятия «интуиция» в формулировку темы диссертации. Таким образом, своеволие–смирение выделяются как базовые структуры в системе ценностных смыслов, имеющие взаимную корреляцию.

В настоящей работе мы сознательно сужаем содержание понятия духовности до религиозности, хотя отдаем себе отчёт в том, что знак равенства между ними поставить нельзя. Редукция понятия духовности до православной религиозности отчасти оправдана тем, что православие является одним из главных культурогенетических факторов в истории России. В то же время отождествление русского и православного не является общепринятым положением в современной науке. И понятно почему: «...русская тема есть тема частная, а православная – всеобъемлющая» (Г.П. Федотов) . Однако требование научности (с обязательной для нее рациональной рефлексией) даёт нам право на оперирование столь неопределенными в своих границах категориями, какими являются «духовность», «религиозность», «национальная ментальность», «православие», – с условной ограниченностью их значений.

На защиту выносятся следующие положения:

1) существует определенная религиозная основа творчества Пушкина, которую можно выявить через сопоставление восприятия его творчества в русской культуре и культурах Запада;

2) религиозная база творчества Пушкина может быть рассмотрена при условии, что она определяет ценностную систему, обеспечивающую как духовное единство русской нации, так и принадлежность творчества Пушкина к национальной культуре;

3) религиозная ситуация пушкинского времени оказывала конкретное влияние на характер политических и этических воззрений поэта, которые нельзя свести к сумме христианских мотивов в его творчестве.

Практическая ценность исследования выражается в возможности использовать его результаты в спецкурсах по истории русской литературы первой трети XIX века, в работе со студентами специальностей гуманитарного профиля. Принципы филологического анализа текстов в аксиологическом аспекте могут служить основой для аналогичного изучения других художественных миров.

Апробация. Основные положения диссертации изложены в опубликованных статьях и тезисах общим объёмом 4,5 печ.л. и докладывались на научно-практической конференции (ЧИФ РГТЭУ, 2003); на Межрегиональной научно-практической конференции (Челябинск, 2003), на Житниковских чтениях (Челябинск, 2004). Результаты исследования использовались в курсах по истории русской литературы XIX века для студентов по специальности «Журналистика» ЮуРГУ, а также в спецкурсе «XX век о Пушкине» для студентов Челябинского филиала Российской Академии Образования.

Основной текст диссертации состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы, включающего 197 наименований.