Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Тема судьбы военного поколения в поэзии Александра Межирова Романова Екатерина Сергеевна

Тема судьбы военного поколения в поэзии Александра Межирова
<
Тема судьбы военного поколения в поэзии Александра Межирова Тема судьбы военного поколения в поэзии Александра Межирова Тема судьбы военного поколения в поэзии Александра Межирова Тема судьбы военного поколения в поэзии Александра Межирова Тема судьбы военного поколения в поэзии Александра Межирова
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Романова Екатерина Сергеевна. Тема судьбы военного поколения в поэзии Александра Межирова : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Романова Екатерина Сергеевна; [Место защиты: Смол. гос. ун-т]. - Смоленск, 2008. - 351 с. : ил. + Прил.(72 с.). РГБ ОД, 61:08-10/723

Введение к работе

Актуальность исследования. Тема судьбы военного поколения (далее тема СВП) занимает в лирике А.П. Межирова особое место. Эта тема проходит через всё творчество поэта. Акценты над ней в процессе творческого развития автора изменяются. Однако нам не известны специальные фундаментальные труды, где рассматривается тема СВП в поэзии А. Межирова.

Несмотря на талантливость и художественное мастерство Межирова, мало специальных работ, посвящённых изучению его творчества. Поэтическое наследие Межирова рассматривается в книге М.Ф. Пьяных «Поэзия Александра Межирова», единственной монографии о творчестве поэта. Анализу лирики Межирова посвящена диссертация О.В. Шульской, в которой изучается индивидуальная творческая манера поэта, приводится характеристика лексических средств лирики автора, исследуются «основные способы семантического преобразования слова». В дальнейшем исследовательница продолжает изучение эволюции поэтического идиолекта Межирова, что отражается в её статьях. В диссертации Д.К. Беридзе уделяется внимание проблеме художественного перевода и роли эстетического принципа в переводческой практике. Исследование проведено на материале переводов грузинской советской поэзии, выполненных Межировым и Лукониным. В диссертации Ю.П. Иванова исследуются проблемы эволюции мировоззрения и творчества поэтов военного поколения. Этот труд основан на сопоставлении художественного опыта А.Т. Твардовского с творчеством других. Автор стремится отразить переход русской литературы от идеологической заданности 1940 1980-х годов к новому периоду развития. В диссертации приведён подробный анализ поздней лирики ряда поэтов-фронтовиков, среди которых ведущее место занимает Межиров. Автор делает вывод о том, что поэты фронтового поколения «вслед за Твардовским <…> способствовали освобождению русского стиха от жёстких пут советско-партийной идеологии, распространению и утверждению общегуманистических ценностей, идеи прав личности, в том числе права художника на свободомыслие. Их творчество эстетически разнообразно выразило существенные стороны духовной жизни народа в эпоху исторического перехода к новому типу общества».

Диссертации Л.Л. Лавлинского, В.В. Заманской, Э. Глушец, В.А. Зайцева освещают отдельные стороны поэзии Межирова в контексте творчества других поэтов-современников.

В целом к творчеству поэтов фронтового поколения и трагедийности их судьбы (в том числе и в лирике Межирова) обращались многие критики, писатели, исследователи. В диссертационных сочинениях С.П. Брыкиной, В.В. Заманской, Э. Глушец, Ю.П. Иванова рассматриваются различные аспекты творчества поэтов фронтового поколения. Непосредственно тема СВП затрагивается в монографиях Л.И. Лазарева и Ю.П. Иванова. Обзор военной лирики представлен в работах А.И. Павловского, А.М. Абрамова, А.Г. Когана, Л.Н. Таганова. Отдельные главы в трудах В.В. Кожинова, В.В. Дементьева, А.А. Урбана, И.Л. Гринберга, Л.Л. Лавлинского, Л.А. Аннинского, А.А. Михайлова, А.М. Абрамова посвящены изучению поэзии фронтовиков. Тема СВП раскрывается также в многочисленных статьях.

Всё вышеизложенное делает обращение к избранной теме правомерным, а проведение исследования актуальным.

Цели исследования проследить эволюцию темы СВП в творчестве Межирова, доказать её значимость в лирике поэта; сравнить эту тему в поэзии Межирова и в творчестве других поэтов фронтового поколения.

Реализация этих целей осуществляется путём выполнения следующих задач:

  1. составить периодизацию творческого пути Межирова;

  2. описать тематическую структуру художественного мира поэта;

  3. определить, какое место занимает тема СВП в лирике Межирова;

  4. рассмотреть, как представлена тема СВП в творчестве поэта; выявить, из каких ключевых (минимальных) тем она образуется;

  5. провести компаративный анализ темы СВП в поэзии Межирова, с одной стороны, и С. Гудзенко, Д. Самойлова и Ю. Левитанского, с другой.

Представляется целесообразным объяснить выбор поэтов-фронтовиков для сопоставления с Межировым. Гудзенко один из первых, в чьём творчестве доминирует тема СВП. Семантические сдвиги в развитии этой темы его лирики незначительны. Лишь в конце творческого пути у него появляются сомнения и намёки на изменение в интерпретации указанной темы. Вместе с тем творчество Гудзенко становится начальным этапом эволюции темы СВП в отечественной поэзии, оно оттеняет развитие этой темы в дальнейшем у других поэтов военного поколения.

В творчестве Самойлова и Левитанского, по нашему мнению, тема СВП нашла яркое воплощение. Жизненный путь поэтов был связан с разными историческими этапами в судьбе страны, с общественными и политическими изменениями. Во многом это привело к трансформации их взглядов на понимание Великой Отечественной войны.

Объектом исследования стала военная лирика Межирова.

Предмет исследования эволюция темы СВП в поэтическом творчестве Межирова.

Материалом для нашего исследования послужили все поэтические тексты Межирова, за исключением поэм и переводов. 52 стихотворения, опубликованных им в двух редакциях, мы изучали в одной из них. Всего нами изучено 36 книг и 6 подборок в периодической печати, что составляет 567 произведений автора.

Творчество Гудзенко, Самойлова, Левитанского рассматривалось от первой книги до последней. Исключение составили поэмы, переводы, пародии, стихи для детей.

Художественное наследие Гудзенко было исследовано в объёме 12 книг. Из них только 6 являются прижизненными изданиями поэта. Остальные книги включают стихотворения, которые по разным причинам не вошли в сборники, опубликованные ранее. Мы не рассматривали тексты, включённые в книгу «Курская тетрадь» (Курск, 1947). Она была написана в соавторстве с М. Лукониным, при этом авторство отдельных текстов не обозначается.

Поэзию Самойлова мы исследовали также не только в пределах прижизненных изданий. Мы обращались к книгам, составленным вдовой поэта Г.И. Медведевой после его смерти.

В результате было исследовано 246 текстов Гудзенко, 681 стихотворение Самойлова и 432 произведения Левитанского.

Методологическая основа. Работа основывается на сочетании формального, содержательного и структурного подходов. Теоретической базой исследования явились труды по изучению тематики художественного текста В.М. Жирмунского, Ю.Н. Тынянова, Б.В. Томашевского; исследования по стиховедению В.М. Жирмунского, Б.В. Томашевского, М.Л. Гаспарова, П.А. Руднева, В.С. Баевского; труды Д.С. Лихачёва, М.М. Бахтина, В.С. Баевского, посвящённые изучению художественного времени и пространства; работы Ю.Н. Тынянова, М.М. Бахтина, Л.Я. Гинзбург, Б.О. Кормана, в которых определяется и рассматривается понятие «лирический герой».

Методы исследования. Эта работа проводилась с опорой на несколько методик: 1) методику построения периодизации творчества; 2) методику составления и анализа частотных словарей, в том числе методику сопоставления частотных словарей поэтических книг посредством корреляционного анализа; 3) методику исследования тематики, основанную на выявлении ключевых слов-тем.

Кроме того, в процессе исследования были применены контекстуальный анализ, описательный и сопоставительный методы.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней затрагиваются вопросы, которые недостаточно освещены до сих пор. С целью объективного исследования тематического развития поэзии Межирова создана периодизация его творческого пути. Впервые эволюция темы СВП в лирике Межирова рассмотрена в контексте всего тематического многообразия автора. Составлены частотные словари лексики позднего творчества Межирова. Проведён сопоставительный анализ темы СВП у Межирова с её раскрытием у Гудзенко, Самойлова и Левитанского.

Теоретическая ценность исследования заключается в построении структуры поэтического мира Межирова. Также разработаны методы объективного сопоставительного анализа тематической структуры творчества нескольких поэтов.

Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы при построении истории русской литературы ХХ века, чтении лекций по истории русской литературы ХХ века, при подготовке спецкурсов, спецсеминаров и факультативных курсов по изучению поэзии второй половины ХХ века в высших и средних профессиональных учебных заведениях, на уроках литературы в средней школе.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Тема СВП актуальна на протяжении всей творческой биографии Межирова и занимает важное место в его поэзии.

  2. Тема СВП эволюционирует в лирике Межирова, становится глубже с течением времени.

  3. Изображение СВП обнаруживает много сходных черт с раскрытием этой темы в творчестве других поэтов военного поколения Гудзенко, Самойлова и Левитанского. Их объединяют общие ключевые (минимальные) темы.

Апробация работы. Результаты исследования отражены в 18 публикациях. По теме диссертации сделано 17 докладов на научных конференциях разного уровня: на ежегодных аспирантских научных конференциях кафедры истории и теории литературы Смоленского государственного педагогического университета в 2000, 2001, 2002 гг.; на межкафедральной научной конференции «Пути изучения литературы» (Смоленский государственный педагогический университет, 2005); на межвузовских научных конференциях «Современные пути изучения художественного произведения» (Смоленский государственный педагогический университет, 2003), «Современные пути исследования литературы», посвящённой 40-летию Филологического семинара (Смоленский государственный университет, 2007), «Культура. Искусство. Образование: проблемы и перспективы развития» (Смоленский государственный институт искусств, 2008), «Современные пути изучения художественного произведения: языковое мышление писателей» (Смоленский государственный университет, 2008); на Славянских Чтениях «Духовные ценности и нравственный опыт русской цивилизации в контексте третьего тысячелетия» (Орловский государственный институт искусств и культуры, 2006); на Всероссийской научной конференции «Современные социокультурные процессы: проблемы, тенденции, новации» (Казанский государственный университет культуры и искусства, 2006); на международных ежегодной научно-практической конференции «Культура. Искусство. Образование: проблемы, перспективы развития» Смоленского государственного института искусств в 2005, 2006, 2007 гг., научно-практической конференции молодых учёных «Общечеловеческие ценности и профессиональное становление личности» (Смоленский государственный институт искусств, 2006), научной конференции «Современные пути исследования», посвящённой памяти академика М.Л. Гаспарова (Смоленский государственный университет, 2006), 2-й научно-практической конференции «Глобальный научный потенциал» (Тамбовский государственный технический университет, 2006), 1-й научно-практической конференции «Современные проблемы науки» (Тамбовский государственный технический университет, 2008).

Структура и объём диссертации. Первый том содержит введение, две главы, заключение, примечания, списки источников текстов и литературы. Приложения вошли во второй том.

Основная часть диссертации изложена на 174 страницах. 48 страниц занимают примечания, 7 страниц список источников текстов (92 наименования) и 50 страниц список литературы (всего 512 наименований). Объём приложений составляет 72 страницы.

Похожие диссертации на Тема судьбы военного поколения в поэзии Александра Межирова